Что такое метод Рига

Тема 15 серологические реакции: агглютинации (ра), непрямой гемагглютинации (Рига), кумбса (рк). Оборудование для постановки серологических реакций

Цель занятия. Ознакомить студентов с реакциями агглютина­ции, гемагглютинации и реакцией Кумбса, с техникой их поста­новки и учета результатов.

Оборудование и материалы. Культуры Е. coli различной серо-групповой принадлежности на МПА, О-агглютинирующие диаг­ностические эшерихиозные сыворотки, бруцеллезный роз-бенгал антиген, положительная бруцеллезная сыворотка, планшеты с результатами титрования иммунной сыворотки в Рига, еди­ный бруцеллезный антиген, мерные пипетки.

Серологические реакции рассмотрены последовательно в пяти темах (№ 15. 19).

Взаимодействие микробного антигена и антител носит строго специфический характер и направлено в животном организме на нейтрализацию возбудителя и его токсинов. Взаимодействие ан­тигена и антител in vitro при определенных условиях сопровожда­ют видимые феномены (агглютинация, преципитация, иммун­ный лизис), что позволяет использовать АГ—АТ-реакции, полу­чившие название серологических (лат. serum — сыворотка), в практических целях. Биофабрики выпускают антигены и иммун­ные сыворотки (антитела) известной специфической направлен­ности (диагностические). При помощи таких сывороток в серо­логических реакциях можно идентифицировать неизвестный микроорганизм или, применяя известный антиген, обнаружить в Организме антитела, синтезированные в ответ на внедрение воз­будителя, и таким образом поставить диагноз (серологическая диагностика). Кроме того, серологические реакции можно ис­пользовать для оценки интенсивности иммунного ответа после вакцинации или перенесенной инфекционной болезни.

Сколько стоит шмот |Старая Рига |Новый способ брать интервью

Антигенные детерминанты корпускулярных антигенов специ­фически взаимодействуют с гомологичными антителами (специ­фическая, невидимая фаза реакции), а затем комплексы анти­ген — антитело образуют крупные, видимые невооруженным гла­зом конгломераты, которые выпадают в осадок — агглютинат (неспецифическая, видимая фаза реакции). Антигены и антитела взаимодействуют лишь в присутствии электролита (в 0,8%-м ра­створе хлорида натрия).

Реакция агглютинации (РА). Разработано несколько, вариантов реакции агглютинации, различающихся по методическому исследованию и цели исследования.

РА на стекле. 1. Для идентификации микроорганизма на обез­жиренное предметное стекло наносят раздельно каплю извест­ной агглютинирующей диагностической сыворотки, например сальмонеллезной, и каплю физиологического раствора (конт­роль). Затем бактериологической петлей берут бактериальную массу изучаемой культуры из колонии в чашке Петри или с поверхности скошенного МПА в пробирке и суспендируют раз­дельно в иммунной сыворотке и физиологическом растворе до получения гомогенной взвеси. Результат учитывают через 2. 4 мин.

Учет результатов: в контрольной пробе изменения должны от­сутствовать. При специфическом соответствии культуры бакте­рий иммунной сыворотке появляются хлопья агглютината (поло­жительный результат), в случае отсутствия феномена агглютина­ции делают заключениё о том, что исследуемая культура бакте­рии не соответствует иммунной сыворотке.

Простые методы самосовершенствования Торсунов О.Г. 12 июля 2017 Рига, Латвия

2. Обнаружение антител в исследуемой сыворотке крови рас­смотрим на примере роз-бенгал пробы, применяемой при серо­диагностике бруцеллеза. На предметное стекло наносят 0,3 мл исследуемой сыворотки крови животного и 0,03 мл бруцеллезно­го антигена (окрашенные розовым-бенгальским клетки бруцелл). Компоненты тщательно перемешивают покачиванием стекла и через 4 мин учитывают результат.

Пробирочная РА. 1. Обнаружение антител в сыворотке крови рассмотрим на примере РА для серологической диагностики бру­целлеза крупного рогатого скота. Схема постановки опыта приведена в таблице 7. Общий объем компонентов реакции 1 мл.

Одновременно по аналогичной схеме исследуют заведомо по­ложительную и отрицательную сыворотки (положительный и от­рицательный контроли).

