Никто сейчас точно уже не знает откуда она появилась и почему возникла……………………..много раз ее пытались разрушить, но народ всякий раз возрождал её снова и снова……..Сегодня Гора Крестов одна из самых главных христианских святыней Литвы.
Гора Крестов находится в 12 километрах от четвертого по величине города Литвы – Шауляя, на трассе Калининград – Рига. Это обязательное место посещения всех туристических групп, путешествующих по Литве, некоторые заезжают сюда, минуя даже сам Шауляй. Купить в сувенирной лавке и оставить на горе крест считается хорошим знаком.
Почти на каждом кресте есть таблички с надписями, обычно они на литовском, но свободное место тоже присутствует и каждый может дописать что-то своё. Надпись на моем кресте: «Dieve globok mus ir duok sveikatos” – что примерно означает «Боже Дай мне здоровья».
От парковки машины до самого холма Юргайчай ведёт «туристическая тропа», место «облагородили», потому как каждый день здесь великое множество туристов.
«Символ Литвы»: Мы – потребители!
Одна из версий появления этой горы такова, говорят что первые кресты на этом холме стали ставить родственники погибших во время польско-литовского восстания в 1830 году, не имея возможности почтить память погибших на месте их гибели. Потом эта традиция продолжилась во время следующего восстания поляков в 1863 году.
В средневековье на этом холме располагался замок Куле, который был потом в 14 веке был разрушен рыцарями Ливонского ордена. После этого холм, который называли замковым, молельным, городищем Доманту, холмом Юргачай стоял пустым и лишь в 19 веке здесь появились первые кресты. Люди считали это место святым и ставили здесь кресты, моля Бога о благословлении и здоровье. Это ещё одна версия возникновения холма, но на 100% точную причину его возникновения не знает никто.
Кресты на горе самые разные, от маленьких и скромных сантиметровых размеров до монументальных обелисков.
Перед входом на сам холм стоит главный крест с распятием. Поляк в красной футболке вроде сначала спокойно шёл по дорожке, потом вдруг резко бросился к кресту, начал пробивать головой землю, рыдать и что-то громко просить.
Крестовая гора своего расцвета достигла после первого обретения Литвой независимости в 1918 году, люди приходили сюда чтобы молиться, здесь проходили Святые мессы.
Чтобы подняться на гору, посреди крестов по центру проходит деревянная лестница.
Сюда приезжают паломники и туристы со всех концов мира, вот например шарфик с символикой южно-африканского флага.
В советские годы история тоже не обошла гору крестов. В период с 41 по 52 годы двадцатого века многие жители близлежащих городов и деревень были сосланы в Сибирь, в 56 году люди начали возвращаться из лагерей и ссылок и возводили кресты в память о тех, кто вернуться не смог. Надписи на крестах очень часто шли вразрез с «главной линией» партии.
Еврейская символика на горе тоже присутствует.
Помимо основной центральной тропы на горе есть ещё несколько узких проходов и тропинок, иначе некоторые места было бы совсем невозможно достичь.
Символ Литвы: национальная кухня
В 1961 году Никита Сергеевич Хрущев решил окончательно покончить с «антисоветской пропагандой» и начал уничтожение горы крестов. Деревянные кресты сжигали на месте, металлические вывозили на металлолом, а каменные и бетонные использовали для строительства дорог или же попросту зарывали в землю. Но люди все равно продолжали возводить кресты на этой горе. Всего с 1961 по 1984 год СССР предпринял 4 попытки полного уничтожения горы, но она каждый раз возрождалась на прежнем месте.
Рядом с этим крестом я оставил свой крест и написал свои пожелания, может быть, если судьба снова занесет меня в город Шауляй, я смогу найти этот крест. Символично что я был здесь 22 августа 2013 года, а ровно 14 лет назад, в 1999 году я попал в серьезнейшую автомобильную аварию и лишь чудом остался жив.
Некоторые люди оставляют здесь не только кресты, а например статуэтки ангелочков или просто бросают монетки.
Судя по флагу, здесь были гости из Грузии.
Кресты есть и с иероглифами.
Крест с надписями на немецком языке.
А вот «молодые бизнесмены» из России оставили свое пожелания на горе крестов.
После выхода из состава СССР и вновь обретения Литвой независимости гора крестов начала возрождаться и постепенно пришла к тому виду, который сейчас может лицезреть каждый турист. В Прибалтику, да и как и впрочем в Шауляй, я ездил по работе и нас сопровождал наш хороший друг — литовец Бронис, который говорил нам, что значат надписи на крестах.
Большая часть надписей – личная благодарность. Люди просят о счастье, здоровье, семейном благополучии, спокойной жизни и так далее. Некоторые кресты с надписями «пропагандического» значения — связанные с литовской независимостью и государственностью. Часть крестов установлена от государственных учреждений и общественных организаций. Есть также и кресты в память о погибших литовских партизанах.
Есть на горе и совсем узкие тропинки.
Все кресты на этой горе вотивные то есть приносимые в дар Богам ради исцеления или исполнения какого – либо желания.
Крестов здесь великое множество от самых маленьких до огромных.
Точное количество крестов подсчитать здесь не представляется возможным, да и их количество ежедневно увеличивается на несколько десятков или даже сотен. В Википедии написано, что на горе около 50 000 крестов, а местные продавцы сувениров уверяют, что крестов тут как минимум в два раза больше.
