Что такое Рига на старорусском

Древнеславянские значения слов для понимания современности

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Древнеславянские значения слов К РА МОЛА (свету) (обращение) Обращение к Солнцу, к Свету.

У наших предков была Вера. Этимология этого слова – Ведение РА, где РА – это изначальный свет (а позже Солнце).

Этот свет находится вне времени, вне пространства. Наши предки знали, что он проявляется в материальном мире как свет (термоядерных реакций и окисления) солнца, звёзд, молний, огня. Это древнеславянский корень, означающий сияние, божественный свет, знание.

ВЕРА – в древности это слово произносилось, как ведать РА, что означает просветление знаний. Человек либо ведает, что такое РА (изначальный свет), либо не ведает. Поэтому ВЕРА может быть только одна. Не может быть двух ВЕР.

Людям, которые не в состоянии осознать истинное значение РА (изначального света), ВЕРА даётся в определённой проекции, которую создаёт РЕЛИГИЯ. А вот религий может быть много.

Что делает Роланд в Риге?

ГОРА (произносится ГАРА, и означает движение к свету),

уРА.

РАДУГА (солнечная дуга, ДУ-ГА, ДУ — два и более)

КРАЙ – там, где солнце уходит в землю и стоит всю ночь (южное полушарие)

КРАПИВа – пьющее солнце, потому и жалящее, обжигающее как его лучи

ПОРА – простое определение времени по солнцу

РАДОСТЬ (РА в достатке)

РАССВЕТ, БРАТ, ПРАВДА, РАСТЕНИЕ, ПРАЧКА, РАДИАЦИЯ, РАССКАЗ, ОБРАЗ, КРАСОТА — то, что соответствует изначальному свету

РАДУЕМ-СЯ – Радуем Себя

Понятия РА и АР, солнце и земля, существовали неразрывно, что означало передёрнутое звучание этих слов, и совокупно. Народы АРа — АРИИ – предки современных русских и др. славянских народов, считали себя в буквальном смысле детьми света солнца. Вот почему пахать ниву – значит АРАТЬ. В частности в название горы АРА-РАТ древние арии вложили смысл – соединение земли и солнца.

После победы над врагом древние арии прославляли солнце криком УРА, что означало: У Солнца над тьмой.

Антонимом, словом противоположного значения, был горький вздох, тоже существующий и поныне, УВЫ! Т.е. буквально: У Тьмы.

Ибо множественным числом ВЫ называлась ТЬМА. Поэтому дерзкие князья, замышлявшие походы на врагов, говорили «иду на ВЫ» вовсе не из уважения к противнику, а точно определяли цель предстоящего сражения — сражения с тьмой.

(вАР) ГА – движение.

НОГА, ВОЛГА, ОНЕГА, ЛАДОГА,ТЕЛЕГА

ГОРА (произносится ГА-РА, и означает движение к Солнцу)

Горный хребет УРАЛ переводится, как стоящий у солнца.

На одном меридиане с Уралом, намного южнее, в стране полуденной находится озеро АРАЛ.

АРАЛ переводится как соединение огня земного и небесного.

В названии многих уральских рек сохранились арийские корни. Например, река ВИШЕРА на древнеарийском языке означает «лежащая, вытянувшаяся от Солнца». Название реки КОЛВА может быть переведено как «звучащий круг» или как «круг звенящий». Река УНЬЯ переводится как «поднимающая наверх», «выносящая из глубин». А название реки ЛОЗЬВА очаровывает поэзией – «вьющийся звук».

Не менее интересен перевод древнеарийских имён. — ОЛЬГА. ОЛ у древних ариев – хмельной напиток из ячменя. ГА – означает «движение». Поэтому ОЛЬГА означает «бродящее молодое пиво». — РОМАН. В древности это имя звучало как РАМАН, РАМАНА.

РА – солнце. МАН, МАНА – означает «звать, манить, притягивать». Т.е. имя РОМАН означает «манящий как солнце» или «солнце манящий».

