Координаты: 59°23′00″ с. ш. 21°40′00″ в. д. / 59.38333° с. ш. 21.66667° в. д. / 59.38333; 21.66667 (G) (O) Estonia (ранее Viking Sally, Silja Star, Wasa King) — эстонский паром судоходной компании Estline, был построен в 1979 году в Германии на судоверфи Meyer Werft в Папенбурге. Затонул в ночь с 27 сентября на 28 сентября 1994 года, в результате крушения пропали без вести 757 человек и погибли 95 человек из 989 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа [1] . Это крупнейшее в Европе кораблекрушение в мирное время [2] [3] . По своим последствиям и количеству жертв её можно сравнивать только с самой крупной морской трагедией в истории Эстонии, которая случилась 24 августа 1941 г., когда на выходе из Таллинского порта после атаки немецких самолётов получило пробоины и затонуло возле острова Прангли самое крупнотоннажное судно Эстонии, пароход Eestirand (рус. «Эстонское побережье»), на котором перед наступавшим Вермахтом покидало Таллин несколько тысяч человек (44 человека погибло при бомбежке и несколько сот человек выбросились за борт) [4] .
Лучший круизный паром в мире — обзор
История парома
Паром был изначально построен для компании Viking Line и был назван Viking Sally. Он должен был курсировать между Турку, Мариехамном и Стокгольмом. В 1986 году его продали компании Silja Line и переименовали в Silja Star, оставив его на прежнем маршруте. В 1991 году паромом стала управлять компания Wasa Line, которая полностью находилась в собственности Silja Line, и паром, теперь под именем Wasa King, стал курсировать между финским городом Вааса и шведским городом Умео. В январе 1993 года для обеспечения паромного сообщения между Таллином и Стокгольмом шведская компания Nordström 21.676683 (G) (O) (глубина 83 м).
Хронология крушения
- 18:30 — На терминале Таллинского порта идёт посадка пассажиров.
- 19:15 — Паром «Эстония» выходит из порта, небо хмурое, довольно свежий ветер.
- 20:00 — Паром следует вблизи побережья, волнение на море ощутимо.
- 21:00 — Начинается шторм.
- 23:00 — Паром «Эстония» прошёл 135 км маршрута. Морское волнение усиливается.
- 00:30 — Сильная качка на судне.
- 00:55 — Замки 50-ти тонной махины-носовой аппарели / визора, не выдерживают ударов встречной волны.
- 01:00 — Скорость парома 14 узлов.
- 01:15 — Крен 15 градусов на правый борт.
- 01:20 — Крен увеличивается.
- 01:22 — Крен 60, 70, 80 градусов увеличивается, судно ложится на правый борт.
- 01:35 — Крен 90 градусов, судно лежит на правом борту, на поверхности воды.
- 01:40 — Паром «Эстония» погружается в воду.
- 01:50 — «Эстония» легла на дно на глубину 70 метров.
- 02:00 — Сильный ветер, скорость ветра 90 км/час, шторм. Людям не хватает места на плотах. Те, кому не хватило места, умирают.
- 02:12 — К месту крушения парома «Эстония» подходит пассажирский паром Mariella, матросы с трудом вытаскивают людей из воды. Прошло 50 минут с того момента, как вахтенный на мостике «Эстония» дал по рации сигнал бедствия SOS.
- 03:00 — В небе зависают вертолёты. При поднятии людей из воды лопаются тросы и люди падают в воду. Некоторые люди умирают уже на борту вертолётов — от шока и переохлаждения.
- 09:00 — Последних из 137 спасённых извлекли из воды.
- Паром «Эстония» затонул за полчаса.
Спасательная операция
На помощь поспешили находящиеся в ближайших водах паромы сообщения Хельсинки-Стокгольм: «Силья Симфония», Silja Europa (Силья Европа), «Изабелла», «Мариэлла», немецкий пассажирский «Finnjet». Поблизости был ещё эстонский грузовой корабль, но он продолжил свой путь на юг. В дальнейшем на место прибыли финские сторожевики «Tursas» и «Valpas» и тральщик «Uusimaa» со своими водолазами. На месте крушения был такой сильный шторм, что прибывшие первыми паромы не смогли спасти всех оказавшихся в воде. Оставшихся в живых были вынуждены собирать с поверхности силами ныряльщиков береговой охраны и воздушных сил Финляндии и Швеции, вертолётами спасательного отряда Хельсинки, и вертолётами частных лиц только с наступлением утра.
