C Балтийского моря почти всегда дует холодный ветер, но в Литве вам будет тепло и уютно. В своей горячей любви к европейскому северу признается Татьяна Вежис.
Я не застала того периода, когда Паланга была всесоюзной здравницей и одним из самых популярных курортов СССР, но отлично помню, как еще недавно мои приятели постоянно путали Литву и Латвию, Вильнюс и Ригу. Теперь об этой небольшой стране известно каждому, кто интересуется политикой, президент Даля Грибаускайте записывает поздравления к нашему Дню независимости на украинском языке, мы все чаще рассказываем о своих новых литовских друзьях, а путешествие по Литве стало популярным трендом.
город в городе
Чтобы дать представление о масштабах страны, скажу, что от Вильнюса до побережья всего четыре часа пути, городов-миллионников вообще нет, а крупными поселениями считаются те, в которых живет хотя бы сто тысяч человек (Каунас, Клайпеда, Шяуляй). Даже в Вильнюсе меньше людей, чем во Львове, например.
Начинать свой визит лучше всего со столицы, а не с побережья, и жить непременно в Старом городе. Это и уютный район, и главная достопримечательность: все 74 квартала находятся под охраной ЮНЕСКО, поскольку их структура осталась неизменной со Средних веков. Старый город сливается с Новым на Кафедральной площади — у подножия Замковой горы с башней Гедимина. Согласно легенде, великому князю однажды приснился железный волк на этой горе, после чего он построил замок и основал город. Теперь в башне находится музей, а с верхушки открывается панорама на красные черепичные крыши.
Мое эпическое путешествие. Дорога, заявление об убежище, условия проживания.
Насытившись историей, прогуляйтесь по Кафедральной площади: между Архикафедрой и часовней вы найдете специальную плиту со словом «стябуклас» — «чудо». Если хотите, чтобы оно произошло, встаньте на плиту, загадайте желание и повернитесь на 360 градусов. Через главную улицу города — проспект Гедимина — можно пройти к президентскому дворцу и корпусам Вильнюсского университета, на улице Пилес передохнуть в одной из винных лавок, а по дороге купить сувениры. Хотя я советую везти в подарок еду — например, вкуснейший сыр или шакотис (традиционный свадебный десерт, который отлично идет к чаю вместо печенья).
В Старом городе неподалеку от костела Святой Анны спряталась маленькая страна — Ужупис. Это республика ремесленников, художников и поэтов, попасть в которую можно по мосту через небольшую речку («ужупис» означает «заречье»). Республика самая настоящая: у нее есть собственные флаг, гимн, валюта, выборы, День независимости, а на огромных зеркальных плитах запечатлена Конституция.
Этот свод законов — отдельный источник вдохновения, который никого не оставит равнодушным. Например, человек имеет право на горячую воду, отопление зимой и черепичную крышу. Каждый имеет право умереть, но не обязан. Каждый имеет право ошибаться, быть единственным и неповторимым. Каждый имеет право любить, быть нелюбимым, но это необязательно.
Каждый имеет право заботиться о кошке до конца дней одного из них, а собака, в свою очередь, имеет право быть собакой. Но больше всего мне нравятся заповеди Ужуписа: «Не побеждай. Не защищайся. Не сдавайся». Только вдумайтесь, как бы мог измениться мир, если бы им следовал.
МОЯ ПОЕЗДКА В ЛИТВУ — ФИЛЬМ ДЕСЯТЫЙ — ВСЁ ВЗАИМОСВЯЗАННО
Здесь же, во двориках Ужуписа, живет мэр города. Вы вряд ли найдете это место — там нет ни охраны, ни забора, в общем, ничего, что могло бы выдать высокопоставленного чиновника. Вот подсказка лично от меня: вход в его двор находится в нескольких шагах от весьма странного трехметрового изваяния Джона Леннона.
Интересно, что горожане не замкнулись на Старом городе с его витиеватыми улочками. На сайте newtownrevolution.lt можно скачать карту Нового города (пока только на литовском языке) с уникальными современными достопримечательностями — панорамой Вильнюса, первым в мире памятником Фрэнку Заппе, кварталом дизайна, наилучшим местом для встречи восхода солнца и самым большим в столице базаром цветов. На стене отеля Novotel находится «Пузо удачи» — бронзовый выпуклый барельеф. Если его погладить, можно надеяться на удачу в бизнесе.
Еще одна интересная современная инициатива: «Анонимный фонд [качелей]». Его идея состоит в том, что по всей Литве, от Вильнюса до Клайпеды, появляются аккуратные неоново-желтые качели на канатах. Их вешают на ветвях деревьев, в промзонах или под мостами, чтобы городские жители могли отдохнуть и ненадолго впасть в детство. Анонимный координационный центр отслеживает поломанные или требующие замены качели через обращения в фейсбуке.
