Где была река Рига

Рига (река)

Ри́га, Ри́дзене (латыш. Rīga, Rīdzene ) — бывший рукав реки Даугавы (ныне не существует). Является этимоном города Риги. Длина Риги составляла 3 километра. К настоящему времени от речки сохранилось лишь болотце близ пересечения улиц Минстереяс и Кунгу.

История названия

В XIII веке рукав реки Даугавы был назван Ригой. По одной из версий, гидроним (равно как и топоним) Рига происходит от названия острова Рюген и проживавших там ругов, мигрировавших позднее в район нынешней Риги. Также существуют версии происхождения названия «Рига» от ливского riika, что переводится как «поселение», или от старонорвежского ring — петлять, извиваться. Однако ни одна из этих версий не выглядит достаточно убедительной.

Альтернативным названием реки было Ризинг, что также рассматривается в качестве одного из этимологических вариантов. К середине XVI века за рекой в латышской среде закрепилось название Ридзене. К концу XVI века начало использоваться «уменьшительное» название Ридзиня, употреблявшееся по отношению к мелким рукавам и оттокам реки Даугавы.

Рига — прогулка с видом на реку

Структура русла реки: Спекюпе

В низовьях реки Риги находилось озеро Ригас, которое упоминается в известной «Хронике Генриха Латвийского» под обозначением lacus Riga. Озеро представляло собой естественную гавань, на берегах которой в первой половине XII века возникло два независимых торговых поселения.

К началу XVII века название Риги сохранилось только за участком нижнего течения, проходившем по современным улицам Мейстару, Калею, Минстереяс. Название второй из названных улиц обусловлено вступившими в силу первыми рижскими строительными правилами (1293), которые были основаны на принципах противопожарной безопасности и предполагали выселение представителей цеха кузнецов за пределы крепостной стены во избежание новых возгораний в черте крепости. Кузнецов обязали жить между рекой Ригой и участком крепостной стены, ограждавшим Ригу плотным кольцом.

Верхнее течение Риги получило название Спекюпе (латыш. Speķupe — Сальная река). Такое название за этим участком реки закрепилось с начала XVI века. Спекюпе, отток Даугавы, протекал вдоль песчаного высокого берега, отличавшегося холмистым покатым рельефом, параллельно нынешней улице Лачплеша (начиная от улицы Маскавас), после чего соединялся с Даугавой.

Весной предместья часто затапливались, что влекло за собой определённые траты, поэтому, чтобы предотвратить нередко разрушительные последствия половодий, было принято решение соорудить дамбу Инча, проходившую вдоль нынешнего берега Даугавы параллельно улице Маскавас. Вскоре река обмелела, так как полые воды не поступали в неё в период апрельских паводков, и на протяжении XVIII и XIX веков её постепенно засыпали.

История Мельничного притока

Истоки реки находились на территории поселения Мордорф (ныне территория микрорайона Пурвциемс). Напротив Пороховой башни (изначально носившей название Песчаной, по песчаному холмистому рельефу, обрамлявшему берег) в Ригу впадал Мельничный ручей (Дзирнавупиете), на котором располагалась Песочная мельница.

Рига.Прогулка по левому берегу реки Даугава — Западная Двина. Вид на телебашню.

Песочная мельница была построена до 1387 года недалеко от места впадения Мельничного ручья в Рижское озеро. В XVII веке, вместо упоминавшихся ранее большой и малой песочных мельниц известна только одна, по поводу которой в 1582 году было издано распоряжение Стефана Батория: город получал разрешение выкопать канал для подвода воды к Песочной мельнице.

В XVI—XVII веках вырытый канал соединил Мельничный ручей с ручьём Шмерли, а последний был подведён к озеру Уленброкен (Улброкас) и реке Маза Югла. Вдоль нынешнего рижского Городского канала проходил мельничный пруд, который простирался через территорию парка Эспланады до современной улицы Дзирнаву (Мельничной). В связи с принятыми поправками к плану модернизации города, предполагавшего, в частности, строительство нового здания Ратуши, в 1756 году решено было срыть мельницу и засыпать Мельничный ручей за функциональной ненадобностью. Русло ручья было засыпано до нынешней улочки Упес (Речная). Бастион, выстроенный напротив Яковлевских казарм и Пороховой башни, также носил название Песчаного, а сама въездная дорога в средневековую Ригу, проходившая мимо Песчаного бастиона и Песчаной башни по соседству с рекой Ригой, являлась составной частью Большого песчаного пути, который, будучи чрезвычайно важным для развития Риги сухопутным торговым путём, вёл в Полоцк, Новгород и во владения скандинавских конунгов.

