Железная дорога на островах Сааремаа, Хийумаа, Вормси и Муху

 

    Железнодорожные линии на островах Сааремаа, Хийумаа, Вормси и Муху уникальны, так как они являются единственными островными железными дорогами в Балтийском регионе. Эта железная дорога строилась в 1913 году для укрепления российкой линии обороны Таллин - Ханко, которая блокировала вход противника в акваторию Финского залива. На каждом из островов были проложены 5-20 километровые отрезки путей, по которым осуществлялась доставка боеприпасов и различного рода снаряжения к морским фортам. Железнодорожное сообщение происходило посредством вагонеток на гужевой тяге, а на островах Сааремаа и Муху – паровозной техники.

    К 1917 году началось строительство линии от поселка Роомиссаре до Курессааре, административного центра острова Сааремаа. По этой линии предполагалась перевозка боеприпасов, стройматериалов, необходимых для фортификационных работ. Линия брала свое начало во дворе завода Вильденберга. Однако, данный проект так и не был завершен из-за захвата острова немецкими войсками.

   Пришедшие на смену русским немцы продолжили укрепление островов, стремясь превратить основной остров - Сааремаа - в морскую крепость. Для улучшения снабжения крепости было решено создать вокруг Курессааре сеть 600-миллиметровых полевых железных дорог, названных "фельдбанами". Немцы работали ударными темпами и через несколько лет через острова было проложено более 100 километров путей.

   Вскоре, однако, острова потеряли свое стратегическое значение, и построенная дорога стала использоваться для гражданских перевозок. В настоящее время «островное» железнодорожное сообщение уже не осуществляется. Последний пассажирский поезд вышел из Курессааре в октябре 1940 года.