Для многих водителей путешествие на собственном автомобиле является наиболее комфортным.
Ведь только так нет привязки к транспорту общего пользования, можно самостоятельно планировать свой маршрут и остановки на пути.
Арендовать автомобиль за границей тоже не составляет особых сложностей.
Поэтому не теряет актуальности вопрос, действуют ли российские водительские права в Европе.
В соответствии с законодательством выделяют такие виды водительских документов:
- Национальные — дают возможность управлять автомобилем на территории своего государства.
- Международные — выдаются для применения на территории иностранных держав.
Дать ответ на вопрос, какие водительские права нужны в Европе для россиян, можно только опираясь на официальные документы, которые это регламентируют. В данном случае это Женевская и Венская конвенции.
Варианты водительского удостоверения
В РФ можно получить водительские удостоверения двух видов:
Замена/получение водительского удостоверения европейского образца. Получение прав в Германии. Part I
- Национальные, выдаваемые гос.органом (структурное подразделение МВД РФ) и дающие право управлять транспортом по открытой категории в пределах РФ, а также в ряде стран за пределами РФ;
- Международные. Имеют вид блокнота формата А6.
Данные права дают право управлять транспортом по открытой категории во всех странах ратифицировавших хотя бы одну из международных конвенций (Венскую, Женевскую).
Международные права на сегодняшний день являются дополнение к основному национальному. Сам же документ содержит исчерпывающую информацию о водителе.
Чтобы права международного образца были приняты за пределами РФ как действительные требуется одновременное соблюдение двух условий:
- у водителя при себе имеются удостоверения двух образцов и предъявляются представителям власти государства пребывания одновременно;
- номера обоих удостоверений идентичны.
В нашей стране международные права юридической силы не имеют. Срок действия таких прав ограничен 3 года, исчисляемые с даты получения.
Какие права необходимы при получении гражданства в странах Евросоюза
Для справки, страны Евросоюза:
Перечень стран, входящих в состав Евросоюза | |||
Австрия | Болгария | Бельгия | Британия |
Германия | Венгрия | Греция | Италия |
Испания | Дания | Ирландия | Литва |
Латвия | Кипр | Мальта | Нидерланды |
Люксембург | Словения | Словакия | Польша |
Финляндия | Франция | Португалия | Румыния |
Хорватия | Швеция | Чехия | Эстония |
Время, в течение которого необходимо поменять «родные» права на «местные» в разных странах отличается.
Для членов ЕС действует ВУ единого образца. Правда, полную замену уже имеющихся прав у всех граждан планируют завершить только к 2033 году.
Проживающие в Эстонии иностранцы обязаны обменять водительские права
При переезде из одной страны Евросоюза в другую для постоянного места жительства менять права не нужно. Замена водительского удостоверения происходит автоматически (без экзаменов) по истечении срока действия.
Если вы решили переселиться на территорию ЕС, например, из России или Турции, то срок и порядок обмена ВУ будет зависеть от законов, действующих по новому месту жительства (смотреть подраздел «Сколько времени можно ездить по российским правам»).
Статья в тему: В каких странах Европы нужны российские международные права? Приготовься к путешествию заранее!
Какая разница между Женевской и Венской конвенцией
Основной отличительной особенностью Женевской конвенции от Венской является закрепление вида принимаемых водительских удостоверений в качестве законных.
- По Венской конвенции все участники, подписавшие ее, принимают национальные права друг друга наравне со своими, т.е. сила юридическая у них одинаковая.
- По Женевской конвенции к управлению транспортом на территории стран, подписавших конвенцию, допускаются только лица, имеющие водительские удостоверения международного образца.
Выберите правильные шины
В каждой стране ЕС свои правила использования зимней резины. Обязательно использовать зимние шины в Австрии, Боснии и Герцеговине, Германии, Латвии, Литве, Люксембурге, Македонии, Румынии, Сербии, Словении, Финляндии, Хорватии, Чехии и Эстонии.
Но при этом в большинстве стран запрещена шипованная резина. На колёсах с шипами нельзя в Болгарию, Венгрию, Германию, Македонию, Нидерланды, Польшу, Португалию, Румынию, Сербию, Словакию, Словению, Хорватию, Чехию и Черногорию.
