Еще пару лет назад к нам за пластинками приходили в подавляющем большинстве меломаны, которые застали золотую эру винила до заката формата и наступившего сейчас возрождения. Сегодня же, все чаще винилом интересуется молодое поколение, которое выросло уже в эпоху цифровой музыки, CD и mp3.
С одной стороны, всплеск ажиотажа подстегнул производителей к выпуску ряда полуавтоматических и полностью автоматических моделей, которые должны помочь новичкам сделать первый шаг в удивительный мир винила. Сюда же можно отнести и тренд на универсальные решениям всё-в-одном, в которых дополнительные элементы, такие как фонокорректор, Bluetooth или USB уже встроены в проигрыватель.
Параллельно с этим растет число интересных продуктов с оригинальными и инновационными решениями, которые призваны удовлетворить самых требовательных аудиофилов и виниломанов со стажем.
Неважно, сохранилась ли у вас коллекция пластинок, собирающих пыль на чердаке, или вы решили стать частью «винилового ренессанса», покупка виниловой деки может стать прекрасным вложением средств. Ведь проигрыватель подарит (или вернет) вам этот особенный и уникальный для винила опыт и удовольствие от прослушивания музыки.
Эстония ЭП-010. Проигрыватель виниловых пластинок.
Мы подготовили ТОП-15 виниловых проигрывателей для разных потребностей, условно разбитый на 3 ценовых категории:
1. Бюджетные / начальный уровень (до 25 000 руб.)
2. Золотая середина (до 50 000 руб.)
3. Hi-Fi для самых требовательных (от 50 000 руб.)
Но для начала, вам необходимо определится с бюджетом и необходимым для вас функционалом. Давайте в общих чертах разберемся, что стоит учитывать при выборе и покупке.
Демпфирование
Один из самых важных моментов при воспроизведении винила — это демпфирование, то есть то, насколько хорошо проигрыватель гасит и подавляет механические колебания и вибрации. Для обеспечения этого параметра производители используют разные подходы, компоненты и материалы. Одни производители наращивают вес стола или диска. Другие, например, британская компания Rega, утверждают следующее: «Принцип чем тяжелее, тем лучше применительно к проигрывателям и опорным дискам является мифом… Стол на самом деле должен весить как можно меньше, чтобы предотвратить передачу нежелательного шума от подшипников и мотора на диск или на пластинку… Многие диски оказываются такими тяжелыми, что невозможно спроектировать правильно функционирующий подшипник (а другие настолько легки, что любой может услышать колебания скорости)».
Привод
В большинстве проигрывателей сейчас используют мотор с ременным (пассиковым) приводом, таким образом реализовать качественное воспроизведение пластинки проще, чем в случае с прямым приводом (когда двигатель соединен с опорным диском напрямую). Проигрыватели с прямым приводом чаще относятся к профессиональным DJ-вертушкам (прямой привод необходим для скретчинга и других диджейских техник). Однако они могут с успехом применяться и в качестве домашних Hi-Fi компонентов.
Проигрыватель Эстония Стерео.
Фонокорректор
Фонокорректор усиливает сигнал с иглы звукоснимателя, без него послушать пластинку не получится. Фонокорректор может быть встроенным в проигрыватель, усилитель или ресивер, а может быть и отдельным устройством. Встроенный фонокорректор удобнее и дешевле, но, как правило, качество звучания при использовании внешнего фонокорректора практически всегда будет выше. Также нужно учитывать, что фонокорректоры могут работать с MM и MC картриджами (см. далее).
Скорость проигрывания / переключение скоростей
- Современные пластинки предназначены для скоростей 33? или 45 оборотов в минуту. Некоторые проигрыватели поддерживают дополнительную скорость — 78 оборотов (формат старых граммофонных пластинок).
- Переключение скоростей может быть ручным или электронным. Последнее выполняется нажатием одной кнопки, что, конечно, быстрее и удобнее. Однако ручная смена чаще всего заключается в перемещении ремня мотора с одного ролика на другой, не требует особых усилий и не увеличивает стоимость проигрывателя.