Глоба: Получается, что это я подстроил гибель парома «Эстония»
Находящиеся на месте корабли, большей частью на «Мариэллу», спасли всего 38 человек. Финские вертолёты, главным образом борт береговой охраны «Super Puma», спасли 49 человек. Шведские вертолёты — 50. Всего над «Эстонией» летало 13 шведских, 12 финских, два датских и один российский вертолёт.
С накренившейся «Эстонии» не успели спустить большинство имевшихся спасательных шлюпок, но самонадувающихся резиновых плотов на волнах было множество. Проблемой было то, что сильный ветер быстро уносил спасательные плоты с места крушения, где плавали в ночных рубашках пассажиры.
Из 989 находившихся на борту (803 пассажира и 186 членов экипажа) спасли 137 человек (94 пассажира и 43 члена экипажа). При этом пропали без вести 757 человек (651 пассажир и 106 членов экипажа), и были опознаны 95 погибших (58 пассажиров и 37 членов экипажа). Среди погибших оказался популярный эстонский певец Урмас Алендер. 852 погибших (включая пропавших) были гражданами 17 государств.
Расследование причин трагедии
В ноябре 1994 года носовой визор «Эстонии» был поднят с помощью дистанционно управляемого робота для исследования. В начале декабря норвежская компания Rockwater, специализирующаяся на подводных работах, исследовала затонувший корабль на средства шведского государства.
В этих действиях использовали в качестве базового судна паром «Semi 1», с которого погружения выполняли с помощью подводного колокола и специальной газовой смеси. Главной задачей водолазов было найти бортовой компьютер и доставить его следственной комиссии. Компьютер не был найден, предположительно его вырвало и смыло штормом из окна, и он затерян где-то в донном иле. Это дало дополнительную пищу жёлтой прессе, например, в прессе звучали версии о том, что паром мог пойти на дно из-за специально организованного взрыва на борту, что кто-то пытался провезти на нём контрабандный груз или это мог быть взрыв советской военной техники.
Возможность подъёма судна отвергли позднее, в декабре, и решили оставить его на месте, запечатав бетоном. Погружение к останкам корабля запрещено, чтоб не тревожить прах погибших. Исполнение запрета возложено на финские власти. Судно лежит на боку в 35 километрах на юго-юго-восток от финского острова Утё за пределами финских территориальных вод на глубине около 60 метров.
Согласно официальному заключению эстонско-финско-шведской комиссии, причиной гибели парома стали недостатки в конструкции судов типа «Ролкер» (также называемые «ro-ro»). 19 февраля 2009 года правительство Эстонии распустило комиссию по расследованию причин трагедии после её четвёртого отчёта. В качестве наиболее вероятной причины гибели парома были названы его конструктивные недостатки (отрыв носового визора) и тяжёлые погодные условия [5] .
Источник: www.wikiznanie.ru
Грузопассажирский паром «Эстония»
Судно «Эстония», «Estonia», «Viking Sally», «Silja Star», «Wasa King» — эстонский паром судоходной компании «Estline», построенный в Федеративной Республике Германии на судоверфи «Meyer Werft» в городе Папенбург. Паром «Эстония» был судном, предлагавшим своим пассажирам не просто утилитарное перемещение из одного порта в другой, а путешествие в полном комфорте. Для этого на борту было все необходимое: несколько кафе и ресторанов, клуб с дискотекой, бассейн, комната развлечений для детей, сауна, современный кинотеатр, которые обеспечивали приятное времяпровождение на протяжении всего рейса. На пароме могли разместится 460 машин, всего судно вмещало около двух тысяч человек.
Водоизмещение: 15 566 т
Двигатели: 4 × MAN 8L 40 /45
Мощность: 24 000 л.с.
Скорость хода: 21,2 узл
Экипаж: 810 человек
28 сентября 1994 года паром Эстония затонул в Балтийском море, в результате крушения пропали без вести 757 человек и погибли 95 человек, всего 852 из 989 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа. Это крупнейшее в Европе кораблекрушение в мирное время.
