Что он задумал в литве

Содержание

Алексей Толстой — Василий Шибанов

Князь Курбский от царского гнева бежал, С ним Васька Шибанов, стремянный. Дороден был князь, конь измученный пал — Как быть среди ночи туманной? Но рабскую верность Шибанов храня, Свого отдает воеводе коня: «Скачи, князь, до вражьего стану, Авось я пешой не отстану!»

И князь доскакал. Под литовским шатром Опальный сидит воевода; Стоят в изумленье литовцы кругом, Без шапок толпятся у входа, Всяк русскому витязю честь воздает, Недаром дивится литовский народ, И ходят их головы кругом: «Князь Курбский нам сделался другом!»

Но князя не радует новая честь, Исполнен он желчи и злобы; Готовится Курбский царю перечесть Души оскорбленной зазнобы: «Что долго в себе я таю и ношу, То всё я пространно к царю напишу, Скажу напрямик, без изгиба, За все его ласки спасибо!»

И пишет боярин всю ночь напролет, Перо его местию дышит; Прочтет, улыбнется, и снова прочтет, И снова без отдыха пишет, И злыми словами язвит он царя, И вот уж, когда залилася заря, Поспело ему на отраду Послание, полное яду.

Что он ЗАДУМАЛ ❓ Что он ХОЧЕТ от Вас? Что ему НАДО? Его планы на Вас! Расклад таро. Life-taro

Но кто ж дерзновенные князя слова Отвезть Иоанну возьмется? Кому не люба на плечах голова, Чье сердце в груди не сожмется? Невольно сомненья на князя нашли… Вдруг входит Шибанов, в поту и в пыли: «Князь, служба моя не нужна ли? Вишь, наши меня не догнали!»

И в радости князь посылает раба, Торопит его в нетерпенье: «Ты телом здоров, и душа не слаба, А вот и рубли в награжденье!» Шибанов в ответ господину: «Добро! Тебе здесь нужнее твое серебро, А я передам и за муки Письмо твое в царские руки!»

Звон медный несется, гудит над Москвой; Царь в смирной одежде трезвонит; Зовет ли обратно он прежний покой Иль совесть навеки хоронит? Но часто и мерно он в колокол бьет, И звону внимает московский народ И молится, полный боязни, Чтоб день миновался без казни.

В ответ властелину гудят терема, Звонит с ним и Вяземский лютый, Звонит всей опрични кромешная тьма, И Васька Грязной, и Малюта, И тут же, гордяся своею красой, С девичьей улыбкой, с змеиной душой, Любимец звонит Иоаннов, Отверженный Богом Басманов.

Царь кончил; на жезл опираясь, идет, И с ним всех окольных собранье. Вдруг едет гонец, раздвигает народ, Над шапкою держит посланье. И спрянул с коня он поспешно долой, К царю Иоанну подходит пешой И молвит ему, не бледнея: «От Курбского, князя Андрея!»

И очи царя загорелися вдруг: «Ко мне? От злодея лихого? Читайте же, дьяки, читайте мне вслух Посланье от слова до слова! Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!» И в ногу Шибанова острый конец Жезла своего он вонзает, Налег на костыль — и внимает:

«Царю, прославляему древле от всех, Но тонущу в сквернах обильных! Ответствуй, безумный, каких ради грех Побил еси добрых и сильных? Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны, Без счета твердыни врагов сражены? Не их ли ты мужеством славен? И кто им бысть верностью равен?

Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас, В небытную ересь прельщенный? Внимай же! Приидет возмездия час, Писанием нам предреченный, И аз, иже кровь в непрестанных боях За тя, аки воду, лиях и лиях, С тобой пред судьею предстану!» Так Курбский писал Иоанну.

ВОТ💥ЧТО ОН🔥ЗАДУМАЛ🤔В ОТНОШЕНИИ ТЕБЯ❗💯Будешь Ошеломлена❗✨ЧУДЕСА👆💣#Расклад #Таро

Шибанов молчал. Из пронзенной ноги Кровь алым струилася током, И царь на спокойное око слуги Взирал испытующим оком. Стоял неподвижно опричников ряд; Был мрачен владыки загадочный взгляд, Как будто исполнен печали, И все в ожиданье молчали.

И молвил так царь: «Да, боярин твой прав, И нет уж мне жизни отрадной! Кровь добрых и сильных ногами поправ, Я пес недостойный и смрадный! Гонец, ты не раб, но товарищ и друг, И много, знать, верных у Курбского слуг, Что выдал тебя за бесценок! Ступай же с Малютой в застенок!»

