griphon
Маленькая совершенно малоизвестная страна, где-то посередине Европы. С одной стороны — это ещё не Западный мир, с другой — с Восточной экс-социалистической Европой у неё уже тоже очень мало чего общего.
Но главное, что страна — очень красива, уютна и фотогенична. И, на мой взгляд, она явно недооценена путешественниками.
Словения — совсем небольшая, как по площади, так и по численности населения. Живёт здесь всего 2 миллиона человек. Не знаю как вы, но я вот до путешествия сюда никогда не встречал словенцев.
Столица страны — город Любляна. Совсем небольшой, как наш облцентр. 240 тыс. жителей.
В стране нет ни одного трамвая или троллейбуса! И это в самом сердце Европы. Вот второй по величине город Марибор. Примерно 110 тыс.
Остальные населённые пункты, вообще практически ПГТ. Но ПГТ милые и прекрасные. Ездить по таким — сплошное удовольствие. Старинный городок Птуй.
Как мы все знаем, Словения была частью Югославии, и, соответственно, частью социалистического мира. Но даже в те прекрасные годы, она, как и указано в заголовке, была местным аналогом нашей Прибалтики. Уже тогда она сильно выделялась от остальной страны в лучшую сторону по зарплатам, уровню и качеству жизни, ухоженности городов и т.д. С обретением независимости разрыв с экс-Югославией стал бурно расти.
Сейчас по облику городов вообще мало что напоминает о том, что это было когда-то одним государством с той же Сербией. Лишь ностальгические плакаты, да рассказы старшего поколения, которое порой и с теплом отзывается о тех временах, и кто-то даже помнит сербский язык.
Словения не только себя ощущала несколько «чужеродным» элементом в Югославии, но отделилась от неё самой первой — в июне 1991 года. За этим последовала 10-дневная война с югославской армией. По сравнению с тем, что в последующие годы творилось в соседних Хорватии и Боснии, Словения отделилась от Югославии очень легко. Впрочем, здесь процент сербов был всегда довольно незначительный, в связи с чем особых национальных вопросов тут не стояло.
Что характерно для Словении, и совершенно нехарактерно для остальной бывшей Югославии, это потрясающая чистота на улицах и общая ухоженность.
Чистота, аккуратность.. Это хорошо понимаешь, когда переезжаешь в соседнюю Хорватию. Которая в целом вполне тоже прилична, но там сразу после границы вдоль железной дороги обилие мусора, буреломные кусты. А тут такого нет нигде.
Видимо потому что Хорватия — это, всё же, Балканы, а Словения — уже нет. Уже практически Западная Европа. Да, как ни крути, но при всей чистоте и стерильности, вот того «балканского духа» за который мы любим Сербию, Боснию и т.д. здесь нет.
Нет того некоторого раздолбайства, веселья. Но в тоже время нет и свойственной Западной Европе «закрытости» и отчуждённости. Народ как-то вполне по-славянски приветлив и мил здесь.
Мне вообще этот феномен кажется довольно удивительным. Как вот так выходит, что столь близкие славянские народы, как сербы и словенцы (которые отсюда многим кажутся вообще чем-то одним и тем же) могут быть столь разными. Как они могут так не любить друг друга так, чтобы не желать жить в одной стране. Что им делить? Ещё можно понять сербов с албанцами.
А как разумно объяснить тот кошмар, что продолжался в Хорватии и Боснии несколько лет?
Вообще жалко очень, что распалась Югославия, хорошая страна была..
Так или иначе, сейчас Словения существенно выигрывает по уровню жизни у всех своих бывших коллег. Зарплаты здесь чуть ли не в 2 раза выше, чем в Хорватии, Сербии. Словения долго была единственной экс-югославской страной, вошедшей в Евросоюз (в 2012 году к ней присоединилась Хорватия).
И хотя доходы населения здесь все равно далеки от западноевропейских, Словения во многом опережает даже остальные вошедшие вместе с ней в ЕС страны Восточной Европы, типа Польши или Прибалтики.
От страны веет чистотой и экологией.
Действительно, о том и другом здесь заботятся очень тщательно. Например, раздельный выброс мусора тут строго обязателен. Все словенцы, у которых я останавливался, держат дома несколько пакетов для разных типов отходов и следят, чтобы не попало чего не туда (так забирали у меня прямо из рук то, что я хотел выкинуть, чтобы я сам не ошибся). В городах на улицах очень много раздельных помоек.
