Что такое литва в древней Руси

Верхнее течение Немана с древнейших времен до 11 века не входило ни в одно из известных государств. Проживая в крайне болотистой местности, и, будучи отрезанными притоками Немана от большой земли, его жители получили «природное» право оставаться свободными от каких-либо геополитических обязательств.

Греческая картографическая традиция (восходящая еще, видимо, к скифо-сарматским терминам) называла эти места «черными» (дикими). Достоверно известно, что в 10 в. тут проживали пограничные роды племенных союзов разного происхождения – балтского, балто-славянского, восточнославянского и западнославянского (даже в археологическом плане тут сходились рубежи разных археологических культур — преобладала так называемая Милоградская). Разговор о северной половине той географической страны , которую эллины в свое время звали «Невридой». Геродот в своей «Истории» указывал: «Эти люди, по-видимому, колдуны». А вот средневековые балты звали колдунов «криве».

Литва и Русь

Гродненская область современной Беларуси – пятак, на котором во времена сложения русской нации проходила граница расселения восточных славян (дреговичей, древлян, волынян), балтов (ятвягов), балто-славян (кривичей), а также западных славян (мазовшан). Даже сейчас эта административная единица как бы выступает порубежьем Беларуси, Польши и Литвы.

Пространство Черной Руси (именно так его называют европейские карты XIII столетия) еще и внутри разделялось водными преградами (болотами, притоками Немана, старицами, ериками и озерами). На «острова». Каждый из них являлся местом обитания того или иного клана (мелкого племенного объединения). Тропы через гати и броды являлись «клановой тайной» – держались в секрете. В итоге никто из сильных народов не шел сюда за данью.

Исторический регион являлся многонациональным – в нем обитали отдельные родовые гнезда народов и племенных союзов (смотрите их список абзацем выше). Именно те, которые не пожелали стать частью Руси, Польши, Великого Княжества Литовского или германских колоний (уже появившихся в 12 столетии в Мазурии). Кстати, о МАЗурии.

Название области от понятия МАЗовецка Падь (Мазовецкая низменность). А основа МАЗ переводилась с языка праславян — «грязь, болото». Очень смахивает на финноязычное МОСК (МОЗГ) — «грязная жижа» (к слову, отсюда МОСК ВА — «река, испачканная грязной жижей» на языке племенного союза меря).

Черные Земли первоначально не имели отношения к русским (тем более, наша нация тогда еще только начала складываться). Они стали называться Черной Русью лишь с появлением тут первого форпоста Рюриковичей – Новогорода (Новогородка, Навагрудака или Новогрудка). А через столетие – еще и Городена (этот же форт звался на иных языках Гродно, Городно, Городня или Гроден).

То есть лишь с середины XI века. Это первые тут оГОРОЖенные частоколом поселения. Отсюда такие имена. Новогородок основан в 1044 году контингентом армии Ярослава Мудрого. Местность впервые получила право зваться «русской» (хотя понятия «русский» тогда не было).

Великое княжество Литовское. Видеоурок по истории России 6 класс

Что касается полисов, за столетие до этого на месте Новогрудка уже располагалось одно из торжищ на пути из варяг в греки – в нем-то и встречались представители восточных и западных славян, а также балтов-ятвягов и кривичей (и те, и другие управлялись вождями-колдунами – «криве кривейте»). Гродно возник в 1105 году благодаря одному из наследников Ярослава – основателя Городенского удельного княжества (Городен стал его столицей в 1128 году).

Остальные крупные города появились тут уже в эпоху литовского владычества. Литве удалось окончательно покорить болота – не ранее 13 века. Строились замки магнатов. Селилась шляхта.

Таким образом, «чернорусы» (балты-«колдуны», «дремучие» восточные славяне, дикие поляки-мазуры и «болотные» кривичи) сопротивлялись сразу нескольким завоевателям. Стране «литвинов», колониям немецких рыцарей, Киевской Руси и головорезам польского краля Болеслава Храброго. Часть мазовшан (мазуров) ненавидела этого деспота не меньше, чем немцев.

Было время, когда свою руку на «черные» просторы пыталось наложить Галицко-Волынское «королевство»… Черная Русь сопротивлялась более 200 лет (с начала экспансии указанных государств в Верхнее Понеманье). А еще регион известен тем, что именно здесь в 1812 году была добита армия Наполеона. Имеются в виду события на болотистой речушке Березине.

