Рига — мифы и факты о городе
Историк Илья Дименштейн о том, какие факты из истории Риги стали маленькими открытиями лично для него.
Петушок церкви Петра
Много интересных историй и легенд связано с петушком церкви Петра. Вот одна из них. В Средние века начал чернеть золотой петушок на шпиле храма. Суеверные горожане посчитали это дурным предзнаменованием. Решили срочно искать мастера, но так и не нашли никого, кто бы без лесов и подмостков отважился подняться на верхотуру.
А петушок все чернел и стал уже похож на черную кошку. Предчувствия не обманули рижан – дела у города шли хуже некуда. Теме черного петушка посвящали даже проповеди в храмах. И, наконец, случилось то, о чем люди просили Господа: символ города стал светлеть. Не иначе как по воле Божией, решили горожане. Ведь никого из мастеров на башне так и не было видно.
Между тем жена смотрителя храма начала замечать странные вещи: муж каждую ночь куда-то исчезает. «Любовница?» – подумала супруга и решила застукать дорогого на месте преступления. Однажды тайком отправилась вслед за ним. Вышла на площадь перед храмом Петра. Ни души. И вдруг, подняв голову, увидела на самой башне фигурку карабкающегося мужа.
Такая Рига была и такой Рига стала
Испугавшись, истошно заголосила. Смотритель вздрогнул и. полетел вниз. На мостовой подле тела разбившегося смотрителя валялась жестянка с позолотой.
Фото
Флюгер в виде велосипеда
Почти все обращали внимание на необычный флюгер на улице Бривибас – в виде велосипеда. Но мало кто знает его историю. Между тем в здании с необычным флюгером когда-то была первая в России велосипедная фабрика. Ее хозяин – Александр Лейтнер – вписал в историю свое имя и имя нашего города.
Купальня Розенбаха
Толчок к открытиям нередко дают старинные открытки. На одной из них можно увидеть необычное строение на Даугаве. Подпись гласила – купальня Розенбаха. Оказалось, это первая городская купальня. Она находилась прямо в черте города, в районе нынешнего Каменного моста. Вернер Розенбах открыл купальню в 1848 году.
В купальне было восемь бассейнов, гардероб, душевые, ванные, детские комнаты и даже вышка, с которой спасатели наблюдали за купальщиками.
Кто построил Splendid Palace?
Нередко доводилось слышать историю о том, что кинотеатр «Сплендид-Палас» построил фабрикант Кузнецов для своей возлюбленной. Реальность оказалась не менее интересной. Построил кинотеатр белоэмигрант Василий Емельянов, переехавший в Ригу после революции. Шикарный кинотеатр открылся 1 января 1924 года.
Архитектором стал Фридрих Скуиньш – тот самый зодчий, кто проектировал здание Дворца правосудия на Бривибас. Сегодня в нем – Кабинет министров.
Фото
Русалочка у Оперы
Один из самых романтичных фонтанов города – «Русалочка» возле Оперы. Автор – знаменитый рижский скульптор Август Фольц. Экскурсоводы любят рассказывать, что Фольц ваял фонтан с натурщицы, которая потом стала его женой. На самом же деле скульптор женился за пять лет до начала работ – в 1882 году. В 1911 супруга умерла, и Фольц, разменявший шестой десяток лет, женился во второй раз.
Но ни одна из жен не имела отношения к той, кто послужила прообразом для «Русалочки». Кто она, так и осталось загадкой. А красивая легенда продолжает жить.
Восьмое чудо света
Когда-то рижане называли мостик у лебединого домика через городской канал – «восьмое чудо света». По имени автора проекта, городского инженера Агте. Его фамилия переводится с немецкого как «восемь», отсюда и каламбур. Мостик действительно замечательный – единственный кирпичный, перекинутый через канал.
Чистильщик обуви и голуби
До войны достопримечательностью Рижской почты и телеграфа, которые тогда находились на углу нынешних Аспазияс и Кр. Барона, был чистильщик обуви, сидевший на ступеньках. Вокруг него всегда были тучи голубей, которые ели у него прямо с рук, как в Венеции. Туристы нередко фотографировались возле необычной достопримечательности.
Эйзенштейн и сфинксы
Один из символов улицы Алберта – сфинксы возле домов, построенных архитектором Михаилом Эйзенштейном. На улице прошли детство и юность его сына – выдающегося кинорежиссера Сергея Эйзенштейна. Подросток часто рисовал сфинксов, сошедших с постаментов и отправляющихся гулять по городу. Исследователи его творчества полагают, что в знаменитом фильме «Броненосец Потемкин», где сфинксы идут гулять по городу, он вспомнил о своих юношеских забавах.
Фото
Часы Лайма — часы Вецкалнса
Знаменитые часы «Лайма», рядом с которыми так любят назначать встречи рижане, установили в 1924 году. Тогда они мало напоминали сегодняшние: циферблат да голая металлическая оправа. В общем-то устанавливали их не для рекламы. Депутат тогдашнего Сейма Вецкалнс заявил, что часы в центре города необходимы для рабочих, чтобы те «не приходили на работу к капиталистам раньше времени». До войны часы в народе так и называли – «Вецкалнса».
