Есть ли в латвии русские школы

Тянут за язык: в Латвии заявили о праве ликвидировать русские школы

Правительство Латвии подготовило ответ на запрос Европейского суда по правам человека относительно изгнания из школ нацменьшинств в этой стране русского языка. Речь, как всегда, пошла о «советской оккупации» и защите латышской идентичности. Официальная Рига не собирается отказываться от своей политики латышизации учебных заведений нацменьшинств. Со своей стороны русские родители из Латвии, завалившие ЕСПЧ сотнями исков, заявляют о своей решимости продолжать добиваться справедливости через международные судебные инстанции. Подробности — в материале «Известий».

Последовательное вытеснение

В Латвии русский является языком повседневного общения для 35% населения. Тем не менее местные власти неизменно демонстрировали готовность заставить русских школьников обучаться на латышском языке. Первый этап латышизации школ национальных меньшинств закончился в 2004 году, когда власти, невзирая на многотысячные митинги протеста, проводившиеся русскими родителями и детьми, «продавили» в этих учебных заведениях пропорцию, по которой 60% предметов стали преподаваться на государственном языке. В итоге в течение пятнадцати лет в средних школах нацменьшинств Латвии действовала билингвальная система, по которой до 40% предметов русские дети могли изучать на родном языке.

Можно ли сохранить русские школы в Латвии?

Постепенно все к такому положению дел привыкли, но в 2018 году государство сочло, что наступило время сделать следующий шаг. Три года назад правительство приняло, а парламент и президент утвердили новые поправки к закону об образовании, предусматривающие реализацию новой «школьной языковой реформы». Она началась в 2019-м, а завершится к сентябрю 2021-го. Отныне в бывших «русских» средних школах на латышском будут преподаваться 80% предметов, а в начальных — не менее 50%. Также, согласно правилам кабинета министров, с 1 сентября прошлого года латышский стал основным во всех учреждениях дошкольного образования — что также существенно сократило возможности русских детей получать образование на своем родном языке.

Билингвальный учебник по математике

Билингвальный учебник по математике, по которому учатся дети в русской школе в Латвии

Бывший главный тренер сборной России Владимир Крикунов — о скандале с государственной символикой Белоруссии и сенсациях на ЧМ по хоккею в Риге

У многих русских родителей такая политика государства по отношению к значительной части своих налогоплательщиков вызвала возмущение. Люди указывают, что латышский — язык маленького народа, нигде за пределами Латвии он не востребован.

Родители опасаются, что их дети, выйдя за порог «постреформенных» школ, не будут обладать объемом знаний, достаточным для поступления в престижные вузы и для последующей успешной карьеры. При этом, видя планы властей по окончательной ликвидации русскоязычного образования, русские родители всё больше поглядывали в сторону частных школ. Многие готовы были платить деньги за право выучить отпрыска на родном языке. Однако власти сочли необходимым не оставить детям и родителям даже и этой лазейки — частным средним школам преподавание на русском языке запретили тоже.

После того как законодательные нормы по латышизации государственных школ нацменьшинств были приняты, оппозиционная партия «Согласие» (обладающая, кстати, крупнейшей фракцией в парламенте) подала иск в Конституционный суд (КС) Латвии. В партии заявили, что новые положения образовательного законодательства противоречат статьям конституции Латвии, гласящим, что жители страны не должны ущемляться по национальному признаку. Суд рассматривал этот иск почти год и в итоге в апреле 2019-го пришел к выводу, что перевод образования нацменьшинств в государственных и муниципальных школах на латышский язык конституции никак не противоречит.

По частным школам в КС был подан отдельный иск. Причем суд рассматривал несколько исков, объединенных в одно дело, — в том числе поданные отцом двоих учеников школы Latreia докторантом права Тенгизом Джибути и группой родителей, представляющих детей из нескольких других частных учебных заведений. Однако надежды не оправдались: 15 ноября 2019 года КС опубликовал свой вердикт, в котором пришел к выводу о законности запрета преподавания на русском языке в частных школах. Обсуждение исков, поданных родителями, проводилось без протокола и за закрытыми дверями. Позже суд представил объяснение своего решения, обосновав его восстановлением исторической справедливости. «Принимая во внимание исторические обстоятельства, которые появились в результате длительной оккупации и русификации, а также существующую ситуацию с использованием государственного языка, Конституционный суд считает, что законодатель, регулируя использование языка в учебных процессах в частных учебных заведениях, обеспечил соответствующее соотношение государственного языка к другим в достаточной степени для того, чтобы национальные меньшинства сохранили свою идентичность», — заявили в учреждении.

