nord_ursus
После Острова я посетил маленький (5 тысяч жителей) городок Пыталово рядом с латвийской границей. Туристы сюда практически не заглядывают, ведь Пыталово не может похвастаться солидной историей и обилием достопримечательностей. Однако в этом городе есть одна интересная черта, представляющая специфический интерес для меня, — межвоенная латвийская архитектура.
Нынешний город, а тогда небольшое сельцо, Пыталово впервые упоминается в 1782 году, в Российской империи это был Островский уезд Псковской губернии. Во второй половине XIX века эти глухие места немного оживила Петербурго-Варшавская железная дорога. Но наиболее интересен эпизод XX века: в 1920-1940 годах Пыталово входило в состав независимой Латвии. История полностью аналогична Печорам (побывавшим в те же годы в составе Эстонии): в 1945 году, когда Латвия уже была частью СССР, Пыталовский район был передан в состав Псковской области и после распада СССР остался в России, а постсоветская Латвия оспаривала эту территорию до 2006 года, когда подписала договор о границе с Россией. Владимир Путин незадолго до этого язвительно высказался, что Латвия получит «не Пыталовский район, а от мёртвого осла уши».
Продаётся КИРПИЧНЫЙ ДОМ в нашей деревне НЕДОРОГО.
Статус города данный населённый пункт получил именно при латышах — в 1933 году, а, как следствие, здесь есть интересные образцы латвийской архитектуры 1920-х-30-х годов. В составе Латвии Пыталово называлось Яунлатгале (Jaunlatgale), что в переводе с латышского — Новая Латгалия: Латгалией называется часть Латвии, образованная из бывшего Двинского уезда Витебской губернии, а так как Пыталово было в составе Псковской губернии, то и, соответственно, уже Новая Латгалия. В 1938 году город был переименован в Абрене и носил это название до 1945 года, то есть до передачи в состав Псковской области.
3. Железнодорожная станция. Вокзал дореволюционный, начала XX века. Но и его архитектура довольно своеобразна.
Заснять вокзал со стороны путей у меня возможности не было. На станции находится таможенный терминал (граница с Латвией в десяти километрах), проход на платформу закрыт и открывается только к прибытию поезда. Притом пассажирское движение здесь, скажем прямо, не интенсивное.
Всего два поезда дальнего следования — Санкт-Петербург — Рига и Санкт-Петербург — Вильнюс, здесь они делают часовую остановку для пограничного контроля. Кроме того, имеется ежедневный пригородный «подкидыш» Псков — Пыталово, который раньше ходил до пограничной станции Скангали (подозреваю, что и сейчас он идёт до неё в качестве рабочей «загонки» без пассажиров). Я, правда, ехал сюда на автобусе, потому что поезд этот из Пскова идёт вечером, а обратно утром (видимо, рассчитан на жителей Пыталово и окрестностей, работающих во Пскове).
4. Ещё какая-то железнодорожная постройка конца XIX века по соседству с вокзалом. Кстати, приглядевшись, на этой фотографии можно заметить косвенное свидетельство того, что данная железнодорожная линия когда-то планировалась к электрификации (консоли под контактную сеть над путями).
Как я себе Купил Мопед и ПОПАЛ (анимация)
Кроме того, раньше Пыталово было узловой станцией. На запад от Петербурго-Варшавской дороги начиналась прямая ветка на Ригу, проходившая через городок Гулбене, ныне заброшенная, как я понимаю, где-то с восьмидесятых годов.
5. Латвийский домик напротив вокзала:
6. Фотография вокзала в латвийские времена. Показанный выше домик можно заметить в левом краю кадра.
7. Пыталовская автостанция:
8. Рисунки внутри автостанции:
9. Там же обнаружился вот такой раритетный стенд. Жаль, что не Латвийская ССР там упомянута.:)
10. Деревянные дома латвийских времён:
11. На переднем плане — латвийская функционалистическая школа (сейчас дом детского творчества), а на заднем плане видна советская школа сталинской постройки (1950-е годы).
12. В центре кадра — деревянный латвийский дом, видимо обложенный кирпичной кладкой в советские времена:
13. Советский детский сад:
14. Братская могила советских солдат, погибших при освобождении Пыталово (точнее, Абрене, ведь во время войны город ещё входил в состав Латвийской ССР) в 1944 году:
15. Ещё одна достопримечательность — латышская лютеранская кирха святого Михаила, переделанная в советские годы в Музей Дружбы народов. Музей размещается там по-прежнему, но черты кирхи в здании узнаются.
