Что можно вывезти из Беларуси в Латвию

Белоруссия ввела запрет на вывоз автомобилей. Что нужно знать про Россию

Белоруссия приняла решение ввести временный запрет на вывоз за пределы страны ряда промышленных товаров, в том числе и автомобилей. Ограничения вступили в силу 23 сентября 2022 года. Такое решение будет действовать на протяжении шести месяцев. Ограничения затронут также экспортные процессы со странами — членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который входит и Россия. Официально о причинах такого решения не сообщается.

«Установить временный запрет на вывоз за пределы Республики Беларусь в государства — члены Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению вне зависимости от страны происхождения», — говорится в постановлении.

В документе уточняется, что запрет не распространяется на продукцию, чье белорусское или российское происхождение подтверждено сертификатом, или же товары с разовой лицензией на вывоз. То есть произведенные в самой Белоруссии автомобили по-прежнему можно будет экспортировать.

Товарищеский матч. Сборная Беларуси — Сборная Латвии (U-21)

При этом самое важное исключение сделано для России в рамках созданного с нашей страной Союзного государства. Так, в постановлении есть важный пункт 3: «Действие пункта 1 настоящего постановления не распространяется на товары… вывозимые из Республики Беларусь в Российскую Федерацию в рамках Союзного государства (в том числе транзитом через территории иных государств)».

На эту особенность уже обратили внимание местные СМИ и эксперты из Белорусской автомобильной ассоциации (БАА).

«Запрет не распространяется на товары, перемещаемые в рамках Союзного государства, — прокомментировал Сергей Варивода, председатель правления БАА. — Реэкспорт автомобилей, ввезенных из-за пределов Таможенного союза, у нас осуществляется главным образом в Россию. Поэтому нет оснований полагать, что постановление каким-то образом скажется на деятельности автодилеров», — сказал Варивода белорусскому изданию «Онлайнер».

По его словам, в автомобильной отрасли ничего не меняется. «Вывоз в рамках ЕАЭС возможен через разрешительную процедуру, но пока мы не сталкивались с ограничениями в поставках автокомпонентов, например, в Казахстан», — заключил эксперт.

В свою очередь представитель Национального союза автомобилистов Антон Шапарин предположил, что такой документ в Белоруссии приняли, чтобы обезопасить себя от возможных претензий со стороны тех иностранных государств, которые ввели санкции в отношении России. По его словам, в документе прописан запрет на вывоз, но при этом в нем есть специальные исключения именно для России.

Вторичка 27 июня «Есть «Гелик» и Land Cruiser 300»: как привезти машину из Грузии

Новости 11 августа Частникам на ввезенные машины не придется устанавливать ЭРА-ГЛОНАСС

На данный момент в Белоруссии работает совместное белорусско-китайское предприятие «БелДжи». На нем производят автомобили Geely, которые в том числе отправляют в Россию. Как отметил Антон Шапарин, никаких проблем с экспортом автомобилей в Россию не возникнет, ведь ограничения в том числе не касаются машин, которые собирают непосредственно в Белоруссии. Поэтому, по словам эксперта, модели Geely должны продолжить привозить в Россию. То же самое касается и автомобилей МАЗ.

Подход к прессе министров иностранных дел Беларуси и Латвии по итогам переговоров

Как перегонщики используют Белоруссию для ввоза машин в Россию

По словам перевозчиков, схема ввоза автомобилей в Россию через Белоруссию обусловлена возможностью обойти санкции и сэкономить на растаможке машин в России. Например, через Белоруссию в некоторых случаях еще возможно провести банковские переводы. Некоторые продавцы привозят автомобили в Республику Беларусь, используя схему с возможностью льготной растаможки. Так, многодетным родителям и инвалидам определенных групп в стране полагается скидка 50% на таможенные платежи. Подобный способ эксперты называют рисковым, но скорее для продавцов, нежели для покупателей.