Литовцы работают над улучшением страны как могут. Одно время в Вильнюсе боролись с алкоголизмом — запретили продажу крепких напитков после 22 часов, штрафовали за употребление спиртного в общественных местах и даже демонтировали очень много скамеек. Одним словом, ни купить, ни распить — никакой романтики! Метод подействовал, и когда люди отучились соображать на троих в парках, скамейки благополучно вернули на место.
25 КОНДИТЕРСКИХ МИРА, КОТОРЫЕ НУЖНО ПОСЕТИТЬ
дом у озера
После Вильнюса ближайшая остановка для путешественников — Тракай, историческая столица Литвы. Идеальное место для романтических свиданий, также здесь в свое время снимали фильм «Горец». Тракайский замок построен на небольшом острове, окруженном озерами, по которым можно неспешно прогуливаться на лодочке.
Вокруг нет ни музыки, ни зазывал с мегафонами, ни громких бесед — только природа. В сам замок стоит зайти лишь ненадолго: как по мне, это место скорее из разряда общих знаний по истории Средневековья. Уж лучше побродить по городу, где обосновалась самая большая диаспора караимов. Их дома можно отличить по количеству окон, которые выходят на улицу.
Если три симметричных, значит, дом караимский. Кстати, в местных кафе подают национальные блюда. Обязательно попробуйте кибинай — пирожки с мясом.
Еще одна характерная достопримечательность Литвы — Гора Крестов под Шяуляем, где стоит и висит несметное количество крестов и крестиков любого размера, на которых люди написали свои имена и пожелания. Традиция родилась еще в 1850-х годах, но в советские времена гора стала запретным местом, даже само ее наличие шло вразрез с советской идеологией.
В 1961 году гору снесли, а все кресты сожгли или сломали бульдозерами, каменные кресты раздробили и пустили на строительство дорог. Но литовцы все равно каждый раз восстанавливали свою святыню — ее разрушали четырежды. И чем яростнее разрушали, тем с большим энтузиазмом люди приносили сюда свои кресты — втайне, а чаще всего ночью. Так Гора Крестов стала для нации символом веры и надежды.
Следующей культурной остановкой может стать Грутский парк возле Друскининкая. Его литовцы называют местом, где собрано все то, чего Литве лучше было бы избежать. После восстановления независимости своей страны, в 1989—1991 годах, многие памятники советских времен демонтировали и оставили во дворах коммунальных предприятий.
Конечно, время от времени их воровали охотники за металлами, так что статуи постепенно разрушались или вовсе пропадали, а вскоре просто бы исчезли, как в других республиках. Вообще, это болезненная тема для Литвы: местные жители считают, что за годы советской оккупации страна пострадала больше, чем от немцев во время Второй мировой.
Литва была первой республикой, вышедшей из состава СССР, а изображение серпа и молота здесь до сих пор запрещено — его нельзя рисовать на стенах или использовать в любом другом виде. Поговаривают, однажды встал серьезный вопрос насчет логотипа «Аэрофлота», оскорбляющего чувства литовцев, — ведь нет такой семьи, чей родственник не побывал бы в ссылке. После долгих дискуссий отказались от претензий к авиакомпании, поскольку это российский бренд. Что касается поверженных советских вождей, здесь также была острая полемика: выбросить или сохранить? В итоге Министерство культуры устроило конкурс на проект экспозиции демонтированных памятников советского периода.
Переключиться с прошлого на настоящее можно в Парке Европы. Французский географический институт установил когда-то, что в Литве находится один из центров Европы — в 20 минутах езды от Вильнюса. Он обозначен специальным парком, включенным в топ-50 самых интересных мест в мире искусства.
Еще двадцать лет назад там был болотистый лес, который облагородили и превратили в музей под открытым небом с инсталляциями в тысячу тонн. Здесь представлены произведения известных мастеров современного искусства — Сола Ле Виттa, Магдалены Абаканович и Денниса Оппенгейма. Один из впечатляющих арт-объектов — «Инфодерево ЛНК», лабиринт из телевизоров. Согласно Книге рекордов Гиннесса, это крупнейшая в своем роде скульптура, сложенная более чем из трех тысяч старых аппаратов. Также в парке установлены вращающийся дом, гигантское кресло и раскачивающиеся камни.
меню из воздуха
Что касается кафе и ресторанов, больше всего в Вильнюсе популярны места формата vynas ir pokalbiai («вино и поболтать») — небольшие винные бары. Например, такие как La Boheme (laboheme.lt). Здесь 137 видов вина со всего мира, 40 видов тапас, 100 свечей и камин. Еще один хороший вариант на вечер — In Vino в уютном дворике c террасой.