Лучший вариант для зимней поездки в Европу — зимние нешипованные шины с одинаковым рисунком протектора для каждой оси. Кроме того, в горных районах вам могут понадобиться цепи противоскольжения. Обращайте внимание на дорожные знаки.
Где можно ездить с отечественными правами
В 1968 году несколькими десятками стран была подписана Венская конвенция, в которой статьей 41 пунктом 1 закреплена возможность беспрепятственно считаться с водительскими правами иностранных образцов наравне с водительскими удостоверениями, выдаваемыми внутри страны.
Таким образом, отечественные права дают право законно водить транспорт со всеми вытекающими в странах, которые подписали Конвенцию.
Однако есть определенные оговорки: права должны быть выданы в стране, гражданином которой является водитель, а срок их действия не должен истечь к моменту выезда за пределы РФ.
Хотите узнать, предполагается ли наказание за езду без наличия водительского удостоверения? Смотрите об этом в статье: штраф за езду без прав. О том, как происходит замена прав при смене фамилии, написано тут.
Распечатайте брони отелей и составьте маршрут
Распечатайте подтверждения бронирования всех отелей, желательно сразу на двух языках — русском и английском (или местном). Их у вас могут спросить на границе. Брони с Airbnb и Booking.com, конечно, подойдут.
Если вы будете останавливаться в нескольких государствах, сделайте маршрутную карту. В ней для каждой страны надо указать дату, город, количество ночей и название отеля. Сделать её можно в свободной форме — табличкой или списком. Маршрут обязательно придётся рассказывать на границе, а распечатка поможет ничего не забыть.
Как получить европейские водительские права
Получение водительских прав в странах ЕС имеют свои особенности, несмотря на то что основы ПДД универсальны, в ЕС также в теорию включены основы устройства автомобиля.
Стоимость обучения на категорию В в странах, принятых считать «бюджетными» курс обучения составляет в районе 650-700 евро (Италия, Греция), в более дорогостоящих для жизни государства цена держится в районе 1 500 евро (Германия, Великобритания). Цены указаны усредненные, для каждой автошколы они отличны.
Образец заявления
Заявление должно содержать:
- наименование отделения ГИБДД, куда подается заявление в пакетом документов;
- данные о заявителе (ФИО, дата и место рождения, иные паспортные данные, сведения о регистрации);
- отметка о причине обращения;
- перечень приложений к заявлению.
Первые два пункта образуют «шапку», последний – заключительная часть. Обязательными реквизитами заявления является дата и личная подпись обратившегося.
Структура бланка разработана и является единой, поэтому заявителю фактически остается заполнить лишь указанные строки.
Бланк вправе составить инспектор на месте, в том случае, если гражданин не осведомлен о правилах заполнения, а также уверен в том, что самостоятельно верно заполнить не получится.
В подобном заявлении все сведения передаются должностному лицу.
При заполнении соблюдаются определенные формальности.
Куда обращаться
Для того чтобы получить международные водительские права требуется подать заявление с пакетом документов в ГИБДД, но не каждое отделение может выдать такие права.
В телефонном режиме можно позвонить в близлежащий районный отдел МВД и уточнить, выдают ли у них и если нет, то где можно получить.
Экзамен для получения международных прав сдавать не придется. Стоят такие права 1 600 рублей, а через портал госуслуги всего 1 120 .
При получении водительского удостоверения конкретной страны ЕС, органы выдающие их водительские удостоверения отличаются. На Кипре документы подаются в Центр выдачи и замены водительских прав. В Италии – автоинспекция МВД.
Какие документы еще собрать
Для получения международного водительского удостоверения лицу потребуется фактически те же документы, что и для получения национальных прав:
Пример можно увидеть тут.
Мед справка с этого года отменена для получения международного водительского удостоверения.
Чтобы получить в ЕС прав категории В россиянину потребуется:
- документ, подтверждающий законность пребывания в стране (ВНЖ, ПМЖ и т.д.);
- мед.справка;
- пройти курс теории и практики в количестве 20 часов теории и 20-30 часов практики.
Более подробный перечень документов нужно узнать на месте в автошколе, где лицо намеревается проходить обучение.
Так, на Кипре, от получателя водительского удостоверения потребуется также:
-
заполнить заявление по форме;
Образец можно посмотреть тут.
