Что такое Рига вологодская область

«Дедушко умывсе!» — как устроен вологодский говор

«Вологоцкие дивцята говорят на букву «це»: мамоцка, подай цулоцки в уголоцке на пеце!» Такую частушку прошлым летом мы услышали на фестивале «Живая старина» в деревне Пожарище Нюксенского района Вологодской области. Здесь жив диалект. Он жив, слава Богу. И мы все могли говорить так — и «окать», и «цокать», — если бы в свое время столица России перешла из Москвы в Вологду. А так могло быть.

Вологодский говор — это целая группа говоров севернорусского наречия.

С одной стороны, вологодский говор можно услышать не на всей территории Вологодской области. Вологодская группа севернорусских говоров распространена в центральной и восточной частях Вологодской области, а также южной части Архангельской области. Почему Архангельской? Дело в том, что нынешние Вельский, Устьянский и частично Котласский районы до 1937 года относились к Вологодской области. Административное деление здесь часто менялось, а диалект распространялся по своим законам, вне зависимости от формальных границ.

В поисках неизвестных озер. Незаконченный поход. Вологодские болота.

С другой стороны, в некоторых районах Вологодской области, допустим в районе Череповца, диалект уже не «вологодский, здесь говорят иначе. В Грязовецком районе тоже не «окают», а «акают» по-московски.

Некоторые особенности вологодского диалекта вместе с севернорусскими переселенцами добрались до Урала, Сибири и Дальнего Востока, их и сейчас можно услышать, например, в сибирских старожильческих говорах. Сибирские старожилы — сибиряки, чалдоны, кержаки, казаки, староверы, походчане (колымчане), русскоустьинцы (индигирщики) и марковцы (анадырщики) тоже окают, чётко произносят гласные, в их речи тоже встречаются и взрывные [г], и отсутствие звука «щ» (заменяемого долгим [шш], и выпадение гласных и согласных, а также частое употребление частицы «-то».

Ученые выяснили, что вологодский диалект начал складываться на землях Русского Севера в начале II тысячелетия нашей эры, вместе с приходом славянских переселенцев. Первой волной на земли, населенные прежде в основном финно-уграми, пришли с севера и запада, по Северной Двине и Ваге, новгородцы, а позже, с юга — ростово-суздальцы. То есть базу вологодского говора заложили жители Господина Великого Новгорода, потом подтянулись ростовчане, и в конце чуть-чуть добавили москвичи, но сильно развернуться им уже не дали. Конечно, на исконной новгородской территории уже несколько столетий так не говорит, а на Вологодчине отголоски древнего звучания остались.

Две волны переселенцев перехлестывались и смешивались: под ростово-суздальцами оказались Белоозеро (на западе) и Устюг (на востоке). Вологда и Тотьма между ними принадлежали Новгородской земле. К XIV-XV векам Московское государство стало сильно теснить новгородцев: граница земель смещалась все дальше на север. В результате Новгород потерял и Тотьму, и Вологду, и влияние ростово-суздальского, а позже — московского диалекта на вологодских землях заметно усилилось.

К началу XVIII века центром российской морской торговли стала Балтика, значение торговых путей через Вологду и Устюг упало, Вологодские земли стали глухой окраиной Русского государства. Из других областей русское население сюда прибывать перестало, москвичи и жители южнорусских земель с тех пор на речь вологжан сильно не влияли, и архаичный говор, в частности мягкое древненовгородское цоканье, сохранились здесь даже лучше, чем в исконных землях. Со временем возникли и собственные местные вологодские черты в диалекте.

Доктор филологических наук, вологодский лингвист Гурий Судаков рассказывает студентам, что история могла бы пойти иначе, если бы Иван Грозный сделал столицей Вологду. Тогда в основу литературного языка могли бы лечь не московские, а вологодские говоры.

Так как же говорят представители вологодской группы? Что для них характерно?

Полное оканье — самая узнаваемая черта в речи вологжан. Полным оканьем называют различение при произношении гласных «о» и «а» во всех безударных слогах: произносят г[о]л[о]ва, м[о]л[о]ко, но с[а]д[о]вод. По литературной норме в этих случаях произносится звук, близкий к «а»: г[а]л[а]ва, м[а]л[а]ко, с[а]д[а]вод». Между прочим, северное оканье появилось гораздо раньше московского «аканья».

На аллее между Кремлевской площадью и Кремлевским садом в центре Вологды даже установлен памятник букве «О». А недалеко, на той же аллее, стоит кованая скамейка с надписью «Посидим поокаем».

