Что было общего у литвы и польши

В XIII-XV вв. большинство земель прежней Киевской Руси было объединено под властью Великого княжества Литовского (ВКЛ). Одно время Литва была сильнее любого русского княжества.

В начале XV века при князе Витовте (1392-1430) Литва достигла такого могущества, что московский великий князь Василий II Тёмный (1425-1462), его внук, считался его вассалом, а в Великом Новгороде одно время правил литовский князь. Казалось, ничто не может остановить Литву в объединении всех русских земель, включая Северо-Восточную, Суздальскую Русь. Но произошло иначе. Княжение Витовта стало пиком литовской мощи. Уже при нём начался её закат.

Великое княжество Литовско-Русское

Возвышению Литвы способствовало монгольское нашествие на Русь. Литва и многие западные русские княжества оказались в стороне от него и стали сплачиваться для отражения угрозы. Западнорусские князья иногда охотно становились вассалами Литвы, другой раз Литва покоряла княжества силой. Но объединение с Литвой означало свободу от уплаты дани Золотой Орде.

Что общего между ЛЮБОВЬЮ и самым высоким пешеходным и велосипедным мостом в Литве?

При великом князе Гедимине (1316-1341) Литва включила в себя всю нынешнюю территорию Белоруссии. Здесь издавна находились Полоцкое и Турово-Пинское княжества и часть Волынского княжества. При его сыне Ольгерде (1345-1377) Литва распространилась на Киевское, Волынское, Переяславское, Черниговское и Новгород-Северское княжества.

На востоке её границы включили всю Среднерусскую возвышенность и древние земли вятичей. В 70-е годы XIV века литовские дружины уже не раз приходили под Москву. В самом конце XIV и в первые годы XV столетия, при Витовте, Литва присоединила Смоленское княжество, на юге вышла к Чёрному морю.

Литовские князья были язычниками. При этом они уже давно подвергались влиянию русской культуры, и некоторые из них переходили в православие. Письменным языком ВКЛ был древнерусский. Династия Гедиминовичей постепенно заменила почти всех князей из династии Рюриковичей в подвластных княжествах.

Но Гедиминовичи обрусевали, звались на русский манер с «-вичем» – например, Дмитрий Ольгердович – и часто вели независимую от великого князя политику, особенно на окраинах ВКЛ. Веротерпимость литовских князей и широкое распространение русской культуры способствовали тому, что само государство всё больше становилось преемником Киевской Руси во всех смыслах.

Уния с католической Польшей

Однако одно обстоятельство серьёзно осложнило положение Литвы. Обосновавшийся в XII-XIII вв. в Прибалтике немецкий Тевтонский Орден вёл наступление на Литву, насильно обращая население в католичество, отбирая земли для своих рыцарей и превращая прибалтийских жителей в крепостных крестьян.

Соседняя с Литвой Польша также была католической, но и она испытывала натиск немцев, а кроме того не посягала на литовские территории. Общая опасность сближала Литву с Польшей. Только Польша в тот период могла помочь Литве в противостоянии Тевтонскому Ордену. Но польская аристократия была готова оказать эту помощь лишь при условии перехода Литвы в католичество.

Вот и все, доигрались! Латвии, Литвы и Польши стоят вдоль белорусской границы и просят пропустить их

Переломный момент наступил в 1385 году. В это время в Литве княжил Ягайло Ольгердович, пришедший к власти в результате междоусобной войны. Ягайло не разбирал средств и отличался крайней жестокостью. Ни для кого не было секретом, что он вероломно захватил в плен своего дядю Кейстута Гедиминовича и потом приказал его убить.

Одновременно вакантным оказался польский престол. Король Людовик I Люксембург, занимавший также трон Венгрии, умер в 1382 году. Польшей формально правила его младшая дочь Ядвига. Польская знать не хотела объединения с Венгрией и воспрепятствовала вступлению на трон старшей дочери Людовика Марии. Забавная деталь: Ядвига короновалась формально как мужчина, с титулом короля, а не королевы, поскольку основные законы Польши запрещали занимать престол одной лишь женщине.

При этом у польской знати созрел план династической унии с Литвой. Двенадцатилетнюю Ядвигу решили выдать замуж за Ягайло, которому было уже за тридцать лет. Единственным препятствием была взаимная любовь Ядвиги и пятнадцатилетнего австрийского герцога Вильгельма, которые были обручены ещё в детстве. Вильгельм приехал в Краков, и юные возлюбленные даже встречались тайком, пока, наконец, однажды стража краковского архиепископа не закрыла перед безвластной королевой ворота замка, где жил герцог, а его самого не выпроводила из Польши. После долгих уговоров, особенно со стороны духовенства, обещавшего королеве высшую награду на небесах за обращение язычников, Ядвига согласилась выйти замуж за Ягайло, который стал таким образом польским королём.

Витовт Кейстутович, кузен Ягайло, в 1386 году также согласился перейти в католичество и насадить его в Литве. Любопытно, что до этого Витовт в 1382 году также крестился по католическому обряду, но в 1384-м принял православие. Несмотря на дальнейшие войны с Ягайло, Витовт, отстояв своё право на литовский престол, признал свой вассалитет польской короне и продолжил насаждение католичества.

Уния Литвы с Польшей, сопровождавшаяся поражением в правах православной знати, нанесла первый серьёзный удар попыткам Литвы встать во главе всей Руси.

Поражение от Золотой Орды

Золотая Орда была главным врагом Литвы на востоке. В 1399 году Витовт выступил в поход с мощным войском, включавшим литовцев, русских, поляков, тевтонцев и татар – противников хана Тимур-Кутлуга. Стороны сошлись на реке Ворскле. Хан выиграл время переговорами в ожидании войск темника Едигея, и 12 августа ордынцы наголову разгромили Литву. Так Литва получила второй серьёзный удар.

Восточная Русь осталась в сфере влияния Золотой Орды.

Православие в Литве долго и упорно сопротивлялось насаждению католичества. Наиболее мощной реакцией православного населения стала война за литовский престол, развёрнутая князем Свидригайлом Ольгердовичем. Сам он не был православным, но покровительствовал православному населению и пытался опереться на его поддержку, а также на Москву, в борьбе за власть.

Войны Свидригайло, перемежаясь перемириями, его попаданиями в плен, ложными клятвами и отречениями от них, шли с 1408 по 1440 год. В 1430-1432 гг., после смерти Витовта, Свидригайлу удалось на короткий срок овладеть троном ВКЛ. Но его жестокий буйный нрав восстановил против него всё население княжества, включая православных, которые совершили роковую ошибку, сделав ставку на такого человека, причём даже не единоверца.

Смута Свидригайло оказалась последним, третьим решающим ударом по альтернативе, которую могла сыграть в истории православная Литва в качестве объединителя всех русских земель.

Источник: news.rambler.ru

Польско Литовский период

Польско-Литовский период начинается с двух разных стран таких как Литва и Польша. Это древняя история, которая включает непосредственно — и историю Украины. Так как она имеет собой границу Польшу, то и история Украины была очень связана с этим государством. Но в истории существует разделение на эпохи и поэтому пребывание Украины под властью других княжеств знаменует и период в истории Украины.

Польско Литовский период

Польско-Литовский период начинается с двух разных стран таких как Литва и Польша. Это древняя история, которая включает непосредственно — и историю Украины. Так как она имеет собой границу Польшу, то и история Украины была очень связана с этим государством. Но в истории существует разделение на эпохи и поэтому пребывание Украины под властью других княжеств знаменует и период в истории Украины.

После нападения кочевников в XIII-XIV, на Севере над Балтикой образовалась новая государственная организация – Литва ,которая объединяла не только свои земли, но и делала наступления на белорусские, а также на украинские земли.

В середине XIII, после того как образовалось Литовское государство, князь литовский Мендовг (1230г) занял Новгородок, что привело к столкновению с Даниилом Романовичем, но в 1254 году был заключён мир и они даже породнились: Мендовг отдал свою дочь за сына Даниила. Но междоусобная война привела Литву к распаду.

И во второй раз объединил её в 1316 году Гедимин, получивши белорусские и украинские земли. Так начинался новый период в истории, который ознаменовал дальнейшее Украины, а также определял её положение на тот момент. Гедимин старался наладить отношения с князьями тех земель, которые взял, то есть для улучшения прочности своего государства. Он делал это через женитьбу своих детей с детТак началась длительная история, которая через определённый период имела воздействие на Украину и которая направила ход украинской истории в тот период.ьми князей. Также содействовал укреплению украинской культуры в Литве.