Учет результатов начинают с контрольных пробирок — не должно быть спонтанной (неспецифической) агглютинации в 6-й пробирке (контроль антигена) и хлопьев осадка в 1-й про­бирке (контроль сыворотки). В остальных пробирках наличие и интенсивность агглютинации учитывают визуально и оценивают в крестах: 1) (++++)— полная агглютинация — хорошо выра­женный осадок и полное просветление жидкости (агглютиниро­вало 100 % антигена); 2) (+++) — неполная агглютинация с хоро­шо выраженным осадком и со слабой опалесценцией жидкости (агглютинировало 75% антигена); 3) (++) —частичная агглюти­нация с небольшим осадком, надосадочная жидкость мутная (аг­глютинировало 50 % антигена); 4) (+) — очень небольшой оса­док, жидкость непрозрачная (агглютинировало 25 % антигена); 5) (—) — отсутствие агглютинации, осадка нет, жидкость мутная.

Из приведенного примера (табл. 8) видно, что антиген специ­фичен, так как отсутствует спонтанная агглютинация с физиоло­гическим раствором и нормальной (отрицательной) сывороткой, и активен — взаимодействует с заведомо положительной сыво­роткой. Следовательно, можно учитывать результаты РА с иссле­дуемой сывороткой крови. Титр исследуемой сыворотки (титр антител) в данном случае составляет 1: 200.

Пробирочную РА используют не только для серодиагностики инфекционных болезней, но также для оценки активности диаг­ностических агглютинирующих сывороток или интенсивности поствакционального иммунологического ответа.

Количество антител может служить диагностическим критери­ем. Под диагностическим титром понимают минимальное количе­ство антител к данному антигену в исследуемой сыворотке, заве­домо превышающее количество нормальных антител к используе­мому в реакции антигену в сыворотке животного того же вида. При диагностическом титре антител и выше животное рассматри­вают как больное или переболевшее. При некоторых инфекцияхэтот подход не всегда продуктивен, и тогда исследуют «парные сыворотки», т. е. сыворотки, взятые от животного дважды с ин­тервалом три-четыре недели, причем первую пробу необходимо брать не позднее двух-трех суток после появления клинических симптомов болезни. На активный инфекционный процесс ука­зывает существенное повышение титра антител во второй пробе.

2. Для идентификации микроорганизмов используют проби­рочную РА, если из-за антигенного родства с различными вида­ми или внутривидовыми сероварами в РА на стекле микроорга­низм идентифицировать не удалось.

Например, если культура Е. coli дает в РА на стекле положитель­ный результат одновременно с иммунными сыворотками против нескольких О-серогрупп, ее испытывают как антиген с теми же сы­воротками уже в пробирочной РА и относят к той О-серогруппе, с сывороткой которой она дает максимальные титры (см. тему 29).

Реакция непрямой (пассивной) гемагглютинации (РНГА). Данную реакцию относят к серологической реакции осадочного типа. В ней используют растворимые микробные антигены, сорбирован­ные на эритроцитах как носителях (антигенный диагностикум), или сорбированные на эритроцитах антитела известной иммунной сыворотки (антительный диагностикум). Антигенные диагности-кумы применяют для серологической диагностики, антитель­ные — для обнаружения антигенов в исследуемом материале.

Приготовление антигенных диагностикумов. Дефибринированную кровь отмывают ФСБР (рН 7,2) три раза. Для стабилизации (фиксации) эритроциты обрабатывают формальдегидом, глутаровым или акриловым альдегидом. Наиболее распространена формалинизация эритроцитов: 50%-ю суспензию эритроцитов сме­шивают с 50%-м раствором формалина в соотношении 1:1, вы­держивают, периодически встряхивая, при 37 ºС 2 ч и затем от­мывают ФСБР три раза.