Пытают и мучат гонца палачи, Друг к другу приходят на смену. «Товарищей Курбского ты уличи, Открой их собачью измену!» И царь вопрошает: «Ну что же гонец? Назвал ли он вора друзей наконец?» — «Царь, слово его всё едино: Он славит свого господина!»

День меркнет, приходит ночная пора, Скрыпят у застенка ворота, Заплечные входят опять мастера, Опять зачалася работа. «Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?» — «Царь, близок ему уж приходит конец, Но слово его все едино, Он славит свого господина:

„О князь, ты, который предать меня мог За сладостный миг укоризны, О князь, я молю, да простит тебе бог Измену твою пред отчизной! Услышь меня, боже, в предсмертный мой час, Язык мой немеет, и взор мой угас, Но в сердце любовь и прощенье — Помилуй мои прегрешенья!

Услышь меня, боже, в предсмертный мой час, Прости моего господина! Язык мой немеет, и взор мой угас, Но слово мое все едино: За грозного, боже, царя я молюсь, За нашу святую, великую Русь — И твердо жду смерти желанной!”» Так умер Шибанов, стремянный.

Кульминация

Василий Шибанов

Князь Курбский от царского гнева бежал, С ним Васька Шибанов, стремянный. Дороден был князь, конь измученный пал — Как быть среди ночи туманной? Но рабскую верность Шибанов храня, Свого отдаёт воеводе коня: «Скачи, князь, до вражьего стану, Авось я пешой не отстану!»

И князь доскакал. Под литовским шатром Опальный сидит воевода; Стоят в изумленье литовцы кругом, Без шапок толпятся у входа, Всяк русскому витязю честь воздаёт, Недаром дивится литовский народ, И ходят их головы кругом: «Князь Курбский нам сделался другом!»

Но князя не радует новая честь, Исполнен он желчи и злобы; Готовится Курбский царю перечесть Души оскорблённой зазнобы: «Что долго в себе я таю и ношу, То всё я пространно к царю напишу, Скажу напрямик, без изгиба, За все его ласки спасибо!»

И пишет боярин всю ночь напролёт, Перо его местию дышит; Прочтёт, улыбнётся, и снова прочтёт, И снова без отдыха пишет, И злыми словами язвит он царя, И вот уж, когда залилася заря, Поспело ему на отраду Послание, полное яду.

Но кто ж дерзновенные князя слова Отвезть Иоанну возьмётся? Кому не люба на плечах голова, Чьё сердце в груди не сожмётся? Невольно сомненья на князя нашли… Вдруг входит Шибанов, в поту и в пыли: «Князь, служба моя не нужна ли? Вишь, наши меня не догнали!»

И в радости князь посылает раба, Торопит его в нетерпенье: «Ты телом здоров, и душа не слаба, А вот и рубли в награжденье!» Шибанов в ответ господину: «Добро! Тебе здесь нужнее твоё серебро, А я передам и за муки Письмо твоё в царские руки!»

Звон медный несётся, гудит над Москвой; Царь в смирной одежде трезвонит; Зовёт ли обратно он прежний покой Иль совесть навеки хоронит? Но часто и мерно он в колокол бьёт, И звону внимает московский народ И молится, полный боязни, Чтоб день миновался без казни.

В ответ властелину гудят терема, Звонит с ним и Вяземский лютый, Звонит всей опрични кромешная тьма, И Васька Грязной, и Малюта, И тут же, гордяся своею красой, С девичьей улыбкой, с змеиной душой, Любимец звонит Иоаннов, Отверженный Богом Басманов.

Царь кончил; на жезл опираясь, идёт, И с ним всех окольных собранье. Вдруг едет гонец, раздвигает народ, Над шапкою держит посланье. И спрянул с коня он поспешно долой, К царю Иоанну подходит пешой И молвит ему, не бледнея: «От Курбского, князя Андрея!»

И очи царя загорелися вдруг: «Ко мне? От злодея лихого? Читайте же, дьяки, читайте мне вслух Посланье от слова до слова! Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!» И в ногу Шибанова острый конец Жезла своего он вонзает, Налёг на костыль — и внимает:

«Царю, прославляему древле от всех, Но тонущу в сквернах обильных! Ответствуй, безумный, каких ради грех Побил еси добрых и сильных? Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны, Без счёта твердыни врагов сражены? Не их ли ты мужеством славен? И кто им бысть верностью равен?

Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас, В небытную ересь прельщённый? Внимай же! Приидет возмездия час, Писанием нам предречённый, И аз, иже кровь в непрестанных боях За тя, аки воду, лиях и лиях, С тобой пред судьёю предстану!» Так Курбский писал Иоанну.

Шибанов молчал. Из пронзённой ноги Кровь алым струилася током, И царь на спокойное око слуги Взирал испытующим оком. Стоял неподвижно опричников ряд; Был мрачен владыки загадочный взгляд, Как будто исполнен печали, И все в ожиданье молчали.

