Что такое Рига в рассказе тихое утро

Тест с ответами по теме: «Тихое утро»

2.Выберите, что такое Рига:
а) сарай +
б) печь
в) крупа
г) трава.

3. Цвет воды в произведении «Тихое утро»:
а) Зелёная;
б) Синяя;
в) Чёрная. +

4. Для чего мальчик прыгает в воду?
а) Хотел отцепить от коряги крючок;
б) Хотел достать рыбу;
в) Хотел спасти друга.+

5. Кульминация произведения Ю.П. Казакова «Тихое утро»:
а) падение Володи в реку;+
б) спасение Яшкой Володи;
в) поведение Володи после спасения;
г) плач Яшки.

6. Погода в произведении Ю.П. Казакова была такой:
а) Светило солнце;+
б) Собирались тучи;
в) Шёл дождь.

7. Определите, с какой попытки Яшка смог спасти Володю:
а) с первой
б) со второй+
в) с третьей

8. Автор произведения «Тихое утро»:
а) Толстой
б) Куприн
в) Казаков+

9. По какой причине в произведении Ю.П. Казакова мальчик плачет?
а) Всё перечисленное; +

Казаков Ю.П. Тихое утро


б) От радости и пережитого страха;
в) От того, что Мишка Каюненок врал.

10. Яшка вытянул мальчика из воды:
а) За ногу;
б) За шею;
в) За руку. +

11. Он обладал походкой, при которой шевелятся плечи и лопатки и даже уши:
а) Егор
б) Яшка+
в) Володька

12. «В этом бочаге у нас никто не купается… Засасывает… Как ноги опустил вниз, так всё…» – какой художественный прием используется в этой фразе?
а) сравнение;
б) метафора;
в) гипербола;+
г) противопоставление.

13. Определите, из-за чего Володя упал в воду:
а) у него закружилась голова
б) потерял равновесие
в) его кто-то ударил
г) рыба на удочке его потянула. +

14. Володю спас:
а) дядя
б) отец
в) Яшка +

15. Что такое бочаг?
а) глубокая яма, залитая водой;+
б) остров на реке;
в) болото;
г) омут в реке.+

16. Рыба, которую поймал Яшка:
а) сом;
б) щука;
в) карась:
г) лещ.+

17. После того как Володя упал в воду, на ум Яшке «сразу пришел рассказ Мишки о громадных /…/на дне бочага, в груди и животе стало холодно от ужаса: он понял, что Володю схватил /…/» Кто схватил?
а) крокодил;
б) бегемот;
в) осьминог;+
г) скат.

18. После того как Володю спасли, как Яшка на Володю смотрел:
а) с ненавистью
б) с лаской
в) с нежностью +
г) с завистью.

19. Яшка в шутку предложил Володе надеть на рыбалку:
а) галоши +
б) ботинки
в) шляпу
г) галстук.

20. Определите жанр, к которому относится произведение «Тихое утро»:
а) рассказ;+
б) воспоминания;
в) эссе;
г) очерк.

21. «Старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы…» — кому принадлежит описание?
а) Егора;
б) Яшки;+
в) Володи;
г) Вадьки.

22.Когда петухи прокричали, то:
а) Яшка проснулся +
б) Яшка заснул

Юрий Казаков — Тихое утро. Краткое содержание.


в) только пришёл домой
г) завтракал.

23. После пробуждения Яшка был:
а) плохим;
б) грустным;
в) злым;
г) радостным.+

24. Яшка «встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил… а если по правде говорить, то и встал-то он сегодня из-за этого заморыша, хотел места рыбные ему показать – и вот вместо благодарности и восхищения – “рано!”»? Для чего?
а) на экскурсию по окрестностям;
б) на рынок продавать червей;
в) на рыбалку;+
г) кататься на лодке.

25. Из-за чего Яшка заплакал?
а) Володя его не поблагодарил;
б) понял, что мог утонуть;
в) пережил эмоциональное потрясение;+
г) уплыла его удочка.

26. Идея рассказа:
а) дружба познается в беде, взаимовыручку можно считать мерилом нравственности;+
б) главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным;+
в) нужно быть осторожным человеком, не рисковать, не подвергать себя опасности;
г) трудности человека закаляют.

27. «Рассказы его обладают редкой способностью раскрываться всякий раз с новой, ещё неизведанной стороны…». О ком это?
а) о Платонове;
б) о Казакове; +
в) об Абрамове;
г) о Твардовском.

28. Определите, кто является главным героем рассказа:
а) Васька;
б) Яшка; +
в) Петька.

29. Обувь нового друга Яшки:
а) Калоши;
б) Ботинки; +
в) Резиновые сапоги.

30. Выберите, у кого из ребят от холодной колодезной воды заломило в затылке:
а) у Егора
б) у Яшки
в) у Володи +
г) у Вадьки

Источник

«Тихое утро» — читательский дневник по рассказу Ю. Казакова

Рассказ Юрия Казакова «Тихое утро» был написан в 1954 году.

