Здесь речь пойдет о народе, происхождение и проживание не однозначно отражено в различных источниках. Путаницы много, разобраться сложно. Это название уже встречалось на нашем сайте — Венеды.
Согласно Большой энциклопедии ВЕНЕДЫ (венеты, венды, винды) — древнейшее зафиксированное в письменных источниках название славян (именно в дошедших до нас источниках, прошу учитывать!). Геродот (пятый век до н.э.), перечисляя племена прибалтийских земель, назвал «энетов». Возможно, это является первым упоминанием о Венадах.
В первые века н. э. упоминание о Венедах встречается в трудах Плиния Старшего, Тацита, Птолемея, Иордана, таблицах Пёйтингера и др. Позже, в средние века, немцы назвали славян Венедами (Wenden, Winden), а финны и в настоящее время именуют русских Венедами (venaja).
Teppитория Венедов, видимо, охватывала огромные пространства от Одры на Западе до водораздела между Днепром и Окой на Востоке и между Балтийским морем на Севере и Прикарпатьем на Юге. Соседями Венедов в источниках упоминаются германцы, финны и сарматы; несомненно, они граничили также с балтийскими племенами.
Почему БАЛТЫ ближайшие родственники СЛАВЯН???
На той территори Венедов, которую очерчивают письменные источники, известны археологические памятники оксывского, пшеворского и зарубинецкого типов (рубеж н. э. и первые века н. э.). Известны укрепленные и открытые поселения Венедов и их могильники с трупосожжением, состоящие иногда из многих сот погребений. Раскопками открыты остатки деревянно-глинобитных построек, бывших жилищами, а также хоз.сооружения.
Венеды занимались земледелием, оседлым скотоводством, охотой, рыболовством,собирательством. Венеды достигли высокого уровня в обработке металлов.
В начале нашей эры Венеды начали проявлять политическую активность. Они пришли в столкновение с Римом. Римский император Волузиан (3 в) за победу над Венедами получил титул «Венедского». Иордан (6 в) сообщал, что в его время Венедами чаще именовались антами и склавинами, но вместе с тем он перечислял Венедов, антов исклавинов как три отдельных группы племен.
Названия Wenden, Winden употреблялись немцами в средние века для обозначения славян вообще, а слово «Россия» по-фински и по-эстонски звучит, соответственно, «Venaja» и «Vene» Предполагают, что эти этнонимы также связаны с названием «венеды».
Согласно славянофинской теории, венеды были арийским протославянским народом, покорившим и заселившим регион между Балтийским и Адриатическим морями.
Как бы там ни было, древнейший индоевропейский народ Европы ВЕНЕДЫ занимал обширные территории Европы и играл большую роль в истории Европы с 2000 г. до н.э. по 17 в. до н.э. Отголоски тех времён это город Венеция в Италии, Боденское озеро в Южной Германии, которое римляне называли (Lacus Venetus), в Нижней Саксонии земля Полабских славян — Бодричей (Ободритов) утративших, к сожалению, славянскую речь в конце 18 в.н.э., до сих пор называется ВЕНДЛАНД (г. Люков) к югу от Гамбурга (Люнебургская пустошь).
Западные славяне : поляки, чехи, словаки и другие
Остатки Полабских Сербов, занимавших южную часть ГДР, сохранившихся на территории Лужицы по берегам реки Спрева — Шпрее, МИЛЬЧАН (Мильчане, Гломачи и Нишане в Горной Лужице), и ЛУЖИЧАН (Лужичане и Нижичане в Долинной Лужице) немцы до сих пор называют ВЕНДЫ.
В наши дни ученые России проанализировали язык 300 “берестяных грамот” обнаруженных в районе Пскова и Великого Новгорода, и пришли к выводу, что заселение земель Северной Руси славянами шло, не как раньше думали с нижнего Поднепровья, а с западных славянских земель, южного берега Балтийского моря: земель поморян — Поморянии, земель Ободритов – Вендланд (которые теперь называются в ФРГ Шлезвиг, Мекленбург, Люнебургская пустошь) и Полабской Сербии – осколком, которой и является Лужица.
Русский посол в Константинополе и в Вене Е.П.Новиков до дипломатической работы посвятил сербо — лужицким языкам магистерскую диссертацию, которая была опубликована типографией Московского университета в 1849г. под названием “О важнейших особенностях лужицких наречий”, где он отмечал, что русский человек воспринимает серболужицкий язык, как переходный между западнославянскими языками (поляков и чехов) и восточнославянским русским языком, этот же факт подчеркивал и И.И.Срезневский в 1840г.