Так началась длительная история, которая через определённый период имела воздействие на Украину и которая направила ход украинской истории в тот период.

Предпосылки Люблинской Унии

Почва для последней унии между Польшей и Великим княжеством Литовским вызревала с начала XVI в. «Польша не оставляла своих планов о присоединении украинских земель и о приобщении Литвы вообще. С этой целью она постоянно настаивала на заключении более тесного союза и создала партию, которая противостояла самостоятельным стремлением Литвы «

Литовские магнаты готовы были вступить в унию с Польшей при условии сохранения самостоятельности своего государства. С помощью этого они рассчитывали подвинуть от рычагов политического влияния многочисленных и мощных украинских и белорусских магнатов. Однако тогдашнюю литовскую элиту сдерживали страх полного слияния с Польшей и потеря превосходства политического положения в обществе, поскольку ведущим слоем польского общества не были магнаты, а шляхта.

Аналогичные замечания сдерживали украинских и белорусских магнатов, которые к тому же углубленней беспокоились угрозой окатоличивания.О его реальности свидетельствовала судьба Галичины, присоединенной Польшей еще в XIV в.

Конечно, в условиях средневекового общества никто не учитывал интересы народных масс, которые еще не выступали самостоятельным фактором политических процессов.

В этих обстоятельствах основной движущей синтегративных процессов стала шляхта. «Недовольная господством магнатов средняя и мелкая шляхта поддержала поляков, надеясь получить себе широкие привилегии, которыми пользовались польские феодалы»

В то время Польша представляла собой благородную республику с выборным королем. Ведущей общественной силой общества была шляхта — мелкая знать, подобная западноевропейских рыцарей.

В Литве же шляхта только формировалась. Находясь в борьбе против господства магнатов, которые входили в великокняжеской совета и занимали различные административные должности. Литовская шляхта стремилась добиться тех прав, которые имели польские шляхтичи. Магнаты должны были уступать, несмотря на рост сопротивления крестьян процессам феодализации и необходимость сплочения господствующих слоев.

О росте роли шляхты в Литве свидетельствуют правительственные постановления 1522 и 155 годов.Первая из них была посвящена «вывода дворянства», то есть в состав шляхты причисляли всех, кто имел благородные привилегии. В 1557 г. в Великом княжестве Литовском был осуществлен «Волочину по мере», что также способствовало сословному оформлению дворянства.

Наконец, Первый Литовский статут (1529 г.) законодательным путем оформил права и вольности дворянства, однако после него литовская шляхта еще не достигла равенства с магнатами и с польской шляхтой. Полная уния с Польшей обнадеживало их по уравниванию в правах с польскими шляхтичами.

Польские магнаты и шляхта в целом поддерживали идею объединения обоих государств. Они видели в нем возможность получить новые земли независимых крестьян. При этом польская сторона руководствовалась идеей древней принадлежности украинских земель к Польше, от которой они якобы были оторваны и отвергая предложения литовских магнатов, выступали за включене Литвы в состав Польши.

Украинское шляхетство также имело свою позицию. Оно в целом одобрительно относилось к объединению Литвы и Польши, рассчитывая, что это поможет надежно защитить южные рубежи от турецко-татарских нападений и прекратит благородные наезды (вооруженные нападения) в польско-украинское пограничье. Объединение двух государств отвечало также экономическим интересам украинской шляхты, поскольку через Польшу проходили торговые пути в страны Западной Европы. При этом украинские князья выдвигали предложение объединить Польшу , Литву и Украины в одно государство на равных началах, настаивали на сохранении свободы ,вероисповедания и местных обычаев. Мелкая и средняя шляхта, не имела таких привилегий, как князья. и магнаты, выступая за объединение, надеялась прежде всего получить равные права с магнатской верхушкой и приобрести влияния на ход дел в государстве.

Важную роль в заключении унии сыграло то, что ее сторонником оказался тогдашний великий князь литовский и король польский Сигизмунд- Август. Внутри XVI в. вокруг унии развернулась острая борьба между польскими панами и литовскими сторонниками унии с одной стороны и противниками унии (в основном ими были украинские и белорусские магнаты) с другой стороны.

Ситуацию в Литве осложнила Ливонская война ( 1558-1583) между Московией и Ливонским орденом. Литва приняла участие в боевых действиях на стороне ордена. Вследствие этого московское войско одержало 1563 Полоцк, принадлежавший к тому времени Литве.

Литва оказалась в критическом положении. Для продолжения войны она нуждалась в многочисленных средствах и войсках. Поэтому шляхта в Литве (как литовского, так и украинского и белорусского происхождения) требовали унии с Польшей, каждый раз сталкиваясь с сопротивлением магнатской олигархии.

и магнаты, выступая за объединение, надеялась прежде всего получить равные права с магнатской верхушкой и приобрести влияния на ход дел в государстве.

Король Польши Сигизмунд 2Август

Заключение Люблинской унии .Люблинский сейм.

Соединение Литвы с Польшей в одно государство, состоявшееся на сейме в г. Люблине было вызвано из-за опасения польско-католической партии, что Литва, с прекращением в лице Сигизмунда-Августа литовско-польской династии Ягеллонов, отделится от Польши. Вопрос об унии обсуждался еще на варшавском сейме 1563-64 гг., на котором король отрекся от своих наследственных прав на Литовское государство в пользу польской короны; здесь же был издан «варшавский рецесс», послуживший основой последующих переговоров. Литовские магнаты были против унии, не желая утратить наследственных прав заседания в королевском совете и в то же время допустить распространение на земян и бояр прав польской шляхты; боялись они, кроме того, наплыва поляков. В 1565 г. глава литовской партии Николай Черный Радзивилл умер и литовская оппозиция ослабела.

На 23 декабря 1568 г., после разных мелких сеймов, был созван большой сейм в Люблине, но литвины съезжались очень неохотно и медленно, и открытие сейма состоялось лишь 10 января 1569 г.

Представители Литвы поставили свои условия: общий сейм для выбора короля на границе Литвы и Польши, коронование короля в Вильно литовской короной, созыв сеймов попеременно в Литве и Польше, назначение на должности в Литве лишь ее уроженцев. Эти условия вызвали сильные возражения с польской стороны, и ни одно из них не было принято.

Польский проект унии был составлен епархием краковским Падневским. Его условия были: избрание и коронование в одной Польше, один вальный сейм, сенат, также монета. Это разногласие заставило литовских послов сначала заседать отдельно, а в конце февраля без всякого оповещения внезапно уехать из Люблина. Удаление их не имело желанного воздействия на короля и польских послов, которые прибегли теперь к мерам резким и незаконным: сейм (почти исключительно из поляков) решил отделить от Литвы Волынь и Полесье и «воссоединить» их с Польшей.

Несмотря на протесты литовских сенаторов и не довольствие части населения, эта мера была приведена в исполнение и королевские универсалы угрозой отнятия поместий заставили сенаторов и послов этих земель вернуться в Люблин. 5 апреля на сейм явилось литовское посольство, прося отмены универсалов, «отрезающих у Литвы крылья», и снова указывая на ранее дарованные Литве привилегии .Эти просьбы были отклонены. .Причем особенно усердно против них выступали послы вновь присоединенного Полесского воеводства, радовавшиеся приобретению «польских вольностей».

В течение мая присягнули королю представители Волыни. Литовские послы тем временем снова вернулись на сейм, отвечали на требования польской стороны лишь мольбами и,наконец 27 июня выразили согласие на все пункты предложенной с польской стороны унии, прося лишь о смягчении некоторых выражений.1 июля 1569 г. совершилась торжественная присяга обеих сторон; некоторые частные вопросы заняли еще около месяца, при чем много споров было из за распределения. 12 августа сейм закончился. На нем в последний раз были городские представители (от Кракова), здесь же совершилось окончательное распадение сейма на две палаты :сенаторскую и посольскую.

Посольская или шляхетская демократия, с этого времени выступает с с явными претензиями на преобладающее значение в государстве. «1 июля 1569 года в городе Люблине Актом Объединительного Сейма всех сословий Польской Короны и Великого княжества Литовского было провозглашено образование Речи Посполитой – федеративного государства «двух народов»,которые сливались в «единое не разрывное тело».