Эритроциты легко сорбируют на своей поверхности полисаха­риды, а после обработки танином и белки. Танинизацию прово­дят, смешивая 2,5%-ю суспензию эритроцитов и раствор танина (1:20 ООО) в соотношении 1:1с последующим выдерживанием при 37 °С в течение 15 мин. Затем эритроциты отмывают ФСБР (три раза) и доводят концентрацию до исходной. Для сенсибили­зации 1 мл 2,5%-й взвеси отмытых таннизированных эритроци­тов объединяют с 1 мл антигена и 4 мл ФСБР (рН 6,4) и выдер­живают при 37ºС 2 ч. После сенсибилизации эритроциты отмы­вают три раза и суспендируют в ФСБР (рН 7,2), который содер­жит 1 % нормальной кроличьей сыворотки, обеспечивающей стабильность суспензии. Следует отметить, что оптимальное ко­личество антигена для сенсибилизации эритроцитов определя­ют опытным путем в каждом случае.

Обнаружение антител в сыворотке крови. Сыворотку крови перед исследованием инактивируют в водяной бане при 56 °С 30 мин и проверяют на наличие антител к антигенам собственно эритроцитов. Для удаления антиэритроцитарных антител исследуемую сыворотку крови предварительно адсорбируют несенсибилизированными эритроцитами.

РНГА на стекле применяют для диагностики пуллороза — тифа птиц (качественная кровекапельная реакция непря­мой гемагглютинации — ККРНГА). На сухое обезжиренное стек­ло глазной пипеткой наносят антиген и свежую кровь (в соотно­шении 1:1), взятую из гребня или подкрыльцовой вены птицы, и смешивают, покачивая стекло. Реакцию считают положительной при выпадении в течение двух минут в смеси крови с антигеном хлопьев коричневого цвета. Параллельно ставят контроли с по­зитивной и негативной сыворотками.

Пробирочная РНГА рекомендована для серологи­ческой диагностики многих инфекционных болезней. Например, для диагностики сальмонеллезов используют количественную РНГА. Эритроцитарный антиген содержит О-антигены сальмо­нелл. Исследуемую сыворотку разводят физиологическим ра­створом в полистироловых планшетах в объеме 0,5 мл от разведе­ния 1: 100 до 1: 800.

Затем в каждую лунку вносят 0,25 мл диагностикума. Компоненты перемешивают покачиванием планшета и выдерживают в термостате при 37 ºС 2. 2,5 ч. Результат РНГА оценивают в крестах (рис. 58): 1) (++++) —все эритроциты аг­глютинированы и в виде «зонтика» покрывают дно лунки; 2) (+++) — агглютинированы почти все эритроциты. На фоне «зонтика» сформировано малозаметное кольцо из осевших неаг-глютинированных эритроцитов; 3) (++) или (+) — «зонтик» пло­хо выражен, заметен осадок из неагглютинированных эритроци­тов в виде кольца; 4) (—) — эритроциты не склеены и осели на дно в виде узкого колечка с ровными краями либо в виде пунктата или колечка.

Параллельно ставят контроли с заведомо положительной и от­рицательной сыворотками. Реакция Кумбса (РК). Данная серологическая реакция также основана на феномене агглютинации.

Предназначена для выяв­ления так называемых «неполных» антител, у которых только один активный центр, и по этой причине они могут специфически взаимодействовать с детерминантами антигена, но реакция не завершается формированием макроскопически видимых комп­лексов антиген — антитело. В частности, РК используют для се­родиагностики бруцеллеза животных.

Предварительно сыворот­ки крови исследуют в обычной пробирочной РА. Исходя из ре­зультатов РА, для исследования берут пробирки с разведениями сыворотки, где нет агглютинации, но возможно произошло спе­цифическое связывание «неполных» антител с бруцеллезными антигенами. Антиген из этих пробирок отмывают от несвязавшихся (свободных) белков сыворотки крови центрифугировани­ем. К отмытому осадку корпускулярного бруцеллезного антигена добавляют 1 мл разведенной антиглобулиновой сыворотки, со­держащей антитела к иммуноглобулинам сыворотки крови жи­вотных того вида, который исследуют на бруцеллез. Пробирки со смесью выдерживают при 37 ºС 18 ч, затем при комнатной темпе­ратуре 2. 4 ч.

Учет результатов: в положительном случае бруцеллезный ан­тиген будет агглютинировать, так как полные антитела антигло­булиновой сыворотки взаимодействуют с «неполными» антите­лами на поверхности бруцелл и вызывают агглютинацию корпус­кул антигена.

