Какие советские фильмы снимали в Риге
Для советских режиссеров из Москвы и Ленинграда Рига всегда оставалась главными декорациями Запада Рижская киностудия, основанная в 1948 году, выпустила многие известные советские картины. В их числе латышский ответ на «Неуловимых мстителей» – фильм «Армия «Трясогузки», «Театр» Яниса Стрейча с Вией Артмане в главной роли, снятый по роману Сомерсета Моэма, историческую ленту «Слуги дьявола» об осаде Риги шведами, остросюжетный «Мираж» про банду гангстеров.
Однако наибольшую известность Риге принесли другие герои, например, лучший Шерлок Холмс всех времен – Василий Ливанов. У персонажа Конан Дойла два адреса: Бейкер стрит 221B, она же улица Яуниела, 22. Любопытно, что этот дом является частью монастырского комплекса: пристройка, ставшая апартаментами Ватсона и Холмса, была выложена в 1898 году по проекту архитектора Вильгельма Неймана.
В одном из переулков на этой же улице находится гостиница, рядом с которой обнаружили тело Стэнджерсона в серии «Знакомство». На площади Гедера разоблачили героя Николая Караченцева в серии «Кровавая надпись». Если вглядеться в кадр, то за спинами Холмса, Ватсона, Лестрейда и Грегсона угадывается знаменитый арочный свод Домского собора.
Этот фильм должен посмотреть каждый!
Эпизод «XX век начинается» снимался тоже неподалеку от собора, в здании на улице Смилшу, 8: здесь «проживал» немецкий шпион Эдуардо Лукаш. Теперь в здании, построенном в югендстиле, находятся офисы и банки. Зловещий черный кэб британской полиции катился по Маза Сколас, она же – «Школьная улица».
Если бы Холмс жил на полвека позже, он бы мог заметить в окне дома напротив профессора Плейшнера – героя не менее культового сериала «Семнадцать мгновений весны». Улицу Яуниела в сериале «переименовали» в Цветочную улицу в Берне: в доме с геранью профессор провалил явку, попав в руки гестаповцев. Улица появляется в сериале еще раз: в сцене, когда Штирлиц едет по берлинской Фридрихштрассе.
Сериал «17 мгновений весны» тверже всего вписался в историю Риги: церковь, где служил пастор Шлаг, находится на переезде у Тейки. Район, где полковник Исаев встречался с Борманом, расположился на перекрестке Мейстару и Конной, между Домом с кошками и торцом бывшего Минфина. Последнее здание в фильме также было и штабом гестапо, и Музеем природоведения, где разведчик устраивал встречи со своими агентами.
Пригород Риги тоже остался на кинопленке: в районе большой развязки у Сените и моста через Гаую снимался эпизод, когда Штирлиц оставляет машину c радисткой Кэт на стоянке. Штрилиц возвращался на место провала Плейшнера по только что построенному Вантовому мосту через Даугаву.
Но были и другие фильмы, снятые на рижских улочках. Так, «Узник замка Иф» вернулся в Париж с латышской архитектурой. До сих пор по улицам Риги разъезжает дилижанс с надписью «Париж – Марсель», который помнит героя Дюма.
7 неудачных дублей, которые оставили в фильмах
В 1978 году на экраны вышла мелодрама «Старомодная комедия» с Алисой Фрейндлих в главной роли, рассказывающей историю любви немолодых кассирши цирка и главного врача санатория. Герои фильма ходили на концерт в Домский собор.
Гангстеры из «Миража», снятого по роману «Весь мир в кармане», следили за офисом фирмы в театре Дайлеса.
Советский сериал «Богач, бедняк» по одноименному роману Ирвина Шоу снимался на углу Нометню и Слокас. Культовый советский шпионский триллер «Щит и меч» показал советским зрителям Старую Гертруду.
К слову, другие топонимы Риги тоже не раз появлялись в кадре. Так, Юрмальское шоссе регулярно становилось фоном американских «хайвейев» в картинах про США, а Конная улица перед Домским собором обычно изображала улицы Вашингтона. И сегодня Рига периодически становится для российских кинематографистов декорациями Парижа, как это было с сериалами «Красная капелла» и «Парижский антиквар».
Западные кинематографисты тоже положили глаз на столицу Латвии, видя в ней кусочек России. Так было с триллером «Архангельск» с Дэниелом Крейгом в главной роли, снятым британской телекомпанией ВВС. Актер, более известный по ролям Джеймса Бонда, стал профессором, изучающим дневники Иосифа Сталина.