Положение Украины в период унии

С утверждением Люблинской унии заканчивается литовско- русский период в истории Украины. Это немного иной период (как и все) дающий понимание тому что Украине необходимо иметь своё независимое существование и процветание государства,но к сожалению она не имела своего суверенного положения на тот момент.

Люблинская уния 1569 года стала для украинцев событием большого значения. Украинские земли в составе Польской короны имели такие административные единицы: воеводства Русское, Белжское, Подольское, Волынское, Братславское, Киевское, также Черниговское. В них действовал «Литовский статут» и был русский язык господствующим, но его вытесняли Польская и латинская.

В социальной структуре панов-магнатов было уровнено со шляхтой. Украинскую шляхту уровняли в правах с польской. Также с приходом польской шляхты происходят значительные перемены в религии, население старались направить принять католичество.

Но всё-таки с новыми польскими порядками улучшилось положение городского населения. А больше всего потерпело сельское население.

Оно утратило право на землю, была увеличена панщина (в XVI веке на Волыни достигала трёх дней в неделю). Был ограничен переход от одного владельца к другому. аступление польского правительства и шляхты на украинские земли для окатоличевания, с одной стороны и социального порабощения, с другой, вызвало отпор украинского народа.

А также против этого начало контрнаступление казачество. Но мало магнатов защищало свою веру, национальность и культуру. Все это дало свой толчок к тому, чтобы бороться за независимость на протяжении многих лет. Эта борьба длилась очень длительное время и восходит к временам Богдана Хмельницкого.

Что говорит о том, как долго длилось управление княжества Литовского, и как долго народ хотел независимости своего государства. Для Украины Люблинская уния имела крайне негативные последствия. Оказавшись под властью крепостнической и католической Польши, большинство украинских земель столкнулись с угрозой для самого существования украинского как отдельной народности.

Как отмечает И.П. Якевич,«Люблинская уния, устраняя из украинских земель литовскую власть, уничтожила также остатки украинскии государственных традиций спрятались под формами автономии в Великом княжестве Литовском . Все развитие жизни шло под тяжелым наступлении Польши.» Люблинская уния вызвала изменения в административном управлении украинских земель. Высшая государственная власть в Речи Посполитой принадлежала королю и всеобщем сейму, в который входили магнаты, шляхта и высшее католическое духовенство.

Территория государства делилась на шесть воеводств: Русское, Белзское, Волынское, Подольское, Брацлавское и Киевское. Во главе каждого из них был воевода. Воеводства делились на уезды, которые возглавляли старосты, назначенные королем. Представителями административной власти были также кастелян (коменданты крепостей).

Под влиянием унии изменилась и судебная система. В каждом уезде внедрялись гродские и земские суды. Гродский суд возглавлял староста. Этот суд рассматривал

важные уголовные дела о наезды, ограбления, побои, убийства, кражи. Земский суд избирался местной шляхтой. Он рассматривал гражданском дела, межевые споры шляхты, решение связывал конфликты по недвижимости.

В судебно-адмии Киевского воеводств применялись Литовский Статут 1529 Судопроизводство велось на украинском языке. Высшей судебной инстанцией был Люблинский трибунал.

Источник: www.myunivercity.ru

Что было общего у литвы и польши

От Кревской до Люблинской унии

В 1384 году на Краковский престол в Польше была возведена королева Ядвига (в это время ей было 12 лет). Польские магнаты начали подыскивать Ядвиге мужа, который мог бы стать полноценным польским монархом. Им стал великий литовский князь Ягайло (в польском произношении Ягелло).

В 1385 в городе Крево (современная территория Беларуси) заключается Кревская польско-литовская уния, согласно которой Ягайло крестился по католическому обряду, ввел католичество в качестве государственной религии в Литве, женился на королеве Ядвиге и вступил на польский престол под именем Владислава II. Таким образом впервые возникает объединенное Польско-Литовское государство.

Владислав II Ягайло (Ягелло). Рисунок Яна Матейко

Оскар Томаш Сосновский. Ядвига и Ягайло. Группа символизирует союз Польши и Литвы

Ягайло передал литовский великокняжеский престол своему брату Скиргайло, признавшим над собой верховную власть польского короля. В 1387 г. Ягайло официально крестил Литву. Литовским боярам, принявшим католичество, Ягайлом была дана привилегия владеть землей без ограничения со стороны князей; имения их освобождались от повинностей, за исключением постройки городов всей землей.

Новые порядки вызвали неудовольствие среди литовцев. Двоюродный брат Ягайло Витовт, привлекая на свою сторону антипольски настроенных князей и бояр ВКЛ вёл долгую войну за престол. Только в 1392 г. между Ягайло и Витовтом было заключено Островское соглашение по которому великим князем литовским становился Витовт, а Ягайло оставлял себе титул «верховный князь Литвы». В 1401 г. в Вильне был подписан акт, в силу которого по смерти Витовта власть его переходит к Ягайлу, а по смерти последнего поляки обязываются не избирать короля без согласия Витовта.

Великий Литовский князь Витовт. Гравюра XVI века

Во время правления Витовта (1392—1430) Литва достигла вершины своего могущества. При нем за государством окончательно закрепилось название — «Великое княжество Литовское, Жемайтское и Русское».
В 1405 г. Витовт начал военные действия против Пскова, и тот обратился за помощью к Москве. Однако Москва объявила войну ВКЛ только в 1406 г., крупные военные действия фактически не велись и после нескольких перемирий и стояния на р. Угре в 1408 г., Витовт и великий князь московский Василий I заключили вечный мир.

Герб Великого Княжества Литовского

Династическая Кревская уния усилила позиции обоих государств в противостоянии с Тевтонским орденом.
В 1410 г. соединённые войска Польши и ВКЛ нанесли поражение Тевтонскому ордену в Грюнвальдской битве. Польское войско включало собственно польские полки под командованием Ягайло, полки наемников (чехов и влахов), а так же полки «земли Леопольской», «земли Подольской, которая имела три знамени, ввиду многочисленности своего населения», «земли Галицкой»; в литовской армии, которой командовал Витовт, находились Гродненская, Ковенская, Лидская, Смоленская, Мстиславская, Оршанская, Полоцкая, Витебская, Киевская, Пинская, Новгородская, Брестская, Волковыская, Дрогичинская, Мельницкая, Кременецкая, Стародубская хоругви; на стороне союзников выступала также татарская конница. Всего польско-литовская армия насчитывала 91 хоругвь, 32 тыс. человек. Войска Тевтонского Ордена и их союзников насчитывали 27 тыс. человек.

Ян Матейко. Грюнвальдская битва

Около трети тевтонской армии полегло на поле боя, было убито практически все руководство Ордена, значительное число рыцарей попало в плен. Победившие союзники «стояли на костях» три дня, после чего начали движение к Мариенбургу. Замок был осажден, однако уставшее и ослабленное польско-литовское войско не решилось на штурм. Витовт отвел свои войска из-за угрозы восточным рубежам княжества, польские ополченцы стремились вернуться домой до уборки урожая. В результате через несколько недель осада была снята.
Завершивший Великую войну Торуньский мир 1 февраля 1411 имел относительно мягкие для Ордена условия: он терял Жемайтию в пользу Великого княжества Литовского, Добжиньскую землю в пользу Польши и выплачивал контрибуцию. Однако фактическое уничтожение армии, необходимость выплаты контрибуции и выкупа за пленных рыцарей подорвали могущество тевтонцев; окончательно Тевтонский орден был ликвидирован в 1466 году.

После этого в Городне на сейме ещё раз было подтверждено соединение Литвы с Польшею: в Литве учреждаются сеймы по типу польских шляхетских сеймов, литовское дворянство сравнивается правами с польским. Впоследствии влияние поляков и католического духовенства в Литве возрастает.

Витовт вмешался в дела Великого княжества Московского, когда там в 1427 началась династическая распря между внуком Витовта Василием II Тёмным и дядей Василия Юрием Звенигородским. Витовт, опираясь на то, что великая княгиня московская, его дочь, Софья вместе с сыном, людьми и землями, приняла его защиту, претендовал на господство над всей Русью.

Витовт вмешивался и в политику европейских стран и имел значительный вес в глазах европейских государей. Император Священной Римской империи дважды предлагал ему королевскую корону, но Витовт отказывался и принял только третье предложение императора. Коронация была намечена на 1430 г. и должна была состояться в Вильне, куда собрались многочисленные гости.

