Был дом офицеров в Риге

Топ 10 утраченных деревянных зданий Риги

В прошлый раз мы рассмотрели десять утраченных каменных зданий Риги. Сегодня посмотрим на такой же список деревянных зданий. Они выступают в другой категории, ведь дерево изначально недолговечный строительный материал.

К тому же в городе-крепости Риге внутри крепостных стен деревянных домов старались не строить, а вне их наоборот строили в основном из дерева, дабы в случае осады постройки можно было бы сжечь и лишить тем самым осаждающего врага возможного убежища. Тем не менее, палитра деревянных домов Риги широка, хотя некоторых красок в ней и не хватает. Придёт время, и я напишу подробные статьи про эти здания, а пока только краткая информация.

Номер10. Эллинг Альфреда фон Гертвига

В конце 19 века в современном районе Болдерая находилась прядильная и ткацкая фабрика Гертвиг и Пейтан. Владельцы предприятия занимались не только развитием своего предприятия, но и облагораживали близлежащий район. Так при фабрике разбили красивый парк с павильоном, при содействии Гертвигов появилась и школа для детей рабочих. В 1900 году на берегу речки Бульупе возвели высокий деревянный эллинг для яхты Гертвига «Ундины». Это здание было выполнено в остромодном в те времена стиле национального романтизма и наглядно демонстрировало, что утилитарная постройка тоже может быть красивой и модной.

СЛАБОНЕРВНЫМ НЕ СМОТРЕТЬ +18 Казнь военных преступников Нюрнберг 24 мая 1946

Высокое здание с двускатной крышей и высокими воротами, сквозь которые судно с высокими мачтами могло попасть внутрь строения, сразу привлекало к себе внимание и надолго стало символом Даугавгривы. Во время первой республики в эллинге расположился сапёрный полк и был обустроен понтонный парк. К сожалению, здание погибло в огне 1944 года, когда его уничтожили силовики немецкого вермахта. Какое-то время сохранялась каменная пристройка эллинга, но в начале 21 века снесли и её.

Номер 9. Дворец Петра Первого в Царском саду

Проект деревянного летнего дворца в Царском саду разработал, по легенде, саам император Пётр Алексеевич. Он очень хотел иметь резиденцию у берега Даугавы, откуда можно было бы наблюдать за проплывающими кораблями.

Что интересно, в этот раз первым появился сад, а уже потом дворец: в 1711 году Пётр принимает решение о создании своей резиденции в Риге, в 1717 году появляется сад, а в 1721 – дворец. Это было вытянутое одноэтажное здание с мезонином и мансардой в стиле барокко. Углы здания акцентированы ризалитами. Согласно плану, во дворце было пятнадцать помещений, расположенные по принципу анфилады.

Центром композиции был большой зал, занимавший всю ширину здания. По своей композиции дворец напоминает спроектированный Николо Микетти дворец Кадриорг в Таллине. Об отделке внутренних покоев дворца достоверных сведений не сохранилось.

К сожалению, сохранить уникальное здание не удалось. Царь в нём был, скорее всего, всего один раз и дворец больше служил резиденцией Рижских генерал-губернаторов. Дворец и парк часто страдали от наводнений, и к 1770 году здание пришло в такой упадок, что его попросту снесли. Сегодня на его месте проходит одна из городских улиц. Шансов дожить до наших дней у дворца практически не было.

Рижский ОМОН. Последние защитники СССР.

Каждому городу хочется иметь в своём распоряжении дворцово-парковый комплекс, но в Риге этим вопросом мало кто занимался. Царский сад, пусть и сильно видоизменившись, сохранился до наших дней.

Номер 8. Театр Аполло

Это был большой деревянный театр, названный в честь античного бога, предводителя и покровителя муз «Аполло». Его возвели в 1902 году в ново-созданном парке Гризенберг под руководством архитектора Флориана фон Выгановского (по другим сведениям, автором проекта был архитектор Юлиус Пфейфер). При строительстве использовали материалы рижской «Венеции» с юбилейной выставки.