В январе 1993 года для обеспечения паромного сообщения между Таллином и Стокгольмом шведская компания «Nordström https://rus.team/articles/gruzopassazhirskij-parom-estoniya» target=»_blank»]rus.team[/mask_link]
Гибель парома «Эстония»: правда о кораблекрушении стала известна через 26 лет
В 1994 году 28 сентября в водах Балтийского моря произошла страшная катастрофа. Судно-паром «Эстония» с 989 людьми на борту подало сигнал бедствия, после чего неожиданно пропало с радаров. Финские и шведские спасатели, что прибыли на место крушения парома обнаружили в живых 137 человек и тела 95 погибших, в которых признали пассажиров Эстонии и членов экипажа парома.
Подводные сьемки режиссёра Хенрика Эверстона, который снимал документальный фильм, посвященный гибели «Эстонии», стали сенсацией. Они опровергли официальную версию следствия, которая твердила, что паром и его пассажиры стали жертвами технической неисправности судна.
Паром «Эстония» и его предназначение
Паром был построен на судостроительных верфях в Германии по заказу финской компании в 1979 году. Его первое название «Viking Sally». Через 14 лет его выкупило совместное шведско-эстонское предприятие Эстлайн. Дальнейшую эксплуатацию судно проходила под названием «Эстония».
Паром вышел в море 27 сентября 1994 года, но уже через несколько часов из корабля поступил сигнал бедствия.
Прибывшие спасатели не смогли обнаружить корабль. Из воды они подняли 137 человек, что выжили после катастрофы и тела 95 пассажиров и членов экипажа. Остальные люди пропали безвести.
После гибели корабля следователи указали, что причиной крушения парома могла стать неисправность носовой части корабля. По результатам расследования, причиной крушения стал срыв визора носовой части парома. Шторм, который начался перед выходом Эстонии в море, привел к сильным ударам волн о носовую корму, что в результате не выдержала и отвалилась.
Судостроительная компания, которая спускала паром на воду, отвергла такое утверждение. По техническим характеристикам «Эстония» могла легко выдержать и не такие удары волн.
Новое расследование гибели «Эстонии» и его причины
Возобновить расследование по делу крушения парома «Эстония» и гибели пассажиров правительство заставило выход на экраны документального кинофильма «Эстония: находка которая меняет все».
Подводные съемки с помощью роботизированной техники, что использовал режиссёр Хенрик Эверстон смогли зафиксировать вмятину в боковой части кормы и большую пробоину, размеры которой составляют 4 на 1,5 метра.
В предыдущих расследованиях (а их было 4) этот факт нигде не упоминался. По мнению эксперта с морского дела Й. Амдала, эта пробоина могла стать причиной крушения.
Эксперты считают, что такую пробоину судно могло получать только из-за столкновения с другим судном, которое значительно больше самой «Эстонии». Ведь удар не только пробил корпус парома, но и сломал металлические балки, а при срыве носового визора такой пробоины быть не могло.
Версии возможных причин крушения «Эстонии»
После очередного роспуска комиссии по расследованию крушения «Эстонии» и озвучки причин катастрофы, во многих возникли вопросы, на которые не дает ответы официальные версия.
У экспертов по морскому делу вызвало удивление то, что власти не спешили поднимать судно и тела погибших на нем людей. Эстонские власти указали, что это не делают из-за уважения к памяти пострадавших в катастрофе.
Судно затонуло на глубине 83 метров и следователи даже не попытались его исследовать.
Новый виток вопросов вызвали списки людей, что спаслись после крушения «Эстонии». Некоторые члены экипажа удивительным образом исчезали из списка, хотя их удалось зафиксировать на видео журналистам после высадки на берег спасателями. Одним из таких людей стал второй капитан Аво Пихт, хотя таких загадочных «спасенных» журналисты насчитали около десяти.
Журналисты считают, что «Эстония» могла перевозить в своих трюмах запрещенный груз, который и попытались скрыть с помощью аварии.
Источник: comandir.com
Гибель парома «Эстония» — история со многими неизвестными
В ночь на 28 сентября 1994 года, ровно 23 года назад грузопассажирский паром «Эстония» потерпел крушение на пути из Таллина в Стокгольм во время сильного шторма близ финского острова Утэ. Из 989 человек на борту — пассажиров и членов экипажа — спаслись 137, погибли 852.
Первая полоса одной из републиканских газет в сентябре 1994 года. Фото: ERR
Международная комиссия по расследованию причин катастрофы «Эстонии» пришла к выводу, что основной причиной катастрофы судна стало трагическое стечение целого ряда обстоятельств. В частности, по оценке комиссии, крушение судна ускорил ряд конструктивных особенностей «Эстонии», прежде всего автомобильная палуба, проходящая от носа до кормы.
