Что производит латвия в России

Чьи российские миллионы вложены в латвийские предприятия?

Чьи российские миллионы вложены в латвийские предприятия?

Накопленные инвестиции России в уставный капитал компаний, зарегистрированных в Латвии, в 2021 году уменьшились менее чем на 11 миллионов евро, а за первые два месяца этого года – почти на 3 млн евро.

Сейчас в акционерный капитал латвийских предприятий вложено 434,87 миллиона евро, свидетельствует информация Lursoft. Россия занимает 7-е место по объему накопленных инвестиций в уставный капитал латвийских компаний. Более крупные инвестиции зарегистрированы только из Швеции, Литвы, Эстонии, Германии, Нидерландов, а также Кипра как страны происхождения. При этом следует отметить, что Россия занимает первое место как по количеству компаний, в которые инвестировали российские представители, так и по количеству инвесторов.

Российские представители вложили средства в акционерный капитал 4424 латвийских компаний. Их общий оборот в 2020 году достиг 4,4 млрд евро, что составляет около 7% оборота всех латвийских компаний в прошлом году.

[RUS] Россия VS Латвия: специальная версия глазами каждого игрока / Финал Турнира

Данные показывают, что самое резкое снижение объема российских инвестиций было зарегистрировано в 2019 году, когда произошли изменения среди участников SIA JP Termināls. На тот момент Eclipse Petroleum Limited, зарегистрированная в Москве, уменьшила свою долю в уставном капитале компании со 160,05 млн евро до 1,02 млн евро. С апреля 2020 года единственным участником SIA JP Termināls является Евгений Тихонов, гражданин Литвы.

В Латвии зарегистрированы 4 424 компании, с вложениями российских предпринимателей в уставной капитал. 207 из этих компаний находятся в стадии ликвидации, деятельность 324 компаний приостановлена.

Поставщики металлов и удобрений

Lursoft установила, что 67% всех компаний с российским капиталом зарегистрированы в Риге, но более 100 компаний с российскими инвестициями в уставном капитале также расположены в Юрмале, Даугавпилсе, Марупском районе и Лиепае. В большинстве случаев (91,07%) всех компаний, в которых зарегистрированы инвестиции российских представителей, эти инвестиции составляют не менее четверти всего уставного капитала компании, а в 65,9% компаний инвестиции российских представителей составляют 100%.

Согласно информации Lursoft, самые крупные инвестиции из России в настоящее время зарегистрированы в уставном капитале SIA Severstal Distribution. Публичное акционерное общество «Северсталь», зарегистрированное в России, провело крупное вложение в размере 51,99 млн. евро в уставный капитал SIA Severstal Distribution. В 2020 году SIA Severstal Distribution была четвертой по величине компанией в Латвии по обороту. Данные Lursoft показывают, что в прошлом году оборот компании увеличился на 19,95 млн евро, достигнув 719,56 млн евро. При этом прибыль компании выросла, достигнув 28,81 млн евро.

Возбуждено уголовное дело по факту сноса памятника воинам — освободителям в Риге

Исследование Lursoft показывает, что SIA Severstal Distribution является самой прибыльной компанией с российским капиталом в Латвии. В то же время следует отметить, что SIA Severstal Distribution в 2020 году продемонстрировало более высокий оборот в Латвии, чем SIA Uralkali Trading, которое в прошлом году также стала компанией с самым большим оборотом в Латвии.

В 2015 году российское публичное акционерное общество «Уралкалий» инвестировало 30 миллионов евро в уставный капитал SIA Uralkali Trading, оптового торговца химикатами. Данные показывают, что SIA Uralkali Trading в прошлом году имела оборот в размере 1,81 млрд евро, завершив 2020 год с убытками в 90,48 млн евро. В представленном отчете руководства SIA Uralkali Trading указано, что в первой половине 2020 года конъюнктура мирового рынка калийных минеральных удобрений была сложной. Это связано как с распространенностью Covid-19, так и с другими факторами. Однако, благодаря благоприятным погодным условиям, высокой доступности удобрений и стабильному спросу, в 2020 году наблюдался повышенный спрос.