Оборудование для постановки серологических реакций. При массовых серологических исследованиях, определении титра сы­вороток используют оборудование, с помощью которого можно облегчить процедуру разведения сывороток, внесения компонен­тов реакции: автоматические пипетки, аппарат Флоринского, микротитратор «Такачи».

Аппарат Флоринского: благодаря групповой авто­матической пипетке (рис. 59) одновременно разводят 10 сыворо­ток крови или вносят компоненты в 10 стандартных серологи­ческих пробирок, размещенных в 100-гнездном штативе (10 х 10).

Микротитратор «Такачи» включает в себя поли­стироловые пластины (129 x 93 мм) с лунками, разбавители — уст­ройства для взятия и разведения сывороток в объеме 0,025 и 0,05 мл, стеклянные пипетки-капельницы для разлива предусмот­ренных условиями опыта объемов растворителя. При помощи стеклянных пипеток, на которые надета капельная насадка в виде пластмассового конуса со стальной трубочкой внутри, разливают по лункам пластины физиологический раствор либо буферный раствор в объеме 0,025 мл (одна капля) или 0,05 мл (две капли).

Капли определенного объема (0,025 мл) формируются при усло­вии, что пипетку держат строго вертикально на расстоянии 1 см от пластины (рис. 60, а). Затем при помощи разбавителей берут необходимое количество сыворотки крови. Разбавитель представляет собой тонкие металлические стержни с наконечниками полусферической формы, состоящими из пластин с верти­кальными прорезями.

Ось стержня выступает впереди наконеч­ника, что предохраняет его от повреждений. Обычно одновре­менно используют несколько разбавителей и держат их веерооб­разно (рис. 60, б).

Головки разбавителей с сывороткой помещают в лунки первого ряда, вращая ось, перемешивают сыворотку с раствором, затем переносят разведенную сыворотку в следую­щий ряд лунок, обеспечивая при этом ее разведение в два раза и т.д. (рис. 60, в). На завершающем этапе в лунки с помощью ка­пельной пипетки вносят остальные компоненты реакции (рис. 60, г). Эти приспособления можно применять при постановке многих серологических реакций (РА, РСК, РНГА и т. д.).

Для внесения компонентов реакции в лунки планшетов все чаще используют 4-, 8- и 12-канальные автоматические пипетки с изменяющимися объемами (5. 250 мкл) и пласти­ковые наконечники.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Идентифицировать культуры эшерихий и сальмонелл в РА на стекле с О-агглютинирующими сыворотками.

Источник

«Рижский метод закаливания в оздоровление детей дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа) по теме

Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание организма, можно не только поправить здоровье, но и стабилизировать психоэмоциональное состояние. Особенно важно проводить закаливание в детском возрасте, когда ребенок только начинает формироваться физически и психологически. Специально для дошкольников еще в 80-е годы была разработана методика рижского закаливания. В чем заключается рижский метод закаливания? Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети, бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья, практически не болеют простудными заболеваниями.

Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: «соленая» дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.

Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по «Дорожке Здоровья».

«Дорожка Здоровья» представляет собой полосу из ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетеные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврик для ванной типа «травка». Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

Я уверенна, что ваш ребенок с удовольствием будет закаляться по рижскому методу, тренируя сосуды ступней и невольно стимулируя работу эндокринной и нервной систем. Будьте здоровы!

Источник

Что такое метод Рига

Диагностика бактериальных инфекций. Бактериологическое и серологическое исследование

Бактериологический метод включает бактериоскопию материала от больного, выделение чистой культуры возбудителя и его идентификацию с определением чувствительности к антибиотикам и химиопрепаратам.

Выбор материала для исследования бактериоскопическим методом зависит от предполагаемой этиологии заболевания, стадии болезни с учетом ее патогенеза, биологических свойств возбудителя и других моментов.
1. При инфекционных болезнях, протекающих с бактериемией (брюшной тиф, генерализованные и септические формы сальмонеллеза); при сепсисе любой этиологии, вызываемом не только гноеродной кокковой микрофлорой, синегнойной палочкой, но и более редкими ее возбудителями (Serratia Salinaria, неферментирующие бактерии, анаэробы, L-формы стрептококка (метод Сукнева) и другие микроорганизмы), прибегая в этих случаях к посевам на специальные питательные среды. Следует подчеркнуть, что успех частоты и спектр выделяемых возбудителей из крови и других биологических секретов больного зависят от эрудиции, пытливости, настойчивости и упорства работников бактериологической лаборатории.
2. Спинномозговая жидкость (гнойные менингиты; туберкулезный менингит при длительном выращивании (более месяца) на специальных для выделения туберкулезных бактерий питательных средах.
3. Мокрота (острые пневмонии и трахеобронхиты, туберкулез, коклюш, чума, редкие формы брюшного тифа (пневмотиф), легионеллез, респираторный микоплазмоз и хламидиозы).
4. Слизь, гной с миндалин (стрептококковые и стафилокковые ангины).

