Какие в Эстонии есть города? Описание и список
Эстонская Республика — государство Северной Европы. Омывается Балтийском морем, Рижским и Финским заливами. Граничит с Россией. Эту страну по праву можно считать островным государством, так как территория насчитывает более 2000 островов. Население Эстонии – 1,316 миллиона человек, из них более 400 тысяч живут в Таллине.
Какие есть в Эстонской республике?
- Самый маленький город — это Мыйзакюла, население всего 813 человек.
- Самый крупный и главный город Эстонии — ее столица Таллин.
Сколько городов в Эстонии? Если привести по алфавиту на русском языке список всех городов, расположенных на территории Эстонии, то их будет насчитываться 47. Перечислим некоторые из них:
- Абья-Палуоя.
- Антсла.
- Валга.
- Вильянди.
- Выхма.
- Выру.
- Йыгева.
- Йыхви.
- Каркси-Нуйа.
- Калласте.
- Килинги-Нымме.
- Кехра и т.д.
Эстония привлекательна экскурсионными турами и отдыхом. Каждый город Эстонии по-своему интересен для посещения.
Таллин и Вильнюс. Сравнение. Эстония и Литва.
Вильянди
Расположен на юге Эстонии. На берегу озера Вильянди. Город основан в XIII веке. В этом же веке возведён замок Фелинн, который и сегодня приглашает в свои залы гостей города. Церковь святого Иоанна и церковь святого Павла поражают своим величием.
В церкви святого Павла действующий орган порадует любителей классической музыки.
Пярну
Курортно-портовый город на юго-западе страны. Знаменит своими песчаными пляжами. Находится на побережье Балтийского моря. Пляжный парк с фонтанами и зданиями в стиле неоклассицизма не разочаруют отдыхающих. В городе семь музеев и галерей. Пярну знаменит своей архитектурой и памятниками культуры.
Четвёртый по величине и численности город включён во все экскурсионные туры.
Город находится в юго-восточной части страны. В переводе с эстонского языка – «особенный город». Прошлые тесные связи с Россией наложили отпечаток на текущую жизнь города.
Коренное население исповедует православие, хотя применялись различные способы привить или навязать другие вероисповедания.
Располагает к пешим прогулкам по улочкам старого города. Открывается завораживающий вид на озера Тамула и Вагула.
Силламяэ
Крупный промышленный центр Эстонии. Находится на берегу Финского залива. Более 80% населения – русские, из них около 7000 имеют гражданство России. Практически все население этого города говорит на русском языке. Аккуратный и стильный городок в окружении соснового леса.
Сравнение двух соседних городов Валка и Валга. Эстония и Латвия на картах Гугл. Жизнь после СССР.
Тарту
Крупнейший город Эстонии, находится в её восточной части. Расположен на обоих берегах реки Эмайыгл на протяжении 10км. Старый город состоит из достопримечательностей. В Тарту расположен ведущий университет страны с сильной учебной базой. Негласное название, город студентов, Тарту получил из-за 12 учебных заведений находящихся на его территории.
На Ратушной площади Тарту установлен фонтан «Целующиеся студенты». Это второй по численности город Эстонии.
Нарва
Третий по величине и самый восточный эстонский город, расположен на границе с Россией. 85% населения говорит на русском языке. «Путь из варяг в греки» – это о Нарве. Именно через её территорию проходил Балтийско-Средиземноморский речной путь. История пестрит боями, которые велись за этот город.
Во время ВОВ сильно пострадал исторический центр старого города. До нашего времени сохранилось только 16 старинных сооружений.
Хаапсалу
Находится на северо-западе страны. Имеет выход к Балтийскому морю. История этого города насчитывает более 700 лет существования. До наших дней сохранилось множество зданий разных эпох. Побродив по Епископскому замку, посидев на скамейке Чайковского, в полной мере ощущается весь романтизм этого спокойного города.
Хаапсалу известен, как Эстонский СПА курорт.
