Кое-что из истории культуры; внешнее устройство городов; церковное зодчество

 

Заселение Лифляндии немцами происходило в связи с беспрерывными войнами. По мере завоевания страны распространялись участки (лены) немецких вассалов или дворы (аллоды), первоначально укреплявшиеся валом, рвом и деревянным забором.

Строить каменные укрепления было привилегией, которую давала верховная власть и которую получили далеко не все вассалы и то в позднейшее время. Каменные укрепления были в Фикеле, Рингене, Кавелехте, Роопе, Гохрозене, Каленцау, Берзоне, Эрле и др. Пришельцы приспособляли свои сельскохозяйственные работы к климатическим и другим особенным условиям новой родины, и нельзя сомневаться в том, хотя и нет на то прямых указаний, что они приобретённые прежде знания и опыт применяли также на новых местах. Немцы получали более обильные урожаи, чем туземцы, ведшие свое хозяйство ещё долго самым первобытным способом. В свободной земле не ощущался недостаток, хотя и некоторые области оставались необработанными вследствие бесконечных войн туземцев между собой и литовских набегов.

Рабочие силы доставались не без труда. Сначала военнопленные (Drellen) обращались в рабочих.

Повторявшиеся в разных областях восстания привели к тому, что свобода сельских жителей подвергалась ограничениям. Но многие жители еще пользовались полной свободой и владели землёй, которую обрабатывали. Древнейшая ленная грамота, которую мы знаем, дана была ливонцу Манегинте из Зегевольда магистром Вено, следовательно, до лета 1209.

По всему краю рассеяны так называемые крестьянские замки (Bauernburgen), которые имели соответственно данной местности очень различные формы и величину, но часто могут быть опознаны до настоящего дня. Это были земляные укрепления иногда небольших размеров, иногда обширные с двояким и трояким валом. Во встречавшееся редко мирное время в этих замках находился гарнизон. При опасности они служили убежищем для всего окрестного населения. Не раз неприятель должен был под таким замком повернуть назад. На земляных укреплениях некогда стояли деревянные постройки с выступавшими башнями; описания их в древних хрониках дают возможность сделать себе о них некоторое представление. Обгоревшие остатки указывают нам, что деревянные постройки большей частью погибли от огня.

Каменные постройки в них вовсе не встречались, туземцы не знали известкового раствора. Также и огромные из камней сложенные кольцеобразные валы, встречающиеся редко и только у эстов, не показывают никаких следов какой-либо замазки.

Первые каменные замки построены немцами. Первые города возникли здесь также в XIII столетии.

Рига всегда была самым большим городом. Число жителей городов в средние века невозможно определить. Территория, которую города занимали, в некоторых случаях, так в Риге и Ревеле, может быть указана по остаткам городских стен и другим приметам. В Дерпте пространство между гостиным двором и Карловой было занято предместьем; в противоположном направлении город простирался немного дальше, чем ныне; возвышение, на котором стоял собор (Domberg), принадлежало епископу; на другой стороне реки Эмбаха находились сады и огороды. В средние века люди жили теснее, и в городе находились кроме жилищ ещё склады и мастерские. Вдоль городского рва расположены были огнеопасные мастерские, раньше всего кузницы, в которых в то время делалось всё, для чего ныне имеются различные мастерские.

Все помещения дома, начиная с подвала и кончая чердаком, были так или иначе использованы. Уличные фасады домов были узки, зато дома имели значительную глубину; дворы или вовсе не существовали, или были очень невелики. Жители были очень стеснены; весьма понятно, что они с таким нетерпением ждали Пасхи и вместе с нею наступления весны.

Строительное искусство явилось сюда также только в конце XII столетия. И в Западной Европе романский стиль держался до XIII столетия, лишь кое-где уступая переходному и в редких случаях новому, из Франции переходившему готическому стилю. В прибалтийском же крае зодчие были еще консервативнее. Хотя позднейшие поколения на церковных и светских строениях очень многое изменили по вкусу времени, всё же многое в романском стиле сохранилось. Так, в Риге уцелели каменные колонны около собора, несколько веков бывшие закрашенными. Само здание собора, особенно колокольня, подвергались неоднократным изменениям.

