Что такое гильдия Рига

Большая гильдия

Здание Большой гильдии на площади Ливу в Старой Риге относится к числу старейших публичных строений Прибалтики: его история уходит в начало XIV века, когда Рига была одним из главных центров торговли Ганзейского союза. Исторически в гильдию принимали купцов, иногда – высших чиновников, представителей духовенства, писателей и книгоиздателей, ювелиров. В настоящее время здание Большой Гильдии принадлежит Латвийской Филармонии и служит домом Латвийскому Национальному Симфоническому Оркестру.

Адрес: Латвия, Рига, Amatu iela 6.

Здание Большой гильдии на площади Ливу в Старой Риге относится к числу старейших публичных строений Прибалтики: его история уходит в начало XIV века, когда Рига была одним из главных центров торговли Ганзейского союза. Исторически в гильдию принимали купцов, иногда – высших чиновников, представителей духовенства, писателей и книгоиздателей. Что касается ремесленников, то в Большую гильдию допускались только мастера ювелирного искусства, для остальных же предназначалась Малая гильдия. В настоящее время здание Большой Гильдии принадлежит Латвийской Филармонии и служит домом Латвийскому Национальному Симфоническому Оркестру.

Гильдия в WOW: Зачем нужна гильдия? Как создать гильдию? Как набрать людей в гильдию?

Немного истории

С 1226 года в Риге существовала единая организация, объединявшая крупных немецких торговцев, купцов и ремесленников – Гильдия Святого Креста и Троицы. В 1334 гильдия разделилась на купеческую (Большую) и ремесленническую (Малую). Изначально объединение купцов называлось Гильдия Святой Марии, а устоявшийся термин Большая гильдия закрепился лишь в XV столетии и послужили этому габариты строения – здание, построенное на средства купцов, было несколько больше, чем у ремесленников.

Большая гильдия на долгие десятилетия стала монополистом международной торговли. Члены гильдии пользовались исключительными правами на торговые операции, в том числе монопольным правом использования русского языка в торговых отношениях с Россией.

Большая гильдия в Риге. Фото: gulaytour.ru

На протяжении XIV –XVIII столетий Большая гильдия была одним из центров власти. Ее участники входили в Городской совет и продвигали интересы гильдии в высших политических кругах. Однако реформы первой половины XIX столетия и создание Рижского Биржевого комитета, который фактически взял под контроль всю внешнюю торговлю региона, ослабили влияние гильдии и превратили ее в некое подобие закрытого клуба, объединявшего богатых прибалтийских немцев. В советские годы гильдия была и вовсе расформирована.

Архитектурные особенности здания

За долгую многовековую историю здание не раз перестраивалось и меняло свое функциональное предназначение. От первоначального строения до наших дней сохранился фрагмент каменной стены и колонна в романском стиле, которые можно осмотреть в подвале современного строения. Новое здание Большой гильдии было возведено во второй половине XIX столетия в стиле английской неоготики, при этом, по замыслу архитектора, часть элементов исторического здания сохранилось внутри новой постройки. Так, в обновленное сооружение органично вписались просторный мюнстерский зал и Невестины покои – помещения для уединения новобрачных, появившееся в гильдии еще в XV веке. Значительные изменение постройка претерпела в начале XX столетия, когда в 1930-е годы фронтон был заменен на две изящные башни.

Гильдии. Зачем в них шли свободные купцы и мастера?

Показ мод в зале Большой гильдии. Фото: ajaloomuuseum.voog.com

С конца 1940-х годов гильдия находится в собственности Латвийской государственной филармонии. Первая масштабная реконструкция была проведена в 1965 году после пожара: появилось фойе с витражами работы мастера Цирулиса и новый концертный зал. В целом, Большая гильдия была изменена под нужды филармонии. В здании регулярно проходят концерты классической музыки, организуются торжественные и благотворительные мероприятия.

Источник

Большая гильдия Риги

большая гильдия

Так и не добившись ни от кого правды (это, видимо, страшная тайна!) какое же место наши дети, участники среднего состава ансамбля Карусель, заняли на международном фестивале-конкурсе русского народного творчества «Рижский пряник-2016», проводимом в рамках дней русской культуры в Латвии, о чем я писала в этой статье, я расскажу вам о месте, где этот конкурс проходил.