Описание книги для читательского дневника

Главные герои и их краткая характеристика

Яшка – деревенский мальчуган, самостоятельный, уверенный в себе, добрый, отважный.
Володя – городской мальчик, приехавший на каникулы в деревню из Москвы, беспомощный, невнимательный мальчик, который ничего не знал о живой природе.

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в середине ХХ века, ранним летним утром в одной из русских деревушек.

Деревенский мальчик по имени Яшка проснулся ранним утром, еще до первых петухов. Он оделся, позавтракал, приготовил удочки и червей. На улице все вокруг было окутано таким густым туманом, что ничего не было видно, но Яшка отлично знал дорогу. Он бегом спустился по тропинке к сеновалу, где ночевал его новый приятель Володя, приехавший на каникулы из Москвы.

Яшка позвал друга свистом, но тот даже не думал просыпаться. И лишь когда он настойчиво позвал мальчика по имени, тот вышел. Володя был весь помятый, заспанный, и его вид очень разозлил Яшку – он считал, что Володя должен был проснуться, как и он, пораньше, и тщательно подготовиться к предстоящей рыбалке.

По дороге к реке Яша снисходительно пояснял Володе, далекому от сельской жизни, звуки, которые раздавались в округе: это трактор приступил к работе, то звенели дрозды, а это свистели утки. Володя завидовал своему новому другу, и в сравнении с ним чувствовал себя глупым и беспомощным.

По пути ребята остановились у старого колодца выпить воды. Когда они спустились к заветному омуту, Яша тихонько объяснил товарищу, что это страшное место, которое пользуется дурной славой среди местных жителей. По словам Яшки, омут настолько глубокий, что вода в нем была ледяная, а на самом дне жил огромный осьминог. Именно поэтому в этом омуте никто из местных ребят никогда не купался. От этих рассказов Володе стало не по себе, но он постарался не подать вида.

Расположившись на берегу, мальчики закинули удочки. Яшку раздражала беспомощность городского друга, который долго не мог справиться со своей удочкой. Злость Яши еще больше усилилась, когда у него сорвалась рыба. Впрочем, ему вскоре повезло, и он вытащил на берег крупного леща. У Володи в этот момент также начало клевать, и он, бросившись к удочке, упал в воду.

Увидев, как Володя барахтается в омуте, Яшка решил, что его затягивает на дно осьминог. Он собрался было бежать в деревню за помощью, но понял, что мальчик наверняка утонет, пока он будет бегать туда и обратно. Набравшись смелости, Яша прыгнул в омут и подплыл к тонущему другу. Однако Володя так крепко вцепился в него, что мальчики чуть было не пошли вместе ко дну.

Яша с трудом отбился от друга и подплыл к берегу. Когда он оглянулся назад, Володи уже не было на поверхности. Не медля ни секунды, Яша нырнул в омут, нашел Володю и вытащил его на берег. Он принялся трясти его, давить на живот и разводить в стороны руки. Володя еще долго не мог прийти в себя, и вместо слов издавал лишь булькающие звуки.

От пережитого потрясения друзья расплакались.

Яшка проснулся рано и разбудил Володю. Он смеялся над башмаками приятеля, и напоил его колодезной водой. Яшка рассказал о звуках, которые слышал Володя, и про осьминогов в омуте. Яшка вытащил леща, но Володя упал в воду и стал тонуть. Яшка запаниковал, потом попытался спасти Володю, но тот чуть не утопил Яшку.

Яшка вытащил Володю на берег и мальчики дружно разревелись.

План пересказа

  • Туманное утро
  • Черви под ригой
  • Заспанный Володя
  • Башмаки
  • Колодец
  • Странные звуки
  • Дорога к реке
  • Легенды про омут
  • Неудачная поклевка
  • Лещ
  • Володя тонет
  • Ужас и страх
  • Неудачная попытка
  • Спасение утопающих
  • Слезы

Основная мысль

Настоящим героя является тот, кто смог преодолеть собственный страх.

Чему учит

Рассказ учит любить природу, учит любоваться красотой раннего утра. Учит не верить слухам. Учит помогать друг другу, не бросать товарища в трудной ситуации. Учит действовать по обстоятельствам. Учит мужеству и бесстрашию.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот рассказ о таких непохожих друг на друга мальчиках. Больше мне понравился Яшка, который был ближе к природе. Когда случилась беда, Яшка сумел преодолеть собственный страх, не бросил Володю, и тем самым спас другу жизнь. Яшка проявил настоящий героизм, ведь ему пришлось бороться не только со стихией, но и с собственными страхами.

Вывод и мое мнение

Сначала двух непохожих мальчишек связало общее дело — страсть к рыбалке. Теперь, после несчастного случая на воде, их дружба обязательно станет намного крепче. Вряд ли рассудительный Володя сможет забыть, как его приятель бросился в опасный омут, чтобы его выручить.

Пословицы

  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Друг познается в беде.
  • Назвался другом — помогай в беде.
  • Кто скоро помог, тот дважды помог.
  • Всякая помощь хороша вовремя.

