Что такое Рига это овин
Ови́н — хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Согласно народным поверьям, в овине обитает овинник. Овины строились в районах с недостаточным числом солнечных дней, например, в центральной и северной России, Белоруссии.
Описание
Овины бывали рублёные, плетневые (мазаные, ухиченые), битые (глиняные), редко каменные [1].
Главные части овина:
- яма или ямник, где разводится огонь, обычно прямо, весьма редко в курной печи;
- над ямой сушило, садило, насад или колосник, где, на решетинах, насаживаются снопы, либо в однорядку, огузками на колосники, или всутычь, в разноряд, комлями вверх и вниз, попеременно;
- в сушило входят через сенцы, передовинье, которое в Риге бывает обширнее, и в нём тогда идет молотьба и вейка;
- самый овин или колосник покрыт накатом, заваленным землёй, а всё вместе крыто соломой;
- в ямник входят снаружи, через подлаз, подныр, иногда также крытый или ухиченный.
Постройка, объединяющая возможности овина и тока для обмолота зерна, называется гумно.
ОВИН — что это такое? значение и описание
Фразеологизмы
- Непрочная хоромина овин.
- Без огня овина не высушишь.
- Хоть овин гори, а молотильщиков корми [1].
- Хоть овин (дом) огнём гори, а брагу вари.
- Нежто я у Бога овин сжёг или теленка украл? (т. е. вина моя непрощенная?)
- Как овин насажённый! (полно, много)
- У нашего господина ни ржи, ни овина.
- Он на пяти овинах молотит.
- Не бежал, а в овин пролежал.
- Проводила (мужа) за овин, да и прощай, жидовин!
- Пока едет до овина, пота дня половина; пока едет до двора, пота завтракать пора.
- Овин меж глаз сгорел, и курева не стало!
- На море овин горит, по небу медведь летит.
- Лёгок на помине, как сноп на овине.
- Расчеши свой овин на голове.
Загадки
- Стоит Фрол, и рот пол? (овин)
- Стоит Андрюха, набитое брюхо? (овин)
- Стоит волк, вырван бок/клок? (овин)
- Стоит волчища, выхвачен бочища, не дышит, а пышет? (овин)
- Идёт свинья из овина, с обоих концов по рылу? (ночва[2] )
См. также
Напишите отзыв о статье «Овин»
Примечания
- ↑ 12Даль, 1880—1882.
- ↑ Неглубокая деревянная тонкостенная широкая посудина, лоток, на котором просеивали муку, месили тесто, куда выкладывали из печи хлебы и пироги
Литература
- Овин // Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб.: Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 4.
Ссылки
- [rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=7329 Овин, специально построенное помещение, где крестьяне просушивали зерно]
Отрывок, характеризующий Овин
Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе.
Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу.
«Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он.
– Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер.
– Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим.
– Ну, а дети?
– И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно.
– Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой.
– И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.
– Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним?
Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».
За завтраком Пьер сообщил княжне, что он был вчера у княжны Марьи и застал там, – можете себе представить кого? – Натали Ростову.
Что такое Рига? Значение и толкование слова riga, определение термина
1) Рига — ж. перм. беда, мученье, маета, наказанье или кара судьбы. Потерпел я Ригу в этот путь! Риговатый перм. неровный, негладкий, шероховатый; | неудобный. Под в печи риговать.
2) Рига — ж. эст. рыга, молотильный сарай с овином, крытый ток с сушилом; Рига более овина; как мера хлеба, идущего в посад, в Риге считают 5 тыс. снопов, в овине 5 соть. Один овин обмолотили. Рижный хлеб, овинный, сушеный огнем; но рижною мукою зов. и смолотую из хлеба рижной сушки, не овинной; в плохой Риге хлеб легко солодеет. Ригач м. стар. место под ригою, овином и током, ладонью.
С гуменником и с Ригачем. | Ригачь ж. (?) или Ригача ж. арх. олон. Рига, овин.
ж. перм. беда, мученье, маета, наказанье или кара судьбы. Потерпел я Ригу в этот путь! Риговатый перм. неровный, негладкий, шероховатый; | неудобный. Под в печи риговать.