Признание Витовта королём и, соответственно, ВКЛ королевством не устраивало польских магнатов, которые надеялись на инкорпорацию ВКЛ в состав Польского государства. Ягайло был согласен на коронацию Витовта, но польские магнаты перехватили королевскую корону на территории Польши. Витовт в то время болел, по легенде он не вынес известия о утрате короны и умер в 1430 г. в своём Трокском (Тракайском) замке на руках у Ягайло.

После смерти Витовта князья и бояре ВКЛ, собравшись на сейм, выбрали великим князем Свидригайло — младшего брата Ягайлы. Это было сделано без согласования с польским королём, магнатами и панами, хотя это было предусмотрено униями между ВКЛ и Польшей. Таким образом, уния между ВКЛ и Польшей была разорвана.

Однако в 1432 г. группа пропольски настроенных князей совершила переворот и возвела на престол брата Витовта — Сигизмунда. Это привело к феодальной войне в ВКЛ между сторонниками Сигизмунда и Свидригайло. В ходе войны Ягайле и Сигизмунду пришлось пойти на ряд уступок, чтобы привлечь на свою сторону сторонников Свидригайло. Однако исход войны решился в 1435 г. в битве под Вилькомиром (ныне Укмерге), в которой войска Свидригайло понесли очень большие потери.

Правление Сигизмунда длилось недолго — недовольные его политикой, подозрительностью и необоснованными репрессиями князья и бояре составили против него заговор, и он был убит в Трокском замке. Следующим великим князем, опять без согласования с Польшей, на сейме был выбран Казимир Ягайлович. Через некоторое время Казимиру предложили и польскую корону — он долго колебался, но всё-таки принял её под именем Казимира IV (Казимир Ягеллончик, 1447-1492), обещая при этом князьям и боярам ВКЛ сохранить независимость великого княжества; таким образом династическая польско-литовская уния была восстановлена.

Казимир расширил международное влияние династии Ягеллонов — подчинил Польше Пруссию, посадил своего сына на чешский и венгерский троны. В 1492—1526 существовала политическая система государств Ягеллонов, охватывавшая Польшу (с вассалами Пруссией и Молдовой), Литву, Чехию и Венгрию.

Герб Ягеллонов

Государства Ягеллонов, 1490 год

В 1449 г. Казимир заключил мирный договор с московским великим князем Василием II, который соблюдался до конца XV века.

При Казимире учреждена была западнорусская православная митрополия в Киеве (1458). Казимир и его преемники подтвердили независимость митрополичьего суда, неприкосновенность церковных имений; князья почти никогда не вмешивались в поместные соборы. Все это сделало западнорусских митрополитов гораздо более независимыми от светской власти, чем были московские.

В конце XV — нач. XVI века началась серия войн Московского государства против ВКЛ, на службу к московскому великому князю стали переходить князья восточных земель ВКЛ, в результате чего к Московскому государству отошли так называемые Северские княжества и Смоленск.

В это время на территории Польши и Литвы происходит постепенное складывание так называемых шляхетских традиций и шляхетского управления. Еще с XI века польские короли жаловали рыцарское звание за какие-нибудь заслуги или услуги, в том числе людям неблагородного происхождения, даже рабам.

Так постепенно закладывались основы будущего благородного сословия, получившего название шляхты. Одновременно старшины рыцарских родов, бывшие князья племен, утративших свою политическую самостоятельность и потомки этих князей составили в этом сословии аристократический элемент, который с течением времени развился и разросся в особый класс богатой землевладельческой знати, так называемого «можновладства» (будущее сословие магнатов). С XII века польское рыцарство было наделено поземельными владениями и тогда только обратилось в землевладельческое сословие. После заключения кревской унии в состав шляхты постепенно вливаются литовские и «руськие» (восточнославянские) бояре.

В 1454 принятым в Польше Нешавским статутом были заложены основы будущего своеобразного государственного устройства конфедеративного польского-литовского государства: было введено местное самоуправление шляхетских сеймиков; без их согласия король не мог издавать новых законов, устанавливать новых налогов и начинать войну. Вскоре сама королевская должность становится выборной: в 1492 году шляхта впервые выбирала короля, а в 1498 году заработал сейм, собираемый раз в два года из 54 послов шляхетских общин. В 1505 был принят закон Nihil novi, ограничивающий власть короля в пользу шляхты (также именуемый «Радомской конституцией») Это дало начало так называемой шляхетской демократии или шляхетской республике («золотая вольность»). С этого времени впервые начинает употребляться по отношении к польской государственной системе термин «Речь Посполита».

Для объединения решений местных сеймиков депутаты от них (иногда — вместе с ними и простые шляхтичи) собирались на генеральные (провинциальные) сеймы, которых было три: в Коле (в Великой Польше), в Новом Корчине (в Малой Польше) и в Сондовай Вишне (на Руси). Принятые на съездах решения доставлялись послами королю. Если какой-нибудь провинциальный сейм не соглашался на предложения короля, то король снова собирал местные сеймики.

В конце XV века возникает общий, или вальный, сейм из короля, его рады (совета) и посольской избы, то есть депутатов от отдельных сеймиков. В отличие от других средневековых сеймов, польский сейм получил характер представительства одной шляхты. Высшее духовенство входило в состав королевской рады; низшее не имело особого представительства на сейме; города также были устранены от представительства. Население городов имело свое собственное самоуправление на основе магдебургского права (с конца четырнадцатого века магдебургское право постепенно распространяется также на города ВКЛ, первой в 1387 году получила магдебургское право Вильна). Стоя в стороне от общепольской жизни, мещанство мало интересовалось общегосударственными делами.

До середины XV века главная роль на съездах принадлежала магнатам и должностным лицам, но затем первенствующая роль начинает переходить ко всей шляхте. На вальном сейме каждый посол представлял свою землю, а не весь народ. Сеймики собирались не только для выбора послов на вальный сейм, но и для решения вопросов о налогах, военной службе и вообще о нуждах государства.
После «Радомской конституции» 1505 года сейм сложился окончательно. Верхней палатой служил сенат, в состав которого входили все архиепископы, епископы, воеводы, каштеляны и 10 министров. Нижнюю палату составляла посольская изба, но она не могла быть самостоятельной, так как послы были связаны сеймиковыми инструкциями. Сеймики не допускали мысли, чтобы сейм мог решать их собственные дела лучше их самих. Главное внимание сеймиков было обращено на ограничение власти послов в деле установления налогов; очень часто, не обращая внимания на нужды государства, сеймики отвергали надобность в новых сборах или давали согласие только с условием, чтобы после сейма был созван сеймик для пересмотра всего принятого на сейме.

С течением времени случаи перенесения вопросов с вального сейма на местные сеймики постепенно учащаются. Сеймики захватывают в свои руки даже исполнительную власть: они приобретают мало-помалу право назначать начальников воеводских дружин, каштелянов, старост, трибунальных судей. Вместе с тем они начинают чаще собираться, то есть больше чем один раз в год.

В каждом воеводстве был особый казначей, независимый от правительства и отдававший отчет сеймикам. В царствование Сигизмунда Августа наиболее просвещенная часть шляхты сделала было попытку упрочить преобладание сейма над сеймиками, признав за первым право решать дела самостоятельно и по большинству голосов. Попытка эта не имела успеха вследствие недоверчивости и нерешительности Сигизмунда Августа, подрывавшего влияние сейма постоянным обращением к сеймикам и к сенату, против посольской избы.

Экономические интересы побуждали шляхту издавать также ограничительные законы и по отношению к городскому сословию. Петроковский статут 1496 года запретил мещанам приобретать поземельные имения под тем предлогом, что мещане не принимают участия в военных походах. Во второй половине XVI столетия городское представительство было уже устранено от участия в законодательстве страны, хотя представители от некоторых городов и появлялись иногда на сеймах ещё в XVII в. С начала XVI в. шляхта была уже всевластным хозяином в государстве и осталась таким хозяином до конца существования Речи Посполитой. Она законодательствовала, судила, избирала королей, оберегала государство от врагов, вела войны, заключала соглашения о мире и договоры и т. п. Не только политическая и социальная организация Польши была шляхетской, — шляхетское миросозерцание господствовало безраздельно и в умственной жизни страны.
Шляхта была открытым сословием воюющих господ, в массе своей — малоземельной «неаристократической» знатью, во время войны превращавшейся в дворянское ополчение. Тем не менее, даже бедные шляхтичи четко дистанцировали себя от «быдла» (bydlo — крупный рогатый скот, в широком понимании аналог русского ругательства «скотина», пся крев — «собачья кровь»). Истинный шляхтич предпочел бы умереть с голода, но не опозорить себя физическим трудом.