А проходил он, как я уже недавно упоминала, в одном из красивейших и довольно старинных зданий Старой Риги — Большой гильдии.

Большая гильдия в фотографиях

Большая гильдия (Lielā ģilde) расположена по адресу: ул. Амату, 6 (Amatu, 6, Rīga):

площадь Ливу

Находится же эта улица в самом выгодном месте Старой Риги — на площади Ливу возле театра им. М.Чехова.

Пройти мимо этого здания и не заметить его — еще надо постараться. Но несмотря на то, что мимо этого здания я проходила сотни раз, внутрь Большой гильдии я попала впервые. Все-таки помещение больше ориентировано на проведение концертов классической музыки. Я себя к таковой, к сожалению, не отношу (хотя в последнее время мои приоритеты стали меняться, что случилось после посещения концерта классической музыки в церкви Святого Петра)….

Ну, что я могу сказать, здание произвело сильное впечатление.
Во-первых, вот такими потолками:

И историческим антуражем:

Вот так выглядит холл на втором этаже:

С подсветкой холл выглядит стократ выгодней, но мне этого воочию увидеть не довелось. Картинка взята из Интернета:

А вот так на третьем:

И вот что меня здесь поразило. Это еще одно здание культурного досуга, наравне с Дворцом культуры Даугавпилса, в котором воздух разительно отличается от других подобных заведений. И вроде бы Большая гильдия не настолько большое здание как Дворец культуры в Даугавпилсе, но здесь ты не чувствуешь скованности «четырьмя стенами», а, наоборот, появляется ощущение простора, свобода и легкости. На первом этаже, со сводчатыми потолками, конечно, такого ощущения нет, но вот два холла и зал — это нечто особенное. Вы только посмотрите как выглядит сцена. Это вид с балкона на третьем этаже:

сцена в Большой гильдии

Посмотрела на фотографию и обратила внимание только сейчас, что здесь мало «плюша» — источника пыли. Вот так выглядят ряды на балконе:

на балконе

Отсюда и свежесть воздуха…

А вот так выглядит крыша Большой гильдии со стороны двора. Настройки у фотоаппарата были выставлены абы как, зато какой получился эффект! Чего-то мистического… Мне напомнило кадр из старого фильма «Семейка Адамс»:

во дворе Большой гильдии

Вот так, если вкратце, выглядит здание Большой гильдии. А теперь немного исторической справки.

История Большой гильдии

Большой гильдией называется не только само здание, но и организация рижского купеческого общества, берущая свое начало еще в 14 веке. Здание было необходимо купцам, как наиболее зажиточному сословию в отличие от тех же, к примеру, ремесленников (на эти два «фронта» и разделилось в 1354 году население Риги) для проведения купеческих собраний, организации встреч и всему тому, с чем сейчас плотно ассоциируется понятие «бизнес» и «бизнесмен».

Первоначальный облик здания до наших дней дожил только отдельными фрагментами. Например, в подвале современного здания можно рассмотреть его каменную стену, выполненную в романском стиле. Современное же здание, построенное по проекту архитектора Генриха Карла Шеля (Heinrihs Kārlis Šēls) в пятидесятых годах 19 века, выполнено в позднеготическом стиле.

После Второй мировой войны здание Большой гильдии было отдано под нужды Латвийской государственной филармонии и прослужило ей верой и правдой до 1963 года, пока пожаром не была уничтожена большая часть здания.

Восстановительные работы начались только в 1965 году под руководством рижского архитектора Модриса Гелзиса (Modris Ģelzis), который пристроил новый входной вестибюль, а также несколько видоизменил старинные оригинальные интерьеры. Одним из таких новшеств было внедрение витражей, выполненных мастером декоративно-прикладного искусства Ансисом Цирулисом (Ansis Cīrulis) в 30-е годы XX века.

Вот таким здание увидели я и участники ансамбля «Карусель» в дни загадочного конкурса «Рижский пряник 2016»:

средний состав ансамбля Карусель

А вы были в здании Большой Гильдии? Какое впечатление оно произвело на вас?
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru!

Источник

Большая гильдия

Большая гильдия — купеческая организация, образованная в Риге в 1354 году. Это словосочетание представляет собой традиционное наименование рижского купеческого общества; в противоположность ему существует название Малая гильдия, которое относится к официальной организации ремесленников.