Решил поехать в город Есенице с металлургическим заводом. Благо он ещё и в горах. Посмотреть, как выглядит металлургический суровый край. Не впечатлило. Даже городок металлургов чист и прилизан.
Ну как так жить? Где трэш и разруха?? Где суровые пропитые металлурги? Где помойка?
Впрочем, при желании немного трэшатинки в Словении найти можно. Правда проявляется она в основном не в отреставрированных разваливающихся домах, не более того.
Ну и, всё же, атрибуты принадлежности к социалистическому миру, пусть и далёкой в квадрате, не могли не сохраниться. Это, конечно же, жилые многоэтажные кварталы
В Мариборе
Но, конечно, с нашими брежневками эти — небо и земля..
В Любляне многоэтажки умудрились запихнуть в самый центр, теперь они злостно похабят исторический вид.
Но хотя.. Разве плохо?
Вообще, если вы поедете в Словению, готовьтесь к тому, что страна — дорогая. Цены тут пониже ниже, чем в Западной Европе, но значительно выше, чем восточной (Польша, Венгрия, Румыния, Чехия). Поесть нормально придётся на 8-10 евро. В супермаркетах цены тоже кусаются. Транспорт — ещё жить можно, а вот гостиницы — не проверял.
Ещё в Словении очень хорошо развита железная дорога. Поездов много, они не очень дорогие, ходят во всякие дыры, причём очень часто.
Ещё одна радость для совкофанатов и ретроградов — неотевроремонченный вокзал
По населению и размеру населённых пунктов, кстати, Словения вполне сравнима с какой-нибудь российской областью. Однако где у нас такой объём движения будет.. Чтобы, скажем, между городом в 240 тыс. и 100 тыс. ходило больше 10 поездов в день? Здесь же на многих рейсах электрички действительно полупустые, но чего-то от этого не приходит никому в голову их отменять.. Привет Якунину.
Чуть менее, чем все поезда в Словении разрисованы графитчиками. Неразрисованных поездов я вообще не помню.
Интересно, что вот этот поезд с девочкой я видел в разные дни в разных концах страны: в Мариборе, и затем на станции Любляна Визмарье (станция, на смежном направлении с мариборским). А не было бы граффити, так бы и не опознал, что вижу тот же самый поезд.
Касаемо природы. Северо-восток страны лежит на холмах и красивый, на центр страны и северо-запад простёрлись Альпы, там везде тоже красиво. На юге побережье (город Пиран, в котором я не был), красиво и там. В общем, куда ни плюнь, везде красиво.
Либо природно, либо архитектурно
Либо и так и так
Кстати, железные дороги тут очень по красивым местам проходят. Советую прокатиться из Любляны в Жидани-Мост и далее в Марибор, ну и в Есенице, а оттуда на озеро Блед.
Удобство Словении для русского путешественника состоит в близости языка. Словенцы, как и мы, славяне, в связи с чем, базовые вещи понять можно интуитивно.
Вход — Vhod, Улица — ulica.. Особенно было сюда мне приехать после мозгодробительной Венгрии, где понять язык также легко, как китайский.. Прямо такое облегчение испытал:)
Хотя случаются и разные забавности. Покупайте симку с хитрым интернетом:)
Разгадка здесь. Ограничьте свою хитрость, не будьте уже такими хитрыми:))
Управа енота:)
Интересно, хорошо ли с такой фамилией жить.
Если у вас плохо с деньгами, вы можете взять в макдональдсе сендвич просто за полизать.
А если вы по дурости своей поехали в Словению с рублями, то можете обменять их в Сбербанке.
Курс, конечно, был не очень хороший, он сразу после моего возвращения стал улучшаться.
«За один вечер принял решение»: репортаж из очереди на границе с Казахстаном. Кто и по каким причинам уезжает?
— Какие вопросы сейчас будут задавать? Что смотрят? — интересуются друг у друга парни в очереди у КПП на границе Челябинской области с Казахстаном, в поселке Бугристое.
— Да всё как обычно: цель визита и когда обратно, — отвечает один из них.