Очень интересен перевод слова КОСМОС. Это слово переводится как ниспадающие потоки света. По аналогии женские волосы назывались КОСМАМИ, КОСМЫ. В косы вплетали ленту – символ луча, вьющегося света. Но замужняя женщина обязана была убирать свои космы под кичку, да похоронить космический свет для зачатия и рождения детей.

А мужа, владеющего высшими знаниями, называли космомысленным, как отца Ярослава, Ярослав Космомысл. Человек по представлению древних ариев, наших предков, был создан по образу и подобию Вселенной.

ГОЛОВА – означала Космос, Разум.

НОГИ – движение в пространстве.

ТЕЛО – вместилище души, света, область солнечного сплетения.

Людям, которые не в состоянии осознать истинное значение РА (изначального света), им ВЕРА даётся в определённой проекции, которую создаёт РЕЛИГИЯ ( РЕ – повтор, ЛИГА – объединение), т.е. это повторное священное писание или повторное общественное образование. После чего? После ВЕРЫ! Поэтому ВЕРА одна, а религий, т.е. проекций, множество.

ДУРА(К) – человек, мыслящий в двух и более категориях одновременно, т.е. это просветлённый человек. (сейчас это человек не пользующийся умом. В русских сказках Иван-дурак всегда умнее своих братьев). ДУ – два и более. РА – сияние. (К) – позднее привнесение.

Если умному человеку сказать: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», то он растеряется. А Ивану-дураку – это без проблем, т.к. он более совершенен, владеет более совершенными методами познания мира.

ПАМЯТЬ – мысленный путь аса к созданному образу (используя техническую лексику — путь к файлу).

АЗЪ (АС) – воплощённый Бог- Человек.

КРАСОТА и УРОДСТВО – это синонимы. УРОДЪ – это аббревиатура. УРОД означает близость к РОДУ, У РОДА расположенный.

Также и с парой ДОБРО и ЗЛО. ЗЛО (SЪЛО) – это не противоположность ДОБРУ. Буквица S (читается ЗЕЛО) означает нечто неизведанное и превышающее. Так же, как и руна (вписать значок руны) ЗЕЛО.

Предки не говорили – этот хороший, а этот плохой. Они говорили «другой» или «не наш».

Русичи уважали всё, что сотворено и проявлено, все формы жизни.

МЪРА – рекомая асами связь земного и небесного (материального и небесного).

ЗЛИМ-СЯ – Злим Себя. ДЕРЁМ-СЯ – Дерём Себя. ВЛЮБЛЯЕМ-СЯ – Влюбляем Себя. УЧИМ-СЯ – Учим Себя.

СЕБЯ – СЕ-ЕСТЬ-БОГИ, ОБРАЗ ПОТОМКА БОГОВ

ЛЮБОВЬ – Люди Богов Ведают.

УПЫРЬ, УПИРЬ – перекидыш, перевёртыш, оборотень, кровосос.

РАСА – Роды Асов Страны Асов.

МАГИЯ СЛОВ РУСОВ — ВСПОМНИМ, ПРЕДКИ ОЖИВУТ

://my.mail.ru/mail/nainaza/video/_myvideo/1786.html)

Источник

Долой мифы! Откуда у нас взялось словечко «Русь»?

То ли эндоэтноним, то ли автоэтноним, то ли экзоэтноним! Лингвисты и этимологи-любители выводят его откуда хотят. От скандинавского глагола «грести». От славянских гидронимов. От далеких северных ругов. Даже от РУСалок.

Лишь академик Вернадский подошел ближе всего к его разгадке. Он обнаружил, что некоторых алан «ромеи» окрестили прозвищем РОКС. Выясним же, откуда этот самый РОКС пришел.

Ох уж эти популярные аланские лексемы.

С самых первых годов новой (христианской) эры наиболее многочисленным и могущественным племенным союзом в восточноевропейской степи стали аланы.

Аланы ходили войной, в том числе, и на Парфию. Именно у парфян и согдийцев они позаимствовали много интересных выражений. В том числе «сияющий», «бликующий», «выделяющийся на окружающем фоне». Произносилось как РОШ.

У парфян и родичей-сарматов аланы научились изготовлять непробиваемые доспехи (парфянский катафракт).