История создания

Впервые отдельная самостоятельная купеческая гильдия упоминается в 1354 году; этот год является судьбоносным и для объединения ремесленнических цехов в одну организацию. В этом году первое объединение горожан, гильдия населения Риги, носившая особое название — Гильдия Святого Креста и Троицы — раскололась на купеческий и ремесленнический «фронты».

Тогда самого термина «Большая гильдия» ещё не существовало — объединение торговцев Риги получило название Гильдии Святой Марии, по имени Богоматери, в средневековой традиции выступавшей в роли патронессы купеческого сословия. Что касается названия «Большая гильдия», которое носит разговорный, неформальный характер, то оно возникло несколько позже, предположительно, в начале XV века, поскольку в пространственном отношении здание купеческой гильдии выглядело несколько более внушительным, чем здание ремесленнической гильдии. Известно, что купцы, являвшиеся более богатыми и зажиточными, имели возможность выкупить большой участок земли недалеко от реки Риги на территории окраины города-крепости в непосредственной близости от оборонительной стены, и застроить его полностью, в то время как ремесленники, являвшиеся более бедными, хоть и выкупили аналогичный по размерам участок, однако же полностью застроить приобретённый надел им не удалось. Различия в размерах и, соответственно, в статусах, породило эти разговорные названия.

Статус рижских купцов

Функция здания гильдии — проведение купеческих собраний, заключение сделок, организация встреч с купцами из других партнёрских городов, а также регулярных празднеств, банкетов и других важных мероприятий в рамках купеческого сословия. Членами Большой гильдии могли являться только представители немецкой национальности, которые монополизировали торговые потоки и присвоили себе право на осуществление прямых посреднических функций в рижской торговле с иностранными негоциантами. Таким образом, зарубежные купцы не имели возможности реализовать свой товар напрямую другому зарубежному купцу на территории города, но были вынуждены обращаться за специфической «помощью» к местным агентам-коммерсантам. К тому же местные купцы (проживавшие в Ливонской «четверти» в рамках единого Ганзейского союза) имели множество других побочных привилегий, которые тем не менее регулярно приносили ощутимые дивиденды. К ним относились штапельное право, право на монопольное использование русского языка в процессе торговых сношений с восточным соседом и многие другие преимущества в сравнении, например, с городами Северной Германии, которые также входили в состав Ганзы на правах торговых «отцов».

Часто представители более зажиточной купеческой гильдии предпочитали объединение со своими младшими партнёрами из Малой гильдии в борьбе с представителями городского патрициата, которые контролировали рычаги политического и финансового влияния, являясь членами Рижского рата. Особо актуальным вопрос о совместном отстаивании своих политических интересов стал после заключения дискриминационного Северинского соглашения, которое поставило точку в затяжном противостоянии с городской верхушкой в процессе сложной междоусобицы, получившей название Календарных беспорядков (80-е годы XVI века). Тем не менее во второй половине XVII века была достигнута договорённость с ратом, согласно которой политический и экономический вес гильдий несколько возрастал, и мимо них не проходила ни одна возможность принятия решений, касавшихся сферы их деятельности. В первую очередь Большая гильдия занималась защитой интересов лиц немецкого происхождения, игнорируя потребности представителей других национальных общин.

Поздняя история

Уже в первой половине XIX века управление внешней торговлей перешло в ведение членов недавно созданного Рижского Биржевого комитета. Уже после принятия реформационного имперского Городового положения 1870 года политическое значение гильдии существенно сузилось (особенно после внедрения главных принципов положения в Прибалтийских губерниях в 1877 году).

После Октябрьской революции в период Советской Латвии (январь 1919 — май 1919 года) рижская Большая гильдия была официально упразднена. Тем не менее после 1920 года гильдия возобновила свою деятельность, но уже как декоративно-репрезентативный центр, не обладающий соответствующими полномочиями. До 1939 года, когда произошла массовая репатриация остзейского населения из Латвии, Большая гильдия представляла собой своеобразный культуртрегерский клуб, который объединял исключительно лиц немецкой национальности.

