Есть ли метро в латвии

masterok

Рижский метрополитен — крупнейший инфраструктурный проект Советского Союза в Прибалтике, который националисты сорвали еще до начала строительства и до распада СССР. Метро стало поводом для разгонки антисоветских настроений и русофобии среди латышей: разговоров о том, что для строительства навезут «русских оккупантов» и отберут Ригу у Латвии. В результате Рига задыхается в пробках без зеленых зон и чистого воздуха и о метро не мечтает: Евросоюз не Москва, он метро строить не станет.

В конце 1980-х годов в столице Латвийской ССР шел бурный промышленный рост, развивались транспортная и логистическая инфраструктуры, заселялись новые спальные районы (Плявниеки, Иманта), планировалась застройка Дрейлини.

А самое главное — неуклонно росла численность населения Риги: как за счет высокой рождаемости, так и по причине притока молодых высококвалифицированных специалистов из других республик Советского Союза. Согласно статистическим данным, в столичном округе проживало более 988 тысяч человек. Все эти факторы указывали на то, что настало время задуматься над строительством метрополитена.

ОПОЗДАЛИ на ПОЕЗД( Детская Железная Дорога — Новые Приключения Ярославы!

Планы по строительству Рижского метро родились еще в 1970-е годы. Тогда специалисты в области градостроения составили комплексную схему движения общественного транспорта. Рига начала испытывать проблемы с пробками, и чиновники министерства сообщения Латвийской ССР совместно с ответственными структурами горисполкома задумались над самыми эффективными методами избавления от транспортных заторов.

Одни высказывали предложение о реконструкции железнодорожного полотна. Другие выступали за введение в эксплуатацию современных скоростных трамваев.

Однако руководство транспортного отдела Совета Народных депутатов прямо заявляло, что единственный приемлемый способ обеспечить высокую мобилизацию населения Риги — строительство метро.

Советская стратегия городского развития предполагала, что работы по созданию метрополитена следует начинать только тогда, когда число жителей города приблизится к миллиону. У чиновников был весомый довод: Рига занимала третье место среди всех городов СССР по количеству поездок на общественном транспорте на душу населения.

Именно поэтому комиссия СССР по государственному планированию решила принять к рассмотрению идею строительства метро в Риге несмотря на то, что до миллиона не хватало еще ста пятидесяти тысяч человек.

Московский институт «Метрогипротранс» занимался разработкой транспортной схемы, техническим обеспечением и обоснованием экономической базы. Именно московские метростроители в конце 1970-х годов должны были подготовить подробную смету расходов по сооружению рижского собрата.

Технико-экономическое обоснование необходимо было завершить к 1978 году; сам проект планировалось разработать к 1981 году; на строительство станций метро выделялось еще девять лет.

Таким образом, сдача в эксплуатацию метрополитена в столице Латвийской ССР предполагалась к 1990 году. Это был год, который, как мы знаем, оказался для советской Латвии роковым.

Рижский метрополитен. «Нереализованные проекты» | Metropolitan in Riga. «Unrealised projects».

В любом случае, работа закипела. В 1977 году в отделах транспортного управления решили, что в Риге будут построены две линии метрополитена.

Первая должна была начинаться в Плескодале (окрестности микрорайона Золитуде) и заканчиваться в Пурвциемсе и Дрейлини. На тот момент Дрейлини была маленькой пригородной деревней. Но в соответствии с градостроительным планированием на ее месте вскоре должны были воздвигнуть крупный спальный район.

Вторая линия должна была соединить северный Милгравис (район контейнерных терминалов и доков) и южный левобережный Зиепниеккалнс с частным сектором.

Строительство собирались начать с маршрута «Засулаукс — ВЭФ», на котором следовало открыть восемь станций: «Засулаукс», «Аврора» (известная в Латвийской ССР чулочно-носочная фабрика), «Даугава», «Центральная», «Кирова» (ныне улица Элизабетес), «бульвар Райня», «Ошкалны» (в честь латвийского партизана-антифашиста Отомара Ошкална; ныне Земитаны), «ВЭФ».