Так, если водительское удостоверение оформляется в Италии, то россиянину потребуется также предоставить:
- фото 3*4 в количестве 3 штук;
- идентификационный код;
- мед.справка от врача общей практики, которая выдана не ранее 3 месяцев;
- мед.справка от офтальмолога. Ее получить можно и в самой автошколе, в штате есть соответствующий специалист;
- квитанция об оплате сбора, взимаемого в пользу Минтранспорта Италии (2 х 14,62 евро и 1х24 евро).
Не знаете, какие могут быть причины для того, чтобы приостановить действие водительского удостоверения? Смотрите об этом в статье: приостановка действия водительских прав. О том, что значит АС в водительских правах, можно посмотреть тут.
Детально про то, какие документы нужны для получения водительских прав, написано здесь.
Что будет, если не поменял права на иностранные вовремя
Если водительское удостоверение не поменять вовремя, будет считаться, что у человека его нет (недействительный документ). В европейских странах, за вождение без документов довольно серьезные наказания. Можно получить:
- Крупный штраф – например, в Италии необходимо будет заплатить около 8000 евро.
- Заключение водителя под стражу.
- Конфискация автомобиля и наложение на него ареста.
Чаще всего нашим соотечественникам удается отделаться штрафом хоть и немаленьким (но, лучше, чем провести определенное время в тюрьме или остаться без машины).
В некоторых европейских странах (Чехии, Франции, Германии и т. п.) к стандартному наказанию добавляются штрафные балы. Наберете определенное количество, попадете под лишение. Во Франции, если попытаться отстоять свою невиновность и при этом нагрубить представителям власти можно попасть за решетку на срок до 12 месяцев.
План поездки
Сначала нужно составить план поездки, в котором расписываются по датам места посещения и ночлега. Места остановок следует планировать исходя из дневного пробега. Этот план называется маршрутный лист, и в дальнейшем он нам понадобится для получения визы.
Расстояние, которое нужно проезжать за один день, мы указывать не будем, т.к. это сугубо индивидуальный параметр. Кто-то проезжает по 400-500 км в день, а для кого-то и 1,000 км не предел.
Из собственного опыта предпочитаем проезжать максимальное расстояние в первый день так, чтобы первую ночь провести уже в Польше (выезд из Москвы). А в последующие дни совершать более короткие переезды, чтобы в этот же день ещё оставалось время для осмотра городов.
Не забудьте про платные дороги
Система оплаты проезда в странах Европы делится на два вида: пункты оплаты и виньетки. С пунктами оплаты всё просто: подъезжаете к платному участку и оплачиваете дорогу картой или наличными. На всякий случай лучше иметь при себе наличные в местной валюте.
Виньетки — это наклейки на лобовое стекло, которые служат подтверждением оплаты дорожного сбора. Такая система оплаты проезда применяется в Австрии, Швейцарии, Чехии, Словакии, Словении, Болгарии, Венгрии, Румынии и Молдавии. Купить наклейку можно на приграничных АЗС. Минимальный срок действия виньетки обычно составляет 10 дней.
Выберите менее загруженный пограничный пункт
Самый короткий путь до границы с Евросоюзом не всегда бывает самым быстрым. Как правило, на популярных пограничных пунктах образуется очередь из машин, и на границе можно потерять несколько часов. Заранее поищите маршруты объезда.
Например, прямая дорога из Москвы до границы с Польшей проходит через пограничный пункт в Бресте, «Варшавский мост». Этот же пункт по статистике самый загруженный. Поэтому пересекать белорусско-польскую границу удобнее и быстрее через другие пограничные пункты — «Домачёво», «Песчатку», «Брузги» и «Берестовицу». За обстановкой на пунктах пропуска можно следить онлайн на сайте ГПК Республики Беларусь.
На трассе Москва-Рига на границе с Латвией самый загруженный пункт пропуска — «Бурачки». Альтернативный путь с меньшими очередями — через Белоруссию (пункты «Григоровщина» или «Урбаны»).
Положите в салон светоотражающие жилеты
По правилам некоторых европейских стран, выходить из машины на трассе в тёмное время суток можно только в жилете со светоотражающими элементами. Их наличие могут проверить на границе. Если жилетов не будет, вас могут заставить купить их на границе (естественно, дороже, чем обычно). Жилетов должно быть столько, сколько людей сидит в машине. Причём если жилеты будут лежать в багажнике, возникнет логичный вопрос: как вы собираетесь доставать их, остановившись на дороге ночью?
