Есть ли русские школы в Риге

Есть ли русские школы в Риге

Уже завтра рабочая группа латвийского министерства образования рассмотрит результаты общественного опроса о сохранении или ликвидации всей системы образования. 21.04.2022, Sputnik Латвия

Рига, 21 апр — Sputnik, Андрей Татарчук. Партия «Русский союз Латвии» провела митинг в Риге – напротив министерства образования и науки (МОН), экспертам которого 22 апреля предстоит вынести вердикт, касающийся многих жителей Латвии.

Собственно, вопрос демонтажа русского образования был поднят еще в 1991 году, практически синхронно с рестартом декларации от 1918 года о независимости нашего государства, и таким образом остается актуальным трендом внутренней политики уже более трех десятилетий. На теме запрета русского языка сделали карьеру десятки политиков сеймов разных созывов, а также членов правительства и депутатов Европейского парламента – к сожалению, подогреваемый популистами во втором поколении национализм стал традиционным, если не главным, блюдом местной политики.Голоса против фобий и манийНационализм, то есть идеология и политика превосходства одной нации над другими, изжил себя как государственно-образующий фактор во всех крупных и многонациональных государствах.

Русские школы в Латвии. Интервью с директором Рижской 40-й средней школы — Еленой Ведищевой

Сегодня этническая и расовая ксенофобия осуждается и наказывается в обществе России, Индии, Бразилии, Китая, Германии, США и так далее. Однозначно все страны старой Европы, те, что не лимитрофы, выросли из детских памперсов национальных фобий и маний, придя к идее справедливости и толерантности к национальным и расовым меньшинствам.

Хотелось бы видеть среди таких государств Европы Латвию, конечно. Хотя бы потому, что банальное лицемерие, попав в систему государственной политики, умножается и становится отвратительно огромной, всевластной, узаконенной ксенофобией.Как рассказала куратор проекта parents.lv Юлия Сохина, в законопроекте речь идет о демонтаже образования на русском языке по госпрограммам МОН для школ национальных меньшинств и детских садов уже в 2023/2024 учебном году.

Напомним, это касается только русских школ и садиков, но в Латвии легитимным остается обучение, например, на английском языке. И эта лингвистическая избирательность министерства госпожи Аниты Муйжниеце, запрещающего именно русский язык, но в противовес запрету поощряющего обучение детей на языке Уильяма Шекспира или Леси Украинки, выглядит именно как ксенофобия по национальному и языковому признакам.

Что для парламентской европейской страны, тут мы напомним еще раз, является политическим атавизмом. Речь – о родном языке.Во всех развитых европейских государствах образование на языках национальных меньшинств в школах поддерживается на уровне и государства, и регионов, и самоуправлений – одним из принципов демократической единой Европы является недопустимость сегрегации общества.

По словам Сохиной, латвийские родители и дети, партия РСЛ видят Латвию все же страной — членом Европейского союза, а не тоталитарным ксенофобским государством.»Поддержка образования на языке семьи, на родном языке – важный маркер развитой демократии. В Латвии сейчас около 47 тысяч русских детей учится с 1-го по 12-й класс по русскоязычным билингвальным программам, и у нас в стране еще около 20 тысяч русских ребят в детских садах.

Отобрать у них родной язык – это и есть политическое решение, возможное только в авторитарной юрисдикции. Мы собрали протестные обращения родителей, в Комитете по правами человека ООН и в Европейском суде по правам человека с марта этого года рассматриваются иски латвийских правозащитников по фактам массовой дискриминации жителей по национальному признаку.

И ранее Латвия критиковалась на Западе за подобные случаи дискриминации», — говорит Сохина.Табу на фоне свободы и незалежностиВопрос закрытия русских школ, по словам депутата Рижского городского самоуправления от фракции РСЛ Якова Плинера, – очень удобный не только для личных карьер политиков из числа сторонников раскола общества и сегрегации (а входящее в правящую коалицию Национальное объединение выдвигало законопроект полностью табуировать русское образование в школах и детских садах уже с 1 сентября текущего года – ред.), но и для манипуляций в латвийском обществе. Стоит отметить, сейчас основная тема актуальной информационной повестки – конечно, солидарность с Украиной.

