Что за праздник иванов день в Эстонии

В июне 23 числа отмечают праздник, который дошел до нас еще с языческих времен и актуален для народов Европы. Разные страны по разному называют этот праздник. В Норвегии его назвали в честь Иоанна Крестителя.

В Иванову ночь рекомендуется не спать, частично из-за того чтобы услышать пение эльфов, а также таким способом сделать себе оберег на следующий год.

Иванов день в европейских странах: когда отмечают праздник

Празднования начинаются вечером и длятся всю ночь до самого рассвета, встречей восходящего солнца. Раньше еще до 1770 года этот праздник был официальным. И несмотря на то, что сейчас праздник остается только народным, но все равно остается любимым и почитаемым среди людей. Традиции связанные с этим днем относятся в основному к ночному времени.

Иванов день в европейских странах: традиции праздника

Главной традиций Иванового дня считается разжигание костра. Древние люди верили в магическую силу костра, как защитника от злых сил. И, действительно, огонь имеет большую очистительную силу, так как в нем сгорает все грязное и отжившее, но при этом сам огонь всегда остается чистым.

24.06.2020 В Эстонии празднуют Иванов День 2020 (репортаж)

Также костер и свет от него символизировали победу света над тьмой. Разжигая еще вечером огонь, люди его поддерживали всю ночь, как будто приветствовали новое солнце. Чем больше был костер, тем лучше. Часто даже проходили соревнования в том, кто больший костер разожжет. Многие с азартом и вдохновением относились к такому роду состязаниям.

Жители многих стран в этот день прыгали через костер, так они верили, что таким способом смогут очиститься от грязи и негатива. В костре сжигали высокую жердь, которую украшали венками, листьями и сверху цепляли колесо, это символизировало сжигание старого и отжившего и ставало кульминацией праздника.

Иванов день в европейских странах: значение праздника

Этот праздник всегда ассоциируется с веселым настроением, играми, единением с природой. Начало праздника сопровождается криками, выстрелами ружей, а также громкими песнями и это шумное действо длиться до самого рассвета. И хотя этот праздник отмечается сейчас не всеми, но все равно он живет в сердцах многих людей и воплощает собой символ лета, плодородия и расцвета всего живого.

Источник: rsute.ru

Что за праздник иванов день в эстонии

Второй по значению праздник после Рождества – Иванов день. Его традиционно справляют в деревнях и на хуторах, и он считается днем чудес и колдовства. Девушки плели в этот день венки из девяти различных видов цветов, по девять цветков каждого вида. Когда венок одевался на голову, нельзя было говорить ни слова. С ним же девушка ложилась спать.

По поверью, во сне к ней должен был прийти будущий супруг и снять венок.

Традиционный важный летний праздник и день летнего равноденствия. В канун Иванова дня жгут костры, потом всю ночь танцуют, поют, пьют пиво, прыгают через огонь и ищут в лесу цветок папоротника, который по преданию, цветет только в Иванову ночь. Нашедшего цветок ждет большое богатство и счастье. Костер разводили на горе или у моря.

Эстония.Праздники.Иванов день 2022 на Чудском озере.Приметы и традиции в Jaanipäev.Дачный влог.1 Ч

Купание в реках и озерах, как у русских в старину на день Ивана Купалы, у эстонцев не распространено. Но зато в этот день очень любят ходить в сауну. Принято, что банные веники надо заготавливать только до 24 июня. Поскольку считается, что после Иванова дня веник не носит целебной силы.

К этому таинству приурочен главный праздник, дошедший до нас из далеких языческих времен, который до сих пор празднуют народы Европы. В разных странах он называется по-разному. Считалось, что в Иванову ночь нельзя спать до самого рассвета — не только потому, что можно услышать пение эльфов, но прежде всего с целью оберега на весь грядущий год.

Торжества в честь праздника начинались вечером и продолжались всю ночь, завершаясь встречей рассвета — восходящего солнца. До 1770 года Иванов день был официальным праздником. Его упразднение, однако, не стало поводом для того, чтобы народ охладел к нему, — напротив, Иванова ночь осталась любимым народным праздником. По сравнению с Рождеством и Пасхой этот праздник имеет гораздо меньше отношения к церковным торжествам. Больше всего древних языческих обычаев связано именно с Ивановой ночью.

Пожалуй, главная традиция, приуроченная к Ивановой ночи, — разжигание костров. С давних времен люди верили в то, что огонь способен защитить от злых сил. Огонь — самая сильная и действенная очистительная стихия: в нем может сгореть все грязное и отжившее, но сам огонь всегда остается чистым. Костры в Иванову ночь разжигали несколькими способами.

