Есть ли в Риге православная церковь

ЛАТВИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

(ЛПЦ), самоуправляемая Церковь в Латвии в составе Московского Патриархата. Самостоятельность предоставлена патриархом Тихоном 19 июля 1921 г. и восстановлена 22 дек. 1992 г. в соответствии с томосом патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Кафедральный город — Рига. Кафедральный храм — собор Рождества Христова в Риге.

Предстоятель — митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов; с 23 июля 1989 епископ, с 25 февр. 1994 архиепископ, с 25 февр. 2002 митрополит). ЛПЦ включает 2 епархии (Рижская и Латвийская, Даугавпилсско-Резекненская) и 1 вик-ство (Елгавское в составе Рижской епархии), делится на 6 благочиний: Рижское, Даугавпилсское, Мадонское, Лиепайское, Резекненское, Валмиерское. На авг.

2015 г. на территории ЛПЦ было 125 приходов (в 19 богослужения велись полностью или частично на латыш. яз.), 4 мон-ря (мужской и 3 женских); служат 85 священников, 22 диакона.

История

(Историю Православия в Латвии до 1920 см. в статьях Латвия и Рижская и Латвийская епархия). В февр. и авг. 1920 г. в Латвийской Республике состоялись собрания духовенства и представителей правосл. приходов Латвии, на которых было принято решение об актуальности создания самоуправляемой Церкви. Предстоятелем ЛПЦ избрали архиеп. Пензенского и Саранского сщмч.

Православный Кафедральный собор Рождества Христова. Рига

Иоанна (Поммера). Избранный на собрании Синод ЛПЦ МВД Латвии 20 нояб. 1920 г. официально признало руководящим органом управления ЛПЦ. 19 июля 1921 г. патриарх Тихон даровал ЛПЦ самоуправляемость и самостоятельность в делах церковно-хозяйственных, церковно-адм., школьно-просветительских и церковно-гражданских.

В 1920 г. в Латвии проживали 138 803 правосл. верующих (8,7% населения страны). В ходе военных действий первой мировой войны 12 правосл. храмов были полностью разрушены, многие серьезно пострадали. Часть церквей не действовала из-за нехватки священнослужителей. Весной 1920 г. в Латвии было ок. 70 приходов, к нач. 1921 г. открылось еще 50 приходов, а к 1923 г. зарегистрировано 130 приходов.

19 июля 1921 г., за 5 дней до прибытия в Ригу архиеп. Иоанна, правительство официально передало резиденцию правосл. архиерея — рижский во имя прп. Алексия, человека Божия, мужской монастырь — Римско-католической Церкви. Протестуя против отнятия у ЛПЦ мон-ря, архиеп.

Иоанн поселился в подвале кафедрального собора Рождества Христова, к-рый Правительство Латвии объявило гос. собственностью, переданной Церкви лишь в пользование. В первые годы существования Латвийской Республики ЛПЦ, по сообщениям архиеп. Иоанна, подвергалась гонению.

Несмотря на настойчивые требования правительства последовать примеру Эстонской Православной Церкви, которая в нарушение церковных канонов в 1923 г. перешла в юрисдикцию К-польского Патриархата, архиеп. Иоанн оставался верным Матери-Церкви.

В связи с такой позицией предстоятеля ЛПЦ власти вплоть до 1926 г. не признавали за ней прав юридического лица и притесняли православных: в этот период у ЛПЦ были отняты нек-рые храмы, здания ДС и ДУ, значительные участки церковной земли, в Риге была уничтожена привокзальная часовня во имя св. Александра Невского.

Рига вымирает, Латвия готовится воевать с Россией и православной церковью, новости от 08 09 22

Отнятие у ЛПЦ храмов аргументировалось тем, что они во времена Российской империи были построены за гос. счет, поэтому на основании советско-латвийского мирного договора 1920 г. являются не церковной, а гос. собственностью. Как отметил в речи на Вселатвийском Соборе ЛПЦ 30 окт. 1923 г. архиеп. Иоанн, положение Церкви «характеризует полнейшая нищета, а также ненависть и злоба, которыми окружена Латвийская Православная Церковь».