В тех словах, где по дореволюционной орфографии писалась буква «ять», произносят гласный «е» закрытый — нечто среднее между «е» и «и»: «грезь» вместо «грязь», «дедя» вместо «дядя», «в шли(е)пе» вместо «в шляпе», вместо «опять» — «опеть», вместо «взять» — «взеть», не «в лесу», а «в лисе», не «снег», а «сниг», не «зверь», а «звирь».

Звук «в» тоже иногда заменяют звуком похожим на «у» («у» неслоговый): «долго» — «доуго», «был» — «быу», «палка» — «паука» «правда» — «прауда»…

Мякое цоканье — звуки [ч], [щ] и [ш] заменяются мягким [ц’]: носоцьки, рукавицьки, пець, штаницьки, цяй, цяшка, конець, овця…

Вместо «е» в некоторых словах произносится «и» или «о»: артЕль — артИль, ребёнок — робёнок.

Фото: narkult.edu35.ru

К словам добавляют модификации частицы «то»: -ти, -от, -эт, -та: «Ты куда пошов-то. » «Дак вить писен-то быво н(и)ямного… Довгих-то, родовых-то писен десять…»

Здесь скажут не «мальчишка», а «мальчишко», не «дедушка», а «дедушко».

Не «умылся», а «умывсе», не «умоешься», а «умойешсо».

Не любят сочетания «дн» и «бм»: вместо «медный» скажут «менный», вместо «ладно» — «ланно», не «обман», а «омман», не «обмазал», а «оммазал»…

Вместо окончания «-е» поставят окончание «-ы»: «пойду к жены», «работал на стороны». Любят окончания «-амы» или «-ам»: «пахали плугамы», «пахали плугам». Скажут не «сухими грибами», а «сухима грибамы» или «сухим грибам». «Горючим слезам плакала»…

Могут сказать не «молодого», а «молодоо», не «кого», а «коо»…

В вологодском говоре есть особый звук — средний между «у» и «о», называемый «о закрытое» или дифтонг «уо»: «короуа», «сеструой», «вуоля»…

Смягчают окончания: «Федька» — «Федькя», «чайку» — «цяйкю», «коньком» — «конькём». Или наоборот, убирают смягчения: «он стерегот», «ты пекошь»…

Типичные формы инфинитива: не «есть», но «ести», не «попасть», но «попасти», не «покласть», но «покласти».

Разговаривают здесь напевно, размеренно — не медлят, но и не спешат.

Диалектологи Вологодского пединститута изучают вологодский говор. Издан многотомный «Словарь вологодских говоров». Есть словарь В. Кондакова «Слово русское, родное», издания о говорах Тарногского, Сямженского и некоторых других районов… Существуют даже детские, школьные пособия по диалектам: «Вологодское словечко», «Золотые россыпи»… Лингвисты на Вологодчине прилагают большие усилия для сохранности диалектологических особенностей говора.

Существует гипотеза о связи вологодского говора и… санскрита!

Индийский лингвист, известный знаток классического санскрита, профессор Дурга Прасад Шастри говорил: «Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний: «Русский и санскрит. И не потому, что некоторые слова … похожи… Общие слова могут быть найдены в латыни, немецком, санскрите, персидском и русском языке… Удивляет то, что в двух наших языках схожи структура слова, стиль и синтаксис.

Добавим еще большую схожесть правил грамматики. Это вызывает глубокое любопытство у всех, кто знаком с языкознанием…». В начале 60-х годов ХХ века он был в России, приезжал в Вологду. После двух недель пребывания в России, по свидетельству индолога Натальи Гусевой, он сказал переводчику: «Stop translating! I understand what you are saying. You are speaking here some corrupted form of the Sanskrit!» («Не надо переводить!

Я понимаю, что вы говорите. Вы говорите на измененной форме санскрита!») Вернувшись в Индию, он опубликовал статью о близости русского и санскрита.

Профессор Дурга Прасад Шастри

Вологодский этнограф, искусствовед, кандидат исторических наук, действительный член Русского географического общества Светлана Жарникова писала в связи с этим: «У нынешних индийцев и славян была одна прародина и один праязык — санскрит. Наши предки жили в восточной Европе на территории примерно от современной Вологды до побережья Ледовитого океана. (…) Подавляющее большинство названий наших рек можно без коверканья языка просто переводить с санскрита.

