Что такое литва и княжество литовское

Содержание

История Великого княжества Литовского богата, интересна и занимательна, но совершенно не востребована традиционной российской версией истории. Поэтому коротко.

На протяжении XII-XIII веков полоцкие Рюриковичи все больше и больше взаимодействуют с соседней Литвой, их союз становится ядром будущего Великого княжества Литовского. Процесс становления этого политического образования ускоряет внешняя угроза: создание Тевтонского ордена (территория нынешней Калининградской области – Пруссия) и Ордена Меченосцев (территория нынешней Латвии, первый город – Рига, 1201) приводит к быстрому развитию государственности в литовских землях.

1230-е гг.: становление ВКЛ;

1236 битва при Шауляе, разгром меченосцев;

1253 коронация князя Миндовга как короля Литвы;

XIV в. – династия Гедиминовичей (главные лица — князь Гедимин, его сыновья Ольгерд и Кейстут, и внуки Ягайло Ольгердович и Витовт Кейстутович), присоединение большого количества Русских земель, противоборство с Ордой;

Рязанское княжество и Литва

1362 битва на Синих Водах, победа Ольгерда над ордынскими войсками и присоединение к ВКЛ части северного Причерноморья;

1385 Кревская уния с Польшей, Ягайло женился на двенадцатилетней польской королеве Ядвиге – личная уния Литвы и Польши;

1399 Битва на Ворскле – неудачное сражение ВКЛ против Орды;

1410 Грюнвальдская битва – победа соединённых войск ВКЛ и Польши над Тевтонским орденом;

1480-е-1522: русско-литовские войны, потеря верховских княжеств, части Северских земель и Смоленска;

1569 Люблинская уния с Польшей, создание союзного государства Речи Посполитой (Rzecz Pospolita – польск. калька латинского Res Publica).

Карта, которую стоит себе представлять:

Необязательные подробности для интересующихся:

Великое княжество Литовское (ВКЛ), государство в Вост. Европе в 13–16 вв. Этнич. ядро — земля Лиетува в Аукштайтии.

Формирование ВКЛ. Союз литовских земель, включавший Лиетуву, обл. Упиты и Дятлувы, Шяуляй и часть Жемайтии, впервые упоминается в 1219. В 1230–40-х гг. превращение этого союза во главе с кн. Лиетувы Миндовгом (Миндаугасом) в единое гос-во было ускорено угрозой, исходившей от Тевтонского ордена.

В борьбе с ним ВКЛ претендовало на роль объединителя земель балтов к Ю. от Зап. Двины. В 1236 в битве при Сауле (Шяуляе) литовцы и жемайты разгромили войско ордена меченосцев (после поражения прекратил существование и влился в состав Тевтонского ордена). К сер. 13 в. в состав ВКЛ вошла Чёрная Русь. С сер.

13 в. в Литве проповедовали монахи духовных орденов. Для сдерживания наступления ордена и усиления своей власти Миндовг принял католичество (1251), короновался (1253) и заручился обещанием папы Римского Александра IV на коронацию сына. Под давлением жемайтов, разбивших войска Ливонского ордена при Дурбе (1260), Миндовг порвал с католичеством. Однако с кон.

Судьба статутов Великого княжества Литовского

13 в., после убийства Миндовга и внутр. усобицы, конец которой положил Тройден (Трайдянис; 1269–81/82), вопрос о принятии Литвой католичества вновь неоднократно поднимался. Литов. князья связывали его решение с прекращением агрессии Ливонского ордена.

ВКЛ развивалось как полиэтничное и разноконфессиональное гос-во, что способствовало установлению власти дуумвиров (обычно братьев): вел. князя (резиденция – Вильнюс) и его соправителя (резиденция – Тракай), – между которыми распределялась политич. власть в разл. частях ВКЛ: Будикид (Бутигейдис) (1280-е гг. – ок. 1290) и Пукувер-Будивид (Пукуверас-Бутвидас) (1280-е гг. – ок. 1295); Витень (Витянис) (ок. 1295 – ок. 1315) и Гедимин (Гедиминас).

Со 2-й пол. 13 в. развиваются города Вильнюс, Тракай, Каунас, Гродно, Новогрудок и др., экономич. росту которых способствовала политика великих князей, направленная на поощрение торговли, установление междунар. торг. связей, привлечение в ВКЛ европ. купцов и ремесленников. В 1307 к ВКЛ было присоединёно Полоцкое кн-во.

Расцвет ВКЛ. В период единоличного княжения родоначальника династии Гедиминовичей Гедимина (1316–41) и правления его сыновей – Ольгерда (Альгирдаса) (1345–77) и Кейстута (Кястутиса) (1345–1377, 1381–82) произошло значит. укрепление ВКЛ.

В ходе наступления на рус. земли в 1310–20-х гг. в состав ВКЛ вошли Друцкое, Витебское, Минское, Пинское, Туровское и Слуцкое кн-ва, после 1357 – Брянское кн-во, ок. 1362 – Киевское кн-во, в 1360-е – Черниговское кн-во, в 1340–70-х гг. – Волынь.

Присоединяемые кн-ва заключали с ВКЛ договор-ряд; сохранялись границы кн-в, структура управления, иммунитетные права местных феодалов, в мелких кн-вах – местные династии. Вассальными повинностями знати были выплата дани и участие в воен. действиях.

Некоторые представители знати (Ходкевичи, Острожские и др.) вошли в состав верхушки крупнейших землевладельцев ВКЛ, играли большую роль в политич. жизни. К сер. 14 в. было остановлено активное наступление крестоносцев на границах Литвы; начался период длительных позиционных войн с периодич. нападениями ордена в Жемайтии и литовцев в Пруссии и Земгалии. Тогда же Жемайтия, сохраняя широкую автономию, постепенно интегрировалась в ВКЛ. Правители ВКЛ выступали соперниками моск. князей в объединении рус. земель: они поддерживали Тверское кн-во в борьбе с Моск. вел. кн-вом, а в ходе Ольгерда походов литов. войска трижды пытались захватить Москву.

Борьба за власть после смерти Ольгерда между его братом Кейстутом и сыном Ягайло, поддержанным орденом, закончилась в 1382 победой последнего. Возобновление войны с орденом в 1383 вынудило Ягайло обратиться к Польше. В результате Кревской унии 1385 Ягайло с 1386 стал одновременно королём Польши и великим кн. Литовским.

Привилеи Ягайло (1387, 1389) определили статус католичества как гос. религии и закрепили иммунитетные права католич. церкви. При этом вел. князья литовские неоднократно пытались добиться учреждения особой митрополии в ВКЛ, т.к. православие, хотя и не имевшее статуса гос. церкви, сохранялось в рус. землях и городах (православными были и некоторые князья-Гедиминовичи, правившие в рус. кн-вах).

Одновременно принимались меры для предотвращения распространения православия на этнич. литов. землях. В 1389 войну против Ягайло начал его двоюродный брат, сын Кейстута – Витовт (Витаутас), поддержанный жемайтами и Ливонским орденом.

Конфликт закончился подписанием Островского договора (1392), по которому Витовт стал правителем ВКЛ; был уточнён также статус ВКЛ в новом гос.-политич. образовании. В 1393 Витовт заключил мирный договор с Новгородом. С 1395 Витовт в документах официально именуется вел. князем. По договору ВКЛ с Ливонским орденом (1398) Новгород признавался зоной интересов Литвы, Псков – ордена.

По Виленско-Радомской унии 1401 ВКЛ оставалось самостоят. гос-вом в союзе с Польшей. В 1404 Витовту удалось присоединить к ВКЛ Смоленское кн-во. Уния с Польшей способствовала победам в борьбе с орденом (Грюнвальдская битва 1410, освобождение Жемайтии в 1422). Городельской унией 1413 уравнивались в правах феодалы-католики ВКЛ и Польши.

Привилеи 1432, 1434 уравняли в некоторых экономич. и политич. правах православную и католич. знать. «Руским» (старобелорус.) был в 15–16 вв. язык канцелярии ВКЛ. К 1430-м гг. ВКЛ расширилось до верховьев р. Ока и Черного м., отвоевало часть южнорус. земель у Золотой Орды и включало территории совр. Литвы, Белоруссии, а также части совр. Украины и России.

В 14–15 вв. в ВКЛ формировалось крупное феод. землевладение. Мн. города ВКЛ получили магдебургское право, стали центрами многонац. культуры.

Развитие ВКЛ во 2-й пол. 15 в. – сер. 16 вв. В результате русско-литовских войн (https://bigenc.ru/domestic_history/text/3522520) ВКЛ утратило Верховские княжества, Смоленск, Чернигов, Брянск, Новгород-Северский. С кон. 15 в. развернулась борьба ВКЛ с Крымским ханством.

Вмешиваясь в войну между Рижским архиепископством и Ливонским орденом, правители ВКЛ стремились подчинить своему влиянию Ливонию. По Посвольским соглашениям 1557 создан союз ВКЛ и Ливонии для противостояния Рус. гос-ву. После начала Ливонской войны 1558–83 по Вильнюсскому договору 1559 установлен сюзеренитет ВКЛ над Ливонским орденом, а в 1561 Ливония стала автономной провинцией ВКЛ.