В креплении флагштока на углу здания МОН на улице Вальню, а также на здании Рижской фондовой биржи на доме напротив сейчас вывешены украинские флаги, они висят по всей Риге. На общем фоне сейчас очень высоки риски роста русофобии в Латвии, а проект о закрытии русских школ выглядит, извините, как попытка пнуть Россию – все равно, что русские школьники и их родители лояльны Латвии.»Мы не против изучения латышского языка – это ложный прием общественной манипуляции, фейк, распространяемый в информационном пространстве, – говорит депутат Даугавпилсской городской думы Алексей Владимиров. – Но будем откровенны: средний уровень знаний латышского языка ниже у детей в Даугавпилсе, где практически нет латышскоязычной среды.

Это не хорошо и не плохо, это – данность. И эту проблему МОН и госпожа Муйжниеце не могут решить. У нас в городе 14 школ-билингв и три латышские… Чтобы ученики русских школ выучили предметы, у детей должны быть высокопрофессиональные учителя – а их нет, учителя едут в Ригу, где зарплаты повыше. Из Риги в Даугавпилс и Латгалию практически не присылают учителей.

К сожалению, я боюсь, и в 2023-м школы в нашем городе не будут укомплектованы учительским составом, детей учить будет некому или уровень обучения упадет».В Елгаве – ситуация похожая. Учительская компетенция в современной Латвии вообще больной вопрос: школы долгое время тянули еще советские учителя, новых кадров мало.

Депутат гордумы Елгавы Андрей Пагор подтверждает, что это системная проблема. «У нас 6 школ, по программам образования для нацменьшинств остались две: одна – основная и одна – средняя. Проблема квалификации учителей, конечно, это серьезная проблема министерства. Но проблема языковой политики – это то, что вместо учебы на родном языке детей хотят заставить учиться на неродном.

Это приведет к падению уровня знаний: мы против того, чтобы вместо изучения физики и химии изучали латышский язык. Мы не против латышского, как и любого другого языка, но мы будем отстаивать право на свой родной язык», — заявил елгавский депутат.Почему Латвия не совсем ЕвропаОсновные тезисы этого митинга РСЛ напротив МОН можно прочитать на плакатах участников – как видите, они на разных языках ООН, а русский язык, напомним, это официальный язык этой организации со штаб-квартирой в Нью-Йорке.

В США также развиваются школы с образованием на испанском языке, в Швейцарии вообще – четыре государственных языка, Бельгия свободно разговаривает и учится на фламандском и валлонском. Не совсем удобный и малоизвестный для западной демократии пример, но в Крыму с 2014 года – три официальных языка: русский, крымско-татарский и украинский, и преподавание в школах также троеязычное.

А в Латвии не развиты даже частные школы на русском языке – языке семьи для 53% населения Риги и 37% латвийских жителей.»Конечно, это политическая дискриминация в отношении самой беззащитной части общества. Развитие частных школ для русских, но речь не идет об англосаксонских школах, не приоритет государства.

Я 26 лет руководил рижской частной гимназией «Эврика», где вместе с детским садом одновременно учились до 200 детей. И знаете, в Риге по математике у моих ребят были 3-4-е места, но вскоре после этого при рижском мэре Ниле Ушакове и при Олеге Бурове у нас муниципалитет отнял здания частной гимназии.

Частное образование на родном русском – нет, это не в Риге, скорее, в Берлине, в Праге», — говорит депутат Рижского самоуправления Яков Плинер.Знают ли чиновники из учреждения Аниты Муйжниеце, что вообще-то уважение к национальным меньшинствам и осуждение дискриминации по этническому признаку – норма цивилизованного сообщества Европы? Болгарин Даниэль Петков принял участие в митинге РСЛ из солидарности, у себя на родине он не видел дискриминации школ и школьников со стороны властей по языковым и этническим моментам.»Национализм и раскол общества со стороны политического мейстрима – это вообще не о политике Болгарии, также являющейся страной ЕС и НАТО, как Латвия.

Болгары не стремятся жить лучше, противопоставляя свой народ другим и возвышаясь над другими народами. У нас в стране 12% армян – и масса школ с преподаванием на армянском языке, много сербских школ, греческие школы на границе с Грецией. Болгария долгое время находилась под османской оккупацией, но у нас в стране сейчас турецкие дети учатся в турецких школах на родном языке.