И молвил так царь: «Да, боярин твой прав, И нет уж мне жизни отрадной! Кровь добрых и сильных ногами поправ, Я пёс недостойный и смрадный! Гонец, ты не раб, но товарищ и друг, И много, знать, верных у Курбского слуг, Что выдал тебя за бесценок! Ступай же с Малютой в застенок!»

Пытают и мучат гонца палачи, Друг к другу приходят на смену. «Товарищей Курбского ты уличи, Открой их собачью измену!» И царь вопрошает: «Ну что же гонец? Назвал ли он вора друзей наконец?» — «Царь, слово его всё едино: Он славит свого господина!»

День меркнет, приходит ночная пора, Скрыпят у застенка ворота, Заплечные входят опять мастера, Опять зачалася работа. «Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?» — «Царь, близок ему уж приходит конец, Но слово его всё едино, Он славит свого господина:

«О князь, ты, который предать меня мог За сладостный миг укоризны, О князь, я молю, да простит тебе бог Измену твою пред отчизной! Услышь меня, боже, в предсмертный мой час, Язык мой немеет, и взор мой угас, Но в сердце любовь и прощенье — Помилуй мои прегрешенья!

Услышь меня, боже, в предсмертный мой час, Прости моего господина! Язык мой немеет, и взор мой угас, Но слово моё всё едино: За грозного, боже, царя я молюсь, За нашу святую, великую Русь — И твёрдо жду смерти желанной!» Так умер Шибанов, стремянный.

Развязка

Грозный приказывает отвести Шибанова в темницу и пытать до тех пор, пока он не выдаст всех сообщников Курбского. Пытки длятся и днем, и ночью, однако в ответ на все вопросы Василий лишь восхваляет своего хозяина. Стойкость и смелость не позволяют герою сдаться и предать князя. Опричники с удивлением сообщают царю, что пленный не выдает ни одного имени, несмотря на то, что силы его на исходе.

Последние два абзаца написаны от имени самого Шибанова. Он просит у бога прощения для Курбского. Даже пытки, мучения и смерть не могут пошатнуть его верность господину. На пороге смерти Василий не думает о том, что может облегчить свои страдания и остаться в живых, для этого ему нужно лишь рассказать Грозному, кто способствовал побегу Курбского. Шибанов предпочитает оставаться верным князю.

Образ главного героя

Царь всея Руси

Иван Грозный — значимая фигура истории нашего государства. Он стал первым русским царем и расширил границы страны, во время его правления Урал и Сибирь были присоединены к Руси. Также Грозный отличался высокой образованностью, он вел переписку со многими людьми, в том числе и с князем Курбским. Во время его царствования было проведено множество реформ. Судя по сохранившимся отзывам современников, для одних Грозный был жестоким и вспыльчивым человеком, а для других — справедливым и мудрым правителем.

Скачать материал

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 7 класс

Урок 39 А. К. ТОЛСТОЙ. ИСТОРИЧЕСКИЕ БАЛЛАДЫ «ВАСИЛИЙ ШИБАНОВ» И «МИХАЙЛО РЕПНИН»

02.02.2012 41404 2756

Урок 39 А. К. Толстой. исторические баллады «василий шибанов» и «михайло репнин»

познакомить с историческими балладами писателя; помочь почувствовать колорит эпохи Ивана Грозного; развивать умения анализировать поступки героев, обозначать тему и идею произведения.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Биография Алексея Константиновича Толстого может лечь в основу романтического повествования о герое, пришедшем в XIX век из Древней Руси. В нем в юные годы были и стать, и размах былинных богатырей. Мужчины семьи Толстых-Перовских легко ломали подковы и завязывали в узел чугунные кочерги. Однако их отличала не только физическая сила, но и разностороннее образование.

А. К. Толстой был ровесником и другом детства будущего царя-освободителя Александра II. Доверительные отношения с венценосной семьей сохранились и в зрелые годы.

В 30–40-е годы служба сочеталась с событиями светской жизни, охотой, литературой. При этом Толстой никогда не забывал о том, что считает своим долгом «говорить во что бы то ни стало правду» (так он написал царю Александру II). Следуя этому принципу, он хлопотал об опальных писателях, пытаясь смягчить их судьбу.

В юности светская жизнь его увлекала, на охоте он был признанным лидером – за ним числилось 40 убитых медведей, а поэтические опыты приносили известность. С юных лет Толстой относился к своему творчеству очень серьезно и его первым советчиком был дядя А. А. Перовский, который показывал его первые опыты Жуковскому, а, по семейному преданию, однажды их одобрил и Пушкин. Позже Толстой познакомился и с Гоголем.