Во 2-й пол. 20-х — 1-й пол. 30-х гг. ХХ в. духовное и материальное положение ЛПЦ стабилизировалось. Благодаря тому что архиеп. Иоанн в 1925 г. был избран депутатом 2-го сейма, а затем последовательно избирался депутатом 3-го и 4-го сеймов, голос в защиту правосл. Церкви постоянно звучал с высшей законодательной трибуны страны. 8 окт.

1926 г. правительство утвердило «Правила о положении Православной Церкви», в соответствии с которыми ЛПЦ получила права юридического лица. С 1925/26 бюджетного года правительство стало выделять ЛПЦ гос. дотации (22,5 тыс. латов в год), что позволило расходовать средства на проведение неотложных ремонтных работ.

Всего в 1921-1930 гг. были сооружены более 10 храмов, неск. церквей были восстановлены. Размерами и особенностями архитектуры выделялись церкви в г. Яунлатгале (ныне Пыталово Псковской обл.) и в с. Шкилбене. В Риге было завершено строительство храма Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, начатое еще до первой мировой войны.

Благодаря процессу реэвакуации из Советского Союза церковного имущества ЛПЦ удалось частично решить проблему нехватки колоколов и утвари. 1 дек. 1926 г. возобновила работу Рижская ДС.

Часовня прор. Иоана Предтечи на Покровском кладбище в Риге, место погребения сщмч. Иоана (Поммера). 1936 г.

Часовня прор. Иоана Предтечи на Покровском кладбище в Риге, место погребения сщмч. Иоана (Поммера). 1936 г.

В 1925 г. в Латвии проживали 167 538 православных, действовали 137 приходов. В сер. 30-х гг. число приходов увеличилось до 152: среди них 76 русских, 74 латышских, немецких и эстонских, общее число православных составило ок. 174,38 тыс. чел. (57,6 тыс. латышей, 103 438 русских, 8,52 тыс. белорусов, 1,13 тыс. эстонцев, 587 немцев и 3105 представителей др. национальностей). Из 124 священнослужителей 79 были русскими, 45 — латышами.

В ночь на 12 окт. 1934 г. архиеп. Иоанн принял мученическую кончину. Преступление осталось нераскрытым, несмотря на долгое следствие. Еще при жизни архиеп.

Иоанн говорил о необходимости поставления еще одного епископа в Латвии, отмечая, что, «если не сделаем мы, это сделают другие», но ввиду сложных обстоятельств того времени это не было сделано, и Латвийская Церковь осиротела, оставшись без епископа. После убийства архиерея давление латв. правительства на ЛПЦ с целью перехода ее в юрисдикцию К-польского Патриархата резко усилилось. Не была исполнена воля архиеп. Иоанна о погребении его в кафедральном соборе, местом упокоения владыки стало рижское Покровское кладбище.

Заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский; впосл. патриарх Московский и всея Руси) возложил временное управление ЛПЦ на митр. Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского). Однако МИД Латвии отказал митрополиту во въезде в страну, а Синод ЛПЦ, действуя под давлением МВД, не признал его канонических прав. После мученической кончины архиеп.

Иоанна состав Синода был практически полностью обновлен, и новый Синод в авг. 1935 г. обратился к патриарху К-польскому Фотию II с просьбой принять ЛПЦ в свою юрисдикцию, 11 нояб. попросил даровать Латвийской Церкви автономию по образцу Эстонской Церкви. Томосом от 4 февр. 1936 г. уже новый патриарх К-польский Вениамин I даровал ЛПЦ «автономию в ее внутреннем правлении и ведении дел».

Согласно томосу, Церковь стала называться Православная Латвийская митрополия. Поскольку переход ЛПЦ в юрисдикцию К-поля был сделан без канонического отпуска из РПЦ, Синод Русской Церкви не признал законность данного акта.

Накануне выборов главы ЛПЦ по распоряжению МВД был изменен ее устав: все важные вопросы церковной жизни — выборы епископов, учреждение новых епархий и вик-ств и др.- должны были решаться лишь с согласия органов гос. власти. 10 марта 1936 г. на Вселатвийском церковном Соборе главой ЛПЦ был избран прот.

Август Петерсон (пострижен в рясофор и наречен Августином), который 29 марта был хиротонисан в Риге во епископа Рижского и всея Латвии с возведением в сан митрополита. Его хиротонию совершили архиереи к-польской юрисдикции во главе с митр. Фиатирским Германом (Стринопулосом).