ИсточникРига — кинозвезда. Самые яркие эпизоды
Вы прогуляетесь по улочкам Старой Риги и проникнетесь атмосферой этого чудесного места, ставшего в свое время съемочной площадкой для фильмов-сказок, детективов, исторических саг и мелодрам. Мы будем путешествовать в пространстве и времени, с легкостью переноситься с одного государства в другое, сделав всего несколько шагов!
Программа
Какое значение имеет место съемок? Может ли удачно подобранная улица или дом способствовать успеху фильма или, наоборот, удачная картина определяет популярность того или иного города? Почему туристы с таким упорством ищут дом с цветком, который не разглядел профессор Плейшнер, так долго стоят у входа в квартиру Шерлока Холмса? Что это праздное любопытство или любовь к искусству?
- Все знают (или почти все), что в Риге снимали «Семнадцать мгновений весны» и «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». На прогулке по Старому городу мы посетим места съемок этих замечательных фильмов.
- Удивительно, но мы даже попадем в другое измерение, побывав «в гостях у сказки», так как в нашем городе снимали одну из версий «Снежной королевы».
- Также вы узнаете, какие еще фильмы снимали в Риге, роль каких городов доводилось играть столице Латвии, какие знаменитые актеры появлялись на рижских улицах, оставляя неизгладимое впечатление в сердцах рижан.
- Мы посвятим часть нашей экскурсии разговору о том, как начиналась карьеры Риги-кинодивы в начале 20 века, какие фильмы снимают в Риге сегодня, и почему Старый город пользуется таким неизменным успехом.
- Актер должен обладать изрядным чувством юмора. Мы вспомним забавные истории и анекдоты (как же без этого, если один из самых популярных героев рижской эпопеи профессор Плейшнер).
Так как наша прогулка будет пролегать на улицах Старой Риги, я не смогу не затронуть историю города. Таким образом, вы получите основную информацию о Риге и вместе с этим узнаете необычные подробности из ее кинематографической жизни.
Расписание
Мое увлечение путешествиями и историей со временем стало профессией. Я покажу Вам как самые известные места, так и романтические уголки, расскажу о богатой событиями истории города, поведаю захватывающие легенды, посоветую лучшие места для отдыха, покупок и развлечений. Помните, что восприятие города во многом зависит от того, кто тебя с ним знакомит!
Отзывы
Очень интересно и познавательно. Профессиональный подход гида чувствуется даже в мелочах. После экскурсии получили список фильмов, которые снимались в этом дивном городе. Будем пересматривать зимними, холодными вечерами.
Нам очень понравилась экскурсия! Ощущение, чтобы побывали в нескольких странах и эпохах. Несмотря на мокрый снег с дождем было интересно и хотелось продолжать. Спасибо большое, Александра!
Александра прекрасный рассказчик, экскурсионный маршрут составлен так, что за 2 часа обходишь весь центр и узнаешь много нового! Спасибо!
Очень интересная экскурсия. Рекомендую эту экскурсию после ознакомления со старым городом, чтобы легче понимать где находишься. Александра отличный гид и великолепный рассказчик. Прошло на одном дыхании! Очень рекомендую
Интересная экскурсия по всем местам сьемок. Приятный гид. Интересные факты. Советую однозначно,как вторую экскурсию,если вы уже посмотрели Ригу историческую
Отличная тематическая экскурсия! Если вы любите кино — Александра раскроет вам все тайны киносъемок в Риге. Яркие впечатления и классные фото гарантированы! Отдельная благодарность гиду за гибкость расписания. Было холодно, и мы попросили погреться в кафе.
Рассказ продолжился за чашкой горячего кофе.
Это абсолютно замечательная экскурсия для людей, которые знают и любят наше кино. Александра знает и очень любит свой город, поэтому слушать её сплошное удовольствие. После её рассказа сразу захотелось пересмотреть все фильмы, которые снимали в Риге и найти там те самые улочки, те самые дома и те самые окна (что мы и сделали). Обязательно посетите эту экскурсию и познакомьтесь с Александрой, удивительным рассказчиком и человеком.