Источник: xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai
Славянизация Балтийской Руси.
Судя по ряду источников, народ русь, обитавший изначально на Балтике, позже захвативший обширные земли в Восточной Европе, первоначально не являлся славянским по языку. При этом, население острова Рюген, которое немалым количеством западных средневековых источников называется русскими — характеризуется в старинных текстах именно как славяне.
Действительно, с 10 века, с начала более менее регулярных упоминаний в немецких источниках обитателей Рюгена — авторы этих текстов говорят, что это славяне, или венды. Называют рюгенцев в западных источниках либо вендами, либо славянами и источники 11 столетия.
В 12 веке, когда их описывают наиболее часто и подробно, рюгенцы также постоянно указываются как славяне (венды, склавы, славяне). Именуют их таковыми, описывая их воинственность и непокорность, и Саксон Грамматик, и Гельмольд, и Адам Бременский, и прочие. Называют их славянами и те авторы, которые используют в отношении них, подобно восточноевропейским русским — термином «рутены». А это, например, Герборд и Эббон, а также Рагевин (все трое из 12 века).
Однако, ряд источников указывает на то, что исходная русь изначально не была славянским народом.
Арабоязычный еврей Ибрагим ибн Якуб (Ибрагим бен Йа’куб), лично посетивший в конце 10 века западную и центральную Европу, включая южно-балтийские земли, а также Чехию и Польшу, рассказ которого сохранился лишь частично, в работах других арабоязычных авторов, например Ал-Бекри — заявляет следующее:
«(. ) Город Прага построен из камней и извести. Она является самым большим торговым местом тех земель. В него прибывают из города Кракова русы и славяне с товарами.
Точно так же приезжают к ним из земель турков мусульмане, евреи и турки с товарами и ходовой монетой. (. ) С Мешекко (Мечислав I, Mieszko I, польский король, комментарий Swinow) граничат на востоке русы, а на севере – брусы. Брусы живут у Мирового Океана и имеют особый язык. Они не понимают языки соседних народов. (. ) Названные русы нападают на них на кораблях с запада. (. ) И главнейшие из племен севера говорят по-славянски, так как они смешались со славянами, как племена Ултршкин, и Анклий(ин), и Баджанакиа, и Русы и Хазары.»
Ибн Йакуб знает государство Русь в Восточной Европе (указывая его к востоку от Польши) но говорит, что русь нападает на пруссов на кораблях с запада. А это уже русь на Балтике, которая приходит из западной части этого моря. Если предположить, что на пруссов нападала восточноевропейская русь – по морю её нападения на Пруссию логичней было бы ожидать с севера.
В обход Прибалтики, или из самой Прибалтики. Ещё проще русским из Восточной Европы прийти в Пруссию было бы с востока, по Неману! Также этот источник описывает присутствие руси в Центральной Европе – в Праге, куда она приходит из Кракова. Как известно, Краков стоит на Висле, которая впадает, разумеется в Балтику. Русь с Балтики, вероятно подымалась в город по этой реке.
При этом, не исключено, что полный текст Йакуба содержал ныне утраченные более подробные свидетельства о балтийской руси. Интересно, что он прямо заявляет о переходе руси на славянский язык по причине смешения со славянами.
Об изначально не славянской языковой природе руси говорит и Повесть временных лет: «А словѣнескъ языкъ и рускый одинъ. От варягъ бо прозвашася Русью, а пѣрвѣе бѣша словѣне»
То есть те, кто во времена автора ПВЛ являясь славянами, именовались также и русью — прозвались так в честь кого-то, кто славянами изначально не был. Вероятно, можно предположить, что, как минимум, в 9 веке, когда русь приходила с Балтики на будущую «Русскую равнину» — она ещё не была славянским по языку народом.
Однако, если Рюген — это и есть исконная Балтийская Русь (а о том, что это именно Русь заявляет немало европейских текстов, в отличие от какой-нибудь Швеции, относительно которой таких упоминаний нет ни одного), и с определённого момента его обитатели именуется славянами, тогда получается, что в какой-то период, они становятся славянами, или, по крайней мере, начинают восприниматься своими соседями, как славяне.
