Южная Эстония под властью Польши в 1561—1625 гг. Иезуиты в Эстонии.
Южная Эстония находилась под властью Речи Посполитой с 1561 по 1621 гг. В 1561 г. между правителями Ливонии и польским королем Сигизмундом II было заключено соглашение об образовании на базе орденских и епископских владений в Курляндии Курляндского герцогства, находившегося в вассальных отношениях с Польшей; Южная Эстония была непосредственно подчинена Польше. Польский король позволил местным дворянам сохранить самоуправление и лютеранское вероисповедание, а также признал немецкий язык языком делопроизводства. В действительности же, вскоре началось наступление на права дворян, а административная структура Лифляндии очень скоро была преобразована по примеру Польши.
По окончании первой половины большой войны границей между Польшей и Швецией служила созданная в 1582—1583 гг. в материковой Эстонии демаркационная зона. С той поры название «Ливония» (Лифляндия), обозначавшее ранее территории Эстонии и Латвии, использовалось лишь по отношению к той ее части, что отошла к Польше, т.е. Южной Эстонии и Латвии; владения Швеции – Северная и Западная Эстония – стали называть Эстонией (Эстляндия) (эст. Eestimaa). До начала ХХ в. понятие «Эстония» (Эстляндия) использовалось только как наименование северной части современной Эстонии.
Как жилось Польше в составе Российской империи?
Территория была разделена на три президиата, которые позже были переименованы в воеводства. Центры двух из них (Тарту и Пярну) находились на эстонской территории, третий – Цесис (эст. Вынну) – на латвийской. Возглавляли президиаты, как правило, поляки или литовцы. Большая часть земель (многие поместья остались без владельцев) отошла государству.
На государственных землях были созданы 20 административных единиц – староств, 10 из них оказались в Южной Эстонии. Староства, в свою очередь, делились на государственные имения – фольварки. Поначалу половина старост, возглавлявших староства, была поляками, половина – литовцами. Позже треть этих мест заняли лояльно настроенные по отношению к Польше местные дворяне.
Часть оставшихся без владельцев земель в Южной Эстонии была передана польским и литовским дворянам в виде пожизненных ленов. Лишившись земельных владений, немецкое дворянство потеряло и возможность единовластно контролировать местное самоуправлении.
Представительские органы лифляндского дворянства (ландтаги президиатов) и городские представительства – магистраты собирались теперь только по повелению короля. На ландтаге Лифляндии были избраны шесть депутатов в представительное собрание Польши – сейм: два поляка, два литовца, два «ливонца» (т. е. немца).
В Южной Эстонии, которая была основной ареной военных действий, в начале XVII в. погибла большая часть населения, хутора опустели, помещичьи хозяйства были запущены и города находились в экономическом упадке. Особенно пострадали находившиеся до 1582 г. под властью Московского царства восточные районы.
В 1558—1582 гг. из Ливонии в Россию были вывезены в качестве пленников 10 000 человек, в основном крестьян. В 1565 г. из Тарту было вывезено почти все немецкое население, примерно 1000 человек. В 1570-х гг. под Москвой образовалось несколько немецких поселений, жителями которых были немецкие пленники, вывезенные из Ливонии, а в самой Москве, недалеко от устья реки Яузы возникло довольно крупное поселение, получившее название Немецкая слобода. В Тарту был назначен православный епископ.
Почему революция в Эстонии не удалась?
Возрождение Лифляндии потребовало от Польши особого внимания. Запустевшие хуторские участки занимал в основном коренной народ (эстонцы и латыши), сюда переселялись и крестьяне из районов, бывших под властью Швеции и Дании.
Польское государство со своей стороны стремилось заселять Лифляндию чужестранцами, при этом колонизационную политику непосредственно направляла католическая церковь. Если польско-литовское государство времен Сигизмунда II Августа (великий князь Литовский с 1529 г., король польский с 1530 г., умер в 1572 г.) было еще весьма толерантно в отношении веры, то во второй половине XVI в. напряжение между представителями разных конфессий росло вместе с развернувшейся по всей Европе контрреформацией. В последние десятилетия XVI в., при королях Стефане Батории и Сигизмунде III, в Польше большим влиянием пользовалась одна из главных сил контрреформации – иезуитский орден. В период расцвета Речи Посполитой католическая церковь играла одну из главных ролей в укреплении и расширении централизованной власти. Организация католической церкви была восстановлена, и в Лифляндии был восстановлен католический епископат, церкви, ранее перешедшие в руки лютеран, вновь возвращались католикам.
В политике польской Лифляндии вопрос вероисповедания приобрел особое значение с 1582 г. Римский папа Григорий XIII (на папском престоле в 1572—1585 гг.) поставил перед собой цель возродить католичество в Северной Европе и в то же время усилить влияние римской церкви на востоке Европы. Лифляндия рассматривалась римской курией, как ключевой пункт между протестантской Скандинавией и «схизматической», православной Россией, поэтому ей уделялось особое внимание. Возрождением католичества в Лифляндии руководил папский легат, один из лучших папских дипломатов, Антонио Поссевино, до 1578 г. занимавший пост секретаря генерала ордена иезуитов. В 1578 г. по поручению папы Григория XIII он был послан в Швецию с заданием убедить короля Юхана III перейти из протестантской веры в католическую, при этом он официально был назначен «апостольским легатом и викарием всех северных стран», включая Великое княжество Литовское и Московское царство, был посредником при заключении Ям-Запольского мирного договора между Россией и Польшей.
На территории Эстонии резиденция иезуитов была основана в Тарту. Как и повсюду, так и в Лифляндии важнейшим направлением деятельности иезуитов были образование и воспитание. Тартуская резиденция была преобразована в коллегию иезуитов (объединение католических духовных и мирских братьев), при которой была основана гимназия.