5. Налет и слизь с миндалин, из зева и носа, отделяемое с конъюнктивы, половых органов (дифтерия).
6. Соскоб со слизистой носа (проказа).
7. Отделяемое из носа и ротоглотки (синуиты, озена, риносклерома).

серологическое исследование

8. Отечная жидкость, кусочки пораженных мышц, некрозированные ткани (анаэробные инфекции); отделяемое ран (ботулизм; в случае необходимости и столбняк).
9. Пунктат из увеличенных лимфоузлов (туберкулез, токсоплазмоз).
10 Содержимое карбункула и пунктат из нагноившихся лимфоузлов (чума, туляремия, септикопиемия, сибирская язва).

Бактериологические исследования при особо опасных инфекциях (чума, туляремия, бруцеллез, холера (при которой исследуются только испражнения(!)) выполняются в специальных режимных лабораториях, исключающих возможность самозаражения ее сотрудников при работе с бактериальными культурами и распространение возбудителей за пределы этих лабораторий.

Серологические исследования. Внедрены в клинику несколько позднее бактериологического метода, предложенного Р. Кохом. В 1896 г. Ф. Видаль обнаружил, что сыворотки крови больных брюшным тифом к концу 1-й недели болезни приобретают способность агглютинировать брюшнотифозную палочку — возбудителя брюшного тифа (положительная реакция Видаля). При полимикробной этиологии инфекционных болезней после открытия Видаля стали также прибегать к определению титров сывороточных агглютининов к выделяемым из патологического материала нескольким видам бактерий (реакция аутовидаля) и контролировать их динамику в зависимости от стадии болезни. Наиболее высокие титры агглютининов к одному из видов выделенных бактерий свидетельствуют в пользу его большей этиологической причастности к развитию болезни.

Уже в начале применения реакции Видаля в клинике было замечено, что самые тяжелые формы, например, брюшного тифа могут протекать при отсутствии в крови агглютининов (отрицательная реакции Видаля), что указывает на относительную диагностическую ценность этого метода как при брюшном тифе, так и при других инфекционных болезней. Позднее он был заменен более чувствительными серологическими методами. Но приоритетное значение открытия Видаля останется навсегда.

В настоящее время для серологической диагностики бактериальных инфекций применяют более чувствительные методы, когда антиген бактерий сорбируют на поверхности эритроцитов (эритроцитарные диагностикумы1). Таким образом, были разработаны принципиально новые серологические реакции: прямой (РПГА) и непрямой гемагглютинации (Рига).

Они широко применяются для серологической диагностики многих бактериальных, вирусных и других инфекций (брюшного тифа, сальмонеллеза, шигеллезов, бруцеллеза, туляремии и др.). Сохраняет свое диагностическое значение реакция преципитации при некоторых заболеваниях (ботулизме и сибирской язве — реакция Асколи для ее диагностики у животных). В серодиагностике особенно широко в настоящее время применяется реакция связывание комплемента (РСК), предложенная в 1901 г. французскими исследователями Борде и Жангу (сифилис, гонорея, бруцеллез, токсоплазмоз, туберкулез, проказа, сап). РСК имеет наибольшее значение для серодиагностики вирусных инфекций (грипп, другие ОРВИ, герпес, энцефалит, эпидемический паротит, орнитоз и др.), а также многочисленных риккетсиозов.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Источник

Что такое метод Рига

МАУ Ленинск-Кузнецкий МФЦ

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

РИЖСКИЙ МЕТОД ЗАКАЛИВАНИЯ

Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание организма, можно не только поправить здоровье, но и стабилизировать психоэмоциональное состояние. Особенно важно проводить закаливание в детском возрасте, когда ребенок только начинает формироваться физически и психологически.