Давайте предположим, как мог развиваться данный процесс. Мы полагаем, что славянизация Рюгена могла происходить на нескольких уровнях, как «сверху», так и «снизу». В какой-то момент, Рюген мог получить славянскую, или славянизированую правящую династию, а также приток рядового славянского населения. Что могло начать славянизацию простого населения острова.
Для понимания этого процесса давайте рассмотрим такой источник, как «Сага о Тидреке Бернском» (Thidhrekssaga) записанный в 13 веке в Норвегии. Этот источник включает в себя ранний европейский эпос, запечатлевший древнюю историю множества племён континентальной Европы.
Описываются в нём времена Атиллы и готского короля Теодориха Великого (именем которого данное произведение, собственно и названо). То есть примерно 5 век нашей эры. Однако, представлены там, вероятно, события и из других веков.
Одной из глав Тидрексаги является Сага о Вилькинах (Wilkinasaga), которая повествует о могущественном конунге Вилькине, захватившем и управлявшим множеством земель на севере Европы. Ему подчинялись все прочие местные конунги. После него в некоторых странах остались править его потомки.
О стране вилькинов (Вилькиналанде) и их конунге упоминается и в некоторых других главах этой саги, в частности, в Походах конунга Тидрека. Вилькины (вилькинаманны) это, без сомнения — одно из племён балтийских славян, упоминаемое в прочих источниках также как вельты, велеты, велетабы, вильты, вильцы, а позже известное, как лютичи.
Сага о Тидреке Бернском содержит также частые описания неких русских. И эти описания могут быть сопоставлены с древней историей ругов. Хотя сюжет саги не всегда и не буквально соответствует данным из хроник, но некоторые параллели явно просматриваются.
Сага содержит упоминание Земли Руси — Русиланда (Rúziland) (также Ruzcialand), сами русские упоминаются как Rúzimenn (и Rúzinamenn), в других падежах — Rúzimanna, Rúzimönnum. Данный источник, видимо, содержит наложившиеся друг на друга образы балтийских и придунайских ругов эпохи раннего средневековья, а также восточноевропейских русских из чуть более поздних времён.
Заодно также свидетельствуя о родстве и преемственности между этими группами. Важным мотивом саги является описание взаимоотношений между вилькинами и их конунгом, а также русскими и их конунгом. Указывается, что вилькины одерживали множество побед над русскими и захватывали их города и земли.
Потом же, после смерти конунга Вилькина, русские напротив, разорили его державу, захватили его земли, а сына Вилькина, признавшего власть русского конунга — отправили на царствование в некий Sviðioð (вероятно Швецию), которая также тогда подчинялась вилькинам. При этом некий Осантрикс, сын конунга русских Хертнида превозносит древность и знатность рода русских конунгов. Говоря об Атилле, он заявляет, что: “род его не так знатен, как были русские люди (Rusimenn), наши родичи” (гл. 44). Из-за чего случилась война уже между русскими и Атиллой, по результатам которой русские проиграв, влились в состав державы Атиллы.
Вероятно, исходные руги-русские, не являясь славянами, подчинившись могущественному славянскому племени велетов, захватившему когда-то господство над всей Северной Европой, а также смешавшись с его потомками и поглотив их, когда сами взяли над ними верх — в результате могли получить славянизированную династию. При этом, подобные события — подчинение соседним славянам, или, наоборот, покорение их, а также смешение с их правителями, могло происходить на Рюгене неоднократно. Отсюда, вероятно и проистекают рюгенские короли, которые носят славянские имена.
А с какого-то периода, на Рюгене мы видим правителей с явно славянскими именами.
Нам известно немало рюгенских королей, или князей. И все они называются, как правило, по-славянски: Саксон Грамматик в 12 веке описывает князей Тетислава (Tetis(z)lauus, Tetysclauus) и Яримара (Iarimarus, Gerimarus), пошедших на мировую с датчанами и признавших власть Вальдемара Великого. Они дали начало рюгенским князьям, правившим островом до 1325 года.