Здание

Современное здание Большой гильдии Риги располагается по адресу улица Амату (Ремесленная), 6. Первоначальное сооружение, служившее резиденцией представителей торгового сословия, до наших дней практически не сохранилось, однако каменную стену первого здания можно во фрагментарном виде рассмотреть в подвальных помещениях современного строения. В ходе исследовательских работ в Большой гильдии в 1965 году (их проводил архитектор Гунар Георгиевич Янсон) была обнаружена ценная каменная колонна, выполненная в романском стиле, которая сохранилась от первого сооружения, разрушенного, по-видимому, в ходе тяжёлой борьбы между рыцарями и монахами Ливонского ордена и защищавшимися рижанами. Колонна была обнаружена в пилоне подвала — она служит неоспоримым доказательством существования прежнего здания, занимавшего первый этаж.

Первое здание тыльной частью примыкало к участку крепостной стены, обрамлявшей Ригу со стороны улицы Зиргу. По различным предположением, здание могло служить альтернативной резиденцией францисканских монахов, либо являться частью подворья Домского капитула, а возможно, являться тем помещением, в котором епископ Альберт принимал ливских старейшин в 1200 году. Известно, что встреча, на которую епископ полуобманом завлёк наиболее благородных ливов, закончилась их пленением, после чего Альберт фон Буксгевден применил излюбленный приём политического шантажа, что и позволило ему подавить на начальном этапе очаги ливского сопротивления и удержаться на высоте власти.

В 1330 году был отстроен второй этаж здания, который состоял из двух симметричных нефов, выдержанных в готических нефов, которые вмещали в себя зал для купеческих собраний. Это двухнефное помещение получило название Мюнстерской палаты (или избы); по одному из заслуживающих внимание предположений, палата названа в честь города Мюнстера, который сохранял с Ригой отношения торгового партнёрства. Друга версия раскрывает смысл название в иной плоскости, апеллируя к искажённому латинскому monasterum в память о мужском францисканском монастыре, располагавшемся ранее на месте здания гильдии.

Позже, в первой четверти XV века был достроен так называемый Невестин покой (в нём новобрачные, дети торговцев, должны были провести первую брачную ночь — их запирали до утра в специально предназначавшемся для этого помещении). Этот пикантный покой был перекрыт декоративными крестовыми сводами во второй половине XVII века. В это же время последовала радикальная перестройка здания (в период с 1691 по 1697 год), которую осуществил известный рижский зодчий родом из Страсбурга Руперт Бинденшу, по совместительству — главный мастер водопроводной системы. В 1694 году начались работы по сооружению барочного фронтона, который был спроектирован Бинденшу — работы курировал строительный мастер-каменщик Генрих Генике (1640—1705 годы) (они вместе выполняли работы по созданию колоритных барочных порталов церкви Святого Петра, в нишах которых находятся алегорические изображения).

Современное здание было построено в 1854—1857 годах по проекту прибалтийско-немецкого зодчего Карла Бине (1815—1858 годы). Позже был отстроен надвратный фронтон (в период с 1860 по 1861 год).

Здание органично выдержано в монументальных эклектичных формах английской пламенеющей неоготики; новое здание как будто «поглотило» прежнее, что соответствовало архитектурной концепции проектировщика, так что в интерьере можно видеть элементы, которые датируются более ранним периодом. В роли помощника Бине выступил известный рижский архитектор Генрих Шель. Площадь застройки достигает 0,11 гектаров. Внутренние параметры старинного зала — 27,3 на 8,9 метров, а также 5 метров в высоту — в сравнении с прежними размерами новые оказались укороченными, что также было сделано специально.

После 1930 года барочный фронтон здания заменён аккуратными башенками, автором которых стал Вильгельм Людвиг Николай Бокслаф.

После окончания Великой отечественной войны здание перешло к Латвийской государственной филармонии.

После 1963 году здание частично уничтожается в ходе сильнейшего пожара. Качественная реставрация произошла после 1965 года, когда осуществление восстановительных работ было поручено рижскому архитектору Модрису Мартыновичу Гелзису, одному из основателей передового во многих отношений «Латгипрогорстроя», рижского градостроительного бюро, а также соавтору Рижского морского вокзала. Под его руководством был пристроен новый входной вестибюль, были несколько видоизменены старинные оригинальные интерьеры с целью приспособить их под нужды концертного зала Филармонии. В новое фойе Большой гильдии были вставлены витражи, выполненные в оригинальном стиле межвоенных лет мастером декоративно-прикладного искусства Ансисом Цирулисом в 30-е годы прошлого века.