16. На лицевом фасаде — очень интересное панно, посвящённое революции, присоединению Латвии к СССР в 1940 году и Великой Отечественной войне. Особая уникальность в том, что это в городе, ныне входящем в состав России. В каком ещё российском городе встретишь памятник присоединению Прибалтики к Советскому Союзу?
17. Латвийский домик поблизости:
18. Центр города в латвийские времена. Слева видна кирха.
19. Пыталовские коты:
20. По соседству стоит красивая православная церковь святителя Николая Чудотворца, построенная в 1929-1932 годах. В то время, когда по нашу сторону границы церкви закрывали и сносили, в Латвии, вот, построили. Для местных русских, которые составляли половину населения Новой Латгалии (то есть современного Пыталовского района).
Автором проекта был архитектор В. М. Шервинский, который решил церковь создать по образу и подобию деревянных храмов Русского Севера. Сам он о своём решении отозвался так: «А что если мне в пример взять церкви Российского Севера, церкви, которые там одна за другой пропадают? Что если нашу Латгалию в архитектурном отношении превратить в маленький Русский Север?». Так что вот так, — Пыталово почти что стало не только Новой Латгалией, но ещё и Новым Русским Севером.
21. Кстати, как видно на старой фотографии, изначально церковь была просто бревенчатой, а голубыми досками её обшили, видимо, уже в советские времена, когда церковь была закрыта. После возвращения её верующим в 90-е годы обшивку решили уже не трогать.
22. Видимо, тоже дом, обложенный кирпичами. Или облицовку с фасада убрали. Но здание явно латвийской постройки.
23. Советские послевоенные домики:
24. Ленин, указывающий прямо, на фоне районной администрации. Подпись говорит о том, что памятник поставлен на столетний юбилей Ильича.
25. Как видим, латвийские здания старого Абрене-Яунлатгале не столь масштабные, как эстонская застройка в Печорах, но некоторый интерес всё же представляют.
26. Дальше уже начинаются советские кварталы 1960-х годов:
Дальше эта улица ведёт к мосту через реку Утроя (приток Великой, начало берёт в Латвии) и к выезду из города.
28. Из интересных окрестностей я по дороге сфотографировал из окна автобуса село Вышгородок (в латвийский период назывался Аугшпилс). На холме, который виден в кадре, когда-то стояла пограничная с Ливонским орденом псковская крепость Вышгород, существовавшая в XV веке и вскоре упразднённая и разобранная.
29. Напоследок — интересные особенности местной топонимики (фрагмент расписания на автостанции). А ведь неподалёку ещё есть деревни Рубилово и Перестрелово.
Вот такой он, бывший латвийский, а ныне российский городок Пыталово. Город, к сожалению, экономически депрессивный. Он, можно сказать, кормится за счёт границы. При царящем здесь высоком уровне безработицы работа в пограничной и таможенной службах считается престижной. Вообще, что касается границы, — меня очень порадовала демократичность пограничного режима в Псковской области.
Здесь нет того маразма, как в Карелии, где пограничники иной раз проверить документы у приезжего могут в посёлках, расположенных в 60 километрах от границы. В Псковской же области никаких проверок нету ни в туристических Печорах, что в двух километрах от эстонской границы, ни в Пыталово, где появление туриста в диковинку, в 10 километрах от границы латвийской. В этих городах лишь базируются местные пограничные комендатуры, но въезд абсолютно свободный.
И даже несмотря на общий упадок и депрессивность этих мест, жизнь здесь есть. Сам город Пыталово выглядит довольно ухоженным и чистым, а на улицах видны и молодые родители с колясками, и дети, играющие в снежки. И здесь живут люди. Ну а я провёл в этом городе всего полтора часа, после чего вернулся обратно в Псков.
ИсточникПоселок Рига! Рига! — рыбалка и горнолыжный спуск.
Так и хочется сказать: «Не кричите на меня!». Чем руководствовался застройщик давая такое название своему поселку?
Не согласны с рейтингом?
Оцените поселок и оставьте отзыв!
Коттеджный поселок находится всего в 22 километрах от МКАД по Новорижскому. Поселок занимает площадь в 17 гектаров, которая разделена на 74 участка. На территории нет личных коттеджей, только таунхаусы. Так что никакой уединенности и личной жизни.
При строительстве используют керамику и дерево. Выбрать покупатель может недвижимость с отделкой «под ключ» и площадью в 125 и 164 квадратных метра. Можно взять без внутренней отделки со свободной планировкой, и воплощать все свои дизайнерские желания. В каждом доме есть две или три спальни – стандартный семейный набор. А вот придомовая территорию всего полсотки.
Почувствуйте соседскую близость.