Источник: regalos.ru
Наши водительские права в ЕС (Латвия, Литва, Польша)?
Собрался на машине съездить по Прибалтике (Латвия, Литва, Польша) прокатится. Но у меня права старого типа:
Так возникли вопросы:
1. Нужно ли менять моё водительское удостоверение вообще для вышеуказанных стран?
2. Нужно ли получать такие:
3. Нужно ли получать вот такое (как приложение к старому виду водительского удостоверения):
Кто знает достоверно помогите, а то времени маловато осталось.
Это все фото не мои!
Съездил в Латвию, Литву, Польшу. Нигде не смотрят на удостоверения (новое или старое). Такое ощущение, что лишь бы что нибудь им показали!
Вам повезло, что у Вас водительское удостоверение старого образца! Поскольку новые «права» не ответствуют Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, в них название «водительское удостоверение» не продублировано в соответствии с требовании Венской конвенции на французском языке! Поэтому в ряде государств их не признают!
У меня права как на 1 фото. Брал на прокат машину в США и Испании, проблем не было. На своей машине постоянно мотаюсь в Финляндию, Эстонию проблем так же не было.
Получил на всякий случай серую книжку. Чтобы уж наверняка. Два раза уже выезжал, забыв дома, но главное — спокойствие, что она есть! 🙂
Сделай дубликат как на нижней фотке на всяк случай. Но я езжу именно по таким как у тебя. И вобще права не спрашивают там честно говоря )
самые офигенные права, проверенно!)
Спасибо за разъяснение
из ПДД Латвии:
35 Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию работников полиции, должностного лица Автотранспортной инспекции (во время контроля автоперевозок пассажиров и груза) или пограничника (в пограничной зоне) передать для проверки следующие документы:
35.1. водительское удостоверение;
35.2. регистрационные документы на транспортное средство;
35.3. полис об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственника транспортного средства, если на транспортном средстве отсутствует соответствующая визуальная информация (наклейка) о проведенном страховании;
35.4. документы, которые согласно настоящим Правилам и другим нормативным актам, регламентирующим дорожное движение, необходимы водителю для управления соответствующим транспортным средством (оперативным транспортным средством или подобным транспортным средством) или для перевозки соответствующего груза (опасного, крупногабаритного, тяжеловесного и т.п. груза) или пассажиров;
35.5. документ о прохождении государственного технического осмотра или технического контроля на дорогах, если на транспортном средстве нет соответствующей визуальной информации (наклейка) или Дирекция безопасности дорожного движения выдала однодневное разрешение на участие в дорожном движении для проведения технического осмотра;
36 У водителя мопеда должны быть с собой и предъявлены для проверки документы, упомянутые в подпунктах 35.1, 35.2 настоящих Правил. У водителей трамвая и троллейбуса должны быть с собой и предъявлены работнику полиции по его требованию документы, упомянутые в подпунктах 35.1 и 35.3 настоящих Правил.
37 Водителю транспортного средства, прибывшему в Латвию из-за границы, разрешается управлять транспортным средством, если у него при себе имеется водительское удостоверение, выданное государством участником Европейского Союза или Европейской ассоциации Свободной торговли, или водительское удостоверение, в котором указаны категории, установленные Конвенцией о дорожном движении 1968 года.
Сейчас даже права и документы не нужны в Эстонии) Называешь имя и все, смотрят по компу что у тебя есть права, машина твоя и все) Ну это граждане Эстониии конечно.
Я где-то на форуме писал: прошлым летом был несколько дней в Риге и решили в Таллинн съездить. Выехали рано утром, уже в Эстонии что-то нарушил, остановили. Я за документами, их нет. Оставил в отеле в Риге. Ну думаю пипец. Что было бы в России вы все представляете. Эстонский полицейский что-то говорил по английски, видно ввиду молодости русский не учил.
Я шёл в патрульную машину как на плаху, а там его товарищ постарше сносно говорил по русски. Я ему дал страховку — ГринКард — там все данные, он по компу в машине пробил и нашёл про меня ВСЁ — когда пересекал границу шенгенского пространства, номера документов, сами сканы документов, виза… Я был в шоке. Разобравшись, что нарушение было ввиду разницы ПДД России и Эстонии, меня пожурили и отпустили.