Автомат или ручное управление
- Автомат: тонарм сам двигается и опускается на пластинку по нажатию кнопки, а по завершению пластинки возвращается в изначальное положение.
- Автостоп (полуавтомат): тонарм поднимается автоматически после окончания пластинки. Позволяет избегать лишнего износа иглы на холостом ходу.
- Ручное управление — опускать и поднимать тонарм нужно самостоятельно.
Тонарм / головка звукоснимателя (она же хэдшелл или картридж) / игла
- У самых простых моделей компоненты не поддаются замене (только игла), что сокращает возможности для дальнейшего апгрейда.
- Топовые модели могут поставляться без картриджа, подразумевая, что вы выберете его самостоятельно под свои предпочтения.
- Звукосниматели делятся на головки с подвижным магнитом (MM) и подвижной катушкой (MC). ММ более распространенные и бюджетные, MC заметно дороже и обладают лучшими характеристиками.
Plug антискейтинг; микролифт с гидравлическим демпфированием. Здесь у вас уже есть задел для апгрейда: картридж AT91R Dual Moving Magnet можно заменить. Причем, что нетипично для проигрывателей этого уровня, есть возможность выбора типа картриджа: MM или более дорогой/качественный MC.
Встроенный фонокорректор: да
Гарантия производителя, мес: 12
Встроенный фонокорректор: да
Гарантия производителя, мес: 12
2. Золотая середина (до 50 000 руб)
Audio-technica AT-LP120-USB HC
- Привод: прямой
- Ручное управление
- Материал опорного диска: алюминий
- Электронное переключение скоростей (33?, 45, 78 об/мин)
- Встроенный фонокорректор
- Антискейтинг
- ММ-картридж AT95E (сменный)
- USB-выход для оцифровки винила
- Вес 10,7 кг
Снова Audio-Technica, но эта модель кардинально отличается от предыдущих. AT-LP120-USB имеет прямой привод, т. к. разработана в первую очередь для диджеев, но за счет качественного исполнения прекрасно подойдет и для домашнего использования. Встроенный АЦП и USB-разъем позволяют преобразовать звук с винила в цифру с качеством 16 бит / 44,1 кГц (или 48 кГц). Что касается диджейского функционала: прямое и обратное вращение, три скорости с кварцевой стабилизацией, возможность изменения питча +/- 10% или +/- 20%. Для контроля скорости вращения предусмотрен стробоскоп.
Pro-Ject JUKE BOX E
- Привод: ременной
- Ручное управление
- Материал опорного диска: ДВП
- ММ-картридж Ortofon OM5e (сменный)
- Встроенный фонокорректор
- Ручное переключение скоростей (33?, 45 об/мин)
- Bluetooth-приемник
- Усилитель (25 Вт на канал в 8 Ом)
- Пульт ДУ
- Вес: 5 кг
Данная компактная система «все в одном», создана на базе Pro-Ject PRIMARY и обеспечивает соотношение цены/качества, которому сложно что-то противопоставить. Помимо фонокорректора, тут есть и полноценный усилитель (25 Вт на канал в 8 Ом), и винтовые клеммы для прямого подключения колонок, и Bluetooth. Все уже настроено и предустановленно, только подключите колонки — проводные или беспроводные. Есть также линейный выход и вход. Рациональный и экономичный выбор — если вы ограничены в пространстве или финансово.
Версия Bluetooth: 4.2
Встроенный фонокорректор: да
Версия Bluetooth: 4.2
Встроенный фонокорректор: да
Rega PLANAR 1 Plus
- Привод: ременной
- Ручное управление
- Материал опорного диска: фенольная смола
- Интегрированный ММ-картридж Rega Carbon
- Антискейтинг (преднастроенный)
- Ручное переключение скоростей (33?, 45, об/мин) •
- Вес: 4,3 кг
Rega PLANAR 1 — это однозначный супер-хит родом из великобритании. Проигрыватель отмечен множеством 5-звездочных рецензий и наградами тематических журналов, сайтов и выставок. Например: трижды «Лучший проигрыватель стоимостью до 200 до 500 фунтов стерлингов» по версии «What Hi-Fi? Awards» 2016, 2017 и 2018 годов.