Кроме того, при коллегии была открыта семинария переводчиков, в задачу которой входила подготовка переводчиков из числа эстонцев, латышей, русских и немцев для католических священников. В документах семинарии упоминается, например, ученик по имени Андреас Эсто, имя которого позволяет полагать, что он был эстонцем. Обучение в гимназии велось на латыни.
Но во время миссионерских странствий иезуиты с помощью переводчиков толковали истины своей веры слушателям на их родных языках. Они активно занимались также изданием духовной литературы, в том числе публиковали церковные книги и на эстонском языке. К сожалению, насколько известно, все напечатанные ими книги на эстонском языке утрачены, сохранилась лишь одна богослужебная книга, изданная в 1622 г. Частично в том, что эти книги не сохранились, повинно и протестантство. Известно, например, что библиотеку иезуитов в Тарту при захвате города уничтожили шведские войска.
Судя по сохранившимся отчетам иезуитов о миссионерских поездках, народ охотно внимал им. Вполне возможно, что отчеты, может быть, и приукрашивали действительное положение, но, разоренная войнами Лифляндия, очевидно, была благодатной почвой для распространения католичества иезуитами.
Вероятно, наибольшего успеха иезуиты добились у эстонцев, которых привлекали красочность богослужения, врачебные навыки иезуитов и внимание их к эстонскому языку. Горожане, в основном немцы, сохраняли верность лютеранству. Так, тартуские немцы пренебрегали иезуитской гимназией, учились в ней преимущественно поляки. Прохладное отношение горожан к иезуитам отражало их отношение к власти поляков в целом, которое отнюдь не было лояльным. И все же, по сравнению с центром Южной Лифляндии, Ригой, в городах Северной Лифляндии была довольно спокойная обстановка и серьезных столкновений, подобных рижским «календарным беспорядкам» (в 1584-1589 гг. рижане протестовали против введения григорианского календаря в Лифляндии) там не было.
В интересах католизации Лифляндии А. Поссевино предложил переселять туда католиков, крестьян, ремесленников и купцов из-за рубежа, в том числе, с итальянских Альп. Католических священников предполагалось найти в Германии. Переселенцам обещали землю и освобождение от налогов на десять лет. Колонистов было не так уж много, но прибывали они из самых разных мест. В результате, население Лифляндии составило весьма пеструю картину в национальном плане: в конце XVI в. в Южной Эстонии проживали поляки, литовцы, немцы, шотландцы, голландцы, венгры и т. д. Более крупные национальные группы различались между собой в социальном плане: бóльшая часть поляков и литовцев относилась к властной верхушке, большинство немцев были горожанами, эстонцы – крестьянами, русские – купцами.
В 1600—1603 гг. Тарту был захвачен шведскими войсками, и деятельность иезуитов прервалась, частично тартуские иезуиты попали в плен и были вывезены в Швецию. После этого ни гимназия, ни семинария полностью восстановить свою деятельность уже не смогли. С покорением Тарту шведами в 1625 г. закончилась в Эстонии эпоха и иезуитов, и католичества вообще. На этом фоне символически выглядит тот факт, что еще годом раньше, в 1624 г., сгорела самая крупная тогда в прибалтийских провинциях католическая церковь – кафедральный собор в Тарту.
Северная Эстония под властью Швеции
В Эстляндском герцогстве, созданном в 1561 г. на территории Северной Эстонии, перешедшей во владение Швеции, до завершения войны с Россией положение оставалось очень нестабильным – многие районы Северной и Западной Эстонии неоднократно переходили из рук в руки шведов и русских. В 1570-х гг. русские войска дважды окружали и важнейший центр Северной Эстонии, Таллинн, который, однако, благодаря мощным укреплениям смог выстоять. Возможность активно приступить к организации управления новым герцогством у шведского правительства появилось лишь после заключения договора о перемирии с Россией в 1583 г. В Северной Эстонии складывалась двойственная административная система – комбинация государственной власти и самоуправления остзейского дворянства. Как сословия Лифляндии на территориях, отошедших Речи Посполитой, так и дворянство и города, переходившие под власть Швеции, делали это с условием, что сохранятся их прежние права. В отличие от Лифляндии, где Польша начала сразу же нарушать договоренности, Шведское королевство выполняло свои обещания, данные как городу Таллинну, так и местному дворянству.
Дворянство Северной и Западной Эстонии объединилось в Эстляндское рыцарство, высшими органами власти которого стали общее собрание – собиравшийся каждые три года ландтаг, и постоянно действующий орган – коллегия ландратов (земских советников). Государственную власть Швеции в Эстляндии представлял наместник короля, позже губернатор; при обустройстве местной жизни учитывались мнение рыцарства. После того, как северная Эстония попала под управление Швеции, все прежние земельные владения Ливонского Ордена, епископов, часть имений, оставшихся без владельцев, перешли в собственность государства, позднее часть этих земель была передана прежним владельцам. На государственных землях создавались государственные имения, которыми управляли фогты. В то же время короли Швеции щедро раздавали земли в частную собственность – в благодарность за заслуги или в качестве пожалованья за службу.
Таким образом, к концу XVI в. большая часть земельных владений в Эстляндии снова оказалась в частном владении, в основном в руках немецких баронов. Тем самым обеспечивались власть и влияние дворянства Эстляндии, как в экономической, так и в политической сфере. Попытки королевской власти ограничить ее всегда наталкивались на сильное сопротивление местного рыцарства. Кроме того, постоянно находившемуся в состоянии войны государству важно было сохранить лояльность местного дворянства, а потому центральная власть вынуждена была учитывать интересы рыцарства.
Остров Сааремаа под властью Дании в 1559—1645 гг.
Развитие о-ва Сааремаа, находившегося с 1559 г. под властью Дании, проходило довольно изолированно от остальной Эстонии. Ленная политика Дании была более предусмотрительной, чем шведская и польская: большая часть земель принадлежала государству, за управление ею отвечал наместник короля.