Вот в мозгах полицейских разница. Нет у них плана нарушений, нет у них задачи принести три протокола за пешехода и один за встречку! Я считаю, что нужно менять подход к системе оценки и контроля работы полиции
Источник: www.drive2.ru
Штраф 300 евро и запрет на въезд: зачем нужны международные права
В разгар сезона отпусков российские водители столкнулись с серьезными сложностями при получении международных водительских удостоверений (МВУ). Как сообщает «Коммерсантъ», в ряде крупных городов, включая Москву, Санкт-Петербург и Самару с начала лета не хватает бланков МВУ. О задержках пишут и пользователи соцсетей.
Официальные представители ГИБДД не подтверждает наличие проблемы, но возможность записаться в отдел на оформление документа фактически отсутствует — взять талончик на прием непосредственно в отделении невозможно, а портал госуслуг предлагает запись на середину осени. Мы попытались разобраться, можно ускорить процесс, и стоит ли вообще заниматься получением международных прав.
Международные стандарты, касающиеся правил дорожного движения и типов водительских документов, описаны в Женевской конвенции 1949 г. и Венской конвенции 1968 года. Большая часть стран мира подписали первую, а вот ко второй присоединились не все.
Водительские документы, которые выдавались в России до 1 марта 2011 г. (розовые карточки двух форматов), сделаны в соответствии с требованиями Женевской конвенции, но при этом являются только национальными. Более новые удостоверения с нумерацией пунктов, штрихкодом и расширенным перечнем категорий транспортных средств удовлетворяют условиям Венской конвенции со всеми более поздними поправками. Такие документы уже должны признаваться во всех странах, ратифицировавших Венскую конвенцию.
В государствах, ограничившихся признанием Женевской конвенции, может потребоваться МВУ вне зависимости от типа национального удостоверения.
Международное удостоверение по сути представляет собой заверенный перевод национального документа на несколько международных языков, включая арабский и китайский. МВУ не является самостоятельным документом, может применяться только как приложение к официальным правам и не действует в стране выдачи. Формат МВУ описан в Венской конвенции и в приказе МВД № 206.
Новости 3 августа 2017 Россияне столкнулись с проблемами при получении международных прав
Обязательным для управления автомобилем на территории иностранного государства МВУ не является, но представители дорожной полиции вправе потребовать такой документ, чтобы понять суть написанного в национальном удостоверении. При этом наличие МВУ вовсе не гарантирует права управления автомобилям во всем мире. В некоторых странах, например, в Китае, можно управлять автомобилем только с местными правами. А в США, ратифицировавших только Женевскую конвенцию, не требуют никаких международных прав.
Если представители полиции иностранного государства посчитают имеющиеся документы нелегитимными, то отстранят от управления и наложат штраф за езду без прав. Например, в Италии за отсутствие МВУ могут оштрафовать на 300 евро. Без международных прав водителя могут не впустить в страну.
Практика показывает, что полицейские лояльно относятся к российским удостоверениям. А вот служащие прокатной конторы могут отказать в выдаче автомобиля, и такое происходит повсеместно. Наконец, проблемы могут возникнуть при оформлении ДТП или страхового случая — ненадлежащие документы страховая компания может посчитать основанием для отказа в выплате.
До 2015 г. МВУ в России выдавали лишь избранные отделы ГИБДД, но теперь это можно сделать почти в любом подразделении, где есть экзаменационное отделение. Кроме того, с марта 2017 г. получить МВУ можно и в местном центре госуслуг. Практика показывает, что сдать документы в МФЦ можно гораздо быстрее, но изготовление МВУ потребует больше времени, поскольку центр госуслуг выступаешь лишь посредником между водителем и ГИБДД.
Для оформления МВУ понадобятся действующее водительское удостоверение, паспорт или другое удостоверение личности, матовая фотография размером 35х45 мм, а также квитанция об уплате пошлины. А вот медсправку предъявлять не нужно — это требование было отменено еще в августе 2015 года. Заявление можно заполнить на месте, либо онлайн на сайте госуслуг.