Сам по себе костер призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он символизировал победу света над тьмой. Разжигая костер и поддерживая его до утра, люди словно приветствовали новое солнце. Крестьяне старались сделать костер как можно больше — это считалось делом чести. По этому поводу часто устраивались состязания — у кого выше и ярче пламя. Как правило, несколько дворов или хуторов собирались на общем кострище, где стар и млад принимали участие в подготовке большого костра.

Сейчас, организации праздника, стараются способствовать местные власти.

В каждом районе города делается свой самый большой костер, песни и пляски. Место проведения торжества обычно выбирают близ водоемов (море или озеро). В местных газетах публикуют сводку проводимых событий. Как до проведения празднеств, так и после, тем самым сравнивая размеры костра, количество народа, посетившего торжества, а также количества выпитого пива в эти дни.

Поскольку именно пиво считается главным напитком этого праздника. Пивные производители задолго до Иванова дня начинают свои рекламные кампании, приуроченные к празднику. Розыгрыши ценных призов проводят днем с 22 по 24 июня.

Разумеется, в наши дни многие из обычаев либо забываются, либо совершаются сугубо формально. Однако праздник жив, и до сих пор воплощает собой торжество лета, плодородия, расцвет жизненных сил.

Источник: eesti.do.am

Что за праздник иванов день в эстонии

Ночь на ИВАНА КУПАЛУ

Ива́н Купа́ла, также Ива́нов день — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Отмечается во многих частях Европы под близким национальным названием — в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине.

Особенно сильно отмечается в Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии , Великобритании и Украине, во многих странах — общенациональный и церковный праздник. Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20—21 июня).

C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. С этим связано его национальное название в разных странах. В новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя позже, приходится на 7 июля, так как Русская православная церковь живёт по старому стилю. В России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Строгого соответствия астрономии нет и в других странах: Швеции, Финляндии и др.

Другие названия дня

Купала, Колосок, Кресъ (ст.рус.), Ярилин день (яросл., твер.), Сонцекрес (укр.), Купалье (белорус.), Rãsos, Rasa (лит.) — Праздник Росы, Saulės (лит.) — День Солнца, Водицы (болг.), Духов-день (болг.), «Еньовдень» (болг.), «Sobótki» — Соботки (польск.), Кокуй (новг.), Праздник летнего солнцеворота, «Свята Сонца і кахання» (белорус.), Лада (русин.), Иван-травник, Иван-Купала, «Копальний Іван» (укр.), Иван добрый, любовный, цветной, чистоплотный, Иван Ведьмацкий (белорус.), Иван Колдунский (белорус.), «Св. Jован Игритель» (серб.), Первый покос, «Варфоломій і Варвара» (укр.), Рождество Иоанна Крестителя (христ.).

Происхождение названия

Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής)[1], поскольку эпитет Иоанна — греч. βαπτιστής — переводится как «купатель, погружатель»[2]. Такое название праздника было обусловлено и собственно славянскими представлениями: праслав. kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах[3]. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника.

Некоторые научно-популярные и неоязыческие издания связывают праздник с «языческим божеством» Купала. Данная точка зрения не разделяется учёными, поскольку крайне сомнительно былое существование в славянском язычестве самого этого божества. Впервые божество «Купала» упоминается в Густинской летописи (XVII век), и является плодом недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое «божество».[4]

На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь кОбряды праздникаак фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях[5].

Обряды праздника

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью[6]. Главные купальские обряды впервые упоминаются в Густинской летописи (XVII век):

Сему Купалу… память совершают в навечерiе Рождества Иоанна Предтечи… сицевымъ образом: съ вечера собираются простая чадь, обоего полу, и соплетают себе венцы из ядомого зелiя, или коренiя, и препоясавшиеся былiемъ возгневаютъ огнъ, инде же поставляютъ зеленую ветвь, и емшеся за руце около обращаются окрестъ оного огня, поюще своя песни… Потом чрезъ оный огнь прескакуютъ…[7]

Вода

Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в святых источниках. На Русском Севере накануне — в день Аграфены Купальницы[8] топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы[9]. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года.

В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры[10] по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.

Огонь

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры[10]. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни.

Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

Травы

Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром[9]. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».

Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник[11], с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

Кроме того, одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к архаичному мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях. Иван-да-марья очень часто фигурируют в купальских песнях, к примеру:

Звал на купальню.

Где Иван купался —

Где Марья купалась —

Народные поверья и обычаиПразднование Ивана Купалы в Белоруссии..

В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.

В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.