Дальнейшая история водоёма

В 1567 году магистратом было решено начать строительство специального Портового туннеля длиной 12 километров и шириной 10 метров, получившего название Портовых ворот. Они предохраняли город от разливов в весенний период, находясь на стыке рек Даугавы и Риги.

В XVII веке шведское городское правление озаботилось экологическим состоянием многострадальной речки и начало проводить работы по её нейтрализации. В итоге к 1733 году низовья Риги стали выполнять сравнительно почётную функцию узкого канала, отводящего сточные воды в Даугаву.

В 1861 году, после сноса рижских крепостных укреплений под руководством генерал-губернатора Прибалтийского края Александра Аркадьевича Суворова, обусловленного Парижским мирным договором (1856) после поражения России в Крымской войне, на месте агонизировавшей вот уже полтора века речки Риги был сооружён каменный подземный канализационный туннель, основным предназначением которого считался сбор оставшихся запасов речной воды и дождевой воды с рижских улиц. В настоящее время улица Ридзенес остаётся воспоминанием о последнем участке реки Риги, располагавшемся под ней до середины XIX века.

В современной Риге существует Ливская площадь (одно из самых шумных мест Старого города в летний туристический период), выполненная в декоративном стиле — скамьи и газон имитируют волнистую поверхность реки Риги. В крытом пассаже улицы Яунаву, проходящем через здание рижской Ратуши, имеется выполненная в виде каскада «стоячая» имитация реки Риги. Стоит отметить, что в конце 50-х годов позапрошлого века ряд обозревателей выступал против «силовой» ликвидации знакового для города водоёма, несмотря на его плачевное состояние, призывая городские власти очистить речушку, а не вбивать в неё последний кол, настаивая на колоссальном туристическом потенциале реки, который по-настоящему сможет раскрыться в не столь отдалённом будущем. В наше время несуществующую реку пытаются увековечить отдельные более или менее искусно выполненные имитации.

Литература

  • Рига: Энциклопедия = Enciklopēdija «Rīga» / Гл. ред. П. П. Еран. — 1-е изд.. — Рига: Главная редакция энциклопедий, 1989. — С. 605. — 880 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-89960-002-0.

Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Источник

ua

Дорогие друзья, в этом году мне дважды посчастливилось побывать в замечательной стране Латвия. Собрав все фотографии воедино, я хочу познакомить Вас с интересными местами этой страны, с ее историей, архитектурой и природой.

Традиционно начну с исторического поста. И расскажу Вам историю столицы Латвии – славного города Рига!

Первые более менее известные упоминания о данной местности датируются 1150 годом, именно с того года голландские торговцы начали регулярные торговые отношения с местными племенами. Корабли доходили до речки Рига, в честь которой и назван город. В данный момент река уничтожена, а ее русло предположительно проходило под старым городом.
Торговля брала свое – голландцы и немцы активно торговали с местным населением, а гавани в районе реки Лиелупе (50 км. от Риги) вообще превратились в порты.
Католики положили глаз на эту местность и в 1200 году Папа Римский постановляает, что торговать можно только в устье реки Рига. Собственно это и послужило толчком к появлению крепости, которая и была заложена в 1201 году епископом Альбертом. В 1211 году был заложен Домский собор.
Основатель Риги — епископ Альберт

Торговля способствовала быстрому развитию города, папская булла давала индульгенцию всем переселенцам в Ригу, что повлияло на увеличение населения. В 1220-х годах был создан Рижский совет, в 1225 году начали избирать городского фогта (мэра). В город была перенесена резиденция архиепископов рижских. Но ключевым фактором развития была торговля и в 1282 году Рига вступила в Ганзейский союз.

По факту истории, Рига и почти вся латвийская территория, в то время Ливония стали католическим протекторатом, основной силой на территориях стали рыцарские ордена, а в Риге была архиепископская власть. Изначально был создан Орден Меченосцев (на территории нынешней Эстонии), потом он влился в Тевтонский орден (ответвление которого, Ливонский орден, и правил балл на этих землях).