Большая благодарность Александре за нетривиальный материал экскурсии, глубокие знания и увлекательный рассказ. Столько любопытных фактов в одной прогулке и обаятельный гид. Экскурсия несомненно украсит пребывание в Риге, можно рекомендовать от всего сердца!:)
ИсточникКакие фильмы снимут в Риге в этом году: триллеры, военные, драма
фото: pixbay
В 2020 году софинансирование от «Rīgas filmu fonds» выделено семи проектам зарубежных фильмов. В июле после оценки были утверждены пять проектов, выделено софинансирование в объеме 511 732 евро. В свою очередь, в августе были поддержаны еще два проекта и выделено софинансирование в объеме 288 268 евро.
Подтверждение для заключения договора о софинансировании с Рижским самоуправлением получили следующие проекты:
- Заявка “Kalev” от SIA “Ego Media” в сотрудничестве с “Allfilm” (Эстония), с интенсивностью софинансирования 25% от расходов в Латвии, поскольку в сюжете фильма Рига будет показана как Рига. Это спортивная драма об эстонской баскетбольной команде “Kalev”, фильм основывается на реальных событиях, происходивших в начале 90-х годов. Съемки планируются в августе 2020 года.
- Заявка “Kraukļa grava” от SIA “Film Angels Studio” в сотрудничестве с “Now-films” (Великобритания), с интенсивностью софинансирования 20% от расходов в Латвии. Это готический фильм ужасов с элементами триллера и американским писателем и поэтом Эдгаром Аланом По в качестве главного героя. Съемки в Латвии планируются в октябре 2020 года.
- Заявка “Aptiekārs Melhiors” от SIA “Film Angels Studio” с интенсивностью софинансирования 20% от расходов в Латвии. Это трилогия криминальных фильмов о средних веках, события происходят в эпоху существования Ганзейского союза. Съемки в Латвии запланированы в августе и сентябре.
- Заявка “Kāzas II” от SIA “Tasse Film” в сотрудничестве с “Studio Metrage” (Польша), с интенсивностью софинансирования 20% от расходов в Латвии. Это трагикомическая драма о событиях времени Первой мировой войны в Польше. Съемки в Латвии запланированы на конец июля и август 2020 года.
- Заявка “Terra X – Viena diena…” от SIA “Cinevilla Films” в сотрудничестве с “Story House Productions” (Германия), с интенсивностью софинансирования 20% от расходов в Латвии. Это трилогия телевизионных исторических документальных фильмов, инсценировки быта средневекового замка, времени индустриальной революции в Нью-Йорке и жизни Дрездена после войны. Съемки в Латвии запланированы с конца июля до сентября.
- Заявка “Ziemeļu Eskobars” от SIA “Ego Media” в сотрудничестве с “Monday Media” (Дания), с интенсивностью софинансирования 20% от расходов в Латвии. Это сериал исследовательской журналистики в четырех частях, основанный на реальных событиях. Съемки в Латвии запланированы в октябре 2020 года.
- Заявка “Hamelinas Stabulnieks” от SIA “Tasse Film” в сотрудничестве с “Ratcatcher Entertainment” (Кипр), с интенсивностью софинансирования 20% от расходов в Латвии. Это фантастический триллер, основой сюжета которого стало сказание о Хамелинском свиристельщике.
Так как общий запрос средств превысил доступную сумму, оценочная комиссия конкурса прекратила прием заявок в этом году.
В связи со съемками сериала “Gomorrah 5” будет запрещена остановка и стоянка транспортных средств во многих местах города.
С 16 сентября 19.00 до 17 сентября 14.00 будет запрещена остановка и стоянка на левой стороне улицы Базницас, на участке длиной в 100 метров от улицы Элизабетес по направлению к улице Дзирнаву.
Также с 16 сентября 19.00 до 17 сентября 23.00 будет запрещена остановка и стоянка на правой стороне Баласта дамбис, на участке длиной 340 метров от моста через Зундский канала до здания на Баласта дамбис 19.
С 17 сентября 19.00 до 18 сентября 23.00 будет запрещена остановка и стоянка на левой стороне улиц Тербатас на участке от здания на улице Тербатас 69 до здания на улице Тербатас 75.
Также 17 сентября с 14.00 до 20.00 на короткое время (до 4 минут) будет ограничено движение пешеходов в сквере рядом с Даугавой возле здания на Баласта дамбис 15.
За ход съемок ответственность несет ООО „Baltic Pine Films”.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник«Убийство на улице Данте»: фильм о коллаборационизме во Франции, который снимали в Риге
Снятый в столице Латвийской ССР художественный фильм «Убийство на улице Данте» Михаила Ромма 65 лет назад раскрыл талант выдающихся советских актеров Михаила Казакова и Валентина Гафта. Помимо актеров, в этом кинопроизведении 1956 года снялась и легендарная рижская улица — Яуниела, для которой это тоже был дебют в кино. Сегодня фильм Ромма по-прежнему важен, ведь он поднимает крайне актуальную тему сотрудничества с нацизмом жителей стран, оккупированных Гитлером в годы Второй мировой войны.
