Что просит Латвия у России

Россия вернись: Латвия молит Москву о помощи, а в ответ игнор

Власти прибалтийской страны не просят, а уже требуют (и не впервые) от Москвы, чтобы Россия возобновила покупку молочной продукции из Латвии.

Что это, начало прозрения прибалтов? Осмысление того, что сломать всегда легче, чем построить заново? Ругала-ругала Рига все русское, и получила от России отворот-поворот. Москва перевела свои транзитные грузы из Рижского порта в собственные гавани. Теперь Латвия хотела бы отыграть ситуацию обратно.

То же самое происходит с латвийской молочной продукцией. Россия отказалась от ее закупки. В итоге Латвия уже понесла, продолжает нести и будет нести в будущем огромные убытки. Хотя здесь Россия отказалась от латвийского молока не по санкционному списку, а совсем по другой причине. Но Рига отказ Москвы называет санкциями, причем, незаслуженными.

И требует возобновить покупки своей молочной продукции. Прямо-таки кулаком по столу стучит.

Прибалтов понять отчасти можно. Всю жизнь молочная отрасль работала фактически на российский рынок. А тут раз, и обломилось. И Рига начала стращать Москву всеми карами небесными. Та самая Рига, которая двумя руками поддерживает любые американские, европейские и прочие санкции в отношении нашей страны.

Что касается причин отказа России от латвийской молочной продукции, то здесь все довольно просто. Наше правительство планомерно, шаг за шагом увеличивает поддержку отечественным производителям. Это меры, которыми пользуются во всем мире. Везде, где есть возможность, «зеленый свет» прежде всего зажигают своим компаниям. Да и программу импортозамещения тоже ведь в РФ никто не отменял.

Но латвийские власти этого не понимают и понимать не хотят. Правительственные чиновники проводят совещание за совещанием, подсчитывают убытки, думают над вариантами спасения молочной отрасли, не забывая укорять Россию в откровенной «подставе». Латвийские политики уже приняли решение применить налоговые каникулы для отечественных производителей в молочной отрасли.

Но это, во-первых, ситуацию в будущем никак не выправит. Молоко производителям все равно будет продавать некуда. Во-вторых, проблемы «молочников» вызвали кризис в смежных областях.

Заготовка кормов, медикаменты для крупного рогатого скота и прочие параллельные направления так-же ощутят большую потребность в новых рынках. В сложившейся ситуации, казалось бы, Евросоюзу проявить свою солидарность с терпящим бедствие членом организации. Да только не спешат европейцы на выручку.

Как не спешили и тогда, когда Россия отказалась от знаменитых латвийских шпрот. С тех пор местные консервные заводы закрывались один за другим, и не так давно приказало долго жить последнее предприятие этой отрасли. Не это ли немой укор и демонстрация реальной европейской «солидарности»? В Риге все еще надеются на чудо, хотя все понимают, что взяться ему неоткуда.

Особенно не ждут тут помощи от Запада. Потому и дергают российскую сторону, требуя возобновить сотрудничество.

Понятно, что правительство каким-то образом будет поддерживать своих производителей, как минимум, на внутреннем рынке. Но объемы покупаемой латвийцами отечественной молочной продукции даже близко не сопоставимы с тем, что было потеряно после ухода России.

Поэтому производство сокращают. А это значит, что очень многие люди, занятые в этой сфере, вскоре станут безработными. То же самое и в смежных областях. Конечно, еще теплится последняя надежда у Латвии на то, что ЕС все-таки выделит какой-нибудь значительный транш на спасение ее «молочных берегов». Но этот шанс, по правде говоря, не просто маленький, он призрачный.

Евросоюзу самому надо куда-то девать свою продукцию, в том числе, и молочную. И убив эту отрасль в Латвии, можно поставлять туда молоко, творог и сыры уже собственного производства. А тем временем в России расширяется программа импортозамещения. И пусть об успехах программы говорят разное, но производство молока в нашей стране растет немалыми темпами.

А это значит, что вскоре путь на российский рынок для латвийских «молочников» будет навсегда закрыт по естественным причинам. Просто у нас будет хватать своего молока.

Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.

Источник

Зачем Латвия просит помощи у России?

Руководство Латвии ссылается на урон, который ­российское эмбарго наносит её экономике. «Они прекрасно знают, что ничего от нас не добьются. Но, получив отказ, Латвия побежит в Евросоюз с просьбой подбросить им денег, – считает политолог Сергей Марков. – Когда они вступали в ЕС, им довольно много помогали. Но сейчас эти выплаты сократили почти в 2 раза.

И теперь они хотят сказать: «Смотрите, у нас особые обстоятельства, мы под атакой России. Поэтому дайте-ка нам денежки». Кроме того, это повод призвать к усилению санк­ций против «страны-агрессора». Конфликт нужен Латвии, чтобы ЕС считал её страной, находящейся в состоянии политической войны с РФ, и не требовал прекратить притеснение русского языка и русскоязычных жителей».

Источник

В то же время. Латвия «выдыхается» без России и. просит о помощи!

В то же время. Латвия

Опустели международные трассы в Россию. Транзит из России в Латвию выдыхается.

В Латвии скандал — министерство сообщения страны обратилось к Москве с просьбой остановить падение транзитного грузопотока через эту прибалтийскую республику. Латвийским чиновникам пришлось объясняться с населением — так что же, Россия больше не враг? «Если мы будем молить, мы только унизимся [перед Россией] еще больше», комментирует происходящее экс-президент страны.

В этом году Латвия столкнулась с падением идущего из России транзитного грузопотока — настолько серьезным, что «Латвийской железной дороге» (ЛЖД) пришлось заняться крупными увольнениями персонала, приступить к распродаже локомотивов и вагонов. Населению государства это падение объясняют двояко — как давним решением России построить свои порты и направить поток через них, так и «экономическими санкциями за оккупацию Крыма и войну на Украине».

При этом за скобками остается тот факт, что строить свои порты на Балтике Россия начала задолго до 2014 года и начала украинского кризиса. Поскольку государства Прибалтики с самого начала демонстрировали крайне недружелюбное поведение, соревновались в плевках в сторону восточного соседа, подкармливать их было признано нецелесообразным.

Транзит в обвале

По итогам такой политики латвийский транзит пребывает сейчас в крайне плачевном состоянии. В октябре была обнародована информация, что в латвийских портах за девять месяцев текущего года перевалено 33,197 млн тонн грузов — что на 29,7% (14 млн тонн) меньше, чем за соответствующий период 2019 года.

Эта статистика очень напугала латвийские власти — в условиях разрушения унаследованной от СССР крупной промышленности транзит оставался одной из крупнейших статей доходов Латвии. И сейчас этот доход был бы как нельзя более кстати — в условиях системного кризиса, охватившего экономику страны из-за ковид-кризиса и связанного с ним карантина. Однако сейчас чиновникам латвийского минсообщения остается лишь обняться и плакать, глядя на свежие цифры.

При этом латвийских портовиков и транзитчиков особенно пугает снижение поставок угля на главный терминал, предназначенный для этого вида топлива, возведенный на острове Криеву в Риге. Там из запланированных в среднем 118 вагонов в сутки принималось всего 39. Всего же в порты Латвии должны были приходить 850 вагонов, а вместо этого среднесуточный показатель составил 724 вагона.

Оказавшись в таких условиях, латвийские железнодорожники воззвали к России за помощью. В распоряжение телепрограммы Neka personiga попало письмо, которое свидетельствует о том, что ЛЖД продолжают с надеждой посматривать в сторону России. Это послание отправил помощнику министра транспорта РФ Юрию Петрову заместитель госсекретаря министерства сообщения Улдис Рейманис. И Петров, и Рейманис состоят в межгосударственной рабочей группе, занимающейся вопросами транспорта.

Экс-президент Латвии: унижения перед русскими нам не помогут..

В своем послании латыш жалуется российскому коллеге, что существующая ныне длительная бюрократическая процедура таможенного оформления «драматически» уменьшает объем грузов, идущий через латвийскую границу. Соответствующая схема заключается в том, что сначала клиент размещает заказ. Затем список заказов обрабатывается структурой РЖД «Центр корпоративных транспортных услуг», потом согласовывается Минэкономразвития и Минтрансом — а после следует окончательное заключение РЖД.

