Что производилось в Риге

Какие заводы построили в Прибалтике при СССР

В 1940 году страны Прибалтики были присоединены к Советскому Союзу. Это событие произошло вследствие подписания договора «О дружбе и границе» (пакт Молотова-Риббентропа) между СССР и Третьим Рейхом. Этот документ разделял сферы влияния между двумя сверхдержавами того времени в восточной Европе. В результате в том же году на территорию Литвы, Латвии и Эстонии зашли советские войска, а после территория этих государств была официально включена в состав Союза Советских Социалистических Республик.

В наши дни в странах Прибалтики события тех лет оценивают как оккупацию с последующей аннексией. В 1991 году правительство РСФСР признало, что это действительно была аннексия территории независимых стран. Правда с оговоркой, что такие действия не противоречили международным законам того времени, а сам факт присоединения был признан миром. Хотя были и те государства, которые так и не признали вхождение стран Прибалтики в состав СССР, например, США и Ватикан, а также некоторые другие.

✅ Часть 1, Антиквариат, барахолка в Риге, СЛЁТ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ РЕСТАВРАТОРОВ Part 1 2021

С тех пор утекло много воды, но среди любителей истории до сих пор точатся споры на тот счет, насколько позитивными или негативными были изменения в Литве, Латвии и Эстонии после присоединения этих стран к СССР.

Какие предприятия и заводы были запущены в странах Прибалтики в советские годы?

В период с 1940 по 1960 год только на территории одной Латвии было построено более 20 различных производственных предприятий и заводов. До 1939 года ни одна из стран, расположенных на берегу Балтийского моря, не могла похвастаться такими цифрами. На развитие промышленности выделялись достаточно крупные по меркам того времени ресурсы, благодаря чему уже в 1965 году объемы производимой на территории трех республик продукции возросли более чем в 15 раз в сравнении с показателями на момент присоединения к СССР.

Были восстановлены заводы, разрушенные в годы войны. Кроме того, было построено множество новых предприятий, выпускающих продукцию как для потребителей внутри СССР, так и на экспорт.

Так, в 1948 году промышленность Литвы достигла довоенного уровня, а в 1950-м превысила его на 90%. Восстанавливать народное хозяйство Литвы помогала вся страна — советское правительство выделило для этой цели дотацию в 200 млн рублей. Другие республики СССР поставляли в Литву стройматериалы, машины, станки, оборудование, транспорт, энергопоезда. Правительство СССР продолжало заботиться о развитии промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы и инфраструктуры Литвы вплоть до конца 1980-х гг. Так, в середине 1980-х годов здесь была построена 300-километровая автомагистраль, прошедшая почти через всю страну от Вильнюса до Клайпеды.[С-BLOCK]

Неплохо развивалась и Эстонская ССР. В 1970-е — 1980-е годы Эстония фактически находилась на первом месте в СССР по объёму инвестиций в основной капитал на душу населения. По данным ОЭСР, в 1990 году ВВП Эстонии по ППС составлял 10 733 доллара США на душу населения. По оценке ИМЭМО РАН, в 1990 году по ВВП на душу населения Эстония занимала 46-е место в мире.

Снос советского памятника в Риге и забытая Вия Артмане Новости Эхо Риги

Прибалтика времен СССР была знаменита своими торговыми марками. Такими, например, как «ВЭФ», «Радиотехника», автомобили «РАФ», «Рижский бальзам», «Рижский хлеб», рижская косметика «Дзинтарс», «Рижские шпроты». Рижский вагоностроительный завод выпускал электрички «ЭР-1» и «ЭР-2».

«ВЭФ», в годы Союза передовой мировой производитель электроники, радиоприёмников, телефонов, станков, обеспечивавший рабочими местами больше 14 тыс. человек на заводе в Риге и ещё 6 тыс. — в остальной Латвии, дававший прибыль 580 миллионов долларов в год, в середине 1990-х объявил о банкротстве. Сегодня на месте завода торговый центр.[С-BLOCK]

Такая же участь постигла и «РАФ». В 1997 году производство на заводе было остановлено.