Здание было выдержано в классическом стиле с двумя башенками-бельведерами на фасаде. Внутри расположился обширный зал, всё его пространство заполняли мраморные столики и элегантные венские стулья с гнутыми спинками. В конце зала находилась широкая сцена.

Парк Гризенберг в 1905 году стал местом собрания революционных масс и после событий революции интерес богатой публики к этому месту угас. С 1906 по 1908 год в здании театра работала латышская труппа. Отличительной чертой нового театра был его репертуар. Здесь впервые в Риге на латышском языке поставили произведения Чехова, Сологуба, Горького.

Например, из семнадцати постановок театрального сезона 1907/1908 года девять были по произведениям русских авторов. В театре «Аполло» выступали такие мэтры латышского театра как Альфред Амтманис-Бриедис, Тия Банга, братья Бергманы, молодой Эдуард Смильгис. Увы, но спектакли не пользовались популярностью и театр «Аполло» стал временным пристанищем для латышской труппы, когда в 1908 году появился Новый рижский театр, «Аполло» был окончательно закрыт. Здание театра погибло в пожаре во время Первой мировой войны. На месте театра сегодня аллеи парка гризинькалнс.

Номер 7. Кафе «Флора»

Это большое двухэтажное здание было построено по одному из образцовых проектов между 1815 и 1823. Это был целый комплекс жилых зданий. Здесь сдавались внаём квартиры, а в нижних этажах и подвале открывались магазинчики и мастерские. До войны этим миром владели господа фон Пикард (v. Pickard) и Фоссар (Fossard).

Вплоть до конца ХХ века в здании сохранялись детали внутренней отделки: плафоны, нарисованные русты, карнизы и пилястры. В 20-30-х годах ХХ века комплекс зданий приобрела община адвентистов седьмого дня. Их храм находился неподалёку, на улице Базницас. Именно по их инициативе здесь появилось то самое вегетарианское кафе «Флора», имя которого «приклеилось» к дому впоследствии.

Здание это было, может быть, не очень интересно сточки зрения архитектуры, но оставило свой след в истории: здесь находилась подпольная типография, позднее Жанис Липке прятал евреев от фашистов, а ещё этому зданию в 1988 году устроили настоящие похороны, чтобы привлечь внимание к его предполагаемому сносу. Акция удалась, здание уже почти спасли, но начался развал Советского Союза и заниматься спасением старого деревянного здания стало некому, в 1993 году его попросту снесли. До сих пор место кафе «Флора» остаётся вакантным.

Номер 6. Здание ресторана Малый Верманитис

Насаждения на углу Тербатас и Элизабетес часто называли Малым или Равелинным парком, в 1826 году его сдали внаём известному рижскому кондитеру Иоганну Вильгельму Трилитчу. Он получил дозволение устроить в садике продажу освежительных напитков и построить павильон. Так и началась история этого места, которое со временем стало называться ресторан «Малый Верманский».

В самом конце 1894 года ресторан перешёл в руки купца К. Ралля. Он затеял здесь строительство нового здания по проекту модного тогда архитектора Карла Фелско. Здание пришлось строить на сваях, чтобы не повредить корни деревьев.

В 1906 году всё тот же съёмщик решил расширить здание, на этот раз по проекту архитектора Райнгольда Шмеллинга. Получилось интересное здание в «швейцарском» стиле с башенкой и многочисленными террасами и лестницами. Старую летнюю веранду утеплили, появился просторный зал с витражным потолком.

Также было получено разрешение содержать небольшой оркестр, который играл в ресторане каждый день. Был построен дополнительный летний павильон и к нему перенесли памятник Паулуччи, который украшал Равелинный парк с 1851 года. Здание ресторана снесли в конце 1950-х годов, при строительстве второй очереди здания Кабинета министров. Всю территорию садика застроили, старые деревья вырубили, а вдоль новостройки высадили голландские липы. И только памятник маркизу Паулуччи, вернее его копия сохранилась в большом Верманском парке.

Номер 5. Усадьба Кляйна-Вольфшмидта

В Риге находилось множество небольших дач рижских бюргеров 18 века. Моду на них ввёл ещё император Пётр Первый. Рига была городом-крепостью и иметь небольшое имение в пригороде на природе было весьма удобно. Эти именьица располагались, как и положено, в живописных местах. В центре всегда красивый господский дом, подле него флигель, домик для прислуги и небольшое хозяйство.