Сама природа тут всегда восставала против чужаков. Да и фашистским оккупантам больше не поздоровилось от партизан именно здесь, а не где-либо еще. В 13 веке все ополчения «болотных» людей собрались против Орды в Новогрудке. Баскаки кочевой империи боялись совать нос в сей проклятый лес. Литва оставалась тут защищенной.

Источник: vlad-vlz.livejournal.com

Русские Литвы

11vek

На правом берегу реки Дубиссы, в южной части Жмуди (область нынешнего Каунаса), есть местечко Эйрагола. В XIII веке тут было укрепленное поселение, и стоял небольшой деревянный замок, который был колыбелью княжеского рода Гедимина (1275 —1341 г.г.), основателя династии Гедиминовичей.

gidemin

Если заглянуть в «Общий Гербовник дворянских родов Российской Империи, начатый в 1797 г.», , то мы обнаружим, что многие из фамилий дворянских родов России являются прямыми потомками династии Гедиминовичей. Например, в родословной князей Голицыных записано: «Род князей Голицыных происходит от Гедимана — Великого Князя Литовского. В родословной князей Полоцких и Литовских, находящейся в бархатной и других родословных книгах, показано, что «сей Гедиман или Едиман происшёл от Российского Великого князя Владимира Святославича из великокняжеского рода Рюриковичей, который крести Русскую землю, и посади сына своего Изяслава на Полоцк, от коего пошли князья Полоцкие и Литовские.»

rarog

По наследству от великокняжеского рода Рюриковичей Владимир Святославович, и князь Литовский Гедимин унаследовал и геральдический знак родового герба Рюривовичей – это изображение «пикирующего сокола». На древнерусском языке сокол назывался «рарог» или «рюрик», отсюда происходит имя княжеского рода Рюриковичей.

Великий князь литовский, правивший с 1316 г. по 1341 год Гедимин (лит. Gedimínas, польск. Giedymin, белор. Гедзімін), смог объединить Литву и Западную Русь и создать сильное европейское государство — Литовско-Русское княжество.

Как его отец Великий князь литовский Путавир Будивид (лит. Putavyras, Pukuveras, Butvydas, Budividas, Лютавир, ум. 1295 г.), и его брат князь Витеня (1260 — 1316 г.г.), так и Великий князь Гедимин (1275 — 1341 г.г.) продолжал объединение западно русских земель в единое государство.

Под его власть мирно перешли древнерусские земли с городами Полоцк (1307 г.), Гродно и Берестье (1315 г.), женил своего сына Ольгерда и присоединил Витебск (1320 г.).

В 1321 году в битве на реке Ирпень войско Гедимина полностью разбило объединенные войска южнорусских князей — Галицкого, Переяславского, и князя Киевского Святослава, и князь Гедимин завладел Киевским княжеством, и большей частью современной Украины.

В 1323 году русский князь Гидеминес заложил в своём Литовском княжестве деревянный замок при впадении реки Вильни в Вилию, правый приток Немана.

замок-башни-гидемина

Замок Гидемина в Вилье (Вильнюсе)

Вилия — от славянского «велья», великая или «большая». 25 января 1323 года Гедимин назвал Вильну — лит. Vilnius, рус. Вильнюс — стольным городом Великого княжества Литовского. Вильнюс со дня основания был городом русским, и уже при Гедимине здесь существовал православный храм святого Николая, и два католических монастыря, Францисканский и Доминиканский.

В летописях и на средневековых картах, указаны территории владений русских князей: Полоцкая Русь — по Двине; Червонная (Красная) Русь — в верховьях Вислы; Белая Русь — в верховьях Немана (она и сейчас там), а между реками Нарев и Неман, вплоть до Вильно и Лиды — Чёрная Русь.

Башня Гидемина в Вильнюсе

Башня Гидемина в Вильнюсе

Гедимин искусно лавировал посреди трёх неприязненных друг другу религий: язычества Жмуди, православия и католичества.