и шахматное кафе.
До войны в Риге было и шахматное кафе, которое находилось на улице Вальню. Официально оно называлось «Рейнера» – по имени хозяина. Александр Барис, работавший до войны официантом, писал в своих воспоминаниях: «С утра до вечера в кафе «Рейнера» сидели шахматисты и болельщики. Первые ломали голову над гамбитами и эндшпилями, вторые, затаив дыхание, наблюдали.
Алкоголь был не в моде, зато в больших количествах поглощались кофе, зельтерская, соки. Человек, далекий от мира шахмат, заскакивал туда ненадолго – от гнетущей тишины становилось не по себе». Среди знаменитых посетителей кафе был гроссмейстер, претендент на звание чемпиона мира Сало Флор, который в 1937 году приехал в Кемери на международный шахматный турнир. В кафе Флор познакомился с рижскими шахматистами Ф. Апшениеком и М. Фейгином. Бывшее кафе «Рейнера» увековечено и в кино – в современном художественном фильме о баскетбольной сборной Латвии, ставшей в 1935 году чемпионом Европы, победителей чествуют в здании бывшего шахматного кафе, где и сегодня работает ресторан.
ИсточникЧем была знаменита Рига
Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке
Старые и новые символы Риги и закаты на Рижском взморье.
Как известно, всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Вот и наше мини-путешествие по Латвии подошло к концу. А мы ещё не увидели старый и новый рижские символы – памятник Свободы и памятник Марису Лиепе. Исправляем оплошность.
Погулять по Риге…
Начнём нашу сегодняшнюю прогулку с улицы Торня (по-русски Башенная) в Старой Риге.
С одной стороны этой улицы расположился фрагмент старой городской крепостной стены с 13-метровой башней Рамера:
В 1985-1987 годах реставраторы из польского города Торунь полностью восстановили башню на её старом фундаменте с сохранением древних стен, а также 60 метров крепостной стены. Так как по обеим сторонам крепостной стены уровень земли снижен до уровня 13-го века, башня видна во всю свою прежнюю высоту:
Эта башня и стена использовались как оборонительное укрепление. В этом строении очень хорошо просматривается старинный способ кладки: выкладывание внизу из светло-серого доломита, а вверху — из красного кирпича:
Тут же у подножия стены обнаружилась пушка:
Напротив крепостной стены по улице Торня расположились казармы Екаба, или Яковлевские казармы. Они были отстроены в конце 17-го века для нужд шведских легионеров, которые защищали город от вторжения врага со стороны акватории Рижского залива. В настоящее время из значимых учреждений в казармах располагаются дипломатические представительства латвийских городов:
Тут же неподалёку, на улице Смилшу, находится рижская Пороховая башня. В настоящее время в ней располагается филиал Военного музея Латвии. Сам музей находится в другом здании:
Следующей нашей целью был памятник Свободы. По пути к памятнику:
Пришли к цели. Памятник Свободы находится недалеко от Старой Риги, возле парка Бастионная горка. Был установлен в 1935 году:
На фасаде его высечена надпись «Отчизне и Свободе»:
Памятник представляет собой вертикальный монумент высотой в 42 метра, выполненный из серого и красного гранита, травертина, бетона и меди. У основания размещены 13 скульптур и барельефов, изображающих страницы истории страны, от легендарного героя Лачплесиса до латышских красных стрелков. На вершине основной колонны высотой 19 метров стоит девятиметровая фигура «Свободы» — молодая женщина, держащая на вытянутых руках три звезды, символизирующие три провинции Латвии — Курземе (Курляндию), Видземе (Лифляндию) и Латгале (Латгалию):
Недалеко от памятника расположены знаменитые столбовые часы «Лайма»:
Эти часы в Риге считаются самыми точными, поскольку дважды в день их ход сверяется со спутником. А ещё они уже давно являются излюбленным местом свиданий, своего рода визитной карточкой романтичного городского пейзажа:
А мы идём дальше гулять по соседнему парку под названием Бастионная горка. Мы уже были здесь в день приезда:
Маленькие рижане подкармливают уток:
В парке установлена скульптура под названием «Моя земля»:
Очень красиво она смотрится рядом со старым деревом:
Городской канал в парке с симпатичным пешеходным мостиком:
Памятник Джорджу Армитстеду, бывшему мэром Риги в период с 1901 по 1912 годы. Считается одним из самых успешных и результативных мэров за всю историю города. (А как же современный Нил Ушаков?) Изображён вместе со своей женой Сесилией Пихлау и, наверное, любимой собакой:
А это, если я не ошибаюсь, мостик Ахте – единственный каменный мост в Риге. Был установлен в 1892 году. Его сразу же прозвали «Восьмым чудом света», и не потому, что он был каким-то уникальным, а по фамилии инженера, который его проектировал – его фамилия в переводе с немецкого означала «восьмой» ))))
Здание Латвийской национальной оперы на бульваре Аспазияс,3. В это здание опера переехала в 1919 году, до этого здесь располагался 1-й городской немецкий театр:
На сцене Латвийской национальной оперы когда-то пел Фёдор Шаляпин:
Рядом со зданием оперы установлен 4-метровый памятник звезде балета Марису Лиепе. Памятник совсем новый, был открыт 5 сентября 2013 года в рамках празднования 150-летнего юбилея здания Латвийской национальной оперы и балета:
Авторы памятника – эстонские художники Ян Тоомик и Йири Оявер, а инициаторы и спонсоры проекта – латвийские меценаты Борис и Инара Тетеревы:
Как нам рассказал наш гид, детям Мариса Лиепы — Андрису и Илзе, очень не понравился этот памятник, они посчитали его вопиюще безвкусным. И, естественно, не приехали в Ригу на открытие скульптурной композиции.