Для упрочения автономного статуса ЛПЦ было принято решение образовать 2 викариатства — Елгавское и Ерсикское (с 1939 Мадонское викариатство). 27 сент. 1936 г. Иаков (Карп) был хиротонисан в Риге во епископа Елгавского, а 17 июля 1938 г. Александр (Витолс) хиротонисан в Даугавпилсе во епископа Ерсикского (позднее епископ Мадонский). Инициатива образования викариатств также исходила от латв. правительства.

На Вселатвийском церковном Соборе, созванном в июле 1936 г., переизбрали Синод, а также внесли изменения в устав: ограничивалось приходское самоуправление, причт прихода назначался, перемещался или увольнялся только предстоятелем ЛПЦ и Синодом.

В авг. 1936 г. Синод ЛПЦ принял решение упразднить ДС и на ее основе открыть Православный богословский ин-т. Несмотря на то что большинство правосл. мирян и священников Латвии были русскоязычными, по распоряжению митр. Августина преподавание в ин-те осуществлялось на латыш. языке, а преподаватели, не знавшие его, были уволены.

Митр. Августин требовал переводить богослужение во всех латв. храмах на латыш. язык, а при храмах, у к-рых были только рус. приходы, открывать и латышские.

В большинстве латв. приходов служба совершалась на церковнослав. языке, поэтому нововведения митрополита вызвали открытое недовольство как мирян, так и духовенства, особенно в латгальских приходах, в которых большинство верующих не понимали латыш. языка. Т. н. языковая реформа митр. Августина провалилась. Даже приходские священнослужители, свободно владевшие латыш. языком, понимали, что такими мерами можно лишь оттолкнуть часть прихожан от храмов, поэтому продолжали служить на церковнославянском.

Еще одной акцией митр. Августина, вызвавшей повсеместный протест прихожан, была попытка перевести ЛПЦ на новый календарный стиль. Об этом было объявлено в дек. 1936 г. Протестуя против этого нововведения, прихожане не посещали храмы в праздничные дни по н. с. Уже в дек.

1936 г. представители латгальского духовенства попросили митрополита пересмотреть свое решение о переходе Церкви на новый календарь. Митр. Августин попытался снять с себя ответственность за принятие непопулярного решения и в то же время заявил, что «если на местах невозможно провести это решение в жизнь», то он «со своей стороны не будет возражать против отмечания праздников и по старому, и по новому стилю». В 1937 г. единого порядка не было, каждый настоятель сам решал, подстраиваясь под настроения прихожан, какому календарю следовать. К 1938 г. во всех храмах Видземе и частично Курземе богослужения совершали на латыш. языке и по григорианскому календарю (коренное население этих мест не знало рус. яз.).

В нач. 1937 г. политуправление МВД отмечало, что среди православных латвийцев усилилась оппозиция власти митр. Августина, каждое его распоряжение сопровождалось критикой, также среди православных были разговоры о том, что истинным руководителем ЛПЦ являлся не митр. Августин, а начальник Управления духовных дел МВД Э. Диминьш, митрополит только выполнял его распоряжения.

В 1939 г. предполагалось созвать очередной церковный Собор. Однако митр. Августин, почувствовав непрочность своих позиций, на заседании Синода 20 апр. 1939 г. предложил отложить созыв Собора и продлить срок полномочий действовавшего Синода. Синод согласился с его мнением и изменил статью Устава ЛПЦ: периодичность созыва Собора увеличилась с 3 до 5 лет, а полномочия Синода продлились еще на 2 года.

Сергий (Воскресенский), митр. Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии. Фотография. 40-е гг. XX в.

Источник

Рижская епархия

В 1836 г. учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, в 1850 г. самостоятельная епархия.

Правящий архиерей — митрополит Рижский и всея Латвии.

Кафедральный город — Рига. Кафедральный собор — Рождества Христова (Рига).

Благочиния — Рижское, Лиепайское, Валмиерское.

  • Преображенская жен. пустынь, основана в 1895 г. при Рижском Сергиевом монастыре. Настоятельница — игум. Магдалина (Полын). Латвия, Елгавский р-н, г. Клостер;
  • Рижский Сергиев во имя Святой Троицы жен. мон-рь, в 1892 г. образована община, обращенная в 1902 г. в монастырь. Настоятельница — игум. Магдалина (Полын). Латвия, г. Рига, ул. Кришьяна Барона, 126. Тел.: (371 2) 29 45 08.