Вариант «Plus» был дополнен встроенным фонокорректором на базе еще одной удачной модели Rega Fono Mini A2D, схема которой была дополнительно доработана. Проигрыватель требует минимальных настроек и готов играть почти сразу после распаковки. Новый тонарм ручной сборки RB110 с прямой трубкой и автоматической системой антискейтинга укомплектован подшипниками с нулевым осевым люфтом и низким коэффициентом трения, а также предустановленным MM-картриджем Rega Carbon.
- Привод: прямой
- Автостоп
- Материал опорного диска: алюминий
- Встроенный фонокорректор
- Антискейтинг
- ММ-картридж VM95E, хедшелл AT-HS6
- Электронное переключение скоростей (33?, 45, 78 об/мин)
- USB-выход для оцифровки винила
- Вес: 7,2 кг
Обновленный проигрыватель виниловых пластинок AT-LP5x — это идеальный баланс технологии и дизайна. Изящные современные линии вертушки делают её украшением любого дома. При этом устройство имеет выдающиеся эксплуатационные характеристики, подкреплённые богатым наследием аналоговых технологий Audio-Technica.
Усовершенствованный двигатель постоянного тока с прямым приводом отличается низким уровнем шума с поддержкой скоростей 33/45/78 оборотов. Проигрыватель комплектуется новым звукоснимателем AT-VM95E размещенном на хедшеле AT-HS6. Изменения коснулись и блока питания, который теперь внешний.
AT-LP5x осенащён встроенным предусилителем, который обеспечивает подключение к стереосистеме с линейным или фоно-входом. Имеются алюминиевая тарелка и толстый амортизирующий мат, собранные в единую конструкцию, которая была разработана для уменьшения резонирования подвижных частей устройства. Изогнутый тонарм, специально разработанный для минимизации ошибок трекинга, отсылает к дизайну Audio-Technica 60-70 годов XX века.
TEAC TN-400BT
- Привод: ременной
- Материал опорного диска: алюминий
- Встроенный фонокорректор
- Антискейтинг
- ММ-картридж Audio-Technica AT100E MM
- Электронное переключение скоростей (33?, 45, 78 об/мин)
- USB-выход для оцифровки винила
- Вес: 4,9 кг
Модель TEAC Модель сочетает в себе добротную аналоговую школу с современными цифровыми технологиями. Проигрыватель снабжен АЦП и , которые позволяют оцифровать любимые пластинки. Что касается основных характеристик, стол изготовлен из прочной MDF плиты, алюминиевые ножки соединяются с ним посредством резиновых амортизирующих прокладок, что препятствует влиянию вибраций.
Опорный диск выполнен из литого алюминия, а в статически сбалансированном алюминиевом тонарме предустановлен AT100E. Тонарм со съемным шеллом (в дальнейшем можно совершить апгрейд), системой антискейтинга и противовесом, позволяющим регулировать прижимную силу иглы. Модель оснащена отключаемым , в котором используются высококачественные комплектующие, в том числе операционный усилитель компании New JRC. Имеется инфразвуковой фильтр, позволяющий избавиться от низкочастотного гула, который появляется, к примеру, при проигрывании искривленных пластинок.
3. Hi-Fi для самых требовательных (от 50 000 руб.)
Denon USB
- Привод: ременной
- Автостоп
- Встроенный фонокорректор
- ММ-картридж DS-85
- Электронное переключение скоростей (33?, 45, 78 об/мин)
- USB-выход для оцифровки винила
- Вес: 5,8 кг
Проигрыватель из серии Denon Design сочетает стиль и технологичность, он укомплектован специально разработанным S-образным тонармом с автоподъемом и остановкой воспроизведения. Автоматический датчик контролирует вращение опорного диска, предотвращая нежелательные колебания скорости во время воспроизведения. USB выход для оцифровки находится на передней панели, причем оцифровку можно производить напрямую на USB-накопитель(флешку), без необходимости использования ПК, достаточно нажать одну из кнопок — MP3 или WAV. Еще одна приятная мелочь: съемная пылезащитная крышка оригинального дизайна может использоваться в качестве стойки для конверта прослушиваемой пластинки.
