Что такое Рига в литературе 5 класс

Что такое Рига

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. татарск.. одно из холодных, холостых ухожей при доме для уборки туда повозок, упряжи; иногда для сена, соломы, мякины и пр. или для складки тюков товарных и пр. Смотря по сему, Сарай: каретник, завозня, пелевня, мякинница, амбар, Рига и пр. Сарайчик.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-я, м. Крытое нежилое строение, обычно без потолочных перекрытии. С. для дров. Сенной с. Держать овец в сарае. Не комната, а какой-то с. (перен.: о большой и неуютной комнате). уменьш. сарайчик, -а, м. унин. сараюшка, -и, ж. прил. сарайный, -ая, -ое.

Примеры употребления слова сарай в литературе.

Вот заветное для нас, детей, место — конюшня, большое деревянное здание на кирпичном фундаменте — скотный двор, Рига, а вот поодаль и сенной сарай.

Латвия. Образование и учебники для русскоязычных

Он знал, что осветит фонарь дальше: сперва купу авокадо, потом сараи и ирРигационные канавы, в сером металлическом свете отовсюду спешат на работу люди.

И идущему Сараеву казалось, что не только здесь, в здании автовокзала, нет ни одной человеческой души, но и вообще нигде ее нет, а есть только он, Сараев, и удаляющийся милиционер в звании рядового, с резиновой дубинкой в руке.

И удаляясь от многоэтажного автовокзала все дальше, думал Сараев, что если все-таки вернется Мила и как-нибудь они выселят его из квартиры, то можно будет какое-то первое время тут, в автовокзале, пожить.

Чаар-Таш — это седловина в горном хребте, домик на высоте почти 3000 метров, заваленный снегом, метеоплощадка, длинный сарай с топливным складом, агрегатной, мастерской и еще какими-то пристройками.

Один из таких наблюдательных пунктов находился долгое время в сарае на окраине деревни Аджимушкай, почти в самом расположении немцев и румын.

Источник

Что такое Рига пожалуйста?

Что такое Фольклор (не очень много пожалуйста)?

Что такое Фольклор (не очень много пожалуйста).

Что такое мораль помогите пожалуйста я не могу узнать что это такое?

Что такое мораль помогите пожалуйста я не могу узнать что это такое.

Вы находитесь на странице вопроса Что такое Рига пожалуйста? из категории Литература. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.

Школе дорогой уже 80 лет И всё такая молодая не стареешь, нет. Люблю тебя одну родную, Люблю тебя одну такую, Не постареешь никогда. Воспоминания о тебе останутся всегда Как воспитала ты меня Как учила ты меня науке Не забуду никогда Школа дорогая..

Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причина..

Жирный глаза зелёные а волосы так себе.

Плохое, он не мог заснуть из — за недосыпа же умер потом в своей холодной постели.

Александр Сергеевич Пушкин написал «Сказку о царе Салтане» в 1831, и спустя год её увидели вышедшей в свет. Это и стало началом популярности, большой известности, ведь её полюбили многие читатели. Несмотря на то, что с года создания прошло уже боль..

Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность.

Вільфрел Айвенго — головний герой твору. 1. Походження героя. (Айвенго належав до шанованого старовинного роду саксів. Його батько — Седрік Сакс — представник тієї частини знаті, яка не бажає коритися норманам і мріє про відродження своєї незалежн..

И так представляем вашему вниманию самую классную сказку колобок. Здесь вы узнаете что с ним случилось и у нас есть продолжение сказки. Так что не пропустите. Ждём всех.

Бородинская битва была главным сражением в войне 1812 года. Впервые была развеяна легенда о непобедимости армии Наполеона, и внесен решающий вклад в изменении численности французской армии за счет того, что последняя, из — за масштабных жертв, перес..

Источник

Роды литературы

В зависимости от художественных особенностей выделяют роды литературы: эпос, лирику, драму. Каждый из них имеет свои литературные жанры, есть также лирико-эпические жанры.

Лирика

Лирика – прежде всего выразительный род литературы. Предназначение лирики – выражать мысли, чувства, эмоции, переживания лирического героя. Говорят, что лирика – это мир, пропущенный через сердце поэта. Лирика считается самым интимным родом литературы, ведь именно в ней поэт высказывает свои «задушевные думы» Поэтому поэзия эмоциональна и чаще всего передает чувства самого автора.