Моноязычность – это почти всегда синоним ограниченности человека, а в случае политики государства это позор», — говорит Петков.Депутаты муниципалитета Риги от фракции партии РСЛ Мирослав Митрофанов, Владимир Бузаев и Инна Дьери напомнили, что обсуждение проекта школьно-языковой реформы – это дискурс общественный, выставленный на публичное обсуждение онлайн на одном из государственных ресурсов Латвии. В обсуждении до вечера 21 апреля может участвовать любой житель, подтвердив свою личность через интернет-банк. На момент митинга у здания МОН из примерно 1700 реплик и рекомендаций жителей около 150 были в ключе, привычном исторически: «одна страна, один народ, один язык» и тому подобное.А около 90% онлайн-обращений призывают министерство не ограничивать в правах школы нацменьшинств, уважать права людей, являющихся такими же налогоплательщиками и представителями гражданского общества, как носители, собственно, латышского, государственного, языка. Абсолютное большинство – против фобий, в Латвии почти все понимают, что избирательная толерантность может трансформироваться в одну из форм дискриминации, как все попытки деления населения на «сверхлюдей» и «недочеловеков». А это недопустимо везде, конечно, и тем более в спокойной европейской стране.

Источник

Как чиновники Латвии рушат частную школу «Эврика» и все русское образование в стране

Рижская частная русская школа «Эврика», действующая с 1993 года и всегда считавшаяся одной из лучших школ в Латвии, в прошлом году была лишена аккредитации чиновниками минобраза, несмотря на полученные награды от очень престижного в латышской среде фонда Draudzīgs aicinājums («Дружеский призыв»), основанного еще до войны президентом Карлисом Улманисом.

Карен Маркарян, текст, фото и видео

То есть одной рукой награждают, а другой – уничтожают. Как такое может происходить?

Запросто. Если речь о русской школе в Латвии – безотносительно того, муниципальная она или частная, получает ли она высокие награды или нет, магистры в ее преподавательских рядах или доктора педагогики, выигрывает ли она олимпиады или нет, успешны ли ее выпускники, в том числе и в латышском языке или нет…

Чтобы было понятно. Основная задача фонда «Дружеский призыв» — определять качество знаний и рейтинг школ. Лучшим из лучших вручаются награды в виде «Сов», сидящих на лесенках. Работу фонда поддерживает экс-президент Латвии Валдис Затлерс и семь бывших министров образования, включая нынешнего — Карлиса Шадурскиса, автора искоренения русского образования в республике.

И вот в прошлом году «Эврика» получила сразу двух «сов»! Большую золотую – за 2-е место по росту качества преподавания и знания учениками математики среди всех городских школ Латвии (включая латышские!) и малую серебряную – по росту качества знаний в целом. «Эврика» по этому показателю входит в десятку лучших городских средних школ республики (из почти 200!).

Пять проверок за 25 лет работы «Эврика», чьи выпускники учатся в вузах Латвии, России и Англии, успешно проходила, но шестая стала роковой.

Так в чем же главные претензии чиновников, которые фактически делают все, чтобы закрыть частную русскую школу, лишив ее в октябре 2017 года аккредитации?

— Проблемой оказалась недостаточность латышкости, — рассказывает учредитель «Эврики», доктор педагогики, заслуженный учитель Латвии и в прошлом депутат трех созывов парламента страны Яков Плинер. – Несмотря на то, что из 17 оцениваемых параметров четыре оценены чиновниками высшим баллом – «ļoti labi» («очень хорошо»), ещё четыре — «labi» («хорошо»), семь других – «pietiekami» (уровень «достаточный»). А вот два оставшихся параметра оценены явно предвзято. Это – образовательные программы и кадры – из-за недостаточности латышскости на уроках и знания латышского некоторыми учителями.

Яков Гдальевич Плинер в своем кабинете:

…В результате «Эврика» лишилась госдотаций на сумму 9 тысяч евро, выплачивая ежемесячно в виде налогов в госбюджет 22 тысячи евро. Отсутствие аккредитации налоги, как вы понимаете, не отменяет.

— Это убивает школу, как и то, что мы не можем теперь выдавать аттестаты за среднее образование и свидетельства за «девятилетку», — отмечает Яков Плинер, организовывавший в 2003-2004 годах протесты против перевода всех русских школ лишь на госязык обучения, чего тогда добивался тот же Шадурскис, сидевший в кресле министра образования.

Тогда пришли к компромиссу: 60% предметов – на латышском, 40% — на русском. Сейчас – власти непримиримы, дав ход эксперименту над русскоговорящими детьми и их родителями.