Заказывать автомобили из Европы в Россию напрямую не получится: машины также приходится везти с оформлением в дружественных странах. Также покупателям нужно маневрировать между различными санкциями, включая ограничения денежных переводов. Так, ранее Европейский союз запретил экспорт в Россию предметов роскоши, в том числе автомобилей. В санкционный список попали машины, чья цена превышает €50 тыс. Например, к ним относятся Audi, BMW, Mercedes-Benz, Ferrari, Porsche и прочие.

Поэтому машины приходится оформлять на физлиц, доставлять в частном порядке и почти всегда своим ходом, потому что транспортные компании фактически не работают. Еще одна проблема — доставка денег за границу. Несмотря на то что технически SWIFT-переводы до сих пор работают, пусть и занимают две недели, крупные европейские дилеры остерегаются получать оплату из России.

Как рассказали перегонщики, деньги приходится везти «в карманах», наличными — причем с максимальным ограничением суммы €10 тыс. на человека. Отсюда родилось несколько вариантов схем: за дорогими машинами в Европу теперь ездят либо компанией из нескольких человек, либо несколько раз пересекают границу, оставляя запасы на той стороне у знакомых или партнеров, либо пользуются услугами челноков.

«В Белоруссии для этого есть специальные бабушки, — рассказывал эксперт по подбору автомобилей и автор канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов. — Раньше они таскали через границу сигареты и топливо, а теперь еще и наличку. Нужно перевезти €40 тыс. — пожалуйста, вот тебе четыре бабушки с визами, каждой заплати еще по €30–50. Этот способ там буквально поставлен на поток, правда, теперь непонятно, что будет с новыми ограничениями на въезд, которые ввели прибалты».

Растаможить и зарегистрировать новый и б/у автомобиль из Белоруссии в России проблем не составит. Самый простой вариант — это покупка автомобиля с электронным ПТС. Этот документ работает и в Белоруссии, и в России, а часть производителей уже давно продает машины именно с ЭПТС. В таком случае при ввозе в Россию нужно будет только оплатить утилизационный сбор — около 3 тыс. руб. Причем систему ЭРА-ГЛОНАСС на них устанавливать необязательно из-за введенных временных льгот.

Источник

Смогут ли Польша и страны Балтии найти замену белорусской древесине?

В последние годы белорусская древесина и продукция деревообработки активно экспортировалась в ЕС, в том числе в Польшу и страны Балтии. Однако из-за введения санкций поставки остановились, европейские страны вынуждены искать замену древесине из Беларуси.

В июне 2022 года санкции в отношении белорусской древесины, введенные Евросоюзом еще в марте, заработали в полную силу. Ограничения затронули продукцию деревообработки товарной группы 44 «Древесина и изделия из нее; древесный уголь».

Всего в группу входит 21 товарная позиция. Самые доходные позиции для белорусского экспорта — это продольно-распиленные лесоматериалы, ДСП и ДВП, фанера, топливная древесина, пиломатериалы.

Польша

В прошлом году экспорт в Польшу продукции товарной группы «Древесина и изделия из нее; древесный уголь» принес Беларуси 365 182,3 тыс. долл. За древесно-стружечные плиты (ДСП) Польша заплатила нашей стране 130 597,0 тыс. долл., за древесно-волокнистые плиты (ДВП) — 66 868,9 тыс. долл.

Импорт продольно-распиленных лесоматериалов обошелся Польше в 57 909,1 тыс. долл., клееной фанеры — в 51 457,0 тыс. долл., топливной древесины — в 40 921,8 тыс. долл.

В 2022 году Польша продолжила закупать белорусскую древесину. Так, в первом квартале 2022 года поставки топливной древесины из РБ в Польшу составили 16 952,5 тыс. долл., ДСП — 24 939,1 тыс. долл., ДВП — 15 279,3 тыс. долл.

По информации Министерства климата и окружающей среды, в 2021 году из Польши было вывезено более 4,4 млн куб. м необработанной древесины, также экспортировались пиломатериалы, фанера, древесный уголь и другая продукция. Основными покупателями были Китай, Германия и Литва.