Встроенный фонокорректор: да
Гарантия производителя, мес: 12
Gold Note Valore 400
- Привод: ременной
- Ручное управление
- Материал опорного диска: акрил
- Картридж Gold Note Babele MM
- Антискейтинг
- Ручное переключение скоростей (33?, 45, об/мин)
- Вес: 8 кг
Компактный и безумно стильный Valore 400 от итальянской компании Gold Note поставляется с тонармом B-5sc — укороченной версией тонарма Gold Note B-5.1 карданного типа с двумя подшипниками высокой точности и MM-картриджем Gold Note Babele. Ряд решений обеспечивают прекрасное демпфирование и нечувствительность проигрывателя к вибрациям: три регулируемых по высоте ножки из сплава алюминия с прослойками из тефлона; cтол толщиной 30 мм из задемпфированной лакированной МДФ плиты; полупрозрачный диск толщиной 20 мм из экструдированного акрила. В проигрывателе также реализована запатентованная система Split-Spindle от более дорогих моделей с тефлоново/графитовыми подшибниками и 60 мм шпинделем, разделенным надвое. Большая длина шпинделя и заполненная маслом продольная канавка вдоль оси обеспечивают постоянное смазывание элементов, устраняют эффект маятника и аннулируют боковое трение. Проигрыватель поставляется полностью отрегулированным и готовым к работе.
Rega PLANAR 6
У Planar 6 стол-сэндвич из пенопласта Tancast 8 (разработан для аэрокосмической индустрии), ламинированного с обеих сторон БСП, изготовленным при высоком давлении. При производстве Rega отбирает двигатели по уровню вибраций и индивидуально сопрягает с источник питания. Последний — Neo PSU — выносной, с селектором скорости вращения, за стабильность которой отвечает кварцевый генератор, выдающий почти идеальную синусоиду. Через пассик (Rega комплектует Planar 6 ремнем повышенного класса, вместо стандартного) вращение передается на алюминиевый субдиск, опорный диск в свою очередь состоит из двухслойного дымчатого/прозрачного стекла. Тонарм RB330 изготовлен вручную и закреплен на двойной алюминиевой балке для максимальной жесткости конструкции и точности воспроизведения. Награды «Лучший проигрыватель» в своем классе (>1000 фунтов) 2017/2018 годов от «What Hi-Fi?», «AVFORUMS», «Lyd https://doctorhead.ru/blog/top-15-proigryvateley-vinila-ot-byudzhetnykh-do-samykh-luchshikh/» target=»_blank»]doctorhead.ru[/mask_link]
Советский винил: топ проигрывателей 80-х
Итак, коснемся немного проигрывателей, на которых слушали музыку в СССР наиболее продвинутые любители винила. Именно эти устройства стали легендарными среди старых меломанов, заставших советский период, когда приобретение электроники было похоже на сложный и запутанный квест.
Электроника Б1-01
“Электроника Б1-01”, пожалуй, первый советский проигрыватель с соответствующим актуальным для 70-х — 80-х стандартам класса Hi-Fi. Архаичный дизайн изобиловал деревом и металлом, как было принято в те годы. Проигрыватель был увесист, масса устройства составляла 20 кг. Как и большинство своих собратьев, он имел встроенный корректор без переключения типа головки звукоснимателя.
Если присмотреться к конструкции, можно заметить, что инженеры страны советов заимствовали большинство решений у “Thorens 125”, оснащенного тонармом SME. Было в СССР и внутрисоюзное копирование. Так “Электроника Б1-011” оказался почти точной копией “Б1-01”.
Как и подавляющее большинство советских вертушек той эпохи, первенец советского хайфая имел три скорости 33, 45 и 78. Из особо ценного для советских пользователей в проигрывателе были реализованы автостоп, микролифт. Поворотный диск приводился в движение пасиком.