Главной функцией первой линии метро была организация перемещения работников крупнейшего латвийского предприятия из спальных районов Задвинья, где люди, занятые в индустриальном комплексе, получали квартиры по распределению.

Именно по этой линии разработчики плана рижского метрополитена ожидали наибольшего пассажиропотока: в час-пик здесь хотели пустить до сорока составов. Неудивительно, что руководство завода «ВЭФ» выказало горячую поддержку планов строительства.

Первоначальный план расходов на сооружение подземной транспортной системы Риги предполагал выделение 300 миллионов рублей (колоссальная по тем временам сумма).

Примечательно, что время в пути от исходной до конечной станции должно было достигать двенадцати минут. Это был отличный показатель. Судя по публикациям в газетах того времени, рижане активно поддержали строительство метро. Что касается городских властей, то они были буквально очарованы этой идеей.

Рига, как объявлялось во всеуслышание, может стать первой столицей Прибалтийских республик, где будет реализована идея строительства метрополитена.

Впрочем, на рубеже 1970–1980-х годов процесс согласования проекта несколько замедлился. Столичные инженеры столкнулись с необходимостью решения важнейших проблем. Беспокойство специалистов-метростроителей вызывали неустойчивые грунты, а также обилие болотистых почв.

В конце концов, техническая база была готова на год позже, в 1980-м. Но для того, чтобы начать проект, следовало провести широкомасштабную подготовительную работу. Например, нужно было построить склады, депо и станции, также предполагалось разрушить несколько зданий.

Согласно планам, депо необходимо было соорудить в Болдерае, на улице Доломитов, а базу — в Межапарке. До тех пор, пока все эти объекты не завершены, работы по строительству самого метро не могли начинаться. Это указание привело к задержке начала строительства до 1990 года. Ввод же пусковой установки был отложен на 1997 год.

В результате задержки план строительства метрополитена в Риге был готов в 1988 году. В окончательном проекте предполагалось открытие трех линий: Иманта — Центр — Югла — Дрейлини; Межапарк — Центр — Зиепниеккалнс; Центр — Булли (приморская полуостровная зона в северной части города).

Тема метро актуализировалась в общественном сознании весной 1987 года. Многие латвийские периодические издания посвящали проекту целые газетные полосы.

Руководство горисполкома всячески приветствовало выдающуюся стройку века, которая должна была на долгие годы обеспечить крупнейшему городу Прибалтики высокий статус развивающегося мегаполиса и колоссальные мобилизационные возможности.

Тогда же прозвучало сообщение о том, что у рижского метростроения есть все шансы стать самым дорогим в истории Страны Советов. Журналисты констатировали, что Рига уже получила 25 миллионов рублей на реализацию проекта. Утверждалось, что один километр подземного сообщения требовал вложений от 25 до 26 миллионов рублей.

Примечательно, что большую часть финансовых расходов покрывала Москва. Латвийская ССР, в свою очередь, должна была оплатить строительство базы (10–12 миллионов), инженерного корпуса (2,5 миллиона), работы по соединению станций с улицами Риги (4–5 миллионов рублей).

Выходит, что Рига могла получить собственное метро, затратив на него всего лишь 18 миллионов рублей.

Надо отметить, что в очереди на строительство подземной транспортной инфраструктуры стояли и такие города СССР, как Одесса и Омск, однако предпочтение отдавалось именно Риге.

Между тем в конце 1980-х годов в Риге наступили тревожные времена. Медленно поднимало голову антисоветское движение. Планировалась организация масштабного народного выступления. Дебаты в газетах по поводу строительства рижского метро были использованы как повод для начала первых протестных акций.