Их потомками были несколько князей по имени Выслав (немецкие и латинские варианты написания Wizlaw, Wizlaf, Wizlaff, Wizlav, Witzlaw, Witzlaf, Witzlaff, Witzlav, Vizlav, Wislaw, Wieslaw, Vislav, Wislaus, Wizlaus, Vitislaus). Последними рюгенскими князьями, потомками местных древних королей были Выслав III и Самбор. Характерно, что Римский Папа Бенедикт XI в своём документе от 1304 года, прямым образом обращается к ним обоим, как к «возлюбленным сынам, знаменитым мужам, князьям русских»: «Dilectis filiis nobilibus viris Wyselao et Zamburo Principibus Russianorum Fratribus etc. Benedictus Episcopus sevus servorum Dei”.
Из франкской хроники мы знаем ободритского короля 9 века по имени Гостомысл (Gostomuisli) который в одном из более поздних немецких источников указывается также и как рюгенский король. Известен ещё один достаточно ранний рюгенский король (примерно конца 10 века) по имени Борислав (Burizlav), у которого несколько лет прожил Олав Трюгвасон, женившись на его дочери Гейре, возвращаясь с Руси, домой в Норвегию. Ещё одним, вероятно, рюгенским по происхождению, был король Круто (возможно Крутон), правивший Ободритским королевством в 11 веке. Но его имя не является до конца понятным.
Так что, как видим, с какого-то периода у рюгенской знати преобладают славянские имена. И объяснить это можно подчинением славянской династии, подобно описанным в Тидрексаге событиям, либо смешением со славянскими династиями (что могло происходить неоднократно). В итоге, рюгенская династия становится славянской, если изначально это были не славяне. Кроме того, в эти же периоды на остров могли попадать рядовые славяне — вместе со своими правителями. Что могло начать славянизацию самого рюгенского населения, местной руси.
Однако, до каких пределов славянизация коснулась обычного населения и все ли жители Рюгена стали славянами? Интересно, что даже в 12 веке, на Рюгене и рядом с ним фиксируются явно не очень славянские имена и названия. Что видно, например, из текста Саксона Грамматика. Следовательно, можно допустить, что даже в этот поздний период, когда заканчивалось существование самого независимого языческого Рюгена — ещё не всё его население было полностью славянизированно! Давайте рассмотрим свидетельства Саксона.
В XIV книге своего монументального труда «Деяния данов», описывая войну, которую датский король Вальдемар Великий вёл против «склавов Ругии» и соседних земель на материке, долгое время до того терзавших Данию, Саксон Грамматик приводит некоторые личные имена местных жителей, а также топонимы, которые с большим трудом можно назвать славянскими. При этом другие названия и имена, которые он также приводит — вполне узнаваемы.
Описывает он, например, протоку Стрела (Strela) отделяющую Рюген от материка, протоку Свина рядом с Рюгеном, в Померании (Suina, или Zuyna), а её устье называет, например, Swynensia ostia. Знает он вполне славянские по названию города Росток, Столп, Валогаст и т.д. Описывает деревню Острёзна (вероятно Острожна) недалеко от Валогаста (Вологошти). Упоминает он, помимо указанных выше рюгенских князей Яримара и Тетислава такие славянские имена, как Гнемир (Гнемер), Казимир (Каземар), Богуслав (Бугисклав), Прислав (Присклав), Домбор (славянское имя типа Самбор, Любор, Ратибор) и т.д.
Однако, он же описывает прославленного языческого ободритского короля Нуклета (в немецких источниках Никлот), с которым воевали и которого убили саксонцы, союзники Вальдемара Великого, в его войне против балтийских славян. При этом в «Саге о Кнютлингах», Никлот именуется Мьюклат.
Имя этого короля мы уже рассматривали — и оно не имеет понятной славянской этимологии. Хотя напоминает имя героя русских былин Микулы Селяниновича, которое содержит, видимо, древний индоевропейский корень, связанный по смыслу с огромностью и величием.
Описывая падение Арконы, Саксон упоминает также некоего рюгенца по имени Гранза, который был уроженцем города Карентия (Каренц — Каренция) и предложил данам помочь в переговорах о добровольной сдаче этого города. Отца этого Гранзы звали Литтог. Было бы преувеличением назвать типично славянскими имена этих обитателей Рюгена 12 века.
Разве, что это были сильно искажённые Саксоном формы. Но другие, действительно славянские имена, он передаёт обычно хотя и не совсем точно, но всё же довольно узнаваемо. Так что — не исключено, что это подлинные формы. Просто они были не совсем славянскими.