К этому времени сложился также общественный строй на территории ВКЛ. Во главе государства стоял великий князь (господарь), происходящий из династии Гедимина. Боярство (аналог польского «можновладства») приобрело сильное влияние в Литовской Руси и было почти независимо от общих органов управления.

Контингент его образовался, с одной стороны, из прежних удельных князей, с другой — путем раздачи великими князьями поветов и волостей в «держанье», в управление, с очень широкими, часто переходившими по наследству правами. Бояре были также самыми крупными собственниками в Литве. Они составляли Литовскую раду, или Раду панов, совета которой князья спрашивали во всех государственных делах. В руках крупных землевладельцев находились и все важнейшие должности: гетмана — предводителя войск и военного судьи, канцлера — хранителя княжеской печати и заведовавшего государственной перепиской, маршалка — представителя служилого сословия, подскарбия — ведавшего доходы государства, воевод — управлявших целыми областями с властью военной, административной и судебной, каштелянов — помощников воевод, наместников (впоследствии старост) — подчиненных воеводам правителей целых областей или отдельных поветов.

Различные привилеи, данные литовским землям в течение XV-XVI веков, должны были приблизить общественный строй ВКЛ к устройству польских земель. При этом само управление ВКЛ носило федеративный характер. Собственно Литва делилась на два воеводства, Виленское и Троцкое.

Остальные земли, примкнувшие к литовскому княжеству по соглашениям и договорам (Полоцкая, Витебская, Смоленская, Жмудская, Киевская, Волынская, Чернигово-Северская, Подолье), сохранили свою самостоятельность и самобытность. Органами общего управления в литовско-русских областях были первоначально наместники и тивуны, которые чинили суд и расправу. Они назначались или «до воли» государя, или до «живота» своего, или же «колеею», то есть по очереди, по годам. Для обозначения административных округов употреблялось сначала русское слово «волость», затем польское повет и изредка «держава».

На территориях ВКЛ военная служба была обязательна со всякого рода имений: отчин, дедин, прадедин, купленных, пожалованных на разных условиях великим князем. Отчиною называлось имение, перешедшее по наследству от отца к сыну; если наследство шло от деда или прадеда, то называлось дединою, прадединою. Военная служба отбывалась землевладельцами на свой счет, и только в редких случаях вел. князь давал им «вспоможенье». Низшая шляхта по примеру боярства также стремится к возможно большей независимости от местного управления; постепенно различными привилеями за местной шляхтой утверждаются все отчины, обращаются в отчину и многие поместья; имения шляхтичей переходят к королю только в случае выморочности.

Великое княжество литовское было многонациональным: балтоязычные аукштайты и жемайты (предки современных литовцев), славяноязычные русские или «руськие» (предки современных украинцев и белорусов), а также поляки (крестьяне-колонисты, т. н. «мазуры», горожане и отчасти мелкая шляхта), немцы (составлявшие прежде всего купечество и проживавшие в основном в городах), евреи, литовские татары, караимы; и многоконфессиональным: православные, католики, позже протестанты и униаты, так же мусульмане, иудеи и язычники сохранившиеся с дохристианских времён. В XV—XVI веках усиливалась роль знати русского (восточнославянского) происхождения, но одновременно намечалась полонизация знати как литовского, так и русского происхождения, которая примет более активный характер уже в XVII веке после Люблинской унии.

В XIV и XV веках происходит постепенное закрепощение крестьян как в Коронной Польше, так и на территориях ВКЛ, где постепенно с XV образовывались огромные земледельческие латифундии польских магнатов. Согласно Вартскому статуту 1423 г. помещик мог лишить солтыса (главу крестьянской общины) должности за ослушание и сам занять эту должность. Стеснив крестьянское самоуправление, шляхта ограничила затем свободу крестьянских переселений, установила барщину и, наконец, обратила крестьянина в крепостное состояние. По упомянутому выше Петроковскому статуту 1496 г., уйти из помещичьей деревни имел право только один крестьянин, только одного сына крестьянская семья была вправе отдавать в обучение; бежавшего крестьянина закон разрешал помещику преследовать, хватать и возвращать назад; наконец, варшавская конфедерация 1573 г. вручила помещику власть даже над жизнью крепостных.

С XV в. в Литву проникает из Польши немецкое мызное хозяйство — «волочная система». Лучшая земля выделялась для устройства фермы — фольварка, остальная делилась на волоки, ок. 19 дес. в каждой; каждая волока делилась на три поля по 11 моргов (морг = 1400 кв. саж.) в каждом. На волоке селилось одно крестьянское семейство, а затем и по нескольку.

Вводя дробность наделов, волочная система окончательно разрушила общинное землевладение. За предоставление земельных волоков крестьяне отбывали барщину и платили чинш. Тогда же начинает постепенно развиваться и вотчинный суд помещика; сначала правом этим пользовались только помещики-католики, но с 1457 г. оно было распространено на всех.

В 1529 году на территории ВКЛ был составлен первый систематический свод писанных законов, известный как первый, или старый Литовский Статут. Необходимость кодификации законов вытекала из пестроты права, источниками которого служили старые обычаи и новые жалованные грамоты, или «привилеи», великих князей, так и из стремлений усилившейся шляхты высвободиться из-под тяжести великокняжеской власти. Статут 1529 г. не был особенно благоприятен для шляхты и заключал в себе немало устарелых и весьма суровых постановлений. Поэтому уже на берестейском сейме 1544 г. литовские чины просили короля Сигизмунда I об исправлении Статута, но пересмотр и новое издание последнего осуществились лишь при Сигизмунде Августе на сеймах 1564, 1565 и 1566 годов. Окончательно утверждена новая редакция, известная под названием второго Статута, привилеем 1 марта 1566 г.

Статус Великого Княжества Литовского, 1529 год

Вскоре поднялся вопрос о новом исправлении Статута. Исправленный на поветовых сеймиках и утвержденный на головном съезде литовских чинов в Волковыске (1504), он был просмотрен на варшавском элекционном сейме 1587 г. и окончательно утвержден на коронационном сейме 1588 г. В том же году этот «третий Статут» был издан на старобелорусском языке подканцлером Львом Сапегою в Вильне.

Подканцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега (Сапего)

В XVI веке на территории Польши и ВКЛ активно развивается книгопечатание. В XVI в. была заведена первая типография в Кракове, печатавшая церковнославянские книги. С 1517 г. печатанием книг занимается доктор медицины Франциск Скорина из Полоцка. В 1517 г. он напечатал в Праге чешский псалтырь, затем 22 священные книги на старославянском языке, проверив предварительно переводы по греческому и еврейскому текстам и по Вульгате. Перенеся свою деятельность в Вильну, Скорина напечатал в 1526 г. Апостол и Следованный псалтырь.

Франциск Скорина, гравюра 1517 года

В Литве свою деятельность печатников после бегства из Москвы продолжили и известные русские первопечатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец. Они работали у гетмана Ходкевича, который основал типографию в своём имении Заблудове. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславцева, было «Учительное евангелие» (1568) — сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.

В царствование последнего представителя династии Ягеллонов — Сигизмунда II Августа — Польско-Литовскому государству вновь приходится столкнуться с усилением Московского государства, где воцаряется Иван IV Грозный. С 1562 года Россия и Польско-Литовское государство оказываются втянутыми в ожесточенную, длительную и разорительную для обеих сторон Ливонскую войну, причем первоначально удача оказывается на стороне московского царя, который в 1563 году берет Полоцк.

Ян Матейко. Портрет Сигизмунда II Августа. Фрагмент картины

Сигизмунд Август был бездетным, и по мере его старения вставал вопрос о дальнейшей судьбе польско-литовского государства. До сих пор оно держалось лишь единством династии. Необходимость построить его на новых принципах привела к заключению Люблинской унии 1569 г., согласно которой Польша образовала с Великим княжеством Литовским объединённое федеративное государство, возглавляемое общим сеймом, который пожизненно избирал правителя, носившего 2 титута: короля польского и великого князя литовского. Однако законодательство, армия, судебная система и казна оставались раздельными.