Организаторы митингов давили на национальные чувства латышей, утверждая, что для строительства метро надо будет пригласить большое число рабочих из Ленинграда, что повлияет на внутриэтническую структуру республики.

Страх остаться национальным меньшинством на фоне русскоязычного большинства стимулировал выход на улицы сотен тысяч латышей в 1988 году.

К тому же среди населения распространялись слухи о том, что в случае строительства метро Латвия утратит контроль над своей территорией, а Рига будет признана крупным региональным центром, не соответствующим латвийским масштабам. Таким образом вдохновители протестного движения намекали на возможную национально-политическую автономизацию Риги.

Больший абсурд и представить было трудно, поскольку Рига и юридически, и фактически обладала статусом столицы Латвийской ССР, и ни у одного советского руководителя любого уровня не могла возникнуть мысль отделить Ригу от Латвии.

Вскоре в массовое сознание были внедрены домыслы о том, что будущее рижское метро якобы не приспособлено для нужд людей с ограниченными возможностями.

В качестве примера координаторы общественного мнения указывали на недостатки в структуре Московского метро, которое, дескать, совершенно не принимало во внимание потребности маломобильных групп населения.

Затем на вооружение был взят аргумент о том, что строительство рижского метро может повредить большую часть исторической застройки Старого города. Протестующие также высказывали недовольство слишком большим расстоянием между станциями — якобы это повлечет серьезные неудобства в передвижении. В качестве контраргумента звучали слова о том, что длинные тоннели неудобны для переходов.

Такими могли бы быть вагоны Рижского метро, если бы его успела построить советская власть

Реализация проекта Рижского метрополитена, в который советское правительство вкладывало огромные финансовые и организационные ресурсы, стала официальным поводом для раскачки антисоветского движения и обкатки современных протестных технологий, которые впоследствии привели к демонтажу советского государства.

Сегодня, будь в Риге метро, горожане вообще не испытывали бы проблем с пробками, а воздух в столице был бы чистым.

Любой рижанин мог бы добраться из одного района до другого за десять-пятнадцать минут. Были бы заменены старые, давно эксплуатируемые инженерные коммуникации. Сохранилась бы в большем количестве зеленая зона, участки которой вырубали для строительства парковок. Существовали бы новые общественно-культурные и коммерческие подземные пространства, хорошо утепленные и освещенные, которые были бы открыты с раннего утра до позднего вечера.

Однако история распорядилась иначе. Скоро Латвия обрела суверенитет и, погрязнув в продолжительном экономическом кризисе, на долгие годы забыла о рижском метрополитене, первую линию которого планировалось сдать в эксплуатацию к 2002 году.

Окончательно завершить работы над метрополитеном Риги, который должен был состоять из тридцати трех станций, планировалось к 2021 году. Сегодня можно утверждать, что даже маленькая скромная линия метро в столице независимой Латвии не будет построена.

Источник

Метрополитен и железная дорога в Латвии

Есть ли метро в Латвии и в каких городах? Какие компании осуществляют железнодорожные перевозки? Ходят ли высокоскоростные или другие особенные поезда? Каталог железнодорожного транспорта Латвии: метрополитен, ж/д компании, вокзалы — адреса на карте, фото поездов и электричек, а также отзывы туристов о ценах на билеты и советы по планированию поездки

Источник

Рижское метро, оставшееся на бумаге: почему Латвия упустила проект

Москва была готова вложить в Рижское метро гигантские суммы во времена СССР, но проект так и остался на бумаге.

Метро в Риге – миф или нереализованный проект? Оказывается – второе. Согласно планам советского руководства, в 2021 году строительство Рижского метрополитена было бы завершено. Однако в конце 80-х годов прошлого века стройка века была заморожена из-за протестов латышской общественности и деятельности Клуба защиты окружающей среды. Об истории нереализованной подземной системы общественного транспорта рассказывает издание Neatkariga.