К каждому таунхаусы подведены необходимые коммуникации. Водопровод – из поселковой артезианской скважин, отопление в домах индивидуальное за счет газового котла. Канализация центральная, а электричество мощностью от 8 до 10 кВт.
Чтобы в поселок не проникли злоумышленники, по периметру стоит высокий забор, а территорию круглосуточно патрулирует охрана.
Поселок благоустроен с хорошей внутренней инфраструктурой. В «Риге! Риге!» есть набережная на берегу реки, и длина ее 2 километра. Бульвары мощенные, а дороги асфальтовые. Для детей в поселке построили 8 игровых площадок, детский клуб и небольшой зоопарк с домашними животными, где можно кормить белок.
Также на территории коттеджного поселка есть спортивная площадка для хоккея зимой и футбола летом.
Для взрослых рыбалка и горнолыжный спуск. А для комфортной жизни в «Риге! Риге!» есть магазин.
Ценник начинается от 10 миллионов рублей и заканчивается на 14,5 миллионах. Все в этом поселке хорошо, кроме его названия, конечно.
ИсточникСтарые топонимы восточной Литвы
Старые топонимы восточной Литвы. Заинтересовала меня эта тема, когда я осматривал один из участков, выставленных на продажу. Я съездил на место, не спеша прогулялся по всем уголкам участка, всё внимательно осмотрел и решил узнать о нём побольше. Первым делом рассмотрел участок и окрестности со спутника. Затем приступил к поиску старых карт этой местности,
Изучать старые топонимы я начал с дореволюционной карты 1910 года. Мне был интересен Ново-Александровский уезд Ковенской губернии, ныне это Зарасайский район. Нашёл на карте интересующую меня местность и испытал лёгкий шок. Все названия оказались путаные-перепутанные!
- Деревня «Кондрацишки» превратилась в «Кармелитай«.
- На речке находилась переправа с громким названием «Кармелитов мост«, сейчас же на картах такого названия не найти. А ведь остатки моста ещё сохранились.
- Участок граничит с озерцом «Векшес» а на карте 1910 года оно обозначено как «Бокчо«.
- На этой же карте, рядом с озером находился «Двор Векшей«. На современных картах он не упоминается, хотя каменные фундаменты строений сохранились.
- Получается, что благодаря лёгким движениям рук картографа, было стёрто из истории прежнее название деревеньки и прежнее название озера.
Все карты кликабельны, для увеличения просто щёлкните по ней мышкой. Приятного просмотра.
Старые топонимы. Восточная Литва
В центре: озеро Векшес (Бокчо), Кармелицкий мост, д. Кармелитай (Кондрацишки)
Карта 1910 г.
Такое впечатление, что с топонимикой игрались сознательно. Чтобы запутать и что-то скрыть. Зачем это было сделано, я пока не знаю. Ну да ладно, всему своё время. В результате дальнейших поисков я выяснил, что местные названия населённых пунктов были изменены после Великой Отечественной войны, то есть во времена Литовской ССР.
Руководил республикой в то время Антанас Снечкус.
Читал я как-то одно интересное постановление ЦК компартии Литвы об применении литовского языка в повседневной жизни республики. Постановление было 1953 или 1954 года, точно не помню. Жаль что не уделил тогда пристального внимания его содержанию. Видимо тогда и началась активная работа по изменению изначальных топонимов Восточной Литвы.
Именно той части современной Литвы, которая С 1920 по 1939 год входила в состав Польши. Польские власти записывали местные топонимы на свой манер, но переименованием не занимались. На остальной части Литвы топонимы переименовывались начиная с первых лет создания республики. Новоалександровск в 1919 году был переименован в Ežerenai (Эжеренай), а спустя 10 лет, в 1929 году, переименован в Zarasai (Зарасай).
Озеро Висагина. Строительство г. Висагинас начнётся только в 1975 году. Молодой город, но даже в его истории два имени. Первым было — посёлок Снечкус.
Карта 1910 г.
Озеро Дрисвяты (Друкшяй). Часть озера находится на литовской стороне, вторая часть на белорусской. Белорусы и сейчас называют его Дрисвятами.
Карта РККА 1935 года,
Дукшты и Рымшаны на карте РККА 1935 года. Современные названия — Дукштас, Римше. В правой части карты, правее н. п. Рымшаны, распологается озеро Опиворда. Часть озера находится в Литве, часть в Белоруссии. Литовцы свою часть называют Апвардай, а белорусы свою часть Пиворды.
Карта РККА 1935 года,
Окрестности озера Дисна, ныне Диснай. Отсюда начинает свой путь речка Дисна и затем уходит на территорию Белоруссии, Впадает в р. Западная Двина (Даугава)
Карта РККА 1935 года.