С кон. 15 в. собирались сеймы (местные и общегос.) дворянства ВКЛ; привилеи (1447 и 1492) фактически поставили власть вел. князя под контроль Рады панов – совета знати и высшего духовенства. Права феодального сословия ВКЛ закреплены Литовскими статутами (1529, 1566). В эпоху Реформации (сер.

16 в.) среди высшей знати ВКЛ (Радзивиллы и др.) широкое распространение получило протестантство (кальвинизм в форме реформатства). Некоторые магнаты рус. происхождения (Сапеги, Оршанские, Ходкевичи и др.) в 15 – нач. 16 вв. перешли в католичество.

В кон. 15 – нач. 16 вв. переход к денежной ренте сопровождался ростом эксплуатации крестьян и обострением борьбы между крестьянами и феодалами. В сер. 16 в. с развитием товарного х-ва получает преобладание барщинная рента. С 1-й пол.

16 в. в ВКЛ развивалось книгопечатание на рус. и литов. языках.

ВКЛ в составе Речи Посполитой. По условиям Люблинской унии 1569 было создано новое гос-во – Речь Посполита во главе с польск. королём, одновременно вел. князем Литовским, которого на пожизненный срок выбирала шляхта Польши (Короны) и ВКЛ. Создавался общий сейм, но ВКЛ и Польша сохраняли собств. администрацию, войско, финансы, судебную систему, законодательство. Шляхта получала равные права на владение землей любой части федерации. К Короне отошли Подляшское и Киевское воеводства, Волынь, Подолия.

Постепенно шло отмирание литов. государственности. В 1560-е по польск. образцу было организовано местное шляхетское самоуправление. В 1579 в Вильнюсе открылся ун-т. В 1588 был издан новый литов. статут, закрепивший победу крепостничества. В 17–18 вв. происходила полонизация знати ВКЛ.

К кон. 17 в. на польск. яз. говорила б.ч. шляхты, с 1697 польский – офиц. яз. канцелярии ВКЛ. Полностью ВКЛ ликвидировано в соответствии с Третьего мая 1791 конституцией. В результате Разделов Речи Посполитой территория ВКЛ отошла к Рос. империи.

Источник: moscow-repetitor.su

Великое Княжество Литовское

С 1385 года находилось в 1569 года — в сеймовой Речи Посполитой. В XIV—XVI веках Великое княжество Литовское — соперник Великого княжества Московского в борьбе за господство в Восточной Европе. Было ликвидировано Российской империи.

Политическая история

Зарождение государства

Лист Кведлинбургских анналов, содержащий первое упоминание Литвы

«Повести временных лет» литва упоминается среди народов « [2] .

В русских летописях первое датированное упоминание Литвы относится к 1040 году, когда состоялся поход Ярослава и была начата постройка новогрудской крепости.

С последней четверти XII века многие княжества, граничащие с Литвой ( Слову о полку Игореве», Рюрик Ростиславич организовал поход против Литвы в поддержку родственников своей жены, пришёл в Полоцк [3] , с этого времени новгородско-псковские (1183, 1200, 1210, 1214, 1217, 1224, 1225, 1229, 1234), смоленские (1204, 1225, 1239, 1248) и Новгородская первая летопись [4] под 1203 годом упоминает о сражении [5] .

Правление Миндовга

Руины замка в Галицко-Волынским княжеством и князьями Литвы, Дяволтвы и [6] . В договоре среди 5 старших литовских князей упоминается [7] [8] .

Крещение Миндовга. Неизвестный автор, XVII век

Не позднее 1260 года Миндовг разорвал мир с Тевтонским орденом и поддержал восстание пруссов против орденской власти, начавшееся осенью 1260 года. По сообщению немецких хроник [12] , литовские войска участвовали в разгроме Ордена на озере Дурбе в [13] .

В 1263 году Миндовг был убит заговорщиками, среди которых различные источники называют полоцкого князя [14] . В государстве началась борьба за великокняжеский стол между полоцким князем Товтивилом и племянником Миндовга Тройнатом. Последнему удалось убить Товтивила и занять великокняжеский стол, однако вскоре Тройнат был свергнут сыном Миндовга Войшелком. В 1263 году литовцам удалось занять Чернигов после смерти Романом брянским .

От Войшелка до Гедимина

Современный вид [15] . В 1267 году он передал титул и власть зятю Миндовга и сыну галицко-волынского князя Довмонт . Между 1282 и 1291 годами, вероятно, вокняжилась новая династия, которая, согласно одной из версий, происходила из жмудских владетельных князей Эйрагола. Князьями становились 1274— 1278 в союзе с 1295 году Будивида сменил его сын 1295—1316), а после его смерти второй сын — Андреем Юрьевичами ( Волынь, затем на Киев. Некоторые историки отрицают историческую достоверность сведений о подчинении Киева [16] . В обоих случаях известно о противодействии Гедимину не только русских князей, но и татар. Любарт получил владения на Волыни, а в Киеве в последующие годы известен 1332 году впервые в истории в Новгород был приглашён князь-нерюрикович ( 1392).

При Гедимине, основателе Казимиром III, галицким князем золотоордынскими отрядами против крестоносцев.

Ольгерд и Кейстут

Политическая карта Восточной Европы в 1340—1389 годах

По соглашению между Вильны. Братья заключили договор, по которому все они должны повиноваться Ольгерду как великому князю. Кейстут управлял северо-западной частью княжества и вёл борьбу с Орденом. Действия Ольгерда были сосредоточены в восточном и юго-восточном направлении. При 1377) княжество фактически стало доминирующей державой в регионе.

На юге владения Ольгерда расширились присоединением 1356). Особенно позиции государства укрепились после того, как в 1362 году Ольгерд разбил татар в Киеве князя Федора, подчиненного Золотой Орде, и отдал Киев своему сыну Владимиру. В первое время это привело к прекращению выплаты дани Орде, в которой в те годы шла Литва, вся территория современной Белоруссии, Смоленская область, часть Украины. Для всех жителей Западной Руси Литва стала естественным центром сопротивления традиционным противникам — Золотой Орде и Тевтонскому Ордену. Кроме того, в Великом княжестве Литовском в середине XIV века численно преобладало православное население [источник не указан 3331 день] .

Особое место в политике Ольгерда занимала борьба с Московским княжеством, которое стремилось к господству в Северо-Восточной Руси , в том числе помогая 1368 и 1370 годах Ольгерд 1371 году на стороне тверского князя выступил и добившийся лидерства в Золотой Орде Мамай, примерно в то же время возобновились выплаты дани в Орду с южнорусских земель, подчинённых Литве. В 1372 году Ольгерд заключил мир с Дмитрием Московским, но в последние годы своего правления Ольгерд утратил контроль над восточными землями княжества, прежде всего Брянском и Смоленском, склонившимся к союзу с Москвой, в том числе и против Орды.

За обладание Волынью Ольгерд вёл борьбу с Польшей, окончившуюся миром в 1377 году . Уделы Берестейский, Владимирский и Луцкий отошли к Литве, а земли Холмская и Белзская — к Польше.

Ягайло и Витовт

Рост Великого Княжества Литовского до 1462 года

После смерти Ольгерда (1377) старшим в роде оставался Ягайло. Последнего не признали его братья: 1380). Вскоре Кейстут, узнав о сношениях племянника с Орденом, с целью утверждения своего единовластия, в 1381 году свергнул его с престола. В следующем году Ягайло смог захватить Кейстута и уморить его в тюрьме. Во время этой борьбы Ягайло уступил ордену 1382).

В 1384 году Ягайло, Гродно и Ягайло заключил союз Польским королевством — принял католичество и новое имя Владислава, женился на наследнице польского престола Тевтонским орденом. В 1387 году Владислав Ягайло официально крестил Литву.

Владислав-Ягайло передал великокняжеский престол своему брату 1390 году свою дочь Файл:Witold Duke of Lithuania seal.PNG

Великокняжеская печать Витовта

В 1392 году между Ягайло и Витовтом было заключено Островское соглашение, по которому великим князем литовским становился Витовт, а Ягайло оставлял себе титул «верховный князь Литвы». Скиргайло был переведён в Киев, где вскоре умер (возможно, от отравы).

Витовт, в 1395 году присоединивший к Литве Смоленск, скоро стремился к полной самостоятельности и отказал Ягайлу в дани. Благодаря союзу с сыновьями Мансуры Мамай Витовту удалось мирным путём присоединить на юге в 90-х годах XIV века к своему княжеству огромные территории 1399 году Витовт, поддержавший свергнутого ордынского хана Тамерлана битве на Ворскле . Вследствие поражения Витовт вынужден был заключить мир с новгородцами, потерял Смоленск (вновь занят после нескольких походов с помощью польских войск в 1405), стал искать сближения с Ягайло. Ослабленное Великое княжество Литовское 1401 году было вынуждено заключить новый союз с Польшей (так называемая Виленско-Радомская уния ). В силу подписанного акта по смерти Витовта власть его должна была перейти к Ягайло, а по смерти последнего поляки обязывались не избирать короля без согласия Витовта.