У Гедимина было семь сыновей — Манвидас (Manvydas), Альгирдас (Algirdas), Кшутис (Kçstutis), Михаил-Кариотас (Mikhail-Karijotas), Дмитрий-Любард (Dmitri -Liubart), Наримантас (Narimantas), Янутис (Jaunutis) и пять дочерей — Анна-Алдона (Anna-Aldona) , Анастасия-Августа (Anastasia -Aigusta), Мария, Елизавета и Ефемия (Eufemia). Его сыновья управляли славянскими и литовскими княжествами, а его дочери женились на христианских князьях, принимали крещение и создавали династические союзы. Великому князю Гидимину наследовал его сын Янутис (1341-1345).

980-kiev-rus-zlatnik-kn-vladimira

В 1325 году литовский князь Гедимин женил своего сына Дмитрия-Люборда и присоединил Волынь, а после битвы с князем смоленским Святославом Гидеминес присоединил к Литовско-Русскому княжеству Минск (1326 г.), Туров и Пинск (1336 г.) и другие княжества.

В Литовско-Русском княжестве русские области вдвое превосходили по объёму земли литовские, а княжеская дружина Гедимина состояла из русских людей.

Как искусный политик, Гедимин умел приобрести расположение русских областей своим умным управлением, а главное – явным покровительством и предпочтением, которое он оказывал русским людям и вообще русскому началу в своем государстве. Присоединяясь к Литовскому государству, русские княжества стремились избавиться от татарского ига, которому они предпочитали сравнительно более легкую жизнь в Литовском господстве. Великий князь Литвы и Жмуди, Гедимин носил титул великого князя русского и стал титуловать себя «королём литовцев и русских».

gedimina-stolpy

Печать князя Гедимина

Гедимин избегал решительных войн с татарами, есть сведения только о двух татарских походах на Литву, причём в одном походе с татарами соединились и восточно-русские князья, по приказу хана Узбека. В своей борьбе с крестоносцами Гедимин, пользовался татарскими наёмными отрядами.

Оставаясь язычником, Гедимин и сам дважды женился на русских православных княжнах — Ольге и позже Еве, и детям своим не только устраивал христианские браки, но и не препятствовал им принимать крещение. Оставаясь язычником, Князь Гедимин писал Папе Иоанну: «Одолевая Христиан в битвах, я не хочу истреблять Веры их, а только защищаюсь от врагов, подобно всем другим Государям. Монахи Доминиканские и Францисканские окружают меня: даю им волю учить и крестить людей в моем государстве…, ручаюсь и за моих Вельмож, только усмири злобу Немцев»

В письмах Папе Римскому Иоанну XXII (1323—1324 г.г.) князь Гедимин заявлял о своём почтении, но Францисканские монахи перевели его слова на латинский язык, как желание «повиноваться тебе, Главе Церкви и Пастырю Царей», но князь Гедимин возразил: «говорил действительно, что дозволю христианам молиться по обычаю их веры, русинам по их обычаю и полякам по-своему. Сами же Мы будем молиться Богу по-нашему обычаю. Все мы, ведь, почитаем Бога».

korabl-vikingov

До конца жизни князь Гедимин оставался язычником. Князь Гедимин погиб в 1341 году на западной границе Литвы и Жмуди, на правом берегу Немана, во время защиты литовского замка Велона от рыцарей Тевтонского Ордена, впервые применивших огнестрельное оружие, неизвестное литовцам. Сыновья отвезли тело Гедимина в Вильну, и там оно было сожжено по языческому обряду на большом костре в Кривой долине Свинторога. Тело князя Гедимин в парадной одежде и вооружении, вместе с любимым конем и слугою, с частью неприятельской добычи и тремя пленными немцами, рыцарями Тевтонского ордена, было сожжено в ритуальном языческом костре в ладье.

Источник: ru-sled.ru

Тема: Русь и Литва во второй половине XIII ― первой половине XV вв.

1. Великое княжество Литовское и Русское в XIII—XIV в.

2. Великое княжество Литовское и Русское в конце XIV ― середине XV вв.

1. Великое княжество Литовское и Русское в XIII—XIV вв.

В первой половине XIII в. в результате объединения под властью легендарного князя Миндовга (1236—1263) крупнейших балто-литовских племен — ятвягов, жмуди и аукштайтов на территории Южной Прибалтики возникло небольшое Литовское государство. Основной причиной этого процесса стала острая необходимость объединения разрозненных балто-литовских племен в борьбе с агрессией немецких крестоносцев, проводивших в Прибалтике под флагом «христианского миссионерства» политику выжженной земли. Ценой неимоверных усилий Миндовг не только смог сдержать агрессию ордена меченосцев, но и нанести ему сокрушительное поражение в битве под Шауляем (1236), в результате которого это государство крестоносцев прекратило свое существование и слилось с более сильным Тевтонским орденом, став его отделением под названием Ливонский орден.