Новоалександровск получил новое название — Зарасай. Озеро Зарасай раньше называлось Осса. Н. п. Солоки превратился в Салакас, а ближайшее озеро Лодьи сменило своё название на Луодис. Озеро Швянтас на карте отмечено как Швинта. Посёлок Смолвы стал называться Смалвос.
Название Турмонт относилось прежде только к жд. вокзалу.
Название озера Лодьи прямо указывает на тему строительства популярных в старину больших лодок. Видимо, мастера обкатывали на водной глади озера свои творения и доводили их ходовые качества до совершенства. Да и места для «парковки» здесь предостаточно. О такой истории озера я не слыхал, это только моё предположение. Обязательно поинтересуюсь легендами.
Карта РККА 1935 года.
Был Малетай, стал Молетай (на карте справа). Лабанорас своё название сохранил без изменений.
Карта РККА 1935 года,
В названии Игналино изменилась только ударение и последняя буква — Игналина. В 1935 году это был крошечный населённый пункт при железнодорожной станции.
Карта РККА 1935 года.
Утена на этой карте уже имеет современное звучание, что нельзя сказать об окружающих деревеньках и хуторах. Ужпалей стал называться Ужпаляй, Вижуонас сохранил прежнее название без корректировок.
Карта РККА 1935 года.
Свенцяны сейчас носят название Швенчёнис, а Новосвенцяны — Швенчёнеляй.
Карта РККА 1935 года.
Побродзе теперь называется несколько иначе — Пабраде.
Карта РККА 1935 года.
Неменнин сейчас называется Неменчине, Буйвидзы — Буйвидишкес. Рядом с н. п. Неменнин находится двор Неменчин, чьё название и использовали для переименования города. Железнодорожная станция Безданы теперь называется Бездонис.
Карта РККА 1935 года.
Вильнюс на этой карте уже назван по современному. На польских картах этого времени город указывается как Вильно. Н. Вилейка переименована в Ново-Вильню
Многие считают, что Вильнюс изначально назывался Вильно и более никак. Но были в древности и другие названия, ещё два как минимум. В исторических книгах 19 века упоминаются Кривой Город и Кричев. Эти названия созвучны с названием племени кривичей, проживающих на этой территории.
Причём, это был самый южный из городов земли кривичей. Дальше на юг начинались земли ятвягов. С западной стороны простиралась земля жомойтов (самогитов)
Карта РККА 1935 года.
Новые Троки теперь называются Тракай. Река Вилия, протекающая через Вильнюс, в наше время носит название Нерис. Речка Вилейка, впадающая в Вилию возле Кафедральной площади, сейчас называется Вильня.
Карта РККА 1935 года.
Рудомино (в центре карты) почти не изменил своего названия, сегодня он называется Рудамина. В нижнем правом углу находится н. п. Медники. Ныне это Мядининкяй.
Интересное наблюдение! В этой местности довольно много топонимов с корнем «руда». Да и название г. Медники явно связано с темой руды, а не мёда. Есть у меня книга «Знакомьтесь: Литва. Книга тысячелетия«.
Так вот, в разделе «полезные ископаемые» о руде нет даже упоминаний. Может потому, что все месторождения руд были выработаны без остатка и память о промысле осталась только в местных топонимах.
Карта РККА 1935 года. н. п
Рудники мы теперь знаем как Руднинкяй. Большие Солечники изменили название на Шальчининкяй. А Малые Солечники — на Шальчиненкеляй. Яшуны теперь звучат по новому — Ясюнай. Таборишки вполне узнаваемы по современному варианту Табаришкес.
Карта РККА 1935 года.
Рассмотренный период времени по историческим меркам не больше мгновения, а изменения в топонимике очень существенны. Судя по всему, волна масштабных переименований пришлась на 20 век и затронула практически весь мир. Как по мановению волшебной палочки невидимого волшебника-дирижёра. Таким образом был вымаран истинный смысл, заложенный в изначальные названия населённых пунктов, рек, озёр и лесов. А вот зачем это делалось, я думаю вы и сами догадываетесь.
Перейдя по ссылкам вы можете более широко ознакомиться с топонимикой Литвы во времена Российской империи. И не только топонимикой.
ИсточникЧто называется ригой в деревне
Агенскалнс занимает пространство от станции Торнякалнс до улицы Кулдигас. Хотя в начале ХХ века эта территория официально называлась Шварцгоф, но в народе бытовало название Агенскалнс (Hagensberg). Оно произошло от имени отставного судьи Генриха фон Агена (Гагена), который построил там усадьбу. Как обычно, её назвали в честь владельца. Горой же она была названа за возвышение над окрестными островами.