В 1405 году Витовт начал военные действия против Пскова; тот обратился за помощью к Москве. Однако Москва объявила войну Великому княжеству Литовскому только в 1406 году , крупные военные действия фактически не велись и после нескольких перемирий и Файл:Matejko Battle of Grunwald.jpg

Тевтонским орденом, жмудская земля, отданная немцам, постоянно обращалась к Литве с просьбою об освобождении. Соединённые войска 1410). По торнскому миру ( 1422 году Тевтонский орден окончательно отказался от дворянство сравнивалось правами с польским. Следствием был рост влияния поляков и католического духовенства в Литве.

Витовт стремился к соединению церквей, считая униатство компромиссом, на который могут пойти как православные, так и католики. Но его переговоры по этому поводу и поддержка гуситов не привели ни к чему. В последние годы Витовт помышлял об отделении Литвы от Польши и задумал с этою целью короноваться, но поляки перехватили послов, везших ему корону от императора Файл:Trakai-Troki.jpg

Коронация была намечена на 1430 год и должна была состояться в Вильне, куда собрались многочисленные гости. Признание Витовта королём и, соответственно, Великого княжества Литовского королевством не устраивало польских магнатов, которые надеялись на инкорпорацию Великого княжества Литовского. Ягайло был согласен на коронацию Витовта, но польские магнаты перехватили королевскую корону на территории Польши. Витовт в то время болел, по легенде он не вынес известия об утрате короны и умер в 1430 году в своём После смерти Витовта

В 1432 году группа пропольски настроенных князей совершила переворот и возвела на престол брата Витовта — 1435 году в битве под Вилькомиром (ныне Казимира Ягайловича, которого там избрали великим князем. Нестабильностью политической власти в государстве пытались воспользоваться некоторые русские земли для восстановления независимости ( 1447, парчевский 1451, серадский 1452, парчевский и петроковский 1453) поднимался этот вопрос, но соглашение достигнуто не было.

При Казимире была учреждена 1458), первоначально 1470 года в ведении вселенского патриарха Константинополя (в то время как 1478). В 1480 году московский князь Иван III освободил подвластные земли от ордынского ига , а в 1487 году принял титул «князя Болгарского», после чего подчинённые Литве русско-литовских ». В частности, по итогам 1514 году — смоленских земель.

Казимир расширил международное влияние династии Ягеллонов — подчинил Польше Пруссию, посадил своего сына на чешский и венгерский троны. В 1492— 1526 годах политическая система Ягеллонов охватывала Польшу (с вассалами Пруссией и 1492) Польша перешла к его сыну Александру. По смерти Иоанна Альбрехта (1501) Александр стал и королём польским. Он стремился к распространению польского начала в Великом княжестве Литовском. При нём в 1501 году была подтверждена политическая Файл:Mir-Castle.jpg

В составе Речи Посполитой

Административное деление Великого княжества Литовского на 1654 год

При 1522—1572) 1569) завершился процесс политического соединения Литвы с Польшей, подготовленный предыдущей историей. Уния встретила сильное противодействие литовской элиты и только сильным давлением Польскому королевству удалось заставить Литву согласиться. Великое княжество Литовское должно было уступить Польше Ливония была объявлена принадлежностью обоих государств.

Великое княжество Литовское объединилось с Речь Посполитую. Согласно акту Люблинской унии (оригинал акта до наших дней не сохранился), Литвой и Польшей правил совместно избираемый король, а государственные дела решались в общем Сейме. Однако правовые системы, денежная система, армия и правительства оставались отдельными, также существовала граница между двумя государствами, на которой взимались таможенные сборы.

В XVI—XVIII веках в Великом княжестве Литовском господствовала шляхетская демократия. Во второй половине XVII в. — начале XVIII века, после двух опустошительных войн Северной войны 1702—1709 гг., Речь Посполитая пришла в упадок, попав под протекторат России. В 1772, 1793 и 1795 годах состоялись Россией, Пруссией и Австрией. Бо́льшая часть территории Великого княжества Литовского была присоединена к России, но Белостокская земля , а также Восточной Пруссией и Венского конгресса (1815), когда в составе Российской империи было создано Этноязыковая ситуация

Восточнославянские наречия к концу XIV века

Область распространения литовского языка в XVI веке

Великое княжество Литовское — полиэтничное государство. Его населяли славяноязычные поляки (крестьяне-колонисты, известные как пруссы (бортеи или зуки, немцы, составлявшие прежде всего купечество и проживавшие в основном в городах; евреи ( караимы, небольшие группы армян, итальянцев, венгров и других этносов.

По мнению литовских учёных, основанном на лингвистических данных, исследованиях списков костёльных метрик, учебных заведений с указаниями этнической принадлежности и владением языками, отдельных упоминаниях в судебных источниках, свидетельствующих о бытовой языковой ситуации, правовой, хозяйственной и бытовая терминологии, состоящей из большой доли литуанизмов, в XVII веке литовский язык в Великом княжестве Литовском имел широкое распространение и использовался в качестве языка общения на территории [17] [18] [19] [20] [21] [22] Согласно белорусским исследователям, литовский язык был распространён только среди низшего сословия населения этнической Литвы, хотя постепенно жители этих земель переходили на славянские языки [23] [24] [25] . На русских землях Великого княжества литовского говорили на восточнославянских диалектах, которые легли в основу белорусского и украинского языков и назывались «руський язык» или «руськая мова» [17]

Согласно литовским исследователям, западнорусский письменный язык нельзя назвать государственным, так как он сохранял известную дистанцию по отношению к разговорным языкам. В связи с этим в литовской историографии западнорусский письменный язык называют канцелярским языком Великого княжества Литовского [17] . В белорусской же историографии западнорусский письменный язык, называемый старобелорусским, являлся государственным языком, что не исключает использование в делопроизводстве и других языков [27] . Также отмечается, что государственный статус западнорусского языка закреплён [28] .

В XVIII веке литературные памятники на западнорусском письменном языке представлены в основном интермедиями — короткими вставками в иноязычный текст. В конце XVIII века основные документы стали печататься уже на польском языке, появляются первые параллельные переводы отдельных документов на литовский язык, которые издаются для жителей Великого княжества Литовского, в то время как западнорусский язык вытесняется из делопроизводства. Так, [29] [30] (она стала первым юридическим актом на этом языке). С 1791 года появляются и переводы постановлений Сейма на литовский язык. «Воззвания» [31] [32] [33] также обращаются к согражданам лишь на литовском языке [34] [35] .

Административное устройство, социальная структура

Разворот книги Статуте Великого княжества Литовского 1529 , в Статуте 1566 и Статуте 1588 года .

Развитие социальной и правовой структуры Великого княжества Литовского связано с развитием феодальных отношений, развитием городов и становлением шляхетского сословия (боярства), а со второй половины XVI века, постепенным закрепощением крестьян по польскому образцу.

Культура

Культура Великого княжества Литовского формировалась на территории нынешних Литвы, Белоруссии, части Польши и большей части Украины, развивалась под воздействием взаимосвязанных социально-экономических, сословно-классовых и политических факторов, опиралась на богатое древнерусское наследство и западные традиции. Имела типичные черты общности восточнославянских и европейских культур.

При возникновении Великого княжества Литовского вошедшие в его состав земли находились на разных уровнях экономического, политического и культурного развития. Основные этнические особенности материальной и духовной культуры Великого княжества Литовского определились в XIII—XVI веках, когда в результате широкого поля взаимодействия русской, литовской и польской культур появились перекрёстные явления.

Территории современных Украины, Белоруссии и частично России составляли 9/10 общей площади княжества, и по сути, в Великом княжестве Литовском к концу XVI века возникла единая метакультура. Этому способствовали также исторические традиции, культурная и языковая близость. Для культурной жизни государства характерным было присутствие двух тенденций: этнорелигиозное самосознание с ориентацией на традиционные культурные ценности и естественное взаимодействие культур, создававшее единое культурное пространство. При этом во многом интеграционные процессы этнических культур противостояли конфессиональным спорам и распрям.

Религия

«Крещение Литвы», Ян Матейко , 1889 год

До язычество, а другая часть государства была крещена в Древнерусского государства. После Кревской унии началось активное распространение католичества, пользовавшегося поддержкой центральной власти. С середины XVI века под влиянием Реформации в Великом княжестве Литовском распространялись Брестская церковная уния , в результате которой часть православных признала власть папы римского и оформилась в особую католическую церковь, придерживающуюся иудаизм и ислам, впервые зафиксированные здесь в XIV веке.

Образование

В XIII веке письменность стала распространяться среди горожан, купцов и ремесленников. В XIV и особенно в XV веке в крупных имениях создавались школы. Расширилось обучение детей странствующими учителями-самоучками («мастерами грамоты», «даректорами»). Курс обучения ограничивался элементарной грамотой.