Орден несколько раз воевал с княжествами Киевской Руси, наиболее известная битва – Ледовое побоище.

В 12-14 веках орден регулярно воевал с рижскими архиепископами, в основном за Ригу, эти конфликты часто заканчивались вмешательством Папы Римского. В 1330 году после осады Риги ордену отошла часть города, и они начали строить там свой замок. Место было выбрано очень удачно – оно находилось внегородских стен, поэтому можно было не бояться неожиданного нападения архиепископских войск, при этом замок стоял ближе к устью реки Даугавы и по факту контролировал все торговые суда, которые плыли в Ригу.

В 1481 году военные действия вновь обострились, начались совместные обстрелы города и замка. В 1484 году рижане осадили замок и голодом вынудили ливонский орден сдаться. Замок был уничтожен.В 1491 году Орден поднакопил силы и вернулся к Риге, осадив ее. Город сопротивлялся недолго и сдался. Рижане были обязаны восстановить замок и вернуть все имущество.

В итоге, в 1492 году архиепископ рижский признал Тевтонский орден, как государство-протекторат Ливонии.
В 1522 году Рига подхватила течение реформации, и власть священников стала слабнуть. Стоит заметить, что все это происходило при постоянном росте торговли, особенно учитывая, что на восточных границах началось активное становление Московского Царства
Московское царство хотело само попасть на транспортные потоки и заиметь выход к Балтийскому морю, это по факту и стало одной из причин Ливонской войны, которая началась в 1558 году.

Война происходила на территории Прибалтики и в нее были втянуты, кроме Ливонии, Швеция и Речь Посполита. В итоге в 1561 году Рига стала Вольным городом и до 1581 года в виду войны про нее не вспоминали. В 1581 году рижские власти присягнули польско-литовскому королю.
А в 1622 году Ригу заняли шведские войска. В ходе русско-шведской войны 1656-58 годов Рига даже была осаждена русскими войсками, однако ее так и не смогли взять. Стоит заметить, что все это время в городе было сильно развито самоуправление.

Во время Северной войны (той самой, когда шведов разбили под Полтавой), а именно 4 июля 1710 года Рига была взята войсками Шереметьева. Российская империя получила выход к морю, а Рига на долгие годы попала под влияние Петербурга.
Шереметьев.

Экономический рост империи, хорошие товарные отношения с остальной Европой превратил Ригу в крупный порт. До 1900 года населения Риги увеличилось в 10 раз.
Стоит заметить, что Российская империя не пыталась насильно искоренять местную культуру, в городе были сильны немецкие течения и по факту Рига и Лифляндская губерния были такой себе Европой. Русский язык стал официальным и то в бумагах, лишь в 1891 году.
Панорама Риги 1905 год

Император Николай 2 в Риге 1910 год.

Дом Черноголовых, 1910 год

Фото с сайта: www.pastvu.com

Развитие Риги остановилось с началом Первой мировой войны, город по факту стал прифронтовым, а в сентября 1917 года и вовсе был захвачен германской армией.

Уничтоженный железнодорожный мост

18 ноября 1918 года в Риге была провозглашена Независимая Латвийская Республика. За год власть менялась несколько раз, но все же осталась пролатвийской.
Фото: Вилис Ридзениекс

11 августа 1920 года подписан договор между Россией и Латвией о признании Латвийской Независимости.
До 1940 года Латвия была свободной страной, в которой развивалась наука, культура, творчество. На момент начала Второй Мировой войны в Риге проживало 385 000 человек.
Рижский вокзал 20-ые года.

Вид на город, 30-ые года.

Улица Бривибас, 30-ые года

Фото с сайта: www.pastvu.com

Латвия попала в сферу влияния СССР, по Пакту Риббентропа-Молотова и 15 июне 1940 года Красная Армия начала оккупацию Латвии с нападения на пограничников, а 17 июня 1940 года танки уже были на улицах Риги.

В Латвии начались массовые репрессии, расстрелы, высылки латышей в Сибирь. В ходе так называемой первой волны репрессий пострадали 15 424 латыша.
Поэтому, когда в середине июля 1941 года немецкие войска захватили Ригу.
Советские танк подбитые в Риге, 1941 год.