Родители, как известно, выходят на митинги и марши протеста, провели Вселатвийское родительское собрание и руки складывать не намерены. Недавно они принесли к президентскому замку в Риге «черную метку»…

— Мы сейчас вынуждены переводить наших детей в муниципальные школы, чтобы они получили там документы об образовании, — продолжает мой собеседник. — Еще одна беда для учителя: это – Центр госязыка, который в народе называют языковой полицией. Как только от нас ушли чиновники, они написали кляузу в этот центр, и пришли инспекторы по языку. Они проверяли 17 работников школы, оштрафовали – 9. Штрафы – от 35 до 85 евро. Но не прошло и полгода, как мы получили письмо, что они в очередной раз собираются к нам с проверкой. А повторные штрафы: от 280 до 700 евро…

— Язык используют в виде кнута. Ведь в принципе любого латыша можно проверить на знание госязыка на высшую категорию, и он вряд ли сдаст такой экзамен.

— Процентов тридцать латышей, для кого этот язык родной, не способны выражаться на высоком латышском, со всеми правильными окончаниями. Поэтому сами латыши этот экзамен не сдали бы, — соглашается мой собеседник, работавший одно время и в министерстве образования ЛР.

— Так выходит, что любую школу можно зарубить за придирки по языку?

— Два года назад практически уничтожили рижскую частную школу «Иннова», ушло две трети учеников, и на сегодняшний день власти делают всё, чтобы уничтожить и школу «Эврика». Те люди, которые думают, что политическая псевдореформа образования не коснется частных школ, глубоко ошибаются. Поправки, принятые к законам об образовании, касаются и частных школ. К сожалению, это уничтожит и частное русское образование в Латвии.

… Ц ентр госязыка собирается провести массовые проверки знания латышского учителями школ нацменьшинств. Так что «карающий меч», в который в Латвии превращен госязык, может обрушиться на любую нелатышскую школу.

А в той же «Эврике» из 29 педагогов – 24 магистра педагогики. Учредитель школы Яков Плинер и директор школы Валерий Бухвалов – доктора педагогики, дважды лауреаты премии имени латышской просветительницы Валерии Сейле.

«Эврика» неоднократно награждалась почетными грамотами от Русской общины Латвии, Латвийской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, Ассоциации частных школ Латвии. Получала благодарности из вузов за хорошо подготовленных выпускников, проводила бесплатно семинары для педагогов Риги, в прошлом году принимала 25 учителей из пяти школ Санкт-Петербурга…

Но кого это, увы, сейчас волнует? Чиновников не интересуют высокие достижения школ и их учеников. Они настаивают лишь на большей латышкости во всем. Но русских деток превратить в латышских – невозможно.

О демократичности и человечности такого подхода, понятно, и речи нет. А вот о маргинализации русских школьников, утрате ими возможностей хорошо понимать многие сложные предметы на неродном языке, падении успеваемости – обо всем этом вполне уже можно говорить. Даже при раскладе 60 на 40.

Так, евродепутат от Латвии Андрей Мамыкин приводит данные исследования Programme for International Student Assessment (PISA — Программы международной оценки студентов): «Международная проверка знаний 15 летних учеников. Математика: Эстония — 9 место, Латвия — 34. Наука: Эстония — 3 место, Латвия – 31».

Тест PISA раз в три года оценивает грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Проводит исследование Организация экономического сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров.

— У наших детей снизилось качество знаний, — свидетельствует и Яков Плинер. — Знание латышского несколько повысилось, но качество знаний со времени первой реформы в целом упало. У детей ухудшилось здоровье, потому что переводить с одного языка на другой и обратно требует много времени для выполнения домашних заданий. А те, кто махнули рукой, оказываются внизу социальной лестницы. Та реформа уже снизила возможности наших детей развивать свои способности в кружках, спортивных секциях. На это элементарно не остается сил и времени.

В 2005 году группа депутатов обратилась в Конституционный суд, который хотя и признал реформу образования законной, но обязал министерство образования провести мониторинг влияния новых требований на детей. Решение Конституционного суда до сих пор не выполнено.

За это время на пропорцию 60/40 перевели и основную школу (5-9 классы). Уравняли требования к знанию латышского выпускниками всех школ Латвии. Русские школьники получают из-за этого более низкие оценки и не могут, соответственно, претендовать на бюджетные места в государственных вузах, которые все давно на латышском.

— Заставлять русского учителя обучать русских детей физике, химии, биологии, математике на латышском языке – это издевательство над детьми, издевательство над учителями, издевательство над родителями, которым придется корпеть со своими детьми над переводами или нанимать репетиторов (за 15 евро в час – К.М.), и издевательство над здравым смыслом, — указывает Отличник просвещения СССР и Латвийской ССР Яков Гдальевич. – Это всё убьет русскую школу в Латвии, если нам не удастся опрокинуть этот закон с помощью международного сообщества.