В 1251 г. по тактическим соображениям князь Миндовг принял католичество, а в 1253 г. римский папа Иннокентий IV короновал его королевским венцом, хотя место и обстоятельства этой коронации до сих пор остаются предметом острых научных споров. Но уже в конце 1259 г. отношения с Ливонским орденом вновь резко обострились.

Поддержав восстание пруссов против католических миссионеров и восстановив языческий культ, Миндовг начал новую войну с крестоносцами и в 1260 г. нанес им сокрушительное поражение в битве у озера Дурбе. Более того, как считает ряд историков (Г.

Вернадский, Л. Гумилев), заключив антикатолический союз с великим владимирским князем Александром Невским, Миндовг стал готовиться к решающей схватке с крестоносцами. Не дождавшись полков новгородского князя Дмитрия Александровича, в 1262 г. он вторгся в пределы Ливонского ордена и разгромил крестоносцев у Вендена. Но в следующем году Миндовг неожиданно скончался.

Большинство историков (М. Богословский, А. Пресняков, В. Пашуто, В. Носевич) справедливо полагало, что он стал жертвой новой вражды литовских князей, однако нынешние «евразийцы» (Л. Гумилев), создав чисто умозрительную концепцию о существовании русско-литовского антикатолического союза, утверждают, что литовский князь, как и его союзник Александр Невский, был отравлен папскими агентами.

После гибели Миндовга в Литве началась многолетняя борьба за власть, победу в которой одержал князь Витень (1295—1316). Ему удалось быстро подавить мятеж литовской оппозиции, склонявшейся к союзу с крестоносцами, восстановить полноту великокняжеской власти на большей территорией Литвы и в союзе с галицко-волынскими князьями Львом и Мстиславом Даниловичами успешно отразить новые нашествия крестоносцев. Кроме того, он активизировал внешнюю политику в пограничных русских землях и в результате под власть литовского князя перешли Гродно (1305), Полоцк (1307) и Брест (1315).

После смерти Витеня его преемником на великокняжеском престоле стал князь Гедимин (1316―1341), происхождение которого до сих пор вызывает споры у историков, многие из которых не считают его сыном умершего князя. Как и его предшественник, новый литовский князь продолжил борьбу с крестоносцами и удельными русскими князьями.

Именно при нем под власть Литвы перешли еще ряд русских земель, в том числе Витебск (1320), Минск (1326), Туров (1336), Пинск (1336) и Владимир-Волынский (1340). Как справедливо отметили многие историки (А. Пресняков, Л. Черепнин, В. Пашуто), этот переход носил в основном мирный характер, поскольку многие владыки русских удельных княжеств добровольно признавали власть великого литовского князя только потому, что он не являлся вассалом ордынского хана, а значит, не платил разорительный «ордынский выход» в Сарай. Кроме того, немаловажное значение для православных русских земель имело и то обстоятельство, что этническая Литва до сих пор оставалась в основном языческой страной и все ее правители отличались традиционной веротерпимостью. Хотя, конечно, Гедимин не гнушался использовать и военную силу, в частности во время войны с безымянным киевским князем, который был разбит им в битве на реке Ирпень в 1324 г.

Именно при Гедимине начнется судьбоносное противостояние с Москвой за влияние в новгородских, псковских и других русских землях, многие из которых де-юре входили в состав великого владимирского княжения, а де-факто практически всегда находились под контролем московских князей. В этой борьбе Гедимин опирался на союз с тверским князем Дмитрием Михайловичем, который был женат на его старшей дочери Марии. Правда, при Иване Калите он пошел на примирение с московским князем и в 1333 г. подписал с ним мирный договор, скрепленный браком их детей Семена Гордого и Анастасии. В 1340―1341 гг. между Вильно и Москвой возник новый военный конфликт из-за смоленских земель, где тамошний князь Иван Александрович, признав себя вассалом литовского князя, отказался платить дань Орде. Возникшее противоборство было быстро разрешено, поскольку новый московский князь Семен Гордый сумел договориться со своим влиятельным тестем о мире.