С проникновением католиков в Литву они также учреждали свои училища. Одной из первых была коллегия, учрежденная королевой 1454 году было учреждено при виленском св. Станислава кафедральном соборе училище для подготовки духовенства. В этом училище учились и представители светских профессий, однако значительная часть его выпускников предназначалась для духовной службы в костеле. В училище этом от основания и до начала XVII века науки преподавались на латыни и на западнорусском языке. Преподавание в костельных школах не только Литвы, но и Жемайтии вплоть до конца XVII века велось на западнорусском языке [36] .

В XVI веке в городах и местечках Великого княжества Литовского возникли кальвинистские школы, позже школы различных католических орденов: иезуитов, братские школы .

В 1550-х гг. в Вильне, Витебске, Новогрудке, Орше, Каунасе, Минске, богословие, различные языки, риторика, история, математика, античная поэзия, церковное пение.

Учились 6-10 лет. Выпускники отдельных школ получали знания, достаточные для поступления в университет.

Арианство, как протестанское течение в христанстве, появилось в начале IV века в Римской империи. В XVI веке идеи арианства возродились, пришли они и Великое княжество Литовское. Наиболее значичтельные арианские общины были в Новогрудке, Ивье, Несвиже. При общинах открывались школы. Так, существовали школы в Ивье, Клецке.

Любче, Лоске, Несвиже.

Школы имели 3-5 классов. Кроме богословия в них изучались труды древних философов, греческий, латинский, польский и белорусский языки, риторика, этика, музыка, арифметика и др. Учились дети не только ариан, но и остальных католиков и православных.

Православные братства обычно создавались при церквах и монастырях. Школы братств были открыты в Бресте (1591), Могилёве (1590—1592), Минске (1612) и других городах Великого княжества Литовского.

Во главе школы стоял ректор, учителя избирались на собраниях братства. Школы были общесословными, имели 3-5 классов. В них изучались различные языки, риторика, труды античных мыслителей, музыка. Давались и некоторые познания в арифметике, географии, астрономии.

26 июля 1400 года король польский Ягайло возобновил деятельность Виленский университеты (1579), Краковский университет был главной высшей школой для литовской молодёжи. Ягайло оказывал поддержку литовцам, обучавшимся в университете: в 1409 году он поручил выделить дом для размещения бедных студентов, особенно тех, которые «прибыли из Литвы и Руси». До середины XV века в Краковском университете обучалось около 70 юношей из Литвы из мещанского сословия, а также представители шляхты (князья Гедройцы, Сапеги, Свирские, Гольшанские) [источник не указан 3342 дня] .

Литература

«Библия руска» Франциска Скорины, 1517

«Postilla lietuwiszka» «Постилла на литовском» Йокубаса Моркунаса, 1600

В 1629 году профессор Януша Радзивилла в 1651 г. открывается издательский дом. В 1653 г. в Степонасом Яугелисом-Телегой с помощью Януша Радзивилла на литовском языке тиражом в 500 экземпляров издаётся крупное издание «Knygą nabožnystės krikščioniškos». Книга имеет первую стихотворную дедикацию на литовском языке с обращением к Янушу Радзивиллу «милостно принять этот труд, слушаться Слова Господнего, молится к Богу, петь милосердно». Это крупнейшее кальвинистское издание в Великом Княжестве Литовском. Кроме этого издания, в печатном доме издавались работы Самуэлисом Богуславасом Хилинскисом и отдельно от первого Искусство

Карла Станислава Радзивилла служил капельмейстером известный немецкий композитор Ян Давид Голланд . В XVIII веке в театре ставились классические произведения зарубежных и местных авторов.

Несвижский театр Радзивиллов. Декорации к спектаклю

Начало Сморгонская медвежья академия . Школа верёвочных прыгунов существовала в Семежеве близ [40] [41] [42] и западнорусском языках, в сценках использовались приёмы и сюжеты батлейки. Актёрами были учащиеся, которых обучали сценическому искусству учителя риторики. Школьный театр имел свою разработанную поэтику с канонизированными средствами сценического движения, манерой исполнения, гримом и оформлением сценической площадки. Сцена освещалась рампой, имела рисованный задник и объёмные декорации для сценических эффектов. Особенно часто спектакли проходили в учебных заведениях иезуитов, где школьному театру придавали особое значение как методу воспитания.

Портрет Катерины Тенчинской-Слуцкой, 1580-е

В XIV—XVI веках в Великом княжестве Литовском развиваются живопись, графика, эпохи Возрождения в государстве было подвержено сильному влиянию богатых традиций византийской и древнерусской культур. Уже в середине XVI века сказывается влияние итальянцев, например, работа неизвестного мастера- иконы. Анания создал для пинского князя Фёдора Ярославича уникальную резную икону «Премудрость создала себе храм» [43] .

Источник: science.fandom.com

Великое Княжество Литовское (кратко)

Великое Княжество Литовское (кратко)

Великое Княжество Литовское — средневековое феодальное государство в Восточной Европе. В годы своего процветания государство простиралось от Балтийского моря до Черного. Княжество для своего времени было одним из самых развитых в Европе.

От первых племен до Миндовга

Первые люди заселили этот Прибалтийский район в 10 000- 9000 до н.э. Основным их занятием было скотоводство, земледелие и охота. В 9-12 веках н.э началось разложение первобытно-общинного строя. Первые упоминания о Литве в немецких источниках относят к началу 11 века. На Руси о княжестве стало известно с середины того же века.

Начиная с этого периода Литва устраивала набеги на приграничные русские княжества. Доказательством существования раннефеодальных отношений может служить договор между Галицко-Волынским княжеством и близлежащими землями местных князей. После этого на исторической арене Литвы появляется князь Миндовг.

Правление Миндовга

Большая часть правления Миндовга была наполнена борьбой с Тевтонским орденом и Папской властью. В 1236 году состоялась битва при реке Сауле в ходе которой тевтонцы были опрокинуты и спасались бегством, это победа позволила ему сконцентрировать внимание на объединение литовских земель и дальнейшей экспансии на Русь.

Приблизительно в 1240-ом году он был официально избран князем Литвы и принял титул Великого Князя Литовского. В это же время им была присоединена Западная Беларусь. Заключение мира с Папой Римским в 1251 позволило новоиспеченному князю усилить позиции своего государства. Вскоре после этого был заключен мир с Даниилом Галицким, однако вскоре его княжество захватили ордынские ханы, и он был вынужден напасть на своего зятя. Это было поводом для Миндовга начать завоевание юго-западных княжеств Руси.

В 1260 году произошла битве при озере Дурбе, ее причинной были разногласия между немцами и литовцами за северо-западные княжества, помимо этого крестоносцы все еще считали литовцев язычниками и не могли смириться с их положением при католической церкви. Битва была выиграна пруссами и литовцами. Орден понес большие потери и был вынужден капитулировать на неопределенный срок. Победа позволила Миндовгу разорвать мир с Папой Римским, и начать боевые действия против польских католиков.

В 1263 Миндовг был убит заговорщиками, мнений по поводу причин убийства существует немало.

Период междоусобиц и краткосрочных правлений

После смерти Великого Миндовга начался конфликт за трон. Сначала Тройнат сверг Товтивила, после самого Тройната сверг сын Миндовга Войшелк. Перед своей смертью он передал трон Андрею Шварну, который в скором времени умер. После него был Тройден, он проводил ту же политику что и Миндовг. Был убит Довмонтом.

Предпоследнее десятилетие 13 века плохо освещено в источниках, лишь известно что правили некие Бутигейд и Будивид.

Витень и Гедимин

В 1292 году в княжестве воцаряется Витень. Он также проводил политику агрессии в отношении тевтонцев. Его имя связанно с освобождением Полоцка и его дальнейшим присоединением к Княжеству Литовскому. После него в течении 23 лет правит Гедимин, его родство с Витенем ставится под вопрос большим количеством историков.

Все его правление прошло под знаменем присоединения русских земель к своему княжеству. Либеральная политика литовцев во многом помогала им в захвате земель, они не навязывали свои нравы и мирились с чужой религией. Он проводил политику против укрепления Москвы, для этого он заключил мир с католиками, тевтонами, поддерживал Тверь и Новгород и начала вводить католичество.

В 1323 году Великий Князь Гедимин присоединил Волынь, и заимел своим вассалом город Киев. В 1331 году состоялась битва при при Пловцах против крестоносцев, которые по прежнему не признавали «литовских язычников» , в ней Княжество Литовское одержало победу. Сражение при Велюоне стала роковым для Гедимина. В нем он лишился своей жизни. Его правление укрепило

великокняжескую власть и усилило позиции Великого Княжества Литовского в Европе.

Дуалистическое правление Ольгерда и Кейстута

После гибели Гедимина княжество оказалась на гране распада, так как в нем не было определенного порядка престолонаследия. Ольгерд и Кейстут были самыми влиятельными из семи сыновей Гедимина, еще в 1341 и 1342 годах они вместе разбили крестоносцев и Орду, а в 1345 году сместили с великокняжеского престола Евнутия.

Два брата разделили страну по сферам влияния, Ольгерду досталась Русь и Орда, а Кейстуту борьба с тевтонцами. В 1346 Ольгерд разграбил близлежащие новгородские земли.