Ведь во Всеобщей Декларации прав человека, принятой в 1948 году, записано: родители имеют право выбирать язык образования для своих детей. Но поскольку в Латвии запрограммировано убийство и муниципальных, и частных русских школ, родителям не из чего выбирать. Латыши будут учиться в своих школах, а русские – как бы в русских, но на латышском… Это – чистой воды сегрегация. Так было раньше с темнокожими в США и ЮАР.

— Ну, если учесть, что в Латвии примерно 250 тысяч человек из 1,9 млн населения до сих пор (с 1991 года) остаются бесправными «неграми», как называют неграждан, то удивляться не приходится…

— Три закона в Латвии я считаю дискриминационными, — говорит Плинер. — Это – закон о языке, когда русский признан иностранным языком, хотя он здесь звучит, как минимум, с 13 века. Второй — закон о гражданстве, разделивший жителей Латвии на граждан и неграждан, которых я отношу к политически репрессированным лицам, так как они лишены всех политических прав и части экономических. И, конечно, дискриминационный закон об образовании. Потому что он противоречит Конституции Латвии и ряду международных документов. Но, к сожалению, в этом вопросе у Европы двойные стандарты.

Яков Гдальевич Плинер у входа в рижскую русскую частную школу «Эврика».

… Н е случайно, что поправки к законам об образовании приняли именно сейчас, ведь осенью очередные парламентские выборы, а триада национал-радикалов с относительно умеренными мечтает остаться у власти, у кормушки любой ценой.

Языковой вопрос – самый действенный в этом плане. Латышский избиратель сразу забывает о повышенных налогах и тарифах, о падающем уровне жизни, об огромном внешнем долге, о вымирании и отъезде населения и готов вновь проголосовать за тех, кто его «спасает от русских».

Несмотря на то, что в Латвии сложно найти теперь русского, особенно среди молодежи, который не мог бы сносно изъясняться на госязыке, дело подается так, будто русские не хотят учить латышский.

Самые популярные шаблонные комменты в соцсетях: «Езжайте в свою Россию, здесь – Латвия и латышский язык…»

Хотя здесь и русские не пришлые, и русский язык. А русская школа открыта в Риге еще 230 лет назад. Впрочем, Народный фронт до получения независимости Латвией обещал русским и гражданство, и русские школы. Обманули.

И вот теперь русских школ уже нет, а остатки переведут сплошь на латышский язык. И куда денут процентов сорок учителей из русских школ, которых придется увольнять?

На их место зато придут латышские учителя, школы которых из-за депопуляции будут закрыты…

Такое ощущение, что власти не очень беспокоятся возможным развитием событий, набравшись храбрости из-за присутствия солдат НАТО. Поэтому можно, по указке из Вашингтона, и банки гробить, и постепенно превращаться в будущий, вероятно, театр военных действий.

Очередного военного конфликта на своей территории латыши могут уже не пережить.

Какие инвестиции сюда придут, кто из уехавших жителей захочет вернуться, когда подобный сценарий вполне осязаем? Разве что часть жителей, преимущественно русскоязычных, уедут, кто куда. И станут ли латыши после этого богаче? Ответ вы и сами знаете.

Чтобы этого всего не произошло, не стоит доводить своих соседей до белого каления. Рядовым избирателям, которые осенью придут на выборы, хорошо бы это помнить.

(для тех, кто хочет и может поддержать школу «Эврика», просим перечислить средства на реквизиты с указанием цели — ziedojums («пожертвование»):

Источник

Есть ли русские школы в Риге

На выпускном экзамене по физике в Рижской городской русской средней школе, 1927 год

На выпускном экзамене по физике в Рижской городской русской средней школе, 1927 год

Русские школы в Советской Латвии

Русские школы в Советской Латвии

Школьные годы чудесные. Воспоминания выпускников и преподавателей 10-й средней школы г. Риги. — Рига, 2014.

Для нас всегда открыта в школе дверь. Рижская средняя школа №10. Страницы истории. 1944-2014. — Рига, 2014.

Здание 51-й школы. Фото А. Беденко

Ул. Маскавас (Московская) 262

Важнейшей задачей правительства СССР стало после окончания войны восстановление сферы образования. В Советской Латвии в этот период общественное развитие шло в соответствии с общесоюзным планом. К делу подъема школьного образования подключилась вся страна. Из госбюджета выделялись большие средства, которые расходовались на строительство новых школ, создание материальной базы, подготовку учителей.

Одним из важных элементов этих преобразований стал поэтапный переход к бесплатному всеобщему среднему образованию, право на которое было закреплено Конституцией. К 1949 году страна перешла на семилетнее обучение, но сделано это было, во многом, за счет снижения качества преподавания.

