Рига. Югендстиль (Jugendstil) или Ар Нуво
Небольшая справка.
Это орнаментальный стиль, опирающийся на изогнутые линии, асимметрию в композиции и нерегулярные линии в ритмах, главные мотивы – природа, перекликание с античным искусством и мифологией.В архитектуре югендстиль выражается функциональностью строений и богато декорированным фасадом, это достигается всеми возможными строительными средствами: от формы оконных и дверных проемов, эркеров, до рельефов, скульптур, орнаментальных линий или полей, витражей. Однако важен для стиля не только парадный фасад, а общий образ, поэтому «архитектура югендстиля» означает и интерьер, форму столовых приборов и даже гардероб обитателей.
Вообще, стиль Ар Нуво крайне своеобразен и достаточно сильно варьируется от города к городу в разных странах. Свою уникальность в Риге этот стиль приобрел в чем-то благодаря запретам на типовую застройку в конце XIX — начале XX века. В это время Европа в целом процветала, население увеличивалось, жизнь людей становилась комфортней и можно было вовсю заняться архитектурными изысками, реализовать самые смелые планы. С 1897 до 1913 года население Риги выросло на 88%. Мэром города в то время был англичанин George Armitstead (про него я уже немного писала ранее, и именно ему был поставлен в парке тот памятник с собачкой чау-чау:)), который ввел запрет на типовую застройку.
Рига / Архитектура / Югендстиль / Арт Нуво
Ну, чтобы далеко не ходить, начнем с нескольких зданий в Старом городе.
По адресу Kaleju Iela 23 расположен дом архитектора Paul Mandelstamm, знаменит своим входным порталом с мотивами солнца.
На Smilsu Iela в старом городе находится множество зданий в стиле Ар Нуво. Например, вот дом под номером 2, построенный по проекту K. Peksens. Павлин на фасаде крайне типичен для того времени.
ИсточникЧто такое югендстиль в Риге
В начале XX столетия Рига стала местом применения фантазии местных архитекторов, работавших в югендстиле, ставшем популярным в Германии в 1890-х годах и нашедшее широкое распространение на рижский улицах. Новые здания строились в историческом центре, который стал формироваться на излете XX века после ликвидации сооружений городской фортификации.
Стиль под разными названиями возник в европейских странах примерно в одно время. Наиболее употребимыми по отношению у нему стали термины «модерн», означающий «современный» и «Ар Нуво» — новое искусство (от французского l’art nouveau). Иногда стиль называли по имени талантливых архитекторов, например, во Франции «стиль Гимара» по дизайнеру входов парижского метро. В лексиконе были и «стиль линий», «цветочный стиль», «стиль волн», «вермишель», «угорь» и прочее. В России прижился термин «модерн».
Улица Блауманя в Риге (югендстиль)
Население в Европе в результате подъема экономики увеличивалось. Так в Риге с 1897 до 1913 года оно выросло на 88%. Мэром в то время был англичанин Джордж Армитстед, который и ввел запрет на типовую застройку.
В Риге выстроено около 800 зданий в узнаваемых формах. ЮНЕСКО по достоинству оценило значимость сооружений, внеся исторический центр со сосредоточием домов, выполненных с этом стиле, в Список мирового культурного наследия.
Каждое творение архитекторы старались сделать не только красивыми, но и совершенно неповторимым. Здание гостиницы Neiburgs с щедрым декором является одним из таких образцов.
Сооружение возведено в 1903 году по проекту местного архитектора Вильгельма Бокслафа (Vilhelms Bokslafs, 1858-1945 гг.), работавшего с стиле эклектики и модерна. В латвийской столице он построили несколько примечательных домов, среди которых здания для офисов и жилых помещений Большой Гильдии и коммерческой школы при Рижской бирже.
Энтузиасты Ар Нуво призывали отказаться от прямых линий и углов, заменив их плавными, изогнутыми линиями.
Стиль отличает растительный и животный орнамент волнистых форм. Источником идей для мастеров стала природа. Очень популярным был бутон, как символ рождения новой жизни. Особенно вдохновляли зодчих орхидеи, ирисы, лилии и кувшинки.
Внимательному зрителю сериала «Семнадцать мгновений весны» это строение покажется знакомым. В окне справа стоял тот самый цветок, который должен был остановить пастора Шлага, сигнализируя, что явка провалена.
Важной особенностью стиля является объединение в единое художественное целое всех элементов архитектурного объекта и внутреннего убранства. Впервые об идеях эстетического синтеза заговорил английский ремесленник, художник и поэт Уильям Моррис (1834-1896 гг.). А действовать в этом направлении он начал со своего собственного дома. Призвав на помощь друзей-единомышленников, автор стал превращать жилище в гармоничную среду, где царят красота и доброта. Место, где искусство облагораживает человеческую жизнь.
Бельгийский модернист Генри Ван де Вельде пошел еще дальше. Для своего особняка «Блуменверф» он разработал буквально все элементы, включая столовые приборы, дверные ручки и даже эскизы одежды для членов его семьи.