В 1349 он участвовал в смоленско-московском конфликте на стороне Смоленска, однако московский князь смог заручиться поддержкой хана Орды, и пригрозить Смоленску разграблением, тот в свою очередь был вынужден ретироваться, вскоре и сам Ольгерд отхватил от бывшего союзника Ржев. После смерти князя московского Литовское княжество продолжило захват русских земель.

Начиная с 1362 года земли княжество расширяются на юг, за счет ослабления Орды, к Литве были присоединены огромные степные территории до Каспия. Помимо этого Великий князь Ольгерд без боя занял Киев, и открыл дорогу на Москву, а в 1370 и 72 годах даже совершал походы на нее, но оба раза были подписаны мирные договоры. Под конец жизни Ольгерд не вмешивался в политику других стран, и занимал позицию нейтралитета. Брат же его за все время двойного управления ни в каких крупных конфликтах не участвовал, но во время правления Ягайло сделал важный шаг, который завершился провалом..

Ягайло, Витовт и Польша

В 1377 Ольгерд умирает. Его приемником становится его сын Ягайло, который как и другие Великие Князья продолжал анти-московскую политику. В начале правления проводил политику сближения с Тевтонским Орденом, его действия не нравились Кейстуту, который в 1381 сверг его, но через год произошло обратное смещение. Кейстут был замучен в тюрьме,а его сыну Витовту удалось бежать.

Он попросил помощи у Ливонского Ордена, из-за этого началась междоусобица, и в 1384 году братья заключили мир, и совместно ударили ливонцев, такое наступление завершилось удачно, была взята крепость Ковно. В 1385 году была подписана Кревская уния по которой Польша и Литва объединялись под властью Великого Литовского Князя, такое сближение было вызвано раздробленностью Польши и в необходимости ее спасения.

Началось силовое распространение католичество в Литве, это не устраивало Витовта и православное население. В новом государстве вновь началась гражданская война. Однако продлилась она не долго, ибо Ягайло осознавал шаткость своего трона. По соглашению 1401 года Витовт признавался пожизненным Великим Князем Литвы без передачи трона кому-либо.

Все еще продолжалась война на два фронта: на одном тевтонцы, а на другом русские. В 1406 произошло стояние на реке Угре, после которого между Россией и Литвой был заключен «вечный мир». И в 1410 году состоялась битва при Грюнвальде, в ходе которой польско-литовские войска нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому Ордену. В данный период Литва достигла пика своего могущества.

Литва после Витовта

Витовт умер в 1430 году. После этого началась серия небольших политических конфликтов. Сначала князем выбрали Свидригайла, но союз Ягайло и Сигизмунда свергли его, и Сигизмунд стал литовским правителем, его правление продлилось до 1440 году, он был убит заговорщиками.

После него князем стал Казимир, который в 1449 году подписал договор с Василием II о разделе сфер влияния в Восточной Европе. С 1480 года начались русско-литовские войны в ходе которых Литва потеряла 40% своих территорий. В 1492 году Казимир умирает. Следующие правители проводили политику объединения с Польшей, князь Сигизмунд расширял права польской шляхты на литовские земли.

Речь Посполитая

В 1569 году была подписана Люблинская уния, по ней Польша с Литвой становились единым государством — Речью Посполитой, правитель страны выбирался всеобщим сеймом состоящим как из польской, так и из литовской элит. Общее польско-литовское государство пришло в упадок в начале 18 века. С этого момента оно стало под протекторат Российской Империи, а в ходе последнего раздела Речи Посполитой (1795) Великое Княжество Литовское прекратило свое существование.

Источник: www.istmira.com

ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ

1. — Источники к истории княжества Литовского. 2. — Возникновение Литовской государственности. 3. — Южная Русь в конце XIII века. 4. — Причины утраты государственности Южной Русью. 5. — Литовское государство в XIV веке.

6. — Литва и Московское государство.

Сегодняшняя лекция будет посвящена обзору проблем, связанных с возникновением Великого княжества Литовского — государства, которое в течение долгого времени являлось западным соседом Руси и с которым так или иначе связана русская история на протяжении XIV, XV, XVI и XVII столетий.

Именно эта тема почему-то очень часто вызывает затруднения у абитуриентов и студентов. Может быть, потому, что действительно это история не вполне русская, может быть, потому, что внимание всегда привычно концентрируется на московских событиях, русских событиях, а Литва — это вроде бы где-то сбоку.

Прежде всего скажу, что основным источником для нас по литовской истории (по XIII веку), естественно, освещенной как бы с российских позиций, является Галицко-Волынская летопись. Это совершенно уникальный памятник — единственная летопись, которая рассказывает нам об истории южной Руси в XIII столетии, Руси галицко-волынской, которую называли еще и южной Русью.

Именно в этой летописи мы можем прочитать о первых литовских князьях, о первых шагах литовской государственности, вообще о том времени, когда Литва вполне зависела от могущественных Галицких князей, до того момента, когда роли начинают меняться. Галицко-Волынская летопись заканчивается изложением событий конца XIII столетия, когда государственность Литвы начинает развиваться. Зачем нам нужна история Литвы? Дело в том, что если мы не будем заниматься этим вопросом, мы никогда не поймем, откуда взялась Украина, и в конечном итоге для нас будет чрезвычайно сложно представить себе события XVII и XVIII веков.

Литовское племя, родственное славянам, видимо, было близко по происхождению к племени прусов и латов. Обитало оно в среднем течении Немана и, строго говоря, делилось как бы на две большие группы. Одна группа — та, что обитала на севере, в нижнем течении Немана, — называлась жмудью.

Эти литовские племена жили в лесах, занимались исключительно охотой, бортничеством, и их трудно даже назвать земледельцами. Собственно литовские племена обитали южнее, в среднем течении Немана и земледельцами, бесспорно, были. Племена эти были достаточно изолированы друг от друга, но примерно в середине XIII столетия в них уже налицо предпосылки возникновения государства, и именно к этому времени, видимо, относится начало возникновения городов, на первых порах очень немногих и очень примитивных. Мы знаем, что возникновение городов всегда знаменует собой начало создания государства, и здесь этот знак можно принять как датирующий.

Первым князем, который стал объединять разные литовские племена, был Миндовг, который был убит своими противниками в 1263 году. С ним у Галицкого князя Даниила Романовича были довольно тесные отношения, и о Миндовге мы можем узнать немало из Галицко-Волынской летописи. Противники убили его за ту политику, которую он проводил, — политику централизации, объединения разных племен. Но его преемники продолжили эту деятельность, и основные события разворачиваются в XIV веке, когда литовскими князьями становятся Гедимин (1316–1341 гг.) и его сыновья Ольгерд и Кейстут. Обычно у нас вспоминают Ольгерда, но братья правили вместе.

Я уже говорил о том, что татары, как бы гигантскими граблями прочесав всю русскую землю, за исключением Новгорода, вернулись в свои степи. Мы говорили о татарском нашествии, о разграблении городов, но не останавливались на прямых последствиях этого нашествия для всей русской земли. Оказалось, что северо-восточная Русь сохранила свою государственность, а Киевская земля и все, что вокруг нее, практически перестали существовать. Вместо 100-тысячного Киева можно было насчитать максимум 200 дворов. Судьба соседних городов была точно такой же.

А вот что касается Галицко-Волынского княжества, то оно стало своеобразным проходным двором для татарских ратей, которые шли на запад и возвращались, шли в Польшу и возвращались из Польши. Поэтому практически вся вторая половина XIII столетия в южной Руси — это непрерывная татарская атака.

На севере, на северо-востоке татары переписали население, посадили баскаков, потом все свелось к тому, что князья начали сами постепенно предоставлять ордынский «выход», признав себя данниками, и татарские рати постепенно исчезли. Южная Русь — это практически непрерывное присутствие татар. А что касается огромного пространства в среднем течении Днепра, то есть южнее Смоленска, до Киева и дальше, то это просто степь, где непрерывно хозяйничают татары. Население, которое здесь когда-то было, выбито, остальное стремится куда-нибудь убежать и, естественно, оседает на северо-востоке, поскольку жизнь там хоть немного, но спокойнее. Там лес, который может защитить, а на юге его нет.

И вот именно на этих запустелых киевских землях постепенно начинает воздвигаться Литва. Этот процесс вы должны себе очень четко представлять. Именно Литва начинает постепенно захватывать эти земли.

Уже в конце XIII столетия появляются литовцы на этих территориях, а дальше процесс идет следующим образом: при Гедимине в состав Литовского княжества уже входят Полоцкая, Витебская, Минская земли (первая половина XIV века), Ольгерд, его сын, который правит с 1345 по 1377 год, захватывает Волынь, Киевскую, Новгород-Северскую земли, а на Верхней Волге доходит до Ржева. И вот теперь вы, вероятно, начинаете представлять себе, почему в течение долгого времени русская западная граница проходила по линии: Псков — Ржев — Смоленск — Брянск. Все, что было за этой линией, было уже западом, Литвой.