Если было место, то устраивали и парк с аллеями и павильонами. Вот именно таким имением и была небольшая усадьба на территории сегодняшнего ботанического сада Латвийского университета. Здесь жил человек-загадка своего времени купец Бернгард Кляйн, лично знавший императора Александра Первого и его супругу Елизавету. У него в гостях бывал Карл фон Гарденберг, реформатор Прусского королевства. Само здание появилось в 80-х годах 18 века и послужило прототипом для существующего и поныне господского дома в усадьбе Эриню.

Источник

Был дом офицеров в Риге

Участники благотворительной акции «День белого цветка» у входа в Рижскую русскую правительственную гимназию

Дом конгрессов в Риге

Дом конгрессов в Риге

См.: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710-2010). — Рига, 2010.

Дом конгрессов в Риге

Ул. Кр. Валдемара (Горького), 5

Здание бывшего Дома политпросвещения. Фото В.Лисицина

Это здание, именуемое ныне «Домом конгрессов», построено в 1982 году как Дом политического просвещения ЦК Компартии Латвии. Его торжественное открытие приурочили к 60-летию образования СССР, проведя здесь Всесоюзное совещание по вопросам интернационального воспитания. Одновременно открыли памятник народному писателю Латвии Андрею Упиту (скульптор А.Терпиловский).

Еще в XIX веке на этом месте стояло деревянное строение, принадлежавшее Рижскому немецкому стрелковому обществу. После сноса крепостных валов общество приобрело землю и оборудовало здесь закрытое место отдыха – Стрелковый сад с домом, тиром и помещением для игры в мяч. В 1931 году город откупил сад у владельцев и сделал его общедоступным. Позже в этом доме располагался Клуб офицеров, где горожане любили устраивать балы. В советское время здесь находилась известная всем рижанам бильярдная.

Учитывая характер исторического парка, авторы проекта (архитекторы Юрис Гертманис и Валерий Кадырков) попытались выбрать такую конфигурацию здания, чтобы максимально уменьшить вырубку ценных пород старых деревьев. В результате Дом политпросвещения своей тыльной стороной удачно вписался в пейзаж парка. Полукруглая стеклянная стена со сбегающей лестницей открывает вид на городской канал с мостиком, китайскую беседку и небольшой маяк у канала. Из окон фасадной и тыльной сторон здания открывается чудная панорама на зеленый ковер и извилистые дорожки парка. Архитекторами хорошо продуманы сеть подходов к зданию, отделка подпорных стенок, малые архитектурные формы, окружающие Дом конгрессов.

Композиционным центром интерьера здания стал главный вестибюль. Рекреация (пространственно высвобожденный объем) высотою более 14 метров, оптически объединяет основные группы помещений трёх этажей.

На первом расположен партер большого зала на 1200 мест, библиотека и помещения для администрации; на втором – балкон большого зала, малый зал и аудитории; на третьем этаже находятся лекционные залы и методические кабинеты. Акцентом вестибюля служит центральная люстра, выполненная из стеклянных ваз и стаканов. Оригинально выглядит палитра отделочных материалов интерьера: контрастные тона мрамора, полированный гранит полов, алюминиевые профили подвесного потолка и ценные породы дерева. Эти же материалы использованы и в отделке Большого зала. Наиболее выразительным и цельным по своим пропорциям и отделке является Малый зал.

Дом конгрессов – один из наиболее ярких образцов архитектуры Латвии 80-х годов прошлого века. Здание построено за счет средств КПСС и функционально задумано для проведения значительных партийных мероприятий – съездов, пленумов, партконференций. Сцена была узкой, предполагалась для стола президиума и трибуны для выступлений.

Поэтому после 7 декабря 1991 года, когда этот дом передали на баланс Управления культуры Рижской думы, сцену не раз переделывали и расширяли под новые задачи. Сейчас здесь проходят театральные гастроли и концерты мастеров эстрады, кинофестивали и выставки. Тема политического просвещения масс благополучно ушла в прошлое.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...