Вопреки распространенному мнению, заграничный паспорт требуется только тем, кто постоянно проживает за границей и находится на территории РФ временно.
Размер госпошлины за получение международного водительского удостоверения составляет 1600 рублей. При наличии в подразделении бланков МВУ документ изготовят в течение часа. А при оформлении через МФЦ центр госуслуг придется посетить дважды в течение трех дней: для подачи документов и для получения удостоверения. Если документы были поданы в МФЦ, а ГИБДД по какой-либо причине отказала в выдаче водительского удостоверения, ведомство должно передать водителю официальный отказ с указанием причин.
МВУ действительно в течение трех лет. По истечении этого срока водителю придется повторить процедуру заново.
— Ваше водительское удостоверение выпущено до 1 марта 2011 года
— Вы едете в страну, присоединившуюся только к Женевской конвенции
— Ваше водительское удостоверение выпущено после 1 марта 2011 года и вы едете в страну, присоединившуются к Венской конвенции
— Вы едете в страну, требующую наличия местного водительского удостоверения
Австрия, Багамы, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Гайана, Гана, Германия, Греция, Грузия, Дания, Заир, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Молдова, Монако, Нигер, Норвегия, Пакистан, Польша, Португалия, Республика, Корея, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сейшелы, Сенегал, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Черногория, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР
Австралия, Албания, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Белиз, Бенин, Ботсвана, Ватикан, Гаити, Гамбия, Гватемала, Гибралтар, Гонконг, Гренада, Доминиканская Республика, Египет, Западное Самоа, Индия, Иордания, Ирландия, Исландия, Камбоджа, Канада, Кипр, Киргизия, Китай, Конго, Лаос, Лесото, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Новая Каледония, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Свазиленд, Сингапур, Сирия, Сент-Винсент и Гренадины, Сан-Люция, США, Сьерра-Леоне, Тайвань, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Фиджи, Французская Полинезия, Ямайка, Япония
Источник: www.autonews.ru
Штраф за эстонские права в России: водитель проиграл суд
То, что в России возможно все, вовсе не выдумка. В этом убедился герой нашей августовской публикации Сергей, который, имея российское гражданство, но постоянный вид на жительство в Эстонии, получил в Архангельске штраф за то, что водил арендованный автомобиль, имея эстонские права.
Постоянно проживающий на территории Эстонии Сергей в августе отправился в Архангельск. Там он взял в аренду автомобиль и спокойно пользовался транспортным средством – ведь права у него европейские и проблем никогда не возникало. Но не в тот раз – заинтересовавшись автомобилем, Сергея остановил полицейский патруль.
5000 рублей за права
«Полицейский попросил предъявить документы, я показал свое водительское удостоверение, а потом паспорт, – вспоминает мужчина. – У меня российское гражданство, но живу я в Эстонии, у меня здесь постоянный вид на жительство. Права также эстонские. Проверив паспорт, патрульный спросил меня, на каком это основании гражданин России ездит по территории Российской Федерации с эстонскими правами».
Как оказалось, гражданам РФ, даже имеющим вид на жительство в другой стране и постоянно там проживающим, нельзя ездить по территории РФ с правами другой страны.
Сергея оштрафовали на 5000 рублей, конфисковали автомобиль и предупредили, что если он еще раз попадется полиции, штраф будет намного выше – 30 000 рублей.
«Я сначала подумал, что патрульный хочет денег, предложил договориться, но нет, дело было не во взятке, – продолжает Сергей. – Как мне объяснили, основанием является Конвенция о безопасности дорожного движения – пункт 7 данной Конвенции не обязывает договаривающиеся стороны признавать действительными национальные или международные водительские удостоверения, выданные на территории другой страны. Кроме того, постановление Верховного суда РФ гласит, что граждане РФ должны передвигаться по территории РФ только с российскими правами».
Сергей отметил, что это постановление касается лишь постоянно проживающих на территории России граждан РФ. И для того, чтобы это доказать, нужно проверить штампы о пересечении границы в паспорте. Но полицейский этого делать не стал – сказал, что считать штампы дело таможни.
Россия любит своих граждан
Не согласившись с подобным казусом, Сергей обратился в суд. Решение было вынесено 12 декабря.