Рыцарский характер графа был известен в правящих кругах России, ему доверяли, поэтому он легко и быстро продвигался по ненавистной ему бюрократической лестнице и в конце своей карьеры был назначен «церемониймейстером Двора Его Величества». Но Толстой стремился к независимой творческой жизни и добился отставки, чтобы заняться писательской деятельностью. Интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края проявляются во всех его творениях.

2. Работа с учебником.

Чтение вступительной статьи учебника о биографии и творчестве А. К. Толстого (с. 251–253).

3. Слово учителя.

Особое место в творчестве писателя занимала русская история. Толстой считал, что если бы не монгольское нашествие, Киевская Русь сумела бы превратиться в государство, превосходящее многие западные страны по своему развитию. Отсюда его интерес к ранней эпохе Руси (баллады «Илья Муромец», «Алеша Попович», «Садко» и др.).

Вторая область интересов А. К. Толстого была связана с эпохой Московского царства, особенно временами Ивана Грозного. Толстой противопоставлял демократические начала домонгольской Руси тому, что пришло на Русь с эпохой Московского царства. Русскому Средневековью посвящены такие его произведения, как исторический роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис».

Эпохе Ивана Грозного посвятил Толстой баллады «Князь Репнин» и «Василий Шибанов».

4. Сообщение о времени Ивана Грозного.

Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором.

В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всем «изменников-бояр».

Со своими опричниками Иван IV провел множество казней своих противников или тех, кто только ими казался, подверг жестокому разгрому ряд русских городов. Он стал полным самодержавцем в своем государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. Правда, несмотря на все пытки и казни, он так и не смог выиграть войны за прибалтийские земли, а страна к концу его правления настолько была обескровлена, что местами просто обезлюдела, так что пришлось запрещать крестьянам покидать своих помещиков, чтобы те не остались совсем без рабочих рук.

Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разоренная и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшем для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя.

5. Словарная работа.

Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски на с. 253–258 учебника.

6. Чтение учителем баллады «Василий Шибанов».

Чтение произведения предваряет исторический комментарий

В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю свое первое послание. Царь ответил на это послание. Между царем и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь упрекал царя за то, что он расправляется со своими верными слугами. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками.

Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.

7. Аналитическая беседа по вопросам.

– В чем сходство и в чем отличие баллады А. К. Толстого от произведения Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»?

– Что называют балладой? (Баллада – стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.)

– Какие черты баллады вы находите в этом произведении?

– Какая история рассказана в балладе?

– Назовите героев произведения.

– Что мы узнаем о князе Курбском?

– Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства?

– Как автор относится к Курбскому?

– Что задумал Курбский в Литве?

– Кто должен везти его послание Грозному в Москву?

– Что ждет этого человека? Почему вы так думаете?

– Каким показал царя Ивана Грозного А. К. Толстой?

– Обратите внимание на поведение московских жителей. Чего они боятся?

– Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного.

– Похож ли Грозный в балладе на Грозного в «Песне про купца Калашникова…»?

– Посмотрите на речь царя. Какие уже знакомые черты мы в ней находим?

– Обратимся к образу третьего героя этого произведения, чьим именем оно и названо. Что о нем можно сказать?

– Как царь относится к Шибанову?

– Похож ли Шибанов на Калашникова?

– Что его роднит с купцом? В чем его отличие от купца?

– Еще один персонаж – рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?

– А. К. Толстой написал художественное произведение или историческое?

– Присутствует ли в нем вымысел?

8. Чтение учителем баллады «Князь Михайло Репнин».

9. Аналитическая беседа по вопросам.

– Почему Репнин не поднял свой кубок? В чем он обвиняет Ивана Грозного?

– О чем жалеет царь?

– В данной балладе мы видим уже не покорного раба, спокойно взирающего на несправедливость и измену, а смелого, полного достоинства и чести, князя, не пожелавшего «в машкаре плясать», несмотря на веление царя. Михайло Репнин тоже (как и Шибанов) предан царю и отечеству, но, тем не менее, он не может молча смотреть на произвол и издевательства и открыто заявляет об этом Ивану Грозному. Репнин – истинный патриот, у него болит душа о благоденствии Родины, но он не способен смиренно сносить разгул правителя, как Василий Шибанов, и в то же время не может предать отечество и постыдно бежать, как это сделал Курбский.

V. Подведение итогов урока.

– А. К. Толстой, рисуя образы стремянного Шибанова и князя Репнина, хотел раскрыть сущность истинной преданности и любви к Отечеству, она – не в бессловесной покорности, а в осмыслении происходящего в стране и активном участии в судьбе Родины, смелом выражении своей гражданской позиции.