. то определенная часть населения считала это освобождением от большевистской оккупации и с радостью встречала немцев.

Но ожидания оказались ошибочными. Было создано Рижское гетто, около Риги появился концлагерь Саласпилс, печально известный тем, что в нем содержалось множество детей (кроме него было еще несколько лагерей на территории Латвии). Начались гонения еврейского населения.
Рижское гетто

13 октября 1944 года Красная Армия освобождает Ригу от нацистов. Начинается период второй оккупации Латвии Советским союзом. В ходе боев значительно поврежден Старый город.
Разрушения 1941 год.

Разрушения, 1944 год.

Советский период особо описывать не буду, так как он явно всем знаком. Многие наши сограждане очень любили и любят Ригу, она стала чем-то вроде своего, но заграничного города, а Юрмала – вообще курортом.
Рига

Юрмала

В конце 80-х годов в Латвии возросли патриотические настроения, которые выплеснулись в массовые митинги в январе 1991 года (которые стали реакцией на применение военной силы в Вильнюсе). Центр города был забаррикадирован рижанами, в рижский ОМОН не правомерно применяет силу против протестующих. В итоге погибает 7 защитников баррикад (по этим событиям будет отдельный пост), а латыши понимают окончательно, что им не по пути с СССР.

21 августа 1991 года провозглашена Независимость Латвии.
В новое столетие Латвия вошла на подъеме, беды 90-х годов стран СНГ ее почти на затронули.
В 2004 году Латвия стала членом ЕС и НАТО.

David Holt

Вот такая вот «вкратце» история Риги и немного Латвии. Советский период Латвия я называю «Советской оккупацией» не по своей прихоти — именно так его называют латыши. Более того, в Риге есть Музей Советской оккупации.

Источник

Ригу основали славяне — венеды

Ригу основали славяне - венеды

Венедское поселение Рига находилось у холма Куббе, в районе современной Эспланады и Академии Художеств, в самом центре современной латвийской столицы.

Как известно, в 2001 году Рига пышно отметила своё 800-летие. И таится в этом обидная историческая несправедливость! Ведь задолго до того, как епископ Альберт заложил свой НЕМЕЦКИЙ город, здесь уже существовали поселения местных жителей. Увы, но мы никогда не сможем определить с точностью, насколько это было давно…

Известно, что уже в конце XII века, в излучине речки Риги, или Риге (она впадала в Даугаву недалеко от нынешнего железнодорожного моста), в районе площади Альберта, существовало поселение ливских торговцев и ремес ленников.

Но когда же тут поселились люди? По свидетельству датского летописца Саксона Грамматика, шведские викинги в конце IX и в начале X века появляются у «города на Двине» и дважды разрушают его.

Авторитетнейший археолог Андрис Цауне отмечает, что несомненного культурного слоя XI века ни на одних раскопках, до сих пор проводившихся в Риге, пока не обнаружено. Были найдены лишь отдельные древности той эпохи. Это немногочисленные вещи куршей (бронзовые крестовидные булавки), латгалов (украшения с колокольчиками) и при этом нет ни одного (!) предмета ливского происхождения. В отличие от Даугмале и Лаукскола в слоях X-XI веков отсутствуют предметы иноземного происхождения – наличествуют исключительно местные!

Гораздо богаче находки XII века. Именно они позволили определить точное расположение рижских поселений, существовавших к моменту прибытия сюда немецких завоевателей. Любопытно, что среди находок этого времени преобладают предметы, привезённые с Руси. Это стеклянные бусы, шиферные веретенные пряслица, раковины каури, бронзовые крестики, перстни, всевозможные браслеты.

Некоторые из этих привозных предметов на территории Латвии в большом количестве обнаружены только в Риге, например, фрагменты излюбленных русскими горожанками стеклянных браслетов. Если в Риге известно более 500 их находок, то общее число фрагментов браслетов, обнаруженных в других латвийских археологических объектах того времени, ограничивается лишь двумя десятками.

В этой ситуации особо любопытен тот малоизвестный факт, что на территории Старого города были обнаружены предметы вендского происхождения. Почему-то эта тема старательно замалчивается. Но кто же такие эти венды, венеды, венеты — самый загадочный народ в латвийской истории?