Несмотря на небольшую долю частных земель на о-ве Сааремаа тоже образовалось самостоятельное рыцарство. Но немаловажное значение имело и то обстоятельство, что на Сааремаа к участию в деятельности местных органов власти привлекались и крестьяне. По Брёмсебрускому мирному договору 1645 г, завершившему очередную войну между Швецией и Данией (военные действия не коснулись территории Эстонии), о-в Сааремаа отошел к Швеции, и с того времени территория Эстонии принадлежала лишь одному государству. В 1654 г. Сааремаа был предоставлен во владение отказавшейся от трона и принявшей католичество шведской королеве Кристине (годы правления 1632—1654). После ее смерти в 1689 г. земли Сааремаа перешли государству и правил там наместник короля.
Источник: www.estonica.org
Эстония. Освобождение или оккупация?
В XIII веке территории, на которых жили эсты, были завоеваны немцами и датчанами. Местное население превратилось в крепостных крестьян — мызников. С 1629 по 1710 Эстония находилась под властью шведов, а с 1710 по 1917 входила в состав Российской империи.
Период вхождения Эстонии в состав России ознаменовался расцветом эстонской культуры, ростом национального самосознания. В 1816 году на территории Эстонии было отменено крепостное право. Мызники обрели свободу. Во второй половине XIX века были изданы первые книги на эстонском языке, в том числе исторический эпос «Калевипоэг». В 1869 году прошел Первый Певческий праздник.
В начале ХХ века стали открываться гимназии с эстонским языком обучения.
В Октябрьском перевороте, эстонские политики увидели шанс для обретения страной независимости. В России никто из лидеров Белого движения этой идеи не поддержал. Большевики, грезившие о мировой революции, признали независимость Эстонии. Правда, не без умысла: все равно скоро «весь мир насилия» рухнет и повсюду взовьются красные флаги. В благодарность, идя навстречу большевикам, Эстония разоружила на своей территории армию Юденича (ранее сыгравшей решающую роль в победе эстонцев над Ландесвером), а в последующее года активно помогала большевикам устоять у власти, став своеобразным «окном» в Западную Европу, через которое из России эшелонами утекали драгоценные металлы, произведения искусства в обмен на хлеб, продовольственные товары а главное, в обмен на возрастающие шансы большевиков удержаться у власти в разоренной Гражданской войной стране.
Надежды на мировую революцию не оправдались, но большевики удержались у власти. Не в последнюю очередь и благодаря Эстонии.
В конце тридцатых годов над миром нависла новая напасть — фашизм. Дабы избежать угрозы войны, западные страны одна за другой стали заключать с фашисткой Германией сепаратные договора о ненападении. Заключила такой договор и Эстония, Договор сопровождался секретной клаузулой, согласно которой Эстония обязывалась принять «с согласия Германии все необходимые меры военной безопасности по отношению к Советской России». По сообщению германского посланника в Таллине начальник штаба эстонской армии Реэк заявил ему, что Эстония может содействовать Германии в установлении контроля над Балтийским морем, в том числе в минировании Финского залива против советских военных кораблей.
Советский Союз не захотел воевать в одиночестве с грозным врагом и, подобно другим странам Европы, заключил с Германией пакт о ненападении. К пакту был добавлен секретный протокол о разделе сфер влияния. Эстония, согласно этому протоколу, попала в сферу влияния СССР.
Дабы избежать военного столкновения с могучим соседом, правительство Эстонии дало добро на ввод советских войск на свою территорию. Следом за вводом войск настал черед советизации страны.
Чтобы «делу дать законный вид и толк» в городах и весях страны были организованы «стихийные» митинги: что-то наподобие майданов, но без захвата президентского дворца, без выстрелов и бутылок с зажигательной смесью. Все проходило мирно. Под возгласы «всеобщего» ликования, Эстония, путем ряда уступок могучему соседу, вошла в состав Советского Союза.
Естественно, что спустя короткое время начались процессы экспроприации заводов и фабрик, коллективизация. Потянулись в Сибирь эшелоны с репрессированными кулаками, буржуями и другими «врагами народа» — все, через что прошла Россия, но немного в меньшем размере (без голода, массовой беспризорности и пр.) прошла и Эстония.
К чему нам сегодня эти общеизвестные факты?
К тому, что история не черная и не белая, а такая, какая есть, и все в ней перемешано.
К сожалению, сегодня, стоящие у руля власти, политики Эстонии представляют отношения с Россией только в черном свете. Все, что было позитивного, напрочь забыто, а все раны обильно посыпаются солью.
О том, что, во-многом, благодаря большевикам и их надругательством над Россией, появилось на карте Европы такое государство, как Эстония, не вспоминает никто.
Не любят эстонские политики говорить о том, как Эстонское правительство поддерживала большевистскую власть, как сгноило в бараках десятки тысяч солдат армии Юденича, еще недавно помогавших молодой республике в борьбе с Ландесвером.
Не любят эстонские политики вспоминать о том, какие доходы получала страна от посредничества в перепродаже вывозимых из СССР ценностей.
И напрочь забыли, что несмотря ни на что, осознание эстонцев как нации произошло в период нахождения Эстонии в составе Российской империи, а не при шведах или датчанах.
То ли в результате такой забывчивости, то ли по злому умыслу в сегодняшней Эстонии правительство приняло решение о поэтапном прекращении в стране финансирования школ с русским языком обучения.
Для сравнения: в Российской империи, в «тюрьме народов», в начале ХХ века открывались гимназии с эстонским языком обучения.
Весь мир празднует победу над фашизмом. В Эстонии называют освобождение страны от фашизма оккупацией. Сегодня, начатая в апреле 2007 года с «Бронзовой ночи» война с памятниками, вступила в завершающую стадию. Правительство единогласно приняло решение о демонтаже всех памятников, связанных с освобождением страны от фашистов.
Да, в истории много неоднозначных моментов, но нельзя же все до такой степени упрощать! Без победы над фашизмом, не было бы сегодня Эстонии как самостоятельного государства, не было бы в стране школ с эстонским языком обучения и уж тем-более эстонского языка, как государственного.