Цель лирики – изображение человека в переживаниях, раздумьях, в осмыслении себя и своей жизни в этом мире. Соответственно, в центре поэтического текста помещается человек в его многообразных и непростых отношениях с миром.

Предметом изображения в лирическом произведении является внутренний мир человека, его мысли, чувства в их движении и развитии.

Сюжет в лирическом тексте, как правило, отсутствует. Это обусловлено тем, что лирика является выразительным родом, а не повествовательным.

Рис. 1. Жанры лирики в таблице

К жанрам лирики относятся стихотворение, ода, гимн, элегия, баллада, поэма и т.д

Эпос – изобразительный род литературы, целью которого является объективное изображение человеческой личности во взаимодействии ее с другими людьми, событиями, миром. Эпические жанры отражают жизнь подробно, с разных сторон, чаще всего в виде детального повествования о человеке, о его судьбе, о событиях, которые связаны с ним.

Предметом изображения является объективная действительность, то есть быт, характеры, события, природа – те условия, в которых могут существовать и взаимодействовать герои.

К жанру эпоса относятся рассказ, повесть, роман, новелла и др.

Драма

Драма изображает человеческую личность, находящуюся в действии, в конфликте с обществом, с окружающим миром, с самой собой.

Предметом изображения является объективное бытие, представленное через характеры людей, которые так или иначе заключают в себе и представляют разрешимые и неразрешимые вопросы. С точки зрения содержания, драма, как эпос, повествует о реальных событиях, но, в отличие от эпоса, не является законченным целым.

К жанру драмы относятся комедия, драма, трагедия.

Что мы узнали?

В данной статье кратко рассказывается о родах и жанрах литературы (для 5 класса), даются характеристики и особенности некоторых из них. В статье дается определение, что такое предмет и цель изображения у драмы, лирики и эпоса.

Источник

Как слушать средневековую шведскую балладу

Обращаясь к произведениям зарубежных писателей ХVIII-XIX веков, а также перечитывая русских поэтов-романтиков, нередко можно встретить такое жанровое обозначение, как баллада.

Где оно зародилось и почему стало популярным в России? Каковы его отличительные особенности? Попробуем найти ответы.

Определение баллады — что это такое

В современной терминологии баллада – это литературное (стихотворение) или музыкальное лирическое произведение (песня), обладающее особой структурой и схемой рифмовки.

На протяжении веков значение термина менялось, наполняясь новыми смыслами.

Баллада в литературе – это жанр лирики (что это?), обладающий набором строго закреплённых признаков:

  1. сюжетностью;
  2. сочетанием традиционных мотивов и неожиданной развязки;
  3. строгой схемой рифмовки: ABABBCC (7 строк), ABABCCDD (8 строк), ABABBCCDCD (10 строк).
  4. композицией (что это?), состоящей из трёх частей.

Литературный канон допускает, что балладная форма может трактоваться и в более широком смысле


«Баллада о Стефане»

Над градом Вифлеемом взошла звезда, — Бдите с нами в ночь Рождества — Дом, где спал младенец, озарила тогда. Бдите с нами ради нас всех. Идет Стефан в палаты Ирода-царя: — Бдите с нами в ночь Рождества — «Родился нынче тот, кто выше тебя». Бдите с нами ради нас всех Пер. Игоря Мокина..

Сюжет взят из средневековых житийных легенд и апокрифов и опосредованно связан с евангель­ской историей. Герой баллады Стефан-конюх — Staffan stalledräng — переосмысленная фигура первого христианского мученика, диакона Стефана. В балладе он, слуга Ирода, просит царя отпустить его к младенцу Иисусу. Ирод отказывается, велит убить Стефана и уезжает из дворца.

По пути Ироду является Бог Отец в облике старца и предлагает своего рода состязание творцов, в ходе которого он создает солнце и луну, а у Ирода получаются только змеи и аспиды. Посрамленный Ирод возвраща­ется в свой дворец.

Песни о Стефане в разных вариантах исполняются в Швеции под Рождество, так как День святого Стефана празднуется 26 декабря. В тексте непременно фигурируют кони: в начале баллады верхом едет Стефан, а в конце — Ирод; встреча­ется и подробное описание коней в царском стойле. День Стефана в Швеции вообще связан с лошадьми: раньше в деревнях его отмечали праз­дничными скачками или конным шествием. Вероятно, в этом обычае отрази­лись дохрис­тиан­ские верования; особое почитание лошадей и их связь с зим­ними праздниками существовали еще в эпоху викингов и, видимо, даже раньше. Встреча на дороге с седым стариком, который предлагает состязать­ся, тоже языческий мотив, и в нем угадываются следы преданий об Одине.

