Где делали мопеды Рига

amonov

Продолжаю так полюбившуюся читателям моего журнала тему о советских мокиках/мопедах, начатую постом о ЛМЗ-2 «Карпаты ». Сегодня, по просьбе alexnab о RMR-24 «Delta». Возможно alexnab скажет пару слов в коментах о владении этим аппаратом.

Завод «Саркана Звайгзне»(Красная звезда) был самым главным и мощным мотозаводом в СССР выпускавшим легкую мототехнику. До запуска в серийное производство мокика «Delta» завод прославился мопедами «Рига» разных серий.

В серийное производство «Delta» пошла в 1984 году, тем самым счастливо избежав встречи с двигателями типа «Ш». «Карпатам» в этом плане повезло меньше, мокикам Львовского завода пришлось донашивать остатки этих движков, не отличавшихся большим качеством. «Delta» комплектовалась только двигателями V-50, или V-501. Эти двигатели отличались лучшим качеством, в сравнении с моторами серий «Ш», он же «Шавка». Двигатель V-50 двухтактный, рабочий объем 49,8 см.куб., мощность — 1,8 л.с.

Абсолютно новый советский мопед Рига Мини РМЗ 30.

Выпускалась «Delta» аж в пяти модификациях: «стандарт», «турист», «спорт», «люкс». Разница между модификациями была не велика. «Стандарт» — самая простая версия, «люкс» и «турист» — отличался наличием указателей поворотов, еще «турист» должен был оснащаться ветровым щитком и багажником, рассчитанным на боковые сумки, но я таких «Delta» никогда не видел, «спорт» отличался наличием более жесткого руля с перемычкой.

В 1989 году в серию пошла еще одна любопытная модификация — «эндуро». Стоила она 390 рублей и долго в серийном производстве не продержалась.

RMR был экспортоорентированым заводом. Для поставок в Тунис, а по законам этой страны продавать на местном рынке можно было только товары с использованием деталей тунисских фирм, была разработана спец.версия «Delta Afra». В Тунис поставлялась только ходовая, а на месте устанавливался двигатель тамошнего производителя.

В пацанском табеле о рангах «Delta» стаяла на ступеньку выше «Карпат». У изделия RMR был более продвинутый дизайн, очень похожий на мокик Simson S51. Хотя разработчики «Delta» утверждали, что изучили более 50 зарубежных аналогов. В это охотно вериться. Смотрелась «Delta» более современно и утонченно чем «Карпаты», с которыми она делила переднею и заднею подвеску, двигатель.

В остальном это был оригинальный аппарат, отличавшийся от «Карпат» конструкцией рамы и дизайном обвеса. Естественно, оба мокика имели своих поклонников, жарко споривших что лучше — «Delta» или «Карпаты». С возрастом эти споры перетекали в полемику типа, что лучше — «Урал» или «Днепр».

С распадом СССР завод «Саркана Звайгзне» тихо загнулся, к этому процессу приложили руки бывшие владельцы завода. Коллектив завода как мог сопротивлялся этому процессу. Предпринимались попытки улучшить качество продукции. Главной проблемой был мотор Шауляйского завода, который имел нестабильное качество и морально устаревал.

Сравнительный обзор двух мопедов РИГА-16

На «Delta» пытались ставить двигатели Simson, JAWA и других производителей. Но эти попытки успеха не имели.

Мне с «Delta» встречаться сильно часто не приходилось, интереса у меня она не вызывала, мопед как мопед. Мне «Карпат», имевшихся в семье, хватало. «Delta» владел отец моего школьного приятеля, работавший инженером на заводе, и органически не переносивший общественный транспорт, поэтому ездивший на мокике от снега до снега на работу.

И я его эту не любовь понимаю, сам как вспомню набитые битком, ели ползущие ЛиАЗы — тут любое транспортное средство хорошо. А батя моего приятеля был еще человеком творческим. Сам колонки для проигрывателя делал, усилители паял и для сада мотоблок собрал. Любил передачу «Это Вы можете». Он и движок «Delta» так подшаманил, что бегала она явно быстрей чем стоковая.

Работал он на заводе. Что выпускал этот завод я узнал только в конце девяностых. Как оказалось ракеты, не большие, а типа «воздух-воздух», что под крыло истребителя вешают. Завод этот одним из первых приватизировали в девяностые, оборудование пустили на металлом. Вот и думай — случайно ли это.

Источник

masterok

В 1958 году в Риге на заводе «Саркана звайгзне» начался выпуск новых мопедов, которые получили одноименное с городом название. Выпускались данные транспортные средства на предприятии вплоть до 1998 года, пока производство не было окончательно свернуто.