В наши дни в этом городе проводят множество концертов и фестивалей. Широкую популярность в городе имеют занятия парусным спортом.
Раквере
Город в северной части страны. Занимает шестое место по численности населения. В городе развит туризм и лёгкая промышленность. В развалинах старого замка проводят реконструкции средневекового укладка жизни, посетителей ждёт незабываемое шоу. Приятный небольшой город, на окраине которого расположена дубовая роща.
Располагает к спокойному, семейному времяпрепровождению.
Таллин
Столица государства. Крупнейший порт Балтийского моря. Корпорация Таллинский порт насчитывает пять портов расположенных в черте города. Географическое расположение города придает дополнительное очарование столице. Береговая линия Таллина, образует три крупных полуострова.
Таллин является историко-культурным центром страны. Старый город включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здания и сооружения Старого города — памятники культуры, насчитывающие многовековую историю. Узкие, брусчатые улицы города располагают к долгим прогулкам. Уютные кофейни и рестораны готовы удовлетворить самые изысканные вкусы.
Излюбленное место жителей и гостей города — парк Кадриорг. В парке находится дом музей Петра I, в котором он останавливался во время Северной войны.
По приказу Петра I был возведен Дворцово-парковый ансамбль, который является произведением садово-паркового искусства. В Таллине 12 музеев, есть зоопарк, ботанический сад.
Оценить красоту величественных церквей города поможет смотровая площадка Кохтуотса, оттуда в любую погоду открывается прекрасный вид на столицу и Финский залив. В Таллине находится единственный профессиональный театр в стране, в котором играют на русском языке, называется «Русский театр Эстонии».
Столица является центром образования страны, на ее территории находится 17 высших учебных заведений.
Курессааре
Курессааре – «остров Аистов», так звучит название на русском. Город расположен на острове Сааремаа, на берегу Рижского залива, самый западный город страны. Морская гавань Роомассааре в котором находится порт, принимает, рейсовые и яхтенные суда. В городе функционирует современный аэропорт.
Из культурного наследия стоит посмотреть Крепость Курессааре, Епископский замок. Курессааре знаменит своими песчаными пляжами. Уютные отели, кафе и рестораны радуют своим разнообразием.
Города Эстонии наполнены национальным колоритом и все 47 с дружелюбием и гостеприимством встретят желающих познакомиться с историей и достоянием республики. Туристов ждут песчаные пляжи и легкий бриз Балтийского моря.
ИсточникВалга и Валка. Город пополам.
У Эстонии колоритная граница не только с Россией (Нарва и её район Кренгольм), но и с Латвией: Валга (12 тыс. жителей) и Валка (5 тыс. жителей) — единственный на постсоветском пространстве город, разделённый официально признанной государственной границей. Не «двойной город» (как те же Нарва с Ивангородом), а самый что ни на есть одинарный — просто напополам. Впрочем, в современном Евросоюзе это чистая условность.
Северную Эстонию с Таллином я показал в сентябре-октябре, ну а в ближайшие 2-3 недели расскажу об Эстонии южной, лифляндской — губернским городом этой лесной стороны до революции была Рига, а фактическим центром — уездный, но обладающий собственным университетом Дерпт, ныне «южная столица Эстонии» Тарту.
История Валги в общем-то заурядна: с 1286 года известен как владение Дерптского епископства (тут надо бы повторить историю Ливонии, но лень — так что отсылаю в соответствующие посты, хоть в латвийском, хоть в эстонском варианте), в 1584 году, когда здесь недолго правила Речь Посполитая, получившее статус города. Где-то слышал, что и название Валк ему дали поляки, а прежде он назывался Педль (ну, это как если бы русские казаки нашли в устье Амура испанскую факторию Педраса), но источника не помню и за достоверность не ручаюсь.