Литовские национальные блюда, скажем прямо, на любителя. Например, цеппелины. По консистенции они напоминают огромные клецки из тертого картофеля, по форме — дирижабль. А все потому, что во время Первой мировой войны над Литвой постоянно летали немецкие военные аэростаты Zeppelin.
Я так и не смогла проникнуться любовью к этому блюду, но литовцы говорят, что я просто ела цеппелины в неправильном месте. Следовало бы в Fortas или Katpedele . Еще одно национальное блюдо — литовский борщ шалтибарщай (saltibarsciai). Это когда кефир взбивают с солью, разводят холодной кипяченой водой или свекольным отваром, добавляют нарезанные соломкой отварную свеклу и молодую ботву, зеленый лук, укроп. Блюдо довольно сытное: отдельно к нему подают отварной картофель. Литовцы также знамениты всевозможными сортами пива — попробуйте Vilkmerges.
Пообедать в Вильнюсе можно и в Cosy или в Snekutis в Ужуписе — это очень бюджетное и очень литовское место. Для более торжественных случаев посетите Belmontas — ресторанный комплекс вокруг отреставрированной французской мельницы. Лучший панорамный ресторан в городе — Pauksciu Takas в Вильнюсской телебашне. Его пол вращается, совершая за 55 минут поворот на 360 градусов.
Ночная жизнь столицы сосредоточена на улице Исландийос: здесь развлекается молодежь. Главные тусовки города проходят в клубе Loftas , Opium и Absento Fejos (здесь приготовьтесь к фейс-контролю).
строго на запад
Нагулявшись, отправляйтесь выпить пива в Avilys — здесь его варят сами. Ночная жизнь обычно сосредоточена в G-Loft или в Anna Mesha.
В Литве есть такое понятие, как взморье, которое мы не привыкли использовать. Наверное, это связано с тем, что мы обычно ездим на море купаться, а с Балтийским такой трюк не всегда удается. Поскольку температура воды зависит не от температуры «за бортом», а от течения, купаться здесь комфортно только в августе, когда море прогревается до рекордных 22—23 градусов.
В действительности на взморье отдыхается не хуже, чем на любом курорте. Например, загорать в Паланге на широком песчаном пляже или за высокими дюнами (в зимнее время они защищают город от сильного ветра с моря). В Паланге изумительная природа и хорошо обустроенные велосипедные дорожки. По асфальтированной тропинке можно доехать до самой Клайпеды и прочувствовать, что же такое Литовское взморье: с одной стороны шумит Балтика, с другой — окутывают ароматы густого хвойного леса.
В Клайпеде можно перекусить в Restoranas XII на 12-м этаже гостиницы Amberton Klaipeda (ambertonhotels.com). Это старейшее заведение портового города, с захватывающей круговой панорамой. В Zuvine подают свежую рыбу из Балтийского моря, в меню есть даже свежие устрицы. Примерно полгода назад его филиал открыли и в Вильнюсе.
Закажите фирменный суп буйабес из пяти видов рыбы и морепродуктов, заправленный шафраном. В Клайпеде находится один из самых крупных незамерзающих портов Балтийского моря, отсюда же каждые полчаса ходят паромы на Куршскую косу. Местные знатоки рекомендовали кафе Kogas на палубе деревянного парусника в Йодкранте, но лично я так и не успела в нем побывать: совсем недавно кафе закрыли, а на его месте теперь красуется памятник бюрократии (так и написано). Чтобы пообедать на косе, отправляйтесь в Nidos Seklycia в Ниде.
Чем больше я узнаю эту страну, тем больше очаровываюсь. Самое интересное, что любить Литву невозможно — это ограничено грамматикой литовского языка. Любят здесь только одушевленные предметы — людей или животных, а все остальное просто нравится: еда, книги, туфли. Отличный способ, чтобы не допускать подмены понятий с самого детства! Лично мне больше всего нравится слово nebenoriu.
Буквального перевода на русский язык у него нет — оно означает «раньше хотела, а теперь не хочу». Но я никогда не устану открывать для себя этот край.
Источник: elle.ua
Литва: ближе, чем кажется
Сразу начну с цифр. Длительность поездки практически полностью совпала с предсказаниями «Яндекс Карт»: выехав в понедельник утром из центра Москвы, 900 км до Вильнюса мы смогли преодолеть всего за 11 часов. И это при условии соблюдения скоростного режима и пары остановок по пути — заправиться и один раз перекусить. При прокладке маршрута навигатор скорее всего проложит самый быстрый путь и окажется совершенно прав: все время почти по прямой по Минскому шоссе, далее через Смоленск, Оршу, Минск, после чего останется всего 190 км до самого крупного города Литвы.
