Что поставляет в Беларусь Латвия

Беларусь накачивает транзитом Латвию вместо Литвы

В начале этого года порты Латвии нарастили транзит белорусских нефтепродуктов. Об этом заявил министр сообщения прибалтийской республики Талис Линкайтс. Примечательно, что Рига ничего не сделала для привлечения новых грузов и, судя по всему, не собирается работать в этом направлении. С высокой долей вероятности белорусский нефтетранзит в портах Латвии надолго не задержится.

«В первые два месяца этого года выросла доля белорусских грузов, а именно нефтепродуктов. Мы будем следить, является ли это долгосрочной тенденцией, или же это просто переброска отдельных грузов из Литвы в Латвию», — заявил латвийский министр сообщения Талис Линкайтс.

Примерно то же самое он говорил в сентябре прошлого года: «Мы следим за ситуацией в Беларуси, какие стратегические решения принимает правительство, а также за тем, как это может повлиять на наш транзитный бизнес в портах и железных дорогах».

Граждане Латвии, Литвы и Польши приезжают в Беларусь за медуслугами. Панорама

Так и хочется спросить у господина Линкайтса: «А что-нибудь делать вы собираетесь? Или в обязанности министра входит только наблюдение?»

Чтобы осознать абсурдность происходящего, следует учесть несколько важных моментов.

Из портов Риги, Вентспилса и Лиепаи ушел их главный кормилец — российский уголь. Имущество «Латвийской железной дороги» уходит с молотка. На аукцион выставляют буквально всё, что можно продать: недвижимость, рельсы, локомотивы, автомобили и прочее.

Сегодня новые грузы нужны Латвии как никогда раньше.

Президент Беларуси между тем открыто заявлял о желании перераспределить транзитные потоки между балтийскими сестрицами.

Поводом для этого стала неуступчивая позиция Вильнюса по вопросу БелАЭС. «Вы понимаете, что выхода к морю у нас нет, и если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предложим, они будут иметь определенный и немалый эффект», — обещал Лукашенко.

Рига вроде как шла навстречу и не поддерживала литовский бойкот Белорусской атомной электростанции.

В январе прошлого года премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш предложил свои услуги в транспортировке нефти для белорусских НПЗ.

Линкайтс подтвердил, что вся необходимая инфраструктура для этого имеется. Можно использовать нефтепровод Полоцк — Вентспилс, который раньше работал в обратном направлении, или транспортировать черное золото по железной дороге.

Объем транзита грузов из Беларуси через порты Латвии в 2018 году вырос на 10%. Такие данные озвучивал председатель правления «Латвийской железной дороги» Эдвин Берзиньш и не скрывал удовлетворения по поводу того, что Минск всё больше предпочитает пользоваться услугами Риги, Вентспилса и Лиепаи, а не Клайпеды.

Именно в латвийские порты Батька мог перенаправить транзит грузов, которые раньше шли через Литву. С коммерческой точки зрения это был самый привлекательны вариант.

Линкайтсу и компании всего лишь нужно было не присоединяться к хору критиков «последнего диктатора Европы». И ненавязчиво предложить ему свои услуги.

Латвийские чиновники сделали всё с точностью до наоборот. Они поддерживали и поддерживают санкции против Минска, принимают представителей белорусской оппозиции. Министр сообщения заявил, что риски потери транзитных грузов не повлияют на отношение Риги к событиям в соседней стране.

По ее инициативе у Беларуси отобрали право проведения матчей чемпионата мира по хоккею в 2021 году. Кариньш поставил вопрос ребром: нельзя проводить праздник спорта в стране, где установлен «репрессивный» режим. Белорусский лидер, будучи большим поклонником хоккея, наверняка воспринял это как личное оскорбление.

Но даже после этого Латвии перепали дополнительные грузы, которые ушли из Клайпеды и не дошли до Усть-Луги. Пока не дошли.

Судя по словам Линкайтса, его ведомство даже не пыталось вести работу по привлечению белорусского транзита. Да и сейчас не пытается.