У парфян и родичей-сарматов аланы научились изготовлять непробиваемые доспехи (парфянский катафракт).

К примеру, что значат среднеазиатское имя Рошана (на греческий манер Роксана) и мужской когноним Рошан (Равшан)? А это как раз и есть «Сияющие». В 4 веке аланы стали еще известнее (в связи с походами гуннов). Их слова разносились по Европе тучей (как они сами). Заметьте, как популярно в Европе, на Среднем Востоке и на Кавказе имя Алан, алАн, алАна, (алЕн, Олен, Элэн, Олан).

К примеру, в Византии красивая метафора РОШ быстро прижилась. Она проговаривалась как РОКС (вместо шипящих у греков всегда выступала фонема «кс»). У жителей Рима издревле существовало прилагательное «красный» (РУФ). Сращение РОКС и РУФ привело к выражению «очень светло-рыжий», «сияющее-рыжий» – РУКС.

Однако у нас с помощью кириллицы (в первом алфавите славян) отражался эллинский вариант. То есть РОКС. И все же есть одно «но». В этой славянской письменности не было «о» или «у». Имелось только «оу».

Посему в 9 веке к славянам попал именно термин РОУКС. А так как наши предки не выговаривали античный звук «кс», то всегда заменяли его на «сь». Пращуры буквально выговаривали эту лексическую конструкцию как РОУСЬ…

Рожь колосится очень золотисто.

Аланы оказали огромное культурное воздействие на восточные праславянские племена (на юге те и другие проживали чуть ли не чересполосно). Так в будущем русском языке появилась предпосылка к образованию слова РОЖЬ (от того самого РОШ, с которого все и началось). Ведь рожь сияет на фоне леса или пасмурного неба (посмотрите картины нашего известнейшего пейзажиста И. Шишкина и все поймете — одну я вам прямо тут вывесил). А приключения понятия РОУСЬ только начались…

Были РОКСаланы? Значит должны были быть и РОКС-варяги.

В том самом 9 столетии восточные славяне (обитатели Новгородской и Киевской земель), балто-славянские кланы и всякая «чудь» впервые познакомились с варягами, возглавленными Рюриком. Он пришел освободить их от других скандинавов («прописавшихся» на землях от Полоцка до Ладоги еще в 5 в). Волосы воинов-гребцов, набранных со всех северных краев этим конунгом, отличались цветом от волос гостей, к которым предки привыкли больше (народы Хазарии куда темнее).

То есть откровенно желтые, светло-рыжие, а когда и белые головы действительно «сияли» на фоне темно-русых косм народов-остатков сарматов, каштановых аланов и брюнетов-тюрков. Поэтому дружину Рюрика (или, может, Ререга – то бишь «сокола» на языке полабских славян) именовали как раз словом РОУСЬ. Писали-то РОУСЬ, но читали в разных землях по-разному – кто РУСЬ, а кто РОСЬ. Назвали в честь призванных «гребцов-повелителей» даже реку недалеко от Киева. Финские же народы в составе квазидержавы, созданной Рюриком, переделали РОУСЬ на более приемлемую им РУОСИ (финны и эстонцы до сих пор зовут шведов РУОДСИ)…

Только с X века, во время крещения «каганата славян» полукровкой-Владимиром, возглавленные им народы стали ассоциировать себя с прилагательным РУОСЬ (Русь или Рось). А в официальных бумагах народ Русь вообще появился лишь в XI столетии. Тогда, когда была уничтожена власть последних родо-племенных князей (но это, повторюсь, только в славянской среде, «чудь» и поволжские финны сопротивлялись).

Дальнейшее развитие то ли этнонима, то ли прилагательного

А вот этно-политическая идиома «русский» вошла в обиход лишь в XV в. В связи с рождением принципиально нового топонима. Русское Царство. Оно стало 3-м Римом, оплотом христианства.

Даже в 17 веке РУСЬ (а от нее и РУСый) все еще означали «наиболее светлое место». Прилагательное-анахронизм законсервировалось в атмосфере староверов, сбежавших во время Раскола в Сибирь. Пожалуйста, прочтите…

«Есть у слова «русь» и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.

Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:

— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и зацвёл!

— На русь? — ахнул я.

— На русь, — подтвердила хозяйка.

Я молчу, боюсь, что слово забудется, упорхнёт, — и нет его, откажется от него хозяйка. Или мне послышалось? Записать надо слово. Достал карандаш и бумагу. В третий раз спрашиваю:

Хозяйка не ответила, губы поджала, обиделась. Сколько, мол, можно спрашивать? Для глухих две обедни не служат. Но увидела огорчение на моём лице, поняла, что я не насмехаюсь, а для дела мне нужно это слово. И ответила, как пропела, хозяйка:

— На русь, соколик, на русь. На самую, что ни на есть, русь.

Осторожней осторожного спрашиваю:

— Анна Ивановна, не обидитесь на меня за назойливость? Спросить хочу.

— Не буду, — обещает она.

Не успела она и рта открыть, как хозяин Николай Васильевич, что молчком грелся на печи, возьми да и рявкни:

Хозяйка от его рявканья за сердце взялась.

— Ой, как ты меня напугал, Николай Васильевич! Ты ведь болеешь, и у тебя голоса нет. Оказывается, у тебя и голосок прорезался.

А мне объяснила честь по чести:

— Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь — спелая.

Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

Я слова вымолвить не могу. У меня слёзы из глаз от радости. Русь — светлое место! Русь — страна света».

Источник

Настоящая история (старо)славянского РА

Все мы привыкли, что есть пары типа голос – глас, город – град, золото – злато, сторож – страж в которых слова обозначают одно и то же, отличаясь только стилем. Одно слово в таких парах всегда стилистически нейтральное, а второе – торжественное и книжное. Но как вам понравится, если я скажу, что порох и прах тоже когда-то имели одинаковое значение и были точно такой же парой? А еще один и тот же корень имеют слова колодец и клад, молодёжь и младенец, оборона и брань, ворота и вращаться, оболочка и облако и так далее и тому подобное… Как так вообще получилось?

Для того, чтобы это понять, нужно вернуться в очень далёкое прошлое – в те времена, когда людям было проще рычать, чем говорить. То была эпоха праиндоевропейского языка – предка множества известных нам языков, от армянского до шотландского. Как ни попсово это звучит, но его изучение началось с того, что в 18 веке британские ученые узнали о санскрите.

Уильям Джонс, сын Уильяма Джонса, математика

Уильям Джонс, сын Уильяма Джонса, математика

Когда Уильям Джонс получил диплом филолога, он по старой гуманитарной традиции внезапно обнаружил, что его знания никому нафиг не нужны. Макдональдс в середине 18 века еще не изобрели, поэтому помыкавшись в качестве репетитора, он решает сменить профессию.

Диплом юриста оказался гораздо более востребованным: вскоре наш герой получает место окружного судьи, а затем – направление в одну из индийских колоний для составления свода законов. Однако если ты действительно полюбил языкознание, это навсегда.

И в Индии Джонс с упоением погружается в экзотическую культуру, пишет статьи, переводит индийские и персидские тексты, собирает авторов и организует паблик Азиатское общество. В общем не теряет ни секунды времени, и сам того не заметив, становится основателем самого влиятельного направления современного языкознания – сравнительно-исторического. При этом сам он никогда не планировал заниматься строго научной работой, считая своей основной задачей делать доступными широкой публике знания об Индии. И это у него отлично получалось, учитывая, что статьи членов Азиатского общества моментально стали популярны в Европе – настолько, что их активно перепечатывали и распространяли «пиратским» способом.

Раньше члены Азиатского общества собирались в здании суда, где работал Джонс, а сейчас их главная резиденция выглядит респектабельно и скучно

Раньше члены Азиатского общества собирались в здании суда, где работал Джонс, а сейчас их главная резиденция выглядит респектабельно и скучно

Впрочем, об этих статьях уже мало кому известно, а вот переводы с санскрита оказались судьбоносными. Уильям Джонс обнаруживает в этом языке огромное число форм, совпадающих одновременно с греческим, латинским, готским и другими языками. И по своей привычке сразу об этом всем рассказывает.