По иронии судьбы, последней моделью, сошедшей с конвейера некогда процветающего завода, стал автомобиль-катафалк.

Бывший гигант, Рижский вагоностроительный завод, с трудом пережил девяностые. В 1998 году была объявлена неплатежеспособность завода. Многократно сократились объёмы производства. К 2001 году на заводе осталось меньше полутора сотен сотрудников (при СССР было 6000). Сейчас завод поделен: половина отошла частному предпринимателей, вторая половина продолжает работу, но в объёмах, не сравнимых с советским временем.

Не калининградские, а именно латвийские, эстонские и литовские порты были главными западными морскими воротами Советского Союза. До сих пор их доля во внешнеторговом трафике России превышает 25%. Порты, построенные ещё в советские годы, до сих пор продолжают приносить доход прибалтийским странам.

В 1970-1980-х годах к этим портам были проложены нефтепроводы. Автомобильные дороги в Прибалтике также были на высоте. По качеству они занимали первое место в СССР. Второе место занимала Западная Украина, третье — Закавказье. РСФСР был на 12-13-м месте.

Среди других экономических районов СССР Прибалтика отличалась большой густотой сети железных дорог (6,19 тыс. км), автомобильных дорог с твёрдым покрытием (56 тыс. км), а также развитым речным судоходством (Нямунас, Преголя, Даугава, Лиелупе, Вента, Эмайыги, Нарва). Протяжённость внутренних судоходных водных путей составляла в 1973 году (включая Чудское и Псковское озёра) 2 тыс. км.

Источник

Что конкретно производит Латвия? Ведь население у них сбежало, а промышленность якобы развалена

Под статьями о структуре ВВП и росте производства в Латвии чаще всего встречаются комментарии с вопросом: что же реально производит эта прибалтийская республика? Ведь у латыша, как пишут читатели, есть только … душа и кое-что еще, о чем в приличном обществе упоминать не принято. Впрочем, это «кое-что» работает тоже плохо, судя по демографическому кризису в стране.

Самые лояльные и доброжелательно настроенные критики готовы признать производство консервов, но какой-то высокотехнологичный завод? О чем вы, оставьте! Такие явно существуют лишь в фантазиях автора… Ибо — смотри пункт первый. Вся промышленность развалена. Все население сбежало.

А автор — провинциальный российский экономист — сочиняет небылицы по заказу госдепа, Сороса или к кому там еще меня приписывают.

Рост производства в Латвии – поквартальные данные Центрального статистического управления, а не фантазии автора

Отток населения действительно есть, но его причина – открытые границы и более высокие зарплаты в успешных странах, где охотно нанимают латышей

Рост производства в Латвии – поквартальные данные Центрального статистического управления, а не фантазии автора

Стыдно! Честно слово, стыдно. Унижая конкурентов, отказываясь признавать чужой успех, прийти к своему невозможно.

Описывать латвийские производства — это явно не формат статьи в Дзене. Можно книгу написать страниц на 500, и то всех не упомянуть. Но раз возникла необходимость восполнить пробелы в вашем восприятии экономики Латвии, я потратил несколько дней на виртуальные прогулки по их заводам и фабрикам и составил список конкретных товаров по секторам.

Деревообработка

Можно продать леса кругляком, а можно переработать древесину и получить товары с высокой добавленной стоимостью. В Латвии безотходное производство — делают фанеру и разнообразные древесные плиты, пеллеты, поддоны, мебель, деревянные окна, а отходы превращают в топливные брикеты и гранулы для кошачьих лотков. Интересно, что по экспорту древесных гранул Латвия удерживает первое место в Европе. А их плиты используются в том числе и в России.

Металлообработка

Очень выгодная отрасль с точки зрения экспорта, здесь до 90% произведенной продукции уходит в другие страны. Особенно прибыльно выкупать у менее удачливых стран-соседей металлолом за копейки и перерабатывать.