После гибели князя Гедимина в очередной войне с тевтонами в Литве начался новый раунд борьбы за власть (1341—1345), который смутно отражен в источниках. Доподлинно известно только то, что активное участие в этой борьбе приняли три его сына — Ольгерд, Кейстут и Евнутий, которые отражали интересы разных политических сил. Победу в этой борьбе одержал старший из братьев, князь Ольгерд (1345―1377), который с согласия Кейстута занял великокняжеский престол в Вильно. Его власть распространялась в основном на русские земли, в то время как территория этнической Литвы находилась под властью самого Кейстута. В отличие от младшего брата, больше озабоченного борьбой с Тевтонским орденом, Ольгерд взял курс на превращение Литвы в альтернативный центр собирания русских земель, действуя одновременно на трех фронтах — московском, ордынском и церковном.

Первый фронт был связан с появлением «литовских партий» в Новгороде, Пскове, Твери и Смоленске. В Псковской боярской республике вначале верх взяла «литовская партия» во главе с его старшим сыном, псковским князем Андреем Полоцким (1342—1349), который опирался на племянника, псковского посадника Юрия (1345—1348).

После его гибели в очередной войне с Тевтонским орденом псковичи «указали путь» литовскому князю и призвали на престол вяземского князя Евстафия Федоровича (1349—1360), который традиционно ориентировался на Москву. В Новгородской боярской республике позиции «промосковской партии», которую долгие годы возглавлял глава одного из влиятельных боярских кланов Онцифор Лукич, были традиционно более сильны. В Смоленском княжестве Ольгерду удалось подчинить своей власти здешних князей Ивана Александровича (1313―1359) и Святослава Ивановича (1359―1386), которые стали новыми «жертвами» реализации его грандиозных планов в отношении всех русских земель. Еще одним союзником в борьбе с Москвой стал ее давний антагонист тверской князь Михаил Александрович (1368―1399), который был младшим братом его жены, литовской княгини Ульяны. В союзе с этими князьями Ольгерд трижды ходил походами на Москву в 1368, 1370 и 1372 гг., но, как известно, потерпел неудачу в войне с Дмитрием Донским.

Второй фронт борьбы за русские земли был открыт на южном направлении в противостоянии с Ордой. Первоначально под власть Литвы отошла значительная часть земель Черниговского и Брянского княжеств, где на престоле утвердился последний черниговский князь Роман Михайлович (1356—1401). После победы над ордынцами в битве у Синих вод в состав Литвы вошли земли Киевского княжества, удельным князем которого стал его сын Владимир Ольгердович (1362—1398). Однако и на этом фронте Ольгерд вскоре потерпел очередное поражение, поскольку из-под его контроля вышли Брянск (1371), Смоленск (1375), Подолье и Волынь (1377).

Третий очаг противоборства между Вильно и Москвой возник на церковно-религиозном, идеологическом, фронте, где существовало острое противоборство двух идейных течений — «космополитов-исихастов» и «русских националистов». Вопрос об идейном содержании и персональном составе этих течений до сих пор является предметом давней научной дискуссии, в которой приняли участие многие историки и богословы, в том числе А.В.

Карташов, А.Е. Пресняков, Г.М. Прохоров, А.Г. Кузьмин, Р.Г. Скрынников, В.В.

Петрунин и другие. Но совершенно очевидно, что их противоборство носило не только богословский, но и политический характер. Если Дмитрий Донской опирался на национальных церковных владык, которых возглавлял митрополит Киевский и всея Руси Алексий, то Ольгерд открыто поддержал ставленника константинопольских исихастов митрополита Киприана, под которого в Киеве была специально учреждена новая кафедра митрополита Киевского, Русского и Литовского. Именно тогда многие византийские иерархи, исповедующие исихазм, стали активно заигрывать с римским престолом, рассчитывая получить поддержку в борьбе с турками-османами, угрожавших Константинополю.

2. Великое княжество Литовское и Русское в конце XIV ― середине XV вв.

Незадолго до смерти Ольгерд решил передать бразды правления не старшему сыну Андрею Полоцкому, а одному из младших сыновей — Ягайло (1377—1392), который благодаря огромному авторитету трокского князя Кейстута смог утвердиться на великокняжеском престоле в Вильно. Однако в 1379 г., втайне от влиятельного дяди, который всю свою жизнь вел постоянную войну с крестоносцами, Ягайло подписал мирный договор с Тевтонским орденом и перемирие с Ливонским орденом. Более того, в 1380 г. он заключил военный союз с Мамаем, что вызвало резкое недовольство как у Кейстута, так и у его старших братьев Андрея Полоцкого и Дмитрия Трубчевского, которые под знаменами Дмитрия Донского сражались на Куликовом поле.