В 1626 (при шведах) Валк городские права потерял, а вернул уже под Россией, став в 1764 году городом, а в 1783-м — уездным центром Лифляндской губернии, но реально перестал быть захолустьем лишь в 1886-89 годах, когда через него прошла Псково-Рижская железная дорога, от которой здесь отходила ветка на Дерпт и Ревель. К началу ХХ века в Валке жило 10,6 тысяч человек, а уезд его был обращён в основном на юго-восток, в латышскую лесную глухомань окраин Лифляндии, и по всей логике город должен был достаться Латвии.
Однако латыши и эстонцы в Гражданскую войну боролись за независимость вместе, переломным моментом стала эстонская битва под Вынну (он же Венден, он же Цесис), и ещё не факт, что латыши бы справились сами. В итоге город оказался спорной территорией, и при посредничества Англии новорождённые республики приняли соломоново решение разделить город напополам. Фактически, разделён он был в 1920-39 годах и в 1991-2007-м — в одном случае границу стёр Советский Союз, в другом — союз Европейский, но при этом за позднесоветские годы на формальной границе успели налепить самостроя, который стал немалой головной болью для новых властей. Вдобавок, двойной город стал оплотом русского языка в Южной Эстонии — и дело даже не в 26% русского населения, а в том, что латышских и эстонский друг от друга отличаются сильнее, чем от русского, который стал языком межнационального общения здешних эстонцев и латышей.
На практике главная тут Валга, хотя бы потому, что она в 2,5 раза крупнее, и фактически здесь эстонский город с латвийским предместьем. В Валге находится и сердце города — вокзал, к площади перед которым прибывают и междугородние автобусы из Тарту и Таллина:
Едва ли не крупнейший вокзал Эстонии в этом типично прибалтийском стиле — послевоенном, но ещё с эхом I республики. Сюда ходит дизель из Риги — ныне единственный поезд, курсирующий между прибалтийскими странами (не считая дальних поездов в Россию, один из которых, Петербург-Вильнюс, проходит через Латвию). Но этот — явно на Тарту или Таллин, о модернизированной системе эстонского транспорта я уже писал, а в Латвии пока что старые добрые RVRки. Станция тут одна на двоих, а вот автовокзалы разные, и отдельный (а не совмещённый с железнодорожным) у латышей.
Внутри вокзал пуст и монументален:
Живописная станция с краснокирпичными постройками времён Псково-Рижской железной дороги и неизменным в Прибалтике российскими цистернами:
А вот американские локомотивы С36 1980-х годов — эстонская специфика:
При советах Валга была известна депо и станцией обуслуживания рефрежираторных поездов.
В центр ведёт Станционный проезд с советским паровозом-памятником (1949), стенд у которого содержит и фотографии довоенного вокзала — тогда это были не ворота маленькой, но гордой страны, а обычная станция средних размеров:
Напротив локомотива — очень эстонская нетиповая многоэтажка:
Но по Станционной я возвращался (кадры с обратной дороги легко отличить по лужам), а в центр шёл немаленьким крюком через деревянные переулочки с барачником совсем как в какой-нибудь северной или сибирской глубинке:
Какая-то фабрика, в окнах можно увидеть (не на этом фото) массивных баб-работниц за станками:
Напротив — костёл Святого Духа (1907), редкое явление в эстонской глубинке:
Ближе к центру что-то похожее на школу довоенной постройки:
А на подходах к городскому рынку — Исидоровская церковь (1897-98):
За рынком, куда ведёт и Станционный проезд — кольцо, над которым нависает прижелезнодорожный элеватор, и уходит от железной дороги улица Вабадусе (Свободы):
Шумная, оживлённая и весьма живописная:
Породистая архитектура наглядно показывают, как оживился город с постройкой железной дороги:
Странный пейзаж напротив:
А во дворах вот такие сюжеты:
Самый внушительный квартал — в конце улицы, на подходах к следующему кольцу:
Особенно хорош вот этот дом, явно подражающий имперской Риге:
А вот за него зайти я зря не догадался — там находятся остатки местной мызы с прудом и дворцом (1907), занятым ныне библиотекой. Впрочем, что я, мыз не видел, что ли? Хотя это не единственное моё упущение в Валге — ещё тут есть Патриотический музей (колоритное описание его экспозиции есть здесь и содержит, например, самодельную катапульту пушку местных протестующих времён Перестройки и шалаши непризнанных пограничников) и военный мемориал жертвам немецкого лагеря для военнопленных и сменившего его советского лагеря для пленных немцев.