Сгруппировал наиболее востребованное:

  • Транспортное. Глушители, радиаторы, запчасти для автомобилей (в том числе под конкретные марки — Рено, Вольво), детали для самолетов, локомотивы и запчасти для них, плавучие платформы.
  • Оборудование и детали для него. Станки плазменной резки, оборудование для легкой и пищевой промышленности, для портов и сельского хозяйства, комплектующие для автокранов и ветрогенераторов, конвейеров — в этой сфере латышам активно идут заказы по принципам субподряда.
  • Металлоконструкции (разнообразные, оцинковку их особенно ценят в Европе и готовые детские игровые комплексы для улицы).

Пищевая промышленность

На экспорт пока мало что идет — крахмалы, консервы и другие продукты переработки рыбы, немного спиртного… Но инвестиции в пищепром последние годы стабильно растут, и отрасль вносит весомый вклад в общий рост производства. Внутреннее потребление покрыто по всем значимым статьям — от мясомолочной и хлебобулочной продукции до деликатесов и пива.

Химпром

Очень разнообразная продукция — от технических тканей и средств для мытья посуды до стекла и стекловолокна. Лаки, краски, косметика, клеи, парфюмы, бытовая химия, автохимия…

Высокотехнологичное

В Латвии производятся дроны, 3Д-принтеры, микроволновое оборудование, устройства беспроводной связи и комплектующие для них, лабораторное оборудование, приборы для энергетического сектора (от трансформаторов и генераторов до датчиков для АЭС). Меня беспилотники впечатлили — предприятие-рекордсмен по производству легких дронов находится в Латвии, хоть и принадлежит американцам.

Я перечислил от силы пятую часть всего, что имеется, но на сегодня хватит. Одежда, стройматериалы, лекарства — все это в Латвии тоже производится, от трусов до ковров. Если тема интересна, о конкретных производствах поговорим в следующих статьях и постах. За последние 7 лет от 60 до 70% произведенного в Латвии уходит на экспорт. Латвийские товары востребованы, их покупают.

Но отрицать победы чужой экономики удобнее, чем сделать выводы и чему-то научиться.

Источник

Советская промышленность Латвии, которую разрушили националисты

Латвийская ССР была одним из индустриальных «локомотивов» советской сверхдержавы. В Латвии производились портативные радиоприемники и высокоточные микросхемы, операционные усилители и удобные микроавтобусы, выдающиеся электропоезда и дизели. А на заре советской власти у Латвии был шанс запустить производство роботов. Однако не сложилось… Грянули первые аккорды «песенной революции», и мечты о великом индустриальном будущем Латвии разбились о реальность латышского национализма.

Советской Латвии в наследство достались крупные индустриальные объекты, которые были основаны еще в годы Российской империи. В межвоенный период они тоже функционировали, однако были теснейшим образом связаны с иностранным капиталом и ориентировались на выполнение заказов крупных трансатлантических концернов, которые тогда зарождались и формировались.

Приведем в пример один только рижский завод — «Феникс», который был основан успешным инженером-предпринимателем Оскаром Фрейвиртом в 1895 году. Это предприятие стало одним из крупнейших в России к 1915 году.

После Первой мировой войны объемы производства резко пошли на спад, но потом властям межвоенной Латвии удалось поднять планку. В 1934 году Рижский вагонный завод, наследник «Феникса», был одним из двух мощнейших предприятий страны, производивших продукцию в сфере машиностроения и металлообработки.

Литейный цех вагоностроительного завода «Феникс» до Первой мировой войны

Литейный цех вагоностроительного завода «Феникс» до Первой мировой войны

Впрочем, уже через два года предприятие оказалось чуть ли не на грани банкротства: потерпев серьезные убытки, завод перешел в собственность фирмы «Вайрогс», которая была связана с государственными структурами.

Производство перепрофилировали. В 1937 году предприятие заключило договор с фирмой «Форд», и в Риге приступили к сбору автомобилей. Экономически это было выгодно руководству «Форда»: латвийская рабочая сила стоила дешевле, и комплектация происходила быстро.

С 1937 по 1940 год «Вайрогс» выпустил 332 легковых автомобиля, а также более 1200 грузовых машин и 200 автобусов. Уже к концу 1930-х предприятие вышло на первое место по производству автомобилей в Прибалтике.