7 сентября 1993 года гора крестов получила всемирную известность, её посетил папа Римский Иоанн Павел 2.
На самой горе уже очень высокая «плотность крестов» и некоторые предпочитают ставить кресты чуть поодаль от холма, тут места побольше и меньше шансов, что твой крест «затеряется в общей массе».
Эти кресты стоят прямо рядом с огибающей холм речкой Кульпе.
«Тыльная сторона» горы со стороны речки.
Холм вокруг огибает небольшая дорожка, но кресты уже стоят как с одной так и с другой стороны, вот на следующей фотографии то что справа, это внутри холма, а слева уже «захолмье».))
Эту часовню напротив горы крестов поставили как раз в 1993 году, к приезду Иоанна Павла 2, именно отсюда он и проводил Святую мессу для стотысячной толпы паломников.
Помимо основной лестницы на гору крестов можно подняться и сбоку, оказалось, что эта лестница ведет прямо к кресту, который поставил я.)
Сегодня можно с уверенностью сказать, что Гора Крестов – это самое посещаемое паломниками и туристами место в Литве. Достопримечательность включена во все туристические маршруты как для европейцев, так и для туристов из России.
Гора – символ национальной веры литовцев, несмотря на многочисленные попытки ее уничтожить и стереть с лица земли, она до сих пор продолжает стоять как напоминание о стойкости национальных традиций.
Ну и напоследок, по старой доброй традиции, решил «запротоколировать» себя на фоне крестов, интересно потом будет посмотреть как я выглядел во время, когда в Москве у меня было огромнейшее количество проблем.
Уже покидая гору крестов, мне встретилась одна очень интересная пара, черный мужчина и белая девушка с ребенком, самое интересное, что говорили они по-литовски…а ребенок все-таки больше белый, чем черный, хотя я всегда считал, что черный цвет кожи является доминантным.
Последний взгляд на гору крестов и дальнейший путь в Палангу…
На выезде из горы крестов нам встретились аисты, к слову, их часто можно встретить в Прибалтике……
Источник: ru-travel.livejournal.com
Национальные символы Литвы
В лазурном поле золотой крест с двумя равными перекладинами.
В геральдике эта фигура обычно называется Ягеллонским крестом или литовским крестом.
Но и в постановлении Верховного Совета Литовской ССР от 18 ноября 1988 года, узаконившем его в качестве национального символа, и в «Законе о государственном гербе, иных гербах и гербовых знаках» (#I-130) он назван просто двойным крестом.
В законе этот символ появился с редакцией (#X-1471) от 1 апреля 2008 года.
Согласно упомянутому закону, двойной крест является историческим национальным символом. Его эталон хранит Геральдическая комиссия, а любое использование его в иной символике или по отдельности, со щитом или без него, позволяется только с разрешения Геральдической комиссии.
Двойной крест с более длинной нижней перекладиной (патриарший, лотарингский, св. Степана) — герб великого князя литовского Йогайлы (Ягайлы), позже — его потомков — королевской династии Ягеллонов.
Происхождение символа достоверно не установлено. Отец Йогайлы, великий князь литовский Альгирдас (Ольгерд) наверняка не использовал такой знак. В геральдике Йогайлы он появляется сразу после крещения в 1386 году. Возможно, он перенят из геральдики Венгрии, в которой имел схожую символику крещения. Тем более, что мать его жены, польской принцессы Ядвиги, была королевой Венгрии.
В легендарной традиции ВКЛ имеется легенда о двойном кресте. Когда после гибели короля Миндаугаса и последовавшей смуты вновь воцарился порядок, великий князь литовский Швянтарагис на фундаменте разрушенного кафедрального собора стал отстраивать святилище старой веры.
Он попросил знакомую жрицу (жившую, по одной версии, в Нямунайтисе, по другой — в низовье Немана недалеко от священного холма Рамбинас) о пророчестве насчет будущего храма. В ответ жрица прислала 122 (по другой версии, 101) кирпича с разными знаками. Каждый знак символизировал главное событие одного года. На последнем кирпиче стоял двойной крест. По словам жрицы, в тот год вера будет изменена, а святилище — разрушено.
Примечание: археологи установили, что Вильнюсский архикафедральный собор действительно стоит поверх языческого святилища, которое построено на фундаменте разрушенного собора XIII века, а тот — поверх более древнего языческого святилища, действовавшего по меньшей мере с VII века. Считается доказанным, что первый собор — главный храм короля Миндаугаса. Неожиданно, многие детали позднего святилища совпали с описанными Теодором Нарбутом, что послужило для частичной реабилитации его как историка и создало еще одну загадку о потерянном источнике.
Уже в начале XV века заметно укорачивание нижней перекладины креста, по сравнении с «классическим» лотарингским крестом. С тех пор известны и цвета — в лазурном поле золото.
В XVI веке ягеллонский крест изображается с несомненно равными перекладинами — формирование самобытного символа завершается.
В конце XVI века появляется другой цветовой вариант — в червленом поле золото. Но он не становится ведущим.
Со смертью последнего Ягеллона по мужской линии (примечание: по женским линиям их потомками сейчас являютя практически все королевские дома Европы), короля Сигизмунда Августа, династический герб не исчезает, а наоборот — используется как один из символов самого государства. В печатях ВКЛ он сохраняется вплоть до 1795 года, используется повстанцами 1794, 1831, 1863, 1905 годов. Со временем название «Ягеллонский крест» уходит на второй план, появляется новое — крест Погони или (с укреплением литовского названия Погони) крест Витиса.