Из истории жанра

В основе термина «баллада» лежит слово «balar» (танцевать). «Первопредки» баллады были обнаружены в 13 веке в творчестве поэтов Прованса, легендарных трубадуров, положивших этот песенно-поэтический жанр в основу куртуазной культуры.

Это означает, что первые баллады в изящной и завуалированной манере воспевали возвышенную любовь к Прекрасной Даме. Обожание, преклонение, восторг перед внешней красотой и душевными добродетелями Идеала стали главными компонентами их лирического сюжета.

Существовали баллады из 7, 8 и 10-ти строк. В переложении на музыку они разбивались внутренним рефреном на несколько неравных частей.

Авторами первых баллад считают Жанно де Лекюреля, Гийома де Машо, писавшего так называемые политекстовые баллады, Эсташа Дешана, Сенешаля Жанна д’Э.

Поэт Франсуа Виньон прославился, благодаря своим парадоксальным балладам.

На русский язык переведено немало его произведений, самым известным из которых стала «Баллада поэтического состязания в Блуа». В нём отражена традиция (что это?) проводить турниры поэтов. Вийон был многократным победителем подобных состязаний. Он смело рушил канон, играя словами, словно виртуозный жонглёр, и стал, пожалуй, самым известным автором французских баллад.

Жанр и развитие формы

Что же такое классическая французская баллада в литературе? Формально она состояла из 28 строк (стихов), имела 4 строфы: из них 3 строфы по 8 строк и последняя строфа — так называемая «посылка» — имела 4 строки. Завершающая служила обращением к лицу, которому было посвящено все произведение.

Как и для многих песенных форм, для французской баллады важен был рефрен. Он содержался в каждой строфе, включая посылку. Эти черты помогли сформировать определение французской баллады XV века.

«Провансальские» произведения не имели четкого сюжета. По сути же это было лирическое стихотворение о любви, которое чаще всего пелось, будучи построенным по определенному канону.

Проникла баллада и в Италию. Там ее называли «баллата». Отличие же состояло в том, что «посылка» была зачином. Впрочем, итальянцы не особенно заботились о строгом соответствии канонам формы и о рефрене. Что такое баллада в литературе, они понимали весьма вольно. «Баллаты» характерны для любовной лирики Данте, Петрарки, Бокаччо.

Английская баллада, не похожая ни на французскую, ни на итальянскую. Была лиро-эпическим повествованием и рассказывала о легенде или историческом событии. Как правило, она состояла из четверостиший без строгого соблюдения количества строк и строф.

К XVIII веку бессюжетная лирическая баллада как жанр окончательно исчезает. Ее вытесняет стихотворный рассказ о страшном или грустном событии романтической направленности.

Английская балладная традиция

На смену высокому средневековому канону на рубеже XIV-XVI столетий в Англии и Шотландии пришли народные баллады. В устной форме они существовали с XIII века. Сюжет о благородном разбойнике Робин Гуде, а также истории о короле Эдуарде IV имели всенародную популярность.

Английская баллада имела эпический сюжет, приближаясь к маленькой героической поэме. Эту её особенность переняла немецкая традиция.

Позже поэты Шелли и Колридж издали книгу под общим названием «Баллады» и открыли ею эру английского романтизма. В их сочинениях зазвучали трогательные и страшные истории, описывающие события из жизни простых крестьян, исторические предания, отголоски древних легенд.

Р. Саути прославился как автор поучительных произведений. Из-под пера В. Скотта вышла баллада «Замок Смальгольм», которая была переведена для русского читателя В. А. Жуковским и породила огромный интерес к этому жанру.

Баллада в литературе определение 5 класс

Баллада относится к лирическому, эпическому, романтическому и мистическому стихотворному жанрам литературы. Появилась как народная песнь или танец в Англии и Европе во времена средневековья. Обычно в балладе речь идет о главном герое и его мировосприятии, о событиях, которые происходят с главным героем, о его предчувствиях и переживаниях. Баллада словно поет о состоянии души человека, его внутренней борьбе добра со злом. Баллада может повествовать нам об исторической личности, о какой-то любви, о чем-то волшебном и непостижимом.