Любое нормальное правительство попыталось бы воспользоваться ситуацией и доказать Батьке, что ему выгодно использовать латвийское направление для экспорта нефтепродуктов, удобрений и всего остального. А Линкайтс предлагает просто наблюдать за ситуацией.

«Нужно сказать, что транзитная отрасль и портовое хозяйство сейчас находятся на перепутье. Сократился транзит каменного угля через Латвию, из-за геополитических решений России сократился транзит нефтепродуктов. Портам и многим терминалам нужно пересматривать свою стратегию развития. Нужно искать новые грузы на замену углю и нефтепродуктам, а это непросто», — добавляет министр сообщения Латвии.

Так вот же они, новые грузы! Те самые, благодаря которым один литовский порт загружен больше, чем все три латвийские, вместе взятые. Но они господина Линкайтса почему-то не интересуют.

С другой стороны, в этом нет ничего удивительного.

Вести переговоры с белорусскими грузоотправителями сегодня означало бы изменить геополитическим установкам Латвии на «сдерживание России» и минимизацию ее влияния в республиках бывшего СССР.

Поэтому в правительстве Латвии предпочитают ждать у моря погоды.

«Мы заинтересованы в том, чтобы товары из Беларуси в направлении Северной Европы шли через Латвию. Мы работаем над этим и ни от чего не отказались», — говорил Линкайтс в начале этого года. В чём заключается эта работа, остается только гадать.

«Основная интРига с белорусскими нефтепродуктами сейчас заключается в том, что из Литвы они ушли, а в Россию в полном объеме пока не пришли. Есть версия, что Минск перенес их перевалку в порты Латвии. Латвия не вмешивалась во внутриполитические процессы в Беларуси так активно, как Литва, поэтому вероятно, что Минск сочтет Ригу приемлемым политическим партнером», — предполагает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Пусть так. Но открытым остается вопрос: а захочет ли Латвия предоставить транзитное «прибежище» Лукашенко?

Отсутствие инициативы с ее стороны — залог того, что в борьбе за белорусские грузы у российской Усть-Луги не будет конкурентов.

Да и самой борьбы тоже не будет.

Лукашенко сделал подарок Латвии: белорусский нефтетранзит достанется Риге? RuBaltic•Ru

Источник

Торгово-экономические отношения

Беларусь и Латвию объединяют устойчивые торгово-экономические связи. Латвия является важным торговым партнером и инвестором Республики Беларусь, а также крупным транзитным коридором для белорусского экспорта в третьи страны.

По итогам 2021 года Латвия заняла 14-е место по товарообороту и 10-е место по экспорту среди стран, с которыми Беларусь осуществляет внешнеторговые операции.

Товарооборот Беларуси и Латвии, млн. долларов США

В 2021 году товарооборот с Латвией составил 646 млн. долларов и вырос по сравнению с предыдущим годом на 64% или на 252,5 млн. долл. как за счет роста экспорта на 68%, так и импорта на 49%.

Основу товарного экспорта в Латвию составляет продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности, металлопродукция, строительные материалы, пищевая и косметическая продукция, мебель.

Беларусь импортирует из Латвии электрические машины и оборудование, лекарственные средства, продукцию пищевой и текстильной продукции.

Экспорт услуг составил 135 млн. долларов и увеличился на 4,6 млн. долл. или 3,5% по сравнению с 2020 годом, импорт сложился на уровне 60 млн. долларов и снизился на 7,6 млн. долл. или 11,3%. Во внешнеторговом обороте услуг преобладают транспортные (67% от общего объема торговли услугами), прочие деловые (17%) и компьютерные услуги (10%).

В 2021 году в экономику Беларуси потупило латвийских инвестиций на сумму 69 млн. долларов (98,2% к уровню 2020 года), в том числе прямых – 63 млн. долларов (102,4%).

В Беларуси работают 309 предприятий с участием латвийского капитала. Латвийские инвесторы проявляют интерес к реализации проектов в сфере торговли, услуг, деревообработки, фармацевтики, производства пищевой и другой продукции.

