Споры вокруг национальной и государственной символики, при всех положительных чертах, не обходятся без известных издержек. Некоторые интересные, но далеко не самые важные явления и факты, оказываются в центре внимания, гипертрофируя историческую значимость символов. С другой стороны, то, что действительно важно в понимании вопроса национальной и государственной символики, отошло на второй план и незаслуженно, а порой и преднамеренно подавалось неверно.
Это происходит потому, что многим из нас элементарно не хватает знаний по проблеме информации, на которой должна базироваться наша личная, взвешенная и осмысленная оценка, что в результате и приводит к правильному выбору касательно символики.
Главные вопросы, на которые необходимо дать ответ, это: что представляет собой национальная символика, чем она отличается от государственной и что представляли собой символы, введенные как национальные в 1991 году.
В гербе и флаге отражаются особенности, менталитет народа, хранятся ассоциации с теми или иными эпохальными событиями происходящими под их знаменами. Генезис символов, как показывает история – это живой процесс, а не неподвижная, статичная данность. Государственные символы изменялись раньше, изменяются они и теперь, значит, изменение государственных знаков – дело совершенно нормальное.
Герб «Пагоня» за 12 хвілін | Герб «Погоня» за 12 минут.
Итак, действующая символика разных государств мира не имеет четко очерченных границ. Тем не менее, можно с великой долей вероятности выделить основные атрибуты государственности – это флаг и герб. Описание этих символов устанавливается законодательством и специальными статьями конституции. Причем в каждом отдельном государстве относительно терминологии символов в законодательных актах существуют свои положения.
Законодательные формулировки в одном случае требуют считать флаг или герб страны национальными, в другом – государственными, в третьем – и теми и другими. При этом следует отметить, что хоть герб и национальный флаг объединяет цветовая символика, смысловая нагрузка у них разная.
Символика герба выражает не столько национальные черты, сколько политическую сущность того или иного государственного образования (к примеру, дает возможность отличить республику от монархии). И вот тут мы вплотную подходим к вопросу о происхождении герба «Погоня», само название которого в «Энциклопедии литовцев» (США, Бостон) связывается с польским корнем.
Сегодня официальные символы (флаг, герб и гимн Республики Беларусь) оппозиционные силы пытаются подменить символами своих объединений. Осуществляются попытки деформировать и смыслы, заложенные в официальную государственную символику. Не случайно в качестве объединяющего начала были выбраны традиционные для оппозиционеров символы: «Погоня» и бело-красно-белый флаг.
Желаемая цель − переориентировать общество и его отдельные группы на символы, начертанные на своих знаменах. Именно эту символику они позиционируют как единственно верную, национальную и государственную. Но с какой это стати?
О литвинах, гербе-погоне и их отношении к Беларуси. Историк Пётр Толочко
14 мая 1995 года состоялся референдум (который сегодняшние националисты называют «антибелоруским»), в ходе которого белорусскому народу предлагалось решить: какими будут атрибуты государства. 71,5% человек проголосовали ЗА утвержденную на референдуме символику. При этом хочется напомнить, что когда в 1991 вводили бело-красно-белый флаг и герб «Погоню», мнение белорусов никто не спрашивал.
Возникает вопрос: почему большинство белорусского народа проголосовало так, а не иначе? Они были тупы и безграмотны? Они «ватники» (как их называют нынешние оппозиционеры)? Либо выбирая Государственный герб и Государственный флаг, они руководствовались обоснованными объективными соображениями?
История герба «Погоня» своими корнями уходит в глубь времен, когда никаких национальных, в современном понимании этого слова, государств просто не существовало. Первое известное изображение вооруженного всадника на печати связано с Александром Невским и Дмитрием Донским.
Исследователи полагают, что символ заимствован у западноевропейских рыцарей Ливонского ордена, у магистра которого уже тогда, как свидетельствует летопись, была печать «Погоня». Вообще печати с такими всадниками были довольно частым явлением. Ими пользовались не только польские, литовские и восточнославянские аристократы, но также и западноевропейские. Факт заимствования «Погони» из геральдики Запада весьма вероятен. Причем «Погоня» (или «Ездец») появляется в то время, когда белорусские земли постоянно в состав Великого княжества Литовского не входили, а значит являться народным, местным гербом (на что, так напирают нынешние националисты от оппозиции) она не могла.