Раньше баллада состояла всего из трех строф, каждая из которых включала в себя не более 8 строчек. Таким образом, в 24 строках раскрывалась суть произведения, последняя строка каждых 8 строк повторялась и заканчивалась одной и той же рифмой. Это давало балладе схожесть с песнями. В России баллада появилась сравнительно поздно, — ее основоположником стал В. Жуковский в начале 19 века.

В 1808 году он пишет «Людмилу», — мистическую, странную, но манящую балладу. Современники Жуковского зачитывались новым произведением, которое отнесли к романтизму. Жуковский посвящает этому жанру 25 лет своей жизни и создает 36 баллад.

Несмотря на то, что большая часть баллад были переводом и не принадлежали изначально русской литературе, новые баллады Жуковского несли исключительно свою, ни на что не похожую энергию. Он предавал европейским средневековым героям черты русского человека, описывал традиции русского быта, вводил народные поверья и приметы в свои произведения так, что каждое из его произведений становилось понятным и в то же время совершенно новым.

Помимо Жуковского, написанием баллад занимались такие известные поэты как А. Пушкин и М. Лермонтов, а помимо них и менее известные авторы вроде П. Катенина, который пытался противопоставить свои произведения балладам Жуковского. Со временем строгая структура баллады утеряла свою значимость и ее начали писать в свободной стихотворной форме. Но главная и отличительная черта в балладе осталась, — ее трагичность, предопределенность. Это предчувствует как сам главный герой произведения, так и читатель, — что-то с ним произойдет, и тому, что обещает случиться, ничто не сможет помешать.

Баллада, — это такой жанр поэзии, который несет с собой не только какую-то интересную историю, но и ее героя со всеми его переживаниями, метаниями, предчувствиями. Обычно герой в балладах противопоставляется обществу и его окружению, описывает его неординарным человеком, особенным, тем, кто может не соответствовать представлениям своего времени.

5 класс, 7 класс. Опреденление Что такое баллада в литературе.

Поздние романтические баллады

Так, знаменитая баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд», в которой рассказывается о доблестных эльфах, под страхом смертной казни не пожелавших открыть врагам секрет приготовления легендарного напитка из верескового мёда, стала национальным символом Великобритании.

А баллада немецкого романтика И. В. Гёте «Лесной царь» покорила мир напряжённым драматизмом действия, переданного через диалог жизни и смерти.

Кстати, в 1797 году Шиллер и Гёте устроили балладный поединок, растянувшийся на целый год. «Год баллады» принёс жанру небывалую популярность. Так что государственные акции под лозунгами «Года культуры», «Года литературы» или «Года театра» имеют давнюю традицию.

«Фальквард Лагерманссон»

Фальквард у женщин день проводил, Им и себе в забаву, Но вести, которые он услыхал, Ему не пришлись по нраву. Послушайте, Фальквард, вам нужно покинуть страну. Ему ответили на поклон Дамы и юные девы, Но прежде, чем руки им пожать, Обнял он стан королевы. Послушайте, Фальквард, вам нужно покинуть страну Пер. Игнатия Ивановского..

Это так называемый кочующий сюжет: практически в неизменном виде его можно найти в фольклоре многих европейских стран. Сложился он, вероятнее всего, в рыцарской литературе Прованса с ее идеей любви к недоступной даме. Придворный Фальквард влюбляется в королеву Хиллеви, король Магнус узнает об этом и велит его жестоко казнить; королева вскоре умирает от тоски.

Герои баллады носят имена реальных лиц: Магнус — это король Магнус Ладулос, а королева Хиллеви — его жена Хедвига. Однако это условность: в биографии короля и его супруги такого события нет. Такой же условностью можно считать и описание казни героя в «бочке с гвоздя­ми», отдаленно напоминающей известную по рассказу Брэма Стокера и фильмам ужасов «железную деву» «Железная дева» — устройство, представля­ющее собой сделанный из железа шкаф, внутренняя сторона которого усажена длин­ными острыми гвоздями.; в средневековой Скандинавии такой казни не было. Скорее сцена с бочкой восходит к античным источникам — в частности, к рассказу о казни римского военачальника Регула в Карфагене, который приведен у блаженного Августина.