Форд производства рижского предприятия «Вайрогс», межвоенный период

Форд производства рижского предприятия «Вайрогс», межвоенный период

Основа для производства легендарных советских микроавтобусов — «рафиков» была заложена в 1949 году, когда на базе авторемонтных мастерских в центре Риги и на Саркандаугеве был создан «Рижский завод автобусных кузовов» (РЗАК), перед которым была поставлена задача начать производство среднегабаритных автобусов.

Руководители предприятия и кураторы автомобильного производства задались целью восстановить полномасштабное автомобильное производство в Латвии примерно на уровне знаменитого имперского «Руссо-Балта», имя которого было на слуху во всем мире.

Первый блин, как говорят, оказался комом. Инженерами уже другого предприятия — «Рижской экспериментальной автомобильной фабрики» — было наспех скомплектовано два автомобиля, которые отвезли для показа в Москву, где, по легенде, они не прошли проверку: руководство посмеялось и велело больше не заниматься автомобильным производством.

РАФ, производство

Однако директор предприятия Илья Иванович Позняк не унывал: вскоре завод слился со вторым Рижским авторемонтным заводом и принялся ремонтировать автобусные корпуса. И вот в 1953 году инженерам пришла в голову светлая мысль ставить на шасси грузовиков ГАЗ-51 фанерные кузова и сидения: таким образом возникли первые 16-местные автобусы РАФ-251. Это была победа.

Автобус РАФ-251 с укороченным кузовом

Автобус РАФ-251 с укороченным кузовом

В первую очередь микроавтобусы-пионеры были ориентированы на нужды стремительно развивавшихся латвийских колхозов. В передней части было четырнадцать мест для сидения, а далее располагалось пространство для грузов примерно на восемьсот килограммов. И уже к 1955 году стало понятно, что предприятие вскоре полностью переквалифицируется на производство микроавтобусов.

РАФ-2203

Первый в истории СССР классический микроавтобус РАФ-8 «Спридитис» (по имени героя одноименной латышской сказки) был произведен вручную (!) на узлах «Москвича 407». Вскоре был сконструирован и РАФ-10 «Фестиваль», основу которого составил двигатель от «Победы».

РАФ-8 «Спридитис»

Чуть позже, в 1959 году, свет увидел новый первоклассный микроавтобус RAF-977, названный Latvija: его произвели уже на основе двигателя «Волги» ГАЗ-21. Двигатель в 70 лошадиных сил обеспечивал скорость в 105 км/ч. Так закалялась рижская сталь.

А вскоре RAF-977 был представлен на международной автотранспортной выставке в Женеве — в том самом городе, где Лаймонис Клеге впервые увидел в действии микроавтобусы.

Рекламный плакат РАФ-977, автор Светлана Вагаршаковна Мирзоян

Рекламный плакат РАФ-977, автор Светлана Вагаршаковна Мирзоян

В 1976 году филиал предприятия был введен в эксплуатацию и в Елгаве: завод был рассчитан на производство 17 тысяч автомобилей в год. Это был рекордный показатель. И это при том, что первые микроавтобусы были произведены в условиях, далеких от фабричных. Латвийские «рафики» разных моделей можно было встретить почти в каждом советском городе и каждом колхозе.

РАФ-977, Скорая неотложная помощь

РАФ-977, Скорая неотложная помощь

А далее наступил конец плановой экономики — РАФ обанкротился и официально прекратил свое существование в 1998 году. Новость о том, что в 2018 году было зарегистрировано новое предприятие Rīgas Autobusu Fabrika, RAF, ставящее цель наладить выпуск микроавтобусов и городских электрических автобусов совместно с европейскими партнерами, кажется несколько фантастической.

Наконец, обратимся к одному из самых романтичных видов транспорта — железнодорожному. Тут уж Рига воистину прославилась.

Мы уже писали о том, что первый завод — завод Фрейвирта — трансформировался в «Вайрогс». Уже после войны новое руководство вспомнило о том, что Рига когда-то была пионером вагоностроения, и решило обратиться к истокам.

В 1947 году был выпущен первый электровагон типа СР, а в 1951 году их выпуск стремительно увеличился до 300 вагонов в год. В 1949 году РВЗ приступил к серийному выпуску трамвайных вагонов МТВ-82, хотя до 1948 года они строились в подмосковном Тушине.