Уже в 17 веке около переправы близ имения возник посёлок, где уже в конце 17 века существовала одна из трёх латышских школ Пардаугавы. Однако ему не повезло, как и другим предместьям. Сначала его разрушили во время Северной войны, потом – во время Отечественной войны 1812 года, когда специально сожгли все предместья.
Однако уже в 1824 году посёлок стал восстанавливаться, а в 1853 году в Агенскалнсе было в 2,5 раза больше построек, чем в 1788 году – 294 и 112 соответственно. Застройка велась стихийно, поэтому улицы выходили очень кривыми. К концу 19 века застройка дошла даже до железной дороги в Тукумс.
В ту далёкую пору центром района считалась площадь около перекрёстка улиц Калнциема и Даугавгривас, где находилась переправа. Неподалеку был также Агенскалнский парк – любимое место отдыха рижан, а рядом с ним – рыночная площадь и почта на улице Жогу. Примерно там же, в начале ул. Даугавгривас, был второй полицейский участок Риги, а также кабаки и трактиры, ютившиеся на первых этажах домов.
В конце 19 века стала складываться регулярная планировка кварталов, которая и сейчас усматривается в районе улицы Баложу.
Нынешний центр района возле Агенскалнского рынка стал образовываться в первом десятилетии 20 века Уже в 1890 году на улице Херманя был построен Сиротский дом, в 1910 г. – 2-ую городскую больницу (Ныне Государственная клиническая больница имени П. Страдыня), в тот же период возвели и новые павильоны рынка. В 1905 г. по улице Шонеру (ныне Бариню) пустили маршрут трамвая.
Единство Агенскалнса нарушило продолжение улицы Слокас до улицы Шонеру в 1930 году. Оживленное движение искусственно разрезало район на две части. Однако большие перемены Агенскалнс пережил в 70-80гг. 20 века, когда на месте Агенскалнского парка был построен жилой массив «Агенскалнские сосны», а многие фабричные корпуса дополнены некрасивыми пристройками. Теперь колорит района ощущается только на улице Нометню.
Торнякалнс ныне находится между шоссе К. Улманя гатве и Агенскалнсом. Не верится, что ещё в начале ХХ века Торнякалнс был отделён от Зиепниеккалнса густым лесом. Если же посмотреть ещё дальше, в 18 век, то видно, что единого поселения не существовало – посёлок состоял из множества мелких. Они соединились лишь в конце 19 столетия, при постройке путей, фабрик и детской больницы. В то время и были возведены характерные для застройки Торнякалнса деревянные домишки, а у пруда Марас – роскошные особняки.
Из многих старинных усадьб сохранилась лишь одна – Блока муйжиня, построенная в классическом стиле в 19 веке. Многие названия улиц в ХХ веке были изменены и теперь уже почти ни о чём не говорят.
Название «Торнякалнс» (Башенная гора) произошло от сторожевой «Красной башни», которая стояла на том месте до 17 века. После возведения крепости Кобронсканстс на левом берегу Даугавы, башня утратила своё значение и была снесена.
Кипсала имеет 2,7 километров в длину и 0,5 км. в ширину. Она находится на уровне 3 – 5 метров над уровнем моря, причём самая высокая часть Кипсалы – Баласта дамбис. Ранее, до начала ХХ века, остальное пространство было низко и равнинно.
Потом его подняли, однако Баласта дамбис оставался главной и самой ухоженной улицей острова – она единственная была мощёной, к тому же она была самой густонаселённой дорогой Кипсалы. Интересно, что на этой дамбе дома имели, за исключением построек 1 и 3 в конце пути, только чётные номера – с нечётной стороны была Даугава. Кипсала слилась в один остров сравнительно недавно, до этого же её делили на Кипсалу, Мазу Кливерсалу и Пелду салу.
Так как Кипсалу населяли в основном рыбаки, то и улицы получили соответствующие названия: Якорная (Энкуру), Чайковая (Кайю), Матросская (Матрожу) и другие, тем подобные. Успешные рыбаки основывали на родном острове различные предприятия, связанные с морем, например, по переработке рыбы.
Своё название Кипсала получила от крестьянина Яниса Кипа, который построил несколько складов.
Так как ближе всего к густонаселённой середине острова находился Ильгюциемс, то через Зундс была устроена паромная переправа. Сегодня Кипсалу с материком соединяют два больших моста и несколько меньших.