Уния встретила сильное противодействие среди литовцев; сейм длился девять месяцев; литовские депутаты оставляли его, и только сильным давлением удалось заставить их согласиться на условия унии, поставленные в ущерб Литве. При этом часть южных земель Великого Княжества литовского (значительная часть территории современной Украины) была передана от ВКЛ непосредственно в Коронную Польшу.

Объединенное государство получило название «Речь Посполита» (Rzeczpospolita Obojga Narodow) — буквально «Республика Обоих народов».

Источник: gorodok1863.livejournal.com

Что было общего у литвы и польши

Сильванович Станислав Алёйзович
Гродненский государственный медицинский университет
кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук

Аннотация
Данная статья посвящена истории поляков на территории Литвы и Беларуси с древнейших времен до середины XIX ст. Польское население на территории Литвы и Беларуси сформировалось в результате длительного межэтнического взаимодействия западнославянского, балтского и восточнославянского населения. В этом формировании сыграли свою роль переселения поляков с территории Польши, но, главным образом, политическое, религиозное и культурное влияние Королевства Польского на Великое княжество Литовского.

Silvanovich Stanislav Aleyzovich
Grodno State Medical University
candidate of historical sciences, docent of the chair of social and humanitarian sciences

Abstract
This article describes the history of Poles in Lithuania and Belarus from ancient times to the middle of the XIX century. Polish population in Lithuania and Belarus formed as a result of long interethnic interaction of West, Baltic and Eastern Slavs. In this formation played a role in the resettlement of Poles from Poland, but mainly political, religious and cultural influence of the Polish Kingdom at the Grand Duchy of Lithuania.

Библиографическая ссылка на статью:
Сильванович С.А. Поляки на территории Литвы и Беларуси с древнейших времен до середины ХІХ столетия // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/05/6883 (дата обращения: 02.06.2022).

История поляков на территории Литвы и Беларуси берёт своё начало в VIII-XII вв., когда западнославянское племя мазовшан вошло в соприкосновение с балтскими и восточнославянскими племенами. Полоса западнославянского, балтского и восточнославянского пограничья протянулась от Тыкотина на западе до Налибокской пущи на востоке.

При этом в условиях того времени общины вполне могли существовать, не взаимодействуя между собой и не угрожая друг другу. Причудливую мозаику расселения того времени сегодня можно реконструировать по названиям населённых пунктов и данным археологии. Последние, как замечает С.В.

Донских, далеки от желаемой точности, поскольку до появления техники материальная культура любых народов, проживающих в близких природно-климатических условиях, будет практически одинаковой [1, c. 76]. И все-таки к типично польским артефактам, которые не могли быть объектами торговли и свидетельствуют о присутствии на данной территории западных славян, относят керамическую посуду с характерными для мазовшан чертами, керамические пряслица с линейным и волнистым орнаментом, височные кольца с эсовидным концом.

Такого рода вещи были найдены в Волковыске, Новогрудке, Гродно, Индуре и других местах [2, с. 333, 335]. Следует, однако, заметить, что сколь-нибудь значительного влияния на этнический состав населения мазовшане не оказали, поскольку уступали по своей численности и балтским, и восточнославянским племенам. Тем не менее, начало польскому проникновению на данную территорию было положено.

К началу ХI ст. относятся сообщения хроник о политическх и военных контактах между белорусскими и польскими землями. На протяжении ХІ-ХІІ вв. летописи фиксируют многочисленные матромониальные союзы между восточнославянскими и польскими правителями и практически полное отсутствие военных конфликтов.

Польское присутствие на территории Литвы и Беларуси значительно усилилось в XIII-XIV вв., в результате формирования Великого княжества Литовского, которое сопровождалось многочисленными походами и грабительскими набегами литовских дружин на соседние земли. По некоторым данным, в Литву было выведено до 100 тыс. пленных, преимущественно с территории Мазовии.

Некоторые могильники в Принеманском крае (Вензовщина, Кульбачино) содержат до трети мазовецких захоронений. Согласно средневековым хронистам в 1325 г. в связи со свадьбой польского королевича Казимира и дочери литовского князя Гедемина Альдоны в Литве получили свободу 24 тыс. польских пленных [1, c. 77].

Правда, часть польских и белорусских историков сомневается, что количество пленных было многочисленным. Анализ тапонимов на территории Беларуси и Литвы дал возможность, в частности Е.Охманьскому, утверждать нечёткость и слабость следов польского осадничества [3, с. 45]. Вместе с тем, убедительно опровергнуть утверждения средневековых хроник вряд ли возможно. Поэтому, соглашаясь с тем, что пленные в этнически чужеродной среде быстро ассимилировались, нельзя утверждать, что местное население имело исключительно восточнославянские или балтские корни.

Решающее значение в усилении польского влияния в ВКЛ стало польско-литовское сближение, которое началось с конца XIV в. – с момента заключения Кревской унии. По её условиям великий князь литовский Ягайло становился одновременно королём польским, а языческое население Литвы принимало католическую веру.

Более высокий уровень цивилизационного развития Польши обусловил то, что именно она, а не Литва, стала образцом для подражания в объединённых персональной унией государствах. Первым свидетельством этого стало определение столицей государства Кракова, а не Вильно.

И хоть Ягайло до конца жизни разговаривал на старобелорусском языке, со временем не польская аристократия стала переходить на него, а литовская стала разговаривать по-польски. Именно политическому, религиозному и культурному факторам, которые попеременно выходили на первое место, предстояло сыграть наибольшую роль в последующем формировании польского народа на территории Литвы.

Первоначально этот процесс охватил элиту ВКЛ. Для разнообразного в этническом и религиозном плане служилого сословия Литвы и Руси польская шляхта становится образцом социально-политического развития.

Начало интеграции правящего сословия было положено Городельской унией 1413 г. В последующем влияние Польши все более возрастало и находило своё выражение не только в хозяйственной, судебной, административно-территориальной и сеймово-сеймиковой реформах в ВКЛ на манер Польши, но и в росте зависимости ВКЛ от военной поддержки Короны. Польские военные гарнизоны находились в важнейших городах княжества, а польское рыцарство участвовало на стороне литвинов не только в боях с крестоносцами, но и с другими врагами.

В частности, в 1514 г. в битве под Оршей, где войска ВКЛ одержали победу над Московскими войсками во многом благодаря польской военной поддержке. По некоторым данным, в результате переселений поляков из Короны число жителей ВКЛ в 1528-1567 гг. выросло на 30 % [4, с.11]. Следует, однако, признать, что эти цифры во многом носят оценочный характер.

Среди переселенцев были мещане, которые селились в городах Великого княжества Литовского, застенковая шляхта, получавшая наделы за несение воинской службы, а также мазуры в целом, двинувшиеся дальше на восток после колонизации Подлясья. В условиях совместного проживания с восточными славянами и балтами простолюдины, как правило, с течением времени переходили на язык местного населения, преимущественно старобелорусский, но оставались католиками, поскольку в это время Литва уже было крещена, и её территория постепенно покрывалась католическими храмами и приходами: с момента крещения литовцев и до середины ХVI в. на территории ВКЛ действовало 152 католических прихода. [2, с. 743].

Поскольку восточные славяне к тому времени в большинстве своем уже были православными и в католичество не переводились, это дает основания утверждать, что значительная часть населения западной части современной Беларуси была балтского происхождения, а переселение западных славян могло быть дополнительным стимулом для открытия католических приходов. В это же время польская шляхта фактически не ассимилировалась, поскольку в Великом княжестве Литовском позиции польского языка в шляхетской среде становились все более прочными, католичество в этой среде занимало привилегированное положение, сословный статус литовской и польской шляхты был одинаковым.

Более того набирала силу тенденция постепенного перехода на польский язык правящего сословия ВКЛ. Выше описанные процессы в итоге посодействовали более тесному сближению между двумя государствами и привели к созданию федеративного государства Речи Посполитой.