В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.

В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»

Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится.

«Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». Как верно сказал Пушкин о самой короткой ночи в году – о летнем солнцестоянии. С 21 на 22 июня на Руси издревле праздновали день, вернее, ночь Ивана Купалы. С переходом на новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля (в XX—XXI веках). Поэтому теперь праздновать, гадать и петь песни у костра можно и 7 июля.

Это ночь любви и плодородия, ведь древний языческий бес (да-да, не божество, а именно бес, только добрый и веселый) приходится дальним родственником Купидону. И во славу его собирались с вечеру простые люди обоего пола, и плели они венцы из съедобных трав и кореньев, и, опоясавшись растениями, разжигали костры, врывали рядом ветвь зеленую или березку молодую, и водили они хороводы вокруг костров, сами себя в жертву Купале принося.

А когда уходила прочь ночь, шли они всем гуртом к речке, умывались речною водой, на счастье, на любовь, на пригожесть. И бросали девицы свои венцы в речку, и гадали по этим венцам… В общем, весело им было. Кстати, в некоторых регионах праздник сопровождался и свальным грехом во славу будущего урожая. Собирали потом этот урожай не только хлебами и яблоками, но и детками… А как мы с вами можем отметить праздник Ивана Купалы? Вот об этом сегодня и поговорим.

Обряды
Соберите компанию побольше, только не из одних девчонок, и отправляйтесь в лес на берег речки. Речка – обязательное условие. Плетите венки из всяких лютиков-цветочков и разных трав. Соберите зверобой и заткните его себе за пояс или хотя бы в карман положите – это защитит вас от злых духов, которые в эту ночь тоже плясать выйдут.

Разложите костер (соблюдая все меры безопасности). Если хотите, чтобы год до следующего летнего солнцестояния был обильный и плодородный, то прыгайте через костер – кто выше всех подпрыгнет, у того и год будет самый успешный. А в старину считалось, что чем выше прыжки, тем обильнее и выше будут хлеба и лен. Обычно на Ивана Купалу разжигали несколько костров – через одни прыгали, а в середину других устанавливали жерди с колесом, конским черепом или с пучком соломы наверху. Горящее колесо символизировало солнце – чем ярче оно горело, тем плодороднее будет год, солома символизировала прошлые неудачи – она должна была сгореть дотла.

А вот конский череп был символом злых духов, его сначала поджигали на шесте, потом сбивали камнями и шишками в костер – считалось, что так сгорает «ведьма», то есть нечисть не сможет причинить вред ни участникам праздника, ни будущему урожаю. Вряд ли вы в наше время найдете череп какой-то савраски, а вот установить колесо (хотя бы и импровизированное) или сжечь пук соломы на шесте вам вполне под силу. Не поленитесь приманить обилие и плодородие. Водите вокруг таких костров хороводы и пойте:
Ох уж мы Купалу встречали,
Люли-люли, встречали.
Урожайный год привечали.
Люли-люли, привечали.
Ой, гори, колесо, разгорайся,
Люли-люли, разгорайся,
Солнышком над полем поднимайся,
Люли-люли, поднимайся.
Дай нам, солнце, урожай урожайный,
Люли-люли, урожайный,
Люли-люли, урожайный,
Люли-люли, урожайный.

Еще один обряд, проводимый на Ивана Купалу, – сбор лекарственных трав. Совершенно справедливо считается, что травы, собранные по утренней и вечерней росе, обладают магической целебной силой. Поэтому вечером, прежде чем приступить к игрищам и гаданиям, прогуляйтесь по лесу, соберите травок впрок – зверобоя, душицы, ромашки, дикой мяты, вербены, дикого укропа, подорожника, листьев брусники и земляники. Дома засушите это богатство, и от многих болезней, и от бессонницы вам целый год защита будет.

В купальскую ночь, вернее, уже на заре, положено купаться – вода в это время целебная, она смывает болезни, негативную энергию, усталость и ложь. Не обязательно плескаться долго – окунитесь три раза, желательно с головой. И постарайтесь не сразу вытираться. Если же вода холодная и не располагает к купанию, то просто умойтесь речной водой.

Кстати, на Руси именно в ночь на Ивана Купалу открывали купальный сезон. Считалось, что только к этому дню вода прогревается настолько хорошо, что уже нельзя застудиться. А еще наши предки верили, что после Иванова дня русалки становятся смирными и не вредят купающимся.