Латвия — гордость Союза

Латвия — гордость Союза

В 1951 году на предприятии было произведено 76 трамвайных вагонов. Их производство успешно продолжалось вплоть до 1961 года. И далее начался звездный путь Рижского вагоностроительного завода, который в ближайшие десятилетия приступил к производству электропоездов ЭР1, ЭР2, ЭР7, ЭР9, а также ЭР22 (для СССР), ЭР25 (для Болгарии), ЭР31 (для Болгарии и Югославии/Сербии); последняя модель отличалась тремя дверями по бортам вагонов.

Электропоезд ЭР-11 на станции в Белоруссии

Электропоезд ЭР-11 на станции в Белоруссии

Но главное достижение конструкторов советского вагоностроительного завода в Риге было еще впереди.

В 1974 году был создан первый в истории СССР скоростной электропоезд ЭР-200, который мог развивать конструктивную скорость 200 км/ч.

Вагоны этого чуда советской инженерно-технической мысли достигали 26 метров в длину, а кузова были полностью изготовлены из алюминиевых сплавов. Об этом электропоезде ЭР-200 слышал каждый интересующийся железнодорожным транспортом советский школьник 1970-х годов.

Электропоезд ЭР-200 второго выпуска

Электропоезд ЭР-200 второго выпуска

Его дебют в отечественном кино состоялся в 1977 году, когда режиссер Станислав Ростоцкий выпустил фильм «Белый Бим Черное ухо». На рекламном плакате этого фильма фигурирует железнодорожный состав рижского ЭР-200. Этот же поезд появился в начале фильма «Визит дамы» режиссера Михаила Козакова, действие которого происходит в маленьком швейцарском городке. Наконец, поезд ЭР-200 сыграл очередную звездную роль в фильме «Как стать счастливым» 1985 года (режиссер — Юрий Чулюкин, исполнители главных ролей — Николай Караченцов, Лев Дуров, Марина Дюжева), когда главные герои едут в 1990 году из Москвы в Лесогорск.

Рекламный плакат кинофильма «Белый Бим Черное Ухо» с изображением электропоезда ЭР-200

Рекламный плакат кинофильма «Белый Бим Черное Ухо» с изображением электропоезда ЭР-200

Вагоностроительный завод Риги сегодня специализируется на ремонтах старых составов, а его изобретения эксплуатируются и по сей день.

Сегодняшняя Латвия — это страна транзита и услуг, в то время как промышленность имперской и советской эпох ушла в безвозвратное прошлое.

Фасады Рижского вагоностроительного завода

Фасады Рижского вагоностроительного завода

Промышленность Латвии XX века — результат колоссального интеллектуального и физического труда сотен тысяч людей (от скромного цехового рабочего до генерального директора), которые оставили свои имена в отечественной истории. Как показывает исторический опыт, разрушить можно быстро, а вот на строительство уходят долгие годы. Впрочем, будем надеяться, что возрождение рано или поздно наступит.

Источник

Рижский ВЭФ: на обломках былого величия

Сегодня мы расскажем вам об истории рижского завода ВЭФ — в прошлом гиганта радиоэлектроники союзного значения, а сегодня, к сожалению, незаслуженно забытого.

ВЭФ появился ещё до прихода в Прибалтику Советской власти. Заводу удалось вырасти из мелких мастерских до одного из крупнейших в стране заводов.

Это был трудный путь — во времена буржуазной Латвии приемники массово завозились из-за рубежа и ВЭФ просто не смог бы выжить, если бы один из его влиятельных хозяев, неглупый человек Александр Типайнис не предпринял дерзкий шаг: он инициировал поправки в законодательство, которые устанавливали высокую ввозную пошлину на приемники. И дело пошло «на лад». Да так, что вскоре завод начал экспортировать продукцию за рубеж. Туда уходило до 8000 приемников ежегодно (напомним, что в то время ламповый радиоприемник иметь было чуть менее престижно, чем автомобиль).