Справка от музы Клио. Ранние известия о славя нах в античных источниках относятся к началу I тыс. н. э. Римскими авторами они именовались венедами или венетами. О них впервые упомянуто в труде Гая Плиния Старшего (23/24 — 79 годы н. э.) «Естественная история», содержащем географическое описание Ев ропы, Северной Африки и Ближнего Востока. О том, что под этим именем действительно скрывались славяне, свидетельствует Иордан — автор «Гетики», написанной в середи не VI века. Он сообщает, что венеты — «многочисленное племя», проживав шее «от истоков Вистулы (античное название Вислы – И.Г.) на огром ных пространствах… Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они всё же называ ются славянами и антами».

Сведения о ве недах содержатся в сочине нии Публия Корнелия Тацита «Германия», написанном в 98 году. Их областью была тогда территория между Германией и сарматами, западными пределами которых считалось Среднее Поднепровье. Описаны они и Клавдием Птолемеем, в его труде «Географическое руководство» (третья четверть II века).

Там сообщается, что венеды — один из крупнейших этносов Европейской Сарматии. Венедами в раннем средневековье называли славян их западные соседи германцы, что зафиксировано множеством письменных источников. Гер манское название сохраняется за славянами доныне – именно так немцы именуют славян-лужичан.

Венедами называют славян и прибалтий ские финны (эстонское wene, финское venelainen, карельскоеvenea — русские, Vena — Русь). Ранее предполагали, что это название славян было заимство вано от германцев. Однако новейшие археологические изыска ния показывают, что славяне вступили в контакты с прибалтийскими финна ми независимо от германцев в сере дине I тыс. н. э., когда поселились на землях в бассейнах Ильменя и Псковского озера. При шли же они из областей, прилегающих к Висле, которые, согласно уже упомянутому Иордану, принадлежали славянам-венедам.

Любопытно, что в латвийских учебниках истории о вендах стараются не упоминать вообще, а относительно их самих, известный латышский историк Э.Мугуревич сделал глубокомысленное заключение, что это «одна из групп курземских ливов, живших в низовьях Венты и получивших своё имя от этого гидронима».

С вендами связаны некоторые сделанные в Риге находки XII-XIII вв. Ничего похожего на эти предметы в латвийском археологическом материале до сих пор не обнаружено! Археолог А.Цауне указывает, что «ввиду примитивного исполнения и дешевизны сырья их нельзя считать привозными», следовательно, они однозначно относятся к местной материальной культуре.

Это, прежде всего, небольшие деревянные палочки с вырезанными на конце двумя или четырьмя человеческими лицами. Они напоминают находки многоголовых изображений богов в землях западных славян в теперешней Восточной Германии, на Волыни и на Западной Украине (Збручский идол). Ближайшие аналоги некоторых рыболовных принадлежностей, найденных при раскопках на территории Риги, можно обнаружить в археологическом материале польского поморья.

В X главе своей хроники Генрих Латвийский, описывая крещение вендов в Цесисе, отмечает: «Венды в то время были бедны и жалки: прогнанные с Винды, реки в Куронии, они жили сначала на Древней Горе, у которой ныне построен город Рига, но откуда были опять изгнаны курами; многие были убиты, а остальные бежали к лэттам, жили там вместе с ними…». Так как Цесисский могильник вендов, открытый возле станции Цесис, датируется XI веком, можно с уверенностью предположить, что в окрестностях Риги венды жили примерно в середине XI века, или даже раньше (могильник у Домского собора). Таким образом, Древняя гора могла быть первым поселением людей на территории Риги. Но где же была эта гора, знаменитая Mons Antiquus, Mons Riga?

Речь идёт об уже упоминавшихся нами холмах Куббе, мимо которых шла Песочная дорога. Рядом с этой горой располагались городские пастбища, рос лес.

Остатки Древней горы, или «горы Риги», были срыты в конце XVIII века, и потому современные археологи лишены возможности исследовать городище вендов, этих, возможно, ПЕРВЫХ рижан, которых по справедливости и следует считать подлинными основателями нашего города. Таким образом, сегодня мы могли бы отпраздновать 1000-летний юбилей Риги, ибо древнейшие археологические находки, свидетельствующие о её ранней истории, относятся к XI веку. Но порочная традиция заставляет нас отдать пальму первенства епископу Альберту… Хотя задолго до прихода сюда немецких захватчиков, здесь уже существовал порт, процветала торговля, находилось два поселения местных жителей. Основанная в 1201 году немецкая «деревушка» была поначалу отнюдь не больше посёлков первых рижан. Лишь позднее, в результате слияния всех трёх поселений в 1207-1210 гг. сложился средневековый город.