Реализованы следующие совместные проекты: рестораны «Анколс и партнеры», кинотеатры «Нью Юроп Синема», магазины «Jysk», модернизация сетей кабельного телевидения и интернета «Рем Про», молокоперерабатывающий завод «Фуд Юнион» в г.Гомеле, фармацевтическая компания «Олайнфарм» в г.Гродно.

Приоритетным направлением белорусско-латвийского взаимодействия остается транспортно-логистическая сфера. Перспективным является дальнейшее развитие сотрудничества в деревообрабатывающей. фармацевтической, пищевой промышленности, в сфере туризма.

Электронную площадку Белорусской универсальной товарной биржи для закупок белорусской продукции активно используют латвийские компании, их число постоянно растет.

Белорусские производители заинтересованы в поставках различной высококачественной продукции для обеспечения потребностей Латвии, включая электробусы, сельскохозяйственную технику, лифтовое оборудование, кабельную продукцию.

Значительный потенциал для развития двустороннего сотрудничества имеется в сфере услуг, особенно в отрасли информационно-коммуникационных технологий, демонстрирующей устойчивый рост.

Проводится работа по совершенствованию автомобильной инфраструктуры и придорожного сервиса, созданию совместных туристических продуктов и маршрутов в целях максимально эффективного использования туристических потенциалов двух стран.

Вопросы развития двусторонних отношений обсуждаются в ходе заседаний Белорусско-Латвийской межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству под председательством министров транспорта, Совета делового сотрудничества под председательством начальников железных дорог, Смешанной комиссии по международному автомобильному сообщению, рабочей группы по транспорту.

В 2018 году в г.Минске премьер-министры двух стран подписали межправительственный Меморандум о взаимопонимании и План мероприятий по основным направлениям экономического сотрудничества на среднесрочную перспективу.

14-е заседание Межправительственной комиссии состоялось 2 октября 2019 г. в г.Минске.

В 2020 году, несмотря на повсеместные ограничения в торговле у стран-партнеров из-за пандемии и борьбы с коронавирусом, в Беларуси удалось обеспечить рост доходов населения на фоне незначительного снижения ВВП, сохранить макроэкономическую сбалансированность экономики, а также достичь положительного сальдо внешней торговли товаров и услугами.

Белорусским путем борьбы с последствиями пандемии впоследствии пошло большинство стран мира. Меры поддержки населения и экономики оказались эффективными.

В 2021 году по сравнению с предыдущим годом ВВП Беларуси вырос на 2,3%, объем промышленного производства увеличился на 6,5%. Экспорт товаров вырос на 11 млрд. долларов или на 37%, услуг – на 1,4 млрд. долларов или на 16,5%. Сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось положительным в размере 3,8 млрд. долларов (лучше на 1,9 млрд. долларов).

Товарооборот Беларуси и Латвии в 2020 году снизился на 19% или 94 млн. долларов, однако в 2021 году продемонстрировал значительный рост– на 64% или 253 млн. долларов.

Беларусь на протяжении трех десятилетий выстраивала добрососедские отношения со странами мира и добилась значительных успехов в развитии страны. Беларусь и Латвию объединяют тесные торгово-экономические связи, давняя дружба и добрососедские отношения народов, родственные связи белорусов и латвийцев. Это является прочной основой для сохранения и дальнейшего углубления взаимовыгодного сотрудничества.

«Беларусь с уважением относится к независимости и государственному суверенитету стран, уважает их национальные символы и стремление жить в мире и согласии», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко 18 ноября 2021 г. в поздравительном послании народу Латвии по случаю годовщины провозглашения Латвийской Республики.

Несмотря на недружественные шаги стран-соседей в Республике Беларусь сохранены благоприятные условия для работы как местного бизнеса, так и представителей зарубежных деловых кругов. Иностранный бизнес и права инвесторов находятся под надежной защитой государства. Бизнесу оказывается максимальная поддержка, предоставляются преференциальные режимы, сохранены значительные налоговые и иные льготы.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...