На другой стороне кольца — такой вот «нео-югендстиль», даже не берусь предполагать, 1980-х, 1990-х или нашего времени:
За кольцом улица резко поворачиват, превращаясь в Центральный бульвар, ведущий мимо администарции уезда Валгамаа (в Южной Эстонии мааконды гораздо меньше и многочисленнее, чем в Северной) в здании банка (1912):
В конце бульвара — необычная Яановская кирха (1787-1816). Считается, что аналогов у неё в Эстонии нет. но огромная Александровская кирха в Нарве, на другой границе, по своему устройству (многогранная ротонда с колокольней) похожа, хотя и выстроена в совсем ином стиле.
За кирхой — ратуша (1865), причём деревянная, но используемая по назначению:
От этой площади расходятся две главные дороги через границу — перед ратушей улица Сепа, перед кирхой — улица Рийа (Рижская), и я сначала пошёл по второй. Во дворах — многоэтажки, знакомые мне по Таллинскому кварталу «последнего советского города» Славутича — но только в Таллине таких нет, а в Южной Эстонии хоть отбавляй.
У перекрёстка Рийа и Райя (Рубежная) — странная будка, больше всего похожая на КПП 1920-х годов. На самом деле это старейшее здание города, католическая часовня-усыпальница 1780-х годов, то есть видимо поначалу тут было кладбище.
У перекрёстка старая паровая мельница и два супермаркета — эстонский «Селвер» и латвийский «Рими». Последний, однако, ещё в Эстонии, а вон те домики — уже в Латвии:
Райя вскоре ещё раз поворачивает под острым углом, сменяясь улицей Ригас. Не Рийя, а именно Ригас, так как и город здесь уже не Валга, а Валка. КПП после вступления в Евросоюз сохранили как память, и вид у них тут сугубо «местного значения»:
В принципе почти ничего не изменилось. Обе страны в Евросоюзе и еврозоне, для обеих это глухая и небогатая окраина, в общем границу можно реально не заметить, лишь потом удивившись, почему на домах вместо «tanav» написано «iela», пиво вдруг пьют не «Саку», а «Лачплесис», а на проезжающей мимо машине стражей порядка — «policija», а не «politsei». Рийа и Ригас сдуя по всему были раньше одной улицей, смыкаясь у нынешнего автопорта (так дословно переводится латышское «autoosta», в отличие от эстонского «bussijaam» -» автостанция»). Различия архитектуры, конечно, тоже есть — но уловить их можно только высматривая специально:
Хотя вот таких пятиэтажек я в Эстонии не видел, это кажется латвийская серия:
Екатерининская кирха (1752), известная и вовсе с 15 века — исторически выходит, что всё же Валга выросла из Валки. Петушок на шпиле, как у рижского собора Святого Петра — латвийская деталь (хотя нередко попадаются и в эстонской Лифляндии):
Свернул на улицу Талавас:
За домами — тянущаяся через границу цепочка прудов на местной речке, которые вблизи заснять я не успел:
Какой-то старый заводик:
Я вышел на площадь с внушительными старыми зданиями — тут гимназия и некий Латвийско-Эстонский институт:
И даже не ДК, а целый театр! В Валге вот театра нет. О возрасте этих зданий судить не берусь — архитектура I республики в Латвии «захлёстывает» аж до конца 1950-х.
Рижская улица, вид в сторону центра. Валка совсем маленькая, и до окраины с этой площади ближе, чем до границы:
В целом пейзажи и атмосфера этих маленьких городков в лесной глуши на периферии Видземе (латышской части Лифляндии) мне хорошо знакомо по прошлогодней поездке — например, в Алуксне и Гулбене. Как мне говорили, Латвия из всей Прибалтики наиболее самобытна — в Литве сильно культурное влияние Польши, Эстония равняется на Финляндию, а Латвия как-то остаётся сама по себе, разрываясь межу Германией, Англией, Швецией и Россией.