Сухона означает “легко преодолимая”, Кубена — “извилистая”, Суда — “ручей”, Дарида — “дающая воду”, Падма — “лотос, кувшинка”, Куша — “осока”, Сямжена — “объединяющая людей”. В Вологодской и Архангельской областях множество речек, озер и ручейков называются Ганг, Шива, Индига, Индосат, Синдошка, Индоманка.

В моей книге тридцать страниц заняты этими названиями на санскрите (книга “Золотая нить”. — Прим. автора). А сохраниться такие названия могут только в том случае — и это уже закон — если сохраняется народ, который дал эти названия. А если он исчезает, то и названия меняются».

А теперь небольшой словарик вологодских диалектных слов:

  • Бардызнуть — ударить
  • Баская — красивая
  • Блазниться — казаться
  • Божатка – крестная
  • Боркать — стучать
  • Бучить лопотье – стирать белье
  • Варзать — делать что-то тяжелое, через силу
  • Вахлыш — дождевая тучка
  • Восни – сны
  • Галанка — брюква
  • Дивья — просто, хорошо (тебе дивья говорить)
  • Дрисва – легко крошащийся камень (используется для отмывания полов)
  • Застать — загнать скотину домой
  • Зобать — употреблять в сухом виде порошкообразное
  • Испыскотеть — испачкать
  • Катаники – валенки
  • Керкать — издавать горловой звук, как бы откашливаясь
  • Ководни – вчера вечером, недавно
  • Кучко — собака кобель
  • Лава — узкий навесной мост
  • Лопотье – белье
  • Ляга — лужа
  • Непрошлая — глупая, дурочка
  • Ночви — мелкое деревянное корытце для прокатывания брусники и клюквы
  • Оболокаться – одеваться
  • Обрядиться — выполнить домашнюю работу
  • Павжна — прием пищи
  • Пазгать — быстро делать, спазгал — что-то быстро сделал
  • Перевала — грозовое облако
  • Полица — полка
  • Потки, поточки — птицы
  • Пыкосы — наверное, скорее всего
  • Раскливить — довести до слез
  • Сивер, сиверно — холод, холодно
  • Скутать — перекрыть печную трубу после топки печи
  • Стерлюга — козлы для распилки дров
  • Суседко — домовой
  • Тончивая — стройная
  • Тороватиться — разговаривать, беседовать
  • Трёкать — болтать, разговаривать
  • Уповод — отрезок времени
  • Хрушкая — крупная
  • Чечуля — большой колотый кусок сахара

Читайте «Словарь вологодских говоров», а лучше — приезжайте в вологодскую глубинку, узнаете больше!

Самый страшный «враг» всех диалектов, и вологодского в том числе, — СМИ. Уже два или даже три поколения вологжан выросли в эпоху радио и телевидения, на фоне постоянного транслирования усредненной нормы русского языка.

В этом есть несомненные преимущества и никто не призывает «жить в лесу, молиться колесу», но люди привыкают к общепринятому «нормальному» выговору, начинают стесняться своего, «провинциального» и забывают родной говор. Особенно это заметно в больших городах. В Вологде сегодня мало где услышишь распевный вологодский диалект.

В деревнях он пока остался, но больше среди старшего поколения. Здесь сильны еще другие «враги» вологодского диалекта — миграция населения, опустение и вымирание деревень. Молодежь, не привязанная к родной земле, уезжает в большие города и в другие регионы, там подстраивается под большинство и ломает свое «природное» оканье и цоканье.

Очень не хочется, чтобы бесценное культурное и историческое явление — древний говор — осталось лишь предметом изучения ученых и совсем ушло из жизни. Остается надеяться, что молодые вологжане поймут ценность диалекта своей малой родины, будут знать его и помнить.

Источник

Обитаемый остров — Ломоватка. Кукиш вместо дороги.

Самый север Вологодской области, железнодорожная станция Ломоватка, и поселок Ломоватка. Прямоугольных очертаний выступ, кусок Великоустюжского района, охваченный с трех сторон, как полуостров, землями Архангельской области.

«Как то жили и ладили

Мы промежду собой

Полстраны было в лагере

Остальные – конвой»

(М. Танич)

Посёлок Ломоватка был образован на месте бараков, построенных заключёнными ГУЛАГа при строительстве Северо-Печорской железной дороги в 1937 – 1941-м гг. В 1954 году начались лесозаготовительные работы, в 1958 году был создан Ломоватский леспромхоз.

Объем заготовки леса, который ежегодно давал Ломоватский леспромхоз, составлял почти 400 тысяч кубометров в год.