В целом, никаких опасностей или предостережений водителям при путешествии в Литву на машине я дать не могу: «минка» — одна из самых комфортных трасс в России. Камер по дороге, конечно, хватает, но поверьте, что спешить и мчать с превышением скорости нет никакой необходимости: я уже давно убедился, что движение в разумных рамках скоростного режима меньше выматывает пилота и к тому же экономит уйму времени, поскольку не дает повода сотрудникам ГИБДД лишний раз с вами знакомиться.
До Белоруссии можно доехать за 6–7 часов. Граница сейчас довольно условна: главное для водителя — иметь при себе страховой полис, российский паспорт и водительское удостоверение. После пересечения границы почти сразу начинается белорусский автобан с неплохим качеством дорожного покрытия и максимальной скоростью 120 км/ч.
Следующие 400 км пролетают легко и ненапряжно, после чего остается только преодолеть границу с Евросоюзом, и вот вы уже почти в Вильнюсе. Сама же граница с Литвой на редкость легко проходима, ее пересечение не займет много времени (по крайней мере, у нас на это ушло от силы 10–15 минут). Жаль, этого нельзя сказать про водителей фур, которые выстроились в тот момент в 5-километровую очередь: говорят, чтобы переправиться из Белоруссии в Литву, дальнобойщикам требуется минимум 1,5 дня. Зато обратно выпускают без всяких проблем.
С Замковой горы открывается чудесный вид на город. Именно здесь было положено начало Вильнюсу
К моему сожалению, до этой поездки мне никак не удавалось испытать Peugeot 308 — по мнению многих коллег, один из самых интересных хетчбэков гольф-класса. Все-таки званием «Автомобиль года» награждают далеко не каждого: в 2014 году по оценкам международного жюри он обошел двух таких продвинутых номинантов, как BMW i3 и Tesla Model S. Примечательно, что второе поколение 308-го «пыжика» стало по-настоящему достойным наследником 307-й модели, которая также становилась победителем знаменитой премии в 2002 году.
И мои ожидания от французского хетчбэка полностью оправдались: легкий и живой в управлении, поистине выразительный и влюбляющий в себя практически с первых километров автомобиль. Интерьер, понравившийся мне еще по 2008-му и 208-му «пыжам», здесь не менее хорош — от интерфейса медиасистемы до проработки эргономики и материалов отделки. И довольно-таки странно, что фишку Peugeot i-Cockpit с расположением приборной панели над компактным рулевым колесом никто из конкурентов до сих пор не перенял: удобно же! Явных недостатков для меня было, пожалуй, два: тесноватый задний ряд сидений и… цена. Но об этом позже, а пока вернемся к Вильнюсу.
Буквально через 20 км после литовской границы вы попадаете в столицу Литвы — зеленый, уютный и чрезвычайно милый городок. К слову, для Восточной Европы он не такой уж маленький: в странах Прибалтики это второй по величине город (население около 540 тыс. человек) после Риги.
Туриста в первую очередь приятно удивляет количество зеленых насаждений: зеленые массивы занимают почти 44 % территории, в то время как застроено всего 20,2 % от общей площади. Русскому человеку будет комфортно и по той причине, что половина вильнюсцев неплохо говорят по-русски. К слову, и относятся к нам вполне уважительно и без предрассудков, недаром почти 20% местного населения состоит преимущественно из русских, украинцев и белорусов. Люди в целом здесь доброжелательные и ненавязчивые.
Город довольно старый (впервые о нем упоминается в 1323 году) и на данный момент является одним из самых интересных и колоритных городов Прибалтики. Как и многие немолодые населенные вропейские пункты, Вильнюс имеет в своих границах Старый город, который стоит посетить в первую очередь.
Район, вошедший в список наследия Юнеско, состоит из нескольких кварталов, которые наполняют старинные церкви, соборы, башни и здания. Самые примечательные достопримечательности — величественная Замковая гора с башней Гедиминаса, с которой и началось строительство Вильнюса.
У ее подножья расположилась Кафедральная площадь с собором Святого Станислава, а рядом — памятник князю Гедиминасу, который заложил Вильнюс. Вторым, на мой взгляд, по обязательности посещения местом является район Ужупис — «республика» местных художников. Здесь есть свой гимн, конституция и даже президент. К слову, конституция этих ребят довольно забавна.
Вот некоторые из ее пунктов: каждый имеет право быть единственным и неповторимым; имеет право лениться и ничего не делать, имеет право любить и опекать кошку, имеет право понимать; имеет право ничего не понимать… Особенно хорош пункт: собака имеет право быть собакой. Прекрасное место. Советую.
С панорамным люком осматривать достопримечательности гораздо приятнее
Что до нашего транспорта, то Peugeot 308 со своей задачей справился играючи: по пути в столицу Литвы даже устать особо не удалось. В окрестностях Вильнюса «француз» был и вовсе как рыба в воде: прекрасный европейский автомобиль в прекрасном европейском городе. Как я уже сказал, единственный серьезный недостаток хетчбэка — его цена.