Речь, прочитанная в 1786 году, считается отправной точкой всего сравнительно-исторического языкознания. Открытие оказалось настолько впечатляющим, что талантливейшие европейские филологи посвятили этой теме свои жизни, и за пару веков было сделано не только множество открытий, но и составлена довольно подробная схема происхождения языков. Оказалось, что индусы, персы, германцы, кельты, греки, славяне и многие другие народы действительно когда-то были одним племенем, говорящим на одном языке. Этот язык получил название праиндоевропейского.

Упрощённая схема происхождения индоевропейских языков

Упрощённая схема происхождения индоевропейских языков

Где именно жил тот народ? Точно не в Средиземноморье, потому что в нём не было слов, обозначающих маслину, лавр, виноград или осла. Не в тропиках, потому что не было названий для обезьяны, пальмы или папируса. Не на побережье Балтийского моря, так как они ничего не знали про янтарь.

Все сходятся на том, что они обитали где-то в Европе или на Ближнем Востоке, но где точно – до сих пор неизвестно. Десятка два конкурирующих гипотез называют разные места, сотни ученых отстаивают свой вариант прародины, но окончательного решения все ещё не нашлось.

Зато общие черты и закономерности всех известных языков дали возможность его реконструировать. В праиндоевропейском оказалось не слишком много слов – около 40 000. Звуки отличались друг от друга не так как мы привыкли, а по тональности и силе/слабости произношения, к некоторым из них добавлялось что-то типа хрипения (такие названы придыхательными), а звука А скорее всего вообще не было. Но самое главное, что нас сейчас интересует – это слоговые плавные согласные. Их было два – Р и Л, и время от времени они работали как гласные.

Все мы помним (сделаем вид, что помним), чем отличаются гласные от согласных. Первые – это А, О, У и так далее. Когда мы их произносим, то открываем рот, включаем голос, и еще в каждом слоге обязан быть один гласный звук, не больше и не меньше, потому что слог – это момент выдоха во время речи. Один выдох – один слог. Бу-ра-ти-но! Согласных – больше.

Для того, чтобы их произнести, нужно определенным образом закрыть рот, и они нужны для того, чтобы делать слова разными по звучанию. Некоторые системы записи, например, вообще обходятся одними согласными (Как правильно, Яхве или Иегова?

А вот фиг вы теперь узнаете, потому что в древнееврейском гласные звуки не записывались!) Так вот, звуки-оборотни Р и Л обычно произносились привычным для нас образом. Но если какая-нибудь из них вставала между двумя согласными, то она меняла ориентацию: начинала произноситься протяжно, выразительно и становилась способна сама образовывать слог, потому что пока рычишь ррррр или пропеваешь лллллл, можно сделать тот самый выдох. Такие сочетания записываются как *trt, *tlt и так далее. Звёздочка означает, что речь идёт о искусственно восстановленном языке, t обозначает любой согласный, ну а буква посередине может меняться.

В позиции между двумя согласными слоговой сонант приобретает черты гласного звука

В позиции между двумя согласными слоговой сонант приобретает черты гласного звука

Как примерно это звучало? Для того, чтобы изобразить слоговой согласный, надо его протянуть подольше и выделить голосом. Можно, например, произнести «в самом деле?» будто бы на бегу, мимоходом. Тогда у нас получается что-то типа «фсамммделе?». Поздравляю, вы произнесли слоговой М. Или вот слоговой С. Каждый произносил его хоть раз, когда звал кошку: кс-ксс-кссс.

Классическая ситуация между двумя согласными тоже встречается, хоть и редко: попробуйте внимательно произнести слово джентльмен. ЛЬ между Т и М восполняет недостаток гласного в этом скопище согласных, и слово получается не двухсложным как положено, а скорее трёхсложным: джен-тль-мен.

Впрочем, слоговые согласные для нас уже давно стали непривычны, и чаще мы стараемся произнести их нормальным способом, непроизвольно добавляя рядом обычный гласный звук. Так появляются джентельмены, педиаторы и прочие слова, заставляющие порой плакать кровавыми слезами. И напрасно, ибо это естественный процесс изменения языка.