Летопись епархиальной жизни

В защиту единства Русской Православной Церкви


Официальная карта храмов Русской Православной Церкви

Календарь

Чтения преподобных читаются, если совершается служба прпп. отцов Киево-Печерских или Прп. Саввы Крыпецкого.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (Прп. Феодосия) почивающих. Прп. Саввы Крыпецкого, Псковского (1495). Прав. Анны пророчицы, дщери Фануилевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском (I). Вмц.

Шушаники (Шушаник), царицы Ранской (475) (Груз.).

Сщмч. Алексия Будрина пресвитера (1918); прмчч. Казанских: Сергия Зайцева, Лаврентия Никитина, Серафима Кузьмина, Феодосия Александрова, Леонтия Карягина, Стефана, Георгия Тимофеева, Илариона Правдина, Иоанна Сретенского и Сергия Галина (1918); Сщмч. Александра Медведева диакона (1918); Сщмч. Николая Георгиевского пресвитера (1931); Сщмч.

Василия Сокольского пресвитера (1937).

Прп.¿.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23. Ряд.: 1 Кор., 126 зач., II, 6–9. Мф., 90 зач., XXII, 15–22.

Источник

ЛАТВИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Автономная Православная Церковь пределах обособившейся Латвии была учреждена в 1936 году, путём неканонического перехода в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, в период церковных нестроений. В 1940 году эта автономия была упразднена, но после повторного обретения Латвией независимости Священный Синод Русской Православной Церкви в августе 1992 года постановил даровать Латвийской Церкви самоуправление, что было утверждено Московским Архиерейским Собором в конце 1994 года. В декабре 1992 года на Рижском Вселатвийском Соборе духовенства и мирян предстоятелем Церкви был подтвержден владыка Александр (Кудряшов), которому в помощь был избран Синод Латвийской Православной Церкви. После Собора, в конце декабря того же года, Латвийская Церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Латвийской Республики как правопреемник автономной Латвийской Православной Церкви до 1940 года. Церковное управление осуществляется согласно Уставу Латвийской Церкви, составленному на основе Устава 1936 года.

Епархии

Исторический очерк

Латвия, располагаясь на пути «из варяг в греки», с давних времен находилась в сфере взаимосвязей севера и юга от Понтийского (Черного) моря до студеных вод. Это обстоятельство способствовало раннему проникновению христианства на берега Двины (Даугавы), о которой знали издревле. В летописи Нестора (по Лаврентьевскому списку) говорится: «Дньпръ бо потече из Волковского леса, и потечетъ на полъдне, а Двина из того же леса потече на полуношьс и внидет в море Воряжское».

По Двине, согласно древнему преданию, апостол Андрей Первозванный, проповедуя Слово Божие, достиг берегов Балтики и морским путем направился в Скандинавию. Этими путями, а также по дорогам, ведущим во Псков, Смоленск и Великий Новгород, самораспространялось и правосла­вие. Оно никогда и никем не насаждалось, не предписывалось и не навязывалось насильно. Право­славие воспринималось местными жителями в общении с белорусами, великороссами, которые с древних времен общались и проживали с племенами летигола, селы, земгала, корсь, ливами, венда­ми (славянского происхождения).

Примечательно, что именно венды дали такие названия, как река Вента, Виндава (Вентспилс), Венден (Цесис). Характерно, что германцы вендами называли русских, а эстонцы русского именовали словом «венед».

Издревле племена, проживавшие на территории современной Латвии, широко общались между собой. Это особенно прослеживается в лексике. Так, в латышском языке во всех облас­тях духовной и материальной культуры имеется множество лексических заимствований: baznīса (божница), svētīt (святить), svece (свеча), Lieldienas (Пасха-Великдень), zvanīt (звонить), nеdēļa (неделя); gads (год) и пр.

О раннем самораспространении православия на территории Латвии говорят найденные предме­ты быта, крестики, образки св. Георгия тех далеких лет.

Археологические данные говорят о том, что православные люди проживали не только по бере­гам Двины, но и Гауи, Венты, Лиелупе, Рижского залива, а также в ряде немецких, шведских, фин­ских и даже германских земель. При этом достоверно известно, что в истории не было ни одного случая насильственного насаждения в этих краях православной веры.