В принципе, мне памятник понравился – несмотря на свои внушительные размеры, он выглядит очень грациозным, летящим даже. Но… если бы мне не сказали, что это памятник Марису Лиепе, я бы никогда не догадалась, потому что никакого портретного сходства с великим танцором нет. Более того, там вообще нет никакого лица – вся скульптура представляет собой как бы набросок человеческой фигуры. Наверно, как обобщённое посвящение всем танцорам, она была бы хороша, но если скульптура должна была изображать Мариса Лиепу, то я бы хотела видеть именно Мариса Лиепу, а не очередное произведение современного искусства. Может быть, я в этом вопросе старомодна, но всё-таки считаю, что скульптуры великих людей, установленные в общественных местах, а не в галереях современного искусства, должны быть узнаваемы.
А ещё говорят, что вечером памятник очень красиво подсвечивается. Мы этого, к сожалению, не увидели. Но и в лучах весеннего солнца скульптура выглядела очень красиво:
Дальше мы решили вернуться в Старый город и перед отъездом пройтись по сувенирным магазинам. Неожиданно в марте нам встретилось окно с рождественскими украшениями:
В Старой Риге, как и в любой старой части любого европейского города, много колоритных деталей.
Колоритная дверь:
Колоритные ворота:
Колоритная стена старого здания:
Колоритный оконный проём:
Заглянули в открытое окно, похоже, что внутри располагается художественная мастерская или салон:
Но нам пора двигаться в сторону отеля и паковать чемоданы(((
По пути ещё раз любуемся шпилями двух знаменитых рижских церквей:
Слева – церковь Святого Петра, справа – церковь Святого Иоанна:
Устроили себе прощальный ужин в ресторане при отеле:
И прощальный взгляд из окна нашего номера:
Ну, а в заключение нашего латвийского путешествия покажу вам немного фото Юрмалы, в которую мы заехали буквально на один час предыдущим вечером:
Ах, какая здесь широкая береговая полоса:
В воздухе витает аромат сосен, которые растут вдоль всего побережья:
Воды Рижского залива:
А юрмальские закаты очень красивы, и забыть их я теперь вряд ли смогу!
ИсточникРига. Скульптуры и памятники
Рига наполнена объектами монументального искусства. Некоторые открыто стоят на улицах и площадях, привлекая к себе внимание, некоторые наоборот спрятаны на крышах и фасадах домов, их изучение превращается в настоящую фотоохоту. Во время первых двух поездок я не уделил этим деталям должного внимания, в третий заезд решил исправить ситуацию.