Нехватку педагогов пришлось компенсировать путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в педагогических институтах. И все же система образования динамично развивалась.

Через девять лет в Советском Союзе ввели обязательную «восьмилетку» (при этом, полное среднее увеличили до 11 лет), а в 1966 году начался переход к всеобщему среднему образованию. Двумя годами ранее, 10-летний срок обучения восстановили. Выпускники восьмилетних школ могли теперь продолжать обучение в 9-10-х классах дневных или вечерних (без отрыва от производства) школ, в профессионально-технических училищах и техникумах. В 1975 году аттестат о среднем образовании получили уже 97% выпускников восьмилетней школы. В Латвии к 1970 году число школьников по сравнению с 1940-1941 гг. выросло с 242 000 до 353 000.

Уровень образования в советских средних школах был одним из самых высоких в мире, выпускники получали основы научных знаний и практические навыки, необходимые для дальнейшей жизни. Все предметы изучалась на обязательной основе.

В учебный план были включены: математика, физика, химия, биология, география, русский язык и литература, история, иностранный язык, пение, рисование, труд и физкультура. Уровень знаний проверялся по пятибалльной системе оценки в ходе выпускных экзаменов восьмилетней и средней школы. Выдаваемые по их результатам аттестаты о среднем образовании, давали право на поступление в любой вуз страны. При этом экзаменационные комиссии учитывали и средний школьный балл. Обучение в институтах и университетах также было бесплатным.

С позиции нынешнего времени многое в той школьной жизни кажется наивным и надуманным. Но нельзя отрицать, что навыки труда, соприкосновение с взрослой жизнью во время летней практики и даже коллективный сбор металлолома и макулатуры, формировали положительные черты характера подростков. В начале 60-х годов в расписание занятий вводятся новые предметы с техническим уклоном: черчение, машиноведение; организуются факультативы по специальностям. Школы подписывают договоры с шефами – промышленными предприятиями и организациями сферы услуг, где в период каникул ребята осваивают азы профессий, а шефы, в свою очередь, конкретно помогают школам.

В тесном контакте с общеобразовательными, работали детско-юношеские спортивные школы, которые готовили спортсменов-разрядников. Ну, а те, кто проявлял склонности в школьных кружках к техническому моделированию и инженерную жилку, могли совершенствовать свои навыки на республиканской Станции юных техников.

В Латвии, как и в других союзных республиках, все виды образования можно было получить как на титульном, так и на русском языке. Существовали школы, где преподавание велось только на русском, либо на латышском языке, а также двух поточные школы. Срок обучения в русских школах (с обязательным изучением латышского языка) составлял 10 лет. Воспитанники национальных школ оставались за партами на год больше. Как правило, уровень преподавания латышского языка в русских школах оставлял желать лучшего.

В конце 60-начале 80-х годов в Риге началась массовая застройка микрорайонов. И если в 50-60 годы в центре города возвели несколько школьных зданий, имевших свой архитектурный стиль, но потребовавших крупных вложений, то в новых районах уже строили школы по типовым проектам, рассчитанным на 320, 640, 1072 учащихся.

Так, в этот период в районе Плявниеки появились 4, в Кенгарагсе – 12, в Пурвциемсе — 10 школ. Функционально они отвечали всем современным требованиям организации учебного процесса, имели спортивные залы и небольшие стадионы, в некоторых предусматривались и бассейны. Зачастую, возникала необходимость и в более вместительных учебных зданиях.

Архитекторами В.Федоровым и Е.Лейтане был разработан проект общеобразовательной школы на 1284 человека. Он предусматривал трех поточное обучение. Типовые проекты представляли собой два, расположенных под прямым углом, учебных корпуса, трех и четырех этажей. На трех этажах обоих корпусов размещались по коридорной системе классы и кабинеты.

Четвертый этаж занимал просторный актовый зал. На цокольных этажах корпусов находились гардеробные, столовая, мастерские и подсобные помещения. Рядом с учебными корпусами, образуя полузамкнутую площадку, был спортивный зал.

По описываемому типовому проекту построена в конце шестидесятых годов 51-я рижская средняя школа. Она располагалась во внутриквартальном дворе, в живописном жилом микрорайоне Кенгарагс (Московский форштадт), на берегу Даугавы, рядом с небольшим прудом. Существует версия, что этот водоем образовался на том месте, где брали глину для знаменитой Кузнецовской фабрики фарфора.