Авторы сценария — замечательные советские сценаристы Михаил Ромм и Евгений Габрилович. Им удалось тонко почувствовать коллективную психологию жителей Франции в условиях нацистской оккупации. Главная героиня — известная певица и актриса Мадлен Тибо (Евгения Козырева), которая вернулась из продолжительного зарубежного турне вместе со своим повзрослевшим сыном Шарлем (Михаил Козаков). Она богата и знаменита. Еще бы, ведь перед ней распахивались двери ведущих кабаре Америки.
Однако мало кто знает, что настоящее имя героини — Катрин Лантье, и родилась она в семье простого кабатчика Ипполита из провинциального Сибура. Год ее возвращения на Родину совпал с началом гитлеровской агрессии против Франции. 1940 год, «смешная война» в самом разгаре. Немцы после полугодичной отсрочки совершают легкую прогулку к Парижу, не встречая сопротивления.
В это время у Мадлен Тибо намечен спектакль. В антракте приходят новости о стремительном приближении неприятеля, что вовсе не радует остроумного и циничного импресарио Грина (Ростислав Плятт), который вложил много сил и средств в то, чтобы звезда Мадлен Тибо зажглась как можно ярче. В разгар кульминационной сцены зрители в панике эвакуируются — оккупационная армия уже в восемнадцати километрах.
Слуги наперебой успокаивают Мадлен Тибо и ее сына — мол, немцев не интересует Запад, они идут на Восток. Эта фраза фактически становится лейтмотивом фильма.
Герои спешно направляются на юг вместе с толпой столичных жителей, которые бегут от немецких моторизованных дивизий, триумфально въезжающих в город. Шарль взволнован и предлагает сходить за бензином. Мать и импресарио, находясь в одном автомобиле, отпускают его. Однако наследник знаменитой певицы не возвращается.
Вскоре мадам Тибо с Грином попадают в приключение — в одном из кафе к певице дерзко пристает развязный эсэсовец, за что получает пощечину от француженки. Немцы в бешенстве — местные женщины не смеют отказывать их притязаниям. Мадлен объявлена в розыск и вынуждена скрываться на квартире у бывшего мужа Филиппа.
Дом Филиппа расположен на улице Данте, 26 — это и есть первая роль известной рижской киноулицы Яуниела, которой позже суждено будет стать главной советской Бейкер-стрит и легендарной Цветочной (Блюменштрассе), на которую выйдет профессор Плейшнер, герой уже другой саги о Второй мировой войне — «Семнадцати мгновений весны.
Филипп, несмотря на критическое к нему отношение со стороны Мадлен, на поверку оказывается умным и проницательным человеком, хотя и называет себя «неудачником, пишущим философские статьи». Он сразу упрекает жену в том, что она «ударила эсэсовца как ребенок бьет стул, о который он ушибся». И далее звучат слова о том, что «это не человек — это вещь, которая продается и покупается». Идея «вещности» нацистских карателей проходит красной нитью через фильм.
Впоследствии, когда Мадлен совершает акт сопротивления и расстреливает со сцены «местного фюрера», она оказывается в семье костюмерши мадам Купо (Елена Понсова), где ее сын, шофер-партизан (Леонид Губанов), повторяет подобное суждение. А пока Филипп пытается вразумить свою жену, рассказывая о том, что «вещь нельзя ненавидеть», но она откровенно отвечает: «Не понимаю».
Фильм является успешной попыткой анализа механизмов и истоков французского коллаборационизма, который расцвел пышным цветом во время нацистской оккупации. Периодически с экрана звучат самоутешения обывателей в духе того, что Гитлеру не нужна Франция. Шарль, верный и послушный сын своей матери, избалованный и проведший детство за границей, честно признается о том, что «не знает, как выглядит война». В ответ на вопрос Мадлен — рад ли он, что приехал на Родину, он не менее честно отвечает: «Моя родина в любом городе».
В дальнейшем сын Мадлен окажется завербован гестапо и превратится в доносчика-карателя, увлеченного нацистской литературой и не испытывающего сантиментов тогда, когда нужно убить или предать близкого человека.