Процесс шел в течение всего XIV столетия. И вот этот-то литовский фактор окончательно и поставил точку на единстве древней Руси. Северо-восточная Русь стала существовать самостоятельно. Южная Русь еще просуществовала до конца XIII столетия и по инерции — до начала XIV столетия. Но она самостоятельной уже остаться не смогла и досталась Литве и Польше. Почему так получилось?

Почему Галицко-Волынская земля не смогла противостоять литовцам? Ведь они стояли на куда более низкой ступени развития, ведь государственным языком Литвы становился русский язык, а религией фактически — Православие. Почему же при такой ситуации Галицко-Волынское княжество постепенно утрачивало все больше и больше территорий, а потом утратило и государственность?

Я думаю, что этот вопрос следует рассматривать следующим образом. Когда перед северо-восточной Русью встал выбор, что делать с татарами, как себя вести, как поступать, Александр Невский, победитель немцев, победитель шведов, вдруг по отношению к татарам занимает совершенно иную позицию.

Не просто мир — северо-восточная Русь признает себя данником, вассалом; северо-восточная Русь принадлежит татарам, и северо-восточные князья — вассалы татар. Именно эту политику будут проводить практически все московские князья в течение трех четвертей XIV столетия. Благодаря такой политике, поддержанной Церковью, и будут достигнуты совершенно необычные результаты. На Куликовской битве татарам будет нанесен смертельный удар, а пройдет еще время — и иго будет навсегда свергнуто.

Такая же проблема стояла и перед Даниилом Галицким. Что делать, как поступить? Ситуация, правда, у него была немного иная. Рядом была Западная Европа, Венгрия, Польша, были очень близкие дружеские, родственные, семейные связи с этими странами. С севера как бы нависала Литва, а татары не оставляли в покое это княжество буквально ни на один год.

И вот Даниил Галицкий — тот самый, который когда-то избрал в нареченные митрополиты Кирилла и сделал единственно правильный выбор, — в данной ситуации поступает недальновидно, как показала история. Он пытается опереться не на своих поработителей, как сделала северо-восточная Русь, а на Запад.

Он вступает в переговоры со своими западными соседями, пытаясь организовать союз, но вы отлично знаете, что на Западе никакой политический союз невозможен без союза религиозного. Начинаются фактически переговоры даже об унии. И именно такой поворот политики Даниила как бы разверзает пропасть между этим князем и митрополитом Кириллом. Тогда митрополит Кирилл и сосредотачивает все свои усилия на северо-востоке. Происходит фактический разрыв между главой Церкви и Галицким князем.

В 1255 году дело заходит настолько далеко, что в Галицкое княжество приезжают легаты римского престола и, пообещав, естественно, Даниилу все, что угодно, подтверждают свой союз с ним тем, что коронуют его от имени римского первосвященника. В 1255 году в городе Дорогичине происходит это совершенно поразительное событие.

Этому есть параллель. Александр Невский тоже, как известно, был объектом подобных расчетов. К нему тоже приезжали легаты из Рима и тоже пытались, как иронически сообщает автор жития Александра Невского, учить его Закону Божию. В этом житии приводится ответ, который якобы дал Александр Невский легату.

Он настолько своеобразен, что я позволю себе его напомнить: мы-де знаем все от сотворения мира до Потопа, от Потопа и Ноя до Вавилонского столпотворения и дальше — все вплоть до Седьмого Вселенского Собора: И слушать вас нам незачем, и разговора у нас с вами не будет. Я не убежден, что именно так звучала грамота, которую Александр Невский дал (если он вообще ее давал) папским послам, но к католикам на русском севере относились совершенно однозначно.

Не то было на юге. Колоссальную роль сыграли личные связи с западным миром, семейные, родственные узы. Для Даниила Галицкого Венгрия вовсе не была заграницей, он там бывал много раз, то же самое было и в отношении Польши.

Но поражает, что этот человек, изощренный политик, возглавлявший государство на протяжении практически всей своей жизни (он остался сиротой, когда ему было 4–5 лет, с этого времени он был фактически провозглашен князем), — так вот, человек этот не понял, что обещания, которые ему так щедро дают, ничего не стоят. Впоследствии он разорвал союз с Западом, но, как говорится, время ушло, северо-восточным князьям помогала Русская Церковь. Менялись митрополиты, менялись князья, а союз Церкви с государством оставался, независимо от того, был ли митрополит русским или греком, был князем Иван Калита или Семен Гордый. На юге все было по-другому. Полагаю, что именно здесь и лежит объяснение того печального факта, что Галицко-Волынская Русь не сохранила своей государственности, а распалась и по частям была захвачена литовцами и католической Польшей.

Конечно, мысль эта не обязательна для вас. Может быть, у кого-то будет другое мнение. Может быть, кто-то, прочитав Галицко-Волынскую летопись или другую литературу, придет к каким-то другим выводам. Но мне кажется, что возможность противостояния татарам и католической или литовской экспансии могла быть реальной только в случае союза государственной власти и власти церковной.

Если такого союза, такой симфонии не было, то дело увенчаться успехом не могло. Русь была создана крещением, поэтому именно союз светской и церковной властей и был залогом развития, существования нашего государства.

Впоследствии, когда в 1385 году Кревская уния подтвердила политический союз Литвы и Польши, а в 1413 году на Городельском сейме вся литовская шляхта получила те права, которые были у польской шляхты, практически уже пошел процесс объединения двух государств, который со временем и привел к образованию единого государства, и здесь уже говорить о том, что Галицко-Волынское княжество могло как-то этому противостоять, не приходится. В 1337 году Галицкие земли были включены в состав Польши, а остальные Ольгерд позже включил в состав своего Великого княжества Литовского.

Итак, перейдем к следующему моменту. Население, которое жило в Литве и в Польше, было русским и даже православным. Утрачивалась государственность, но не вера. Литовцы были язычниками и стояли на очень, прямо скажем, низком уровне развития, их языческие верования были невероятно примитивны, и поэтому, как всегда бывает в таких ситуациях, завоевывая русские земли, литовские племена постепенно становились православными.

Литовские князья понимают, что коль скоро у них так много православного населения, а государство самостоятельно, значит, нужно иметь и главу Православной Церкви. Практически весь XIV век — это попытка Литвы создать собственную митрополию. Чему, естественно, препятствуют митрополиты русские, которые сначала называются киевскими, потом владимирскими, а потом московскими.

Здесь нужно разобраться в вопросе: может быть, было бы лучше, если бы укоренилась самостоятельная литовская церковь? Так ли уж необходима здесь конфронтация? Очевидно, митрополиты — и Кирилл, и, в большей степени, Максим, Петр, Феогност, Алексий — полагали, что хоть и нет уже там крепкой русской государственности, но русское население будет существовать, пока будет в религиозном отношении единым со всей остальной частью Руси. Это реально, потому что вся политика русских митрополитов была направлена на то, чтобы не допустить существования самостоятельной митрополии в Литве. И дело было, конечно, не в доходах, которые в таком случае получали или не получали бы митрополиты от литовского населения.

Речь шла о том, что, видимо, митрополиты Феогност и Алексий пытались все-таки сохранить возможность для дальнейшего объединения русских земель, то есть изъятия их у литовского государства, восстановления единства русской земли в его этнических границах, его этнической территории. И если иметь в виду развитие нашей истории, то именно такой взгляд оказался, конечно, самым правильным, потому что в дальнейшем так оно и вышло. Другое дело, что восстановление этнических границ произошло значительно позже, чем, вероятно, об этом думали в XIV веке. (Только при Екатерине II земли, на которых жило православное население, окончательно вошли в состав русской империи).

Но коль скоро митрополиты ставились, то нужно сказать несколько слов и о них. Гедимин пытался поставить своего митрополита, и около 1316–1317 года появляется на несколько лет митрополит Феофил. Но уже в 1328 году митрополит Феогност, едва приехав из Византии на Русь, поставляет своих епископов в Галич и во Владимир-Волынский. Но Гедимин не оставляет своих попыток.

Очевидно, что митрополит долго на своем посту не пробыл — видно, митрополия не сложилась (Феогност принял меры), и в 1331 году появляется новый митрополит Галицкий, который, впрочем, тоже существует недолго (очевидно, тоже креатура Гедимина). И опять-таки, надо полагать, именно благодаря влиянию Феогноста и его авторитету в Константинополе новый ставленник Гедимина не задержался и не сумел создать самостоятельную Православную Церковь в Литве.

Около 1347 года фиксируется уже третья попытка, и в 1354–1356 годах ставится еще один митрополит — Роман, который умирает в 1361 году. В 1370 году, когда Галич уже окончательно вошел в состав Польши, Гедимин, сообразив, видимо, что уже значительное количество православных теперь живет на территории польского государства, добивается для Галича самостоятельной митрополии. И в 1375 году Киевским митрополитом (заметьте: Киевским, а не всея Руси) становится Киприан — тот самый, который в эти годы так интриговал против митрополита Алексия. Как известно, Дмитрий Донской никогда не мог простить Киприану, даже когда он стал митрополитом Московским, что он вел интриги против митрополита Алексия. Именно Дмитрию Донскому принадлежат слова, с которыми он обратился, видимо, в 1375 году к Киприану: «Ты почто ставишься при живом митрополите?» Потому и отношение Киприана к Дмитрию Донскому никогда не было хорошим.