В жесткой эпохе Ивана Грозного внимание писателя больше всего привлекает противостояние упрямых, честных и доблестных людей общей системе зла и насилия. Толстой пытается понять и раскрыть в своих балладах психологию этих людей и, безусловно, отдает предпочтение не тем из них, кто, как Курбский, изменяет своему долгу, а потом помогает иноверцам разорять Россию, но натурам смелым и правдивым, которые обречены на гибель, ибо пытаются совместить высокие понятия о том, что достойно, с верностью системе, где осуществление подобных идеалов невозможно.

Домашнее задание:

подготовить выразительное чтение баллад; разобрать вопросы и задания 1–8 на с. 260 учебника.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Источник: podg-kursy.ru

Что он задумал в литве

Ответ:

1.Главные герои баллады А.К. Толстого «Василий Шибанов» — это царь Иван Грозный, князь Курбский и его стремянный Василий Шибанов.

3.В балладе «Василий Шибанов» (1840 г. ) царь ИВАН ГРОЗНЫЙ воплощает в себе деспотическое татарское начало: он – царь-тиран, царь-сыроядец, человек, который уничтожил последние остатки русской вольности, правды, гуманности, который погубил много добрых и сильных людей. Ему противопоставлен КНЯЗЬ КУРБСКИЙ, бежавший в Литву и посылающий оттуда царю горькие слова правды.

Но и Курбского автор не оправдывает. У Толстого Курбский не только изменник, перебежавший на сторону исконного врага Руси, он еще, в гордыне своей очень жестокий человек. Его верный стремянный Василий Шибанов только что спас ему жизнь, – а он отправляет своего спасителя с посланием к Иоанну – на верную гибель!

Еще один герой баллады – ВАСИЛИЙ ШИБАНОВ – человек долга, правда, долг этот очень похож на исконное рабское чувство. Он вовсе не сочувствует Курбскому (наоборот, упрекает его в измене) , но тем не менее, согласно рабской природе, рабской верности идет на смерть.

Он не может сочувствовать и своим мучителям – царю и опричникам… Его последние слова: «За Грозного, Боже, царя я молюсь, За нашу святую, великую Русь – И твердо жду смерти желанной! » Так умер Шибанов, стремянный. Мы сочувствуем этой смерти, но, пожалуй нельзя назвать Шибанова идеальным героем, так как слова «раб» и «герой» не совместимы. В этой балладе такая преданность предателю-господину скорее не одобряется автором. Критики отмечают, что «по изобразительности, концентрированности эффектов и сильному языку эта баллада – одно из лучших произведений Толстого.

Источник: megamozg.com

Разработка урока по литературе в 7 классе. Историческая баллада «Василий Шибанов» А.К. Толстого

Цель урока: познакомить с творчеством А.К.Толстого на примере баллады «Василий Шибанов»; развивать умение анализировать поступки героев.
Задачи урока:
Образовательные:
— развить умение формулировать определение понятий; знакомство со структурой книги;
— углубить представление об особенностях жанра баллады;
— развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
— обогащать словарный запас учащихся;
— совершенствовать технику чтения.
Развивающие:
— осуществление системно-деятельностного подхода;
— развитие критического мышления;
— развитие внимания;
— формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
— развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
— развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
— развивать умение применять новые знания;
— развитие творческих, речевых способностей учащихся;
— формирование логических умений;
— развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
— развитие умения формулировать проблему;
— развитие умения работы в парах.
Воспитательные:
— воспитание интереса и уважения к литературе;
— воспитание ценностного отношения к слову;
— развитие коммуникативных УУД:
— создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
— взаимодействие учащихся в работе: развитие уважения друг к другу.

I. Организационный этап
Приветственное слово учителя:
— Добрый день, ребята. Присаживайтесь. За окном декабрь. Погода неустойчивая: то дождь льет как из ведра, то снег пытается идти. Представьте себе, вы удобно устроились в любимом кресле и читаете… к нашему уроку баллады.

II. Актуализация знаний
— Вспомните определение баллады. (Баллада – стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие).
— Назовите писателя, поэта-земляка, которому 05.09.2017 года исполнилось ровно 200 лет со дня рождения? (А.К.Толстой).

III. Постановка учебной задачи
— Так о чём будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.
— Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
— Правильно, мы должны расширить знания о балладах, познакомиться с балладой «Василий Шибанов», проанализировать её.