Ламповые приемники ВЭФ получали «Гран-При» на международных выставках в 1935 году в Брюсселе и 1937 году в Париже. В те же годы на ВЭФ собирали и первые мотоциклы, по конструкции предвосхищавшие знаменитые «Харлеи» и даже автомобили. А с 60 по 90-годы 20 века завод был одним из лидеров советской радиоэлектронной промышленности.

Рассказ бывшего сотрудник ВЭФ, Бориса Трошина:

Шестидесятые годы прошлого столетия в Латвии отмечены настоящим технологическим прорывом. Первый опыт советского руководителя Никиты Хрущёва по ослаблению тотального контроля над творческой инициативой трудовых масс, был отмечен небывалым ростом самодеятельных конструкторских решений и рационализаторских предложений.

Особенно ярко проявилось народное творчество самобытников на передовом предприятии Риги, заводе ВЭФ. Аббревиатура ВЭФ переводится с латышского как «Государственная электромеханическая фабрика». И это — вполне оправданное обобщение. Чего только не производили на предприятиях группы ВЭФ! И телефонные аппараты, и ламповые приёмники, и мотоциклы, и вездеходы.

Там выпускались даже самолёты.

Но всемирную известность ВЭФ получил за внедрение в производство малогабаритных транзисторных приёмников типа «Спидола». «Спидолой» в латышском народном фольклоре «Лачплесис» называли фантастическое существо — ведьму.

По тем временам, способности приёмника казались, действительно, волшебными. Он был настолько чувствителен, что ловил станции по всему земному шару. Приемник оказался довольно совершенным для тех лет, технологичным и неприхотливым. В итоге, «Спидола» получила широчайшую популярность и продавалась почти во всех странах мира.

Здесь же, на заводе ВЭФ, изготавливались настоящие миниатюрные фотоаппараты того времени, использовавшиеся даже в целях слежки и шпионажа, с высокой разрешающей способностью, неприхотливые в эксплуатации и весьма надежные (по некоторым данным, они выпускались до начала нового века).

Посещая ВЭФ, Никита Хрущёв обратил внимание руководства завода на то, что в послевоенные времена технические новшества как никогда необходимы и востребованы страной. И в приказном порядке потребовал поощрять молодые таланты и создавать для них выгодные творческие условия.

Так появились выдающиеся для шестидесятых годов изобретатели Вольдемар Буш и Ян Менгелис, позже удостоенные государственных премий. Ян Менгелис изобрёл автоматическую линию для изготовления релейных пружин для телефонных станций, а Вольдемар Буш создал малогабаритный многооперационный станок, заменивший собой целый каскад агрегатов с аналогичными функциями. Позже технологии «Спидолы» были переданы Минскому заводу Горизонт, который освоил изготовление также довольно популярных в СССР в предперестроечные годы приёмников «Океан».

ВЭФ был не одинок. В системе работали и другие заводы, такие как «РЭМЗ» (Рижский электромеханический), радиозавод Попова, «РЭЗ» и другие.

Интересно прошлое рижского завода «РЭМЗ». Когда-то он выпускал уксусную эссенцию, свинцовые и цинковые краски. Но с 1940 года был переориентирован советскими специалистами на выпуск электротехнической продукции. Однако грянула война.

С освобождением Риги советская власть не сразу решилась реанимировать территорию завода, но когда это произошло, Совнарком постановил освоить выпуск проигрывателей, конкурирующих с зарубежными аналогами. В Ригу были направлены десятки специалистов из России. На «РЭМЗе» выдвинули своих талантливых новаторов — Юрцева, Бломберга, Антонова, которые были создателями и разработчиками уникальных автоматических линий и роботосистем.

На РЭМЗе работали талантливейшие специалисты, пришедшие из военной промышленности — Е. Склярский. Е. Боровиков. В Панченко. П. Антонов. В. Яценко – орденоносцы, внедрявшие последние достижения научной мысли в гражданское производство. Подрастала и смена. Послевоенные годы были знамениты беспризорностью, с которой Советская власть успешно боролась.

Благодаря этой борьбе на заводы пришли те, кто мог бы при другой власти спиться в подворотнях или сесть в тюрьму — бывшие беспризорники и хулиганы, промышлявшие в бандитском в то время районе Риги — «Стрелковом парке». Это был известный «пятачок» на котором собиралась местная «шпана.