Родители не сдаются

В ответ Тенгиз Джибути и его единомышленники дали понять, что намерены искать справедливости на более высоком уровне — в Европейском суде по правам человека. «Я твердо намерен идти до конца и верю в обоснованность своих аргументов, а права моих детей нарушаются. Но хочу напомнить, что один в поле не воин. ЕСПЧ гораздо более внимательно относится к массовым жалобам — это означает важность ситуации для родителей. Поэтому призываю и других родителей, которые видят нарушения прав своих детей, не пожалеть времени и заполнить формуляр жалобы в ЕСПЧ», — заявил Джибути. И у него нашлось достаточно сторонников — многие люди отмечают, что принятые властями решения ухудшили качество образования, получаемого русскоязычными детьми.

Участники массового шествия в знак протеста против перевода школ национальных меньшинств на латышский язык обучения

Участники массового шествия в знак протеста против перевода школ национальных меньшинств на латышский язык обучения

Так, проживающий в Даугавпилсе учитель химии Александр Ливчак под самый конец 2019 года опубликовал в соцсетях сообщение о том, что в школах нацменьшинств ныне преобладают педагоги предпенсионного возраста. «Это делает работу школ чересчур консервативной, снижает драйв, замедляет появление новых идей, подходов, смелых экспериментов. Также появляются риски одномоментного ухода на пенсию костяка коллективов.

Кадровый резерв для замены стареющих педагогов не создан. Требуемое законом общение русского учителя с русскими детьми на латышском языке провоцирует нервные срывы у детей, родителей и учителей, во многих случаях резко снижает производительность учебной деятельности, утомляет, демотивирует. Дети перестали читать. Даже своих учеников — победителей олимпиад высокого уровня мне очень сложно мотивировать читать книги», — констатирует преподаватель.

Ликвидацию русских школ несколько замедлила пандемия COVID-19 и связанный с ней карантин. Весь учебный процесс на полтора года переместился в онлайн — а при данном типе обучения некому следить за тем, как исполняются нормы нового закона. Сейчас в латвийском минобразования выражают надежду, что с осени учеба в школах снова перейдет в очный режим — сейчас государство всеми силами подталкивает педагогов к тому, чтобы все они побыстрее вакцинировались. А это значит, что законодательные нормы о языке обучения вновь приобретают актуальность. Однако русские родители время, проведенное на карантине, не теряли — следуя призывам Джибути, Латвийского комитета по правам человека, оппозиционных партий «Русский союз Латвии» (РСЛ) и «Согласие», люди отправляли в ЕСПЧ иск за иском.

Всего в Страсбург ушло более полутора сотен исков трех типов: против реформы в детских садах, в частных и государственных школах. В начале марта 2021-го «Русский союз Латвии» сообщил, что в Европейский суд по правам человека отправились последние иски по данному вопросу. «Мы искренне благодарим все семьи, которые поддержали эту акцию (а их было 318), ее инициатора и главного организатора Владимира Бузаева и команду его помощников, а также сообщество родителей, обеспечившее техническую базу! Фактически одновременно проводились три разные кампании по борьбе против школьной реформы: обжалование в ЕСПЧ языковой реформы дошкольных учреждений; обжалование в комитете по правам человека ООН всех ограничений на образование нацменьшинств; обжалование в ЕСПЧ полной ликвидации среднего образования на русском языке», — пояснили в РСЛ.

диктант

В партии также проинформировали, что в ходе первой волны кампании были подготовлены и отосланы 46 исков от 50 семей с 60 детьми — из Риги, Лиепаи, Даугавпилса, Резекне, Юрмалы и Саласпилса. В списке также есть три частных дошкольных учреждения и несколько специализированных садиков для детей с трудностями развития, в которых латышский язык также объявлен главным в общении с детьми. Также 10 февраля был отправлен коллективный иск в комитет по правам человека ООН от 91 заявителя — и 1 марта его доставили адресату. Кампания по средней школе, а также учащимся 1-х и 7-х классов, впервые подвергшимся языковым ограничениям, завершилась 1 марта отправкой в Страсбург 33 исков из Риги, Даугавпилса, Саласпилса, Краславы и Олайне. На данный момент в ЕСПЧ уже получили регистрационные номера и ожидают рассмотрения 164 иска (не считая исков по частным учебным учреждениям, которых еще несколько десятков).