IV. Усвоение новых знаний и первичное закрепление
1. Слово учителя. (презентация). Биография Алексея Константиновича Толстого может лечь в основу романтического повествования о герое, пришедшем вXIX век из Древней Руси. В юные годы в нем были и стать, и размах богатырей. Мужчин семьи Толстых – Перовских отличала физическая сила и разностороннее образование. А.К.Толстой был ровесником и другом детства будущего царя-освободителя Александра II.
В 30-40 годы служба сочеталась с событиями светской жизни, охотой, литературой. А.К.Толстой считал своим долгом «говорить во что бы ни стало правду». В юности светская жизнь его увлекала, на охоте он был лидером – за ним числилось 40 убитых медведей, а поэтические опыты приносили известность. С юных лет Толстой относился к своему творчеству очень серьезно.
Рыцарский характер Толстого был известен в правящих кругах России, ему доверяли, поэтому он легко и быстро продвигался по ненавистной ему бюрократической лестнице и в конце своей карьеры был назначен «церемониймейстером Двора Его Величества». Но Толстой стремился к независимой творческой жизни и добился отставки, чтобы заняться писательской деятельностью. Во всех его творениях проявляются интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе и родному краю.

Учитель: -Это я вам рассказала немного о биографии нашего земляка, а теперь вы мне перескажите статью, помещенную в ваших учебниках по литературе.

2. Проверка д/з. Пересказ прочитанной статьи учебника о поэте и его творчестве.
— Итак, А.К.Толстой практически во всех своих произведениях обращается к историческому прошлому нашей страны. Не исключения и его исторические баллады, в которых говорится о правлении Ивана Грозного. Чем же он так прославился, что во многих произведениях Толстой А.К. описывает именно эту историческую эпоху? Об этом вам расскажет учитель общественных дисциплин.

3. Сообщение учителя общественных дисциплин о правлении Грозного. (презентация)
— Имя царя Ивана IV в народной памяти сохранилось как имя Ивана Грозного. Грозный в переводе с древнерусского языка означает наводящий страх, гроза – страх, трепет. оставила в народной памяти в первую очередь те десятилетия, когда царь разделил страну на две половины: земщину и опричнину. Опричь по-древнерусски означает кроме.
Введение опричнины связано с неудачами в Ливонской войне, когда Россия пыталась выйти к Балтийскому морю. Неудачи привели к росту подозрительности со стороны царя. Он стал подозревать в измене своих военачальников. Никаких свидетельств реальных заговоров против Ивана в истории нет, но преследования и казни стали приводить к бегству из Московии. В декабре 1564 г. бежал бывший любимец царя, герой взятия Казани, воевода в городе Дерпте (ныне – Тарту) князь Андрей Курбский.
В 1565 г. царь внезапно покинул Москву и перебрался в Александрову слободу, на север от Москвы. Борясь за полное подчинение царской воле против бояр и князей, он объявил, что вернется только на особых условиях: он оставит часть земель боярам и князьям, кроме (опричь) той, которая ему станет принадлежать лично.

Из дворянских и боярских детей царь отобрал специальный охранный корпус, получивший название опричники. Опричники стали любимцами царя и получили от него исключительные привилегии. Пользуясь поддержкой Ивана, они могли поступать, как им вздумается в отношении земщины, то есть той части земли, которую Грозный оставил боярам и князьям. Произвол стал царить на русской земле.

Признаком службы опричника были, по некоторым источникам, собачья голова и метла, символизировавшие решимость «выгрызть и вымести измену». Опричники отрекались от своих семей и приносили царю клятву в верности, обещая, в частности, жить отдельно от «земских» людей. По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились князья, бояре и дворяне.

Наиболее известными опричниками были дворянин Малюта Скуратов, боярин Алексей Басманов, князь Афанасий Вяземский. С ними мы встретимся в балладе. Не все имена любимцев Грозного запечатлелись в народной памяти, но имя Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (Малюты Скуратова) стало нарицательным именем жестокого палача, готового служить своему господину, как пес хозяину. Не случайно Лермонтов делает одним из героев своей «Песни…» опричника из семьи Малютиной. Такому человеку, казалось бы, все позволено.

4. Словарная работа.
— Ребята, в балладах вам, помимо тех слов, лексическое значение которых дано в сносках, встретятся и другие слова. Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски и др.

5. Исторический комментарий.
Прежде чем начать прослушивание баллады «Василий Шибанов», я хочу дать исторический комментарий о князе Курбском – одном из героев баллады. В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю своё первое послание. Царь ответил на это послание. Между царём и бежавшим князем началась недолгая переписка.

Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.

6. Выразительное чтение (прослушивание или просматривание видеоролика) баллады «Василий Шибанов», анализ.

V. Физминутка

VI. Первичное закрепление знаний
Беседа по вопросам (фронтальный опрос)
— Повторим еще раз, что называют балладой? (Баллада — стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие).