Один из её лидеров — крепкий парень, по кличке «Короб», получил шанс изменить свою жизнь, устроившись на РЭМЗ. И он этот шанс использовал. Я знал этого харизматичного и неглупого парня. Такие люди становятся лидерами везде — и на комсомольских стройках и среди бандитов, смотря куда попадут раньше. Из лидеров «шпаны», «Короб» сумел выйти не потеряв свободы и начал новую жизнь.

Сначала он работал слесарем, затем, благодаря усердию и качествам лидера был рекомендован в бРигадиры, поступил в техникум, стал мастером гальванического участка, а со временем — уважаемым в городе человеком — директором «РЭМЗа» Семеном Иосифовичем Коднером. Так было со многими молодыми ребятами в те годы. Советская власть помогла им обрести новую, достойную жизнь и добиться в ней серьёзных успехов.

Самая, пожалуй, известная личность на заводе «ВЭФ» — рабочий, изобретатель, Герой Социалистического Труда СССР Вольдемар Петрович Буш, о котором упомянул выше Борис Трошин. О нем в свое время много писали в латышских газетах и в центральной прессе СССР. Вот, что он рассказывал корреспонденту журнала «Техника — Молодежи» ещё в семидесятые годы:

«Был я по штату слесарем – лекальщиком. Часто чинил один штамп, который почему-то часто ломался. Мне показалось, что этот штамп неправильно сконструирован и я предложил сделать его по другому, и это было мое первое изобретение. Штампы у меня не только штампуют, но и гнут, и высекают, и обрабатывают изделие. Это маленькие автоматические поточные линии.

Теперь у меня в распоряжении и смета, и оборудование, и штат, в подчинении инженеры. Попалась мне золотая жила – я ее разрабатываю, пока она не иссякнет. И слесари, и инженера, и даже доктора наук, если они простые, машин не придумают. Это дело для непростых людей».

Бушу и работникам его участка, дали «карт-бланш» и зарплату, при непосредственном участии лично Н. Хрущева, побывавшего на заводе и познакомившегося с талантливым самоучкой. Даже сегодня в Сети можно найти немало статей о Вольдемаре Буше и его изобретениях — в научно-популярных журналах советского времени и сканах газет. Также имеются в открытом доступе его патенты.

История успеха

Разумеется, самую большую популярность заводу принесли транзисторные приемники «Спидола». Это была настолько дефицитная продукция, что её легко можно было обменять на чиновничью подпись в тогдашних московских министерствах. Заводчане активно этим пользовались, выписывая таким образом дефицитные материалы (заводу даже разрешили импорт).

До «Спидол» предприятие массово производило ламповые приемники, которые продавались плохо. Однажды магазины со всего СССР начали даже возвращать их целыми эшелонами обратно на завод и эта техника заполнила все склады и подсобки. Расширение выпуска «Спидол», а позже и сменившего их «ВЭФ-Транзистора» позволило заводу выйти в ведущие производители страны.

Радиоэлектронная промышленность в шестидесятые годы прошлого века в СССР была довольно отсталой. Приемники были огромными и тяжелыми. Вот, что рассказывает об этом, в прошлом специалист отрасли, Михаил Лобанов:

«Приёмники выпускали везде, в том числе и на военных заводах. Но они, даже по тем временам имели совершенно некоммерческий вид. К примеру, в Сарапуле выпускали большой ламповый приемник в алюминиевом корпусе со сварными! монтажными платами. Конечно, такой приемник далеко не унесешь и на пляже не послушаешь. Он имел большие ограничения по частотному диапазону, отличался сложностью настройки и низким качеством звучания.

Продукция ВЭФ обладала, по сравнению с такой техникой уймой неоспоримых достоинств: диапазоном «КВ», на котором можно было услышать западные радиостанции,современную музыку (у нас она тогда звучала редко), отличным качеством звучания, уверенной настройкой, небольшим весом и размерами. «Спидолы» было не «достать». Их могли купить только люди со связями.

