Что такое Рига в древности

История Риги

Человеческие поселения в устье Даугавы (Западная Двина) появились с приходом финно-угорского племени ливов.

С середины XII века в нижнее течение Западной Двины (нем. Düna ) до речки Риги (нем. Riege ), от которой и происходит название города регулярно заходили готландские торговцы. В Хронике Генриха Латвийского упомянута locus Riga, представлявшая собой естественную гавань. В позднейшие времена эта речка была засыпана, и в настоящее время место, где она протекала, можно представить себе лишь по направлению некоторых улиц старой части города.

К язычникам, населявшим эти места, неоднократно направлялись миссионерские христианские экспедиции, которые, однако, оставались безрезультатными до 1201 года, когда Альберт Буксгевден вошёл в устье реки с группой немецких рыцарей-крестоносцев. После закладки крепости Рига стала хорошо укреплённым военно-торговым центром. Впоследствии город стал главным христианским и торговым центром Ливонии.

В «Историческом атласе России» Н. И. Павлищева (1873) основание Риги рассматривается как территориальная уступка со стороны России: [1]

Древний ресторан в центре Риги

Мы позволили немцам построить на нашей земле [крепость] Ригу и церковь для крещения тамошних язычников.

В свой начальный период, когда Рига была членом немецкой торгово-купеческой Ганзы, город переживал экономический расцвет при относительно небольшом (не более 10 тыс. чел.) населении. Важную роль здесь сыграло и выгодное положение Риги в устье Даугавы на пересечении сухопутных дорог север-юг и запад-восток, приносивших прибыль от транзита.

Немецкие поселенцы, в основном мужчины, с самого начала взяли курс на полную изоляцию от автохтонного населения, которая была закреплена сводом сегрегационных законов. Долгое время Рига представляла собой «немецкий остров» в море окрестного латышского населения. Строгая административная сегрегация в самой Риге (латыши не имели право селиться внутри крепостных стен и были обязаны покидать город после заката) начала ослабевать, когда немцам понадобились союзники в борьбе с польскими и российскими войсками. Но демографические изменения и усиление Российской империи привели к новым сдвигам в городе, который стал по-настоящему космополитичным [2].

Новое время

С XIX века в Риге жили представители многих национальностей, повлиявших на городские уклад и культуру: латыши, ливы, немцы, евреи, русские, белорусы, поляки, литовцы, эстонцы и другие. Однако немецкие традиции городского управления наделили Ригу духом вольного города, который существовал в своём мире. Особую роль в становлении самосознания средневековых рижан сыграла особая форма управления и особый статус города в решении различных вопросов — Рижская ландфогтия. Латыши практически никогда не составляли в городе абсолютного большинства населения.

Источник

Почему масоны не захватят власть над миром? Ученые против мифов 18-4. Историк Дарья Лотарева

Древние города

RSS-лента новостей

В двенадцатом столетии монахи Тевтонского ордена вели насильственную христианизацию прибалтийских народов — латгалов, куршамов, эстов и ливов. Именно тевтонцами, примерно, в 1199 году была основана колония, которая положила начало строительству поселений в окрестностях современно Риги. Первое основанное католиками поселение называлось Икскуль.

Сама же Рига была основана, по всей видимости, в 1201 году епископом немецкого происхождения — Альбертом фон Буксгевденом. В 1211 году по его распоряжению на территории строящегося города был возведен Домский собор. С целью привлечения переселенцев и тем самым увеличения числа жителей Риги Альберт фон Буксгевден договорился с Ватиканом о папской булле, которая давала возможность выдавать вознаграждения в виде индульгенций всем переселенцам.

Так начиналась история Риги. Быстрое развитие экономики города было связано с ее входом в знаменитый торговый Ганзейский союз.

В средневековой истории Риги знаменателен период с 1561 по 1581 год, когда этот город являлся независимым от других государств политическим образованием. В дальнейшем Рига находилась под властью Речи Посполитой (1581-1621 годы), Швеции (1621-1711 годы), Российской Империи (1711-1918 годы). С 1944 года и вплоть до распада Советского Союза Рига была столицей Латвийской ССР.

Источник

История Риги

История Риги насчитывает более восьми веков. В устье Даугавы (Западная Двина) человеческие поселения появились с приходом финно-угорского племени ливов. С 1150 г. готландские торговцы регулярно заходили в нижнее течение Западной Двины (нем. Düna) до речки Риги (нем. Riege), от которой и происходит название города.