Баллада в России

Баллада Бюргера «Ленора» «превратилась» в «Людмилу», а уж свою «Светлану» Жуковский полностью создал сам.

Сюжетность стала главной отличительной чертой баллад А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», исторический смысл которой был почерпнут из «Повести временных лет».

В балладных традициях выполнен «Воздушный корабль» М. Ю. Лермонтова. Немало баллад написали Я. Полонский, А.Н. Толстой и А. А. Фет.

Темы баллад

В тематическом отношении французская песнь — это сочинение о любви в поэтической или музыкально-поэтической форме. Выдающимся мастером в каноническом определении баллады и ее сочинении считается мэтр средневековых поэтов Гийом де Машо (XIV в., Франция).

Существенно расширил тематику Франсуа Вийон, поэт XV века. Темы его баллад весьма разнообразны и совсем не куртуазны. Вот, судите только по их названиям: «Баллада повешенных», «Баллада противоположностей» («От жажды умираю над ручьем, смеюсь сквозь слезы и тружусь, играя…»), «Баллада истин наоборот», «Баллада добрых советов», «Старофранцузская баллада» («А где апостолы святые с распятьями из янтарей?»), «Баллада-молитва» и др.

Барды, исполняющие старинные английские и шотландские народные песни, пели по большей части о подвигах и пирах рыцарей и самых разных героев — от Одина до Робина Гуда и короля Эдуарда IV.

Некоторые баллады сюжетно даже могли опираться на вполне реальные исторические события. Вот, к примеру, произведение «О битве при Дерхеме». Она рассказывает о том, как король Шотландии Давид, в отсутствии английского короля Эдуарда, который уехал воевать во Францию, надумал захватить Англию. Исторически это предание отсылает слушателей к конкретному историческому сражению 1346 года, в котором шотландцы были разбиты.

Источник

Лирика в литературе — определение, виды и особенности жанра

Лирические произведения с их высоким, исполненным романтизмом и витиеватым слогом, любят многие, но несмотря на это, далеко не все ценители художественных произведений могут рассказать о том, что такое лирика в литературе, дав четкое определение этому жанру. Между тем этот пробел вполне восполним и, кроме того, можно узнать еще и о том, какие виды литературного рода существуют, а также историю их развития в разные эпохи.

  • Основные понятия о лирике
  • История развития направления

Что такое лирика в литературе

Основные понятия о лирике

Определение лирики ведет свои истоки от названия этого рода литературы, способного воспроизводить чувства и настроение героя по отношению к кому-то или чему-то, дословно переводясь с древнегреческого как «чувствительный, лирный, исполняемый под звучание лиры». К основным характеристикам лирического жанра можно отнести повышенную чувствительность, эмоциональность, взволнованность, задушевность, в общем, все те качества, которые свойственны глубоким, чувственным натурам, склонным к личным переживаниям.

Сравнительные характеристики

Лирика в литературе

Всего на сегодняшний день выделяют три художественных литературных рода, среди которых, помимо лирики, существуют еще эпос и драма. В отличие от них в лирических произведениях имеют свойство отображаться полностью сформированные и законченные характеры в условиях разных обстоятельств, а также происходящие изменения в моральном состоянии персонажей на определенных жизненных этапах.

Поэтому совсем неудивительно, что при написании лирических произведений перед авторами открывается безграничный источник вдохновения, ведь существует огромное количество ситуаций, способных вызывать сильные чувства у персонажей. Особенности лирики заключаются еще и в том, что несмотря на яркое и эмоциональное освещение событий, вне зависимости от того, в прошлом ли они происходили или в настоящем, оно не должно принимать слишком расплывчатую форму и сводиться к чересчур долгому описанию.

Речь должна быть сжатой, но в то же время максимально наполненной, и способность следовать этому негласному правилу без каких-либо потерь для эмоционального окраса и точности передачи чувств описываемых героев. И даже если получится описать все очень кратко, в итоге должно получиться законченное по смыслу произведение.

Лирика

Нередко лирический стиль используется писателями, как выражение личного отношения к той или иной ситуации, а иногда даже к общим тенденциям конкретного времени и связанных с ним исторических событий, донося всю суть через действия персонажей. Удивительно, но в поэме могут описываться не только высокие порывы, но и низменные чувства, также побуждающие человека на переживания, вне зависимости от того, принадлежат ли они ему или кому-то другому.