В междувоенной Литве крест Витиса (примечание: «Ягеллонским» его не называли из за антипольских настроений, под которые попал и «предатель» Йогайла — на самом деле один из наилучших великих князей литовских) использовался очень широко — в государственных наградах, геральдике полиции, авиации, военного ополчения, общественных организаций и т.д.
Запрещен в 1940 году. За его изображения люди преследовались вплоть до 1987 года.
Один из главных символов (наряду со Столбами Гедиминовичей) литовского партизанского движения и антисоветского подполья.
В современной Литовской Республике крест Витиса вернулся на восстановленные государственные награды, стал главным геральдическим элементом полиции и структур охраны правопорядка. Используется и в военной геральдике.
В червленом поле золотые Столбы.
Также известен под латинской формой имени — Колюмны.
И в постановлении Верховного Совета Литовской ССР от 18 ноября 1988 года, узаконившем его в качестве национального символа, и в «Законе о государственном гербе, иных гербах и гербовых знаках» (#I-130) он назван Столбами Гедиминовичей.
В законе этот символ появился с редакцией (#X-1471) от 1 апреля 2008 года.
Согласно упомянутому закону, Столбы Гедиминовичей являются историческим национальным символом. Его эталон хранит Геральдическая комиссия, а любое использование его в иной символике или по отдельности, со щитом или без него, позволяется только с разрешения Геральдической комиссии.
Вероятно, символ возник как имущественный знак тракайского князя Кястутиса (Кейстута). Наверняка утверждать пока нельзя, так как датировка самых ранних тракайских монет со Столбами — спорна.
Насчет того, что изображают Столбы, существует много гипотез. Наиболее вероятными кажутся ворота с башнями (при наличии воображения можно усмотреть силуэт Тракайского замка) или столбы у входа в святилище (в таком случае символ связан и с архетипичным образом повозки девицы Сауле (Солнца), которую тянут кони-близнецы Ашвеняй).
Столбы похожи на некоторые другие литовские линейные гербы, возникшие в XIV веке. К моменту столкновения с европейской геральдикой, литовская знать уже хорошо понимала связь между знаком и человеком, а также понятие знатности рода. Так что понятия личного и родового герба, равно как и основные правила геральдики были очень быстро приняты обществом, уже созревшим для них.
В первую очередь в гербы превратились личные и семейные знаки имущества, не переставая играть и прежнюю роль. В XV веке произошел настоящий обвал самобытных литовских линейных гербов вплоть до мельчайших шляхетских семей (примечание: к сожалению, почти все эти гербы исчезли в XVII-XVIII веках под унифицирующим воздействием польской геральдики). Естественно, что в среде князей и вельмож эти процессы произошли раньше, и в первую очередь у правящей верхушки — Гедиминовичей.
В ранних версиях Столбов наблюдаются различия: иногда в нижней черте виден пробел, иногда отсутствует верхний столбик.
Несомненно, Столбы использовал Витаутас (Витовт). В 1397 году они — уже несомненный его личный герб. Позже Столбы использовали и другие Кейстутовичи, т.е. они стали гербом ветви династии.
С начала XV века известны цвета герба — в червленом поле золото.
После пресечения мужской линии Кейстутовичей символ не исчез, а в ВКЛ использовался другой ветвью Гедиминовичей — Ягеллонами. Чтобы понять это, следует помнить, что для Польши и Литвы понятие правящей династии различалось. Если для поляков это были Ягеллоны, то для литовцев — Гедиминовичи (вспомнить хотя бы Олелковичей, которые весь XV век считались претендентами на великокняжеский престол). Так что великие князья из рода Ягеллонов использовали Столбы уже как герб всей династии Гедиминовичей, подчеркивая и преемственность власти, и свою гегемонию внутри династии.
По сравнению с ягеллонским двойным крестом, Столбы в ВКЛ использовались гораздо шире: на монетах и на государственных печатях, в древнейших гербовых печатях городов и монастырей, на церковной утвари и в графике книг. Столбы смело можно назвать вторым гербом ВКЛ.
В начале XVI века до того безымянный символ (еще в конце XV века Ян Длугош не мог его назвать) получил имя Столбы (на латыни — Колюмны) и был включен в цикл легенд о династии Палемонидов, ему были придуманы древнеримские корни.
В конце XVI века появился другой цветовой вариант герба — в червленом поле серебро.
В первой половине XIX века историк Теодор Нарбут назвал его Столбы Гедимина, так как тогдашняя историческая наука считала, что этот герб первым стал использовать великий князь литовский Гедиминас (Кгедимин, Гедимин). Это название остается популярным в народе по сей день.
В междувоенной Литве это был, наверное, самый популярный геральдический знак, превосходивший в широте использования даже Погоню: армейская, полицейская, ведомственная, общественная геральдика. Наиболее популярные названия — Столбовые врата и Столбы Гедимина.
Запрещен в 1940 году. За его изображения люди преследовались вплоть до 1987 года.
Один из главных символов (наряду с двойным крестом) литовского партизанского движения и антисоветского подполья.
В 1988 году стал эмблемой движения Саюдис, т.е. опять словно вторым гербом Литвы.