Настоящей любовью и абсолютным фаворитом для миллионов советских подростков стал мопед «Рига-7».

Популярная была модель. /Фото: drive2.ru.

Рижский завод «Красная звезда» выпускал мопеды и до 1958 года. Например, весьма популярной была модель «Spriditis». Именно ей на смену и пришла в свое время «Рига-1». В дальнейшем мопед активно модернизировался и дорабатывался, в результате чего уже в 1971 году с конвейера «Саркана звайгзне» сошла первая единица той самой знаменитой «семерки».

При этом было бы ошибкой думать, что новые модели сразу и полностью сменяли старые. Так, например, мопед «Рига-5» еще некоторое время выпускался заводом параллельно с «Рига-7».

Главный отличия в двигателе и раме. /Фото: chopperforum.ru.

Внешних отличий между «Ригой-5» и «Ригой-7», к слову, было совсем не много. Отличить два мопеда при беглом осмотре будет не просто. Чем два транспортных средства и отличались, так это начинкой. «Пятерка» комплектовалась двигателем Д-5, в то время как «семерка» получила куда более продвинутый для своего времени силовой агрегат Д-6. Последний отличался ротором с диаметром 66 мм и увеличенной обмоткой. Так же на седьмой «Риге» впервые появился электромотор, который в свою очередь позволил монтировать на мопед еще и осветительный приборы: переднюю фару и задний габарит.

Ригу хотели все советские дети. /Фото: regionoperator.ru.

Важным отличием нового мопеда был даже не двигатель, а усиленная рама. У всех предыдущих мопедов «Рига» была хроническая проблема с целостностью рамы при осуществлении частых экстренных торможений. Она трескалась. Решили данную проблему за счет добавления специальной рейки только в «семерке». В том числе это позволило сделать «Ригу» настоящим «муравьем».

При массе всего в 36 кг, мопед на отлично справлялся с перевозкой нагрузки до 100 кг.

Отдельные экземпляры сохранились до наших дней. /Фото: drive2.ru.

Притом, что двигатель Д-6 объемом 45-кубов выдавал на выходе всего 1.2 л.с, максимальная скорость рижского мопеда могла достигать 40 км/ч. Во многом именно благодаря этому транспортное средство так полюбилось советским мальчишкам. Что же касается расхода топлива, то при скорости в 30 км/ч мопед потреблял 1.8-2 литра горючего на 100 км пути. Правда была и одна серьезная проблема. Из-за специфики размещения топливного бака у «Риги-7» могли появляться проблемы с подачей горючего при подъеме в крутую горку.

Источник

Где делали мопеды Рига

года выпуска 1958гг.
объём двигателя 60см3
выпущенно 4шт.

Мопед «Рига — 1»

Выпускался с 1961 по 1965г. Первая попытка использования двух скоростного мотора «ява» объёмом 50 см3, что в общем сыграло с мопедом злую шутку, так как его надо было регистрировать и иметь мотоциклетные права. Как недостаток можно отметить часто засоряемый карбюратор.В инструкции завод изготовитель гарантировал скорость не менее 50 кмч.

Мопед «Гауя»(Рига2)

Мопед «Гауя»-производился с 1961 по 1963 год на Рижском заводе «Саркана Звайзгне»,как и все мотовелосипеды преднозначен для езды по городы и проселочным дорогом одному и перевозить на багажнике груз до 15 кг.На «Гаую» устанавливался двигатель Д4 мощностью 1 л.с.
Мопед имеет хорошую амортизацию и является не утомляющим видом индивидуального транспорта.Передняя вилка имеет подвеску маятникового типа с пружинными амортизаторами.Надежная сварная рама изготовлена из труб малого диаметра,что позволило снизить общий вес мопеда и придать всей конструкции элегантности.Рычаги управления дроссельной заслонкой карбюратора и передним тормозом расположены на правой половине руля,а на левой стороне рычаг сцепления,задний тормоз приводится в действие педалями.(ДОБАВИЛ DimanЫЧ)

Мопед «Рига — 3»

По сравнению с Ригой — 1, здесь уже был установлен двигатель шауляйского производства, который практически был точной копией явовского.Изменилась кострукция бака,глушителя и сидения.

Выпускался с 1970 по 1974 год.По сравнению с предыдущими моделями изменилась электро схема — добавился высоковольтный трансформатор, изменилась конструкция щитков для колес и цепи, привод спидометра уже осуществлялся от двигателя.Изменилась конструкция шестерен коробки передач. Была снята «обвеска» с карбюратора. Изменился багажник. Установлены новые колеса.Обьем двигателя уменьшился до 49,9 см3, что уже не требывало мотоциклетных прав и регистрации.