Особую симпатию зрителей вызывают завсегдатаи кабачка города Сибур, куда приезжает бегущая от нацистского преследования Мадлен. Сразу с порога родного дома она узнает о том, что ее отца Ипполита (Николай Комиссаров) хватил удар, и он находится при смерти. Мадлен тотчас отправляется в фамильное питейное заведение и прекрасно справляется с ролью кабатчицы несмотря на провокационный выпад искрометного балагура Пату (Георгий Вицин). Вскоре промысел Мадлен идет в гору, а Ипполит выздоравливает, хотя и оказывается прикованным к креслу.
Однако Мадлен как мать непрерывно тоскует о пропавшем сыне, и однажды тот объявляется. Во время беседы с ним госпожа Тибо замечает, что у него стали «другие глаза». Вскоре Шарль обнаруживает в платяном шкафу скрывающегося мужчину — Журдана (Владимир Муравьев), который рассказывает, что зарубил одного нацистского прихвостня топором, за что его ищут гестаповцы. На следующее утро к семье Лантье приходят с обыском каратели, которых возглавляет Клод Жюно (Олег Голубицкий), оказавшийся другом Шарля. И после этого обыска Ипполит начинает подозревать в доносительстве собственного внука.
В дальнейшем оказывается, что именно простые сельчане, кабацкие завсегдатаи, неискушенные работяги проявляют способность к подвигу.
Пату в самый ответственный момент берет власть в свои руки и подвигает своих соотечественников оказать сопротивление пятнадцати солдатам нацистского гарнизона. Журдан, узнавая о расстреле двух взятых гестаповцами в заложники земляков, принимает решение добровольно отдаться карателям, «чтобы не было больше вдов». Дед Катрин-Мадлен, кабатчик Ипполит также совершает поступок, выдающий в нем незаурядные личные качества — после ухода жителей в горы остается в кабаке один, чтобы достойно встретить врагов. Позднее оказывается, что Филипп, муж Мадлен и отец Шарля, тайно пишет антинацистские агитки и прокламации. И на фоне решений и поступков этих героев Шарль неотвратимо идет по наклонной, убеждая себя в том, что его выбор служить новому миропорядку — единственно правильный.
Зрители «Убийства на улице Данте» рано или поздно начинают ловить себя на мысли о сравнительном благополучии западноевропейского обывательского общества, переживающем нацистский режим.
Легкость, с которой молодые французы соглашались идти в услужение немцам, поражает, но с учетом исторической подоплеки кажется закономерной. В то же время коллаборационизм выбирают далеко не все — Филипп, муж Мадлен Тибо, указывает, что тысячи юношей, отказавшиеся от сотрудничества, были принудительно отправлены в рабство в Германию, и только несколько человек, в том числе их сын Шарль, вернулись домой.
В дальнейшем оказывается, что Шарль и его ближайшее окружение, в том числе упомянутый каратель Клод Жюно и журналист Марсель Руже (Валентин Гафт) способны на самые низменные и отвратительные поступки. Для них нет ничего святого. Семья, честь, Родина для этих молодых людей нового времени — пустые слова.
Советские режиссеры и сценаристы смогли глубоко проникнуть в психологию западного поколения родства не помнящих начала 1940-х годов.
Без сомнения, этот фильм во многом является серьезным предостережением потомкам. Один из ключевых посылов фильма — в отступничестве и предательстве детей Европы довоенного поколения, избравших путь фашизма, виноваты сами родители — легкомысленные, беспечные, увлеченные собственной карьерой, подверженные тщеславию. Беда в том, что они способны, да и не желают говорить друг с другом серьезно.
В то же время участники Сопротивления — коммунисты, сельские жители — не познали роскоши и достатка в межвоенный период, сохранив — может быть, неосознанно — безусловную любовь к Родине, проявляя мужество и героизм в самый ответственный момент.
Рига в этом фильме представлена в нескольких эпизодах. Отчетливо узнается здание Большой гильдии, боковой фасад массивного Министерства финансов и, конечно же, уютная панорама Новой улицы (Яуниела), на которой в дальнейшем разместится Общество кинематографистов Латвийской ССР.
Художественный фильм «Убийство на улице Данте» — это и замечательный дебют Михаила Козакова и Валентина Гафта, и милые сердцу пейзажи послевоенной Риги 1950-х годов, и глубокая психологическая драма, которую смотришь на одном дыхании как благодаря великолепному сценарию и режиссуре, так и благодаря восхитительной игре актеров советской и имперской эпох.
Источник