Касательно топонимии — Саксон описывает в землях склавов некую реку Гудакра, которая в похожей форме упоминается и в Саге о Кнютлингах. Вероятно это река Варнов, или её часть. Там поклонялись какому-то божеству с подобным именем. О священной роще Годерак на берегу Варнова сообщает и Арнольд Любекский. И это явно не славянская форма.
Предположить в ней нечто славянское довольно сложно. Ну, собственно, она и не германская. Уж не язык ли это тех самых варнов — варинов (возможно варингов), которые обитали где-то в районе Варнова с древних времён, и упоминаются там ещё с ранних античных текстов? Тех самых, чьё имя явилось позже основой для нашего слова варяги?
И которые попав под ободритов стали в конце концов славянами варнами, или варновянами. На материке Саксон знает провинцию Бартик напротив Рюгена, вероятно окрестности реки, известной ныне в немецком как Barthe, которая протекает почти от Штральзунда до городка Барт (Barth). Известна ему и провинция Пол — островок, ныне известный по-немецки, как Пёль (Poel).
Остров известный ныне как Хидензее, к западу от Рюгена, Саксон называет Хидим (Hythim), северо-восточную часть Рюгена, расположенную напротив Хидензее он называет Валунгия — Walungiam (в Саге о Кнютлингах она же называется Фалонг). Упоминает Саксон на Рюгене и местность Ясмонда, которая до сих пор носит почти такое же название — это полуостров Ясмунд. Всё это не очень понятные с точки зрения славянского языка названия! Да и само слово Аркона, коим именуется главная рюгенская крепость, подробно описанная Саксоном — не имеет понятной славянской этимологии и происходит, вероятно, от древнего индоевропейского корня, связанного по смыслу с торжествами.
Для рюгенского полуострова, сохранившего и поныне в немецком языке вполне славянскую форму названия Виттов (Wittow), на котором расположена Аркона, Саксон приводит другой вариант именования — Видора (Withora), что вероятно также может свидетельствовать о бытовании на Рюгене в то время не только славянских вариантов названий. Хотя наименование ободритской крепости Илов он также приводит в искажённом виде — Иллога, так что, возможно, это какие-то неточности его передачи.
Однако, на наш взгляд, приведённый материал из текста Саксовна всё же может свидетельствовать о существовании на Рюгене и в некоторых соседних с ним областях даже в 12 веке остатков какого-то не славянского языка, а вероятно и бытовании там местами ещё не до конца славянизировавшегося населения. Как тут не вспомнить указание из Атласа Герара Меркатора о том, что в старые времена на Ругии говорили по-славянски, да по-виндальски. Да и сам Саксон, кстати, несколько раз называет земли балтийских славян Вандалией.
Вообще, указанный регион, судя по всему имел достаточно интересную и сложную этническую историю – в нём и в его окрестностях с глубокой древности пересекались и соседствовали, по-видимому, разные группы индоевропейских народов: и балто-славяне, и различные племена германцев, и древние италики, и возможно другие разновидности индоевропейцев. Добирались туда и передовые римские легионы.
Сарматы с аланами, также бывали там. Вероятно, имелось там и кельтское влияние. В этих землях и рядом с ними – жили разные племена. Что касается древнейшей топонимии Рюгена и окрестностей – она является, по преимуществу древней индоевропейской, оцениваемой некоторыми исследователями, как балтская, или даже архаично-славянская (по сути, слабо отличимая от древнейшей балтской).
Более поздняя топонимия региона – ярко выражено славянская. Хотя присутствуют и названия из других языков. Может быть следует назвать древний местный язык Архаичным Индоевропейским языком Центральной Европы, или Поздним Центрально-Европейским диалектом Праиндоевропейского? Исходный язык южно-балтийских вендов.
Вероятно, он был родственен балто-славянским диалектам, но настоящим славянским языком всё же не являлся. Пока местное население не оказалось славянизировано благодаря притоку собственно славян. Археологически и культурно явно прослеживается прямая преемственность между тамошним древним “дославянским” и средневековым славянским населением.
Немцами разработаны концепции каких-то особых археологических культур, якобы существовавших там до славян – но когда смотришь на сами артефакты, то особой разницы с находками славянских времён, на самом деле не очень заметно. Вероятно, изменение этнической принадлежности древнего населения, представляло собой постепенную ассимиляцию местных, по-видимому, родственных славянам племён в настоящих славян под влиянием притока туда собственно славян из областей, в которых те сформировались на основе более ранних праиндоевропейских общностей. При этом, всё это не исключает и влияния со стороны соседних германоязычных народов, как континентальных, типа франков и саксов, так и скандинавских. Более того, некоторые германские племена там и, правда, видимо, могли проживать какое-то непродолжительное время, как например, широко известные готы, имевшие длительную историю взаимоотношений с ругами.