Первое письменное известие о Риге содержится в написанной в конце XII – начале XIII века «Славянской хронике» Арнольда Любекского, который сообщает, что монах Мейнард основал епархию в Ливонии, в месте, «называемом Ригой» (ошибка, епархия была основана в Икшкиле). Упоминает о Риге и Генрих Латвийский в своей «Хронике Ливонии». Однако как ОФИЦИАЛЬНОЕ название города топоним Рига, упоминается лишь в 1209 году в составленном на латинском языке документе, в котором епископ Альберт удостоверяет, что в указанном году на кладбище при церкви Св.Петра в Риге (… in cimiterio beati Petri in Riga) побежденный правитель Ерсики Всеволод дарит свои владения церкви Девы Марии и получает их обратно уже в качестве лена. Тогда и прозвучало имя нового города. Но откуда же оно вообще взялось?

Версий немало. Все учёные сходятся лишь в одном: название городу дала небольшая речушка Рига, впадавшая в полноводную Даугаву в пятнадцати километрах от устья. Но возникает законнейший вопрос, почему так называется сама река? Тут уж полное раздолье для толкований!

Более 20 авторов – языковедов, историков и даже представителей точных наук высказывали мнение о происхождении и значении этого слова. По мнению некоторых лингвистов, первоначально имя реки звучало как «Ринга», что по-куршски означало «кружистая». Кто-то отстаивает ливскую версию, согласно которой «Риге» от ливского слова «рожь», и реку назвали Ржаной, потому что по ней подвозили зерно. Кстати, и зерновой амбар тоже именуют ригой. Генрих Латвийский производил имя города от латинского rigare, а в нижне-немецком языке это слово означает «поток, канал, канава».

Но есть ещё одно любопытнейшее толкование, которое почему-то практически неизвестно широким кругам читающей публики, хотя высказано оно было ещё в XVI веке весьма уважаемым человеком. Немецкий гуманист, друг Мартина Лютера и деятель Реформации, Филипп Меланхтон (1497-1560) серьёзно полагал, что название города Рига могло произойти от древнего славянского населения острова Риген (Рюген, Руян), что находится у германского побережья Балтийского моря [Fischer, 152]. Выходцы оттуда, балтийские славяне — венды, первыми поселились на Древней горе, назвав городище именем своей исторической родины. Гора Риген, река Рига, город Рига, такая вот получается вполне логическая цепочка. Но самое интересное, что эта скандальная версия имеет вполне материальное подтверждение!

Как известно, остров Рюген был главной святыней балтийских славян. Там, в городе Аркона, находилось святилище бога Святовита. Стоял идол с четырьмя бородатыми головами, обращёнными в разные стороны. И держал он в одной руке меч, а в другой рог изобилия. Огромный орёл жил при храме и считался посвящённым Святовиту.

Изображения четырёхликого кумира есть яркий признак культа этого славянского божества. Так вот, именно такие фигурки с четырьмя лицами и были найдены в Риге при археологических раскопках!

В этом легко может убедиться любой посетитель Музея истории Риги и мореходства, где на стендах, посвящённых ранней истории города, мирно покоятся уникальные свидетельства пребывания балтийских славян на рижской земле. Всех интересующихся отсылаем к первоисточнику: J.B.Fischer. Hinter-Bergen allgemeine und eigene Winter und Sommerlust, mit untermischten physikalischen un moralischen Betrachtungen, in Versen beschrieben von daselbt. Riga, 1745.

Подписи под рисункамиР14 Вендская красавица (по материалам археологических раскопок).Р16 Филипп МеланхтонР17 Остров Рюген.Р18 Збручский идол – четырёхликий идол Святовита-Рода. Был извлечён в 1848 г. из р.Збруч (Западная Украина). Является источником знаний о космологической системе славян IX в. В настоящее время хранится в Краковском музее. Р19 Деревянный жезл XII в., найденный на территории Риги (фрагмент)

Источник
Рейтинг
Загрузка ...