Русский народ в ХХ веке перенес страданий не меньше эстонского, но в России раны не растравляют, а лечат. Не надо унижать тех, кто живет рядом, даже если они воспринимают историю не так как вы.
История любого народа не черная и не белая, а такая, какая она есть и надо ее чтить, а не переписывать в угоду момента.
Хорошо переписывается история во многих бывших республиках СССР. Делается это новыми нуворишами и правителями этих республик, чтобы народ не очень возмущался их делами. «Исторически» обосновывают свои грязные дела.
Жму на «понравилось.
Всего вам самого доброго!
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: proza.ru
История Эстонии
Эсто́ния (эст. Eesti), официальное название — Эсто́нская Респу́блика (эст. Eesti Vabariik) — государство в Европе на северо-восточном побережье Балтийского моря.
На востоке граничит с Россией, на юге — с Латвией. На севере отделена от Финляндии Финским заливом, на западе от Швеции — Балтийским морем.
Расположена в северо-восточной части Европы. Омывается с севера водами Финского залива, с запада — Балтийским морем и Рижским заливом, граничит с Латвией на юге и с Россией — на востоке. Длина береговой линии 3 794 км. В состав Эстонии входит 1 521 остров в акватории Балтийского моря общей площадью 4,2 тыс. кмІ. Самые крупные из них — Сааремаа и Хийумаа, а также Муху, Вормси, Кихну и др.
Несмотря на значительную площадь, на островах проживает менее 5 % населения страны. Реки Эстонии невелики, но достаточно полноводны. Площадь Эстонии 45 226 кмІ.
1. Доисторический период
Жизнь людей на территории современной Эстонии стала возможна после отступления ледника во время последнего ледникового периода около 12 тысяч лет назад. Согласно археологическим данным, древнейшим из известных поселений здесь явилась стоянка древних людей на берегу реки Пярну у деревни Пулли, что находится вблизи города Синди.
Стоянка датируется началом IX тысячелетия до нашей эры. Более поздние поселения общин охотников и рыбаков, датируемые серединой VII тысячелетия до нашей эры, были обнаружены в окрестностях города Кунда, в северной Эстонии. Костяные и каменные предметы, схожие с найденными под Кунда, находят и в других местах Эстонии, а также в Латвии, северной Литве и южной Финляндии. Так называемая кундская культура существовала вплоть до эпохи мезолита (V тысячелетия до нашей эры).
С V по III тысячелетие до н. э. территория Эстонии была заселена народами культуры ямочно-гребенчатой керамики, жившими также в Финляндии, Швеции и на восток до Урала.
В эпоху неолита (IV—II тысячелетие до н. э.) прежнюю культуру сменяет культура шнуровой керамики, распространённая также в Центральной и Восточной Европе и Скандинавии. Представители культуры шнуровой керамики, предположительно, некоторое время сосуществовали с прежними обитателями.
В I тысячелетии до н. э. население территории нынешней Эстонии переходит к оседлому образу жизни и строит первые укреплённые поселения (городище Иру близ Таллина). С середины I тысячелетия до н. э. развиваются связи с соседями, возникают сухопутные и морские пути, на перекрёстке которых в дальнейшем возникали поселения
Название Эстония может происходить от слова «Aestii», которое впервые упоминается римским историком Тацитом в 98 году н. э. в трактате «О происхождении германцев и местоположении Германии». Так, по его словам, германцы называли народы, жившие на северо-восток от реки Висла.
2. Средневековье
2.1 Походы русских князей на «чудь» и крестовые походы
Первые упоминания о городах Тарту (Юрьев, Дерпт) и Таллин (Колывань, Лидна, Линданисе, Реваль; эстонское название предположительно означает «датский город») появились в XI и XII веке. Как явствует из Повести временных лет, в 1030 году киевский князь Ярослав Мудрый предпринял поход на чудь1, покорил их и заложил город, названный Юрьев, по христианскому имени князя. По-видимому, тогда же окрестные племена начали платить дань русским князьям. Так, согласно Новгородской первой летописи, весной 1061 года, воспротивившись сбору дани князем Изяславом, чудь сожгла Юрьев и, начав с разорения окрестных сёл, дошла до Пскова, однако была разбита псковскими и новгородскими войсками.
В 1116 году новгородцы взяли город Медвежья голова (совр. Отепя). 23 января 1131 года (1132 года по современному календарю) Всеволод Мстиславич был разбит чудью в Клине. 9 февраля 1133 года (1134) года тот же князь с новгородским войском взял Юрьев.
Зимой 1176 г. эсты напали на Псков, но взять не смогли, а в 1179 году князь Мстислав Ростиславич, вступив 1 ноября на новгородское княжение, немедленно предпринял успешный поход в чудскую землю. В 1191 году князь Ярослав с новгородцами и псковичами взял Юрьев («иде князь Ярославъ с новгородци и со плесковици и со всею областью своею на Чюдь и взя город Гюргевъ, и пожгоша землю их и полона бещисла приведоша»), а в следующем году город Медвежья голова.
В конце XII века начался Ливонский крестовый поход, который распространился в начале XIII века и на Эстонию, подвергшуюся немецкой церковно-феодальной агрессии. С созданием Ордена меченосцев (1202 год) началось ее завоевание чужеземцами. В 1208 году ливы и латыши были покорены Орденом. В 1210 году войском меченосцев был взят Вильянди. В 1211 году эсты разбили крестоносцев на реке Юмера.
В 1212 году, согласно Новгородской летописи, князь Мстислав совершил два успешных похода на чудь, захватив в первом большое количество скота, а во втором без штурма покорив город Медвежья голова. Согласно Ливонской хронике, Мстислав предпринял свой поход в Эстонию, узнав о том, что она подверглась нападению крестоносцев, но, не застав в ней последних, поскольку они уже отступили в Ливонию, осадил город Варболэ и, взяв с него выкуп, ушел. Та же хроника утверждает, что во время его отсутствия во Пскове эсты во главе со старейшиной Лембиту совершили удачный набег на город (данный факт не зафиксирован ни в псковской, ни в новгородской летописях).