Когда морское племя русь приходило в Восточную Европу, населённую славянами, процесс смешения её с последними был достаточно понятен и ожидаем. Взаимная зависимость, а также перетекание руси и славян на просторах Восточной и Центральной Европы достаточно хорошо представлено в арабских источниках начиная с 9 века. В них описываются как постоянные столкновения между русью и славянами, нападения одних на других, так заявляется и то, что сама русь — это разновидность славян. Но и на своей балтийской прародине древняя русь, а равно и родственные ей соседние племена перешли на славянский язык. О том, как это происходило можно также составить некоторое впечатление исходя из арабских источников.
В восточных текстах начиная с 10 века постоянно твердят об Острове Руси, являющемся главной землёй этого народа, центром и источником, откуда русь приходит в другие страны. По всей видимости, это является описанием Рюгена, что мы рассматривали довольно подробно, какое-то время назад.
Но в связи с нашим вопросом интересно отметить следующие арабские свидетельства:
В труде 10 века “Худуд аль Алам” заявляется следующее: «Среди них [русов] есть одно из подразделений славян, которое им служит».
Гардизи (11 век): «Постоянно по сотне и по двести [человек] они ходят на славян, насилием берут у них припасы, чтобы там существовать; много людей из славян отправляются туда и служат русам, чтобы посредством службы обезопасить себя».
Персидский географ Ибн Хордадбех ещё в конце 9 века, рассказывая о торговли руси с Новым Римом (Византией) называет её разновидностью славян: «Что касается купцов русов, а они – вид славян, то они везут меха бобра, меха черных лисиц и мечи из отдаленных [земель] славян к морю Румийскому, и берет с них десятину властитель Рума».
Отнесение русов к славянам можно увидеть также у Аль-Масуди (10 век). Этот автор часто пишет о них совместно: «славяне и русы» (обычно в качестве примера идолопоклонников). Кроме того, в одном из фрагментов, он говорит буквально следующее: «Мы упоминали при [описании] гор Кавказ и хазар, что в стране хазар [есть] люди из [числа] славян и русов, и они сжигают себя на огне. Эта разновидность славян и другие из них примыкают к востоку и [простираются] с запада.»
Вероятно, славянизация населения Южной Балтики, включая рюгенцев, балтийской руси, осуществлялась помимо вторжения туда собственно славян также и в результате завоза туда славянской рабочей силы из других славянских земель. Это был сложный и многогранный процесс. В итоге рядовое вендское население Южной Балтики также постепенно славянизировалось смешиваясь с привозимыми славянами, которые должны были заниматься сельским хозяйством, или какими-то бытовыми работами. Породив в итоге особую разновидность местного славянского языка, которая отличалась большим числом архаичных черт. Элита же славянизировалась, контактируя с соседними славянскими династиями.
Кстати, похожим образом в дальнейшем происходило и онемечивание данных территорий. Элита подчинившись Немецкой империи, смешивалась с немецкой знатью и переходила на немецкий язык, а также принимала немецкие имена, а рядовое население онемечивалось в результате притока в эти земли простого немецкого населения — переселенцев, крестьян и ремесленников. Которых приглашали сами же местные феодалы, зачастую потомки древней местной знати — чтобы те на них работали.
Источник: swinow.livejournal.com
Почему славяне жили в Скандинавии до викингов и при чём здесь древние арии
Даже школьники знают: в Средние века Скандинавию населяли викинги — суровые, яростные воины, захватчики, наводящие ужас на древние города Европы. Но откуда они появились? И кто населял Скандинавию раньше — до викингов? На этот вопрос могут ответить последние исследования шведских генетиков.
Охотники, родственники ариев из Аркаима
Впервые первобытные охотники появились на берегах Скандинавии во времена раннего мезолита — в XV–XII тысячелетиях до нашей эры, когда горы и берега полуострова стали постепенно освобождаться от ледников. Археологам известно около 100 стоянок этих охотников. Исследование их останков позволило учёным определить, что по женской линии они были родственниками финнов, эстов и саамов. Этим людям приходилось выживать в суровых условиях севера, поэтому орудия их труда были примитивны и просты — каменные наконечники стрел, толстые резцы, рубила, отщепы из доломита и кремния, пластинчатые ножи и дисковидные топоры.