Межапарк является одним из первых воплощений города-сада в мире. Уже в 1900 году было высказано предложение о его создании, а к юбилею Риги (1901г.) решение подтвердили окончательно. Инициатором постройки колонии вилл в Царском саду (Межапарке) выступил главный инженер города А. Ахте, а трассы были проложены по проекту Г. Ф. Ф. Куфальдта. Застройку начинали с южной стороны, постепенно, расширяясь и подходя к самому лесу.
Хотя проект местных мастеров был хорошим, дума посчитала, что у архитекторов не хватает навыков такого строительства. Поэтому для планировки колонии пригласили зодчего Х. Янсена из Берлина. Он предложил сделать проспект Сигулдас главной мультифункциональной улицей. Надо, однако, сказать, что первая очередь застройки более органично вписывается в природные условия, чем предложенная Янсеном.
До Первой мировой войны в Межапарке было построено 108 жилых домов. Интенсивно этот район застраивался и в 20-х годах ХХ века. Теперь он представляет из себя уникальное собрание особняков в стилях югенд и функционализм. Это послужило причиной объявления Межапарка памятником градостроительства государственного значения.
Саркандаугава была официально включена в состав Риги в 1828 году, но еще до этого парк 2-ой Царский сад был местом отдыха рижан. Своё название поселок получил от притока Саркандаугава, где во время время процессов ведьм определялась вина обвиняемой.
С 1766 года в Саркандаугаве начали размещать промышленные предприятия, например, судоверфь, лесопильню пивоварню и сахарную мануфактуру.
Микрорайон, в основном, застроен небольшими деревянными домишками, а в центре — капитальными 5-6 –этажными доходными домами. Большую часть застройки составляют большие жилые дома, построенные после Второй Мировой войны.
Ильгюциемс, как и Кипсала, был поселком людей, по роду деятельности связанных с морем. Там были две латышские школы, где в конце XVII века обучалось около ста человек. В то же время рижане устроили себе там сады и огороды. В составе Елгавского предместья Ильгюциемс вошёл в состав Риги в 1786 году.
Однако еще в XIX веке там жило только 450 человек. Бурное развитие поселок начал лишь после разрешения строительства каменных домов, а также после в нем нескольких крупных промышленных предприятий.
Первые проекты застройки Ильгюциемса были осуществлены в 30-х годах ХХ века, однако комплексно поселок застраивать начали в 50-х годах того же столетия, с постройкой рабочего поселка Рижского цементного завода. Много домов в микрорайоне возвели и позднее.
В наши дни Ильгюциемс – это один из самых густонаселенных районов Риги.
Чиекуркалнс начал формироваться в 1870 году на месте бывшей усадьбы Шрейенбуш. Название свое он получил от богатых шишками окрестных сосен. И, хотя поселок находился очень близко к Риге, частью города он стал лишь в 1924 году.
Однако уже в 1890-ых годах Чиекуркалнс начал стремительное развитие, в нем были построены несколько фабрик, а в начале ХХ века – пожарное депо, две школы, баня и водонапорная башня.
В 1913 году в поселке было уже 802, из них 87 подключены к водопроводу, 14 – к канализации, 9 – к газопроводу, и 5 электрифицированы. Зато в 1904-05 была вымощена первая улица и установлен 71 керосиновый фонарь.
Сегодня в Чиекуркалнсе преобладает многоэтажная застройка, а с ней по соседству – старинные маленькие зданьица. В северной части микрорайона находится Рижская ТЭЦ-1.
Иманта, оказывается, начала застраиваться лишь в 20-х годах ХХ века. До этого там находились три усадьбы ( Маза и Лиела Даммес и Анниньмуйжа) и село Имантциемс. В 20-х и 50-х годах были построены небольшие домики, а здания побольше здесь были возведены попозже. Сегодня Иманта состоит из пяти микрорайонов, радиально расположенных вокруг усадьбы Анниньмуйжа с парком.
Болдерая хоть и образовалась в XVIII веке, уже в 1603 году там была основана рижская таможня. В 1830-40 в этом районе была судоверфь в 1852 году именно здесь был сооружен первый в Империи гражданский телеграф. Особенно стремительно Болдерая начала развиваться, когда была проложена железная дорога в Ригу. Были построены многие заводы и фабрики, поэтому к началу ХХ века поселок стал важным промышленным центром. Несмотря на значительные разрушения в Первой Мировой войне, в 1924 году его присоединили к Риге.
Бурно развивался район и потом. В 1950-х годах были построены дома для рабочих завода силикатного кирпича, а позже – и другие дома. Сегодня, несмотря на удаленность, этот микрорайон достаточно густо населен.