Дело ухудшает малый (для России) выбор силовых агрегатов. Так, на сегодня доступны только две версии: 1,6 литра (110 л. с.) на «ручке» — от 1 399 000 р. и турбомотор того же объема с АКП (1,6 л, 150 л. с.) — от 1 589 000 р. Наш автомобиль в комплектации Allure стоит еще больше — 1 685 000 р. Дорого? Смотря с чем сравнивать: если 150-сильный Golf сравним по цене (1 519 160 р.), то локализованные Focus (150 л. с., АТ) и Cee’d (135 л. с., DCT) в схожих комплектациях гораздо дешевле — 1 196 000 и 1 214 900 р. Из-за этого продажи в России 308-й модели по результатам прошлого года исчисляются сотнями, хотя сам по себе автомобиль серьезно недооценен.
Странно, что никто, кроме Peugeot, до сих пор не использует столь удачную архитектуру интерьера
Источник: 5koleso.ru
pan_sapunov
В 2011 г. я завершил своё посещение всех трёх Прибалтийских стран, о котором мечтал уже давно, но которое выполнить всё не удавалось, прежде всего из-за визовых проблем. Наконец-то удалось посетить все 15 республик бывшего СССР, что уже давно очень и очень хотелось.
Посетив еще несколько лет назад 12 из них, дело застопорилось на 3 оставшихся – Латвии, Эстонии и Туркмении — из-за того, что именно эти страны имеют жесткую визовую политику и поехать в них было трудно. Я не сторонник того, чтобы биться головой в закрытую дверь, поэтому решил ждать и посетить их тогда, когда не будет проблем с получением виз.
И вот этот час настал. В конце 2010 года я таки получил визу в Туркмению, в которой из-за их визовой политики вообще мало кто бывал, а в 2011, воспользовавшись появившейся у меня многолетней евровизой, направил свои стопы на север, в Балтию.
Туда добираться решил из экономии комбинацией автобусов (из Киева через Чернигов, Гомель, Минск), а обратно купил заранее себе билет на поезд из Калининградской области России до Украины (проехать в нем могут лишь обладатели шенген-визы, поэтому поезд особым спросом не пользуется). Забавно, что летом прошлого года этот поезд еще ходил, а зимой его отменили — теперь из Прибалтики на Украину на поезде больше не добраться, увы. Таким образом я стал одним из последних пасссажиров состава Калининград — Харьков.
В Литве я бывал уже до этого 4 раза, так что на этот раз поехал туда в 5-й. Это наглядно свидетельствует разницу в получении виз между Литвой и Латвией – в последнюю я бы обязательно заехал, если бы была такая возможность, однако ее как раз не было, жестокие визовые требования отбили всякую охоту туда попадать.
А увидев, что выглядят эти страны совсем по-разному – Литва внешне выглядит гораздо более развитой и благополучной страной, чем загнивающая и полуразрушенная Латвия, становится понятно, что политическое решение туристов к себе не впускать вызвано исключительно политическими причинами и ничем другим.
В Калининградскую область я до этого уже ездил, однако один раз и зимой, в этот раз посетил её провинциальные города, так что познакомился с ней гораздо более тщательно и детально.
Итого, мною были посещены следующие места.
Литва: Вильнюс – здесь я оказался в 5-й раз. Раньше никогда бы и не подумал, что буду столь часто приезжать сюда, никогда плана по регулярному посещению Литвы у меня не было. Однако ввиду легкости визы, удобства добирания из Минска (2,5 часа езды от столицы до столицы) и выгодного транзитного положения (через Вильнюс лежит путь в остальную Прибалтику), решил не просто проскочить город, а еще раз там побывать основательно.
После посещения осенью 2010 г. ташкентской телебашни у меня возникла мысль посетить все телебашни бывшего Советского Союза, на которые свободно пускают туристов, решил теперь заняться этим и пошел на вильнюсскую. Вход довольно дорогой – почти 10 долларов, но что делать – раз решил осматривать ТВ-башни, то теперь буду посещать остальные вне зависимости от цены. В Киеве на телевышку, кстати, не пускают, так что после ташкентской мне точно осталась еще рижская и московская, а других и не знаю, может больше доступных для посещения и нет.
В Вильнюсе жил в общежитии. Хотя слово это звучит часто с негативным подтекстом, в данном случае всё было ок. Общага была великолепна: там одна комната полагается на 1 чел., таким образом мне освободили целую комнату, поставили туда ноутбук с интернетом, дали ключи, так что жил три дня шикарно. Причем вдобавок в центре.