В старой Риге, кроме соборного участка и участка, принадлежавшего к замку, было два прихода - св. Петра и св. Иакова.

Церковь СВ. Петра, ныне существующая, построена в начале XV столетия строителем Иоанном Румешоттелем из Ростока. Колокольня её построена была позднее, но и её уже ныне нет. Церковь не раз делалась добычей огня.

Ныне стоящая тонкая и высокая, из трёх этажей состоящая колокольня, господствующая над Ригой, построена строителем Иоанном Генрихом Вюльберном в 1746 г. по старым планам страсбургского архитектора Рубберта Бинденшу (1688 г.), творение которого погибло в мае 1721 г. от удара молнии.

Главные части церкви СВ.Иакова построены ещё в ХIII столетии, но позднейшие перестройки совершенно изгладили первоначальный их характер.

Церковь св. Иоанна принадлежала к доминиканскому, а церковь св. Екатерины - к францисканскому монастырю. Лестницеобразный фронтон первой церкви указывает на прусский образец; она возникла в конце XV столетия. Остатки второй церкви сохранились в одном доме в Сарайной улице. Также поныне стоит здание бывшей церкви св.Георгия, возникшей в начале ХIII столетия, но оно служит уже более 400 лет амбаром.

Ратуша построена только в XVIII столетии, а верхний её этаж ещё позднее. Первая ратуша стояла, по всей вероятности, на том же месте. Напротив ратуши находящийся дом «чёрных голов» построен в первой половине XIV столетия. Высокий передний его, фронтон сооружён только

в XVI столетии, а некоторые украшения ещё позднее; задний фронтон стариннее, пристройки носят интересные барельефы, сделанные в 1522 г. В доме большой гильдии есть очень старинный зал. На городской земле, окружённой стенами, уже в XIII столетии лежало два дворянских двора: Розенгоф (близ монастыря миноритов) и Резенгоф (в старом городе).

В Ревеле главный собор (Ritter- und Domkirche) был построен уже в XIII столетии, но он несколько раз перестраивался вследствие больших пожаров (в мае 1433 г. и в июне 1684 г). Точно также церкви св. Николая (покровителя моряков) и св. Олава встречаются уже в XIV столетии. Нынешний вид церковь св. Олава с чрезвычайно высокой и острой колокольней получила лишь после опустошительного пожара в 1820 г. на основании старых планов. От церкви св. Екатерины, принадлежавшей к доминиканскому монастырю, уцелели небольшие остатки среди позднейших построек. Вокруг ратуши прежде находился крытый ход, а вблизи от неё красивый домик в чистом стиле ренессанса для городских весов.

Долго держался здесь готический стиль. Это видно, между прочим, из сохранившегося городского герба, приделанного в 1529 г. к воротам, идущим к морскому берегу (так называемые Strandpforte). Чрезмерно тонкие колокольни ратуши и церкви св. Духа воздвигнуты в XVII столетии. От старых городских стен сохранились значительные части и целый ряд башен, в том числе так называемая Dicke Margarete, Kiek in de Kok. За пределами города в начале XV века (1407-1436) был построен монастырь св. Бригитты (или вернее Биргитты). В городе находились еще дворы (или дома) феллинского командора, иервенского фогта, аббатства Фалькенау и Падис. Дворяне имели дома около самого собора. И в Ревеле, как и в других городах, много старинных предметов погибло навсегда, благодаря преувеличенным представлениям о требованиях нового времени.

Гапсальский собор есть самая большая церковь с одним кораблём не только в прибалтийском крае, но вообще в пределах германской архитектуры (36+11,5 метр. по Dehio). Он был тесно связан с замком и построен во второй половине ХIII столетия. Тем не менее, многие детали на нём носят чисто романский характер, рядом с ними встречаются раннеготические узоры. В замке в Аренсбурге на Эзеле, обитаемом до сих пор, уцелели как снаружи, так и внутри многие старинные особенности. В церкви в Каррисе, тоже на Эзеле, мы находим мраморные скульптуры. Каменные постройки возводились из кирпича, только в Эстляндии употребляли чаще добываемый на месте известняк.