Как считают многие историки (В. Антонович, И. Греков, Ф. Шабульдо), поддержка Мамая стоила Ягайло престола в Вильно, с которого его сверг князь Кейстут (1381—1382). Вскоре при военной и дипломатической поддержке Тевтонского ордена и Орды Ягайло вернул себе великокняжеский престол и вероломно убил венценосного дядю, который опрометчиво пошел на переговоры с ним.

В 1384 г., после крупных поражений в войне с Тевтонским орденом, Ягайло вынужден был пойти на сближение с Москвой. Свидетельством этого примечательного факта стали два международных договора, информация о которых сохранилась в описи Посольского приказа за 1626 г., открытой академиком Л.В. Черепниным. По первому договору сам великий князь Ягайло и два его старших брата Скиргайло и Корибут признали «старейшинство» Дмитрия Донского и целовали крест великому московскому князю. А по второму договору мать великого князя, бывшая тверская княжна Ульяна Александровна, дала согласие на брак ее сына Ягайло с дочерью Дмитрия Донского Софьей, но при условии, что государственной религией Великого княжества Литовского и Русского станет православие.

Из-за интриг Олега Рязанского и хана Тохтамыша намечавшийся союз не состоялся, и Ягайло пошел на союз с Ордой и соседней Польшей, где возник династический кризис, связанный с тем, что после смерти Людовика I Анжуйского (1370—1382) на польском престоле утвердилась его малолетняя дочь Ядвига (1382―1399). В январе 1385 г. между Польшей и Литвой была подписана династическая и церковная Кревская уния, которая предусматривала бракосочетание польской королевы и литовского князя, его крещение по католическому обряду и коронацию на польский престол. В феврале 1386 г. Ягайло прибыл в Краков, где был крещен архиепископом Яном и под христианским именем Владислав обвенчан с юной польской королевой. Затем он перебрался в Люблин, где на съезде польских магнатов был провозглашен новым польским королем Владиславом II (1386—1434). Однако перебравшись в Краков, он отнюдь не собирался расставаться с княжеской короной, и стал управлять Литвой через младшего брата, керновского удельного князя Александра, который стал его наместником в Вильно.

Династический и церковный союз с католической Польшей вызвал резкое недовольство в русских православных землях. Борьбу с Владиславом II начал его кузен, удельный трокский князь Витовт Кейстутович, который заключил военный союз с великим магистром Конрадом Ротенштайном и своим зятем, великим московским князем Василием I. Новая гражданская война (1389—1392), в которой приняли участие все литовские князья, шла с переменным успехом, пока противники польской короны не одержали вверх. В 1392 г. воюющие стороны подписали Островский мирный договор, по которому Витовт (1392―1430), получив титул великого князя Литовского, стал полноправным правителем Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтийского.

Получив заветный престол, Витовт приступил к реализации грандиозного плана присоединения к Литве всех русских земель, которые находились под властью Орды. С этой целью в 1395 г. он заключил военный союз с беглым ханом Тохтамышем, которого сверг с сарайского престола его соперник Тимур-Кутлуг (1395—1399).

Суть этого союза состояла в том, что Витовт окажет военную помощь Тохтамышу, а тот отдаст ему права на все русские земли, находившиеся в вассальной зависимости от Орды. Грандиозным планам литовского князя не суждено было сбыться, поскольку в 1399 г. в знаменитой битве на реке Ворскле его союзная рать потерпела сокрушительное поражение от ордынского темника Едигея, ставшего фактическим правителем Орды. Как ни странно, но самый большой выигрыш от этого поражения получила Москва, поскольку разгром Витовта и Тохтамыша не только спас от литовской аннексии все русские земли, но и дал возможность московскому князю вернуть Вязьму и Смоленск. Правда, в 1405 г. Витовт, развязав новую войну со своим зятем, возвратил утерянные земли, но прежним гегемонистским планам Литвы стать альтернативным центром объединения русских земель был окончательно положен конец.