Около школы построили спортивный стадион. Занятия здесь велись на русском языке, в два потока. Классы вначале наполнялись по 35-40 человек. Тем не менее, уровень подготовки был достаточно высок. За свое, более чем сорокалетнее существование, школа подготовила несколько тысяч выпускников с аттестатами о среднем образовании.

После отделения от СССР, все образование в Латвии новые власти стали переводить на латышский язык. В старших классах средних школ сохранить родной язык обучения удалось только отчасти, да и то в ходе массовых протестных выступлений русских школьников и их родителей. Проводимые акции в национальной прессе называли борьбой с «реформой русских школ». Активно защищали свое право получить образование на родном языке и ученики 51-й рижской средней школы. Педагогический коллектив сохраняет традиции русской культуры, прививает своим воспитанникам любовь к великой литературе и передает знания языка.

Александр Гапоненко

См.: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710-2010).- Рига, 2010.

Источник

О школьном образовании на русском языке в Латвии для желающих получить ВНЖ и гражданство Латвии и Евросоюза

Если вы решили, что стоит присмотреться к Латвии, как месту для временного или постоянного места жительства, и Вы человек семейный, то обратите внимание на возможности получения образования для ваших детей на русском языке в Латвии. Согласно латвийским законам, человек, получивший вид на жительство в Латвии может получить бесплатное среднее образование. Но учиться хочется в лучших школах у лучших преподавателей. К каким школам стоит присмотреться?

О реформе образования в Латвии в 2018 году. Вынуждены предупредить всех заинтересованных: латвийские власти готовятся ввести в действие новую реформу образования. Суть её в том, чтобы в ближайшие годы перевести среднее, основное и даже дошкольное образование на латышский язык. Сдавать экзамены можно будет только на латышском.

На русском останутся лишь сам язык и литература. Если вы планировали перебраться жить в Латвию с детьми и отправить их учиться здесь, то они будут обязаны изучать латышский язык.

В целом Латвия на сегодняшний день не является перспективной юрисдикцией для инвесторов из СНГ, как в плане жизни, так и в плане банкинга.

Среднее образование в Латвии на русском языке

В Латвии существует рейтинг школ, который составляется ежегодно. Основной критерий, по которому расставляются в этом списке школы – это оценки на централизованных экзаменах. И хоть эта оценка несколько субъективна, но она позволяет оценить качество подготовки в школах.

Среди русских рижских школ пальму первенства уже много лет удерживает 40-ая средняя школа. Руководство школы и преподаватели требовательны и к себе, и к ученикам. Если попасть в первый класс может каждый, то уже в 10-ом нужно иметь оценки не ниже определённого уровня, сертификат по-латышскому языку не ниже уровня B и сдать тест по английскому языку. Правда, в связи с последними реформами школ, в элитную школу добавили учеников из обычной (бывшей 23), что несколько снизило результаты её выпускников. Однако, теперь у школы есть новый вызов, который, мы не сомневаемся, она примет.

Следующей в рейтинге русских школ следует Пурвциемская средняя школа. Она стабильно сохраняет своё место в рейтинге, а на фоне постоянных изменений в системе образования, это означает, что она становиться только лучше. Школа долгое время была гимназией и этот опыт и требования не ушли, даже после законодательного изменения статуса школы. Школа постоянно ставит новые цели и задачи, которые администрация совместно с преподавателями, учениками и их родителями, успешно решает.

Ещё одна русскоязычная школа, которая попала в список лучших – это еврейская школа им. Дубнова. Она является первой и единственной еврейской государственной школой. Школа небольшая (около 220 учеников), что позволяет приблизиться к понятию «индивидуальный подход». В рамках образовательной программы, помимо общеобразовательных предметов, ученики изучают 4 языка: английский, иврит, латышский и русский.

sign

по подбору подходящей юрисдикции
и условий программы для получения
«золотой визы».

выбор подходящей юрисдикции и условий программы для получения «золотой визы».

Свяжемся с вами в течение 10 минут

Свяжемся с вами в течение 10 минут

Дистанционное среднее образование в Латвии

Во время подготовки этого материала была обнаружена интересная и достаточно необычная информация. Если дистанционное образование в высших учебных заведениях становится всё популярнее и известнее, то вот про школы информации было мало. Но школы не дремлют и вот уже в Риге есть учебное заведение, которое предлагает среднее образование на русском языке в дистанционном виде.

Программа для 10-12 классов в Рижской 1-ой средней школе соответствует требованиям министерства образования Латвии. На неё можно перейти как в начале учебного года, так и в течение семестра. К тому же, в школе существует экстернат, позволяющий окончить школу за 1 год в режиме дистанционного обучения.