Люди без машин стоят на пешеходной переправе, ждут очереди
Фото: Дарья Пона / 74.RU
Водителям приходится ждать в пробке часами, на досмотр запускают по 15 автомобилей каждые минут
Фото: Дарья Пона / 74.RU
КПП находится рядом с поселком Бугристое в Троицком районе
Фото: Дарья Пона / 74.RU
В очереди в основном молодые парни
Фото: Дарья Пона / 74.RU
Большая часть налегке — с рюкзаками
Фото: Дарья Пона / 74.RU
Некоторые пересекают границу с чемоданами
Фото: Дарья Пона / 74.RU
Молодые люди пришли налегке, с собой только рюкзаки, в них ничего лишнего — только одежда и деньги на первое время.
— Повестку еще не получил, но решил пока поехать в Кустанай. Реально страшно, что дальше будет, — признался Артем. — Посмотрю издалека, будут ли действительно сажать за уклонение от службы или нет. Навел кое-какие справки: говорят, в Казахстане можно находиться 30 дней по российскому паспорту, 60 — по заграничному.
В пробке продают воду: 50 рублей за 0,5 литра, 100 — за литр
Фото: Дарья Пона / 74.RU
Пробка движется так медленно, что многие выходят из машин, чтобы размяться
Фото: Дарья Пона / 74.RU
Дальнобойщики, которые часто ездят из России в Казахстан, видят такой затор впервые
Фото: Дарья Пона / 74.RU
Людей без машин запускают небольшими группами каждые 40 минут. Их то и дело подвозят к границе на автобусах, еще полтора километра приходится идти вдоль пробки по обочине дороги — так быстрее. Автомобилисты двигаются, но очень медленно. Среднее время ожидания от начала пробки до КПП — часа. При этом повестки на КПП никто не вручает.
Есть машины, забитые вещами доверху
Фото: Дарья Пона / 74.RU
У границы продают страховые полисы на машины, которые действуют в Казахстане
Фото: Дарья Пона / 74.RU
От Челябинска до границы 145 километров — около езды
Фото: Дарья Пона / 74.RU
— Оно и видно, что внесли поправки в Уголовный кодекс, — подшучивают дальнобойщики, которые стоят в отдельной очереди из грузового транспорта.
Но отнюдь не все в панике. Есть молодые люди, настроенные позитивно
Фото: Дарья Пона / 74.RU
Сегодня на улице жара — на солнце температура доходит до +30 градусов
Фото: Дарья Пона / 74.RU
Но теплые вещи лучше взять с собой, совсем скоро похолодает
Фото: Дарья Пона / 74.RU
Люди в пробке желают друг другу счастливого пути
Фото: Дарья Пона / 74.RU
Меж тем местные предприниматели не упускают шанса заработать. То и дело по дороге курсирует машина с бутылками воды (что на жаре очень кстати), за ней ездит фуд-трак с шаурмой и лагманом. Цены на блюда колеблются в районе 250–350 рублей, для удобства клиентов у продавцов есть терминалы. Еще несколько ларьков с едой стоят вдоль обочины.
Парни идут к границе в основном компаниями
Фото: Дарья Пона / 74.RU
— Каждый день тут торгую, но такая большая пробка впервые. Всё началось еще позавчера вечером и продолжается до сих пор, — рассказал 74.RU продавец. — Мне уже два раза подвозили продукты, и всё равно всё съели. Напитки только остались. Скорее всего, это из-за мобилизации.
О чем говорят люди на границе? Кто и почему уезжает?
В веренице легковых машин самая разнообразная география — помимо Челябинской области, Свердловская, Башкирия, Пенза, Рязань, Удмуртия, Ханты-Мансийск. Завидев фотокамеру, многие прячут номера и просят не вести съемку. Впрочем, большинство говорят, что едут по делам и в ближайшее время планируют возвращаться.
— Мы едем на работу: будем в Астане видео снимать. У нас в Челябинске свой канал на ютьюбе, делаем для него контент, через вернемся. Остаться там даже не думали. У нас всё в Челябинске — жены, дети, работа, квартиры. Понятно, что сейчас люди переживают, хотя они наводят панику на пустом месте, им повестка еще не пришла, а они уже волнуются, — рассказали молодые люди на иномарке.
Источник