-Какие черты баллады вы находите в этом произведении? (Во-первых, это рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического про эпоху Ивана Грозного. Во-вторых, наличие сюжета. В-третьих, душевные переживания героев передаются при помощи сравнений, а также гипербол и олицетворений.)

-Какая история рассказана в балладе? (Бегство князя Курбского от Ивана Грозно¬го. Решение князя послать гневное обличительное письмо Ивану Грозному и согласие стремянного — Васьки Шибанова — отвезти это посла¬ние. Этот поступок — смертный приговор для вестника; зная это, Василий Шибанов идет на такой шаг. Вскоре наступает трагическая развяз¬ка: казнь Шибанов встречает бесстрашно.)
-Назовите героев произведения. (Князь Курбский, Василий Шибанов, царь Иван Грозный).
-Что мы узнаем о князе Курбском? (Он убегает в Литву.)
-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства?
-Как автор относится к Курбскому? (Отношение к Курбскому понятно с первых строк. Он предатель, изменник Родины. Курбский гневен, «исполнен желчи и злобы», а «перо его мес¬тию дышит»).
-Что задумал Курбский в Литве? (Решает высказать в своем послании всю правду царю Грозному).
-Кто должен везти его послание Грозному в Москву?
-Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?
-Каким показан царь Ивана Грозный? (Иван Грозный в этой балладе гневный, жестокий, нетерпеливый в своем всевлас¬тии человек).
-Обратите внимание на поведение московских жителей. Чего они боятся? («И звону внимает московский народ, И молится, полный боязни, Чтоб день миновался без казни»).
-Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного.
— Есть ли что-то одинаковое в поведении Грозного и Курбского? (В столкновении двух власти¬телей, Грозного и Курбского, оба равны в своей ненависти, оба поглощены осуществлением только лишь сво¬их задач, удовлетворением своих амбиций).
-Обратимся к образу третьего героя этого произведения, чьим именем оно и названо. Что о нём можно сказать?
-Как царь относится к Шибанову?
-Ещё один персонаж — рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?

VII. Первичная проверка понимания
— А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?
— Какие художественные приемы активно ис¬пользует автор при характеристике своих героев и при описании событий? (Баллада «Василий Шибанов» близка по стилистике устному народному творче¬ству и использует многие приемы произ-ведений фольклора. В ней много просто¬народных слов и оборотов: слово своего заменяется просторечным свого, в речь героя включены слова зазноба, напря¬мик, напролет, пешой. В письмо Курб¬ского включены обороты, свойственные письменной речи той поры: ответ¬ствуй; внимай; побил еси добрых и сильных; и аз, иже кровь в непрес¬танных боях за тя, аки воду, лиях и лиях.
Автор насыщает балладу эпитетами: святая великая Русь, измученный конь, ночь туманная, верность раб¬ская, стан вражий, опальный воево¬да, душа оскорбленная, злые слова, дерзновенные слова, медный звон, змеиная душа.
Большую роль играют повторы. Запо¬минается фраза, которая говорит о вер¬ности стремянного: «Он славит свого гос¬подина!» и слова повторяют палачи, кото¬рым так и не удалось сломить верность слуги Курбского. Сам же он повторяет слова о своей верности:
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово мое все едино…)
— Какие метафоры передают эмоциональное состояние героев? (Князь Курбский исполнен… желчи и злобы, перо его местию дышит; злы¬ми словами язвит он царя; послание, полное яду; кромешная тьма опрични; очи царя загорелися вдруг и др. Метафоры помогают передать накал страстей, которые владеют героями).
— Сравните первую и последнюю строфы бал¬лады. Как вы охарактеризуете их роль в развитии сюжета? (В первой строфе перед нами своеобраз¬ный пролог к событиям баллады. Князь Курбский бежит от гнева царя Иоанна Грозного в сопровождении стремянного Васьки Шибанова. В последней строфе — последние слова погибающего героя — развязка трагического сюжета баллады).
— Что хотел нам рассказать Толстой своей балладой? (Толстой в балладе рассказывает о настоящей любви к своей стране и преданности, которая, тем не менее, не должна быть заключена в слепом повиновении и самопожертвовании. Отстаивание гражданской позиции, высоко поднятая голова и чувство собственного достоинства — вот качества, которые должны быть присущи каждому представителю великого русского народа. Именно на таких людях держатся настоящие и крепкие державы).

VIII. Рефлексия
Восстановление текста
Сегодня на уроке я узнал(а) _________________
Мне было интересно _______________________
Актуальность сюжета баллады заключается в __

Слово учителя: В наши дни таких произведений или хотя бы похожих на балладу песен можно сплошь и рядом отыскать в творчестве А.Градского, «Песняры», «Король и шут», «Кукушка» — В.Цой, «Баллада о древнерусском воине» – песня группы «Ария» из альбома «Герой асфальта». Так же в фолк-группах, например, группы Fleur и «Мельница» иногда используют непосредственно слово «баллада» в своих песнях.