В начале 90-х последовала новая реставрация, после которой здание успешно продолжило функционировать в качестве главного филармонического зала [1].

Источник

Зданию Малой Гильдии в Риге – 155 лет. Смотрим, как дети видят её в своих рисунках.

Малая Гильдия (второе название – Гильдия Святого Иоанна) образовалась в середине XIV века (1352 год) в результате разделения первой рижской городской гильдии на ремесленников (Малая Гильдия) и купцов (Большая Гильдия). Располагалась она на улице Амату 3/5. Первое здание до наших дней не дошло. Зато отлично сохранился проект архитектора Иоганна Даниэля Фельско, возведённый в 1864-1866 годах.

В 2021-м году здание Малой Гильдии празднует 155-летний юбилей. Сейчас в нём проводятся разнообразные культурные и бизнес-мероприятия. На базе Малой Гильдии открыт Центр культуры и народного творчества, в который входят культурные и ремесленные коллективы разных возрастов (как дети, так и люди старшего поколения) и направленностей (вокал, театр, музыка, фольклор, изобразительное искусство и т.д.).

В честь своего юбилея Малая Гильдия весь 2021-ый год будет проводить различные мероприятия, в число которых, к примеру, попал конкурс детского рисунка «Красивая картина – Малая Гильдия», на который я наткнулась… просто идя по Старому городу. Учитывая всеобщую закрытость, вызванную эпидемиологическими ограничениями, заглядывать в окна в наши дни – не такое уж и бездарное занятие. Тем более, что многие организации уже сообразили, что можно устраивать отличные выставки в своих витринах, и культурную жизнь тем самым продвигая, и людей развлекая. Посмотрим на то, какой видят Малую Гильдию дети от 5 до 16 лет?

Кстати, если вы находитесь в Риге, то ещё можете успеть взглянуть на эти рисунку в живую, так как в окнах Малой Гильдии они будут выставлены до 4 мая.

Первое окошко. Три рисунка. Первый выполнен в стиле… реализма. Малая Гильдия на нём выглядит весьма натуралистично. Второй – похож на поздравительную открытку-напоминание о 155-летнем юбилее.

Третий – эдакая мрачная готическая фантазия из мира зим и длинных ночей.

Второе окошко. Два рисунка. На первом – Малая Гильдия, смеющаяся маской паяца. На втором – чёрно-белое, схематичное изображение здания, с парящими над ними… разноцветными кругами, символизирующими… может праздничные шары?

Пока мы делаем шаг в сторону третьего окошка, давай полюбуемся на такой вот оригинальный… держатель факелов? Век живи – век учись… Я не знаю, что это. Но похоже, что в него можно втыкать источники света.

Третье окошко. Четыре рисунка. На первом – пасторальная картина, представляющая Малую Гильдию средневековым замком, в котором живёт романтичная, белокурая принцесса. На втором – снова чёрно-белое здание с какими-то подозрительными разноцветными шарами сверху (складывается ощущение, что я чего-то не знаю об этом месте).

Третий рисунок – кажется, всё расставляет по своим местам (кстати, спасибо автору за напоминание о цветных художественных витражах МГ), так как на нём, наконец-то, можно увидеть реалистичное изображение праздничных фейерверков! Девочке семь лет, между прочим, но как классно она рисует… Четвёртый рисунок – ещё одна красочная и ярка Малая Гильдия, над которой радостно витает в небе солнышко-цветочек. Вау! Отличная фантазия у автора.

Четвёртое окошко демонстрирует работы, выполненные в одном стиле. Малая Гильдия здесь представлена в виде архитектурного здания с характерными, узнаваемыми даже туристами чертами. У кого-то из авторов получилось воссоздать архитектурный облик здания больше, у кого-то меньше… Мне лично очень понравился второй рисунок, на котором МГ напоминает собой… восточный дворец султана Сулеймана, а растущее с ней дерево… Пизанскую башню. Последние два рисунка здесь – для знатоков современной живописи. Я, пожалуй, от комментариев воздержусь.

Последнее, пятое окошко завершает выставку работ двумя вполне неплохими рисунками, на первом из которых можно отметить патриотический настрой автора, а на втором – единственный показ МГ не снаружи, а изнутри.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...