Следует отметить, что в 2020 году SIA Uralkali Trading обеспечило работой 58 сотрудников. Всего в прошлом году в компаниях с российскими вложениями в основной капитал было занято 15,3 тыс. человек.

Большинство работает в торговле

Lursoft подсчитала, что наибольшее количество сотрудников занято в компаниях оптовой торговли. В 2020 году на оптовых предприятиях с российским капиталом работали 2 163 работника в Латвии и еще 1 293 работника на предприятиях, занимающихся розничной торговлей. Третьим по численности занятым сектором были компании, оказывающие услуги наземного и трубопроводного транспорта (1 056 человек).

Следует отметить, что наибольшее количество компаний с российскими инвестициями приходится на оптовую и розничную торговлю (648 и 476 компаний соответственно), а третьим по популярности сектором среди российских инвесторов стал сектор недвижимости.

563 компании с российским капиталом получили государственную помощь для смягчения последствий кризиса Covid-19.

Крупнейшим работодателем в Латвии с российским капиталом является AS Rīgas elektromašīnbūves rūpnīca. Компания, реальными бенефициарами которой являются россияне Андрей Бокарев и Искандар Махмудов, в 2020 году предоставила 785 рабочих мест. Lursoft выяснила, что компания работает с увеличением оборота в течение последних пяти лет, достигнув 68,59 млн евро в 2020 году. Прибыль компании также выросла, достигнув в прошлом году 9,68 млн евро.

Следует отметить, что 3 036 человек из России являются реальными выгодополучателями в 3 195 компаниях, зарегистрированных в Латвии. У большинства компаний в статусе бенефициарного собственника зарегистрирован Михаил Морарь, свидетельствуют данные Lursoft.

Предприниматель владеет 50% акций SIA ​​Telenet, которое работает в сфере связи, при этом статус истинного бенефициара на данный момент зарегистрирован у 28 компаний. В большинстве случаев оборот этих компаний не превышает 20 тысяч евро (данные Lursoft). Крупнейший из них – уже упомянутое SIA Telenet, оборот которого в 2019 году составил 1,4 млн евро и заработал 177,2 тыс. евро. Следует отметить, что компания еще не представила отчет за 2020 год.

ТОП-10 крупнейших работодателей Латвии в 2020 году, с российскими вложениями в уставный капитал*:

  • АS «Rīgas elektromašīnbūves rūpnīca»: 785 сотрудников;
  • SIA «Tokyo City»: 325 сотрудников;
  • SIA «Severstal Distribution»: 248 сотрудников;
  • SIA «LatRosTrans»: 211 сотрудников;
  • SIA «Faberlic Baltija»: 137 сотрудников;
  • SIA «Airline Support Baltic»: 131 сотрудник;
  • SIA «Media Solutions»: 130 сотрудников;
  • SIA «Salas zivis»: 123 сотрудника;
  • АS «Latvijas gāze»: 119 сотрудников;
  • SIA «iCotton»: 111 сотрудников.

ТОП-10 крупнейших налогоплательщиков 2020 года, с российскими инвестициями в уставный капитал*:

1. AS «Latvijas Gāze»: 28,20 млн EUR;

2. SIA «Uralkali Trading»: 5,57 млн EUR;

3. SIA «Severstal Distribution»: 4,51 млн EUR;

4. AS «Rīgas elektromašīnbūves rūpnīca»: 4,14 млн EUR;

5. SIA «ELBI»: 3,27 млн EUR;

6. SIA «GREIS loģistika»: 2,11 млн EUR;

7. AS «PNB Banka»: 1,97 млн EUR;

8. SIA «Tokyo City»: 1,93 млн EUR;

9. SIA «Salas zivis»: 1,45 млн EUR.

*включает компании, в которых представители России составляют не менее 5% уставного капитала

Источник

Россия – Латвия: газово-транзитный ренессанс в условиях санкций?