Самым заметным памятником Риги является монумент Свободы, который находится на площади монумента Свободы, которая в свою очередь находится на отрезке бульвара Свободы, закрытом для автомобильного движения:
Летом памятник охранял почетный караул, осенью караула не было. Со всех сторон монумент Свободы украшен скульптурами и барельефами. Посреди постамента на плите из травертина выбита надпись «Отчизне и Свободе», над ней высится скульптурная композиция «Мать Латвия», выполненная из серого гранита в виде женщины с массивным мечом и стоящими по бокам от нее сыном и дочерью, символизирующие народ Латвии:
Чуть ниже на правом углу постамента смотрят вдаль защитники Отечества, в центре композиции древний воин с мечом, по бокам от него сидят современные солдаты в касках и с гранатами в руке:
На левом углу постамента — композиция «Труд», представленная рыбаком с неводом, рабочим с молотом и крестьянином с косой, украшенной дубовыми ветвями. Скульптура символизируют трудолюбие латвийского народа. На постаменте и плече рабочего видны выбоины — это следы от осколков гранаты, взорвавшейся возле памятника во время Второй мировой войны:
С обратной стороны постамента находится скульптурная композиция «Разрывающие оковы», символизирующая обретение Латвией первой в истории страны независимости:
Под ней видна дверь, ведущая в Комнату почета, открытую в 2011 году после ликвидации технического помещения внутри постамента. На нижнем ярусе видны еще две композиции из красного гранита. Слева — «Семья» выполненная в виде матери с сыновьями, держащими гирлянды из ветвей дуба. Композиция символизируют святость семьи и добрую силу:
Справа композиция «Мыслители», в центре стоит языческий жрец, по бокам преклонили колена писатель и ученый. Скульптура символизирует мудрость и духовность, которые у древнего жреца перенимают современные ударники умственного труда:
Лачплесис — герой древнего латышского эпоса, голыми руками убивающий медведя, олицетворяет величие латвийского народа и его героизм:
Барельеф изображающий события 1905 года — столкновение рабочих с казаками и царскими драгунами:
Им в Риге поставлен отдельный памятник, чтобы попасть к нему, нужно пройти 700 метров от монумента Свободы через весь Старый город прямо, никуда не сворачивая. Памятник представляет собой скульптурную композицию в виде трех фигур латышских стрелков, вырезанных из красного гранита:
Высота памятника 13 метров, он был построен в 1970-1971 годах на площади перед Мемориальным музеем, посвященным латышским красным стрелкам. Фигуры стрелков вырезали прямо на площади, для этого вокруг постамента были сооружены деревянные леса и навес. На постаменте была выбита надпись «Латышским красным стрелкам», в 1990 году после обретения Латвией независимости её вырезали и заложили камнем. В 2000 году надпись решили восстановить, но, с учетом изменившейся политической обстановки, придали ей немного другую формулировку:
Музей отделяет площадь Латышских стрелков от Ратушной площади:
На ней стоит памятник Роланду — герою средневекового эпоса. В средние века статуя Роланда устанавливалась как символ обретения городом вольности — права самостоятельно вести торговлю и осуществлять правосудие. Первое упоминание о Роланде в Риге относится к 1474 году, с тех пор статуи много раз менялись, последняя была установлена в 1897 году. Сегодня она хранится в церкви св. Петра, а Ратушную площадь украшает копия:
Рядом с церковью св. Петра установлен памятник Бременским музыкантам, о нем я подробнее писал в первом посте про Старую Ригу, сегодня фото с необычного ракурса:
Знаменитый Дом с котами я тоже упоминал в предыдущей статье:
Тогда я удивился, почему «с котами», кот ведь на башне всего один. Оказалось, что с другой стороны дома есть еще одна башня и на ней сидит такой же кот:
Источник на бульваре Райниса установлен в конце XIX века компанией Карла Штайнерта:
Колонка накрыта ажурным кованым колпаком:
Когда я увидел ее в первый раз, решил, что колпак соорудили современные власти с целью защиты исторического объекта от вандалов, но оказалось, что именно в таком виде колонка и была установлена здесь более 100 лет назад:
Маска на заднем фасаде Латвийской национальной оперы. На стенах театров часто можно встретить маски — это отсылка к древним грекам, основателям театра. В те времена актеры выражали эмоции не посредством мимики, а путем смены масок:
Барельеф на стене дома №5 по улице Лайпу. Дом был построен в 1560 году, реконструирован в 1760, год реконструкции выбит на стене римскими цифрами:
Фасад здания Реформатской церкви XVIII века по улице Марсталю. Портал был изготовлен под заказ в Бремене в 1737 году, его обрамляют две дорические колонны, а надвратную арку украшает маленькая фигурка херувима:
Венчает портал картуш (лепное украшение в виде обрамлённого завитками свитка с завернутыми краями на котором помещается герб, надпись или эмблема) с церковной печатью. На ней видна сама церковь, перед церковью расположен алтарь, на алтаре горит огонь, а к нему летит голубка с оливковой ветвью в клюве, сверху на композицию снисходит божественное сияние:
Картуш с ангелами на фронтоне здания Музея истории Риги и мореходства:
Прямо напротив него находится бывший доходный дом, построенный в 1903 году рижским архитектором Вильгельмом Бокслафом:
Дом знаменит тем, что именно в нем по сценарию «Семнадцати мгновений весны» находилась явочная квартира в которой Плейшнер провалил задание. Окно на втором этаже легко узнаваемо благодаря маскарону в виде женской головы, украшающему арку главного входа:
Еще одно творение архитектора Бокслафа — доходный дом по улице Калью, построенный в 1901 году. В фасад между окнами первого этажа вмонтировано пушечное ядро, вероятнее всего одно из тех, что застряли в стенах Пороховой башни во время Северной войны:
Фронтон украшен барельефом Меркурия — древнеримского бога торговли:
Примечательно, что фасад этого дома выходит на площадь Альберта — колыбель Старой Риги, считается, что именно здесь в 1201 году причалили корабли епископа Альберта — основателя города. В то время на месте современной площади находилось так называемое Рижское озеро — широкое устье, образованное впадением в Даугаву речки Ридзене, ныне пересохшей и засыпанной.
ИсточникСоветская Латвия: создателю знаменитого «Юрас перле» — 80!
Смотрела Ширвиндта.Он был в Риге. И услышала про «Юрас перле». Заинтересовалась.Впечатлилась.