Московский форштадт. Ещё с 18-го столетия Рига подразделялась на центр и предместья или на немецкий манер – форштадты. Они сплошь застраивались из дерева и в случае нападения неприятеля их сжигали, сами же их обитатели укрывались за надёжной городской стеной. С историей русских в Риге прежде всего связано Московское предместье.
В исторической литературе упоминается, что первые жители поселились в форштадте ещё в 16-ом веке. По своему ландшафту этот район мало напоминал нынешнюю «москачку»: песчаные холмы чередовались с рытвинами и ямами. Они были следствиями постоянных наводнений, поэтому первым делом жители предместья построили дамбу вдоль Даугавы.
Но она не всегда помогала, о чём свидетельствуют историки: каждую весну и часть осени улицы были залиты водами реки. Самые мощные наводнения произошли в 1649 и 1744 годах. Во время последнего вода потопила 200 свиней, повредила около тысячи домов и разрушила часть насыпных холмов. Однако предместье ещё больше страдало от пожаров.
Они происходили почти каждый раз, когда в Ригу шли неприятели: в 1559, 1601, 1656, 1700, 1710, 1812 годах. После последнего пожара был разработан план восстановления предместья, по которому там уже высоких зданий не строили, зато прокладывали хорошие улицы. Одна из них прошла рядом с бывшей дамбой, и мы ёе знаем – улица Маскавас. Кстати, сейчас в Московском форштадте есть одно высокое здание, да и то сносят (Маскавас,16).
Старожил пишет, что здесь русские купцы держали здесь всю торговлю: крупнейшие огородники, трактирщики и хозяева бань тоже были русскими. Там находился крупнейший «супермаркет» тогдашней Риги – Гостиный двор. Находился он на месте нынешней Академии Наук, на улице Тургенева. Он просуществовал до Первой мировой войны.
Так же, как и в наши дни, Московский форштадт считался небезопасным районом: «Сюда по вечерам редко заглядывали люди из центра, потому что этот район пользовался славой центра воровских и разбойничьих шаек. Малочисленная полиция смотрела на них сквозь пальцы, а чаще даже побаивалась их.»,пишет очевидец. Пили здесь тоже крепко. Питейные магазины предместья не закрывались с субботы до вечера понедельника: потому обычным делом были и драки. Правда, как писал современник, «если дрались, то дрались вчистую, без палок и ножа, а лежачих не били».
ИсточникПосёлок Рижские на Солнечной Поляне.
Начиная от Зольного, трасса на Ширяево всё чаще крутыми поворотами огибает овраги. Дачные участки, относящиеся к Зольному, плавно переходят в дачные участки административного образования, известного, как Солнечная Поляна. В своё время в него вошли такие посёлки, как Солнечная Поляна, Безымянный, КЩ, Ставропольский, Южный и Рижский, или Рижские домики. И хотя от Молебного оврага и Молебной горы до дорожного указателя «Солнечная Поляна» более трёх километров, территориально дорога уже идёт по посёлку.
01. Дорога огибает склон Безымянного оврага. Справа — одноимённый посёлок Безымяный, построенный в 1953-1954 годах.
02. Слева под дорогой, на берегу Волги, раскинулся посёлок Рижские домики.
03. Сейчас стоят роскошные дома. А первые бараки на этом месте, в начале 40-х годов прошлого века, начинали строить «трудармейцы», а попросту ссыльные поволжские немцы. После зимы 1943 из — под Сталинграда на Самарскую Луку стали эшелонами поступать военнопленные. Но основная часть посёлка была построена в 1949 году трестом «Ставропольнефть». А своё название посёлок получил по серии «рижских» домов, домов барачного типа.
04. Съезжаем с трассы и сразу упираемся вот в такой дом. Не похоже, что его строили пленные немцы в 40-х годах прошлого века.
05.
06. «Тили-бом, тили-бом, мы построим кошке дом» — так вот, где его построили. Настоящий «Кошкин дом»!
07.
08.
09. Напротив магазинчик «Рижский». Большинство местных жителей постоянно ездят в город и закупаются там. Магазинчик оказался не рентабелен и давно закрыт.
10. Проехав немного ближе к берегу, ставим машину и замечаем симпатичных волков, охраняющих крайний к спуску участок.
11. А ещё вот такие лесовики, вырезанные из дерева, стоят на страже.
12. Пока я болтал с хозяином участка, Санёк познакомился с начальником охраны — Джеком. Добродушный Джек увязался за нами и сопровождал во время всей прогулки по посёлку.
13. Информационные стенды у лестницы, спускающейся к прибрежной террасе.
14.
15.
16. Спускаясь по лестнице, видим вот такую красоту.