В современной Литовской Республике называется более нейтральным, принятом в исторической литературе термином Столбы Гедиминовичей. Символ вернулся на государственные награды, опять стал главным элементом военной и ведомственной геральдики, используется некоторыми общественными организациями (например, национальным олимпийским комитетом).
Столбы Гедиминовичей включены в проект большого герба Литвы.
Источник: geraldika.ru
Национальные символы Литвы — National symbols of Lithuania
В национальные символы Литва используются в Литве и за рубежом для представления страны и ее людей, истории, культуры и природы. Эти символы используются в официальных качествах, таких как флаги, гербы, почтовые марки, и валюта, И в URL-адреса. Они появляются менее формально как повторяющиеся темы в литература, искусство и народное искусство, геральдика, памятники, одежда, личные украшения, а также названия парков, мостов, улиц и клубов. Менее формальные проявления можно классифицировать как национальные гербы.
Некоторые символы более значимы, чем другие. Например, во время Советский оккупация Литвы, Литовский флаг и Национальный гимн были заменены; то Литовский герб не был показан в официальном качестве. С другой стороны, в соответствии с советской политикой поощрения того, что считалось безобидным выражением этнический идентичности, литовские национальные костюмы часто изображались на почтовые марки и в другом месте.
Литва была оккупирована Советским Союзом в 1940-1941 годах, позже она находилась под контролем нацистского правительства во время Второй мировой войны и была Советская Социалистическая Республика с 1944 по 1990 год. Последняя ситуация обычно рассматривается литовцами как Занятие. Публичные показы как Нацистская свастика и серп и молот были запрещены в 2008 году. [1]
Официальные символы
Флаг был официально обозначен в 1918 году и был восстановлен в 1988 году. Желтый символизирует солнце, свет и добро, зеленый символизирует красоту природы, свободу и надежду, а красный символизирует землю, отвагу и кровь. пролился на Литву. Цвета флага также отображаются на одежде, URL-адресах и униформе команд.
Литовский закон гласит, что флаг следует поднимать в исторические праздники, такие как 16 февраля (в ознаменование восстановления Литовского государства в 1918 г.), 11 марта (в ознаменование восстановления независимости Литвы в 1990 г.), 6 июля (в честь восстановления независимости Литвы в 1990 г.). коронация Миндаугас королем Литвы), 15 июля (отмечая Грюнвальдская битва ), 25 октября (г.День конституции ), а также рядом с исторически значимыми зданиями, такими как Президентский дворец.
Государственный герб Литовской Республики Витис (белый рыцарь). На геральдическом щите изображено красное поле с рыцарем в доспехах на белом коне, держащим серебряный меч в правой руке.
Известно, что атакующий рыцарь впервые был использован в качестве государственного герба в 1366 году на печати Альгирдас, Великий князь литовский. Самые ранние монеты с изображением Витис датируются второй половиной 14 века. Витис выгравирован на всех текущих Литовские монеты, отображается на многих литовских почтовые марки и официальные документы, и является частью URL официальных сайтов Литвы.
Соединенные штаты НФЛ игрок Джо Юревичюс несет Витис заметно вытатуирован на руке как символ литовского происхождения.
Национальный гимн
«Tautiška giesmė» — государственный гимн Литвы. Музыка и слова написаны в 1898 г. Винцас Кудирка. Песня впервые была исполнена публично в Вильнюс в 1905 году и стал официальным государственным гимном в 1919 году. В советское время он был заменен другим государственным гимном, и был восстановлен в 1992 году, когда была ратифицирована новая конституция. Lietuva brangi (Драгоценная Литва), написанная поэтом Майронис, еще одна важная песня, которую иногда называют неофициальным государственным гимном. [2]
Отцов-основателей
Гедиминас и Миндаугас обычно считаются отцов-основателей Литвы. Говорят, что Гедиминасу приснился сон, который привел к основанию Вильнюса, столицы Литвы; в этом сне железный волк всю ночь выл возле места нынешнего Башня Гедиминаса. Провидец истолковал это как означающее, что здесь должен быть построен великий город. «Что предназначено правителю и государству Литовскому, пусть будет так: железный волк означает замок и город, который на этом месте будет основан правителем. город будет столицей литовских земель и жилищем правителей, и слава их деяний разнесется эхом во всем мире ». Миндаугас был первым королем Литвы, коронованным в 1253 году.
В Колонны Гедиминаса были датированы 14 веком. Их часто рисовали на стенах и заборах в знак протеста против Советский Занятие. Евробаскет 2011, который будет проходить в Литве, использует измененную версию столбцов в своем логотипе. [3] Гедиминас — часто используемое название улицы, особенно Проспект Гедиминаса в Вильнюс. Миндаугас и Гедиминас — популярные имена мужчин в Литве.
В период Витаутас Великий, Литва достигла самой большой протяженности своей территории. Победа в Битва в Грюнвальде 1410 г. (литовский язык: Жальгирисская битва) с польской коалицией стал поворотным моментом в истории Литвы, установив постоянную западную границу. В межвоенный период Литвы Витаутас считался величайшим правителем в истории Литвы, а 1930 год был официально объявлен годом Витовта. Множество массовых мероприятий, поощряемых авторитарным режимом президента. Антанас Сметона проводились в 1930 году, породив культ Витовта.