Специально для дошкольников еще в 80-е годы была разработана методика рижского закаливания. В чем заключается рижский метод закаливания? Название данной методики пришло к нам из Прибалтики. Дети, целыми днями бегающие по песку и в прохладной воде Рижского взморья, крайне редко болеют простудными заболеваниями.

Работники дошкольных заведений отметили этот факт и решили сымитировать те же условия для детей в детском саду. Методика рижского закаливания обрела огромную популярность, поэтому ее стали практиковать во всех уголках бывшего Советского Союза. К слову, этот способ укрепления детского организма пользуется успехом и по сегодняшний день.

Итак, для рижского закаливания требуется подготовить три дорожки грубой ткани (ковролин, дерюга, мешковина) длиной не менее полутора метров. Одна дорожка смачивается в 10% растворе морской соли. Для этого нужно 1 кг соли растворить в ведре воды. Не секрет, что в этом продукте содержится огромное количество минералов, оказывающих сильное укрепляющее действие на детский организм.

Солевая дорожка — отличная защита от плоскостопия, которое вызывается ослаблением голеностопных связок. Закаливание таким методом относится к процедурам лечебной физкультуры. Если нет ковролина, то можно расстелить на полу клеенку или другой плотный материал, насыпать туда 500-600 г крупной морской соли и попросить малыша походить по такому импровизированному «песку».

Выполнение этого упражнения позволяет улучшить кровоток в ногах, снимает мышечное напряжение и укрепляет иммунитет. Вернемся к закаливанию. Вторую дорожку смачивают в чистой воде, а третью оставляют сухой.

После того как все «инструменты» для закаливания подготовлены и расстелены на ровной поверхности, деткам предлагают «шаркающим» шагом пройтись по дорожкам: сначала по соленой, потом — по мокрой, и в завершение — по сухой. Такую прогулку можно повторить 5 раз. Однако, на первых этапах закаливания лучше ограничиться тремя повторами упражнений.

При этом очень важно следить за кожей ступней ребенка: если после второго раза она достаточно разогрета, то можно на этом остановиться. Обращаем ваше внимание на то, что данная методика является еще и отличной профилактикой плоскостопия, особенно когда сухой коврик оснащен массажными иголочками. Кроме того, положительный эффект от закаливающих процедур можно усилить, совместив рижский метод с контрастным обливанием ног. Раздражение множества рецепторов и приятное ощущение жара доставляют ребенку удовольствие. А наградой за регулярные закаливающие процедуры станет веселый и здоровый малыш!

Коврик для закаливания своими руками

Массажный коврик для стимулирования работы всех систем растущего организма и профилактики плоскостопия можно изготовить самостоятельно, закрепив на куске ковролина различные предметы. Это могут быть крышечки от пластиковых бутылок, пуговки, бусины, колпачки от фломастеров, кусочки плотной ткани. Можно разнообразить дорожку аппликацией в виде отпечатков ног или лапок. Главное, чтобы

поверхность коврика или дорожки для закаливания была достаточно рельефной для стимуляции ступней, но при этом не приносила болевые ощущения. Закрепленные на основе предметы пришивают к куску ковролина или используют для крепежа профессиональный степлер. Еще один вариант массажного коврика, который станет приятным напоминанием о лете, выполнен из настоящей морской гальки.

Гладкие плоские камешки приятны на ощупь, поэтому ребенок будет с удовольствием использовать коврик во время закаливающих процедур. Сделать его очень просто: на кусок плотного ковролина при помощи нетоксичного клея как можно ближе друг к другу прикрепите камешки. Они могут быть среднего размера: не слишком крупными, но и не совсем крошечными.

Основная задача такого коврика — создавать различное давление на ступню ребенка, не травмируя и не причиняя неприятных ощущений. Согласитесь, что дорожка для закаливания, выполненная своими руками, гораздо интереснее, чем купленная в магазине. Мы уверены, что ваш ребенок с удовольствием будет закаляться по рижскому методу, тренируя сосуды ступней и невольно стимулируя работу эндокринной и нервной систем. Будьте здоровы!

Источник
Рейтинг
Загрузка ...