«Так, в октябре российская сторона не согласовала 94% от запрошенного количества угольного груза — клиенты хотели получить в порты Латвии более 4800 вагонов с углем, но было согласовано только 279. В ноябре не было согласовано 100% запрошенного объема, что означает полное прекращение доставки угольных грузов», — рассказали в латвийской телепередаче.

Там утверждают, что ранее стороны заключили неформальный договор о том, что россияне не будут препятствовать грузопотоку в порты Латвии — ради «поддержания единой инфраструктуры железнодорожной сети и возможности использования резервных мощностей». И теперь латыши чувствуют себя обманутыми.

Правительство Латвии неоднократно требовало от ЛЖД, чтобы там искали себе новых перевозчиков грузов, с Россией не связанных.

Но это трудновато — хотя бы в силу одного лишь географического положения Латвии. Как поведали в Neka personiga, руководство ЛЖД в пику своим же обещаниям искать новых поставщиков в других странах мира еще недавно встречалось с представителями РЖД — для обсуждения возможного развития нового направления грузовых перевозок из Калининграда в Санкт-Петербург. Латвийцы уже выполнили расчеты по проекту, началось согласование, но потом российская сторона порекомендовала РЖД не участвовать в нем — как считают в Латвии, «по политическим соображениям».

Латвийский министр сообщения Талис Линкайтс контактов с россиянами отрицать не стал. Он объясняет, что при том отчаянном положении, в котором оказалась местная железная дорога, с Россией, хочешь не хочешь, нужно пытаться как-то договариваться. «Мы заинтересованы в том, чтобы такие перевозки были, чтобы наша инфраструктура была загружена. Поэтому мы делаем все возможное, используя различные каналы, чтобы эти планы стали реальностью. Это наше общее дело, это потребность латвийского государства для обеспечения работы железнодорожной инфраструктуры», — пояснил Линкайтс.

Однако такой подход вызвал резкие возражения у президента Латвии Валдиса Затлерса, руководившего государством с 2007 по 2011 год. Затлерс считает, что письма с мольбами в любом случае не помогут, так как речь идет о давно оформившейся политике РФ.

«Российская политика формировалась не вчера и не в прошлом году, а лет пятнадцать назад. И было ясно, что постепенно через Латвию будет проходить все меньше и меньше грузов, а может, и вовсе не будет. Если мы будем молить, мы только унизимся еще больше. И никакого положительного эффекта для того, кто слаб и молит, чтобы что-то дали — не будет», — подчеркивает Затлерс.

Но латвийская телепрограмма утверждает, что письмо Рейманиса в Москву предварительно было согласовано с министерством иностранных дел и посольством Латвии в России. Журналисты потребовали объяснений у главы МИДа Эдгара Ринкевича. Их удивление понятно — Ринкевич всегда считался одним из главных антироссийских «ястребов» в руководстве Латвии, он постоянно подчеркивает, что с Москвой нужно говорить крайне жестко и не идти ни на какие компромиссы, всячески оскорбляет Россию.

Но тут вдруг Ринкевич сказал, что, дескать, надобно «отделять политические дискуссии с Россией по вопросам истории, Крыму и Украине от практических вопросов, которые должны решаться на уровне министерств сообщения».

В разговоре с телевизионщиками Ринкевич отверг обвинение в проведении «двух внешних политик». Вместо этого, по его словам, в отношениях с Россией надо практиковать «принцип двух подходов». Министр разъяснил: «Там, где у нас принципиальные вопросы, там и принципиальная позиция. Но есть и возможность увидеть, как сотрудничать, не нарушая этих политических принципов. Я думаю, что мы должны быть достаточно уравновешенными».