Выпускался с 1966 по 1975г. По сравнению с Гауей несколько облегчился, изменилась конструкция вилки и колес.Размер бака увеличился до пяти литров.На переднем колесе использовались тормоза барабанного типа.

Рига 6

Был выпушен один мопед(((((Поэтому нет информации

Лёгкий мопед «Рига — 7»

Выпускался с 1973 года. По сравнению с Ригой 5 получил новый двигатель Д-6,который позволял подключить к нему фару.Под сидением появился «бардачек» для инструмента.Несколько изменилась конструкция глушителя,передней вилки и щитка. Щиток для цепи стал не такой массивный, что облегчило установку сброшенной цепи. Колеса стали взаимозаменяемыми!

Мопед «Рига — 9»

Спортивные мопеды распостранялись только через ДОСААФ и станции юных техников. Но чтобы сесть за него надо было достичь определенных успехов.

Мопед «Рига – 11

Мопед вышел в свет за всеми полюбившейся «семерки» достаточно большой партией. Мощные колёса и оригинальный внешний вид по началу привлек покупателей. но на практике мопед оказался тяжеловатым, рама оказалась не надежной, заднее расположение бака затрудняло движение мопеда в горку, особенно когда в баке оставалось мало бензина. Мощности двигателя явно не хватало. но и тут народ не растерялся — ставили баки на хребет рамы, устанавливали глушители от двухскоростных мопедов, ставили мягкие седушки.

Рига-14 (1973г.).
Отступим от хронологии. Моделька выпускалась значительно позже. Но название присвоили после из номеров ещё не использованных для обозначения.
Тоже очень редкая мопедка.

Рига-15 Vega (1990г.)

Мокик «Рига — 16» выпускался с 1979 по 1984г. Установленный в двигателе Ш-58 кикстартер и карбюратор были приятной неожиданностью для покупателей. Подножки мотоциклетного типа, рычаг заднего тормоза, новый руль, сиденье, багажник, задний фонарь и оригинальная окраска заметно повысили уровень продаж. В принципе двигатель Ш-58 можно считать самым удачным в серии «Ш»

» Рига — 17″
объём двигателя 49.8см3
мощьность 16,5hp/15000rpm
вес 62кг.

«Рига — 18»
Так и не пошла в серию. И чем-то напоминает Карпаты.

Мокик «Рига — 22» Начали выпускать с 1982 года. Двигатель Ш-62 координально отличался от предыдущих моделей прежде всего мощным электронным зажиганием и и коробкой передач, из-за чего пришлось поменять направление вращения коленвала. Первые модели отличались ненадежностью коммутаторов и блока шестерен. Поэтому народ по-прежднему предпочитал полюбившуюся Ригу -16. Через некоторое время была произведена модернизация двигателя и коммутатора и с 1984 года стали выпускать мокики с двигатели Ш-62М, в добавок изменилась конструкция глушителя. Не смотря на модернизацию коробка скоростей всё еще доставляла хлопоты покупателям.В инструкции появилась запись — скорость НЕ БОЛЕЕ 40 км/ч

Рига — 20Ю

Рижский мотозавод «Саркана Звайгзне» в течении ряда лет выпускал кроссовые машины класса 50 см для тренировок и соревнований подростков 12 – 16 лет. На них проводится немало спортивных встреч, в том числе первенства СССР среди ДЮСТШ.
«Рига-20Ю» — это спортивная машина унифицирована по ряду узлов с дорожным мокиком РМЗ – 2.122-01 («Рига-22»). У нее отличающиеся от соответствующих узлов дороной модели рама, глушитель, гидравлическая передняя вилка и амортизаторы, переднее колесо увеличенного диаметра и ножное переключение передач.

Мокик «Дельта» — это практически новая разработка после серии «Рига». Оригинальная рама и удачный двигатель на долго сделали любимой именно эту модель. В новом двигателе В-50 были учтены недостатки предыдущих моделей, было усилено сцепление, валы коробки передач стали вращаться в подшипниках, а появившееся ножное переключение скоростей в двигателе В-501 ещё долго вызывало восхищение у покупателей.

Небольшими партиями выпускались Дельты с литыми колесами и трехскоростными двигателями польского производства.

Рига Мини (1971г.)
Уже больше смахивает на культовую технику.

Мини-мокик

Первая серия минимокиков была с жесткой подвеской. Впрочем, как и во второй серии, с мягкой задней подвеской управляемость мокиком желала быть лучшей. Причем поначалу мокики с двигателем Ш-62 имели теже проблемы, что и Рига 22

Рига Мини РМЗ 2 (1984г.).
Какой-то изверг умудрился засунуть односкоросной маторчик на заднюю вилку.
За-то удалось сделать раму складной. В живую никогда не видел такого чуда.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...