Жесткие вопросы

В марте ЕСПЧ направил правительству Латвии вопросы по полученным им искам. В частности, у властей государства поинтересовались: гарантируется ли право на продолжение уже начатого образования на языке, кроме государственного? Ущемляют ли ограничения на использование русского языка саму суть права на образование или его эффективность?

Затронуто ли право на уважение частной и семейной жизни? Были ли ограничения предсказуемыми, имели ли легитимную цель и были ли соразмерны цели? Сбалансировало ли государство интересы различных групп? Правительство Латвии подготовило в июле ответ на 97 страницах, который на днях отправился в Страсбург.

О сути этого ответа рассказал сопредседатель Латвийского комитета по правам человека (ЛКПЧ) Владимир Бузаев. По его словам, власти Латвии построили несколько линий обороны. Например, правительство утверждает, что Европейская конвенция по правам человека вообще не содержит гарантий обучения на языке, отличном от официального, что дошкольное образование конституцией не защищается, а ряд заявителей, мол, не прошли сначала внутренние судебные инстанции или не являются жертвами нарушений. «Правительство продолжает и старую песнь о том, что процесс обучения внутри класса на «иностранном» языке затрагивает-де интересы находящихся вне стен школы «других людей», ограничения-де вводятся постепенно, в щадящем режиме в течение 25 лет и не содержат никакой дискриминации. Поэтому наши жалобы «заведомо плохо обоснованы», — отмечает Бузаев.

Участники марша в Риге в защиту русских школ в Латвии

Участники марша в Риге в защиту русских школ в Латвии

Что касается изложения фактических обстоятельств дела, то власти снова ссылаются на последствия «оккупации» и «чудовищного наплыва иммигрантов» — хотя русская школа на территории Латвии успела к 1940 году просуществовать более 150 лет. «Правительство утверждает, что в результате «оккупации» везде господствовал русский язык, была создана сегрегированная система школ с преподаванием исключительно на русском. О том, что в этой «оккупационной» системе более половины школьников обучались исключительно на латышском языке, а в русских школах латышский язык был обязательным предметом, правительство, разумеется, умалчивает. Правительство не желает включать в материалы дела, представленные нами сведения о пострадавших семьях, в которых родители (а в большинстве случаев — и еще несколько поколений их предков) получили в Латвии образование на русском языке, отнюдь не утратив свою конкурентоспособность», — говорит правозащитник.

Он отмечает, что при изложении имеющего отношение к делу международного законодательства правительство упомянуло, к примеру, несколько статей рамочной конвенции защиты меньшинств, но так и не вспомнило статью 15, содержащую обязанность государства обеспечивать участие меньшинств в принятии решений по вопросам, их касающихся. «И это, конечно же, не ошибка, а позиция. При принятии «реформы-2018», как и указано в наших исках, все предложения меньшинств были отклонены, а их массовые демонстрации проигнорированы. Среди заявительниц есть одна мать троих детей, против которой полиция безопасности два года вела уголовное дело за участие во Вселатвийском родительском собрании марта 2018 года», — говорит Владимир Бузаев.

Сопредседатель ЛКПЧ обещает, что до 1 сентября правозащитники подготовят ответ на меморандум правительства — в нем будет содержаться детальная критика выдвинутых властями тезисов. Он выразил надежду, что решение ЕСПЧ будет вынесено уже в следующем году, «когда уцелевшие русские преподаватели не успеют еще разучиться преподавать по-русски». «Если результат будет в нашу пользу, то за исполнением Латвией приговора будет следить комитет министров Совета Европы. И будет следить тщательно, ибо в марте (за две недели до того, как ЕСПЧ приступил к рассмотрению наших жалоб) он утвердил заключение по Латвии, в котором недвусмысленно предложил отменить «реформу-2018», — заключил Владимир Бузаев.

Источник

Жемчужина латвийского образования – традиционная русская школа

Дети на уроке в школе

BaltNews.lv

Русская школа Латвии породила целую плеяду выдающихся выпускников, блестящих специалистов в различных областях. И для этого не требовались какие-то особые условия. А сегодня чиновники проталкивают бесполезную реформу «компетентности», калеча детей.