Что касается других литературных родов, то для того, чтобы понять основные их отличия от лирических произведения, стоит ознакомиться со следующей таблицей с основными их видами и жанрами:

Литература

Род/Виды и жанры Народный Авторский
Лирика. Переживание различных событий, отображение человеческих чувств, внутреннего мироустройства и мироощущения, а также эмоционального состояния, что позволяет ставить чувственное во главе угла. Песня Ода, гимн, элегия, сонет, послание, мадРигал, рондо, эпиграмма.
Драма. Демонстрация отношений героев между собой и связанные с этими событиями, отображающиеся на сцене, для чего применяются особые приемы для записи текста, а также ремарки, позволяющие понять истинное отношение автора к происходящему. Игра, обряд, народная драма, раек, вертеп Трагедия, комедия (по жанрам делится на комедию положений, характеров, масок), драма (философская, социальная, историческая, социально-философская), водевиль, фарс, трагифарс.
Эпос. Повествование о чьей-либо судьбе, приключениях либо определенных поступков, причем как положительных, так и отрицательных, позволяющее автору полноценно высказывать свое мнение об описываемых событиях. Миф, поэма (героическая, строго-воинская, сказочно-легендарная, историческая), сказка, былина, дума, легенда, предание, баллада, притча, малые жанры (пословицы, поговорки, загадки, потешки) Роман или эпопея (историческая, фантастическая, авантюрная, психологическая, утопическая, социальная, притча) и малые жанры (повесть, рассказ, новелла, басня, притча, баллада, литературная сказка).

Имея под рукой такую табличку, можно за считаные секунды определиться с тем, к какому стилю относится то или иное произведения, а также привести точную классификацию его вида. К примеру, у лирического рода нет жанров и только одна народная форма — песнь, тогда как у эпоса и драмы гораздо больше производных разной степени сложности и основной темой.

Кроме того, не следует забывать о существовании четвертого, смешанного литературного рода, который называют лиро-эпическим. Именно сюда можно отнести такой распространенный жанр, как поэма, способная проявлять все присущие эпосу качества. Так, автору удается передать в своем рассказе всю гамму чувств, испытываемых главными/или второстепенными персонажами.

Виды и тематика

Приведенная таблица характерна тем, что может лишь поверхностно отображать разновидности лирического, поэтического и эпического жанров, тогда как существует гораздо больше признаков их классификации. Так, та же лирика имеет разную тематическую направленность, представленную в следующих вариантах:

Всё о лирике

Что такое лирика

  • Философская тематика, где весь упор делается на размышления автора о проблематике персонажа или конкретной ситуации с их максимально глубоким исследованием. Если приводить аналогии с русской классикой, то к подобным приемам прибегал Державин в своих стихотворениях, Баратынский, Жуковский и многие другие талантливые литераторы.
  • Гражданская, где особенно остро рассматриваются определенные социальные проблемы, а также чувства главных персонажей, так или иначе связанных с ними. Все это есть у Пушкина, Лермонтова, Набокова, Маяковского, Мандельштама и у многих других поэтов, творивших в разные эпохи.
  • Политическая. Казалось бы, официозная тема, но и она способна вызывать целую вереницу чувств у героев, иногда заставляя их идти на самые безрассудные поступки, поэтому неудивительно, что она неоднократно становилась источником вдохновения для многих классиков (а в особенности тех, кто сам привык остро реагировать на происходящее в стране и в мире).
  • Пейзажная. Одна из излюбленных тематик многих лирических авторов, которая позволяет передавать чувства через любовь к природе, наблюдение за ней, а также описание смен времен года, часто сравниваемых в собственном своеобразии с разными периодами жизни человека. Что касается авторов, то среди русских классиков в этом плане нет равных Бунину, Есенину, Фету, Тютчеву и Некрасову.
  • Любовная. Еще одна распространенная лирическая тема, которая, как показывает практика, находит самый большой отклик у читателей, не теряя актуальности со временем. Лирические произведения о любви могут быть грустными и радостными, со стремительно развивающимся сюжетом или без него, вращаясь исключительно вокруг воспоминаний повествующего о событиях прошлых лет, но всегда одинаково интересной. В качестве прекрасного примера можно привести прекрасное классическое произведение «Евгений Онегин», которое вдохновляло деятелей искусства не только на театральные, но и на музыкальные постановки. Сюда же можно отнести и дружескую тему, так как она способна вызывать чувства, близкие к любовным.