К началу XI века на территории Латвии уже были такие выдающиеся православные духов­ные центры, как Ерсика. Здесь, по свидетельству хроники католика Генриха Латышского, было несколько храмов с богато украшенными иконами, утварью из дорогих металлов, великолепны­ми фресками.

На правом берегу устья Даугавы (Двины) находилась первая построенная в этих краях церковь, освященная во имя св. Николая, покровителя плавающих и путешествующих.

Католическое миссионерство в этом регионе началось гораздо позже. Для этого вначале было испрошено разрешение Полоцкого князя Владимира, который дал на это свое согласие. С этих пор Православная Церковь на несколько веков оказалась в тяжелейших условиях. Уже в конце XII и в начале XIII века в здешних краях началось насильственное насаждение «латинянской» веры.

Рыца­ри ордена Меченосцев огнем и мечом разорили и уничтожили такие православные духовные цен­тры, как Ерсика, Атзеле, Люцане (Лудза), Кукенойс (Кокнесе), древнее Толово (между Смилтене и Валмиерой), Венден (Цесис) и другие. И только церковь Святителя Николая в Риге выстояла и оста­валась действующей еще около трех столетий.

В середине XVI века Ливония развалилась. Земли к северу от Двины отошли к Великому княже­ству Литовскому. Курляндское епископство было продано Датскому королю. Северная часть вместе с Ревелем (Таллинном) подпала под власть короля Швеции Густава П.Адольфа. Курляндия осталась во власти Польши.

В Даугавпилсе прочно обосновались иезуиты.

Однако в этих тяжелейших условиях Православная Церковь не была уничтожена. В 1570 г. в Юрьеве (Тарту) основывается православная епископская кафедра, на которую был поставлен преосвященнейший епископ Корнилий.

В Илуксте, по свидетельству иезуита А. Посевина, проживали (1582 г.) только православные. Но именно в эти годы начинается повсеместное насаждение униатства как переходной ступени об­ращения Православной Церкви в католичество.

Середина XVII века связана с экономическим возрождением Курляндии. Герцог Екаб способст­вует расселению в районе современного Екабпилса исключительно православных людей, бежав­ших от религиозных преследований. Вскоре древняя слобода у поместья Гольмгоф возводится в степень города с названием Якобштадт. К этому времени здесь уже были построены церкви св. Николая и Святодуховcкая с мужским монастырем.

Однако шведы, захватив Курляндию, разорили герцогство и взяли в плен самого герцога Екаба. Вновь началось преследование православия.

Отношение к православию начало несколько меняться после 1710 года, когда шведский генерал-губернатор Риги Штромберг подписал капитуляцию, а рижский магистрат, немецкое дворянство и бюргерство преподнесли графу Шереметеву ключи от Риги и на Ратушной площади приняли прися­гу на верность России. Но здесь, в районе устья Двины, уже не было ни одного православного храма.

Постепенно Православная Церковь возвращалась к своим истокам. Стали строиться храмы, открываться новые приходы.

В начале XIX века начинается обсуждение вопросов, связанных с самостоятельностью управле­ния церквами Прибалтийских губерний.

14 сентября 1836 года учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, ставшее в 1850 году самостоятельной епархией.

В первую мировую войну с приближением фронта началась эвакуация. Взятие немецкими войсками Риги сопровождалось захватом православных храмов и уникальных произведений церковно­го искусства. По распоряжению властей снимали колокола и увозили в Германию.

В девятнадцатом году к власти пришли большевики. Они расстреляли эстонского епископа Платона (Кульбуша), временно управлявшего Рижской епархией. По всей территории начался разгром и грабеж церквей, монастырей, захват церковных зданий, репрессии духовенства.

В конце девятнадцатого года произошла смена властей. Большевики во главе с П. Стучкой покинули Ригу. У Православной Церкви появилась надежда на государственную поддержку. Но этого не случилось. Новые чиновники продолжали беззаконие. Ряд государственных структур самочинно захватывали лучшие здания, принадлежавшие Православной Церкви.

Так, в Рижскую духовную семинарию с анатомикумом вселился университет, Министерство иностранных дел захватило лет­нюю резиденцию архиепископа Рижского и Митавского. Военное ведомство разместилось в Риж­ском духовном училище. Было отнято здание Гольдингенской семинарии, принадлежавшей Петро-Павловскому православному братству.