Давайте просто посмотрим на перечень предметов, которые были включены в школьную программу Александровской гимназии и квалифицировались как обязательные: Закон Божий, русский язык, латинский язык, французский и немецкий языки, история, география, математика, естественная история, космография, физика, чистописание, рисование (эти два предмета – в младших классах) и черчение. И сравним с сегодняшним положением.

За полтора столетия образовательная традиция пережила радикальные изменения.

Секреты утраченной системы образования

Изучать Закон Божий – это, дескать, анахронизм, у нас, мол, светское государство. Между тем этот предмет, изучавшийся нашими предками поголовно, прививал учащемуся чувство ответственности за свои поступки и обогащал его общие культурные представления – в конце концов, способствовал формированию его духовно-нравственной основы.

Латинский язык – вообще важнейший предмет, в том числе и сегодня. Без него вряд ли обойдутся современные врачи и фармацевты. А еще недавно он использовался юристами как язык международного взаимопонимания. Латинский язык настолько логичен и упорядочен, насколько обладает неограниченным арсеналом художественной образности. Переводить с него и выискивать закономерности – одно удовольствие.

Великолепный, но ушедший в прошлое предмет – естественная история. Это наука о развитии какой-либо отрасли знаний о природе. Всегда важно изучить комплексно, в какой последовательности великие ученые – Ньютон, Декарт, Ломоносов, Эдисон – совершали свои эпохальные открытия, чтобы оценить всю картину научно-технического прогресса в целом.

Далее – космография. Дисциплина, которая изучает устройство Вселенной. То, чего остро не хватает как сегодняшним детям, так и взрослым. Мало кто сегодня может с уверенностью сказать, как устроен мир. А некоторые маргинальные сообщества открыто считают, что земля плоская, а солнце вращается вокруг нее.

Даже специальный знак для себя разработали.

Чистописание и черчение – это вообще классика. Что еще так развивает руку, глаз и мыслительные способности в целом, а также аккуратность, точность и пространственное восприятие мира?

Среди других достоинств русской Александровской гимназии было то, что занятие в ней длилось не сорок минут, как в современной школе, а девяносто. И ученики спокойно справлялись с учебной нагрузкой.

Как мы понимаем, человек в XIX веке ничем не отличался от человека XXI века – тот же головной мозг, те же руки и голова. Не было только электронных средств связи, все больше замещающих для нынешних школьников реальную жизнь и пожирающих их время, которое они могли бы использовать для изучения чего-то нового и полезного.

Не все то хорошо, что западное

Еще одна особенность образовательного процесса, принятая в Александровской гимназии, – учитель ставил оценку сразу после урока, в то время как в немецких школах Прибалтийского края оценки ставились лишь в конце учебного семестра. То есть ученики не имели представлений о своих знаниях и не понимали, как и к чему им следует стремиться.

Одна из передовых русских школ Риги XIX–XX столетий обгоняла по методике и педагогическим технологиям хваленые немецкие гимназии, в которые долгие годы русские купцы вынуждены были отдавать своих детей – за неимением солидной русской школы.

Как создали Александровскую гимназию? Парадокс в том, что ее открытие подготавливалось вопреки намерениям русских правительственных чиновников, отправленных с инспекцией в Лифляндскую губернию. Традиционно российские власти уважали в Прибалтике права немцев, а русским приходилось пробиваться через тернии для того, чтобы встать с остзейской общиной на тот же уровень.

Чиновники от образования в начале 1860-х годов считали идею основания русских гимназий поспешной, неоправданной, необоснованной. Мол, пусть учатся дома или отдают отпрысков в престижные немецкие школы. Такое близорукое пренебрежение национальным вопросом в Прибалтийском крае приводило к тому, что из русских Иванов вырастали онемеченные Иоганны, родства не помнящие.

Портрет императора Александра II

РИА Новости Портрет императора Александра II

И только благодаря коллективной воле русского купечества император Александр II, вероятно, решивший порвать с многолетней традицией немецкого господства в Прибалтике, одобрил основание школы для русских. Именно поэтому первую фундаментальную русскую гимназию назвали Александровской – в честь царя-батюшки.

Выпускники Александровской гимназии

Впоследствии так сложилось, что в русскую гимназию своих детей отдавали как латыши, так и немцы.