О том, что собой представлял Киприан, очень непростой человек, мы сейчас говорить не будем. Но история его поставления вполне укладывается в политику литовских князей, которую он, видимо, использовал в своих целях.

И вот получается такая картина. На севере имеет место единство светских и церковных властей, они видят общую цель и работают для достижения этой цели, для восстановления независимости государства.

А на юге государственность исчезает, и в течение целого столетия предпринимаются попытки создать самостоятельную митрополию, не зависящую от Москвы, приобрести самостоятельную юрисдикцию, которая на протяжении XIV столетия многократно может создаться, но не создается — очевидно, вследствие политики московских митрополитов. Надо представить себе этот процесс и понять: дальновидной была политика Москвы в этом вопросе или нет? Ведь огромное население, которое жило на польско-литовской территории, с одной стороны, могло быть самостоятельно окормляемым своим митрополитом, и кто знает, может быть, именно поэтому католическая экспансия, католическая пропаганда не была бы столь сильной, может быть, тогда эта церковь была бы более крепкой и удалось бы как-то это государство сделать православным. А может быть, и наоборот: именно потому, что не дали укорениться в XIV веке такой самостоятельности, не дали самостоятельной юрисдикции, и получилось, что русское население все время ориентировалось на Москву, видя в Москве своего защитника против католиков, и именно поэтому униатство удалось распространить только на сравнительно небольшой территории.

Этот вопрос не вполне ясен. Когда мы будем говорить о событиях XVII века, мы вернемся к сегодняшнему разговору, потому что речь тогда пойдет и об унии, и о проблемах, вставших тогда на территории, которая стала называть себя Украиной. Но здесь надо заострить внимание на этой проблеме в том ключе, в каком мы об этом беседуем. В учебниках обычно ничего не сообщается.

Потому что, как ни взгляни, существовал все-таки определенный стереотип восприятия русской истории: кончился киевский домонгольский период — и начинается московский. При чем здесь Литва? Но потом, откуда ни возьмись, появляются поляки, литовцы, украинские проблемы, и откуда все это взялось, никто не знает. А ведь весь XV век — это непрерывная конфронтация с Литвой, да и XVI столетие приведет нас к смуте, а смута — это польско-литовская агрессия.

Мы должны четко представлять себе все эти очень не простые проблемы. Самое печальное заключается в том, что у нас нет практически никаких источников, которые бы говорили о том, как Москва поддерживала православное население в Литве в XIV–XV столетиях. Я имею в виду источники широкие: большие тексты, переписку, летописи.

То единственное напоминание, которое содержится в частном письме (оно называется «Послание от друга к другу», где москвича просят прислать в Литву книг церковных), может только давать нам основание думать, что какие-то частные контакты были. Но именно частные. А что касается какой-то государственной политики, то этого нет.

Почему так получилось, сказать трудно, но мне кажется, что в XIV–XV веке не использовали тот благоприятный момент, что все литовское княжество говорило по-русски, вся документация была на русском языке — русский язык был языком официальным. Половина населения состояла из чистокровных русских. Казалось бы, туда надо было устремить все свои силы — на эту проблему.

Усиливать русское влияние и добиться слияния, соединения. Думаю, что не произошло этого потому, что наша политика в то время уже была четко сориентирована на Восток. У нас был главный враг, главная проблема — татары. Проблема эта еще не была решена, до окончательного уничтожения ига в 1480 году еще было жить и жить, а Литва была традиционно враждебна.

Ольгерд приводил свои полки к Москве в 1367, 1368 и 1369 годах. В 1368 году, когда только-только была закончена первая каменная московская стена — белокаменная — он стоял под Москвой прямо у стен, а они проходили приблизительно там, где сейчас стоят красные кирпичные стены. Он стоял трое суток, естественно, разграбив окрестности.

На следующий год нападение повторилось — «другая литовщина», как пишут наши летописи. На этот раз он стоял уже 8 дней. До литовских границ было очень близко — Ржев. Смоленск попадет в руки литовцев в начале XV столетия.

Литва в своей борьбе против Москвы ориентировалась на Тверь, потому что Тверь была последним конкурентом Москвы. Впоследствии литовцы стали мечтать о Новгороде, и он был присоединен именно потому, что новгородцы (разумеется, не население, а бояре), последние новгородские руководители из семейства Борецких, были в постоянных контактах с литовскими князьями.

Все это представляет большую сложность, поскольку в наших учебниках говорится об этом мало.

Что нужно прочитать: Брокгауза и Эфрона (статью об истории литовского княжества, там она чрезвычайно обстоятельно и последовательно изложена). У А. В. Карташева соответствующую главу, где речь идет о проблемах, связанных с возникновением митрополии в Литве в XIV веке. Материал изложен кратко, но обстоятельно.

Было бы полезно посмотреть учебник для вузов под редакцией М. Н. Тихомирова, изданный в 40-е годы (кажется, «История СССР»). Галицко-Волынская летопись была издана в составе Ипатьевской летописи, а она состоит как бы из двух частей — Киевская летопись, которая вдруг обрывается, а потом Галицкая летопись, причем не с самого начала, поэтому о событиях Галицкой Руси, скажем, XII века мы знаем далеко не все, более ранние летописные источники не сохранились.

Она была издана в серии «Памятники литературы древней Руси» в третьем выпуске, в томе за XIII век. Летопись эта очень сложна по составу, там практически четыре летописи, которые продолжают одна другую. В этой летописи есть и так называемые воинские повести, и небольшие рассказы о каких-то фактах, событиях. Там немало чисто литературных произведений, очень интересных.

Знакомство с этим памятником ничего, кроме, пользы, не принесет. Но важно добавить еще одну мысль.

Когда вам в дальнейшем рано или поздно придется рассуждать о возникновении украинского государства, украинской культуры — именно украинской, а не литовской — вам придется столкнуться с мнением, которое имеет место (правда, в основном на Украине), о том, что государство украинское целиком происходит из Киевской Руси. Вопрос гораздо сложнее, чем может показаться. И дело не в национализме, а в том, что у нас все без исключения древние русские тексты — летописи, жития, сказания, слова, проповеди, переводы — все сохранились только на северо-востоке. И от киевского, и от татарского периода. У нас нет ни одного текста, который бы сохранился в XIV–XV веке на будущей украинской территории.

Конечно, очень многое пропало во время татарского нашествия. Но ведь литовцы-то говорили фактически по-русски, и там что-то могло быть. Ничего там не осталось — католическая экспансия уничтожала именно память. Поэтому когда в XIX веке заговорили о великом украинском государстве, то стали искусственно видеть, находить, искать корни этой государственности прямо в древней Руси.

Но ведь между древней Русью и началом возникновения нового малороссийского этноса, который начал формироваться в XV веке, лежит пропасть XIII и XIV столетий. Сначала должна была погибнуть южная Русь как самостоятельное государство. Потом все это являлось объектом католической пропаганды.

И вот в таких-то условиях начал возникать, складываться новый народ, новый этнос, который будет со временем называться Малой Русью. Они сами будут называть себя Русью. Ведь Украина — от слова «край». Русские, которые живут на окраине.

Украинская история очень трагична. Утрата прямых связей, прямых нитей, которые связывали ее с древней Русью, очень дорого обошлась Украине. Она утратила не только древние традиции, но и на долгое время утратила государственность (в сущности, государственность и по сей день там чрезвычайно непрочна).

И, наконец, она стала неоднородной и в религиозном аспекте, потому что именно там было создано униатство. Что же касается польского национализма, то о нем вообще не нужно говорить всерьез, потому что национализм везде в своих крайних формах убог, смешон и отвратителен и сводится обычно к ругательствам, которые никогда доказательством не бывают.

Но, к сожалению, вместо того, чтобы трезво представлять все эти очень не простые и часто невеселые проблемы, у нас к Украине отношение весьма скептическое, поверхностное. И если спросить любого среднего русского, что он знает об Украине, он скажет: Мазепа, Петлюра, Бандера. Конечно, такого отношения не должно быть у вас.

Проблема очень сложная, и мы будем возвращаться к ней, когда речь пойдет об унии, о борьбе православного населения, казачества и против униатов, и против поляков. О политике российских императоров в этом непростом вопросе, о том, как этот вопрос стоит сейчас. Если, скажем, до 1917 года вопрос об униатах решался чрезвычайно удачно и количество униатов постепенно сокращалось, то в советское время было сделано все, чтобы это количество увеличить. И сейчас тот невероятный узел проблем, сплетение самых невероятных конфессий, юрисдикции и т. д. — это наследие тех очень далеких времен.

Как пропили Великое княжество Литовское

Как пропили Великое княжество Литовское Со взятием в 1240 году монголо-татарами Киева история не закончилась. Стоило татарам уйти в степь, как на опустошенные земли тут же полезли новые «колонизаторы» — литовцы.Колонизаторы были добрые. Местных жителей они не обижали.