Особого упоминания заслуживает тонарм, который оснащался картриджем ГЗМ-003. Во многом благодаря картриджу, частотный диапазон устройства простирался почти на весь слышимый спектр и составлял от 20 Гц – 20 кГц. Также головка обладала небольшой прижимной силой и в целом была крайне востребована у советских меломанов до появления ГЗМ 055 и ГЗМ 005.
В нагрузку к проигрывателю также продавали усилитель и акустическую систему. Они не были столь изысканы. Однако, в силу дефицита, советские меломаны обычно брали всё и были крайне довольны.
Корвет ЭП-003
Легендарное произведение концептуалиста Лихницкого и схемотехника Ратаева. Создано на волне интереса предприятия “Морфизприбор” к созданию высококлассных устройств для звуковоспроизведения с позволения всесильного советского правительства. Шедевр технической мысли и аудиофильского концептуализма. Самобытное устройство многих до настоящего времени впечатляет оригинальностью технических и дизайнерских решений.
Значимая особенность — вязкостное демпфирование. Тонарм “Корвета” заполнялся вязким наполнителем, благодаря чему уменьшал его резонансы. Массивное шаровидное крепление и вызывает удивление у неискушенных пользователей. Проигрыватель имел прямой привод и две скорости воспроизведения, что для того времени было достаточно необычно. На тонарм устройство устанавливали картридж ГЗМ-008 со сферической алмазной иглой и магнитом, изготовленным из сплава самария с кобальтом, которые долгое время считались одними из лучших в союзе.
Эстония-010-стерео
Скопированный и адаптированный под родную элементную базу японец Sharp Optonica-7100, в Союзе получил гордое наименование Эстония-010-стерео. Его в 1983 году выпустил «Пунане-РЭТ», расположенный в Таллине. Вероятно (поправьте меня в комментах, если ошибаюсь) — это была первая вертушка, которая имела возможность программирования воспроизведения.
Проигрыватель выбирал трек и повторял воспроизведение композиций. Масса соответствовала оригиналу и равнялась 12 кг. Важно отметить, что советская элементная база, в частности, картриджи ГЗМ-155 ухудшили качество воспроизведения по сравнению с Optonica-7100. Напрашивающийся к устройству с подобными функциями пульт ДУ делать не стали, решили ограничиться электронным управлением с корпуса проигрывателя.
Арктур-006
“Арктур-006” — произведение Бердского радиозавода. Симбиоз советских технологий и наработок социалистической Польши, в частности, фабрики Unitra. Если точнее, то в Бердске просто скопировали польский проигрыватель Unitra G-2021, который в свою очередь был скопирован с японского Sanyo/Fisher MT-6225. Проигрыватель получил прямой привод, оригинальный двигатель высокой стабильности.
Предусмотрели также микролифт, автостоп и возврат тонарма. Подобно подавляющему большинству советских устройств, корректирующий RIAA предусилитель был встроенным. Из интересного и не очень распространенного для советских вертушек — съемный шелл. Конструкция была упрощена за счет упразднения неактуальной для 80-х скорости 78 об в минуту.
Портил всё это великолепие лёгкий пластиковый корпус, который также как и удачные технические решения были просто скопированы поляками с японского прародителя, а советскими инженерами заимствованы в конструкции польского.
Ария-102-стерео
В 1986 году рижская «Радиотехника» подарила советским меломанам очередное изделие класса HI-FI, на этот раз под ММ-картридж ГЗМ-155. Проигрыватель отличался прямым приводом и лёгким тонармом, но главное, очень современным дизайном, который в СССР был сравнительно редок до конца 80-х.
Как и для прочих его одноклассников, проигрыватель оснастили заветными для советских винилофилов автостопом и микролифтом. На устройстве можно было воспроизводить пластинки, рассчитанные на скорость 33 и 45 оборотов в минуту. Масса проигрывателя состояла 7,5 килограммов, что вполне отвечало советским стандартам.
Источник: vinylmarkt.ru