В 1960 году был образован Ломоватский сельский Совет, в 2006 году — Ломоватское сельское поселение. В 1992 году леспромхоз был акционирован, в 2002 году на базе его имущественного комплекса создано ООО «Ломоватка-Лес».

На закате Советской власти здесь жило около 3 тыс. человек.

По переписи 2002 года, в посёлке было 1513 человек (710 мужчин, 803 женщины) по данным переписи 2010 года — 1141 человек

Из подробностей пикантных — здесь, в Ломоватке, несколько лет жил и учился Александр Мишкин, он же – Герой России, полковник ГРУ «Петров», который травил да недотравил Скрипалей.

(Родился Саша Мишкин в соседней Лойге, уже Архангельской области, где и доучивался в средней школе, живя у бабушки).

На фото 2007 года — как я понимаю, именно та школа, где учился Саша Мишкин. Фотографировал и не знал.

Это

Это

Я бы не сказал, что его лицо изуродовано интеллектом. И не Штирлиц, далеко не Штирлиц. На вид — нормальный такой, реальный пацан, привыкший проблемы решать прямым в челюсть и броском через бедро. Ну, или ствол с глушителем, или какое боевое отравляющее вещество.

А вот то, что пацан, доживший здесь до 1995 года, оказался в военной разведке – это нормально.

Не он такой, жизнь такая здесь, на самом севере Вологодской области, когда простая поездка в районную больницу или в районную администрацию за справкой превращается в спецоперацию, со множеством вариантов, в том числе – со смертельным исходом.

Информация к размышлению

19 декабря 2019 года на 13 километре ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ дороги Приводино – Ломоватка перевернулся тягач с цистерной: водитель скончался на месте.

Диспозиция — 70 километров до Котласа по железной дороге, 376 километров до Вологды, 60 километров до райцентра – Великого Устюга – это по прямой. Но прямой дороги до Устюга и Вологды нет. Автомобильной дороги общего пользования — вообще нет. Есть лесовозная дорога.

Дорога, которую строили родители сегодняшних жителей поселка Ломоватка, по которой они безвозбранно ездили всю свою жизнь, с некоторых пор стала собственностью ООО «Вологодский лес». (Сейчас — «Вологодские лесопромышленники».

Надо проехать — сначала за пропуском в Вологду.

И потому — нет «Скорой помощи». Ежели кто заболеет серьезно или мамочке приспичит родить, местные медики кланяются железным дорожникам, договариваются с машинистом, носилки с больным грузят в товарняк и везут в Котлас, где экстренных больных принимают в местную больницу.

А ежели не экстренно.

Вариант – 1. Встать пораньше, сесть на поезд в 6.00, доехать до Котласа или Ядрихи, (полтора часа), там полтора часа подождать автобус, а потом автобусом до Великого Устюга.

Вариант – 2. Поездом же до ст. Удима (Архангельская область), где начинается цивилизация и автодорога с выходом на Приводино и трассу на Великий Устюг. Некоторые особо продвинутые жители свой автотранспорт и держат в поселке Удимский. Эту фишку жители Удимского просекли, и отреагировали соответственно — подняли арендную плату за гаражи.

Вариант 3. По лесовозной дороге, мощеной бетонными плитами, далее – по лесовозным проселкам, вдольтрассовыми проездами газовиков до Сухоны.

Далее — нелицензированный, но монопольный паромный перевоз через Сухону до Полдарсы, далее до Великого Устюга. Данные 2007 года — за перевозку «ЗИЛа» лесовики брали 3 000 р., за «МАЗ» — 5 000 р. Для сравнения относительно недалеко, в Нюксенице, при той же ширине Сухоны это удовольствие стоило всего 400 рублей.

Но даже таким, кружным путем, доставка товара в магазины Полдарсы автотранспортом обходилась в 70 копеек за килограмм, по железной дороге из Котласа 3 рубля за килограмм.

(Данные 2007 года, когда я самолично ставил эксперимент по преодолению расстояния от Ломоватки до Устюга. Не получилось, и я вернулся в Вологду по железной дороге, с заездом в Котлас. И еще тогда у меня возникла вполне логичная мысль — Нужно Ломоватке проситься в Архангельскую область!)

А Нюксенский лес? Так его и сейчас возят в Коряжму.

А вологодская власть?

Обещал Позгалев в 2007 году.

Дескать, «. уже началось проектирование будущей дороги, которая свяжет Ломоватку с основными областными магистралями. И это не просто слова. Перед вами уже спроектированная трасса дороги Ломоватка-Удима.