Если ваша ситуация по какой-то причине не позволяет ребенку ходит школу (слабое здоровье, работа, постоянные спортивные мероприятия), то вариант получения дистанционного образования может оказаться очень интересным.

К тому же, платить за учёбу не придётся, если по окончанию среднего образования, ученик продолжит обучаться в Latvijas biznesa koledža или университет EIHSEBA ( http://ru.eihseba.com ). В противном случае, обучение будет стоить 99 LVL (~142 EUR) в месяц.

Платное среднее образование на русском в Латвии

Если с представителями государственных школ разобрались, то стоит сказать пару слов и о частных инициативах в области школьного образования. В Риге существует порядка 20 частных школ, среди которых несколько преподают, в том числе, и на русском.

Наиболее известными частными школами в Риге являются: школа «Эврика», «Максима», «Maxvel», школа «Premier». Главное отличие от общеобразовательных школ – это маленькие классы (10-15 человек) и индивидуальный подход к ученикам. Частные школы аккредитованы, соответствуют всем учебным стандартам, а зачастую требуют большего от учащихся, нежели написано в официальных документах. За счёт того, что преподаватель может больше времени выделать ученикам – при должном внимании и сознательности учащегося – успеваемость и усвояемость знания становятся выше.

Если вы ратуете за внимание к деталям, крепкие знания и отсутствие лишнего шума – частные школы ваш выбор. Здесь сосредоточены на главном – на образовании.

Если вы хотите учиться в Российском вузе

Подготовка в российских и в латвийских школах отличаются. И зачастую, поступить в российский вуз сходу, с багажом знаний только из латвийской школы сложно. Для того чтобы уровнять «температуру», существуют специальные курсы. Например, русское общество Латвии «Русские в Латвии» проводят курсы по пополнению знаний наших учеников начиная с 8-го класса.

Занятия проводятся по субботам, ведутся как пары (2х45 мин.). Можно выбрать нужные конкретно вам предметы, от 1 до 3 и готовиться к будущему поступлению в вуз.

В подобной манере организовано и специальное российское образовательное учреждение «Открытая Русская Школа» (два информационных сайта: http://www.mhs548.ru, http://orsh-pmr.narod.ru ), осуществляющая дистанционное обучение школьников, живущих за рубежами России. В течение двух лет школьник, находясь в своей стране проживания, может готовиться по российским образовательным программам. По окончании курса дистанционного обучения выпускники приезжают в Москву, чтобы в Центре образования «Царицыно» № 548 пройти государственную итоговую аттестацию, в том числе в формате Единого Государственного экзамена.

Среднее образование в Латвии на других языках

Помимо школ с обучением на латышском и русском языках, в Латвии так же имеются школы с обучением на английском, французском, немецком, украинском, белорусском, польском и иврите

Если эта тема покажется вам интересной – напишем материал и по ней.

Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

В течение 30 лет латвийский Регистр предприятий о юридических лицах накапливал информацию о бенефициарах, должностных лицах и владельцах. И теперь эти данные попали в общий…

Еще до конца этого года информацию о большинстве компаний Латвии можно изучить на местных открытых ресурсах. Но уже с января 2020-го Регистр предприятий берет на…

Стало известно имя одного из новых владельцев латвийского банка PNB, ранее переименованного с Norvik, о чем сообщил телерепортерам председатель правления банка, Оливер Брамвел. Кроме известного…

Банкир Григорий Гусельников больше не владелец контрольного пакета акций PNB banka в Латвии. Уроженец России и подданный Великобритании сообщил о продаже акций неизвестным инвесторам из…

Латвийское резидентство привлекает многих нерезидентов. Благодаря удачному географическому расположению страны, наличию развитой банковской системы и низкому уровню налогообложения бизнесмены из соседних государств стремятся зарегистрировать в…

Сегодня substance, или реальное присутствие, является одним из самых важных понятий в сфере международного налогового планирования. Что же подразумевается под созданием реального присутствия в Латвии…

Латвия, которая до недавнего времени была успешной в Евросоюзе, оказалась в шаге от финансовой катастрофы. Причиной этому послужили неэффективные меры противодействия финансированию терроризма и «отмыванию…

Глава Комиссии рынка финансов и капитала Петерс Путниньш заявил, что в банковском секторе Латвии царят стабильность и порядок. Судя по прибыли некоторых переживших изменение законодательства…

Источник
Рейтинг
Загрузка ...