Посмотрев все 15 республик бывшего Союза, теперь могу с уверенностью сказать, что Вильно – один из самых ухоженных и приспособленных для жизни городов всего СССР. Здесь очень тихо и спокойно, при том, что город все-таки большой, куча ездящих бесшумно троллейбусов, повсюду парки – от центра до окраин они везде, речки, всякие зеленые лужайки. Центр города – старинный, с извилистыми улочками, домами прошлых веков, за ним идут кварталы 19 — первой пол. 20 в., где тоже весьма приятно находиться. Но даже и в виленских спальных кварталах все равно хорошо – они довольно грамотно спланированы, от одного дома до другого большое расстояние, так что жить там комфортно.
Недостаток Вильнюса тот же, что и в других городах Евросоюза – здесь идет война против частных предпринимателей: уличной торговли, киосков и небольших продуктовых магазинов, из-за чего порою нужно очень долго идти, чтобы купить какую-то мелочь – мелкой еды чтобы пожевать, к примеру. Вечером даже в центре города проблематично купить сыра или колбасы – повсюду одни рестораны, или ужинай в них, или голодай. Приходится заранее думать о том, чтобы что-то купить.
Посетил я также три объекта около Вильнюса:
1) парк Бельмонтес – оказалось, что это старая водяная мельница с окрестными домиками каменными на природе, сейчас зона отдыха с рестораном. Привезли, к счастью, меня туда на машине, а то не ходит туда даже городской транспорт. Отведал мороженого и снова в центр. Ничего особенного.
2) центр Европы. Сперва я посетил неск. лет назад географический центр Европы в Украине – он находится в Карпатах. Затем посетил белорусский вариант центра Европы – он располагается в Полоцке, в самом центре города. Теперь, наконец, настал черед литовской версии центра Европы – он находится в 15 км от Вильнюса около трассы на Даугавпилс.
Представляет собой колонну с золотыми звездами и небольшой сквер. Делать более 5 минут там нечего, так что это можно считать довольно таки символическим местом для посещения.
3) Тракай – небольшой городишко, в котором «проклятые оккупанты» в советские годы так уничтожали литовскую культуру, что аж восстановили за госсчет из руин средневековый замок литовских князей. Замок на небольшом островке, вокруг озера, в поселке – старые красивые деревянные домики. Место приятное, но уж больно заремонтированное, оно напоминает скорее не настоящий живой город с замком, а макет с открытки. Впрочем, как раз такие макеты и приводят в наибольший восторг туристов, а от настоящей старины с серыми облупившимися стенами, руинами и катакомбами большинство туристов почему-то воротит нос. Бутафория всегда была в почёте.
Вопреки распространенному мнению, в Литве, несмотря на то, что живет там только 5% русского населения, многие знают русский язык, и общаться на английском или каком-либо другом языке не приходится. Лишь иногда встречается приехавшая на заработки из провинции в столицу провинциальная литовская молодежь, вот она говорит уже очень плохо или вообще не говорит. Но по-настоящему заграницей, в которой «на великом и могучем» никто не будет разговаривать, Литва станет лет через 40, не раньше, когда будут уже совсем старенькими те, кто учился в советских школах в 80-е гг. И то, это при условии, что тенденция не переломится, и русский снова не станет популярным там, что вполне может произойти. Во всяком случае, нынешнему поколению в смысле языкового комфорта беспокоиться нечего, на наш век его хватит.
Следующим пунктом в программе моей был оригинальный город, построенный для атомщиков при единственной АЭС в Прибалтике – Игналинской. Сам город называется Висагинас, и сюда не приезжают туристы вообще.
Виноваты в этом как исключительно советская застройка города – в основном приезжие ищут в Литве старину или природу, так и негативный образ, созданный городу местными литовскими националистами (об этом мне рассказали как раз местные жители, я ничего такого и не знал). В Висагинасе живет не более 15% литовцев, остальное население его русскоязычное – причем интересно, что это единственный такой город во всей Литве (в отличие от Латвии и Эстонии, где русских и других национальностей много). Литовцы распустили слухи, что это «страшный» город, где живут проклятые оккупанты, что там криминально, небезопасно и т.п. И короче говоря, нечего туда и ездить. В итоге получилось, что Висагинас не посещается не только иностранцами, но и самими литовцами-туристами.
На самом деле, как часто бывает, всё наоборот, город оказался очень интересным, он напоминает во многом Славутич – город построенный при Чернобыльской АЭС. И там и там – прекрасная природа, дома со всех сторон окружены сосновым лесом, в Висагинасе вдобавок имеются и озера, и там и там – ухоженные чистые улицы, велосипедные дорожки (что для СССР являлось большой редкостью), культурное большей частью интеллигентное население (как и в любом атомном городе, туда приезжали на работу представители техинтеллигенции). Дома здесь построены из роскошного темно-красного кирпича, что характерно для всей Прибалтики, и по очень хорошим проектам – как в Москве. В целом провел там целый день почти и даже с местными жителями мы прогулялись к самой атомной станции, и посмотрели ее специфическую архитектуру. Довольно интересно, но как говорится, на любителя.