В 1217 году эсты потерпели поражение в битве с крестоносцами при Вильянди, где погиб предводитель эстонских воинов, старейшина Лембиту.
2.2 Под датским господством
В 1219—1220 годах состоялся Датский крестовый поход в Эстонию, в ходе которого датчанами была захвачена северная Эстония.
В результате восстания 1223 года, начавшегося со взятия и разрушения эзельцами (жителями острова Сааремаа) замка, построенного незадолго перед этим датчанами, почти вся территория Эстонии была освобождена от крестоносцев и датчан. Был заключён союз с новгородцами и псковичами. В Дорпате, Вилиендэ и других городах были размещены небольшие русские гарнизоны (в этом году состоялась знаменитая битва на реке Калке, в которой объединённое войско южных русских княжеств и половцев потерпело сокрушительное поражение от монголов). Однако уже в следующем году Дорпат (Юрьев), как и остальная материковая часть Эстонии, был вновь захвачен крестоносцами.
К 1227 году немецкому рыцарству удалось овладеть всей территорией страны. В 1237 году Орден меченосцев вошёл в состав Тевтонского ордена. Северные уезды (Рявала, Харью и Вирумаа) отошли к Дании по договору 1238 года в Стенбю, часть земель была роздана вассалам Ордена.
Из восстаний эстов XIV века наиболее известны жестоко подавленные восстание Юрьевой ночи (23 апреля 1343 года) и восстание на Сааремаа с захватом Пейде (24 июля 1343 года).
2.3 В составе Тевтонского ордена
В 1346 году датский король Вальдемар IV Аттердаг продал датскую часть Эстландии великому магистру Тевтонского ордена Генриху Дуземеру, который вскоре передал её ландмейстеру Тевтонского ордена в Ливонии Госвину фон Херике. В 1347 году эстландскому рыцарству, монастырям и городу Ревель были подтверждены их привилегии.
В начале XVI века окончательно утвердилось крепостное право. Вся административная и судебная власть находилась в руках немецких магистратов. В городах образовались купеческие гильдии и цехи ремесленников. Ревель, Дерпт, Пернау и Феллин входили в Ганзейский союз.
Архитектурный облик городов, особенно Таллина с его средневековой готикой, формировался под сильным влиянием западной и североевропейской («ганзейской») архитектуры. Движение Реформации, начало которой было положено Мартином Лютером в Германии (1517), получило широкое распространение в Эстонии. Одним из главных требований Реформации было проведение богослужения на языках местных народов, что стало причиной издания в Германии первых книг на эстонском языке (1525, 1535).
К началу Ливонской войны (1558—1583) население Эстонии составляло от 250 000 до 300 000 человек. Результатом этой войны стало прекращение существования Ливонской конфедерации. Северная часть Эстонии оказалась под властью шведов, а Южная Эстония — Речи Посполитой. Таллин, преследуя свои торговые интересы, добровольно принял протекцию Швеции.
В 1559 году Дания захватила остров Сааремаа и часть западной Эстонии. Датский король отдал эти земли во владение герцога Магнуса Гольштейна. В 1561 году Дерптское епископство (Тарту) было захвачено Россией.
2.4 Под шведским господством
В 1561 году шведская армия высадилась в Ревеле и взяла под контроль северную часть средневековой Ливонии.
В ходе Ливонской войны русские войска подступали под стены Ревеля по приказу царя Ивана Грозного дважды: в 1570 и 1577 году, но оба раза осада окончилась ничем. К моменту окончания Ливонской войны население Эстонии сократилось до 120 000—140 000 человек. Россия уступила все захваченные в Ливонии территории Польше (договор подписан в 1582 году) и Швеции (договора 1583 и 1595 годов).
В начале XVII века борьба за Прибалтику между Швецией и Речью Посполитой продолжилась, и по условиям завершившего её Альтмаркского перемирия 1629 года к Швеции отошло целиком всё Лифляндское герцогство (включавшее современную Южную Эстонию и Северную Латвию). После поражения в войне 1643—1645 годов Дания уступила контроль над Сааремаа и Швеция владела всей современной территорией Эстонии.
Шведское господство оспаривалось Польшей в войне 1654—1660 годов и Россией в войне 1656—1661 годов, но Швеция сохранила свои позиции в Эстляндии до конца века. Население Эстляндии восстановилось до 400 000 человек.
До XVII века основой экономики Эстонии служила торговля. В силу выгодного территориального расположения через Таллин и Нарву проходили товары из Европы в Россию и обратно. Река Нарва обеспечивала связь с Россией: Псковом, Новгородом, Москвой. Основное число аристократов-землевладельцев в Эстонии составляли немцы и шведы.
В 1671 году был принят закон, разрешающий возвращение бежавших крестьян, а также их запись в крепостных книгах. В средние века Эстония являлась крупным поставщиком зерна в северные страны. Только в XVII веке началась индустриализация добывающих отраслей и деревообработки.
С конца XVII века получило распространение школьное обучение на эстонском языке. В 1684 году при поддержке шведской королевской власти близ Тарту была открыта учительская семинария, где преподавал Бенгт Готтфрид Форселиус. В годы Великого Голода (1695—1697), из-за неурожайных лет, население сократилось приблизительно на 70 000 человек. Около 6 процентов населения Эстонии проживало в 10 городах, крупнейшими из которых были Ревель (Таллин), Дерпт (Тарту), Нарва, Аренсбург, Пернау, Феллин.
3. Эстония в составе Российской империи (1721—1918)
В начале XVIII века интересы Российской империи в Балтийском регионе столкнулись с интересами Швеции. Северная война (1700—1721) завершилась капитуляцией Швеции и присоединением в 1710 году Эстонии и Латвии к Российской империи, что было официально закреплено Ништадтским мирным договором 1721 года.