В хрониках Генриха Латвийского упомянута locus Riga, что представляло собой естественную гавань. В позднейшие времена эта речка была засыпана, и в настоящее время место, где она протекала, можно представить себе лишь по направлению некоторых улиц старой части города.

К ливам неоднократно совершались миссионерские экспедиции, которые, однако, оставались безрезультатными до 1201 года, когда Альберт из нижнесаксонского министериальского рода Буксгевденов вошёл в устье реки с группой немецких рыцарей-крестоноцев. Именно ему удалось сломить сопротивление здешних жителей, рыбаков и ремесленников ливов. После закладки крепости Рига стала хорошо укреплённым военно-торговым центром. Впоследствии город стал главным в Ливонии.

Вторжение немецких феодалов имело серьёзные историко-культурные последствия для Балтии в целом и Риги в частности, так как в результате него произошёл разрыв нараставших культурных контактов между балтами, ливами и славянами. Но несмотря на то, что военно-религиозная структура немецких орденов была необычайно прочной, их основная слабость лежала в демографической плоскости.

Немецкие поселенцы, в основном мужчины, с самого начала взяли курс на полную изоляцию от автохонного населения, которая была закреплена сводом сегрегационных законов. Поэтому ассимиляции балтов не произошло. Но и немецкое население никогда не составляло более 5 % от всего балтийского. Исключения составляли города, и в первую очередь Рига, долгое время представлявшая собой «Немецкий остров» в море латышского населения. Строгая административная сегрегация в самой Риге (латыши не имели право селиться внутри крепостных стен и были обязаны покидать город после заката) начала ослабевать когда немцам понадобились союзники в борьбе с польскими и российскими войсками. Но демографические изменения и усиление Российской империи привели к новым сдвигам в городе, который стал по-настоящему космополитичным. [1]

Космополитизм

В Риге с ХIХ века жили представители всех основных национальностей, повлиявших на его уклад и культуру. Ливы, латыши, немцы, евреи, русские, украинцы, белорусы, поляки, литовцы, эстонцы, армяне внесли свой вклад в образ Риги.

С ХII по XVIII века самое большое влияние на город оказывала бюргерская (немецкая в своей основе) культура, о которой и сегодня свидетельствуют многочисленные здания каменной Старой Риги: рижская ратуша и многие другие достопримечательности Риги. Немецкие традиции городского управления наделили Ригу духом вольного города, который существовал и существует в своём мире. Особую роль в становлении самосознания средневековых рижан сыграла особая форма управления и особый статус города в решении различных вопросов — Рижская ландфогтия. За исключением от второй части 19-го века до советской власти в ходе второй части 20-го века латыши не составляли в городе абсолютного большинства населения. В настоящее время большинство населения столицы составляют русскоязычные (около 55 %), из которых большинство (около 80 %) русские. С 1989 года население города сократилось более чем на 20 %.

Восемь столетий истории Риги были наполнены различными событиями. В свой начальный период, когда Рига была членом немецкой торгово-купеческой Ганзы, стал временем её экономического расцвета при относительно небольшом (не более 10 тыс. чел) населении. Важную роль здесь сыграло и выгодное положение Риги в устье Даугавы на пересечении сухопутных дорог север-юг и запад-восток, приносивших прибыль от транзита. Но религиозные и национальные противоречия рано или поздно уступали место войнам, изоляции и экономическому упадку.

Основная хронология

  • 1201 — основание Риги епископом Альбертом.
  • 1215 — пожар Риги, в котором погибла значительная часть городской застройки, собор, резиденция епископа.
  • 1282 — Рига, Любек и Висбю вступили в Ганзейский торговый союз.
  • 1330 — перенос орденского замка на северо-западный участок города.
  • До 1561 года городом управляли архиепископы Рижские, всего 20 человек.
  • В период с 1561 по 1581 годыРига была вольным городом.
  • 1581—1621 годы — в составе Речи Посполитой.
  • 1621—1711 годы — в составе Швеции.
  • 1711—1918 — после Северной войны (1700—1721) Рига вошла в состав Российской империи.
  • 1713—1783 — центр Рижской губернии.
  • 1783—1796 — центр Рижского наместничества.
  • 1796—1918 — центр Лифляндской губернии.

Напишите отзыв о статье «История Риги»

Примечания

  1. ↑ [www.aroundlatvia.lv/index.php?lang=1&f=18 История Риги]

Ссылки

  • [www.1201.lv/ Рига — история и достопримечательности]
  • [www.vesture.lv/riga/raksti.php?id=182 История Риги] (латыш.)