Оказалось,что знаменитый! ресторан уже,увы!..не существует. Но память хранит всё и интернет сохранил много замечательных фотографий.
А эта статья 2018 г..о том,кто создал «Юрас перле» и что интересного было в СССР.
Может кому-то будет интересно как мне)
В советское время одним из самых известных брэндов Латвии считался ресторан «Юрас перле». Люди из разных уголков «одной шестой части суши» специально приезжали в Юрмалу, чтобы побывать в знаменитой жемчужине у моря… 8 февраля создателю программы варьете легендарного ресторана — режиссеру–постановщику Марку Наумовичу Гурману исполнилось 80 лет. О былом мы попросили рассказать и его, и его бывших коллег.
Первую программу варьете Марк Наумович Гурман поставил 1 мая 1969 года. Правда, не в «Юрас перле», а в ресторане «Лидо», что в Майори. Уже в октябре программа пошла в баре ресторана «Юрас перле». Тот только открылся, и заместитель начальника управления торговли города–курорта энергичная Марина Фалилеевна Затока решила, что это должен быть не просто бар — с варьете! Первый в СССР.
Уже потом варьете открылось в Таллине — в гостинице «Виру».
В качестве режиссера Затоке посоветовали Марка Гурмана. Выпускник Рижского хореографического училища, он к тому времени имел опыт работы в Театре оперы и балета, был тренером–хореографом сборной Латвии по спортивной и художественной гимнастике.
— Шутка ли, это была самая первая программа–варьете в Союзе! — Марк Наумович показывает вашему автору афишу. — В Москве варьете появилось спустя три года — в «Арбате», потом в Ленинграде — в «Тройке»… У нас программы начинались в 24 часа. Две части по 45 минут с 15–минутным перерывом. В 1970–е варьете ставили и в ресторане. Но там программы давали в одном отделении, причем начинались они в «детское время» — в 22.00…
Звездные солисты
Отец первого варьете называет самых первых солистов: эстонку Айну Балиню — любимицу руководителя Латвийской ССР (главы компартии) Августа Восса, рижанку Ларису Сабо, одессита Вадима Мамаева, первую жену Михаила Таля — Салли Ландау. Чемпиона мира по шахматам на представлениях он ни разу не видел, а его сын Гера частенько захаживал в бар.
Позднее — в начале 1980–х — в «Юрас перле» взошла звезда Лаймы Вайкуле, в середине 1980–х там появилось трио «Экспрессия» с Борисом Моисеевым.
— Лайме было 18 лет. У нее дома была по тем временам экзотика — видеомагнитофон. Смотрела западные клипы и многому училась. Не сразу пришла к своему имиджу — сначала пела в танцевальном оркестре, потом стала солисткой варьете. А трио «Экспрессия» приехало на просмотр из Вильнюса, они там работали при духовом оркестре. Понравились, и я их принял.
Правда, выступали они больше в «Лидо» и в «Кабуре», а в «Юрас перле» — на закрытых вечерах. В «Юрас перле» Моисеева заметила Алла Пугачева и пригласила в Москву…
Через шесть лет ушла и Вайкуле — стала выступать с собственной программой в «Латвии».
От Хонеккера до Галины Брежневой
В «Юрас перле» программы шли круглый год. И всегда был аншлаг. Часто устраивали закрытые вечера — для высоких гостей. А их за долгие годы было много: и лидер польских коммунистов Владислав Гомулка, и его немецкий коллега Эрих Хоннекер, и чилийские, кубинские, никарагуанские и прочие товарищи.
Из наших своими людьми в баре были глава Московского горкома партии и член Политбюро ЦК КПСС Виктор Гришин с дочкой Ольгой, Галина Брежнева — дочь Леонида Ильича. Август Эдуардович Восс на тусовки с зарубежными товарищами приходил с женой. После программ иногда приглашал артистов в зал, много танцевал…
«Давили» ли латышские песни?
Ничего плохого о больших гостях Гурман не говорит. Если и вспоминается — то хорошее.
Особенно много помогала Марина Затока — доставала дефицитную тогда музыкальную аппаратуру, микрофоны. Костюмы шили лучшие рижские модельеры.
В год ставили две–три программы, и каждую утверждали идеологические секретари горкомов. Больше всего вопросов бывало к песенному репертуару: «иностранщины» полагалось процентов 5–10, остальное — на русском и латышском. Но Гурман шел на хитрость: местные композиторы делали аранжировки мелодий, а он писал тексты на русском. Любопытно, что в 1970–е перекос в репертуаре был в сторону песен на русском, а во второй половине 1980–х — на латышском. Вот вам и байки об ущемлении латышского языка в годы «проклятой оккупации»…
Осенью 1991–го наступили тяжелые дни. Страна распалась, появились границы, начали закрываться здравницы. «Юрас перле» в кои–то веки пустовал. И Гурман решил закрыть программу. В том же году знаменитая «жемчужина» дважды горела. Новая элита начала борьбу за ее приватизацию.