Тяжелая участь постигла кафедральный Рижский Рождественский собор. Он был объ­явлен государственной собственностью. Его намеревались либо приспособить для государствен­ных нужд, либо вообще взорвать и смести с лица земли. Унижению и притеснению подвергся Рижский Св. Троице-Сергиев женский монастырь.

У него, кроме зданий, были отняты луга «Спилвс», лесные угодья под Митавой, земля и усадьба основательниц обители, завещанные монастырю. В официальных бумагах монастырь стал именоваться «бывшим», т.е. ликвидированным, и все его имущество, вплоть до белья монахинь, было описано.

Православная Церковь тех лет столкнулась и с другим беззаконием. При попустительстве вла­стей, церковные здания стали самочинно захватывать другие конфессии. Так, Рижский православный Алексеевский мужской монастырь со всем имуществом, прекрасно обустроенной церковью, архиерейским домом — резиденцией главы Рижской епархии — заняла католическая курия. Лютеране-эстонцы, воспользовавшись тем, что настоятель храма православный протоиерей Александр Вэратс находился в отъезде, самочинно заняли православную Петро-Павловскую церковь и зарегистрировались в Минюсте как «Лютеранская эстонская община». Минюст медлил с регистрацией Православной Церкви в целом, ут­верждая, что она вообще не является латвийской.

В этой ситуации архиепископ Иоанн (Поммер) занял жесткую принципиальную позицию. Он направляет правительству Латвии «Меморандум», в котором говорит о дискриминационном отно­шении к Православной Церкви, о незаконном захвате властями и другими конфессиями недвижимости, принадлежащей Православной Церкви Латвии. В своем письме от 14 марта 1922 года к председателю Учредительного собрания Владыка, указывая на беззаконие по отношению к Православной Церкви, говорил, в частности, о том, что у православного эстонского прихода в Риге незаконно отнят лютеранами Петро-Павловский собор. «Этот храм, — писал архиепископ, — сооружен православными и для православных и всегда был бес­спорной собственностью Православной Церкви».

Отстаивая интересы Латвийской Православной Церкви, владыка добился того, что Сейм несколько раз обсуждал вопросы возвра­щения Православной Церкви Алексеевского мужского монастыря, архиерейского дома, Петро-Павловского храма и другой недвижимой собственности, принадлежащей Православной Церкви Лат­вии. Однако острые дебаты в Сейме не дали никаких результатов.

В начале 30-х годов развернулось открытое гонение и преследование архиепископа Иоанна (Поммера), которое длилось несколько лет и завершилось трагически. Глава Латвийской Православной Церкви был зверски убит, и это преступление века осталось нерас­крытым.

Вскоре Православная Церковь Латвии незаконно оказалась под юрисдикцией Константинопо­ля. Но еще до начала второй мировой войны она вновь перешла под омофор Матери-Церкви — Русской Православной Церкви.

После войны шла непростая, в условиях воинствующего атеизма, жизнь. Уцелевший собор продолжал оставаться духовной опорой для многих и многих людей, познавших ужасы и беды чудовищной войны и послевоенных преследований.

Но то, что не уничтожили две мировые войны и революция, было разорено в 60-е годы. Так, распоряжением Совета Министров Латв. ССР от 05.10.63 г., был закрыт и превращен в коммерческое предприятие Рождественский кафедральный собор. В Дзинтари бульдозерами сметена с лица земли церковь Казанской Божией Матери, построенная в 90-х годах XIX века Петро-Павловским братством на пожертвования.

Взорван Александро-Невский собор в Даугавпилсе, разрушен храм Св. Николая чудотворца в Резекне, закрыты храмы в Краславе, в пос. Граверы, в Колке, в Айнажи, в Кокнесе, в Сунтажи. Закрыты св. Успенская церковь в Даугавпилсе, церковь «Всех скорбящих Радосте» в Риге.

Всего закрыто было около 40 храмов.

4 мая 1990 года провозглашается независимость Латвии. Святейший Патриарх и Священный Синод Русской Православной Церкви принимают решение о предоставлении Рижской епархии автономии. Для регистрации разрабатывается Устав на основе Устава 1936 года.

В декабре 1992 года в Риге созывается Вселатвийский Собор духовенства и мирян, который подтвердил назначение правящим архипастырем Латвийской Православной Церкви епископа Александра с титулом Рижский и всея Латвии. Собор избрал в помощь правяще­му архипастырю Синод Латвийской Православной Церкви.