В Риге творили свои мастера и стремились удивить как профессионалов, так и обычных жителей.
Большой популярностью у туристов пользуется Кошкин дом, не только благодаря своему стилю, но и окутывающим здание легендам. Подробнее о нем в обзоре о достопримечательностях Риги.
Интересен еще один элемент в декорировании фасадов домов — маскарон. Это изображение головы человека или животного, дополненное растительным орнаментом. Такое скульптурное украшение можно увидеть над оконным и дверным проемами, в замке арки.
Наиболее ярко югендстиль представлен на улицах Элизабетс, Альберта, Антонияс и Стрелниеку. На открытке начала прошлого столетия можно видеть, как выглядела улица Альберта в оригинальной застройке.
Основные шедевры находятся на улице Элизабетс. В начале XX века в Риге творил выдающийся архитектор Михаил Осипович Эйзенштейн (1867-1920 гг.). За первые 20 лет того столетия по его проектам было построено, по разным данным, от 15 до 53 зданий. Дом 10.Б, сооруженный в 1903 году, считается визитной карточкой автора. Особенно эффектно смотрится композиция из масок, скульптурных голов, хвостов павлинов и геометрических фигур на верхней части фасада.
Размер лиц достигают 4,3 метров в высоту. Ранее на доме были еще железные водосточные трубы в виде обнаженных женских фигур с золотыми кольцами в руках. Они были размещены под прямым углом к зданию. Про них упоминал в своих мемуарах сын архитектора, знаменитый кинорежиссер Сергей Эйзенштейн.
Но в советский период такой вольный декор не устроил партийных функционеров из департамента культуры. И фигуры были ликвидированы.
Еще два дома Эйзенштейна под номерами 10.А и 33 на той же улице.
В Риге есть музей югендстиля, расположенный, разумеется, в доме, выполненном в этом стиле. Здание было построено в 1903 году одним из крупнейших латышских архитекторов Константином Пекшеным (1859-1928 гг.). В интерьере воссоздана обстановка жилища горожанина начала XX столетия.
ИсточникЮгендстиль в Риге
Сегодня я попробую показать Ригу, признанную Юнеско жемчужиной европейского Югендстиля (стиль Модерн, Арт Нуво и т.п.). Одна из причин, по которой рижский Арт Нуво вылился в то, что ныне называется Югендстилем, является запрет на типовую застройку в конце 19-го — начале 20-го века. С 1897 до 1913 года население города выросло на 88%, что стимулировало жилищное строительство.
Мэром города в то время был англичанин George Armitstead, который ввел запрет на типовую застройку. Все это в целом позволило архитекторам реализовать свои самые смелые фантазии и планы. Сегодня мы коротенько пройдемся по улицам, где Югендстиль впечатляет туристов необычностью форм и множеством деталей в отделке фасадов.
Это здание на ул.Стрелниеку построено по проекту Михаила Эйзенштейна — отца известного советского режисера Сергея Эйзенштейна. Сергей Эйзенштейн в своих воспоминаниях писал, что по проекту отца в Риге построено 56 зданий, но в справочниках и путеводителях есть информация только о 19.
Улица Алберта. Коротенькая улица, не наберется и полутора десятков зданий, но каждое из зданий — шедевр Югендстиля. 4 из этих зданий построены по проекту Эйзенштейна.
А это здание в Старой Риге на ул.Шкюню (по русски — на ул.Сарайной). Ничего сарайчики в Риге ! К сожелению, как и в других случаях, здание трудно сфотографировать из-за тесной застройки. Но здание очень красиво. Снял, как смог.
А это здание архитектора Мандельштама 1913 года на Домской площади, вернее оно является одном из ограничивающих площадь зданий. В свое время в нем размещался Рижский коммерческий банк. Из-за него слева выглядывает здание 1906 года, которое питерский архитектор Проскурин проектировал для страхового общества "Россия"
Здание по ул.Виландес 10. Это уже "рационалистический югендстиль с отзвуками национального романтизма". Так как архитектуру я люблю, но разбираюсь в ней слабо, дальше пойдут просто интересные здания в самых разных стилях без их классификации. Кстати, и банк на Домской построен в стиле неоклассицизма.
Здание на Гертрудес. Простите за безобразие слева, но я и так прижался боком к церкви и с другого ракурса снять фигуру невозможно
Дата публикации: 06.12.09
Великолепная архитектура! Спасибо!
Интересно, а Вам всем, как и мне, захотелось поубивать современных архитекторов?
kukurila 08.12.09 21:49:07
Убивать — нет. Но вот лишить лицензий хочется частенько. В свое время Михаила Эйзенштейна упрекали в том, что он брал типовой проект, и сохраняя конструктивно — планировочные решения, менял только оформление фасада. Почему по этому пути не хотят пойти современные архитекторы, да и заказчики тоже, не понятно. И дороже то ненамного будет.