В 1409 г. началась «Великая война» королевства Польского и Великого княжества Литовского с Тевтонским орденом. В течение целого года война шла с переменным успехом, поскольку противники долго не решались на генеральное сражение.

Но в июле 1410 г. состоялась знаменитая Грюнвальдская битва, в ходе которой объединенное войско Владислава и Витовта наголову разгромило рыцарей Тевтонского ордена, который вынужден был подписать унизительный Торуньский договор. После общей победы над крестоносцами в 1413 г. правители Польши и Литвы подписали Городельскую унию, которая существенно подорвала интересы русской и литовской православной знати и оформила ряд преференций для тех представителей литовской шляхты и магнатов, которые исповедовали католичество. Естественно, такая политика Вильно и Варшавы вызывала неприятие значительной части русского населения Литвы. Поэтому сразу после смерти Витовта новый литовский князь Свидригайло (1430―1432), возглавив «православную партию» литовско-русской знати, начал Луцкую войну с Владиславом II. Однако она не увенчалась успехом, и после разгрома войск «православной партии» на реке Свенте литовский престол занял королевский племянник Сигизмунд (1432―1440), а Свидригайло остаток своих дней провел на временно воссозданном волынском престоле, где и умер в 1452 г.

После гибели Сигизмунда, павшего жертвой очередного заговора литовских магнатов, великим литовским князем стал самый младший сын Владислава Казимир (1440―1492), который с успехом продолжил политику подчинения Литвы, поскольку после гибели старшего брата Владислава III (1434―1444), именно он стал полноправным хозяином Варшавы и новым польским королем.

Первоначально по форме своего устройства Великое княжество Литовское и Русское представляло собой типичную феодальную федерацию, где практически полностью сохранились крупные удельные княжения со столицами в Киеве, Владимире-Волынском, Полоцке, Витебске и других русских землях, составлявших большую часть его территории. Именно этим обстоятельством объяснялось то, что:

• при дворе великого литовского князя и в официальном делопроизводстве использовался только русский язык;

• основой всего государственного, гражданского, административного и уголовного законодательства и судопроизводства являлась «Русская правда»;

• русская титулованная аристократия и другие категории служилых людей занимали видное положение на гражданской, военной и дипломатической службе и т.д.

После подписания Кревской (1386) и особенно Городельской (1413) уний ситуация в Литве стала резко меняться, поскольку:

1) Еще в 1387 г. польский король Владислав II издал «Виленский привилей», по которому все русские и литовские феодалы, принявшие католичество, получали значительные льготы, в частности право полной собственности на свои земельные владения, освобождение от всех государственных повинностей, кроме военной службы и т.д. Более того, начиная с этого указа, во всех королевских документах становится обычной оговорка, что все права и привилегии даются в Великом княжестве Литовском и Русском по польскому образцу,«якоже и в Коруне Польской».

2) В 1405—1410 гг. великий литовский князь Витовт упразднил практически все крупные удельные княжения в Литве, и исконными русскими землями стали управлять не строптивые Рюриковичи и Гедиминовичи, а вполне лояльные центральной власти великокняжеские наместники, которые назначались из представителей литовской шляхты, принявшей католическую веру.

3) В 1413 г. Витовт издал «Городельский привилей», который предоставлял особые права и привилегии в управлении государством только тем русским и литовским князьям, боярам и служилой шляхте, которые перешли из православия в католичество. По подсчетам русского историка И.П. Боричевского, автора специальной монографии «Православие и русская народность в Литве» (1851), в те годы 56 литовских княжеских родов из династии Гедиминовичей, в частности, Голицыны, Куракины, Хованские, Трубецкие, Мстиславские, Волынские, Щенятевы, Патрикеевы и Булгаковы были православного вероисповедания и автоматически теряли возможность влиять на политический курс Вильно.

4) По «Городельскому привилею» только представители литовской католической знати, а именно князья Чарторыйские, Ходкевичи, Радзивиллы, Потоцкие, Вышневецкие и другие, а также высшие чины католического духовенства — виленский, луцкий, брестский, жемайтский и киевский епископы могли входить в состав Боярского совета, или Паны-рады, которая существенного ограничивала власть великого литовского князя. Вход представителям православной княжеской аристократии и православного епископата в этот Боярский совет был закрыт, что вскоре аукнется литовской короне тремя пограничными войнами с Москвой.

Источник: trojden.com

Рейтинг
Загрузка ...