Латыши изучали в Александровской гимназии латышский язык, а заодно на высоком, даже академическом, уровне осваивали русский. Такая же мотивация была и у немецких детей, чьи родители поняли, что русский язык в Российской империи – это путевка в жизнь. Отсюда и пестрый этнический состав учащихся Александровской гимназии, среди которых было также много поляков, выходцев из Западного края, и евреев, которые пробивались в крупные промышленно развивающиеся города из черты оседлости.

Одна только Александровская гимназия подарила Прибалтике и миру первоклассных специалистов в самых разных областях. Выпускником этой гимназии был главный синодальный архитектор Лифляндии Владимир Максович Шервинский, автор десятков проектов православных церквей, редких по красоте и самобытности образцов сакрального зодчества. Одна из самых известных – Ивановская церковь в Московском форштадте (церковь усекновения главы Святого пророка Иоанна Крестителя).

Он же – автор храма Святого Николая Чудотворца в Абрене (Пыталово) и мемориального комплекса русским воинам, павшим в Первую мировую войну. Более десяти церквей в традициях северорусского шатрового зодчества было построено им в Латгалии в межвоенные годы.

Из Александровской гимназии вышел и Александр Янович Чадарайнис – классик латышской городской поэзии, известный под псевдонимом Александр Чак. Каждый школьник так или иначе сталкивается с его смелой, вызывающей, подчас иронической и глубокой лирикой.

Учился в русской гимназии и Август Кирхенштейн, основатель латвийской сывороточной станции, талантливый микробиолог и впоследствии глава Народного правительства Латвии после провозглашения советской власти в 1940 году.

Александр Янович Чадарайнис, классик латышской городской поэзии, известный под псевдонимом Александр Чак

CC0 / wikipedia / Academic Library of the University of Latvia Александр Янович Чадарайнис, классик латышской городской поэзии, известный под псевдонимом Александр Чак

Эту же гимназию заканчивал замечательный советский фармаколог и бактериолог Владимир Георгиевич Коренчевский.

В Александровской гимназии учился и знаменитый врач Латвии Пауль Страдыньш, основоположник клинической онкологии в Латвии, многолетний руководитель Института биологии и экспериментальной медицины. Любому рижанину известен основанный Страдыньшем уникальный для Прибалтики музей истории медицины, обладающий бесценной коллекцией артефактов.

Александровская гимназия обучила и выпустила прекрасного инженера-железнодорожника Андрея Роде, усилиями которого в Риге был создан музей железной дороги.

Музей истории Латвийской железной дороги

CC BY-SA 3.0 / wikipedia / Edgars Košovojs Музей истории Латвийской железной дороги

И, наконец, за партой Александровской гимназии сидел гениальный лингвист Евгений Дмитриевич Поливанов, основоположник русской формальной школы, заложивший основы теории языковой эволюции, советской социолингвистики и новых методов литературоведения. Фамилию Поливанова слышал и знает любой уважающий себя филолог.

Рассматривая статистику истории успеха прибалтийских учебных заведений в разные исторические периоды, я пришел к выводу, что рижские русские школы занимают лидирующие позиции в условном общем зачете по выдающимся выпускникам.

Выпускницы Ломоносовской гимназии

Ломоносовская женская (до революции) гимназия воспитала ярких представительниц творческой и научной интеллигенции.

Например, умнейшая женщина своего времени Елена Сергеевна Нюренберг, муза Михаила Булгакова, дочь рижского просветителя и публициста Сергея Янкелевича Нюренберга, хоть и не захотела заканчивать эту гимназию, но первые годы проучилась в ней.

Выпускницей Ломоносовской гимназии была выдающаяся русская мемуаристка Ирина Густавовна Одоевцева, запечатлевшая яркие художественные образы русской эмиграции в своих новеллистических воспоминаниях. Говоря о питомцах Ломоносовской гимназии, обязательно нужно вспомнить талантливого латвийского диалектолога Марию Фоминичну Семенову, которая является автором сопоставительной грамматики русского и латышского языков, ставшей уже классическим пособием для филологов, занимающихся проблемами контактной лингвистики.