Цитаты из текста

«…Все исчезло, притаилось сейчас, и центром маленького замкнутого мира оказалась Яшкина изба…»
«…Яшка разозлился: он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил…»
«…У вас там, в Москве, небось босиком не ходют…»
«…А вообще в туман рыба берет — успевай таскать. »
«…Засасывает… Как ноги опустил вниз, так все…»
«…Плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…»

Словарь новых и незнакомых слов

Пастух – человек, пасущий скот.
Сени – входная часть (прихожая) традиционного русского дома, неотапливаемое и нежилое помещение.
Ветряк – ветряная мельница.
Плетень – плетёная изгородь из прутьев, ветвей.
Кузница – мастерская, в которой производится ручная обработка металла, как правило, ковкой.
Амбар – холодное строение для хранения зерна, муки и т. п., а также вещей, товаров.
Сеновал – место, предназначенное для складирования сена и защиты его от атмосферных осадков в процессе хранения.
Труха – рассыпающаяся сухая масса.

Источник

Яшка встал рано, попил молока с хлебом и, взяв удочки, вышел из дома.

Деревня еще только просыпалась в это туманное утро. Яшка соскочил с крыльца, прогнал петуха и весело затрусил к Риге. У риги он накопал червяков, потом зашел за новым приятелем Володей, тот спал на сеновале.

Яшка с трудом разбудил его, тот неловко слез, наступая на неэавяэанные шнурки.

Володя не хотел идти так рано, и Яшка разозлился, ведь он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил …

Кроме того, Володя решил пойти на речку в ботинках. Яша, как все деревенские мальчишки, шел босиком, и со злости посоветовал прихватить заспанному товарищу галстук и пальто.

После обидных слов друга Володя готов был отказаться от рыбалки, но эта рыбалка была долгожданной. Так, надувшись друг на друга и не разговаривая, дети отправились в путь.

Володя с завистью смотрел на Яшку, его босые ноги, походку и деревенское облачение.

Ребята остановились у колодца, чтобы попить, хотя обоим пить не хотелось. Яшка считал, что здесь самая лучшая вода.

— Ты ловил ли рыбу-то?- спросил Яшка.

— Нет … Только на Москве-реке видел, как ловят,- при-
знался Володя.

Эти слова немного смягчили Яшку, и они договорились еще и на сома пойти вместе. Володе стало хорошо на душе, послышался звук заводящегося трактора.

Ребята нашли общий язык, обсудили рыбу, которая водится в местных речках, премудрости ловли дроздов в сетку. Так, за раз- говором, довольно быстро вышли к небольшой и заросшей реке. Володя готов был хоть сейчас начать ловить, но Яшка шел все дальше берегом реки.

Пройдя немного вдоль реки и промокнув от росы, мальчишки пришли на нужное место. Яша рассказал Володе про омут, что тут никто не купается, так как вода холодная и сразу утягивает на дно, а деревенские еще говорили, что здесь водятся осьминоги.

Яша размотал удочки, передал одну из них Володе, дал ему приманку и показал место, где ловить. Сначала Володя зацепил удочку за ветку. Потом сорвалась первая поклевка Яшки, и ему было немного стыдно, что он упустил рыбу. Он хотел было подколоть приятеля, но тут вновь зашевелился поплавок.

После некоторых усилий Яшка вытащил на берег леща, Вова очень обрадовался его улову. Яшка заметил ускользающую удочку Володи. Тот обернулся, схватил удочку, но не удержался и свалился в воду.

Яшка хотел швырнуть в него камень, но увидел, что Вова беспомощно барахтается в воде. Испугавшись, хотел бежать в деревню за помощью, но осознав, что не успеет, вернулся и прыгнул в воду за приятелем, доплыл и схватил за руку.

Володя вцепился в спасителя, быстро-быстро стал перебирать руками, цепляясь за рубашку и сумку. Яшка почувствовал, что сам тонет. Он оттолкнул тонущего и быстро поплыл к берегу.

На берегу он увидел, что Володя ушел под воду, и почувствовал вину. Снова поплыл за другом, нырнул глубоко и увидел Володю — тот держался на боку, одна нога его запуталась в траве.

Яшка схватил маль чика за руку и потащил наверх. Вытащив на берег, стал разводить его руки, давить на живот, дуть в нос. Он устал уже, а Володя все так же не подавал признаков жизни.

Яшка с криком поднял ноги приятеля вверх и, сколько было сил, начал его трясти. Когда силы отчаявшегося мальчугана были уже на исходе, изо рта Володи хлынула вода, он застонал и судорога прошла по его телу.

Чуть позже спасенный немного оправился, взглянул на воду и незнакомым, хриплым голосом, с заметным усилием, заикаясь, выговорил:
— Как я … то-нул …

После пережитых эмоций Яшка разрыдался. Володя удивился сначала, но, вспомнив все произошедшее, тоже заревел. Володина удочка прибилась к берегу, и вокруг снова воцарилось тихое утро.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...