По улице Райниса я вернулся в Эстонию, ко второму КПП — тут улица уже совсем непрерывна, лишь становясь на той стороне уже упомянутой Сепа. Это был самый короткий (менее часа) мой визит в какую-либо страну. Вообще, забавно у меня с посещениями Прибалтики выходит: Эстонию и Литву я посещал по полтора раза — задолго до эстонского путешествия был взгляд на Нарву (которая как на ладони) с башен Ивангорода, а литовской поездке предшествовал транзит в Калининград. В Латвии же был, выходит, трижды — из Литвы мы выезжали через Латгалию (и первое впечатление было отвратнейшим, но к счастью оказалось неверным), а из Эстонии вот заскочил на полчаса:
Какие ещё мне известны города по обе стороны границы?
— Уже упоминавшиеся Нарва и Ивангород.
— Айнажи (Латвия) и деревня Икла (Эстония) — тут с натяжкой, так как речь идёт о городе и селе.
— Советск/Тильзит (Калининградская область) и Панемуне (Литва).
— Брест (Беларусь) и Тересполь (Польша) — хотя визуально они друг от друга (по крайней мере Тересполь от Бреста) не видны.
— Могилёв-Подольский (Украина) и Атаки (Молдавия).
— Рыбница (Приднестровье) и Резина (Молдавия) — но там граница непризнанная. Кроме того, в Бендерах есть Варницкий анклав Молдовы.
— Килия новая (Украина) и старая (Румыния).
— Солотвино (Украина) и Сигет (Румыния) — однако визуального контакта между ними, по крайней мере от Солотвина, нет.
— Меловое и Чертково (Луганская и Ростовская области).
— Астара (Азербайджан и Иран).
— И конечно, далёкие Благовещенск (Россия) и Хейхе (Китай).
Но не уверен, что этот список нечем дополнить.
Напоследок, специально для одного очень верного читателя — несколько кадров из городка Эльва (5,6 тыс. жителей), которые я снял из окна автобуса Тарту-Валга (обратно ехал уже поездом). Основанная как станция Псково-Рижской дороги (вернее, дерптского её ответвления) в 1889-м, до города Эльва доросла в 1938-м. Но столь типичный в Эстонии деревянный вокзал сохранился:
Сталинка-«ратуша», которую я то ли промограл, то ли вообще не мог увидеть (не знаю, проходит ли рядом с ней автобус), поэтому вот фото из википедии:
И характерная для советской Эстонии многоэтажка-башня с водонапорным баком (всего 5 этажей, но смотрится небоскрёбом), тут покрашенная в жизнерадостный красный цвет:
У Валги интересные окрестности, но их оставим на потом, тем более и посетил я их гораздо позже, на машине с altsirlin.
В следующих 5 частях — про Тарту, южную столицу Эстонии и колыбель её городской культуры.
Южная Эстония
Валга и Валка.
Тарту. Тоонемяги (Домберг, Домская горка).
Тарту. Университет.
Тарту. Старый город.
Тарту. Новый город.
Трату. Предместья.
Муствеэ и Калласте. Старообрядческое Причудье.
Сетумаа. Деревни, часовни, чудская ладья.
Сетумаа. Сето-Фолк.
Выру.
Вырумаа. Дальний угол Эстонии.
Веси Южной Эстонии.
Вильянди.
Край Мульгимаа.
Лавассааре. Эстонская «кукушка».
Пярну. Старый город.
Пярну. Морская слобода.
Пярну. Река и заречье.
Города Эстонии на карте
Нарва – третий по величине эстонский город. Город расположен на берегу реки Нарва. В настоящее время именно там находится контрольно-пропускной пункт Ивангород-Нарва, являющийся крупнейшей перевалочной базой для русских туристов, направляющихся на отдых в Эстонию.