(. ) И если в декабре на выборах не произойдет никаких перемен, если нынешний курс на стабильность будет продолжен, то мы сможем реализовать ваш наказ – дорога будет построена».

Вот его обещалка, отпечатанная тиражом в 720 экземпляров, вот его подпись, вот подпись депутата ГосДумы Шевцова, а вот кукиш вместо обещанной дороги.

Аккурат в это время в Междуреченском районе за счет областного бюджета построили дорогу и мост к усадьбе оскароносного друга губернатора Позгалева, режиссёра Сергея Михалкова.

НА ЭТО деньги нашлись, а на забытую властью Ломоватку тратить деньги зачем?

Михалков всяко-разно ублажал губернатора Позгалева, возил посильно браконьерствовать в Африку, где полосатых лошадок стреляли, однако – сафари называется.

Михалков с губернатором Позгалевым многократно страстно целовались на фоне экзотической африканской растительности.

И потому Михалкову наш губернатор подарил треть Междуреченского района и еще кусочек Сокольского района — аж 140 тысяч гектаров под охотничьи угодья, и послушная Позгалеву вологодская областная дума послушно выделила деньги на мост и дорогу к поместью барина Михалкова.

А жители поселка Ломоватка – кто ему?

И в 2011 году тоже были выборы, и 25 января губернаторская газета «Красный Север» крупным шрифтом писала: Ломоватку и Великий Устюг свяжет прямая дорога. Вот щас ка-а-а-а-ак спроетируем, а в 2012-2013 дорогу и построим.

Вот –обещалка, а вот — кукиш вместо дороги.

И еще не раз всяко-разно обещали.

В 2014 году, уже при обещалкине Кувшинникове, в том же средстве массовой дезинформации населения (газ. «Красный Север», № 56, 28 мая 2014 г.) была напечатана очередная побрехушка про Постановление Правительство области. Дескать, «. запланировано проектирование и строительство подъезда к поселку Ломоватка».

Дескать, в 2017 году дорога будет!

И называлась цена — за 17 километров дороги – 170 миллионов, т.е. десять лимонов за километр, или 10 000 тыр за погонный метр дороги.

А вот в официальном кукише от Кувшинникова, («Прямая линия» с Кувшинниковым 5 декабря 2019) года цена за дорогу называется другая, 666 миллионов с хвостиком в или 38 тыр за погонный метр.

И черным по белому написано — А вот хрен вам ребята, а не дорога!

И уже ничего не обещают.

Что же случилось?

А по моему, Ломоватке приходит конец.

Мордашов прибирает к рукам группу компаний «Вологодские лесопромышленники», а вместе с ними и Ломоватку с ее лесами.

Мордашовская группа компаний «Свеза-Лес» заняла первое место в мире по производству фанеры, монстр растет, и ему нужно еще больше сырья.

Еще в 2013 году со «Свезой» правительством Вологодской области был подписан договор о возведении гигантского ЦБК-монстра. Для сравнения масштабов возможной будущей экологической катастрофы, которая грозит всем нам озвучим планируемые мощности предприятия. Это 1,3 миллиона тонн целлюлозы в год против всего 200 тысяч тонн, к счастью, уже закрытого ЦБК на озере Байкал.

А уж после того, как Кувшинников БЕСПЛАТНО отдал Мордашову землю под целлюлозный монстр, нам ничего хорошего ждать не приходится.

Вот и леса Великоустюжского и Нюксенского районов выбреют подчистую, погрузят в вагоны, увезут, и.

Ломоватку закроют. Останутся лишь разваливаться дома, так похожие на бараки ГУЛАГа.

Интересно, дом родителей полковника Мишкина сохранят, или, наоборот, пустят бульдозер в первую очередь?

Источник

Как определить приход церкви нужного населенного пункта

Как определить приход церкви для поиска метрической записи о рождении, браке или смерти вашего предка. Перечень справочников по церковным приходам.

Как определить приход церкви нужного населенного пункта

До 1917 года учетом населения занимались церковные приходы. Они регистрировали браки, рождения и смерти ваших предков, ежегодно оставляли исповедные росписи и занимались заполнением ревизских сказок. Чтобы составить свою родословную и узнать основные подробности жизни ваших предков, нужно правильно определить приход церкви нужного населенного пункта.

Понятия

Нужный населенный пункт — это место, где жили ваши предки в определенный год.

Атлас Архангельской губернии, Церковные приходы, 1888 год. Шенкурский уезд. По карте можно определить приход церкви, к которому относится нужный населенный пункт.