Нехватка радиотехники вылилась в то, что одно время портативные приемники собирали даже умельцы в радиомастерских и дома. Звучали они ужасно, так как не имели каналов компенсации помех, но зато были маленькими.

Лишь спустя годы, когда «ВЭФ» наладил миллионные поставки приемников и передал свои технологии на другие предприятия, радио стало доступно всем».

Завод активно строился — появились филиалы в разных городах, огромный многоэтажный офис, дворец культуры, различные социальные объекты, инфраструктура. У предприятия была и собственная поликлиника и комбинат общественного питания.

В 1991 году, на пике своего развития, предприятие производило сотни наименований продукции, включавшие довольно современные по тем временам «комбайны» (гибрид магнитофона и приемника), причем, как в портативном, так и в стационарном исполнении. Преемник ВЭФа — «Радиотехника», предлагала потребителям вначале девяностых даже одни из первых на постсоветском пространстве проигрывателей компакт-дисков.

Мало кто помнит и знает, что «ВЭФ» делал даже портативные компьютеры — микропроцессорные комплексы УМК — небольшие ЭВМ, умещавшиеся в «дипломат».

Власти новой Латвии не смогли поддержать предприятие в трудные для него дни.

Вот, что рассказывал об этом «Русской службе BBC» экс-глава департамента электроники министерства промышленности и энергетики Латвии Инар Клявиньш:

Самая весомая часть ВЭФа – VEF-KT — в свое время производила коммутационную технику, именно в этой сфере при СССР было занято больше всего рабочих — 14 тысяч из 20 тысяч. А в начале 90-х осталось 400 человек. В один прекрасный момент, выполнив государственный заказ, АО не получило от бюджета причитающуюся оплату — более трех миллионов долларов, начали накапливаться долги по налогам, которые вместе со штрафными процентами составили около 15 миллионов долларов.

Дошло до того, что из-за долгов перед социальным бюджетом предприятие даже не могло уволить сотрудников. Тысяча рабочих смогла цивилизованно покинуть завод только через несколько лет, когда предприятие получило деньги от Агентства приватизации. В итоге часть VEF-KT перешла в собственность компании PK Investments, дочернего предприятия концерна Pro Kapital, принадлежащего итальянскому предпринимателю Эрнесто Преатони. На месте бывшего завода он открыл один из крупнейших в Риге торговых центров – «Domina».

Еще одна часть завода – VEF–REC — на момент приватизации производила сельскохозяйственную продукцию, средства механизации, оборудование для лесопилок и даже гидротурбины для малых ГЭС. 130 человек умудрялись работать без воды и отопления, под протекающими крышами. Пройдя через процесс неплатежеспособности, предприятие перешло в собственность американской компании Harvey International Ltd. Кстати, под названием VEF–REC оно существует до сих пор, располагается на территории старого ВЭФа и занимается производством.

Новые хозяева посчитали, что рынок всё отрегулирует, что, в конце-концов, им помогут западные партнеры, так радевшие за освобождение Латвии. Но бизнесмены от политики ошиблись.

Былого не вернешь

Самое интересное, что новые власти Латвии до сих пор сожалеют о потере крупнейшего в стране предприятия. Конечно, сейчас бы оно вряд-ли смогло конкурировать с китайскими производителями. Но это и не нужно — ниш, в которых рижане смогли бы успешно работать и сейчас достаточно.

За примерами ходить далеко не надо. В таких же непростых условиях продолжает развиваться рижская «Радиотехника» (VEF Radiotehnika RRR), о которой я уже говорил. Предприятие, выпускает акустические системы, причём, до сих пор считается их ведущим производителем в Восточной Европе! Со временем, к «Радиотехнике» отошло и производство печатных плат, то самое, где работал со своим участком когда-то знаменитый новатор — слесарь Буш. Но это уже совсем другое предприятие, по масштабам и близко не сравнимое с «ВЭФом».

Тому, кто захочет сегодня увидеть «ВЭФ», рижане с удовольствием покажут расположенные в Северном микрорайоне Риги забытые корпуса, где когда-то «кипело» уникальное производство, которым по праву гордились и город, и республика, и страна.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...