После Собора, в конце декабря 1992 года, Латвийская автономная Православная Церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Латвийской Республики как правопреемник автономной Латвийской Православной Церкви до 1940 года, несущая свою не прекращающуюся ни на один день духовную и спасительную миссию святого православия на территории Латвии, получившая свое историческое бытие в XI веке от Русской Православной Церкви, имеющая единые с ней святы­ни, святых угодников Божиих, единый церковный строй, богослужение и уклад духовной жизни.

За последующие десять лет в жизни Латвийской Церкви произошло много перемен. В этот период возобновила свою деятельность Рижская духовная семинария (2-ой выпуск), полвека находившаяся под запретом. Функционируют курсы катехизаторов и преподователей Закона Божия при семинарии для учебных заведений Латвии.

Ре­гулярно издаются две газеты: «Православная жизнь» и «Виноградная лоза». Церковь участвует в общественной жизни. Возрождается к жизни главная святыня Латвийской Православной Церкви — Рижский Рождественский кафедральный собор. Из руин восстановлен собор св. прав. Симеона и Анны в Елгаве, Никольский морской собор в Лиепае.

Полностью отстроена церковь латыш­ского православного прихода во имя прп. Арсения Великого в Айнажи. Восстанавливается латышский приход в Колке. Завершается восстановление единоверческого храма Успения Пресвятой Богородицы в Даугавпилсе. Оборудованы храмы в пос. Седа, в г. Валке.

Построены храмы в Саласпилсе, Огре. Возрождается Свято-Духовский монастырь. Совершена закладка ряда церквей и часовен.

12 марта 2013 года в составе Церкви была образована Даугавпилсская епархия, вместе с чем в Латвийской Церкви стало два правящих архиерея.

Источник

Латвийская православная церковь отделилась от РПЦ

Очередное проявление русофобии, так на решение латвийского сейма отреагировали в нашем МИД. Рига превзошла Средневековье, вот заявление из Московского патриархата. Все это реакция на постановление об отделении латвийской православной церкви от РПЦ.

Это решение депутаты приняли в срочном порядке, и вот теперь до 31 октября латвийская церковь должна привести свой устав в соответствии с поправками. Все это нарушение действующих норм, по конституции Латвии церковь отделена от государства, такие решения не могут принимать светские власти. Эти действия не пройдут без последствий, еще одно заявление нашего МИД.

Источник

Категория:Латвия

Ла́твия (латыш. Latvija ), официальное название — Латви́йская Респу́блика (латыш. Latvijas Republika ) — государство в Северной Европе. Население по оценочным данным на 1 мая 2015 года составляет 1 980 700 человек.

Крупнейшие города [ править ]

  • Рига
  • Даугавпилс
  • Вентспилс
  • Лиепая
  • Елгава
  • Юрмала

Православие в Латвии [ править ]

Православие в Латвии — одна из трёх крупнейших религиозных конфессий Латвии наряду с католицизмом и лютеранством, к каждой из которых причисляет себя около трети жителей страны.

В современной Латвии православие главным образом исповедует русскоязычное население страны, хотя в стране много православных латышей.

История [ править ]

Православие пришло на земли современной Латвии с территории Псковской и Новгородской Руси, проникнув в страну с востока и юга в XI веке. Примечателен тот факт, что православие явилось исторически первой формой христианского вероисповедания на землях Латвии и в Прибалтике в целом.

После 1201 года, во время усиление влияния крестоносцев (меченосцы) и немецких баронов, большинство латышей на западе и севере страны приняло католичество, затем перешло в лютеранство(одна из ветвей протестантизма). На востоке страны (область Латгалия), вошедшем в состав Речи Посполитой, распространилось католичество. Его исповедуют в основном латгальцы и латвийские поляки. В некоторых латгальских общинах сохранялось и православие.

Возрождение православной традиции в латвийских землях началось после присоединения Прибалтики к Российской империи в XVIII веке.

Середина XIX века ознаменовалась массовым переходом латышей в православие. Крестьяне — латыши и эстонцы, эксплуатируемые помещиками-немцами, потомками ливонских рыцарей, находились в бедности и унижении. Ф. М. Достоевский характеризовал положение латышей-крестьян как значительно худшее, чем положение негров рабов на американских плантациях.