ж. эст. рыга, молотильный сарай с овином, крытый ток с сушилом; Рига более овина; как мера хлеба, идущего в посад, в Риге считают 5 тыс. снопов, в овине 5 соть. Один овин обмолотили. Рижный хлеб, овинный, сушеный огнем; но рижною мукою зов. и смолотую из хлеба рижной сушки, не овинной; в плохой Риге хлеб легко солодеет. Ригач м. стар. место под ригою, овином и током, ладонью.
С гуменником и с Ригачем. | Ригачь ж. (?) или Ригача ж. арх. олон. Рига, овин.
Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:
Яша — м. игра, вроде горелок, ловушки, ималки, имушки..
Яшел — м. колючее деревцо Rhamnus Erytroxylion. Яшеловый падожек, посох..
Яшка — ж. каз. чувашская похлебка..
Яшма — ж. камень яспис, почти кремневой крепости, различных цветов.
Ящар — вор. ящер м. церк. ящерица, ящерка ж. общее.
А — союз же, да, напротив, ан; однако, следовательно; потом,.
А — союз же, да, напротив, ан; однако, следовательно; потом,.
А — первая буква русской азбуки, аз. Москва и весь.
Аба — ж. кавк. местное, толстое и редкое белое сукно;.
Абажур — м. франц. косой навесец на свет, на свечу,.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона — овины и риги
см. Зерносушильня. Кроме описанных в этой последней статье О. и риг (например — урегулирование температуры, см. «Земл. Газета» 1896 г., № 14), в настоящее время в различных хозяйствах можно встретить усовершенствованные сушилки. Такова «снопосушилка-Рига Кшиштафовича», в которой сухой горячий воздух поступает не снизу, как в обыкновенных Ригах, а сверху.
В обыкновенных, поднимающийся вверх горячий воздух, встретив на своем пути прежде всего колосья поставленных на колосники снопов и отняв у них влагу, поднимается выше в более сырые гузовки, причем часто случается запаривание хлебов, происходящее от обращения паров в воду, стекающую на колосья. Если же сухой воздух поступает сверху, то сгущенные пары, по мере обсушивания хлебов в направлении сверху вниз, постепенно стекают на пол. К тому же Рига эта сушит зерно крайне равномерно, так как воздух «равномерно надавливается и опускается книзу по всей площади и правильно распределяется горизонтальными слоями», а не стремится, как это бывает в простых Ригах, в промежутки между снопами, служащие как бы вытяжными трубами, хорошо высушивая только слабо посаженные снопы. См. чертеж и описания в «Отчете международной выставки машин, приборов и снарядов для очистки, сортировки и сушки семян, в 1894 г.» (изд. Императорского Вольного экономического общнства) и в ст. «Новый универсальный овин», H. Ф. Румянцева («Хозяин», 1896, № 24).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
ИсточникОвинник – дух овина, мифическое существо
Древние славяне верили, что рядом с человеком обитает множество мифических существ.
Многие из духов по своей природе добрые и помогают человеку. Но есть среди них и вредные, злобные, которые всеми силами стараются навредить роду людскому.
Вот, например, мифическое существо Овинник. Этот дух относится к домашним и считается одним из самых вредных.
По поверьям древних славян, Овинник очень любит доставлять хозяевам дома мелкие неприятности, а поэтому его необходимо постоянно задабривать.
Как выглядит, где живет Овинник
Единого представления о том, как выглядит Овинник, у древних славян не было, да и называли это мифическое существо по-разному: Гуменник, Овинный, Жихарь, овинный Батюшка, Овиннушко, Царь овинный. В разных регионах его представляли то в виде огромного черного кота с огромными глазами, то в виде барана или собаки.
Овинник может явиться и в обличии медведя, а некоторые утверждают, что он представал в облике умершего родственника. Считается, что в таком случае он стремится что-то передать хозяевам, подсказать им, как надо правильно поступить.
Однако, чаще Овинник выглядит как бесформенное существо с телом, полностью покрытым грязной засаленной шерстью, и глазами, светящимися в темноте, как у кошки. По поверьям, живет Овинник в дальнем углу овина или сарая, где лежат снопы, и поглядывает оттуда на людей, когда хочет, чтобы его увидели.