Сыграй, музыкант!
А вот что вспоминают бывшие коллеги Марка Наумовича.
Владимир Диордиев в середине 1970–х был руководителем оркестра в баре «Юрас перле». С Гурманом они знакомы со студенческой скамьи — учились в Рижском хореографическом училище, вместе заканчивали его. Марк, по его словам, был не только талантливым режиссером, но и человеком с харизмой. Даже большому начальству не позволял вмешиваться в профессиональные дела, а это было непросто.
Вспоминает Диордиев музыкантов, певцов. Оркестр продолжал работу до победного конца — 5–6 утра, когда закрывался бар. Программа варьете кончалась раньше, но оркестр и потом продолжал играть — на заказ.
— После завершения программы выстраивалась большая очередь из тех, кто хотел заказать песню. Таксы не было, обычно платили по 5 рублей…
Рассказы «знатоков» о том, что платили и по 50, и по 100 рублей, он называет чушью. Хотя бывали исключения. Например, когда подходили моряки с привезенными из–за границы кассетами с записями зарубежных исполнителей. Вот те платили и по 25 рублей каждому музыканту, да еще коньяком угощали. Но приходилось потрудиться, чтобы уже к следующему вечеру разучить песню или несколько.
— Спал я тогда по 2–3 часа в сутки…
В оркестре было семь музыкантов, звездные певцы. Айна Балиня потом уехала в Эстонию, Салли Ландау — в Западную Европу, Вадим Мамаев умер. Из первых солистов в Риге сейчас живет только Лариса Сабо. Ее муж, кстати, был музыкантом оркестра.
Слава «Юрас перле» была такой, что гости из Москвы или Ленинграда специально приезжали сюда на такси — а под утро этим же транспортом уезжали. Понятно, что это была публика не бедная.
Вспоминает дирижер и знаменитостей, которых лично он видел в зале: артисты Моргунов и Вия Артмане, Галина Брежнева… Дочь генсека приезжала со свитой (чтобы было с кем пить), и зал тогда полностью закрывали…
Не просто стриптиз
Бывший заведующий постановочной частью юрмальского эстрадного бюро Георгий Берман тоже давно знает Марка Гурмана.
— В свое время, когда он танцевал в Театре оперы и балета, считался перспективным — у него был высокий прыжок. Но и в качестве режиссера–постановщика варьете заставил о себе говорить. Что такое для многих варьете? Стриптиз и не больше. А в «Юрас перле» была шикарная тематическая программа, великолепные костюмы. Помню, например, программу по мотивам оперы «Кармен» — тореадоры, быки… Или «Венский вальс» — все в черных фраках и белых платьях…
Берман не сомневается, что варьете и ресторан можно было сохранить. Только продолжали бы приезжать сюда гости из российских столиц? Нужно ли им это, когда Латвии повсюду мерещатся российские шпионы? Даже в проблемах электронной программы здоровья недавно увидели российский след.
Поэтому будем жить воспоминаниями о жемчужине, которую мы потеряли, и помнить людей, которые сделали все, чтобы она сверкала…
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
ИсточникКак России наказать убийцу Дарьи Дугиной
Когда речь идет об интересах русских, совесть у представителей «цивилизованного мира» отключается. Но по мере ослабления западной гегемонии категория совести обретет достойное место в международной жизни. А иначе не было бы смысла менять систему мироустройства. Подробности.
Чтобы нормально работать, надо всю жизнь учиться
Павел Свистунов, заместитель директора Национального агентства развития квалификаций
Традиционная система образования не поспевает за стремительно меняющейся реальностью. Цикл жизни некоторых профессий сокращается до минимума, так что пока вузы и колледжи готовят по ним студентов, спрос на таких специалистов исчезает. Подробности.
Почему Берлускони и Меркель не могут посредничать на переговорах России с Западом
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Кремль более не доверяет западным подписям и считает какие-то сущностные переговоры бессмысленными. По крайней мере, до тех пор, пока Россия не добьется победы в специальной военной операции – или же не добьется существенного перелома. Подробности.