Скопировал всю коллекцию с коментариями Юрия Рижского, чтобы познакомить с ней друзей художников и архитекторов.
знаете, в Киеве так и делают (не все конечно) новые строения — фасад приближают к стилю дореволюционного времени, а внутри начинка — модерн. Но есть, к сожалению, убожества в стеклянно-металическом оформлении — пример гостиницы Hyatt напротив Софиевского Собора. и памятника Богдана Хмельницкого.
с президентскими номерами для визитов высшего уровня. Такая у нас власть продажная
Это ещё мало Югенда, хотя он разный и не везде такой расписной. а вообще Центр-Риги довольно велик, так что по приезду на экскурсию, ходите больше по центру (конец 19-го, начало 20-го века), по разным улочкам-закоулочкам, сможете увидеть много интересного;-)
Да, в Риге есть где побродить-полюбоваться.
Юра, могу выслать свои фотографии Риги с моего приезда к вам.
Рижский югендстиль
В последней короткой поездке в Ригу я сполна отдала дань своему угасающему увлечению стилем модерн. Выбора не было — югендстиль не прячется тут в узких переулках за подкладкой старого города. Он наступает бодро, фронтально, с нуворишеским напором, раздвигая и добросовестно-скучное рижского барокко, и красно-кирпичную готику с карамельными петушками на шпилях. То нагая наяда выставит свежепобеленное бедро, то маскарон оскалится, морщаясь под холодным ветром с Балтики.
Добра этого хватает в старой Риге. Но самый раскидистый куст — это т.н. посольский квартал, неравнобедренный прямоугольник улиц Элизабетес, Алберта, Стрелниеку и Антонияс. Рижский югендстиль — это больше 700 домов, больше, чем в Праге или Барселоне, — Рига в этом направлении — европейский чемпион.
В эпоху рубежа веков город рос как накачанный гормонами роста, его население за полвека выросло в пять раз, достигнув к 1910 году 370 тысяч. Город стал главными торговыми воротами Российской империи в Западную Европу, старую аристократию потеснили денежные мешки. Этими скороспелыми капиталами и были оплачены строительный бум и победное шествие «молодого» искусства. Югендстиль креп, пух, подвергался поношениям за исключительное дурновкусие, и до сих пор успешно продается какглавная городская диковина.
Основная черта, по которой опознается рижский югендстиль — гипердекоративность. Вот, к примеру, улица Элизабетес, угол Антонияс. Эталонные дома работы архитектора Михаила Эйзенштейна, главного корифея рижского югенда и отца Сергея Эйзенштейна, автора «Броненосца «Потемкин». Архитектура была для Михаила Эйзенштейна побочным хобби.
Купеческий сын, потомок онемеченных евреев и обрусевших шведов, по основному роду деятельности он был директором департамента путей сообщения Лифляндской городской управы. А вот в украшательстве он не знал себе равных.
Фасад дома на ул. Альберта, 2а сторожат сфинксы, а сквозь ложный верхний этаж росвечивает свинцовое балтийское небо. Помещений там нет, этаж стужит для экспозиции целого набора маскаронов.
В этом доме с 1909 по 1915 годы прошли первые годы жизни Исайи Берлина, будущего известного философа. С 1916 по 1930 годы, когда дом принадлежал домовладелице Лубе, здесь также действовала небольшая частная школа акушеров.
Сергей Эйзенштейн о роли отца в своей жизни и его архитектурном таланте говорил: «Папа – растягивавший человеческие профили на высоту полутора этажей в отделке углов зданий. Вытягивавший руки женщин, сделанных из железа водосточных труб, под прямым углом к зданию и с золотыми кольцами в руках. Как интересно стекали дождевые воды по их жестяным промежностям».
Многие фасады зданий Эйзенштейна представляют собою насыщенный раствор, коммунальную квартиру, где на плоскости вполне линейного фасада размещен развернутый каталог орнаментально-декоративной пластики. Планировка многих его домов не отличается видимыми достоинствами и служит лишь подпоркой фасаду — экрану.
Дом № 4, где несколько лет прожил сам Эйзенштейн, с тремя женскими лицами по центру, у двух – распахнут в крике ужаса или ярости рот.
Под номером 8 на улице Альберта — самый первый из построенных Эйзенштейном домов, датирован 1903 годом.
В здании на ул. Антонияс, спроектированном архитектором Пекшеном, главным декором являются вот эти драконы:
Еще один видный латышский архитектор — Эйжен Лаубе. Его стиль ближе к финскому «северному модерну» с его суровой, пуританской сдержанностью.
Балконы слева принадлежат дому 12 по улице Альберта, здание построено в 1903 году, архитекторы К.Пекшенс и Э.Лаубе. Теперь здесь музей югендстиля.
Напротив — по улице Альберта, дом 13 — самый разнузданный проект М.Эйзенштейна.
Горячий привет Отто Вагнеру:
Источник