Введение санкций против белорусской древесины изменило ситуацию. Представители польского бизнеса прогнозируют, что объемы экспорта в текущем году сократятся, так как на внутреннем рынке будет наблюдаться дефицит сырья.

«Спрос на древесину сейчас очень высокий, учитывая, что события в Украине и введенные против Беларуси и России санкции практически остановили экспорт с Востока. В настоящее время предложение намного ниже спроса, а это значит, что в некоторых регионах идет настоящая война за древесину. Времена дешевой древесины ушли навсегда», — заявил замминистра климата и окружающей среды Польши Эдвард Сиарка.

Министр развития и технологий Польши Вальдемар Буда отметил, что у многих субподрядчиков крупных мебельных сетей нет сырья для производства мебели. Это заставляет их искать другие рынки и других поставщиков. По его словам, импорт из России и Беларуси полностью остановлен, что создает определенные трудности. Но с другой стороны, это хорошая возможность для бизнеса, который может освоить переработку местного сырья и получить прибыль, так как цены и спрос постоянно растут.

Литва

В 2021 году экспорт в Литву товаров группы «Древесина и изделия из нее; древесный уголь» составил 305 914,7 тыс. долл. Прибалтийская республика активно покупала отечественные лесоматериалы (167 963,5 тыс. долл.), топливную древесину (39 842,4 тыс. долл.), ДВП (29 512,0 тыс. долл.).

В первом квартале 2022 года экспорт в Литву продольно-распиленных лесоматериалов принес Беларуси 40 189,8 тыс. долл., поставки топливной древесины — 9 887,1 тыс. долл., фанеры — 5 929,6 тыс. долл.

Литва начала искать замену белорусской древесине сразу же после введения санкций со стороны ЕС. Министерство окружающей среды Литвы поставило задачу найти к отопительному сезону новые источники биотоплива вместо попавшей под санкции древесной щепы из Беларуси.

В ведомстве подчеркнули, что в 2021 году Литва импортировала из Республики Беларусь 942 тыс. кубических метров древесной щепы. Более половины ввозимой из Беларуси щепы использовалось в качестве биотоплива.

Для замещения импорта Литва, прежде всего, намерена использовать имеющиеся ресурсы страны, однако чиновники признают, что процесс модернизации лесной отрасли и лесозаготовок может затянуться.

В начале июня в Министерстве окружающей среды сообщили, что страна испытывает дефицит древесины, вызванный остановкой импорта из Беларуси и Российской Федерации из-за санкций.

«Литва импортировала древесину и из Беларуси, и из России. Сейчас этот импорт остановился и фактически в условиях Литвы у нас дефицит древесины», — заявил замминистра окружающей среды Данас Аугутис.

Он отметил, что министерство собирается изменить правила экспорта древесины, чтобы зафиксировать количество сырья, которое можно вывозить в другие страны ЕС. Литва остается последней страной в регионе, где этот ресурс может купить «любой желающий», а вот соседние Латвия и Эстония уже закрыли свои рынки.

В то же время спрос на отходы вырубки леса и продукцию деревообработки, а также цена на них утроились за последние годы, пояснили в литовском ведомстве. Поэтому в Литве ожидают, что бизнес заинтересуется производством древесной щепы, пиломатериалов и другой продукции.

Латвия

В прошлом году импорт из Беларуси товарной группы «Древесина и изделия из нее; древесный уголь» обошелся Латвии в 276 369,6 тыс. долл. Беларусь поставляла в Латвию продольно-распиленные лесоматериалы (200 617,0 тыс. долл.), топливную древесину (21 839,9 тыс. долл.), ДСП (18 148,4 тыс. долл.).

В январе-марте текущего года экспорт в Латвийскую Республику продольно-распиленных лесоматериалов составил 31 615,6 тыс. долл., топливной древесины — 4 087,0 тыс. долл., клееной фанеры — 2 070,3 тыс. долл.