Тарту – второй по величине город Эстонии – имеет богатую историю. Когда-то он был немецким городом Дерптом, русским городом Юрьевым, затем – шведским Дорпатом, но в начале 20 века Эстония стала независимой, а Тарту обрел свое первоначальное имя, под которым он впервые появился в летописях около 1030 года.
Пярну считается пятым по величине городом Эстонии. Еще в 19 веке санатории Пярну были известны во всем мире своим комфортом, эффективностью и прекрасным местом расположения.
На севере Эстонии находится Раквере – город с богатой историей, сохранивший свою историческую атмосферу и ставший привлекательным культурным и туристическим центром.
Один из самых интересных, необычных и быстро развивающихся городов Эстонии – Силламяэ. Построенный в 16 веке, он долгое время был небольшим поселком-курортом, куда приезжала отдыхать русская интеллигенция.
Хаапсалу – город-курорт в Эстонии, расположенный на берегу моря. Целебные грязи, морской воздух, красивейшая природа и архитектура – все это делает Хаапсалу привлекательным местом для туристов со всего мира.
Йыхви – административный и финансовый центр восточного уезда Эстонии Ида-Вирумаа, город с долгой и интересной историей. Первые упоминания об Йыхви встречаются в хрониках 13 века, хотя полноценным городом Йыхви стал только в 20 веке.
Кохтла-Ярве – промышленный город на северо-востоке Эстонии. Статус города Кохтла-Ярве получил недавно, однако исторические хроники Эстонии упоминают о наличии поселения здесь с 13 века.
Курессааре – курортный и административный центр острова Сааремаа. В Эстонии таких городов, как Курессааре, почти не осталось, поскольку мало где смогли уцелеть историческая застройка, атмосфера тишины и уюта, и памятники истории и культуры.
Среди всех городов Эстонии Валга стоит особняком. Этот город расположен прямо на границе Эстонии и Латвии и делится на две части – эстонскую Валгу и латвийскую Валку. Когда-то город был единым, но с обретением обеими странами независимости появилась и граница.
Нарва-Йыэсуу — город-курорт на северо-востоке Эстонии, известный своими прекрасными санаториями, воздухом во всем мире. Основанный в 14 веке как рыболовное место, уже в 17 веке Нарва-Йыэсуу завоевал славу курорта не только в Эстонии, но и за ее пределами.
Палдиски – город-порт в Эстонии, расположенный на берегу Балтийского моря. Город был основан Петром I как военный порт с поселением при нем. С тех пор город не менял своего предназначения. Грузовой порт функционирует в Палдиски до сих пор.
Карта Эстонии с городами
• Подробнее Города Эстонии (59.379680, 28.179133)
—> • Подробнее Города Эстонии (58.377625, 26.729006)
—> • Подробнее Города Эстонии (59.436961, 24.753575)
—> • Подробнее Города Эстонии (59.210000, 24.030000)
—> • Подробнее Города Эстонии (59.379680, 28.179133)
—> • Подробнее Города Эстонии (57.910344, 26.160182)
—> • Подробнее Города Эстонии (58.229856, 22.509874)
—> • Подробнее Города Эстонии (59.402418, 27.287981)
—> • Подробнее Города Эстонии (59.357312, 27.413665)
—> • Подробнее Города Эстонии (58.950000, 23.533333)
—> • Подробнее Города Эстонии (59.397778, 27.748611)
—> • Подробнее Города Эстонии (59.324106, 26.282727)
—> • Подробнее Города Эстонии (58.466344, 24.696120)
—>
Чтобы вам проще было сориентироваться, мы собрали информацию о наиболее интересных городах Эстонии. На карте отмечены крупнейшие населенные пункты страны, помимо столицы.
На информационных страницах о городах Эстонии — список местных достопримечательностей, музеев, ресторанов и отелей. Все это поможет вам подготовиться к отпуску и заранее составить для себя план поездки.
Источник