Литература

  • Васильев Ю. М. Рига, памятники зодчества. Рига, «Лиесма», 1971. 285 с.

Отрывок, характеризующий История Риги

И он с теми свободными и фамильярными, грациозными движениями, которые его отличали, взял за руку фрейлину, поцеловал ее и, поцеловав, помахал фрейлинскою рукой, развалившись на креслах и глядя в сторону.
– Attendez [Подождите], – сказала Анна Павловна, соображая. – Я нынче же поговорю Lise (la femme du jeune Болконский). [с Лизой (женой молодого Болконского).] И, может быть, это уладится. Ce sera dans votre famille, que je ferai mon apprentissage de vieille fille. [Я в вашем семействе начну обучаться ремеслу старой девки.]

Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили; приехала дочь князя Василия, красавица Элен, заехавшая за отцом, чтобы с ним вместе ехать на праздник посланника. Она была в шифре и бальном платье. Приехала и известная, как la femme la plus seduisante de Petersbourg [самая обворожительная женщина в Петербурге,], молодая, маленькая княгиня Болконская, прошлую зиму вышедшая замуж и теперь не выезжавшая в большой свет по причине своей беременности, но ездившая еще на небольшие вечера. Приехал князь Ипполит, сын князя Василия, с Мортемаром, которого он представил; приехал и аббат Морио и многие другие.
– Вы не видали еще? или: – вы не знакомы с ma tante [с моей тетушкой]? – говорила Анна Павловна приезжавшим гостям и весьма серьезно подводила их к маленькой старушке в высоких бантах, выплывшей из другой комнаты, как скоро стали приезжать гости, называла их по имени, медленно переводя глаза с гостя на ma tante [тетушку], и потом отходила.
Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тетушки. Анна Павловна с грустным, торжественным участием следила за их приветствиями, молчаливо одобряя их. Ma tante каждому говорила в одних и тех же выражениях о его здоровье, о своем здоровье и о здоровье ее величества, которое нынче было, слава Богу, лучше. Все подходившие, из приличия не выказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки, чтобы уж весь вечер ни разу не подойти к ней.
Молодая княгиня Болконская приехала с работой в шитом золотом бархатном мешке. Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю.

Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту, полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение. Старикам и скучающим, мрачным молодым людям, смотревшим на нее, казалось, что они сами делаются похожи на нее, побыв и поговорив несколько времени с ней. Кто говорил с ней и видел при каждом слове ее светлую улыбочку и блестящие белые зубы, которые виднелись беспрестанно, тот думал, что он особенно нынче любезен. И это думал каждый.
Маленькая княгиня, переваливаясь, маленькими быстрыми шажками обошла стол с рабочею сумочкою на руке и, весело оправляя платье, села на диван, около серебряного самовара, как будто всё, что она ни делала, было part de plaisir [развлечением] для нее и для всех ее окружавших.
– J’ai apporte mon ouvrage [Я захватила работу], – сказала она, развертывая свой ридикюль и обращаясь ко всем вместе.
– Смотрите, Annette, ne me jouez pas un mauvais tour, – обратилась она к хозяйке. – Vous m’avez ecrit, que c’etait une toute petite soiree; voyez, comme je suis attifee. [Не сыграйте со мной дурной шутки; вы мне писали, что у вас совсем маленький вечер. Видите, как я одета дурно.]
И она развела руками, чтобы показать свое, в кружевах, серенькое изящное платье, немного ниже грудей опоясанное широкою лентой.
– Soyez tranquille, Lise, vous serez toujours la plus jolie [Будьте спокойны, вы всё будете лучше всех], – отвечала Анна Павловна.
– Vous savez, mon mari m’abandonne, – продолжала она тем же тоном, обращаясь к генералу, – il va se faire tuer. Dites moi, pourquoi cette vilaine guerre, [Вы знаете, мой муж покидает меня. Идет на смерть. Скажите, зачем эта гадкая война,] – сказала она князю Василию и, не дожидаясь ответа, обратилась к дочери князя Василия, к красивой Элен.
– Quelle delicieuse personne, que cette petite princesse! [Что за прелестная особа эта маленькая княгиня!] – сказал князь Василий тихо Анне Павловне.
Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухого, умиравшего теперь в Москве.

Он нигде не служил еще, только что приехал из за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя, действительно, Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...