Латвия на протяжении ряда лет импортировала из Беларуси древесную щепу, которая использовалась как биотопливо. Несмотря на санкции, Министерство экономики Латвии дефицита не видит и прогнозирует, что стоимость щепы сохранится на уровне текущего года и в следующем отопительном сезоне.

«Что касается щепы из Беларуси, то мы ее больше не завозим, но зимой она у нас была, и ее было достаточно. Но говорить, что белорусская древесная щепа была для нас панацеей, неправильно», — заявил заместитель госсекретаря Минэкономики Эдийс Шайканс.

В то же время некоторые представители бизнеса говорят о возможном дефиците древесного биотоплива и росте цен на фоне прекращения поставок из РБ и РФ. В компании Staļi отметили, что год назад древесные пеллеты стоили около 160 евро за тонну, в этом году, несмотря на то, что отопительный сезон еще не близок, их цена продолжает бить новые рекорды. В настоящее время средняя стоимость тонны топлива составляет от 300 до 400 евро.

В свою очередь, глава ассоциации LATbio Дидзис Палейс призывает не впадать в панику. По его словам, ежегодно Латвия производит два миллиона тонн пеллет, в то время как потребность внутреннего рынка в этом виде топлива составляет около 200 тысяч тонн, то есть всего 10%. Что касается роста цен, то во многом их зачастую подстегивают спекулянты, считает Дидзис Палейс.

Таким образом, обеспечить себя древесным биотопливом Латвия вполне способна, но вот дефицит продукции деревообработки (доска, брус, фанера, древесные плиты) действительно может возникнуть в ближайшее время. Однако и бизнес, и чиновники уже заняты поиском других рынков и других поставщиков, хотя и признают, что этот процесс может занять время.

Эстония

В 2021 году наша страна заработала на экспорте в Эстонию товарной группы «Древесина и изделия из нее; древесный уголь» 44 159,2 тыс. долл. Эстония покупала белорусские продольно-распиленные лесоматериалы (35 247,1 тыс. долл.), фанеру (2 761,4 тыс. долл.), ДВП (1 485,4 тыс. долл.). А вот топливную древесину прибалтийское государство практически не импортировало (101,1 тыс. долл.).

В первом квартале этого года Беларусь осуществляла поставки в Эстонию продольно-распиленных лесоматериалов (5 721,3 тыс. долл.), фанеры (602,7 тыс. долл.), пиломатериалов (602,5 тыс. долл.).

Министерство окружающей среды Эстонии рассматривает возможность временного увеличения заготовки древесины. Это является следствием полного сворачивания импорта из России и Беларуси.

После введения санкций в отношении российского и белорусского леса, в отдельных отраслях производства возникли проблемы. Нехватка древесины начинает ощущаться в строительной и мебельной промышленности. Строительный сектор сообщает о растущем дефиците, есть перебои с поставками бруса и фанеры.

Нехватка сырья также выливается в рост цен. Например, цены на древесину, используемую для производства древесно-стружечных плит, растут со скоростью 10-15% каждый месяц. Правда, по другим позициям рост не так заметен.

Что в итоге?

Вполне вероятно, что из-за санкций лесная промышленность Беларуси столкнется с проблемами производства и экспорта. Чтобы этого избежать, наиболее оптимальным вариантом может стать переориентация товарных потоков и поиск новых рынков сбыта, что позволит сократить убытки.

Однако этот процесс требует времени и зачастую дополнительных финансовых затрат, а также предполагает выстраивание новых маршрутов доставки и трансформацию транспортно-логистической системы.

В то же время последствия санкций в отношении белорусской древесины почувствуют на себе и государства ЕС, в том числе Польша и страны Балтии. Многие официальные лица этих государств открыто заявляют, что на фоне остановки импорта из Беларуси и России наблюдается нехватка древесного сырья и продукции деревообработки, а по отдельным позициям уже есть дефицит.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...