Лютеранская господствующая церковь была в полной зависимости от господ-помещиков. В неурожайный, голодный 1841 год, 9 июня, группа крестьян, ища защиты и справедливости, обратилась к епископу Иринарху (Попову), первому рижскому викарию Псковской епархии за помощью. Последний дал им милостыню и посочувствовал, выразив милосердие.

Сочувствие епископа Иринарха к бедам латышского населения привело к тому, что уже в июле со всей Лифляндии крестьяне подали епископу Иринарху около 30 прошений о защите и переводе в Православие от нескольких тысяч крестьян. Подобные действия вызвали крайнее недовольство в среде помещиков-немцев и лютеранских пасторов, стремившихся удержать латышей. Генерал губернатор Матвей Пален при поддержке шефа жандармов лифляндского немца Бенкендорфа добивается от императора Николая I 12 октября 1841 года удаления епископа Иринарха под негласный арест в Псково-Печерский монастырь якобы «для предотвращения крестьянских волнений».

По данным на 1850 год, православие исповедовала примерно восьмая часть латышей и эстонцев Прибалтики. Помимо этого, на востоке страны появилась и старообрядческая община русских поселенцев.

Латвийская Православная Церковь [ править ]

Латви́йская Правосла́вная Це́рковь (латыш. Latvijas Pareizticīgā Baznīca ) — самоуправляемая Церковь в составе Московского Патриархата в Латвии.

История [ править ]

В 1836 году было учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, которое 1 марта 1850 года было выделено в самостоятельную Рижскую епархию, учреждённую 1 июля того же года. Епархиальному архиерею присваивался титул «Рижский и Митавский», каковым стал епископ Платон (Городецкий).

В связи с распадом Российской империи и переводом на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова) Рижская епархия четыре года оставалась без правящего архиерея. Латвийские власти не разрешали въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову), ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых Патриарх Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. В 1918 — нач. 1919 гг.

Рижской епархией временно управлял викарный епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Лишь после того, как на Рижскую кафедру предложено было перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера), латыша по-национальности, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями.

В поисках компромисса с правительством Латвии архиепископ Иоанн (Поммер) ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления. 21 июня 1921 г. Патриарх Московский Тихон, Священный Синод и Высщий Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Православной Церкви.

В 1925 г. архиепископ Иоанн (Поммер) был избран в республиканский Сейм, где отстаивал равноправие Латвийской Православной Церкви с другими религиозными деноминациями Латвии. В 1926 г. возобновила свою деятельность Рижская духовная семинария. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. архиепископ Иоанн был заживо сожжен в своей пригородной даче. Следствие об убийстве архиепископа Иоанна не дало результатов: в убийстве подозревались как спецлужбы Латвии, так и агенты из Советского Союза.

Вскоре после гибели архиепископа Рижского Иоанна (Поммера), в 1936 году руководство Латвийской Церкви заявило о переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, против чего возражали часть священнослужителей и большинство мирян; переход не был признан Московским Патриархатом и большинством других Поместных Православных Церквей. 29 марта 1936 года митрополит Фиатирский Герман (Стринопулос) возглавил хиротонию во епископа бывшего гарнизонного священника из Даугавпилса Августина (Петерсона) с возведением его в сан митрополита Рижского и всей Латвии. В 1938 года была открыта новая кафедра — Даугавпилсская. На нее был хиротонисан архимандрит Александр (Витоль).

В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, предыдущие решения были отменены и Латвийская Церковь вошла в состав Русской Православной Церкви на правах епархии. Митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон) ушел на покой. Латвийская Православная Церковь Константинопольского Патриархата с 1947 года перешла на эмигрантский режим, именуясь «Латвийской Православной Церковью в изгнании».

В 1990 году, по провозглашении государственной независимости Латвии, Священным Синодом РПЦ Латвийской Православной Церкви было предоставлено самоуправление.

В Латвийской Церкви было проведено три Собора: 1997, 2001 и 2003 годов. Внеочередной собор 2009 года.

Современное состояние [ править ]

Главным (кафедральным) собором Латвийской православной церкви является Христорождественский собор в Риге.

C 1993 г. возобновила свою деятельностью Рижская духовная семинария.

Статистика: 118 приходов; 92 священнослужителя (79 священников, 13 диаконов).

Источник
Рейтинг
Загрузка ...