На территории Северной Эстонии была образована Ревельская губерния (с 1783 — Эстляндская), а Южная Эстония вместе с Северной Латвией образовывали Лифляндскую губернию. После присоединения эстонских земель к Российской империи Пётр I восстановил права немецкой аристократии, утерянные при шведском правлении.
За время Северной войны и эпидемии чумы 1710—1711 годов население Эстляндской губернии уменьшилось до 150 000—170 000 человек, но вскоре начало стремительно расти и к 1765 году достигло 400 000 человек.
В 1739 году на эстонском языке была впервые издана Библия. К концу XVIII века более половины населения губернии умело читать.
Появление новой российской столицы Санкт-Петербург сильно снизило торговое значение таких городов как Ревель (Таллин) и Нарва.
К 1790 население Эстляндской губернии насчитывало около 500 000 человек. Выросло и городское население (1782): Ревель (Таллин) — 10.700, Дерпт2 (Тарту) — 3400, Нарва — 3000, Пернау (Пярну) — 2000. В первой половине XIX века немцы составляли 40—50 % горожан, и только 20—40 % являлись эстонцами.
В 1802 году заново открылся основанный в 1632 году Тартуский университет, двери которого были закрыты во время Северной войны.
В том же году была проведена реформа, смягчающая крепостное право, обеспечивающая имущественные права крестьян на движимое имущество, и создавшая суды для решения крестьянских вопросов. Упразднение крепостного права в 1816 стало важным шагом на пути освобождения эстонских крестьян от немецкой зависимости, однако прошло ещё несколько десятилетий, прежде чем они получили право приобретать землю в собственность.
В 1821 году начинает выходить «Крестьянский Еженедельник» (эст. «Marahwa Nдddala-Leht») под редакцией Отто Масинга. В 1838 году в Дерпте (Тарту) основывается «Общество учёных Эстонии», участниками которого были такие учёные как Фридрих Роберт Фельман и Фридрих Рейнхольд Крейцвальд. В 1843 году пастор Эдуард Ааренс (1803—1863) публикует грамматику эстонского языка, которая заменяет германо-латинскую модель, использовавшуюся до этого. В 1840-ых годах не менее 64000 крестьян приняли православие. Однако в следующие два десятилетия было подано свыше 35000 ходатайств о возврате в лютеранскую церковь.
Аграрный закон 1849 года разделил земли поместий и разрешил продавать и сдавать землю в аренду крестьянам. В 1863 году крестьяне получили удостоверяющие личность документы, и право на свободу передвижения. К концу XIX века более 80 % крестьян на юге Эстонии и свыше 50 % на севере являлись владельцами или арендаторами земли, что положительно сказалось на экономике страны.
3.1 Эстонская культура и национальное движение
Аграрные реформы и развитие системы образования при императоре Александре II способствовали зарождению эстонского национального движения. Ярким представителем такого движения стал Якоб Хурт (1839—1906) — основатель национальной идеологии, считавший, что миссия движения должна быть культурной, а не политической. Более радикальное направление возглавлялось Карлом Робертом Якобсоном (1841—1882), педагогом, писателем, журналистом, основателем первой политической эстонской газеты «Сакала» (выходила с 1878 по 1882 годы). Сформулированная им политическая программа требовала равных прав для немцев и эстонцев. Он отмечался российским правительством, как главный противник балтийских немцев в Эстонии.
Общество эстонских писателей (1872—1893), основанное в Дерпте (Тарту), и объединявшее эстонских интеллектуалов, организовало сбор фольклора и этнографических материалов и их публикацию на эстонском языке. С 1870 года был образован первый эстонский театр — «Ванемуйне» (эст. «Vanemuine»). Следуя немецким традициям, в 1869 году был организован первый Певческий праздник — фестиваль песни, собравший более тысячи певцов и музыкантов, и аудиторию свыше 12 000 человек. Этот фестиваль, проходящий каждые 4 года, и сегодня является одной из самых известных традиций Эстонии.
В конце XIX века, из-за усиления Германии, царское правительство начало проводить политику снижения немецкого влияния, названную политикой русификации. В 1882—1883 годах российский сенатор Николай Манасейн организует ревизию в балтийских провинциях. Ревизия показала, что балтийские немцы до сих пор господствуют в административных органах, экономической и политической сферах.
Были проведены реформы, после которых практически вся административная власть была сосредоточена в руках русских. Но реформы так и не были завершены — большинство чиновников не было знакомо с местными условиями, не знало языка. Таким образом, особенно в провинциях, влияние балтийских немцев осталось неизменным вплоть до 1917 года.
В 1897 году население Эстонии составило 958 000 человек, 90 % — эстонцы, около 4 % — русские и 3,5 % — балтийские немцы. Около 65 % населения были заняты в сельском хозяйстве, 14 % работали в индустриальном секторе и строительстве и около 14 % были заняты на транспорте и в сфере обслуживания. Балтийские немцы и русские оставались интеллектуальной, экономической и политической элитой общества.
Уже в 1914 году в рядах русской армии служило 140 эстонских кадровых офицеров, в сражениях Первой мировой войны участвовало около ста тысяч эстонцев, и 2000 из них получили офицерские звания. Семь старших офицеров командовали полками, 17 — батальонами, 13 имели академическое военное образование, 12 носили звание полковников, 28 — подполковников, трое служили во время войны начальниками штабов дивизий.
Во время Первой мировой войны за храбрость и умелое руководство боевыми действиями офицеры-эстонцы были награждены 333 российскими орденами, в том числе 47 орденами Святого Георгия. Получил этот почётный боевой орден за личную храбрость и будущий герой Освободительной войны Юлиус Куперьянов, награжденный еще пятью орденами: св. Анны трех степеней и св. Владимира двух степеней.