В начале августа стало известно о возобновлении поставок российского газа в Латвию, прекращённого «Газпромом» в июле из-за нарушения условий отбора. Голубое топливо попадает к латвийским потребителям по магистральному трубопроводу Валдай – Псков – Рига, ведущему через газоизмерительную станцию «Лухамаа» в Эстонии. Обращает на себя внимание и более активное использование латвийских портов для внешнеторгового транзита России, а также Казахстана.

Известно, что санкционная политика «коллективного Запада» распространяется и на российские порты, не исключая транзитные перевозки третьих стран через российскую территорию. Однако, придерживаясь откровенно русофобского курса, прибалтийские режимы, особенно латвийский, стремятся хотя бы отчасти сохранить свои транзитные доходы, обеспечивавшие с начала 1990-х годов до трети бюджета.

Эта нездоровая традиция идёт ещё с советских времён, когда из Прибалтики делали «европейскую витрину» за счёт РСФСР. Свыше 60% эксплуатационных и социальных расходов управлявшейся из Риги Прибалтийской железной дороги шло за счёт получаемых ею платежей от внешнеторгового транзита, а также за перевозки между основной территорией РСФСР и Калининградской областью, которые после 24 февраля 2022 года марионеточные литовские власти с подачи Вашингтона неоднократно пытались нарушить. Так, стало известно о запрете перевозки рефрижераторов на том абсурдном основании, что «агрегат, который охлаждает контейнер, сам подпадает под санкции». Ситуация с грузовым транзитом в Калининградской области вышла на новый уровень сложности, сообщил депутат Госдумы РФ Андрей Колесник. Начались трудности с получением грузов в рамках заканчивающихся «квот», установленных Вильнюсом для железнодорожного транзита (к примеру, в Калининградскую область до конца года позволено перевезти только 41 тысячу тонн цемента).

Примечательно появление в латвийских СМИ публикаций на тему выгод Риги от решения Вильнюса отказаться от транзита российских и белорусских грузов, способствующего росту грузооборота Риги, Вентспилса и Лиепаи. Как утверждает – видимо, не без некоторой зависти к соседям – глава ассоциации стивидорных компаний Литвы (LJKKA) Вайдотас Шилейка, «все латвийские порты показывают положительные результаты». Разница в результатах деятельности портов Латвии и Литвы обусловлена тем, что не подпадающие под санкции товары из России отгружаются в Латвии, в то время как Литва старается дистанцироваться от любых связей с РФ. В целом, продолжает Шилейка, «Рига и, например, Таллинн всегда были ориентированы на российский транзит: так сложилось исторически».

По итогам I полугодия 2022 года через порты Латвии, Литвы и Эстонии было перегружено около 9,8 млн тонн российских внешнеторговых грузов: по отношению к первому полугодию 2022 года этот объем вырос на 4,5%. За это время через прибалтийские порты перевалено 1,4 млн тонн руды, почти 3 млн тонн угля, 1,5 млн тонн минеральных удобрений, более 500 тыс. тонн зерна, порядка 200 тыс. тонн металлов и около 700 тыс. тонн наливных грузов. Большая часть грузопотока пришлась на Латвию, через порты которой было перегружено 6,9 млн тонн российских грузов, или 70% от следующего через Прибалтику общего объёма.

По уточнённым данным LJKKA, за 7 месяцев текущего года в порту Риги было перевалено 13,16 млн. тонн грузов (на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года), а в Вентспилсе – 8,2 млн. тонн (на 25% больше). Не меньше 60% этих объёмов приходится на российские внешнеторговые грузы и российский транзит из третьих стран. Возможно, применяются элементы гибкой транзитной политики, в том числе в отношении нефтепроводов России через Белоруссию на порт Вентспилс, а также (через юго-восточную Латвию) – на литовские порты Бутинге / Клайпеда.

Максимальными темпами растет транзитная востребованность Латвии для многовекторного Казахстана. По данным Министерства транспорта Латвии, за первое полугодие 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года грузопоток в / из Казахстана увеличился без малого в 72 раза (2,46 млн. тонн против 34 тыс. тонн соответственно). Эта тенденция сохраняется и после июня, причём на фоне сокращения или стагнации перевалки грузов в российских портах.