Источник: wikidea.ru
Флаг Литвы на пути становления литовской государственности
Литва является небольшим балтийским государством на северо-востоке Европы, которое на протяжении своей истории переживало различные события, не всегда являвшиеся благоприятными для страны и её населения.
История Литвы
Больше всего интересна неоднородность населения Литвы в историческом разрезе. С одной стороны, литовцы имели своё государство в виде Великого княжества Литовского (ВКЛ), в названии которого уже указывается национальная принадлежность.
Воин Великого княжества Литовского, XIV век. Реконструкция В. Ляхора
Сейчас известно, что этническую основу этого государственного образования составляли балтийские народы, а также беларусы и украинцы. И если территории современных Латвии, Молдовы, Польши, России, Украины, Эстонии и даже самой Литвы (!) ВКЛ занимал не полностью, то территория современной Беларуси была очевидным географическим центром и демографической основой государства. Основу политической и государственной силы составляли предки литовцев, позже, вероятно, поляков. Хотя, например, насчёт официального языка и языка, используемого населением, до сих пор ведутся споры.
Литовские лучники атакуют тевтонского рыцаря
С другой стороны, государство пережило кровавый этап войн, в которых территория была просто напросто оккупирована различными силами. И говорить о проявлении государственности в таких условиях не приходится.
Основные европейские политические силы после распада Речи Посполитой сформировались таким образом, что территории современных Балтийских стран, Беларуси и Украины оказались на границе столкновения интересов (или цивилизаций, если хотите). Присоединение к Российской империи подавило независимость страны в угоду создания более глобального государства. Такие события вряд ли вызывают положительные эмоции у самих литовцев. В этом плане современные литовские настроения направлены на осуждение, как действий СССР, так и действий нацистской Германии.
По этой теме очень любопытно выглядит ситуация с Википедией, а именно с названиями статей о разделе стран Балтии между СССР и нацистской Германией (как это отметил мой коллега в своём недавнем материале). Так, одна и та же статья в Википедии использует разные названия в зависимости от выбранного языка. На русском языке используется «присоединение», на официальном беларуском используется «присоединение или оккупация», на беларуской тарашкевице используется просто «оккупация», также как и на латышском, польском и украинском языках. На эстонском языке отдельно существует статья про «оккупацию Эстонии», а на литовском слова про оккупацию Литвы перенаправляют нас на «историю Литвы».
Влияние политики на интернет-энциклопедию, претендующую на объективность
Так, хотя Россия и осуждает договоры СССР с нацистской Германией, но то ли из-за большого количества коммунистов в стране, то ли из-за обиды за потерянный и «неблагодарный» регион, в любом случае что-то не позволяет чётко заявлять об оккупации и осуждении преступных действий в советском государстве. Ведь известно, что в прошлом на территории всех современных стран совершалось огромное количество преступлений, и признать их — значит более адекватно взглянуть на прошлое. Но это уже отдельная тема.
Так или иначе, вопрос государственных символов Литвы не мог развиваться должным образом, как при Российской империи, так и при СССР до обретения независимости в конце прошлого века.
Символы Литвы
Для начала стоит обратиться к основным символам Литвы. Их всего два — «Колюмны» и «Апостольский крест». Оба символа достаточно древние. Отдельно стоит упомянуть герб «Погоня», неоднократно использованный на различных гербах и печатях, и отметить, что современный герб Литвы называется «Витис» («всадник, преследующий»), который происходит именно от «Погони».
Колюмны также называют «Гедыминовыми столпами» или «столпами Гедиминаса», так как этот символ часто рассматривается как герб Гедыминовичей — правителей ВКЛ. По легендам этот герб имеет ещё итальянские корни, однако также этот символ использовал Витовт и некоторые шляхтичи.
Алтарь, надгробие и современный памятник
Частое использование исторического символа в Литве только радует. Найти множество объектов, использующих этот символ, не составит большого труда.
Крест же можно увидеть в двух вариациях, он также имеет сходство с лотарингским и венгерским геральдическими крестами. Существуют различные предположения по поводу толкования символики этого креста.
Флаг Литвы
Первым государственным символом Литвы можно считать флаг Великого княжества Литовского.
Реконструированное изображение наиболее раннего рисунка знамени ВКЛ
Знамя ВКЛ в Каменецкой башне, Беларусь
После объединения ВКЛ и Королевства Польского в результате Люблинской унии образовалась Речь Посполитая, которая просуществовала чуть больше двухсот лет.
Флаг Речи Посполитой
После окончательно раздела Речи Посполитой и упразднения государства в результате войн, территория Литвы отошла в состав Российской империи. Польско-литовское дворянство, пытаясь восстановить государственность, несколько раз поднимало восстания. Следующим флагом, имеющим отношение к Литве, является значок литовских улан в наполеоновской армии, к которой примкнули несогласные в 1812 году.
Значок литовских улан в армии Наполеона
Различные версии и проекты нового флага Литвы создавались с начала девятнадцатого века и до начала двадцатого.
Варианты флага Литвы
«Погоня» и флажки-биколоры использовались на Вильнюсской конференции 1917 года.
Вильнюсская конференция, прошедшая с 18 по 22 сентября 1917 года
Современная версия флага сформировалась только к 1917–1918 годам. Новый флаг создавали с учётом культуры и национальных цветов тканей литовцев. Для этого приобщили ряд художников и выдающихся деятелей Литвы. 19 апреля 1918 года флаг был принят как временный.