§ 18. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ И РУССКОЕ

§ 18. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ И РУССКОЕ 1. Центры объединения РусиХаны смотрели на Русскую землю как на свой улус, на князей – как на слуг. Этих слуг они унижали и держали в страхе, а иногда могли и приласкать. Русский народ, как, впрочем, и любой другой, был для ханов

Великое княжество Литовское и Русское

Великое княжество Литовское и Русское В 1242 году, еще при Миндовге, Минская земля заключила союзный договор с Литвой, чтобы вместе отбиваться от монголов.Под власть Гедимина мирно, без войны, перешли русские земли: Полоцкая (1307), Гроднинская с городами Гродно и Берестий

Великое Княжество Литовское

Великое Княжество Литовское Великое княжество Литовское (полное название Великое княжество Литовское, Русское и Жамойтское) — государство, существовавшее с конца XII — первой половины XIII вв. по 1795 г. на территории современных Литвы, Белоруссии (до 1793 г.) и Украины (до

Великое княжество Литовское и Польша

Великое княжество Литовское и Польша Белорусско-Литовское государство до Витовта Великого К IX веку литовцы, впервые упомянутые в летописях и хрониках в 1009 году, состояли из нескольких племен-литвинов, жмудинов, ятвягов. Прусы жили над Вислой и Неманом, жмудины – в устье

9. Великое княжество Литовское

9. Великое княжество Литовское

Великое княжество Литовское и Русь

Великое княжество Литовское и Русь Одним из последствий государственной децентрализации Киевской Руси, разоренной Батыем, стало политическое, экономическое и культурное разобщение древнерусских территорий. Особенно это сказалось на судьбе Южной и Западной Руси,

Великое княжество Литовское при Гедимине

Великое княжество Литовское при Гедимине С 1316 по 1341 год на престоле Великого княжества Литовского находился Гедимин. Он оказался выдающимся государственным и политическим деятелем, прекрасным военачальником. За время своего правления он постоянно стремился расширить

Великое княжество Литовское и его правители

Великое княжество Литовское и его правители ВЕЛИ?КОЕ КНЯ?ЖЕСТВО ЛИТО?ВСКОЕ – государство в северной части Восточной Европы в 13–16 вв.Основу Великого княжества составили литовские племена: жемайты и литва, жившие по р. Неман и его притокам. Формирование государства было

Великое княжество Литовское при Гедимине

Великое княжество Литовское при Гедимине С 1316 по 1341 год на престоле Великого княжества Литовского находился Гедимин. Он оказался выдающимся государственным и политическим деятелем, прекрасным военачальником. За время своего правления он постоянно стремился расширить

Как пропили Великое княжество Литовское

Как пропили Великое княжество Литовское Со взятием в 1240 году монголо-татарами Киева история не закончилась. Стоило татарам уйти в степь, как на опустошенные земли тут же полезли новые «колонизаторы» — литовцы.Колонизаторы были добрые. Местных жителей они не обижали.

Глава XI ЛИТОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО В XV–XVI веках

Глава XI ЛИТОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО В XV–XVI веках 92. ГОРОДЕЛЬСКИЙ ПРИВИЛЕЙ (1413 г.) Городельский привилей объявлял унию Литвы с Польшей, а также пожалование прав литовским магнатам и шляхтичам, принявшим католическую веру. Перевод с средневековой латыни приводится по

ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ

ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ 1. — Источники к истории княжества Литовского. 2. — Возникновение Литовской государственности. 3. — Южная Русь в конце XIII века. 4. — Причины утраты государственности Южной Русью. 5. — Литовское государство в XIV веке. 6. — Литва и Московское

Источник: history.wikireading.ru

Великое княжество Литовское-2

В Вильнюсе предложили воссоздать древнее государство, забыв, что у него были славянские корни

В Вильнюсе объявилась инициативная группа, назвавшая себя родоначальниками восстановления деятельности Великого княжества Литовского (ВКЛ). Эти люди ошарашили журналистов, собравшихся на пресс-конференцию, сообщением о том, что такова воля съезда жемайтов мира — такое желание записано в постановлении форума.

Жемайты (их в старину еще называли жмудью по названию древнего литовского племени) — этническая группа в Западной Литве. Жемайтия известна приверженностью литовским национальным традициям. И вот инициативная группа подтвердила такую характеристику жемайтов, предложив не только восстановить ВКЛ, но и королевскую власть. Можно было бы с усмешкой забыть о пресс-конференции, но ведь что-то за этим стоит?

— Не уверен, что группа хорошо проработала свою инициативу, ведь даже если говорить о королевской власти, то она была не характерна для Литвы и создавала большие проблемы именно для Жемайтии, — говорит вильнюский политолог, обозреватель еженедельника «Экспресс-неделя» Юрий Долинский, к которому «Свободная пресса» обратилась за комментарием. — Единственным королем был Миндаугас (Миндовг). В 1251 году он с женой покрестился в христианство, и Литву в качестве католического государства признал Папа Римский.

В 1253 году Миндаугас был коронован. За это он обязался отдать крестоносцам часть жемайтийских и ятвяжских земель (ятвяги — прусское племя, этнически близкое литовцам). Но через десять лет Миндаугас отрёкся от христианской веры, и в союзе с Великим Новгородом вступил в борьбу с крестоносцами. В 1263 году его убили в результате заговора.

«СП»: — Но в целом-то у предложения есть хоть какая-то реальная основа? Оно выполнимо?

— Нет, конечно. На мой взгляд, это экзотическое предложение, не учитывающее ни истории, ни реальности. Похоже, инициативная группа игнорирует даже тот факт, что это было государство со славянскими корнями. У него ведь какое полное название? Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское и иных.

Оно и существовало на территориях современных Белоруссии, Литвы и частично Украины, России, Латвии, Польши и Эстонии. Как его восстановить? Смешно даже думать.

«СП»: — А чем же тогда объяснить эту странную инициативу?

— Возможно, неким подспудным противостоянием элит — Литвы и Польши. В таком случае это напоминание о былом величии Литвы. Только для Варшавы это не аргумент, и скорее, он рассчитан для внутреннего пользования, стимулирования патриотизма, что ли? Между Литвой и Польшей идет соревнование за лидерство в регионе.

Это начало проявляться, в том числе, и в политическом трении между Вильнюсом и Варшавой из-за положения польского национального меньшинства в Литве, которому, в частности, не разрешают в полной мере использовать родной язык в местах компактного проживания. Не исключено, литовскую элиту тревожит и тот факт, что в Польше бережно хранят память о маршале Юзефе Пилсудском, который хотел воссоздать величие Речи Посполитой — федерации Королевства Польского и Великого княжества Литовского при верховенстве все-таки польской элиты. Литовская знать в период Речи Посполитой подверглась серьезной полонизации. Именно по наущению Пилсудского войска генерала Люциана Желиговского в 1920 году захватили Вильнюс и Вильнюсский край, которые Сталин отнял у Польши в 1939 году в рамках выполнения секретных протоколов пакта Молотова-Риббентропа и вернул Литве.

Но возможно, это такое своеобразное проявление национализма, попытка самоидентификации… Только вот пример выбран неудачно…

«СП»: — Почему? Ведь гордятся же литовцы, что поили коней в Черном море.

— Они ли поили? Нынешняя Литва и ВКЛ — это разные государства. Недавно об этом открыто заявил в местных СМИ профессор Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета, философ Альвидас Йокубайтис. По его словам, даже в Конституции Литвы есть ошибка, потому что в ней говорится, что литовский народ много веков назад создал Литовское государство, однако нынешняя республика, считает ученый, не является продолжением Великого княжества Литовского или Речи Посполитой.

«СП»: — А какая культура, язык превалировали в ВКЛ?

— Клайпедский историк, доктор философских наук Андрей Фомин недавно привел пример: в 1316 году в Литве произошло важное историческое событие — по настоянию великого князя Гедиминаса была основана Православная митрополия. Это, считает клайпедский ученый, — яркое свидетельство широкого распространения русской православной культуры среди населения ВКЛ. Фомин приводит сведения о том, что в конце XIV — начале XV веков роль и влияние русского языка и культуры в ВКЛ продолжали усиливаться, и русское население составляло более 75% населения. Именно в это время официальным письменным языком государства становится старобелорусский язык — на нем ведется государственное делопроизводство, а также начинает создаваться так называемая Литовская Метрика — сбор «тетрадей и книг» великокняжеской канцелярии, то есть формируется государственный архив Великого княжества Литовского.

Так что об экзотическом предложении восстановить ВКЛ можете забыть. А вот что касается Речи Посполитой, то, думаю, амбиции польской элиты никуда не делись, это тоже народ с имперской исторической памятью, и если само по себе воссоздание государства в прежнем виде невозможно, то вполне вероятно стремление восстановить влияние Варшавы на регион, охватывающий те территории. И тут инициаторы воссоздания ВКЛ заведомо проигрывают…

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Источник: svpressa.ru

Рейтинг
Загрузка ...