Характерно, что при заключении Люблинской унии против неё высказывались преимущественно магнаты, опасавшиеся утратить свою политическую власть, за унию – шляхта Великого княжества Литовского, желавшая через тесный союз с Польшей обеспечить себе прочное и независимое положение в государстве. Дошло до того, что во время срыва литовскими магнатами заседаний Люблинского сейма, на котором обсуждалась уния Литвы и Польши, шляхта Подлясья, Гродно и Бреста на своих поветовых сеймиках приняла декларацию о выходе из состава ВКЛ и присоединении к Королевству Польскому [5, c.102]. Результатом приобщения к польским «шляхетским вольностям», стала обусловленная усвоением не только польских политических традиций, но и образа жизни, интеграция разноэтничных представителей шляхетского сословия ВКЛ в «польский политический народ», единство которого зиждилось на принадлежности к шляхетскому сословию, на польском языке и католической религии. Польскость в данном случае выступала в качестве объединяющего начала, вполне допускающего в сознании её носителей формулу «gente Lithuanus (Ruthenus), natione Polonus» – «рода, происхождения литовского (русского), национальности – польской». Следует, однако, признать, что со временем вторая часть этой формулы всё более укреплялась, а первая ослабевала.

Вторая волна польской миграции на литовско-белорусские земли была связана с развитием лесозаготовок и лесных промыслов, особенно на Полесье, началась в XVII в. и продолжалась до середины ХІХ в. Переселенцев звали «будниками» или «мазурами». Со временем они становились оседлыми жителями. Эта миграция не носила массового характера и переселенцы зачастую ассимилировались в среде местного населения [2, с. 337].

За два столетия после Кревской унии польская культура и язык завоевали в Великом княжестве Литовском прочные позиции. В период, который считается временем расцвета белорусской культуры в ВКЛ, из 324 изданных на территории княжества в 1525-1599 гг. книг, 151 была напечатана на латинском языке, 114 – на польском, 50 – на белорусском, 9 – на других [6, c. 34].

Ещё до Люблинской унии дрогичинская, мельникская и бельская шляхта в 1565-1566 гг. обратилась на виленском сейме к королю с просьбой, чтобы бумаги королевской канцелярии, высылаемые на Подляшье, впредь писались на польском языке. Процесс перехода на польский язык в делопроизводстве ВКЛ длился на протяжении столетия. В 1640 г. отказалась от «русского» языка в и перешла на польский шляхта самого восточного воеводства – Смоленского. В 1696 г. по настоянию победившей в гражданской войне в Литве шляхты в делопроизводство окончательно вводился польский язык и отменялся малопонятный, а потому выгодный магнатам «русский» язык.

Огромную роль в сохранении и распространении польской культуры в ВКЛ, сыграла система образования во главе с Виленским университетом, ведущим свою историю от созданной в 1579 г. иезуитской Академии. В 1773 г. Академия стала светским учебным заведением, а в 1803 г. была реорганизована в университет. В 1579-1783 гг.

Виленская Академия поставила 263 спектакля – все на польском или на латинском языках. Среди изданных Академией в 1601-1700 гг. 889 книг 554 были на латинском языке, 297 – на польском и только 27 на литовском [7, c. 55-57].

После первого раздела Речи Посполитой сторонники её укрепления в соответствии с духом идей Просвещения видели выход в создании монолитного государства польского народа через распространение польского языка и ликвидацию особого статуса Великого княжества Литовского. Для решения этой задачи среди прочих мероприятий создавалась единая для обеих частей государства Комиссия национального образования.

Подчинённые Комиссии школы делились на приходские, подокруговые и округовые. Эту систему венчала Главная литовская школа, созданная на основе Виленской Академии. Предметом заботы Комиссии было, в основном, среднее и высшее образование. В созданных или перешедших под управление Комиссии школах, языком преподавания вместо латинского становился польский.

Особое внимание уделялось хорошему знанию отечественной истории и географии, так называемым марально-гражданским наукам, которые должны были воспитать у ученика гражданские чувства и патриотизм. Приходские школы находились в ведении римско-католического духовенства и в силу этого охватывали, главным образом, шляхетских, мещанских и крестьянских детей римско-католического вероисповедания.

Белорусский язык, в отличие от литовского, на котором был издан букварь, в программах Комиссии отсутствовал. Причина этого, возможно, коренится в том, что в большинстве своём шляхта Беларуси была уверена в своём литовском происхождении (по мнению некоторых учёных так было на самом деле) и была равнодушна к сохранению языка живущего рядом белорусского крестьянства.

После разделов Речи Посполитой деятельность Комиссии национального образования по многим направлениям стала образцом для реформы школьной системы образования в России. Земли Речи Посполитой, вошедшие в состав империи, были включены в состав Виленского округа.

С разрешения царя князь Адам Чарторыйский, ставший во главе этого округа, придал процессу образования польский национальный характер. Надзор за образованием осуществлял ректор Виленского университета. Ему подчинялись Кременецкий лицей в Украине, губернские гимназии, поветовые и приходские школы, всего свыше тысячи школ и 21 тысяча учеников.

В 1822-1823 учебном году студенты крупнейшего в Российской империи Виленского университета были на 90 % выходцами со шляхты, практически все были римско-католиками. На 825 студентов только 3 было униатами и 7 православными [8, c. 49]. Подобная ситуация в Виленской и Гродненской губернии была и в сфере среднего образования.

Языком преподавания был польский язык, а русский преподавался как предмет. Занятия по польской литературе включали в себя понятия со сферы культуры, а в школах, организованных монашескими орденами, они использовались для демонстрации роли Костёла в истории польской культуры. Результатом «виленского просвещения» стал «виленский романтизм», заложивший основу польского национального самосознания и давший миру наиболее выдающегося польского поэта Адама Мицкевича [7, с. 57].

В 20-е гг. XIX в. Петербург начал переводить систему образования в белорусских губерниях на русский язык. После польского восстания 1830-1831 гг. этот процесс ускорился и к концу 30-х гг. вся система была переведена на русский язык. Более того, запрещалось изучение польского языка как такового. В 1857-1858 учебном году польский язык был возвращён в качестве дополнительного предмета в школы Виленского округа, но после восстания 1863-1864 гг. вновь был запрещён вплоть до начала ХХ в. Польское образование в этот период приобрело характер тайного обучения, которое имело меньшие возможности, но в целом справлялось с поддержанием польскости.

  1. Донских С.В. Поляки и «польскость» в истории Беларуси: опыт социокультурной типологии // Проблемы национального сознания польского населения на Беларуси: материалы II Международной научной конференции, Гродно, 7-9 ноября 2003 г. / общественное объединение «Союз поляков на Беларуси». Барановичи, 2004.
  2. Кто живет в Беларуси / А.В. Гурко [и др.]; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы. Минск, 2012.
  3. Ochmański J. Historia Litwy. Wydanie trzecie. Wrocław-Warszawa-Kraków, 1990.
  4. Mikołajczak S. Między dwiema uniami // Głos znad Niemna. 03.12.2004.
  5. Kruczkowski T. Polacy na Białorusi na tle historii i współczesności. Слоним, 2003.
  6. Чалавек. Грамадства. Дзяржава. У 4 кн. Кн.4. Чалавек у свеце культуры: Вучэбны дапаможнік для 11-га кл. агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання / Т.М. Алпеева [і інш.]; пад рэд. Харына. Мінск, 2002.
  7. Донских С. В. «Polski pas» как пример трансформации культурного центра в пограничье // Проблемы национального сознания польского населения на Беларуси. Материалы ІІІ Международной научной конференции. Гродно, 22-24 октября 2004 г. Гродно, 2005.
  8. Латышонак А., Мірановіч Я. Гісторыя Беларусі ад сярэдзіны XVIII да пачатку XXI ст. Вільня – Беласток, 2010.
  9. Mikołajczak S.We wspólnym państwie // Głos znad Niemna. 11.03.2005.
  10. Гарошка Л. Прычыны палянізацыі на Беларусі. Найбольш распаўсюджаны погляд // Сьвіцязь.-Гісторыка-культурны часопіс. 1994. №1.
  11. Radzik R. Samookreslenie jako element świadomości etnicznej ludu białoruskiego XIX wieku // Przegląd Wschodni. 1997. T.IV. Zeszyt 3 (15).
  12. Бобровский П. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Гродненская губерния. Ч.1. – СПб, 1863.
  13. Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 3. Оп. 1. Д. 40.
  14. Eberchardt P. Polska ludność kresowa. Rodowód, liczebność, rozmieszczenie / P.Eberchardt. Warszawa, 1998.
  15. Куль-Сяльвестрава С. Асаблівасці фармавання беларускай нацыянальнай культуры ў канцы XVIII – першыя дзесяцігоддзі ХІХ ст.: паміж польскай і літвінскай традыцыямі // Польска-беларускія моўныя, літаратурныя, гістарычныя і культурныя сувязі / Пад рэд. М.Кандрацюка. ІІ Матэрыялы VII Міжнароднай навуковай канферэнцыі “Шлях да ўзаемнасці”. Беласток. 16-18.07.1999. – Беласток, 2000.
  16. Смалянчук А. Паміж краёвасцю і нацыянальнай ідэяй. Польскі рух на беларускіх і літоўскіх землях 1864 – люты 1917 г. Выданне 2-е, дапрацав. – Санкт-Пецярбург, 2004.
  17. Гісторыя Беларусі ад старажытных часоў да канца XVIII cт.: Вучэб. дапам. для 10-га кл. агульнаадукац. шк. з бел. і рус. мовамі навучання. Пад рэд. М.С. Сташкевіча. – Мінск, 2002.