Флаг Литвы с 1918 по 1940
Флаг, использующий современные цвета флага Литвы, символ «Колюмны», герб «Погоня» и флаг Малой Литвы изображены на Тильзитском акте об объединении Малой Литвы и Большой Литвы в единое Литовское государство 30 ноября 1918 года:
Также различные проекты предлагались в 1936 году, хотя флаги с верхнего ряда сильно напоминают флаг современной Южной Осетии.
Проекты флага Литвы 1936 года
Следующим флагом Литвы можно назвать флаг существовавшего марионеточного советского государства — Литовской советской республики, просуществовавшей всего около трёх месяцев. Флагом этой «страны» было просто красное полотно без всяких добавлений. Красный, судя по всему, символизировал советскую власть, помимо которой, видимо, больше ничего и не нужно.
Флаг Литовской советской республики
Следующий флаг ещё занимательнее предыдущего. Хотя, нет — это просто его копия. Государственное образование «ЛитБел» или «Литовско-Белорусская советская социалистическая республика», которую мы уже упоминали, получила точно такой же «потрясающий» в своём исполнении флаг. Государство же просуществовало ещё пару месяцев.
Стоит также упомянуть ещё одно марионеточное государство, на сей раз польское — Срединную Литву, просуществовавшую два года (1920–1922) и потом вошедшую в состав Польши.
Флаг Срединной Литвы
С 1918 по 1940 Литва возвратила себе принятый флаг и существовала как относительно независимое государство. По территории, однако, Литва того периода была меньше современной.
С приходом советской власти в 1940 году была создана Литовская Советская Социалистическая Республика или ЛитССР (ЛССР). Государственная символика республики СССР сначала изменилась не сильно — была добавлена надпись: «Литовская ССР» на литовском.
Флаг Литовской ССР с 1940 года
Но такой флаг просуществовал относительно недолго, и был упразднён в 1953 году. После чего на флаг добавили зелёную и белую разделяющую полосы, убрали надпись и добавили звезду, популярный у коммунистов символ.
Флаг Литовской ССР с 15 июля 1953 года (лицевая и обратная стороны)
Интересным фактом является уголовное преследование публичной демонстрации флага Литовской ССР на территории современной Литвы. Справедливости ради стоит отметить, что также уголовно преследуется публичная демонстрация флагов нацистской Германии и СССР. А сама свастика в отрыве от событий Второй мировой войны признана историческим наследием балтов Литовским судом. Так или иначе свастика более древний символ, чем символика Третьего рейха, поэтому действия властей Литвы в этом плане не должны вызывать удивления или возмущения. А запрет символики, как СССР, так и нацистской Германии, можно списать на историческую боль и нежелание находится в составе воинствующих сверхдержав.
Если же предположить, что литовцы признали бы власть советов или нацистов, то интересно будет взглянуть на проекты флага Литвы в составе, как СССР, так и в составе нацистской Германии, но с учётом исторических символов Литвы.
Проекты флага Литвы в составе СССР и нацистской Германии
Также в истории флага Литвы иногда возникало предложение использовать крыж в виде герба «Погоня», непосредственно связанного с символикой ВКЛ, многих городов Беларуси и древних печатей.
Флаг Литвы с крыжом «Погоней» с «Колюмнами»
Нынешний флаг Литвы немного отличается от флага 1918–1940 годов соотношением сторон.
Современный флаг Литвы
Немногие знают, что и сейчас в Литве два официальных флага.
Исторический флаг Литвы
Исторический герб «Погоня» был реконструирован несколько раз в ходе времени, но современная версия «Погони» в виде флага может также использоваться, представляя Литву.
Официальные флаги Литвы. Обратите внимание на наконечник флага в виде «Колюмн»
Рассмотрим также ряд новых проектов флага Литвы, и заодно предлагавшийся проект скандинавского креста в 2001 году:
Новые проекты флага Литвы
Как это зачастую бывает, существует несколько вариантов толкования символизма цветов. Один из вариантов таков:
Солнце (и свет), природа и кровь, пролитая за Литву. Надписи на литовском
Литва и Беларусь
Глядя на историю Литвы можно предположить о самых непосредственных связях с Беларусью. Беларусь и Литва были просто напросто одной страной на протяжении сотен лет. Теперь же власти Литвы заявляют о постройке модернизированной границы с Беларусью к 2020 году. Не хотелось никого обвинять в данном решении и, уподобляясь коммунистам заявлять: «Какую страну потеряли!», да и понятно, что людям наверняка жилось гораздо тяжелее в 14–15 веках касательно физического труда и возможностей, прав человека и индивидуального богатства, чем в современной Беларуси и Литве. Конечно, об этом не будут столько говорить, как о стене, которую собирается воздвигнуть Трамп, но с исторической точки зрения эта «стена» имеет куда большее влияние и смысл.
Тем не менее, это по-философски иронично. Когда-то являя собой отдельную политическую силу, бывшую одним из самых больших государственных образований в Европе, со своими интересами в регионе, теперь же оно разорвано на куски не то что не имеющие между собой ничего общего, а даже разделённые границей новых политических интересов и новых союзов.