Осенью 1987 года стало известно, что Рига получила из советского центра на реализацию проекта 250 миллионов рублей. Рижский метрополитен мог стать самым дорогим проектом СССР. По оценкам экспертов, стоимость километра метро могла достичь суммы в 25–26 миллионов рублей. Для сравнения: стоимость километра подземной системы на тот момент оценивалась примерно в 15 миллионов рублей.

Основное финансирование должно было идти из Москвы. Из бюджета Латвийской ССР предполагалось направить средства на строительство базы (10–12 миллионов), инженерного корпуса (2,5 миллиона), работы по соединению станций с улицами Риги (4–5 миллионов рублей). То есть на все про все – 18 миллионов из собственного кармана Риги.

Согласно планам советского руководства, работы по строительству метрополитена следовало бы начинать, когда численность населения города приблизилась к миллиону. Однако в Риге строительство метро планировалось не только по той причине, что численность населения приближалась к заветной миллионной отметке, но еще и потому что Рига занимала третье место среди всех советских городов по количеству поездок на общественном транспорте на душу населения.

Проект метро

Проект Рижского метрополитена возник в конце 1970-х годов. Уже к 1988 году появился на свет конечный утвержденный план Рижского метро. Согласно ему, метро в латвийской столице предполагало строительство трех линий:

  1. Иманта – Центр – Югла – Дрейлини;
  2. Межапарк – Центр – Зиепниеккалнс;
  3. Центр – Булли (приморская полуостровная зона в северной части города).

Рига могла бы стать первой среди столиц стран Балтии, где заработал бы собственный метрополитен.

Строительство метрополитена должно было начаться в 1990-е годы. Для этого в Ригу должны были быть привлечены строители из Минска. Всего Рижский метрополитен предполагал строительство 33 станций, последние из которых хотели ввести в эксплуатацию в 2021 году.

Но история распорядилась иначе.

Общественное противодействие и заморозка проекта

В конце 1980-х годов, по мере того как набирало силу национальное латышское движение, строительство метро подверглось резкой критике. Особенно латыши критиковали планы о привлечении тысячи рабочих-мигрантов, которые могли бы осесть в Латвии. Начались протесты при участии «зеленых» и других активистов. Клуб защиты окружающей среды подал ходатайство против строительства метро в ЦК КП Латвии.

Для оценки ситуации была создана экспертная комиссия, которая после нескольких месяцев работы пришла к выводу, что строительство метро в Риге неоправданно как с технической, так и с экономической точки зрения. Были представлены следующие аргументы: строительство может негативно повлиять на архитектуру Старого города и изменить исторический центр Риги из-за обилия станций, расстояния и неудобных переходных туннелей в точках пересадки. Проект был закрыт.

Не так давно – в 2018 году – на портале Manabalss.lv появилась инициатива «О создании Рижского метрополитена», авторы которой призвали вернуться к обсуждению развития системы Рижского метрополитена.

Они отмечали, что создание современного метрополитена разгрузит дороги Риги, уменьшит количество машин в центре города, обеспечит легкий доступ к важным объектам, не теряя времени в утренних и вечерних заторах, ускорит работу, мобильность в городе и подготовит Ригу к потенциальному росту населения в будущем.

Инициативу подписали всего 500 человек. Это вполне объяснимо: по предварительным расчетам, строительство одного километра обошлось бы в 200 миллионов евро, а финансирования из Москвы, готовой вложить в Прибалтику гигантские суммы, больше нет.

Источник

Есть ли метро в латвии

Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке

Во времена ещё не развалившегося Советского Союза существовала практика строить метро в городах с населением не менее 1 миллиона жителей. Так был открыт метрополитен в Минске, Днепропетровске, Харькове, Новосибирске и других городах.

В середине 80-х годов прошлого века население крупнейшего города Прибалтики, Риги, приближалось к заветной отметке в миллион человек. И ничего в то время не свидетельствовало, что эта тенденция может измениться.