Не стоит думать, будто лирические произведения являются однотемными, ведь в одном произведении могут найти свое отражение сразу несколько интересных направлений, вызывающих определенные чувственные волнения у персонажей. Кроме того, всю поэзию такого плана можно условно разделить на виды, отличающиеся друг от друга по стилю написания.

Речь идет о следующих видах лирики:

Термин лирика

Сравнительные характеристики

  • Ода. В основе этого жанра всегда стоит торжественное воспевание кого-либо или чего-либо.
  • Песнь. Как правило, такие произведения не лишены сюжетности, нередко комбинированной, когда одна строка имеет все признаки лирического стиля, тогда как другая буквально пропитана эпосом.
  • Элегия, под которой подразумевается романтическая поэзия, причем с грустным налетом, выражающимся в рассуждениях автора о своей судьбе, творчестве или событиях прошлых лет.
  • Послание. Этот жанр может иметь любую тематическую принадлежность, всегда адресуясь к кому-либо (возможен и предмет невоодушевленный).
  • Сонет. В отличие от всех предыдущих видов, этот обязательно должен быть представлен в строгой форме, состоя из 14 строк и имея французскую или английскую принадлежность.
  • Эпиграмма — коротенькое четверостишье, используемое для того, чтобы охарактеризовать какое-то лицо или ситуацию в краткой, но от этого не менее емкой форме.
  • Сатира. По аналогии с эпиграммой может носить хлесткий высмеивающий характер, но, в отличие от нее, не имея жестких ограничений по объему.

Естественно, перечисленные в списке жанры лирики являются весьма условными и на практике в одном произведении может рассматриваться сразу несколько направлений (иногда общую тематику может менять одно только слово). Кроме того, лирический характер свойственен не только стихотворной форме, но и прозе.

История развития направления

Как и любой другой литературный род, лирика не стоит на месте, постоянно меняясь, в зависимости от исторических событий и общих мировых тенденций. И несмотря на тесную взаимосвязь со всеми течениями в литературе и искусства, расцвет жанра пришелся именно на эпоху романтизма. Что же касается его зарождения, то он ведет свои истоки еще с древних времен, имея на разных стадиях своего развития следующие характеристики:

Характеристика лирики

Лирика и всё о ней

  • Античный период. На этапе образования лирические произведения представляли собой музыкальные композиции, исполнявшиеся под аккомпанемент различных музыкальных инструментов (откуда и название). Огромный вклад в развитие жанра внесла древнегреческая школа, именуемая эолийской. Удивительно, но выходцы этой и других школ, в которых были популярны лирические произведения, воспевали с помощью этого жанра не только любовные и эротические отношения, но и влиятельных на тот момент политиков.
  • Средневековье. Огромное значение имела лирика и в этот продолжительный период со всем свойственным ему колоритом. И если на начальном этапе религиозность в лирическом жанре носила стертый характер, то в со временем она стала основополагающей тематикой. Чуть позже классический жанр максимально приблизился к народному, будучи тесно связанным с песнями и танцами, а со временем трубадурство сменилось рыцарством, для которого была свойственна своя лирика.
  • Эпоха Возрождения. Пик развития романтической лирики пришелся на Италию, постепенно дав свои отголоски и в южной части Франции. Большой вклад в развитие этого литературного искусства был сделан и знатным родом Медичи, заправлявшим в период Ренессанса во Флоренции.
  • XVI-XVIII столетия. Полноценное участие в использовании лирического жанра Франция приняла только в XVI веке. К тому времени свой след в искусство уже успела внести Германия с ее реформаторскими религиозными движениями. Со временем при французском дворе появилась ложноклассическая ода, которая так и не прижилась, уступив место известному по сей день жанру в классическом его понимании. Уже в XVIII веке появляются первые русские оды, авторами которых стали Державин, Ломоносов и другие классики. Были актуальны и народные песни, которые особенно сильно ценились правящей тогда императрицей Екатериной II.

Завершает условный исторический цикл развития лирика XIX столетия с присущим ей романтизмом. Именно тогда появились первые лирические пьесы и баллады, а также поэзия, восхваляющая природу, красоту родного края, любовь к женщине, преданность другу и многие другие чувства, которые продолжают волновать человечество, оставаясь всегда актуальными.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...