Авторитетный американский специалист по древней Скандинавии Т. Дуглас Прайс считает, что заселение полуострова шло медленно. На севере люди появились только IX тысяч лет назад. Их быт был похож на быт саамов — люди кочевали за стадами диких оленей, во время нереста лосося переселялись к рекам, били морского зверя на побережье. На территории Швеции они охотились на зубров, туров, рыбачили. Со временем стали обрабатывать землю, лепили из глины примитивную посуду.
Исследование останков семи первобытных охотников, найденных у озера Веттерн (Швеция), показало, что генетически они были связаны с представителями ямной культуры, которая в IV тысячелетии до нашей эры занимала территории от Днестра до Южного Урала. А найденная гаплогруппа U-2 (определённые генетические метки) часто встречалась у жителей Синташты — цивилизации ариев, самым известным городом которой являлся Аркаим. Люди с такими генетическими маркерами жили на юге Урала и в Зауралье ещё III тысячи лет назад. Следовательно, древнее население Скандинавии было как минимум родственным населению на территории России.
В конце III тысячелетия до нашей эры мирные охотники были вытеснены с полуострова более агрессивными и организованными представителями культуры боевых топоров. Цивилизация этих воинов-кочевников стремительно распространилась по Европе благодаря их воинской организации и оружию — каменным и бронзовым топорам. Впервые высадившись на берегу Осло-фьорда, агрессоры быстро расселились по южному берегу Скандинавии вплоть до Уппланда.
Именно с ними связывают появление в Скандинавии петроглифов — выбитых на скалах рисунков. Древность петроглифов, найденных в коммуне Танум, в лене Вестра-Гётеланде (Швеция) оценивают в 3700 лет. На танумских рисунках изображены сцены морской охоты, битвы, поединки, солнце и древние боги с огромными головами или, возможно, люди в ритуальных головных уборах. Наскальные рисунки Норвегии этого периода изображали охоту на животных или бытовые сценки вроде разделки туши добытого оленя. Всего на полуострове было найдено не менее трёх тысяч захоронений этого периода.
Кем же были эти люди?
Скандинавию заселяли с двух сторон. Современные европейские лингвисты признают этих переселенцев носителями индоевропейских языков. Но означает ли это, что они были ариями? На этот вопрос постарались ответить учёные-генетики из университета города Уппсала (Швеция) Матиас Якобссон и Торсен Гюнтер. Они исследовали останки 11 представителей культуры боевых топоров, которые жили в период с 3330 по 1665 год до нашей эры, и обнаружили, что некоторые из них — выходцы из прикаспийских и причерноморских степей.
Так, изучив геном мужчины из захоронения Вергсгрейвен недалеко от Стокгольма, генетики открыли, что скотовод, живший в 2620 году до нашей эры, оказался настоящим арием, выходцем из российских степей. Метки на его «мужской» Y-хромосоме показали, что он имел гаплогруппу R1a, к которой принадлежит почти 50% современных русских мужчин. Более того, он мог быть восточным славянином, так как имел субклад (ветвь гаплогруппы) R1a Z283, который и доныне является одним из трёх самых распространённых субкладов у русских мужчин. Это значит, что у него и у трети русских мужчин был один общий предок.
Шведские генетики пришли к выводу, что в III–II тысячелетиях до нашей эры население Скандинавии состояло из двух групп. На южном берегу полуострова жили смуглые, но светлоглазые люди — скорее всего, они проникли на территорию полуострова с юга, постепенно заселяя Данию и острова Балтийского моря. Население севера было более разнообразным — здесь жили и брюнеты, и блондины. Цвет глаз мог быть разным, но кожа была более белой. Эти люди пришли в Скандинавию с территории России.
Славяне побывали везде
О том, что в Скандинавии и даже в Исландии были найдены славянские жилища — квадратные полуземлянки, которые восточные славяне строили вплоть до X века, упоминает и профессор Пшемыслав Урбанчик из Института археологии Польской академии наук.
Источник: life.ru
Как называли себя русские до того, как стали русскими?