Иногда баллады звучат в кино на историческую или героическую тематику, а порой услышать их можно и в компьютерных играх. Лучший тому пример – относительно новая игра The Elder Scrolls V: Skyrim, где барды распевают красивые баллады о местных героях и завоевателях. Литературный жанр, обладающий такой красотой, вряд ли когда-нибудь полностью потеряет актуальность. Послушаем с вами современную балладу Вячеслава Бутусова «Прогулки по воде» («Прогулки по воде» — песня российской рок-группы «Nautilus Pompilius»).

IX. Выставление оценок

Домашнее задание:
1. Составьте краткий словарь устаревших слов, которые использует автор в балладе. Объясните, с какой целью они помещены в текст.
2. Перечитать баллады А.К.Толстого.
3. Дать развернутый ответ на вопрос: в чем сходство и в чем отличие главных героев исторических баллад А.К.Толстого «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

Список использованной литературы
1. Дидактические материалы по литературе .7 класс. К учебнику Коровиной В.Я. – Маркитанова М.А. М: 2014.
2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор — Тищенко О.А. — 2012 год.
3. Уроки литературы в 7 классе. Автор — Кутейникова Н.Е. — 2009 год.
4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор — Коровина В.Я. — 2012 год.
5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор — Коровина В.Я. — 2009 год.
6. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Источник: ped-kopilka.ru

— Что задумал Курбский в Литве?

Над чем заставляет нас задуматься произведение Шинель?

Над чем заставляет нас задуматься произведение Шинель.

О чем заставляет задуматься роман Дубровский?

О чем заставляет задуматься роман Дубровский?

В чём уприкал царь иван грозный курбский?

В чём уприкал царь иван грозный курбский?

Как вёл себя шибанов под пыдками ?

О чём он просил бога(Василий Шибанов , князь Михпйло Репнин.

Сочинение олицетворение о задумавшемся светофоре?

Сочинение олицетворение о задумавшемся светофоре.

В чем упрека царя Ивана грозного курбский?

В чем упрека царя Ивана грозного курбский?

Над чем вас заставил задуматься рассказ кавказский пленник?

Над чем вас заставил задуматься рассказ кавказский пленник.

Плиз а то он меня не зоставил задуматься.

Как ты полагаешь что задумал Маленький принц что узнать выпал выполнить ли он то что задумал и Если да то как читай дальше литература?

Как ты полагаешь что задумал Маленький принц что узнать выпал выполнить ли он то что задумал и Если да то как читай дальше литература.

Сочинение миниатюра над чем я сегодня впервые задумался?

Сочинение миниатюра над чем я сегодня впервые задумался.

Сочинение : над чем меня заставил задуматься Юшка ?

Сочинение : над чем меня заставил задуматься Юшка .

Против каго государства объединились Польша и Литва?

Против каго государства объединились Польша и Литва?

Как стало называться новое государство ?

Вы находитесь на странице вопроса — Что задумал Курбский в Литве? из категории Литература. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.

Школе дорогой уже 80 лет И всё такая молодая не стареешь, нет. Люблю тебя одну родную, Люблю тебя одну такую, Не постареешь никогда. Воспоминания о тебе останутся всегда Как воспитала ты меня Как учила ты меня науке Не забуду никогда Школа дорогая ..

Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека ; его соответствующие принципы. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причина..

Жирный глаза зелёные а волосы так себе.

Плохое, он не мог заснуть из — за недосыпа же умер потом в своей холодной постели.

Александр Сергеевич Пушкин написал «Сказку о царе Салтане» в 1831, и спустя год её увидели вышедшей в свет. Это и стало началом популярности, большой известности, ведь её полюбили многие читатели. Несмотря на то, что с года создания прошло уже боль..

Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность.

Вільфрел Айвенго — головний герой твору. 1. Походження героя. (Айвенго належав до шанованого старовинного роду саксів. Його батько — Седрік Сакс — представник тієї частини знаті, яка не бажає коритися норманам і мріє про відродження своєї незалежн..

И так представляем вашему вниманию самую классную сказку колобок. Здесь вы узнаете что с ним случилось и у нас есть продолжение сказки. Так что не пропустите. Ждём всех.

Бородинская битва была главным сражением в войне 1812 года. Впервые была развеяна легенда о непобедимости армии Наполеона, и внесен решающий вклад в изменении численности французской армии за счет того, что последняя, из — за масштабных жертв, перес..

Источник: literatura.my-dict.ru

Рейтинг
Загрузка ...