Случается, что Овинник совершает «вылазки», и заходит в баню – в гости к Баннику, или во двор – проведать Дворового, да силой с ними помериться. Вот только в избу дух никогда не заходит, поскольку в доме хозяйничает Домовой – самый сильный и влиятельный из всех домашних мифических существ.
Несмотря на собственную неопрятность, порядок в сарае Овинник требует соблюдать, тщательно следя светящимися глазами за всем, что происходит в его владениях. Он наблюдает за укладкой снопов, за тем, как, когда и правильно ли топится овин.
Овинный Батюшка строго следит, чтобы не занимались сушкой во время сильного ветра, поскольку в такую погоду любая искра может поджечь снопы, и огонь перекинется на дома, спалив их и оставив людей без жилья.
Не разрешает Царь овинный топить овины и в праздники, а особенно – на Воздвиженье и Покров, поскольку по старинным народным традициям, овины должны отдыхать в эти дни.
Крестьяне на Руси верили – если эти законы овинного Батюшки будут нарушены, то последствия для нарушителя могут быть самыми печальными, вплоть до смерти.
Впрочем, Овинник любит делать пакости и без причины. Если ему удается навредить людям, он радуется – хлопает в ладоши, издает разные звуки или по-собачьи подвывает.
Тем не менее, если хозяин ведет себя правильно, если он работает и не ленится, то Овинник ему помогает. Древние славяне верили, что Гуменник даже снопы может переложить по своему усмотрению, если человек сделал это неправильно или по неопытности.
Также Овинник предотвращал разные неприятности. Так, если приближался ветер, он не давал разжечь печь и противиться этому не стоило. Если же человек не желал прислушиваться к советам и не понимал подсказок, овинный Батюшка мог рассердиться.
Об этом свидетельствовали шорохи, падения снопов, хлопки, звуки, похожие на лай собаки. Если же и это не помогало, Овинник мог даже толкнуть нерадивого хозяина, ударить его.
Заходить в овин в любое время, просто, когда захочется, было нельзя. Все работы следовало проводить до заката, а потом надо было закрыть дверь и даже близко к постройке не подходить. Если нарушить правило, можно было лишиться жизни.
В мифологии славян встречаются упоминания о Рижной бабе – женском воплощении Овинника. Считается, что это произошло, когда крестьяне начали заменять овины на более безопасные риги.
Рижная баба – не жена Овинника. У нее есть свой муж Рижник и дети. Отвечает она не только за порядок в сарае, но и помогает получить более богатый урожай. Она более добрая, чем Овинник, но и к ней иногда надо было долго искать подход.
Как задобрить Овинника
Овинник с женщинами дела не имел. Общаться с ним можно было только мужчине, главе семейства.
Проверенный способ задобрить овинного духа – провести ритуал принесения в жертву петуха. Сначала птице отрубали голову, а затем кровью окропляли все углы сарая, овина.
Однако это надо было делать не чаще, чем раз в год, перед сбором урожая, либо в том случае, если Овинник начинал сильно вредничать. А вообще, регулярно следовало приносить в сарай пироги и другие угощения, подчеркивая тем самым уважение к овинному Царю.
Народные поверья про Овинника
Как и многим домашним духам, Овиннику отводилась большая роль, когда приходило время проводить гадания на Рождество и Святки.
Обычно, обращались к мифическому существу незамужние девушки. Чтобы задать вопрос Овиннику, надо было в полночь на Рождество или в Васильев день подойти к овину, протянуть руку и спросить: «Выйду ли я замуж в этом году?».
Если реакции никакой не будет, – значит, свадьбы не предвидится, и еще год в девках ходить придется. Если ладонь погладит что-то мохнатое, – значит, свадьба состоится и муж будет богатый.
Если же к ладони прикоснется что-то гладкое, – значит, выйдет девушка замуж в течение года, но муж у нее будет бедным.
Несмотря на то, что Овинник считается самым свирепым из домашних духов в славянской мифологии, без него невозможно поддерживать порядок в хозяйстве. Поэтому на Руси его уважали, почитали и никогда не изгоняли.
Источник