Как отмечают местные эксперты, с началом СВО и введением санкций против России и Белоруссии хиреющая транспортная схема прибалтийских стран получила шанс для частичного восстановления своих позиций. Пользуясь моментом, латыши применяют гибкую тарифную политику в отношении грузотранзита. Не желая подпасть под вторичные санкции, третьи страны активнее используют латвийские порты, несмотря на то, что ведущие к ним экспортные маршруты проходят через российскую и частично через белорусскую территорию. Отсюда и происходит растущий грузопоток к портам Латвии из Казахстана и в обратном направлении.

«Казахстан не попадает под вторичные санкции. У нас создана правительственная рабочая группа по недопущению негативного влияния антироссийских санкций на нашу экономику, в том числе по недопущению вторичных санкций.

Рабочая группа успешно работает, ведутся регулярные консультации с европейской комиссией и с администрацией США», – сообщил в кулуарах Съезда лидеров мировых и традиционных религий вице-премьер Казахстана, министр иностранных дел Мухтар Тлеуберди. Ещё одним следствием «многовекторности» Нур-Султана, вновь ставшего Астаной, является всё более активное вписывание Литвы в транзитные планы центральноазиатской страны. В июне стало известно о договорённости сторон по поводу подключения Транскаспийского транзитного коридора к порту Клайпеда (и в целом к долгоиграющему проекту Rail Batica). «С Казахстаном сотрудничество в области морского транспорта продолжается, но наша цель – увеличить грузопотоки в Казахстан и из Казахстана. Литва располагает достаточными мощностями для обеспечения беспрепятственного транзита казахстанских грузов через Литву», – поясняет гендиректор Клайпедского морского порта Альгис Латакас. Обращает на себя внимание и рекордное увеличение товарооборота Казахстана с прибалтийскими странами.

Пытаясь решить проблему обхода ненадёжного прибалтийского транзита, Москва и Минск активно прорабатывают вопрос о полной переориентации внешнеторгового транзита Белоруссии на порты российского северо-запада (Ленинградская область и Мурманск), но здесь придётся столкнуться с проблемами не только санкционного, но и объективного естественно-географического свойства. Как отмечает заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, «тарифное расстояние через порты России существенно превышает тарифное расстояние при перевозке из Беларуси в Клайпеду: дистанция до Усть-Луги длиннее на 55%, а до Мурманска – в 3,3 раза» (схожие диспропорции в сравнении с латвийскими портами). Остаются и вопросы с размером оплаты операторам за вагоны и за перевалку в российских портах: «Очевидно, что эти параметры дороже расценок в прибалтийских портах. К тому же в России на данный момент сохраняется дефицит портовых мощностей для экспорта удобрений (речь идёт о продукции «Беларуськалия». – Ред.). В результате чего сами российские компании этой сферы пользуются портами стран Балтии».

В перспективе решить проблему планируется строительством «белорусского» терминала под Санкт-Петербургом в районе Бронка – Ломоносов. Стоит отметить и отсутствие, несмотря на развитие портовой инфраструктуры в Ленинградской области (Усть-Луга), специализированных экспортных зерновых терминалов. В настоящее время угольный терминал в порту Высоцк перепрофилируется под перевалку зерна. Кроме того, в той же Усть-Луге калининградским агрохолдингом «Содружество» к 2026 году планируется построить зерновой терминал мощностью 10 млн. тонн в год – соответствующее соглашение было подписано на Санкт-Петербургском экономическом форуме в июне.

…11 августа вслед за Литвой латвийский сейм объявил Россию государством – спонсором терроризма. Провокационная политика окончательно «потерявших берега» прибалтийских режимов не в последнюю очередь обусловлена транспортно-экономической географией региона, используемой в деструктивных геополитических целях. И ответ на подобные вызовы не может ограничиваться тактическим маневрированием, частными коммерческими интересами или надеждами на «авось, всё рассосётся».

Источник
Рейтинг
Загрузка ...