А в полночь можете подцепить под локоток симпатичного вам мужчину и увлечь его в лесную чащу – искать зацветающий папоротник. Говорят, где он расцветет – там и клад зарыт с несметными сокровищами. А может, тот, кого вы увлечете в лес, и окажется тем самым сокровищем…

Гадания
Самое распространенное гадание на Ивана Купалу – бросание венков в воду. Быстро поплывет венок – в этом году замуж выйдете, за что-то зацепится и остановится – рано вам о свадьбе думать, потонет – век в девках сидеть. Есть и еще способы гадания:

Для разжигания костров для обрядов и гаданий лучше всего использовать «живой» огонь, то есть добытый не с помощью спичек и зажигалок, а путем трения сухой палочки о сухой брусок. Долго. Хлопотно. Но уж если вы собрались соблюдать все традиции этой волшебной ночи, то постарайтесь добыть огонь именно таким первобытным способом.

Да и древесина для костров должна быть не менее чем трех видов. В идеале – девяти. Итак, костер готов. Приступаем к гаданию.

По прыжкам через костер
Прыгать надо с тем, с кем вы хотите связать судьбу. Попросите друзей внимательно следить за происходящим. Прыгайте с возлюбленным, взявшись за руки:
* Руки в прыжке не разъединили – поженитесь.
* Руки разъединили – не поженитесь.
* Искры вслед полетели – поженитесь.
* Не полетели – не поженитесь.
* Руки не разъединили, но искры не полетели – все будет готово к свадьбе, но она по каким-то причинам не состоится.
* Руки разъединили, но искры полетели – будете жить гражданским браком или свадьба состоится еще очень не скоро.

По венку и костру
Пары становятся по разную сторону костра – с одной стороны девушки, с другой – молодые люди, вперемешку, а не напротив своей возлюбленной. Девушки одновременно бросают венки своему парню. Поймал венок – будут вместе и, скорее всего, поженятся. Не поймал – не поженятся, но будут долго встречаться. Венок упал в огонь и сгорел – расстанутся еще до конца года.

По костру и камням
Пусть каждый из участников празднества найдет камень и напишет на нем свои инициалы. После того как все обряды и гадания с костром закончены, подбросьте в костер свежих веток, и пусть каждый бросит в огонь свой камень. Когда костер прогорит, достаньте камни.

Если вы смогли отыскать свой камень, то есть если инициалы сохранились, следующий год будет спокойным, счастливым и прибыльным.

Не смогли отыскать свой камень – год будет сложным, возможны финансовые потери или расставание с возлюбленным.

По березовым веткам
Береза – для купальской ночи дерево особое. Его и спрашивают о будущем. Сорвите наугад несколько веток. Завяжите глаза, разложите ветки на земле, не ощупывая их. Потом так же наугад выберите одну ветку.
* Если ветка попалась ровная – год будет ровным, без крупных проблем, неурядиц и конфликтов.
* Если попалась кривая или изогнутая ветка – год будет полон неприятностей, ссор и денежных проблем.
* Если ветка оказалась совершенно без листьев – остерегитесь начинать что-то новое – ничего кроме неудач это не принесет.
* Если на ветке оказалось 3, 7, 9 или 11 листьев – год будет очень счастливым, у вас исполнятся многие желания.

Приметы и поверья
Девушка, протанцевавшая всю ночь на Ивана Купалу у девяти костров, в этом году непременно выйдет замуж.

Угольки от купальских костров собирают и раскладывают по дому, по огороду, кладут на крыши. Считается, что они защищают хозяйство от вредителей, воров и пожаров.

В единственную ночь – на Ивана Купалу – расцветает папоротник. Надо пойти в лес, найти заросли папоротника, очертить вокруг себя круг руками по воздуху и веткой по земле, сесть в центр круга и ждать. Папоротник, как уже говорилось, расцветает ровно в полночь.

Если в ночь на Ивана Купалу найти цветок папоротника, то надо быстро уйти из леса, так как нечисть, охраняющая клады, не только постарается цветок отнять, но и самого человека может порвать на части. Если же выйти за черту леса, то волшебным образом станет понятно, где клады зарыты. Тут уж не теряйтесь, бегите домой за лопатой и откапывайте сокровища. Только цветок не выроните, а то сразу все забудете.

Если в купальскую ночь какой-то мужчина вас случайно или нарочно обольет водой, быть вам с ним мужем и женой.

Чтобы в купальскую ночь в дом не проникла нечисть, надо в дверные и оконные косяки, а также под порог положить или воткнуть колючее или жгучее растение – крапиву, ветви шиповника, малины, ежевики и т.п.

Если в купальскую ночь сорвать подорожник (непременно зубами!), а потом положить его под подушку, то обязательно приснится суженый.

Источник: angelvalentina.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...