Атлас Архангельской губернии, Церковные приходы, 1888 год. Шенкурский уезд. По карте можно определить приход церкви, к которому относится нужный населенный пункт.

Церковный приход — церковь, в метрических книгах которой записаны данные о произошедшем событии: рождение, смерть, бракосочетание. Ревизские сказки, исповедные росписи и клировые ведомости также сортируются по принадлежности к церковному приходу.

В современном понимании, церковный приход в те годы — это орган ЗАГС по месту прописки. Регистрировать рождение,браки или смерти ваши предки могли только в определенной церкви, к которой относилась их деревня или починок. В городах за церквями закреплялись районы.

Подробное описание в III Благочинии приходов и населения. Сведения из Атласа Архангельской губернии за 1888 год. Указаны церковные приходы, количество лиц мужского и женского пола, церковных школ. Перечислены деревни, которые относятся к каждому церковному приходу. Указан вид церковных построек (деревянная, каменная).

Подробное описание в III Благочинии приходов и населения. Сведения из Атласа Архангельской губернии за 1888 год. Указаны церковные приходы, количество лиц мужского и женского пола, церковных школ. Перечислены деревни, которые относятся к каждому церковному приходу. Указан вид церковных построек (деревянная, каменная).

Метрическая запись о событии в чужом приходе

За редким исключением ваши предки могли пойти оформлять метрическую запись в соседнюю церковь, а не в свою. Например:

  • отсутствие священника в своем приходе.
  • церковь временно закрыта на ремонт.
  • брак регистрировался по месту жительства невесты.
  • рождение ребенка не по месту жительства родителей, а у родственников в гостях.

Всё это частные случаи, которые стоит рассматривать в последнюю очередь.

Страница из справочника

Страница из справочника «Описание церковных приходов Владимирской губернии за 1886 год». Подробно описана местность, история церкви и состав прихода.

Как определить приход церкви нужного населенного пункта в сельской местности

  1. Вы знаете точное название населенного пункта и нужный год события. По умолчанию нужно брать всегда самый поздний известный год. Помните: церковные приходы с годами менялись, поскольку строились новые деревни и церкви.
  2. Определите по карте, где находится или находился нужный населенный пункт. Если сегодня такой деревни не существует, то смотрите советские карты или дореволюционные. На сайтах найдете большое количество старых карт:
  1. retromap.ru
  2. etomesto.ru
  3. davidrumsey.com

Справочники по населенным пунктам и приходам

В Российской империи регулярный документооборот между епархией и приходами позволял издавать статистические сборники. Поскольку единого стандарта не было, то каждая губерния или епархия выпускала справочники на свое усмотрение. По этой причине названия справочников могут отличаться.

  • “Справочник по административно-территориальному делению” за каждый год. Их легко найти в интернете, на сайтах электронных библиотек (бесплатно). В списке будет указано крупное село, в котором находилась приходская церковь. Все мелкие населенные пункты в округе относились к ней.
  • “Списки населенных мест по губернии” составлялись раз в несколько лет. Отсюда вы узнаете название населенного пункта, волость, уезд и самое главное — церковный приход.
  • «Православно-церковный календарь», с описанием приходов церквей.
  • Клировые ведомости.
  • «Справочная книга или книжка по губернской епархии «
  • «Описание церквей губернской (нужной вам) епархии»
  • «Адрес-календарь губернской епархии»
  • «Историко-статистическое описание церковных приходов губернии»
  • «Губернская епархия: Сборник статистических и справочных сведений»
  • «Карты приходов по губернии». На карте обозначены границы приходов, обозначены церкви.
  • «Краткие сведения о монастырях и церквях губернской епархии».

Важно, что в этих справочниках вы не только найдете информацию об отношении места жительства ваших предков к определенному церковному приходу. Вы узнаете историю церкви, в которую годами ходили ваши предки, получите подробное описание прихода. В большинстве справочных книг приводится подробное описание убранства и устройства храма, какие иконы и ценности находились в приходской церкви.

Базы данных

На сайтах архивов существуют информационные системы, которые позволяют узнать сохранность документов по той или иной церкви. Определив принадлежность нужного вам населенного пункта к церковному приходу, вы сможете узнать шифр архивного дела и посмотреть метрические книги с информацией о ваших предках.

Например, на сайте архива Кировской области ГАКО есть такая база данных.

База данных на сайте ГАКО (Кировской области), для определения места хранения метрических книг для конкретного церковного прихода. Перечень метрических книг с указанием архивного шифра, для поиска в архиве.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...