Хань, луораветланы, кимры, нохчи, картвелы – далеко не всем может быть понятно, что обозначают эти странные слова, хотя на самом деле за ними скрываются названия хорошо всем известных народов. Хань – доминирующая народность в Китае, за многосложным и тяжелым для чтения словом «луораветланы» скрываются привычные нам чукчи, кимры – жители холмов и равнин Уэльса, а нохчи – чеченцы.
Картвелов же мы называем грузинами. Все эти малоизвестные слова – самоназвания этих народов, которые в силу различных исторических и языковых причин не прижились в русском языке, а пришлись ко двору другие, первоначально чуждые этим народам слова, которые в лингвистике принято называть экзонимами. Разумеется, такая путаница в названиях и наречениях разных этносов является частым явлением. И периодически название русских по версии иностранцев тоже может вызвать удивление.
Как русских называют иностранцы?
На заре времен, в далекую, древнюю эру, когда славяне еще были единым народом, они были известны античным авторам под двумя разными именами. Первый вариант – анты. Весьма вероятным кажется, что это экзоним и едва ли сами древние славяне когда-либо так себя называли, второй вариант, который звучит как «склавины», определенно ближе к самоназванию, хоть он тоже и пережил множественные трансформации за время своего перехода из языка древних славян в латынь.
В Средние века европейцы в основном оперировали двумя названиями для обозначения Руси. Это странное и древнее слово «Рутения», которое является результатом логической ошибки, т.к. европейцы напрасно старались установить преемственность непонятных северных варваров-русских по отношению к известным по летописям кельтам-рутенам. Второй вариант – Московия, основанный от названия древней столицы русских, Москвы.
Из современных же экзотических вариантов названия удивителен финский вариант, который звучит как Венайя (Venäjä), а название самих русских, соответственно, как веналайнен (venäläinen). Такой непривычный для нас вариант названия обусловлен тем, что самыми первыми славянами, с которыми столкнулись финны, были не дожившие до нашего времени племена балтских славян-венедов. Финны сумели сохранить народную память об этом давно утраченном народе и впоследствии ретранслировали их название на ближайшего славянского соседа – Россию. Впрочем, финский язык вообще обладает странным стремлением к переиначиванию названий других европейских стран: Франция по-фински почему-то называется «Ранска», а Швеция – «Руости» (примечательно, что как раз-таки финское название Швеции образовано от слова «Русь»).
Похожим путем пошел и другой финно-угорский народ Европы – эстонцы. Они тоже образовывают название России от уничтоженного немцами в средние века племени венедов и называют нашу страну Венамаа.
Литовцы возводят название России к древнему восточнославянскому племени кривичей. Звучит это как Криевия. На самом деле такой вариант в чисто историческом смысле правильней, чем эстонский и финский. Так как кривичи, безусловно, оказали влияние на возникновение русских, и, фактически, являются одними из наших предков, в то время как венеды, образно выражаясь, в лучшем случае претендуют на право считаться нашими двоюродными (если даже не троюродными) братьями.
В большинстве же случаев название нашей страны и нас, ее жителей, воспроизводится от корня «Росс» в различных его вариациях. Иногда, впрочем, эти метаморфозы становятся значительны: например, венгры называют Россию – Оросорсаг.
Как называли себя наши предки?
Сами же жители Древней Руси эпохи средних веков чаще использовали для самообозначения названия своих племен: кривичи, древляне, поляне и т.д. Любопытно, что древние новгородцы сами себя называли словенами, а термин «Русь» использовали по отношению к своим южным соседям, и в легендарных берестяных грамотах можно найти занятные утверждения о том, что кто-то из новгородцев уехал в Русь. Осознание культурно-исторического родства и принадлежности к единому, русскому корню на тот момент все-таки существовало, но не играло такой большой роли.
Неудивительно, что в эпоху феодальной раздробленности, в мире удельных князей и частых братоубийственных войн будущие русские стали забывать о своем родстве, отдавая приоритет частному, а не общему. Однако помогла беда. В XIII веке из необъятных степей Азии хлынула неистовая волна могучих захватчиков – монголов, которая на долгие три столетия похоронила под собою независимость русских земель. Впрочем, именно острая, живая необходимость противостоять оккупантам стала импульсом для рождения той центробежной силы, которая и привела восточных славян к осознанию своего единства.
Известнейший отечественный ученый-историк Лев Николаевич Гумилёв писал на этот счет следующее: «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне… а ушли с него – русские».
Источник
Источник: staryiy.livejournal.com