Общее историческое наследие сейчас слабо освещено. Атмосфера такова, что Беларусь ориентируется на восток, а Литва на запад. Беларусь последнюю сотню лет всё больше интегрировалась с Россией, отойдя от польско-литовских связей как можно дальше. Литва же, обретя независимость, сделала свой выбор в сторону европейских ценностей и культуры.
Руины башни замка Белый Ковель (Смоляны, Беларусь) и Башня Гедымина на Замковой горе (Вильнюс, Литва)
Удивительно, как быстро всё меняется в мире вообще, не говоря уже о современности. Наверное, мы, люди современности, не обязаны отвечать за то, что делали наши предки сотни лет назад, но современная ситуация в Восточной Европе выглядит очень странно по отношению к истории. Возможно, сейчас границы Балтийских стран и Восточной Европы больше соответствуют нациям их населяющим. Но соответствуют ли они духу времени, желанию людей и истории? Едва ли.
Источник: www.the-dialogue.com
Что есть символом литвы
В 1251 году новогрудский князь Миндовг принял христианство, Папа Римский признал Великое Княжество Литовское (Magnus Ducatus Lituaniae) самостоятельным христианским государством, и 6 июля 1253 года в г.Новогрудке Миндовг был коронован как король Литвы присланной Папой Иннокентием IV короной (но в дальнейшем государство называлось по-прежнему не королевством, а великим княжеством, а его правитель – носил титул великого князя).
В середине XIV века Великое княжество Литовское было разделено на две территории: Виленскую и Трокскую. В 1413 году территории стали воеводствами. В 1504 году выделилось Полоцкое воеводство, в 1506 году — Витебское воеводство, в 1507 году — Новогородское, в 1520 году — Подлесское. В 1556 году под протекторат Литвы отошёл Ливонский Орден, затем Рижское епископство.
В 1561 году образовалось герцогство Курляндское в составе Литвы. В время административно-территориальной реформы 1565-1566 годов было сформировано несколько воеводств (в том числе на Украине), однако в 1569 году они перешли непосредственно к Польше.
Колюмны — Гедиминовы Столбы
Одним из древнейших символов Великого княжества Литовского является т.н. герб «колюмны» — изображение, напоминающее три башни и похожее на знак Рюриковичей — трезубец. Эта композиция была на монетах литовских князей уже в XIV веке (см.фотографию монеты князя Кейстута (ум. 1382). Другое название «колюмн» — «Гедиминовы столбы». историки связывают их также с именем великого князя Литовского Гедимина (1316-1341). Хотя по некоторым сообщениям на древних литовских брактеатах (монетах) колюмны встречаются ещё со времён князя Миндовга; 1234-1263).
В XVI в. появилась гипотеза, что герб Колюмны связан с фантастическим происхождением великих князей Литовских от князей на службе у Публия Либа Полемона, родственника римского императора Нерона, который якобы в 16 году н.э., когда когда был подожжён Рим, Публий Либа Полемон, бежал из Италии и пришёл в страну Литовскую. С ним были якобы четыре князя: Довспрунг герба Китаврус (Кентавр); Юлиан Урсин герба Медведь, двоюродный брат Публия Полемона по матери; Гектор Гастолер герба Кринтий (Роза); Проспер Цезарин (Искарин или Спримнус) герба Колумн (Колонна). Якобы Проспер Цезарин проживал в Риме у Траяновой колонны, которая и изображалась в его гербе.
Колюмны использовал и князь Витовт (кн.1392-1430). Во время Грюнвальдской битвы (1410 г) на 10 хоругвях литовского войска были изображены «колюмны» (на остальных — «погоня»). По словам польского историка Яна Длугоша это был знак, которым Витовт клеймил своих коней.
После того, как гербом княжества стала «погоня», «колюмны» продолжали использоваться в качестве дополнительной эмблемы правящей династии, изображались в ряду земельных гербов, вместе с «погоней» украшали монеты и т.п. До XVI века «колюмны» обычно изображались золотом по червлени, затем иногда серебром. После XVI в. в гербах Великого Княжества Литовского «колюмны Гедимина» не изображались.
Изображение герба Литовского, XV в. (рисунок взят с сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:XV_a._Lietuvos_herbas.jpg)
До XVI века «колюмны» обычно изображались золотом по червлени, затем иногда серебром. После XVI в. в гербах Великого Княжества Литовского «колюмны Гедимина» не изображались.
«Погоня»
В Великом Княжестве Литовском изображение всадника с поднятым над головой мечом называлось «Погоня». Великий князь Литовский Ягайло в своём привилее от 20 февраля 1387 года так объяснял изображение в гербе:
. Quotiescunque etiam hostes et adversarios nostros et ipsius terrae nostrae Lithuanicae fugitivos insequi opportuerit, ad insequutionem huiusmodi, quod роgоniа vulgo dicitur, nоn solum armigeri, verum etiam omnis masculus, cuiuscunque status aut conditionis extiterit, dummodo аrmа bellicosa gestare poterit, proficisci teneatur.
. В том же случае, когда придётся преследовать врагов, неприятелей наших, которые убегали бы с нашей литовской земли, то для этого рода преследований, которое по народному называется Погоня, обязуются отправляться не только рыцари, но и каждый мужчина.
В польской геральдике всадник с поднятым вверх мечом именуется «pogon». В Литовской республике «погонь» в частности называется «витисом» (от литовского глагола «vyti»- гнать).