Местые, с которым общался, понятное дело, были русскими, тут весь город таких (при этом, никаких надписей на русском языке увидеть на улицах нельзя – это национальная политика такая у Литвы, кириллица попала под запрет как последствие режима оккупации, надписей же на английском «правильными» буквами в Литве полно).
Далее были выходные и произошел забавный случай, показывающий, насколько всё-таки Прибалтийские страны бардачны. Очень рано к 7 утра прихожу на остановку транспорта, заменяющую автостанцию (самого здания автостанции там нет) и жду автобус в Латвию, на Даугавпилс. Хотя до него километров 40, автобус ходит 1 раз в день (!), как видим, никакого хорошего сообщения между республиками нет, хоть и ЕС, хоть и Шенген. В результате вместо автобуса к остановке подъезжает… легковушка, водитель которой кричит «кому на Даугавпилс». Оказалось, что автобус сломался, и из АТП выделили взамен ему обычную легковую машину.
По счастливой случайности пассажиров, едущих в Латвию, оказалось ровно четверо, и мы все в этом «такси» разместились, и даже доехали быстрее, чем шел бы автобус, и по той же цене. Но если бы пассажиров оказалось хоть на одного-два больше, кто-то остался бы с носом, и был бы вынужден ловить попутку на пустой трассе.
Второй забавный случай произошел, когда я уже окончательно уезжал из Литвы и на последние монеты зашел в супермаркет купить сырков творожных, чтобы не тащить мелочь с собой заграницу. Набрав сырков по 0,45 лита я подошел к кассе, а там компьютер указал, что они стоят, мол, 0,49 лит. Я, разумеется, возмутился и опротестовал это (цены в магазинах часто отслеживаю, чтобы не дурили), на что мне продавщица разрешила взять их по «сниженной» цене, той что была указана на прилавке, и, кажется, чек кассовый вообще не пробила.
Это я к чему? Европа там еще та, так что не стоит расслабляться, и думать, что все будет ок, а то останешься в расстроенных чувствах.
Дорога от Вильнюса до Висагинаса и дальше до границы с Латвией особо не ремонтировалась с брежневских времен, она представляет собой военную бетонку, где лишь стыки между плитами немного замазывают, чтобы не было дыр. Но всё это оказалось еще вполне даже сносной трассой по сравнению с Латвией – как только мы на «такси» пересекли границу, полотно стало совершенно разбитым – будто это дорожка для тракторов, ведущая в какой-то колхоз, а не магистральная трасса между столицей одного гос-ва (Вильнюс) и вторым городом другого (Даугавпилс).
В результате, проехав по итогам поездки всю Латвию с севера на юг и с запада на восток, я с удивлением констатировал, что не увидел в этой стране вообще ни одной хоть сколько-нибудь качественной дороги, с хорошим покрытием встречаются лишь кусочки длиною 10-20 км.
От самой столицы до окраин Латвия оказалась очень разрушенной – плохи были не только трассы, но и города: повсюду брошенные дома, как частные деревянные, так и кирпичные многоэтажные, разорённые остановки общественного транспорта с заржавевшими металлоконструкциями, огромного размера брошенные заводы и т.п. В целом, контраст между Латвией и Литвой велик – не в пользу первой, хотя и в Литве разруха тоже встречается.
Источник: pan-sapunov.livejournal.com
Литва — отзыв
Более 10 посещений страны за 4 года, мне есть что рассказать))
Начну с того, что я обожаю Литву, за 4 года была там более 10 раз! Поэтому собираюсь написать не один отзыв на этом сайте. Пишите, спрашивайте) много чего знаю по стране и смогу подсказать
«Почему Литва??» наверно спросят многие, и мне есть чем аргументировать поездки в мою любимую страну.
1. До Литвы удобно добраться.
Можно на поезде: 14 часов, поезд № 5 с Белорусского вокзала, отправление ежедневно в 18:55, это ооочень удобно, всего ночь и ты уже за границей. Обратно отправление тоже вечернее — в 17:00, прибытие в Москву в 9 утра (можно поехать на викенд и утром в понедельник с поезда сразу на работу, бывает тяжко, но эти выходные того стоят, опробовано на себе ни раз!). Время отправления поезда меняется 2 раза в год +-час, так как в Европе часы переводят, а у нас — нет. Уже в поезде вы почувствуете, что находитесь на территории другой стороны, поезд литовский, персонал соответственно — литовцы, в вагоне-ресторане можно недорого покушать, все меню уже литовское, расплачиваться можно рублями, литами, долларами, евро.