Звезды и смерть Рижской русской средней школы

Увы, Александровская гимназия была эвакуирована в Саранск в первые революционные годы, и там ее следы затерялись. А Ломоносовская гимназия получила вторую жизнь в межвоенной Латвии, став Рижской русской средней школой. Ее выпускники тоже прославили далеко не только Латвию.

Из стен русской школы вышел самобытный шахматист Владимир Петров, многократно одерживавший сокрушительные победы над более маститыми соперниками. Ее же закончил тонкий русский прозаик, поэт и мемуарист Леонид Зуров, многолетний хранитель литературного наследия Ивана Алексеевича Бунина.

Выпускником Рижской русской средней школы был прославленный композитор и органист Николай Качалов.

Диплом этого же учебного заведения получил талантливый скульптор Лев Буковский, автор ряда замечательных скульптурных ансамблей, в том числе изображения воинов и Родины-матери у подножия Памятника освободителям Риги и Латвии в Задвинье.

Ломоносовская гимназия сегодня могла бы отметить двести пятьдесят два года с момента своего основания. Однако судьба не была к ней благосклонной. Ее могильщиком стал бывший градоначальник Нил Ушаков, чьи подписи стоят под постановлением о ее безоговорочном закрытии. В целом националистические игры властей Латвии привели к ликвидации десятков русских школ, создавших мощную просветительскую традицию, которой может похвастаться далеко не каждая статусно-элитная школа XXI века.

Выпускники русских школ Латвии

Из рекордсменов по талантливым выпускникам стоит отметить и 13-ю среднюю школу, основанную краеведом, педагогом, подвижником Борисом Николаевичем Шалфеевым. Одна из ее выпускниц, Вера Николаевна Цытович, совместно с коллегами по академическому цеху с нуля создала методику обучения латышских детей русскому языку. Благодаря ей современные латыши способны бегло и свободно говорить, а во многих случаях и грамотно писать по-русски.

В этом же ряду стоит и 22-я средняя школа, которую заканчивали многие мэтры своего дела. В ней учился, а потом и работал учителем русского языка и литературы Михаил Нехемьевич Таль, один из самых ярких мировых шахматистов минувшего столетия. Детство доктора экономических наук, журналиста, литератора, обозревателя газеты «Известия» Отто Лациса тоже прошло в 22-й школе.

Один из самых знаменитых советских тележурналистов, ведущий программ «Панорама» и «Международное обозрение» Александр Каверзнев – тоже выпускник 22-й. В их число входит и писатель, обозреватель, радиоведущий Петр Вайль, связавший свою жизнь с США.

Ее же закончила выдающаяся певица Лариса Мондрус, исполнительница рижского ноктюрна и песни «Синий лен».

Источник знаний, культуры и нравственности

Раньше школы созидали, и, как следствие, роль школы была созидательной. А все потому, что к работе в школах Российской империи и Советского Союза привлекались состоявшиеся в своих областях педагоги, просветители, Учителя с большой буквы, которые почитали воспитание и образование вверенных им детей делом всей жизни.

Общая атмосфера в школах была творческой, и ощущение постоянного роста, стремление к собственной реализации, поддержка и опора учителя организовывали учебный процесс. В таких условиях таланты ребенка проявлялись и развивались уже в первые годы обучения. К тому же для школы прошлого был характерен культ знаний, при котором росла будущая личность.

Над теми, кто не успевал, более ответственные одноклассники брали шефство, помогали, поддерживали психологически. Учитель был строгим, но добрым и справедливым. Многие читатели, вспомнив те годы, честно скажут себе: если бы не школа, вряд ли удалось бы добиться тех или иных успехов или покорить определенные высоты.

Школа в Латвии сегодня – что это?

К сожалению, школа, здесь описанная, сегодня уходит.

Нынешнюю школу в Латвии хотят опустить до уровня центра по оказанию услуг образования, коммерциализировать, опошлить, выветрить из нее дух творческого взаимодействия, заставить ее перестать исполнять воспитательно-педагогические функции и ориентировать учителей не на выявление талантов учеников.

Сегодня все в системе образования Латвии нацелено на подготовку усредненного персонала, который, несмотря на амбициозные заявления кабинетных теоретиков из Министерства образования и науки, не будет способен к интеллектуальной самостоятельности и, тем более, к совершению прорывных открытий и эпохальных изобретений.

И поэтому вопрос о том, можно ли спасти школу Латвии в непростых политических условиях, сегодня актуален как никогда.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...