«Я хотел бы сразу уточнить некоторые обстоятельства, – говорит мужчина. – Публикация собрала множество комментариев, и некоторые читатели, возможно, неверно поняли ситуацию, решив, что я проживаю как в Эстонии, так и в России. Сразу скажу, что вид на жительство у меня в Эстонии и я постоянно проживаю именно в Эстонии. То есть внутреннего российского паспорта у меня нет, только загранпаспорт».
В отношении своих граждан Россия имеет довольно любопытную позицию. Вот выдержка из ответа юриста Елены Каравайцевой о том, кем являются граждане РФ, проживающие за рубежом. Итак, по ее словам, «постоянное проживание» определяется исключительно местом постоянной регистрации. То есть, с точки зрения России, даже если у вас есть регистрация на территории другого государства и нет регистрации в России, вы все равно являетесь лишь временно проживающим за рубежом гражданином РФ. Просто без определенного места жительства.
Как вывод – в общем случае, любой гражданин России юридически всегда рассматривается как проживающий на территории России (с наличием места жительства или без такового), и в случае нахождения гражданина за границей — это нахождение рассматривается как «временное», вне зависимости от длительности.
Этим же руководствовался и суд первой инстанции – пояснив в своем решении, что как гражданин РФ, пусть даже имеющий постоянный вид на жительство в Эстонии, Сергей все равно юридически является лицом, проживающим на территории РФ. В связи с чем штраф не отменили.
Протестуй, не протестуй…
«Параллельно я писал запрос на сайт президента РФ – объяснил суть претензии, также пытался связаться с консульским отделом РФ в Эстонии, заодно попробовал попасть на прием в посольство. Каждый из этих случаев по-своему уникален, но итог один – я нигде не добился помощи».
Жаловаться президенту РФ на несправедливость можно и нужно. Сергей воспользовался возможностью, вот только его дело было отправлено на разборки в то самое архангельское отделение полиции, где и выписывали штраф. «Вы же понимаете, что никто не стал ничего выяснять», – смеется мужчина. Он подал новую жалобу, теперь уже без указания адреса – в надежде на то, что решением юридического казуса займутся на более высоком уровне, а не спустят все в отдел, с которого все и началось.
«В консульском отделе РФ в Таллинне меня даже слушать не стали, – рассказывает пострадавший. – Там же все общение по телефону, так вот, женщина по ту сторону стекла сказала, что это не их проблема, не пожелала представиться, положила трубку и отвернулась. Я попробовал попасть в посольство – но граждан РФ туда не пускают, все общение по домофону. В итоге вышла какая-то женщина, тоже не представилась. Посоветовала написать письмо послу и отправить его по почте. Вот так футболят людей».
Удивительно то, что несмотря на прецеденты – были похожие истории, причем люди, которые были оштрафованы в аналогичных ситуациях, оказались оправданы – правосудие в случае Сергея оказалось не на его стороне.
Идти до конца
«Я уже замучился что-то доказывать, – говорит мужчина. – Думал, что все по закону, но увы. Я до этого много ездил по России, у меня ни разу не было проблем. Но сейчас просто нашла коса на камень. Причем в Архангельске признают мои права. Нет проблем.
Но раз я гражданин России, то им все равно, где я живу – по существующему законодательству, несмотря ни на что по территории РФ я обязан ездить именно с российскими правами».
Закавыка также и в том, что не имеющий регистрации в РФ Сергей не может сделать российское свидетельство о вождении – для этого нужно пройти медкомиссию по месту жительства. Существующее законодательство никак не регламентирует эту проблему.
Мужчина все же намерен пройти путь до конца. Вместе со своим юристом они подали апелляцию в Петербургский суд, но когда будет вынесено окончательное решение по делу – неясно.
Юрист Сергея пока также воздерживается от комментариев, а получить объяснения архангельского отделения полиции оказалось вообще невозможным – еще с лета на запросы отвечают гробовым молчанием.
Пока же всем гражданам РФ, имеющим вид на жительство в Эстонии и планирующим поехать в Россию на автомобиле, или же взять там машину в аренду или каким-то иным способом сесть за руль, рекомендовано тщательно взвесить риски. Вполне возможно, что очередной полицейский патруль решит, что эстонские права на территории РФ не действуют, потребует российские, а заодно еще и оштрафует, чтоб неповадно было.
Источник: www.mke.ee