Сильный шторм, высокая скорость судна, курс движения и погодные условия привели к тому, что не выдержали и разрушились крепления носового транспортного люка на судне.
Накануне 23-й годовщины этих трагических событий Sputnik Эстония предлагает своим читателям вспомнить, что именно произошло в ночь на 28 сентября 1994 года.
БОЛЬШОЙ БЕЛЫЙ ПАРОХОД
Ночью 28 сентября 1994 года в 01 часов 22 минуты пассажирский паром «Эстония» отправил в эфир сигнал SOS. Остававшиеся к этому моменту внутри судна около 750 пасcажиров были обречены на смерть. Через 25 минут паром ушел под воду. Крики о помощи прекратились, наступила страшная тишина.
Грузопассажирский паром «Эстония»
В 1993 году государственное Эстонское морское пароходство совместно со шведской компанией Nordström Thulin знала о дефектах конструкции, но не стала их устранять.
В результате имеющиеся неполадки усилились, вода и до катастрофы поступала на грузовую палубу, о чем экипаж судна знал. Осматривавшие судно эстонские и шведские инспекторы должны были запретить парому выход в море.
В отчете отмечалось также, что проводящая осмотр группа водолазов искала и нашла какой-то дипломат. Он принадлежал человеку, участвовавшему в торговле оружием. Кроме того, в корпус с согласия шведских властей тайно проникали и другие группы водолазов. Немцы не исключали также, что в носовой части парома могли быть взрывы.
Установить этот факт, однако, можно лишь получив оригинальные, а не смонтированные видеозаписи подводного осмотра.
Позже стало известно, что из архивов шведского Судоходного департамента пропал видеофильм со съемками 1995 и 1996 годов. Обломки парома снимала фирма MNC-konsortiet, изучавшая возможности бетонирования судна.
«В этой истории вообще было много странностей – от пропавшей «восьмерки» членов команды до категорического отказа трех правительств – эстонского, шведского и финского – принять помощь России. Самые главные сомнения в официальной версии комиссии по расследованию возникли тогда, когда спустя несколько лет утонувший паром пытались закрыть бетонным саркофагом», – Галина Сапожникова, журналист.
ПАРОМ ВОЗИЛ ВОЕННЫЕ ГРУЗЫ
В конце 2004 года бывший начальник морской таможни стокгольмского порта Фрихамнен Леннарт Хенрикссон в шведской телепрограмме «Расследование» заявил о том, что на борту затонувшего парома в день его гибели находилась советская военная техника.
По его словам, в 1994 году паром «Эстония» несколько раз перевозил грузы, которые запрещено было досматривать таможенникам. Это подтвердили и другие шведские таможенники в интервью местному радио.
Свидетельства послужили поводом для созыва специальной комиссии Рийгикогу по расследованию гибели парома «Эстония». Комиссия установила, что на пароме действительно возили военную технику. Информацию подтвердил и представитель министерства обороны Швеции. Зампредседателя комиссии Эвелин Сепп именно с этим фактом связывает причину гибели парома.
Эвелин Сепп
По ее мнению, знали о перевозке оружия на борту гражданского судна и некоторые эстонские политики: Март Лаар, Юхан Партс, Андрус Ансип и Тривими Веллисте.
ПРИЧИНА НЕИЗВЕСТНА
Работа четвертой комиссии была прекращена в 2009 году. Правительство пришло к выводу, что ей не удалось найти новые факты.
Памятник парому «Эстония»
В сентябре прошлого года шведская организация SEA (Stiftelsen Estoniaoffren och Anhöriga), представляющая родственников погибших на пароме «Эстония», отправила премьер-министру Эстонии Таави Рыйвасу письмо с просьбой начать новое расследование причин катастрофы. Никакого ответа о том, было ли оно получено и зарегистрировано, SEA не получила.
Таави Рыйвас
Весной этого года объединение обратилось в эстонское посольство в Швеции с целью выяснить судьбу этого документа. Безрезультатно.
«Было сделано много исследований, но ни одно из них не пришло к бесспорным выводам. Окончательный ответ может быть найден только при осмотре остова судна, при использовании современных технических стандартов во время подводной экспедиции», —
Источник: www.stena.ee