Что такое Рига в избе

Что такое Рига в избе

Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке

Улицы Старой Риги

Р ига — город моей юности. Она красива в любое время года. Её невозможно не любить и не восхищаться ею. И я уверен, что со мной согласятся все те, кто хоть раз побывал в этом потрясающем городе. Мне посчастливилось там учиться, и годы учёбы пролетели как одно мгновение.

Я очень часто её вспоминаю и всегда рад увидеть или услышать что-нибудь новое и интересное об этом городе.

Старая Рига — это древняя часть города, расположенная на правом берегу реки Даугава (Двина). Здесь на сравнительно небольшой территории, едва превышающей 40 Га, находятся выдающиеся памятники зодчества разных эпох.

Облик Риги формировался на протяжении веков. Каждая историческая эпоха оставила свой след в виде особых типов зданий, архитектурных и декоративных форм. Совокупность наиболее характерных черт, отличающих то или иное строение, обозначают словом «стиль». Рассматривая старинные здания Риги, мы встречаем различные стили – романский, готический, маньеризм, барокко и классицизм.

ОДИН В ЛЕСУ В ИЗБЕ ПРИГОТОВИЛ ГЛУХАРЯ НА ПЕЧИ ВЫПИЛ УСТАЕВКИ ЖИЗНЬ И БЫТ В ТАЙГЕ

2.
Весной 1200 года к берегу небольшого ливского поселения пристали 23 корабля чужеземцев во главе с епископом Альбертом. Изучив гавань, вскоре рыцари уехали. Весной 1201 года (в этом году Рига впервые упоминается в летописях), как только море освободилось ото льда, епископ Альберт снова в Риге.

Вместе с ним – большой отряд вооруженных рыцарей и многочисленная свита: священники, монахи, купцы, ремесленники. Вскоре рядом с поселением ливов возникает фактория иноземцев. Сюда в 1201 году Альберт перенес из Икшкиле свою резиденцию. Быстро вырастают жилые дома и хозяйственные постройки. Над ними возвышается епископский замок и рядом – небольшая церковь, которую называют Домским собором (так в средние века именовали главную церковь епископства или архиепископства).

Вскоре построенная Домская церковь более не удовлетворяет Альберта. Ему нужен более представительный собор, который своим видом поражал бы приезжих, свидетельствуя о могуществе епископа и о достигнутых им в Ливонии успехах. Для него это важно ещё и потому, что торговцы и ремесленники Риги в 1209 году приступили к строительству своего храма – церкви Петра. А ведь самым красивым и роскошным должен быть собор епископа.

В сооружении собора участвовали чуть ли не все рижские мастеровые – каменщики, каменотесы и другие, знавшие толк в строительстве. Возводимое ими здание было во многих отношениях необычным для здешних мест. Своеобразен был, в частности сам план строения, напоминавший по форме крест. Мощные стены (они и сейчас видны в старейшей (алтарной) части Домского собора) местами достигали 2-метровой толщины. Полуциркульные крестовые своды церкви поддерживались высокими колоннами; завершения оконных ниш были также полуциркульными.

Строительством руководили опытные голландские и немецкие мастера. Епископ Альберт денег не жалел; он мог не скупиться, т.к. получал достаточно богатств из завоеванных им прибалтийских земель. Все же, несмотря на все старания, строительство затянулось до середины XIII столетия, и Альберт не дожил до его окончания. Его похоронили в недостроенной церкви, как говорится в летописи, «под третьим камнем, под светильником».

РИГА: необычная архитектура и легендарные шпили Старого города

3.
Домская церковь сильно пострадала во время большого пожара 1547 года. Свой нынешний вид собор приобрел лишь в конце XVIII века, после ряда перестроек. В нем представлены архитектурные стили почти всех прошедших со дня его основания культурно-исторических эпох.

В конце XVI века в церкви был установлен орган.

Четырежды башню Домского собора поражала молния, и каждый раз при восстановлении ее видоизменяли, пока, наконец, в 1776 году шпиль не приобрел свою нынешнюю, чуть приземистую форму.

Деревянные дома вблизи Домской церкви то и дело уничтожались пожарами, а на пепелищах жители строили новые дома. Так постепенно утолщался культурный слой. Кроме т ого, на случай наводнений берег Даугавы около собора повышали насыпями из песка. В результате уровень земли вокруг церкви поднимался, а сама она как будто погружалась в землю. В наши дни, чтобы достичь порога северного портала Домского собора, надо спуститься на 16 ступенек вниз, а ведь когда-то для этого приходилось подниматься наверх.

В наше время бывшие монастырские корпуса занимает Музей истории города Риги и мореходства. Интерьер Домской церкви был реставрирован в 1959-1962гг. под руководством советских архитекторов Э.Славиетиса и В.Другиса, взявших за основу проекта внутреннее убранство церкви в XVI веке. Старый собор с его могильными плитами, старинной резьбой по дереву и мастерски выполненными витражами стал крупнейшим и красивейшим концертным залом Риги. С былой мощью и все же как-то по новому звучит под его готическими сводами великолепный орган.

Первый камень в фундамент Рижского замка был заложен магистром Ордена меченосцев в 1330 году. Через 20 лет строительство закончилось, и замок принял своих обитателей. Это была крепость с мощными стенами и бойницами.