Кто первым в Великом княжестве Литовском начал использовать этот герб, доподлинно не известно. Одни историки приписывают это Великому князю Литовскому Наримунту (нач. 14 в.), который получил герб от магистра Ливонского ордена; другие — князю Витеню (Витенис, 1295-1316). Есть также гипотеза, что всадник на литовских печатях появился при Великом князе Литовском Траидене (1270-1284). о том что великий князь Витень принял этот герб есть запись в Густынской летописи (16-нач. 17 стол.)
«Витень нача княжити над Литвою измысли себе герб и всему князству Литовскому печать: рыцерь збройный на коне з мечем, еже ныне наричут погоня».
Преемник Витеня, великий князь Литовский Гедимин, использовал на своей печати ангела, но ангел так и не стал государственным символом Великого княжества Литовского. Уже сын Гедимина Наримунт снова вернулся к «Погоне». Об этом в летописи говорится так: «Той Наримонт мел герб, або клейнот, рицерства своего таковый: в гербе муж збройный, на коню белом, в полю червоном, мечь голый, яко бы кого гонячи держал над головою, и есть оттоля названый «погоня».
Другие литовские князья также использовали печати с всадником. Преемник Витеня князь Гедимин использовал на своей печати ангела, но ангел так и не стал государственным символом Литвы. Уже сын Гедимина Наримунт снова вернулся к погоне. Другие литовские князья также использовали печати с всадником. Например, новгород-северский князь Корибут Ольгердович использовал погоню с копьем, разные печати (погоня с мечом и погоня с копьем) были и у великого князя Ягайлы.
Впервые печать с аналогичным сегодняшнему гербом, всадником с занесённой саблей, была использована в 1366 году на договоре литовского князя Ольгерда с польским королём Казимиром III. Всадник изображался не в щите, а непосредственно на поле печати, что в общем было распространенной традицией в те годы.
Конный всадник на печати князя Витовта (князь в 1392-1430).
Изображение взято из иллюстраций к статье О.Рево «Гербы городов Виленской губернии». // Наука и жизнь, №6, 1999
На большой великокняжеской печати Витовта (1413 г.) щит с «Погоней» изображался на почетном месте — в руках князя, как главная государственная эмблема. Вокруг размещались земельные гербы: Трокский, Жмудский, Волынский.
Приводим изображение герба Великого княжества Литовского на обложке Статута ВКЛ, данного королем Польши и Великим князем Литовским Сигизмундом III Вазой 28 января 1588 года в Кракове.
Апостольский крест
Король Польский и Великий Князь Литовский Владислав II (в язычестве – Ягайло, в православии — Яков) (1377 — 1398) ввёл в 1386 году в государственную геральдику Великого Княжества Литовского двойной «апостольский» крест (с равными по длине горизонтальными перекладинами). Он изображался на щите у всадника. Считается, что такой герб в XIII веке получил князь Миндовг от римского папы Иннокентия XIV в знак признательности за принятие католичества.
Это согласуется с т.н. «печатью Миндовга» (1195–1263 гг 1252 года, приведенной в изданной в 1910 году в г.Вильне книге В.У. Ластовского «Короткая история Беларуси» с надписью славянскими рунами «Свою печать князь Миндог ставит». вокруг увенчанного короной щита с изображением всадника с поднятым над головой мечом и висящим на левом плече щитом с шестиконечным крестом.
Хотя сама печать в книге Ластовского очень похожа на подделку (откуда в 13 веке такие корона и мантия). Но интересно, что Ластовский связывает имя Миндовга с «погоней».
По одной из версий двойной крест Ягайло позаимствовал из герба Венгрии после своей женитьбы на Ядвиге, дочери умершего короля Венгрии и Польши Людовика Анжуйского (Лайоша) I Великого. Две перекладины креста символизировали тот факт, что Литва находится и в восточной и в западной Европе, то есть христиане Литвы подчиняются и Риму и Константинополю. Хотя эта версия и сомнительна. униаты в Великом княжестве Литовском не подчинялись Константинополю.
По другой версии – это видоизменённый патриарший крест (с более короткой верхней перекладиной) преподобной Евфросинии Полоцкой (1110—1173), дочери полоцкого князя Георгия Всеславовича, внучки князя Всеслава Брячиславича (Чародея), который был изготовлен для церкви Святого Спаса по заказу Ефросиньи полоцким мастером Лазарем Богшей в 1161 году и бывший символом полоцких князей.
На саркофаге короля Ягайлы изображена «Погоня», а на щите у всадника изображен именно такой двойной крест. Считается, что двойной крест — знак династии Ягеллонов.
Использованы материалы книги В.Румынцевой «Эмблемы земель и гербы городов Левобережной Украины. «; статья О.Рево «Гербы городов Виленской губернии». // Наука и жизнь, №6, 1999
Cборный герб
На Вавельском замке в Польше имеется рельефное изображение герба Великого княжества Литовского, составленное из гербов различных воеводств и земель ВКЛ.
Все гербы разом
В рукописи Болеслава Старжинского «Herby Rzeczypospolitej Polskiej i Wielkiego Księstwa Litewskiego Orły, Pogonie, województwa, ksiąźęta, kardynałowie, prymasi, hetmani, kanclerze, marszałkowie» 1875-1900 гг гербами Великого княжества Литовского названы все варианты: колюмны, крест, медведь, «погоня», рыцарь со щитом и копьем.
Источник: www.heraldicum.ru