В Дерпте, нужно полагать, был тоже рано построен собор. Но величественное здание, развалины которого производят ныне столь сильное впечатление на зрителя - некогда собор св. Петра и Павла возникло только в XIV столетии. При постройке служила образцом любекская церковь св. Марии, позднее сооружённые хоры создал художник из школы Парлеров в Гмюнде, которые славились в конце XIV столетия и построили, между прочим, церкви во Фрейбурге, в Брейсгау, в Коллине и Куттенберге. Эти хоры назывались ещё в 1477 г. новыми. Это объясняется тем, что в средние века подобные постройки строились очень долго.

В ночь на день св. Иоанна 1624 г. близ собора был разведён костер, от которого произошёл пожар, разрушивший все деревянные части и крышу. Обе колокольни стояли ещё около 150 лет и были снесены только в 1764 г. в связи с работами по укреплению Дерпта. Церковь св. Марии стояла на месте нынешнего университетского здания и уже давно совершенно исчезла. Другая церковь св. Иоанна существует поныне; на ней замечателен рельеф, сделанный и выжженный из глины подобно кирпичам. Аббатство Фалькенау имело двор в Дерпте.

Дерпт особенно страдал от больших пожаров, каковые случались в 1261, 1329 (погибло около 2500 людей), 1335, 1667, 1708 и 1775 годах и которые способствовали переменам во внешнем виде города. Только новейшие исследования Р. Отто пролили свет на многочисленные монастыри в Дерпте и их местоположение. Они находились на улице, ныне называемой Магазинной; только женский монастырь св. Екатерины лежал на склоне домберга и простирался до Старого рынка и Широкой улицы.

Есть также старинные сельские церкви, и было бы весьма желательно позаботиться о сохранении их, наравне с другими памятниками старины. По нынешней форме и основному плану можно эти церкви разделить на территориальные группы. В Курляндии нет особенно старых зданий; и в городах нет церкви, построенной раньше XVII столетия. От Старого собора в Пильтене так же, как и от епископского замка, сохранились лишь развалины. Относительно церкви св. Сильвестра в Пильтене даже не известно, в каком месте она находилась.

Следы стенной живописи конца XIII столетия сохранились в Риге в соборе и в церквах св. Екатерины и св. Иакова. От более древнего времени живописных произведений мы не имеем.

Имена живописцев встречаются в Риге и в Ревеле в XV столетии. В Ревеле сохранились произведения любекских художников конца XV столетия, на которых лишь новейшие исследователи обратили внимание (Герман Роде, работавший с 1468 до 1501 г., и Бернт Ноткен - 1440-1517). На великолепном алтаре, находящемся ныне в доме «чёрных голов» в Ревеле, заметно некоторое влияние Ганса Мемлинга; в ревельской церкви св. Николая имеется алтарь голландской работы начала XVI столетия, к сожалению, искажённый позднейшими дополнениями. Там же находится интересная картина (XV столетия), изображающая пляску мёртвых. В указанных алтарях в церквях св. Николая и св. Духа в Ревеле замечательны деревянные резанные части; выдающиеся резные работы, отражающие смерть св. Марии (в доме большой гильдии в Риге) и венчание св. Марии (в церкви в Кармеле на Эзеле), обе возникшие в ХV столетии.

Из художников других специальностей встречаются многочисленные золотых дел мастера. Устав их цеха в Риге составлен в 1360 году. Замечателен большой ковчег, который ревельский золотых дел мастер Ганс Риссенберг в 1474 году сделал для церкви св. Николая и который свидетельствует о чрезвычайном даровании своего автора.

Это произведение сохранилось и ныне находится в Императорском Эрмитаже в С-Петербурге. Там же сохраняется хрустальный рог в серебряной изящной оправе, изготовленный в первой половине ХVI столетия, вероятно, тоже в Ревеле и некогда принадлежавший некоему Бруну Дрольсгагену. Жители Риги и Ревеля делали заказы также у заграничных, преимущественно любекских, мастеров. Серебряная статуя св. Георгия 1507 г., находящаяся в доме «чёрных голов» в Риге, есть иностранное произведение. Древнейшие сохранившиеся колокола сделаны в XV столетии. В Риге сохранились пушки с красивыми украшениями XVI столетия.

 

Продолжение...