В двух противостоящих друг другу углах замка высились 2 круглые башни: со стороны Даугавы – Святодуховская, которая сохранилась еще от старых городских укреплений, а на противоположной стороне – Свинцовая. Широкий ров, защищавший замок, можно было перейти только по подъемному мосту. В 1484 году, рижане осадили замок и, после капитуляции Ордена, разрушили его до основания.

Однако, в 1491 году, Орден, в свою очередь, оправившись от удара, осадил Ригу. и ее жителям пришлось, в качестве одного из условий капитуляции, построить новый замок. В 1515 году он был построен. По плану – это все так же четырехугольное здание с башней в каждом углу и мощеным двором посередине.

Известняковые стены подвального этажа, сохранившиеся еще с XIV века, имеют трехметровую толщину и в случае опасности могут обеспечить надежную защиту. На втором этаже расположена резиденция магистра. Эта часть здания, служащая репрезентативным целям, отделана с большой роскошью.

Помещения достигают здесь 7-метровой высоты и имеют либо крестовые, либо, более изящные звездчатые или сетчатые своды. Третий этаж полностью приспособлен для обороны. В его стенах имеются амбразуры, через которые можно стрелять из пушек. После Ордена, замок служил резиденцией то польских, то шведских правителей, а с конца XVIII века – российского генерал-губернатора.

Каждый новый хозяин вносил какие-то изменения, кое-что перестраивал в замке по своему вкусу. Так постепенно менялся его первоначальный облик. При Советской власти, в нем размещались 3 музея (Музей зарубежного изобразительного искусства, Музей истории литературы и искусства имени Я.Райниса, Музей истории Латвийской ССР) и дворец пионеров. На сегодняшний день Рижский замок является резиденцией Президента Латвии.

Церковь Петра всегда, с самого начала своего существования, принадлежала городу. Стараясь поддержать престиж, магистрат постоянно заботился о том, чтобы она была крупнее и богаче других, чтобы ее башня была самой высокой в городе. В строительство церкви вложено немало труда и денег. В 1209 году, когда она впервые упоминается в летописи, здание было совсем небольшим.

Во 2-1 половине XIV и начале XV веков, воспользовавшись борьбой между Орденом и архиепископом, рижский магистрат в течение нескольких десятилетий сумел сохранить самостоятельность, что благоприятствовало развертыванию строительных работ. Церковь Петра в этот период полностью реконструировали, придав ей стройные готические формы.

В те времена редко у кого имелись собственные часы, и поэтому специальный колокол на церковной башне ежедневно возвещал о начале и конце рабочего дня. В 1352 году на церкви Петра уже были установлены башенные часы. Здесь же дежурил караульный, чтобы поднять тревогу в случае пожара или какого-либо другого бедствия.

В 1941 году, немецко-фашистские захватчики, обстреливая город, уничтожили ее и вместе с ней все внутреннее убранство церкви. Однако после войны был создан проект реконструкции (под руководством советских архитекторов П.Саулитиса и Г.Зирниса) и сейчас церковь вновь высится над городом.

Источник

Рига (постройка)

Ри́га — хозяйственная постройка с печью для сушки и обмолота снопов зерновых культур, используемая в сельском хозяйстве на Русском Севере до середины XX века.

Представляла собой высокий (до 20 венцов) сруб площадью около 30—40 м² с полом из уложенных на балки деревянных плах, с потолком в виде сплошного бревенчатого наката, низкими дверями и окнами-отдушинами. Печь (часто «чёрная») располагалась, как правило, рядом со входом.

Для сушки снопов устанавливался ряд колосников из подвижных жердей, уложенных на пристенные балки. Обмолот снопов производился прямо на полу.

Источник

Где на самом деле находилась светёлка и для чего ее строили?

Лемуров.нет узнал, как назывались и в каких целях использовались странные помещения в русских избах, напоминавшие чердаки или мезонины.

Выступающая и выходящая за пределы трёхскатной кровли чердачная постройка с вынесенным фронтоном – это не мезонин и не чердак. Такое мини-помещение называлось светёлкой. Это название можно встретить в пушкинской сказке о золотой рыбке, а само явление было популярным уже в восемнадцатом столетии.

Но зачем строили светёлки? Наверняка не только ради красоты: такая часть избы несла функциональную нагрузку, хотя отчасти указывала и на статус владельца жилья, потому что нередко украшалась всевозможными декоративными элементами типа резьбы, балясин и красивых створок.

Светёлка в избе располагалась в тёплом помещении над красным углом, то есть со стороны стены, находящейся напротив входа. Окна смотрели на улицу, а попасть сюда можно было по ведущей из сеней лестнице. Светёлки не отапливались, поэтому использовались лишь в тёплое время года – с поздней весны по раннюю осень. И жарко тут не было благодаря особому устройству кровли из двух слоёв тёса и слоя бересты.

Светёлка была практически полноценным помещением. Тут высушивали травы для отваров, занимались рукоделием, а также укладывали спать гостей, остававшихся с ночёвкой. Окно в светёлке было большим, даже больше, чем в остальных комнатах. Так что дополнительного освещения обычно не требовалось.

Избы со светёлками часто встречались в северной и центральной частях территории России. Но с приходом в сёла и деревни электричества такие элементы классического жилья стали встречаться гораздо реже. Кое-где светёлки всё ещё можно найти, но новые дома с такими конструкциями практически не возводятся. А жаль, ведь эта особенность не только напоминает о важном этапе развития зодчества, но ещё и веет чем-то тёплым, родным и особенным.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...