3.2 Борьба за независимость
Под влиянием революционного движения в Российской империи в 1905 году по территории Эстонии прокатилась волна массовых забастовок рабочих. Национальная буржуазия выступила с требованием проведения либеральных реформ. Организованные выступления рабочих возобновились в 1912 и особенно с 1916.
После Февральской революции на основании положения Временного правительства России от 30 марта 1917 года «Об автономии Эстляндии» в состав Эстляндской губернии были включены северные уезды Лифляндской губернии с эстонским населением. Губернатором автономной Эстляндии был назначен бывший ревельский городской голова Яан Поска, а исполнительным органом нового автономного образования стал Временный Земский Совет Эстляндской губернии.
Первоначально большинство эстонских партий видели дальнейшую судьбу Эстонии в качестве автономной территории в составе демократической России, однако в связи с произошедшим Октябрьским переворотом и неприемлемостью коммунистической идеологии, был взят курс на строительство независимого государства. В октябре 1917 года, когда к власти пришли большевики, их идеи экспроприации и национализации не нашли поддержки у большей части населения Эстонии.
28 ноября 1917 года Временный Земский Совет Эстляндской губернии провозгласил себя верховной властью, до созыва Конституционного совета. Это был первый шаг к независимости. Однако большевики распустили Земский Совет, и лидеры эстонской политики были вынуждены уйти в подполье. В начале 1918 года, были проведены выборы в Конституционную Ассамблею.
Результатом стал приход к власти партий (около 2/3 голосов), поддерживавших идею независимого государства. С началом немецкого наступления, 19 февраля Земский Совет решил провозгласить независимость Эстонии. Был организован Комитет Спасения под председательством Константина Пятса (1874—1956).
24 февраля 1918 года, когда большевики покинули Ревель, был опубликован «Манифест ко всем народам Эстонии» (т. н. «Манифест о независимости»). Манифест объявлял Эстонию независимой демократической республикой, нейтральной по отношению к Российско-Германскому конфликту. В тот же день Константин Пятс был избран главой нового Временного Эстонского Правительства.
На следующий день в Ревель вошли немецкие войска. Германия, при поддержке высших классов балтийских немцев попыталась заставить вступить Латвию и Эстонию в союз с Германией. Сразу после оккупации немецкое правительство во главе Вильгельмом II ввело землевладение по типу феодального. В знак протеста 12—14 сентября и 9 ноября в оккупированном немцами Ревеле произошли забастовки, которые поддержало большинство рабочих.
После начавшейся в Германии 9 ноября 1918 года Ноябрьской революции, причиной которой было поражение Кайзеровской империи в Первой мировой войне, министр обороны провозглашённой немецкими революционерами Веймарской республики отдал приказ о вывода дивизий Германской имперской армии из Прибалтики. Однако в действительности немцы не торопились с выводом всех войск, так как надеялись использовать их для сохранения своего влияния в Прибалтике путём установления прогерманских режимов в Латвии и Эстонии.
В Эстонии эта цель немцами так и не была достигнута, но зато в случае с Латвией им это почти удалось, когда вместо свергнутого по причине сотрудничества с Антантой кабинета министров Латвийской Республики во главе с К. Улманисом, ими было назначено марионеточное правительство А. Ниедры. 19 ноября 1918 года в Риге представители Германии подписали с Временным правительством Эстонии договор о передаче последнему всей власти в стране. Опасаясь угрозы захвата Красной Армией территории своих новопровозглашённых государств руководители борьбы за независимость Эстонии и Латвии за неимением в своём распоряжении достаточных резервов и времени для формирования национальных вооружённых сил были вынуждены принять помощь, предложенную им командованием Германской армии.
В Ревеле тем временем Совет рабочих депутатов обратился за поддержкой к большевистскому правительству, которое ещё 13 ноября аннулировало Брестский мир в одностороннем порядке, после чего увеличило свою помощь пробольшевистским силам в Эстонии.
В Красной Армии формировались специальные эстонские части (т.н. Красные эстонские полки). Координация и политические контакты поддерживались через Бюро эстонской секции РКП(б).
9 ноября 1918 части 7-й армии Рабоче-крестьянской Красной Армии, в том числе и Красные эстонские полки, заняли Нарву, где в тот же день была провозглашена Эстляндская трудовая коммуна. Власть передана Совету Коммуны (председатель Я. Анвельт, члены: В. Кингисепп, Р. Вакман, А. Вальнер, И. Кясперт, К. Мюльберг, И. Мяги, X. Пегельман, О. Рястас, М. Тракман). Правительство РСФСР декретом 7 декабря 1918 за подписью Ленина признало независимость Советской Эстонии. К январю 1919 Красная Армия заняла две трети территории страны и стояла в 35 километрах от Таллина.
На занятой Красной Армией территории вновь стали действовать декреты Советской власти. Но в аграрном вопросе были допущены ошибки (на базе бывших помещичьих имений создавались только государственные хозяйства, земля не была передана крестьянам и др.), что настроило против большевиков большинство крестьян.
4. Война за независимость (1918-1920 гг.)
Эстонскую войну за независимость в период 1918—1920 эстонские и западные историки называют также «Освободительной войной». В советской историографии она трактовалась как гражданская война эстонских «белых» и «красных», при этом замалчивались боевые действия в 1919 году на территории Латвии, в которых Вооружённые силы Эстонии противостояли подразделениям Прибалтийского ландесвера (вооруженные силы прогерманского Балтийского герцогства, сформированные в основном из остзейских немцев3).
На помощь правительству Пятса пришли войска Антанты, в основном британские. 12 декабря 1918 в Таллин прибыла английская эскадра, Финляндия помогла оружием и добровольцами, на фронт прибыли построенные на эстонских заводах бронепоезда. На территорию Эстонии также отступил Особый Псковский Добровольческий корпус Белой армии.