17. Плющ алым серпантином обвивает стволы осокорей.
18. А это Фестивальная поляна. Нам уже встречались несколько осокорей на берегу Бахиловой Поляны, но здесь их действительно целый лес.
19. ОсокОрь, или по научному чёрный тополь, растёт в поймах рек. Мощные и хорошо разветвлённые корни придают дереву высокую устойчивость в период течения паводковых вод и движения льда, а также сильных порывов ветра. Осокоря достигают 30—35 м. в высоту и 1—2 м. в диаметре ствола.
20. Вначале не понял, что за квадратные ящики висят на некоторых деревьях. Оказалось, это домики для летучих мышей. Летучие мыши, кроме того, что это чрезвычайно милые и беззащитные создания, приносят неоценимую пользу человеку! Например, для вашего сада. Если птицы уничтожают вредителей днем, то «ночную вахту» можно доверить летучим мышам.
Одна летучая мышь может съесть от 500 до 1000 комаров за один час!
21.
22. По дороге к лодочной станции Джек облаял отдыхающих на солнце коров.
23.
24.
25. Джек не раздумывая залез в воду.
26. Немного выше по течению- пристань Солнечной Поляны.
27. Вдалеке в горах карьер на Богатыре. Между прочим, когда проезжаешь по трассе,он не виден, увидеть его можно только с Волги.
28.
29. В 1990 году я купил себе такой же «Прогресс — 4» с двигателем «Вихрь — 30». С ребятами покрасили борта в ярко-синий цвет, а палубу и днище в оранжево-красный. В ту весну мы 16-20 летние парни из «сухих» 80-х входили в «лихие», но весёлые и бесшабашные 90-е.
30.
31. Возвращаемся в посёлок.
32. Недалеко от берега, сразу напротив «Кошкиного дома», остался не большой участок земли не занятый коттеджами.. На нём доживают последние дни полуразрушенные бараки. От некоторых остались лишь фундаменты, у других провалились крыши.
33. Между развалинами бараков заброшенные огороды и деревянные сараи.
34.
35. Экскурсоводы, привозя экскурсантов в Центральный посёлок Солнечной Поляны и показывая площадь и двухэтажные сталинские здания вокруг, рассказывают красивую побасёнку. Яко бы все эти дома построены пленными немцами. Полная чушь. Дворец культуры, баня и остальные здания вокруг площади строились в начале — середине 50-х годов, а немцев вывезли с Самарской луки ещё в 1948.
Даже лагеря «Нефтестройлага» были закрыты в 1950 году, и все заключённые переведены на строительство Куйбышевского гидроузла. Так что ДК и остальные дома в центре Солнечной Поляны строили вольнонаемные рабочие треста «Ставропольнефть».
Но вернёмся к баракам в Рижском. Возможно, некоторые из этих бараков для геологов и нефтяников, могли строить в середине 40-х годов военнопленные германской армии.
36.
37. Насчет пленных немцев. Да, наверное, они принимали участие в строительстве первых зданий поселка. Но основную часть строили отечественные строители. Но последних, как правило, не запоминают (свои ведь!), а про экзотических немцев помнят все. Я даже встречал людей уверенных в том, что и проектировали все эти послевоенные здания. тоже немцы.
38. Это и есть сталинские бараки с узким коридором и дверями по бокам. Туалет, обычно, был на улице.
Сейчас многие ошибочно называют двухэтажные панельно-щитовые дома бараками. Я прожил в Жигулёвске у деда с бабушкой большую часть своего детства в двухэтажном доме. Двухкомнатную квартиру ( 50м общей и 30м жилой площади) с окнами даже в коридоре, туалете и ванной вряд ли можно назвать комнатой в бараке. Скорее «хрущёвки» смахивают на 5-этажные бараки.
39. Крыша обвалилась. Конёк барака провис, но не сломался. Решаемся зайти внутрь.
40. Узкий барачный коридор с дверями по бокам. Стены удерживают потолок и обвалившуюся на него крышу. В комнатах разруха.Мы просто обалдели, когда когда в одной из комнат послышались шаги, а после щелчка замка к нам вышел пожилой мужчина.
41. «Че здесь шляетесь?» — был его первый вопрос. Разговорившись, узнаём, что у него здесь сарай и огородик, а с холодами переберётся в город к родным.
42. По дороге к берегу попадается обгоревший барак.
43.
44. По дороге, проходящей по верху «Берега летучих мышей»,возвращаемся к машине.
45. Последний взгляд на посёлок Рижский. Джек радостно лает нам на прощание. А мы едем в центральную часть Солнечной Поляны.
Октябрь 2016 года.
Источник