Источник: human.snauka.ru

Уроки Речи Посполитой актуальны и сегодня

Провинции Речи Посполитой в 1629 году

Литве, Белоруссии, Украине и Польше есть чему поучиться у общего прошлого, считают историки и дипломаты. В ходе дискуссии в МИД Литвы министр Аудронюс Ажубалис отметил, что исчезновение Речи Посполитой является красноречивым политическим уроком, актуальным по сей день. А некоторые историки, при этом, с сожалением констатировали, что часто уроки истории никого ничему не учат.

Литве, Белоруссии, Украине и Польше есть чему поучиться у общего прошлого, считают историки и дипломаты. В ходе дискуссии в МИД Литвы министр Аудронюс Ажубалис отметил, что исчезновение Речи Посполитой является красноречивым политическим уроком, актуальным по сей день. А некоторые историки, при этом, с сожалением констатировали, что часто уроки истории никого ничему не учат.

Дискуссия историков Литвы, Польши, Белоруссии и Украины в МИД Литвы «Традиция Великого Княжества Литовского в контексте современной дипломатии», несмотря на общий дружеский и доверительный тон, все же обозначила некоторые вопросы, которые требуют дальнейшего обсуждения.

Это аспекты отношения к истории Великого княжества Литовского и отношения к его историческим традициям в разных странах.

Глава МИД Литвы Аудронюс Ажубалис, отметил, что «у нас есть, что вспомнить». По его словам, времена, о которых шла речь в ходе обсуждения (конец 18-го века), закончились трагично (исчезновением государства Речь Посполитая), «но они дали бесценный исторический опыт и красноречивый политический урок».

«Эти уроки, не боюсь этого подчеркнуть, остаются актуальными и ценными для литовской внешней политики», — отметил он.

Чему учит история?

Белорусский историк Георгий Голенченко отметил, что финал Речи Посполитой – поучителен и для нашего времени. «Мы видим, что демократическое развитие государств Европы связано с преодолением сословного, национального, религиозного ограничения и монополизации», — заключил историк.

На эту реплику украинский историк Олена Русина заметила: реальность показывает, что «уроки истории, увы, никого ничему не учат». Историк И.Марзалюк отреагировал на это фразой В.Ключевского: «история никого не учит, она проучивает тех, кто не хочет вспоминать ее уроки».

«Историк – это не прокурор, а адвокат. Понять и объяснить, а не наказать своих предков, это главное», — заключил он.

Другой белорусский историк Алесь Белый сравнил историю Речи Посполитой конца 18-го столетия с историей 20-го века, в частности, со временем заключения пакта Молотова-Риббентропа, когда отдельные государства не смогли противостоять геополитическим вызовам времени.

«Мы и сейчас живем в такое время, когда очень мало зависим от самих себя и определения своих долговременных интересов, — говорил он. — И события того времени могут побуждать нас к преодолению этого многовекового порочного круга».

Традиции ВКЛ в разных странах

Дискуссия в МИДе была приурочена к 220-летию со дня основания дипломатической службы Речи Посполитой, однако она плавно перешла в обсуждение специфики ВКЛ.

В ходе дискуссии историки сделали особый акцент на роли русинов (восточнославянская этническая группа) в истории ВКЛ, а после и литовско-польского государства, отметив, что католицизм и государственная политика Речи Посполитой не могли сделать его государством трех или четырех народов, поскольку шла целенаправленная политика сокращения числа православного населения.

Историк Альфредас Бумблаускас, заметил, что все же, вероятно, стоит говорить не только о двух народах, населявших территорию Речи Посполитой, поскольку ВКЛ, как часть государства, было далеко неоднородной по своему этническому составу.

Могилевский ученый И.Марзалюк подчеркнул, что после середины 17-го столетия происходит «окончательная маргинализация русинских элит» и в результате говорить о русинском политическом представительстве в Речи Посполитой не приходится.

В свою очередь, специалист по географии ВКЛ А.Белый отметил, что нужен новый коллективный труд по истории княжества, поскольку старые работы не всегда отвечают реалиям и взглядам на историю. По его словам, историкам разных стран нужно сотрудничать плотнее.

Украинский историк Олена Русина рассказала, что история ВКЛ, как период и украинской истории, практически отсутствует в учебниках страны. По ее словам, существует история Киевской Руси, после появляется Богдан Хмельницкий, а период, который был между этим – не отображен.

«Современная украинская идеология строится на казацкой вольнице, тогда была борьба. В период ВКЛ не происходило никакой национальной борьбы. Т.е. нужна борьба, а если этой борьбы не было – то такая история не актуальна», — говорила она.

Присутствие украинского народа в истории княжества в советской историографии и в нынешней историографии замалчивается, уверена она.
«Сейчас в Украине все силы направляются на изучение казачества. Однако появились книги, которые для многих украинцев открыли сам факт существования эпохи ВКЛ. А это для нашей страны – средневековье, в полном смысле этого слова «, — подчеркивает она.

Национализируют ли историю?

Зашла речь и о национализации истории. Участники дискуссии – профессиональные историки – в один голос отметили, что между коллегами разных стран идет нормальный научный диалог, без всякой примеси политики.

Литовский историк Р.Шмигелските отметила, что иной раз приходилось сталкиваться тем, что историю одно или иное государство пыталось национализировать. Попытку национализации истории ее белорусский коллега Г.Голенченко назвал наследием традиции советской науки, «когда историки действовали строго в рамках своей страны» (на тот момент республики).

По его мнению, нужно изучать историю Литвы и Руси, как двух основных частей ВКЛ. Он считает, что некоторые белорусские, литовские, польские историки «перегибают палку» в изображении тех или иных событий и исторических реалий, однако отметил, что чаще всего – это научно-популярные работы, которые имеют мало общего с наукой. Он уверен, что на историю ВКЛ нужно смотреть в широком контексте.

Историк И.Марзалюк убежден, что «те историки, что находятся в рамках научной парадигмы, если даже не всегда разделяют взгляды друг друга, работают в режиме нормальной дискуссии». Он подчеркнул, что необходимо помнить и о том, что когда возникает нация, возникает национальный исторический нарратив.

«Все происходит по христианским принципам, где есть свои культовые герои, есть извечные враги, выстраивается прямолинейная и не очень научная конструкция, она и транслируется на массы населения, которые должны стать модерной нацией», — считает он.

Нужно разделять эти вещи, уверен он. «Мы состоялись как государства и историкам нечего делить, а нужно изучать процесс таким, каким он был. Ни врать, ни фальсифицировать, а заниматься наукой, а не ее наукообразной имитацией. И в этом плане я не вижу проблем и конфликта между поляками, литовцами и белорусами», — отметил он.

«Когда кто-то за счет кого-то хочет выстроить великую традицию – пора уже аккуратнее с этим, это не конец 19-го и не начало 20-го века, — призвал он. — Если этот текст научный, значит, человек ищет истину, в отличие от политика, который ищет победы любой ценой», — резюмировал он.

В заключение темы учреждения внешнеполитического ведомства Речи Посполитой, которая и была заявлена как основная , историк Р.Шмигелските отметила, что истоки министерства иностранных дел нужно искать глубже, чем в событиях 220-летней давности, а именно в истории Великого княжества Литовского и деятельности канцлера. А вице-министр МИД Эвалдас Игнатавичюс резюмировал, что, так или иначе, а 19 июня Литве есть что отмечать и назвал это основным итогом дискуссии.

Источник: inosmi.ru

Рейтинг
Загрузка ...