- Украинцев возмутило новогоднее обращение Зеленского
- По факту нападения на росгвардейцев на незаконной акции в Москве возбуждены новые дела
- Глава ВЦИОМ назвал россиян «тоскующими индивидуалистами»
Сборная России по футболу возвращается в игру
Русская память о Елизавете II
С «зерновой сделкой» пора кончать
Карл III официально провозглашен королем Британии
В субботу король Карл III был официально объявлен британским монархом на церемонии в духе исторических традиций страны. Торжественное мероприятие стало дважды беспрецедентным: в нем участвовали женщины, а за происходящим можно было следить в режиме реального времени
Россия восстановила мемориал «Саур-Могила» в ДНР
В ДНР восстановлен мемориальный комплекс «Саур-Могила» на одноименном кургане. В 1943 году здесь шли ожесточенные бои с немецкими дивизиями. В память о тех событиях 19 сентября 1967 года был открыт мемориал, впоследствии разрушенный украинской армией летом 2014 года
Умерла королева Великобритании Елизавета II
В четверг на 97-м году жизни скончалась королева Великобритании Елизавета II. Она стала старейшим монархом в истории страны и первой отметила 70-летний платиновый юбилей пребывания на престоле. По сообщению пресс-службы Букингемского дворца, «королева мирно скончалась в резиденции в Балморале – шотландском замке на берегу реки Ди
Центр реставрации книг решили создать в Кирове
Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области
В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии
В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Главная тема
«живой монумент»
дисконт на Urals
праздничное кино
Видео
![]() |
мифы о заградотрядах
счета за электричество
покупки оружия
спецоперация на Украине
в интересах США
переговоры бессмысленны
меняющаяся реальность
интересы русских
на ваш взгляд
Латвия уничтожает священный для русских символ
Задержанием депутата Европарламента обернулись стихийные протесты, возникшие в центре Риги. Причиной возмущения русских жителей страны стало решение снести памятник Освободителям города от фашистов. «Иллюзий больше не осталось: эта война с нами. Нет больше мира в нашей прекрасной стране», пишут представители русской общины Латвии. Что будет с ними и с памятником теперь?
В Латвии главным событием пятницы 13 мая стало решение самоуправления Риги о сносе советского памятника Освободителям. Демонтаж монумента, к которому русские рижане массово несли цветы 9 и 10 мая, стал возможен в силу того, что 12-го Сейм Латвии проголосовал за «приостановку» соглашения с Россией об охране воинских монументов.
Приговор памятнику подписан
В Министерстве внутренних дел Латвии сообщили, что за последние дни открыли против «сторонников государства-агрессора» (чтобы оказаться в их числе, достаточно было прийти на возложение цветов к памятнику с георгиевской лентой) двадцать дел об административных правонарушениях и три уголовных процесса. Открыты они по статьям «Оправдание геноцида, преступлений против человечности, преступлений против мира и военных преступлений» и «Сопротивление представителю власти».
Особый резонанс приобрела история 19-летнего студента Александра Дубьяго, вышедшего 10 мая к памятнику Освободителям с российским флагом. Сначала, хотя у полиции и возникли к нему вопросы, задерживать его не стали. Арестовали позже, да еще и провели обыск у его родителей. Теперь юноше грозит несколько лет тюрьмы.
Власти Латвии всецело поддержали столь жесткое обращение с людьми, праздновавшими 9 Мая. Звучала даже критика в адрес МВД – за «непозволительную мягкость». Троих полицейских, находившихся на дежурстве у памятника Освободителям, отстранили от должности.
13 мая в Риге на Ратушной площади должен был состояться митинг в защиту памятника в парке Победы. Городские власти запретили этот митинг, а глава МВД Мария Голубева и начальник полиции Арманд Рукс предупредили, что если кто попытается устроить несанкционированное сборище, то к ним будет применен режим «нулевой толерантности».
На эту тему
А тем временем все взоры были прикованы к Думе Риги, где должны были решить, как поступить с памятником, который в течение многих лет безумно раздражал латвийский официоз и националистов. Теплилась надежда на победу разума, но. Вскоре стало ясно, что надежда оказалась тщетной. Члены правящей коалиции в самоуправлении своим голосованием дали понять, что ценности и святыни русских рижан они считают вражескими.
Одной из тех, кто голосовал против сноса, оказалась депутат рижского самоуправления от «Русского союза Латвии» Инна Дьери. Она заявила: «Происходящее в нашей стране – ни что иное, как политический террор инакомыслящих. Язык ненависти усиливается с каждой минутой. То, что позволяет себе правящая элита, не укладывается в голове: предложение сделать концлагерь для инакомыслящих, демонтировать памятник победителям фашизма, ускоренный перевод образования на государственный язык, постоянные угрозы от государственной полиции.
Памятник Освободителям строили на народные пожертвования. Ежегодно 100 тысяч людей приходят к памятнику 9 мая.
Правящее большинство не считает День Победы праздником, а часть населения считает. Сейчас мы скатились не на 30 лет назад. Устраивать гонения за инакомыслие – это средневековье. Наша страна на пороге экономического и энергетического кризиса. Мы не можем себе позволить и должны предотвратить гражданскую войну любыми способами.
Снос памятника Освободителям не создаст единства, будет как раз наоборот. Призываю голосовать против сноса памятника и сохранить мир в стране».
К ней не прислушались. В итоге принято постановление о том, чтобы поручить «Рижскому агентству памятников» предпринять необходимые действия для обеспечения демонтажа объекта «Памятник воинам Советской армии – освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков».
Напрасные призывы к здравомыслию
Рижский депутат «Русского союза Латвии» Мирослав Митрофанов позже сказал: «Я спросил, сколько будет стоить снос памятника – миллион, два, три миллиона? Они об этом не думают. У них просто вкус крови во рту, они хотят успеть сделать как можно больше вреда за очень короткое время».