Объединённые силы Белой армии, Вооружённых сил Эстонской Республики и английской эскадры в начале января 1919 перешли в наступление. Быстрые и неожиданные действия, стремительные рейды десяти бронепоездов и поддержка английской эскадры привели к вытеснению за пределы Эстонии частей Красной армии и отрядов Эстляндской Трудовой Коммуны. В 1919 году сформированная на территории Эстонии белогвардейская Северо-Западной армии Юденича вместе с эстонскими войсками провела два наступления на Петроград (см. Петроградская операция). В самой Эстонии начались преследования коммунистов, в феврале 1919 было подавлено Сааремааское восстание.
Выборы в Учредительное собрание (первый эстонский парламент) состоялись в начале апреля 1919 года, а первое заседание прошло 24 апреля 1919 года. Вскоре Великобритания, Франция и Италия признали независимость Эстонии de facto. 5 июня прекратило деятельность правительство Эстляндской трудовой коммуны.
Важным событием 1919 года в истории борьбы за независимость стала победа эстонских подразделений под командованием генерала Лайдонера над отрядами Прибалтийского ландесвера, происшедшая под латвийским городом Цесис (эстонское название — Вынну). Это достижение являлось одной из ряда побед в походе Эстонской армии на Ригу, происходившего 20 июня — 3 июля 1919 года, в конечном итоге которого из латвийской столицы были вытеснены вооружённые формирования Балтийского герцогства и восстановлено правительство Латвийской Республики во главе с Карлисом Улманисом. Ныне «победа под Вынну» 23 июня 1919 г. отмечается как День Победы и является эстонским государственным праздником.
10 октября 1919 года эстонское правительство утвердило земельную реформу, по которой были отчуждены и разделены между эстонскими крестьянами земли 874 баронских владений (мыз). В свою очередь, Советской России было крайне необходимо «открыть окно на запад»: через Эстонию в 1920 году проходил весь товарооборот страны, осуществлялась связь с миром по дипломатическим каналам.
Ещё летом 1919 года Совнарком Советской России обратился к правительству Эстонии с предложением о мирных переговорах. Поводом для переговоров стал указ белого генерала Колчака «о единой и неделимой России».
7 августа Юденич передал Лайдонеру письмо о признании независимости Эстонии, надеясь что Эстонские войска будут участвовать в наступлении на Петроград. Давление на Эстонию также оказали западные союзники.
Однако Эстония сняла с фронта свои войска, обнажив левый фланг белых, узнав о приказе о «Единой неделимой России» адмирала Колчака, которому подчинился генерал Юденич. Революционные матросы высадились у Красной горки и ударили по флангу. Катастрофа стала неизбежной, поскольку Эстония закрыла свои границы, армия Юденича оказалась в блокаде, без подвоза, снабжения и пополнения.
После поражения Северо-Западной армии под Петроградом в ноябре 1919 года Эстония согласилась впускать в страну части белых только при том условии, что они сдадут оружие, всё военное имущество и знаки различия.
В 1919—1920 годах от болезней и голода в лагерях на территории Эстонии погибла большая часть интернированной Эстонией Северо-Западной белой армии генерала Юденича и значительная часть русских беженцев. Эстонский источник отрицает плохое обращение с интернированными русскими.
Остатки армии смогли покинуть территорию Эстонии только через несколько лет, после выдачи так называемых «нансеновских паспортов».
2 февраля 1920 года между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Эстонской Республикой был заключён Юрьевский мирный договор, которым обе стороны официально признали друг друга (первый международный договор обоих государств). Согласно Тартускому мирному договору, РСФСР признала независимость Эстонии, а также передала ей часть территории, на тот момент находившейся в составе РСФСР, но контролирующейся по окончании войны эстонскими войсками (Эстонская Республика, независимость которой была признана Советской Россией, стала первым государством, признавшим саму РСФСР). Согласно нынешней, официальной позиции Эстонии, Тартуский мирный договор не утратил юридическую силу в 1940 году с прекращением существования Эстонской Республики как независимого государства, поскольку вхождение Эстонии в состав СССР в современной Эстонии официально трактуется как оккупация.
Таким образом, РСФСР стала первым государством, юридически признавшим Эстонскую Республику.
17 февраля 1920 г. вышло секретное распоряжение министра внутренних дел Эстонской Республики касательно Северо-Западной армии, о выполнении которого различные источники свидетельствуют следующее:
«… из Эстонии производятся массовые выселения русских подданных без объяснения причин и даже без предупреждения… Русские люди в этих провинциях бесправные, беззащитные и беспомощные. Народы и правительства молодых балтийских государств совершенно опьянены вином национальной независимости и политической свободы».
— бывший министр Временного правительства России Гучков в письме Черчиллю
«Русских начали убивать прямо на улице, запирать в тюрьмы и концентрационные лагеря, вообще всячески притеснять всякими способами. С беженцами из Петроградской губернии, число коих было более 10 000, обращались хуже, чем со скотом. Их заставляли сутками лежать на трескучем морозе на шпалах железной дороги. Масса детей и женщин умерло.»
— Секретный доклад С.-З. фронта о положении русских в Эстонии, 1920. Изд-во Гессена, Берлин, 1921
«…Закулисные переговоры с большевиками шли уже в октябре, в разгар боев за Петроград. Армию Юденича попросту продали. Ценой её гибели Эстония купила себе право на суверенитет, еще не признанный ни одним государством. Обескровленные в боях, деморализованные отступлением, белые части прижимались подавляющими силами красных к эстонской границе.
Вынужденные отступать на чужую территорию, они нашли здесь не друзей и союзников, а врагов. Русских стали разоружать и интернировать, загоняя в лагеря. Кормить солдат и офицеров Юденича Эстония отказывалась за дефицитом собственного продовольствия. Вчерашних союзников, еще недавно освобождавших Эстонию, загнали в концлагеря под открытым небом, в лучшем случае — с неотапливаемыми бараками. В лохмотьях, что на ком уцелело в боях,
Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.), обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.
Источник: xreferat.com