Этот принцип понятен. С одной стороны, Рига желает осыпать россиян оскорблениями, обвинять в «агрессии против Украины и Грузии», требовать «возврата Крыма», принимать против РФ собственные санкции и призвать к тому же весь Евросоюз, составлять «черные списки» неугодных россиян, требовать «компенсации за советскую оккупацию», запугивать собственное население байками о скором нападении России. С другой, латыши проявляют искреннее недовольство тем, что россияне не желают сотрудничать со столь недружественным государством и выводят из него свой транзит. Вы что это, русские, никак обиделись? Да не обращайте внимания — брань и плевки на вороту не виснут, а ваши грузы нам ох как нужны для поддержания штанов!

Бизнесмены в отчаянии

Но этим суть скандала не исчерпывается. Как сообщает Neka personiga, было и еще одно письмо, которое, написали россиянам бизнесмены, работающие в порту Риги. Однако, поскольку составлено это второе послание было в совсем уж униженном тоне, согласования в дипломатических коридорах оно не прошло — посол Латвии в России Марис Риекстиньш, как выразились в телепрограмме, «сорвал стоп-кран».

В свою очередь и Ринкевич признал, что тон рижских бизнесменов был не просто просительным, но и «просто неприемлемым для суверенного государства». Глава МИДа пояснил: «Циркулируют всевозможные идеи, есть компании и предприниматели, которые думают, что по-прежнему достаточно политически преклониться, поцеловаться, и бизнес продолжается. Эти люди, вероятно, застряли в начале 90-х».

По мнению же Затлерса, «единственный путь для Латвии — более тесная интеграция в Европейский союз». Направление же «восток — запад», как он считает, «считается законсервированным до тех пор, пока его не смогут восстановить». Как добавил экс-президент, «надежда на одного клиента всегда приводит к краху в какой-то момент».

В данном случае Валдис Затлерс выразил надежду всей латвийской элиты — экономическое взаимодействие с Россией можно будет восстановить, когда там придет к власти правильное «демократическое правительство».

А до этого момента простым латвийским гражданам стоило бы затянуть пояса — высшее чиновничество зарплату себе повышать не забывает в любом случае.

«У правящего класса Латвии есть более надежный, чем транзит, источник финансовых поступлений: русофобия. Пока длится холодная война между Западом и Россией, коллективный Запад не бросит маленького, но гордого союзника умирать в нищете. Сумма, которую Латвия получит в ближайшие годы из европейских фондов, достаточна велика», — констатирует латвийский оппозиционный активист Владимир Линдерман.

В свою очередь оппозиционный латвийский публицист Илья Козырев отмечает: «Сокращение транзита и нарастающий кризис железной дороги, безусловно, беспокоит финансово-экономический блок правительства. И улучшать отношения с Россией правительство Латвии готово в любой момент — при условии согласия Москвы встать на точку зрения Риги по всем вопросам, в первую очередь по историческим и политическим. Здесь еще помнят времена, когда можно было делать любые гадости России и русским в Латвии — и при этом беспрепятственно увеличивать за счет РФ транзит, торговлю, туризм, банковские и прочие услуги. Искренне надеюсь, что линия России на максимальное сокращение латвийского (и в целом прибалтийского) транзита, уменьшение объемов торговли с Прибалтикой есть вопрос не только экономический — вертикальная интеграция, импортозамещение и вот это вот все — но и политический.

Но тут есть, по словам Козырева, и один важный нюанс. «Дело в том, что такая позиция России бьет и по русским Латвии. Скажем, последние сокращения на „Латвийской железной дороге“, когда была уволена четверть (!) сотрудников, сильно ударили по низовым техническим работникам, среди которых много русских — и в меньшей степени ударили по административному аппарату, где преобладают латыши.

Казалось бы, неплохо, если успешная торговля и транзит с Россией была бы поставлена в зависимость от трудоустройства национальных меньшинств. То есть предприятия, где нацменьшинства составляют большинство среди работников, администрации и владельцев, получали бы, соответственно, больше возможностей на российском рынке», — предлагает Козырев. К слову, он в свое время «заработал» арест и уголовное дело — когда призвал русских латвийцев участвовать в акции «Санкционный смотритель»: собирать на предмет передачи в Россию данные на латвийских бизнесменов, спонсирующих националистических политиков.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...