Можно на авто — расстояние от Москвы до Вильнюса около 900 км, ехать нужно через Минск, как правило, дорога радует. На границе возможны заторы, тут уж как повезет, в обычные дни можно пройти за 20-40 мин, в пиковые даты (праздники майские, каникулы, новый год и т.д.) можно провести и до 10 часов на границе, но это скорее редкость, самый большой по проходимости пограничный пункт — Каменный Лог (Беларусь) — Мядининкай (Литва)
А можно и авиа — регулярные прямые рейсы Москва-Вильнюс у Ютейр и Аэрофлот, сезонно еще бывает у Трансаэро. Летом прямые рейсы до курорта Паланга выполняет авиакомпания Руслайн.
2. В Литве немало городов для посещения. Если поездка короткая — 2-4 дня, и хочется экскурсионного отдыха, то рекомендую поехать в столицу — Вильнюс, оттуда можно съездить на экскурсии в городок Тракай (около 30 мин езды, средневековый замок на острове), Каунас (около часа езды, древняя столица Литвы, основные достопримечательности — единственный в мире музей чертей и музей Черлюниса (художник). Просто побродить по Старому городу Вильнюса, посидеть в многочисленных кафешках и даже пошопиться (об этом ниже)
Если у вас есть неделя и более и хочется более расслабленного и спокойного отдыха — то советую отправиться в городок Друскининкай, это 130 км от столицы. Друскининкай знаменит с советского времени своими лечебницами и санаториями, в городе есть собственные источники целебной грязи и лечебной минеральной воды.
В наше время санатории почти все обновлены. соответствуют высоким стандартам лечения и открылись новые современные Спа-центры, где можно как раз провести недельку, расслабившись на процедурах для красоты и здоровья. Про Друскининкай я обязательно напишу отдельный отзыв. Пока коротко — отдохнуть можно и одному и семьей — в городе есть 2 аквапарка, крытый горнолыжный круглогодичный комплекс и другие развлечения. За неделю можно расслабиться в СПА, именно для лечения в санатории нужно более 2 недель. Также санатории есть в Бирштонасе.
Если у вас есть более недели отпуска и на дворе лето, то советую поехать в Палангу. Этот курорт на противоположном от Вильнюса краю страны (336 км) подойдет для спокойного отдыха от суеты больших городов. Идеален для семей с детьми. Купаться можно! с мая по сентябрь, а так все зависит от погоды конечно, год на год не приходится, и погода может меняться несколько раз в день. Развлечений много и для детей и для взрослых, НО — надо понимать что здесь нет отдыха по системе «все включено», нет отелей с анимацией и т.д., отдых в Литве для людей которые умеют развлекать себя сами.
Для тех, кто ценит тишину и спокойствие — Куршская Коса, это зона является заповедником, отелей очень мало, соответственно мало туристов, там очень тихо, минимум развлечений.
А можно отдохнуть и на озерах — например в Молетай или Тракай.
3. В Литве очень вкусная и дешевая еда. В среднем покушать стоит 200-400 руб на человека, в Москве — это цена за бизнес-ланч, в Литве — обед с напитками и десертом в хорошем, национальном ресторанчике. Например в сети «Форте Дварас» или «Чили Каймас». Мы с мужем очень любим вкусно покушать (не подумайте что пишу от четы толстяков, мы спортивные, хоть и обжоры) и для нас важно то, что абсолютно в любом ресторане Литвы цены доступнее московских и можно себе ни в чем не отказывать
4. В Литве неплохой шоппинг. Конечно с Миланом не сравнить, но есть немало торговых центров, цены ниже наших + при оформлении такс-фри получите 21 % (можно оформить на покупку более 200 лит)
5. В Литве УЮТНО, вот именно так. Забудьте про миф «к нам там плохо относятся», этот бред может говорить только тот, кто там не был. Все очень просто — относитесь к людям так, как хотите чтобы относились к вам, я за все свои поездки ни разу негатива не видела. По-русски говорят почти все старше 20 лет, у молодежи с нашим языком сложнее, так как он уже не является обязательным для изучения в школе.
6. В Литву несложно сделать визу, набор документов минимален, при оформлении тура через турфирму-оператора (именно тура, отдельно визу оформляет законно только консульство и визовый центр) даже справка с работы не нужна. Я ездила как и через оператора («Балтурас»), так и самостоятельно, через фирму иногда даже дешевле выходит.
Вообщем, как видите, эту страну я нежно люблю, объездила почти все туристические точки и буду ездить обязательно, мне доставляет удовольствие провести там даже пару дней!
Источник: irecommend.ru