Что дальше? Инна Дьери считает, что русскоязычные жители государства оказались перед лицом серьезной опасности. «Иллюзий больше не осталось: эта война с нами. Нет больше добрых соседей, нет больше мира в нашей прекрасной стране. Людей, принесших цветы 9 мая к памятнику Освободителям, высшие государственные должностные лица назвали нелояльными государству.
А в 5 утра 10 мая наши цветы уже сгребли бульдозером. Вчера Сейм в единственном чтении проголосовал за приостановку действия 13-й статьи договора, подписанного в 1994 году между Латвийской Республикой и Российской Федерацией. Они сняли юридические препятствия на пути к сносу памятников советским воинам. Правда, этот же договор подразумевал вывод советских войск из Латвии и не подразумевал одностороннего выхода из него», – напоминает Дьери в соцсети.
Дьери напоминает о событиях прошлого, когда из Латвии пропали прежде проживавшие там крупные немецкая и еврейская общины. «Был уже 39–41 год и насильственное выселение немцев из Латвии, был 41–45 год и история убийства 90 000 евреев. Остались русские, а тут появилось «окно возможностей». Теперь нам придется бороться за свои права и свои жизни», – сообщила Инна Дьери.
Эмоциональный импульс
Чуть позже Дьери известила, что суд, куда она обратилась по поводу запрета по проведению митинга в защиту памятника, подтвердил этот запрет. Однако несмотря на запрет, власти опасались, что на Ратушной площади состоится несанкционированный митинг. В центр Риги стянули спецназ, площадь закрыли металлическими заборами. Однако туда все же начали стягиваться люди.
Отнюдь не только защитники монумента – пришли и сторонники его сноса, поднявшие украинские флаги. Также в центре города были замечены провокаторы с символикой неонацистского полка «Азов».
Большинство собравшихся скандировали: «Фашизм не пройдет!» Люди ехидно интересовались у проукраинских активистов: «А отчего же вы не воюете?» В ответ националисты пытались всучивать своим противникам специально отпечатанные «билеты» на выезд из Латвии в Mordor Vatistan. Латвийский журналист Марат Касем возмущается: «На мой взгляд, это можно расценивать как провоцирование гражданской войны!» Полиция, впрочем, на это не реагировала.
Зато полицейские начали хватать именно «нелояльных ватников»: одного человека задержали за ношение георгиевской ленточки, еще троих – за «участие в несанкционированном пикете».
В числе задержанных оказались депутат Европарламента, глава оппозиционной партии «Русский союз Латвии» Татьяна Жданок, глава Латвийского антинацистского комитета Алексей Шарипов и юная активистка РСЛ Татьяна Андриец, вышедшие в центр Риги с плакатами в руках. Известие о задержании 72-летней Жданок, мгновенно разнесшееся по социальным сетям, вызвало у сторонников националистов приподнятое настроение. Правда, радость их оказалась недолгой – через несколько часов всех троих выпустили из полицейского участка.
По поводу дальнейшей судьбы памятника сейчас бытуют две версии. Согласно одной из них, распаленные власти пойдут напролом и приступят к демонтажу в ближайшие дни. Но не исключен вариант, что они выждут какое-то время. Массовое возложение цветов к монументу показало, что на его защиту способны выйти многие люди.
Поэтому самоуправление Риги может отложить окончательную расправу с памятником, например, до июля, когда многие горожане уйдут в летние отпуска. Либо это окажется отложено на еще более длительный срок.
Так или иначе, сам момент сноса огромного памятника и сопутствующего ему мемориального комплекса – а это, разумеется, не останется незамеченным! – чреват самыми непредсказуемыми последствиями. Понимая это, власти ведут подготовку к запрету партии «Русский союз Латвии», опасаясь, что она может организовать массовые протесты.
Особый вопрос: как относятся к сложившейся ситуации в руководстве западного блока? Другими словами, насколько власти Латвии, снося важный и дорогой для русской общины памятник, руководствуются волей Вашингтона и Лондона?
«Я считаю, что первый импульс был преимущественно эмоциональный. Но затем под этот импульс было подогнано придуманное политическое решение. Этнократический режим искренне возмутился тем фактом, что День Победы в Латвии все же был отмечен – наперекор прямому административному запрету и притом без нарушения их законов. Отсюда первичная нервная реакция с давящим цветы трактором, – говорит газете ВЗГЛЯД политолог Александр Носович. – Но потом ситуация была обдумана на холодную голову, риски принудительного подавления русского движения в Латвии просчитаны и признаны допустимыми. В связи с этим принятые жесткие решения по памятнику и репрессиям против активистов».
«С посольствами Великобритании и США эти решения, скорее всего, согласованы. Там тоже должны были просчитать риски и прийти к выводу, что русская община в Латвии слишком слаба и дезорганизована изнутри, чтобы всерьез дестабилизировать эту страну своим протестным движением», – полагает Носович.
Источник