Ещё в 60-е годы было предложено построить систему скоростного трамвая. В спальных, а также малозаселённых районах, он должен был быть наземным, а в центре города уходить под землю. Подобный проект, к примеру, реализован в Кривом Рогу (Украина).

Но, несмотря на признание этого вида транспорта необходимым, Рига его так и не увидела. Главной причиной отказа от этого проекта стало то, что он пролегал лишь в той части города, которая располагается на правом берегу Даугаву (то есть там, где и центр города), полностью игнорируя многочисленные жилые районы на другом берегу реки.

Проект настоящего метро в Риге возник в конце 70-х годов. Как и полагается, были проведены все проверки, замеры, инженерные расчёты. И к 1985 году появился на свет конечный утверждённый проект Рижского метро.

Состоять Рижский метрополитен должен был из трёх линий. Начало строительства Первой линии (на карте отмечена зелёным цветом) планировалось на 1990 год. Более того, с 1988 года уже велись полномасштабные подготовительные работы на местности. Сдача в эксплуатацию Первой линии должна была произойти в 2000 году.

Полностью же построить систему подземного транспорта планировалось в четыре этапа. Во время второго этапа (обозначен красным цветом) должна была быть продлена до конца Первая линия и построена часть Второй Линии. Во время третьего этапа (обозначен синим цветом) должна была быть полностью проложена Третья линия. И во время заключительного, четвёртого этапа (обозначен сиреневым цветом), должна была быть закончена Вторая линия. Всё это было бы готово к 2021 году.

Ниже можно увидеть несколько проектов станций Первой линии. По задумке проектировщиков, каждая из них должна была что-либо символизировать.

Три варианта станции «Засулаукс» (символизировала отдых на взморье в Юрмале).

«Аврора» (символизировала революцию).

«Даугава» (Рига как морские ворота Советского Союза).

Два варианта станции «Центральная» (дружба народов).

Станция «Райниса» (национальная культура и быт).

«ВЭФ» (любовь к труду).

Но самому масштабному проекту в истории Рижского транспорта не суждено было увидеть свет.

Уже в середине 80-х годов в Прибалтийских республиках СССР начали появляться национально настроенные движения. С каждым годом они набирали силу и всё больше новых сторонников. Не стала исключением и Рига.

Несмотря на то, что до второй половины 80-х годов все СМИ и жители только приветствовали строительство метрополитена и разгрузку улиц города от транспорта, во второй половине 80-х годов всё чаще стали высказываться различные причины против строительства. Среди них: повышенная стоимость в сравнении с другими городами, сложность строительства из-за высокого уровня подземных вод (хотя в Ленинграде построили, несмотря на такую же проблему с подземными водами), неучтение нужд инвалидов. Чрезмерное развитие зон вокруг станций метро (как это могло навредить-то?) и другие.

На деле же главным мотивом протестов был неизбежный приезд рабочих других национальностей из других союзных республик. Соответственно, «титульная нация», как тут принято говорить, испугалась за свою сохранность.

После этого СМИ, как это часто бывает, заняли совершенно противоположную позицию, раскритиковав план постройки метро. Среди населения начались масштабные митинги и акции протеста.

Под давлением общественного мнения была созвана комиссия и проведена повторная экспертиза по поводу целесообразности строительства метро в Риге. В этот раз ответ оказался отрицательным. Все работы были свёрнуты.

С тех пор прошло уже более 20 лет. За это время произошло много перемен, как в жизни города, так и в жизни его жителей. Необходимость в метро отпала сама собой. Ведь население Риги давно уже не приближается к 1 миллиону человек. На данный момент это всего лишь немногим больше 600 000 человек и цифра планомерно продолжает снижаться.

К строительству Рижского метрополитена можно относиться по-разному. Но фактом остаётся то, что проектов такого масштаба в Риге больше нет и уже не будет никогда.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...