Именно это произошло в праславянском, когда перед слоговыми согласными начали появляться коротенькие такие невнятные гласные (специалисты их называют редуцированными), а сами Р и Л перестали пропеваться. То есть, грубо говоря, древние славяне начали произносить вместо педиатрррр – педиатыр. В научных текстах это записывается так: *tъrt, *tъlt.

Однако нас интересуют даже не эти сочетания, а комбинации слогового согласного с гласными О и Е. Время идёт, праславянский язык делится на диалекты – западный, южный и восточный. Из западного диалекта со временем выросли польский, чешский, словацкий и прочие языки западных славян. Там, кстати, слоговые согласные до сих пор встречаются.

Из южного – болгарский, хорватский, сербский, старославянский и так далее. А восточный диалект подарил миру русский, украинский и белорусский языки. Нас собственно интересуют только древнерусский и старославянский, потому что так сложилось, что на территории Руси они существовали параллельно. Древнерусский был языком повседневного общения, а старославянский использовался в религиозном контексте – для записи священных текстов, во время богослужений и так далее. И вот в этих двух языках сочетания типа *tort/tolt стали меняться по-разному.

Здесь нужно сделать отступление и сказать, что такое фонетический закон. Он гласит, что если один звук на каком-то этапе эволюции меняется на другой, то он меняется ВЕЗДЕ. Прямо вот так, без единого исключения. А если вы построили теорию, согласно которой у вас Г в одном случае перешло в Д, в другом – в Б, а в третьем вообще осталось самим собой, то это не теория, а фигня.

И так оно на самом деле работает, на чем собственно всегда горят доморощенные филологи-юмористы. Введено это понятие в середине 19 века немецкими учёными и с тех пор ни разу не подводило.

Так вот, фонетический закон в тот период требовал, чтобы все слоги в словах были открытыми — то есть заканчивались на гласную. Как это работало в старославянском языке? Например есть слово *golva. Второй слог *va подходит под требование открытости, он заканчивается на гласную. А вот первый *gor — нет.

Что происходит: звуки *o и *r меняются местами, и *о до кучи ещё и превращается в *a, потому что типичный старославянин произносил его долго и открыто. В результате, *golva превращается в «глава». А вот древнерусский язык пошёл по другому пути. Там звуки не менялись местами, а вопрос решался просто. Нужен гласный в конце слога? Будет вам гласный в конце слога, жалко что ли!

Иээхх, широкая русская душа, добавляй! А какой? А вот какой там перед слоговым стоит, его и после поставим, чего думать. И поэтому в первом слоге слова *golva после *l автоматически добавлялся еще один *o. И получалось слово «голова».

В итоге в старославянском языке все (мы же помним, что фонетический закон не знает исключений) сочетания ОР / ОЛ между согласными в корне превратились в РА / ЛА (вот она, настоящая тайна происхождения славянского РА!), а в древнерусском – в ОРО / ОЛО. Таким образом, оказывается, что слово благое (деяние) – старославянского происхождения, а вот название города Бологое – древнерусского.

А так-то это одно и то же слово, просто на разных языках. А поскольку старославянский был языком рукописей и вообще разной учёности, то его фонетические варианты знали практически все и воспринимали их как некие торжественные варианты обычных слов. Впрочем, в некоторых случаях значения все-таки расходились довольно сильно.

Так, слово прах, изначально обозначавшее мелкую пыль, часто встречалось в богослужебных текстах, и получило новый оттенок, связанный с тленом и преходящестью всего сущего. А вот когда той же «пылью» стали называть взрывчатый порошок, то использовали уже вполне себе светское древнерусское слово.

Упоминания облаков встречаются в Библии, видимо поэтому в языке закрепился старославянский вариант. А вот про болота в ней ничего не было сказано, поэтому сохранился древнерусский (это разные слова, просто пример хороший). При желании в современном русском языке можно найти массу примеров таких параллелей – тысячи их. И теперь вы знаете, откуда они взялись.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...