Герб «Погоня», безусловно, один из наших исторических символов (хотя, к слову, изображение трезубца, является более древним геральдическим изображением в Беларуси). Но герб «Погоня» не исключительно белорусский, да и к становлению современной белорусской нации он имеет опосредованное отношение. ВКЛ, чьим гербом была «Погоня», – являлось полиэтническим государством, где главенствующее положение занимала литовско-польская аристократия, а русины – те, чьими потомками в основном и являются современные белорусы, нередко претерпевали дискриминацию по религиозным и иным причинам. За многовековую историю под знаком «Погони» вершились самые разные дела. Под ней войска вторгались в другие страны, подавлялись народные восстания, была одержана победа под Грюнвальдом.
Однако это все не имело отношения к Беларуси, несмотря на то, что сегодня это региональный символ, который используется Витебской областью, в Речице, в Лепеле, в Верхнедвинске. Он же использовался и при царской власти, будучи утвержденным в этих городах Николаем I. Это не является каким-то национальным, местным оберегом, потому что герб «Погоня» использовался на территории Речи Посполитой в официальном гербе. А в Речи Посполитой белорусский язык был запрещен, как и все белорусское в принципе. Это был период «культурной пустыни», когда останавливались книгопечатание и белорусская школа, когда на белорусском языке не было ничего. Тем не менее, на тот исторический момент герб «Погоня» – это официальный герб абсолютно небелорусского государства.
А когда же случилось белорусское государство? Историки сходятся в одном: самосознание себя как отдельной нации у жителей территории современной Беларуси начало формироваться во второй половине XIX века. Когда в 1917 году произошел крах Российской империи, на повестку дня встал вопрос о суверенной независимости. Выбор путей этого вопроса привел к жесткому идейному противостоянию.
У сторонников либерально-буржуазных принципов (назовем их националистами) одним из основных символов был именно герб «Погоня». И это, к сожалению, был именно тот исторический период времени, когда символика была впервые серьезно дискредитирована.
В этот период времени была в самом разгаре Первая мировая война, и когда под оккупацию германских войск попала территория нынешней Беларуси, отдельные белорусские националисты (более известные как представители правительства БНР), вместо того, чтобы бороться с захватчиками, решили создать с помощью немецких оккупантов свою народную республику.
Второе серьезное пятно, которое невозможно смыть сторонникам герба «Погоня» – это сотрудничество с теми же немцами в период Великой Отечественной войны, когда всадник использовался только коллаборационистами. Знак «Погоня» находился исключительно в руках предателей, карателей, которые заживо сожгли 149 жителей Хатыни, полицаев и врагов белорусского народа. После войны «Погоня» использовалась сбежавшими от возмездия эмигрантами в Великобританию, США и другие западные страны.
Ну и конечно, именно символы БНР (флаг и герб) были использованы белорусскими националистами в 1991 году. Согласно описанию историка Роя Медведева: «На протяжении первых почти трех лет независимости государственная власть в Беларуси была крайне слабой и к тому же рассредоточенной между несколькими структурами. Правительство Вячеслава Кебича занималось спасением экономики и почти демонстративно отстранилось от решения других проблем – образования, культуры и пр. Станислав Шушкевич и небольшая группа его сторонников в Верховном Совете вступили в фактическую коалицию с фракцией БНФ, которой передали все главные функции по управлению сферами образования и культуры, включая вопросы исторического наследия и языковой политики».
Таким образом, оба эти символа с огромным трудом, были приняты Верховным Советом, после напряженной дискуссии, в условиях деморализации большей части депутатов, вызванной августовскими событиями в Москве. И весь период существования их в качестве официальной символики (это видно из прессы того времени), в обществе не утихали дискуссии вокруг этих символов с требованием отменить это решение.
Требовала кстати этого и Литовская Республика, поскольку современные исследователи и руководство Литвы считают «Погоню» символом воплощения идей древней государственности и самостоятельности своего литовского, а не белорусского государства. Тогда, в эпоху «парада суверенитетов», во время своего выступления в белорусском парламенте Ландсберг, в формате, как сейчас модно говорить, обновления национальной символики, высказал однозначные претензии на плагиат литовского герба со стороны РБ…
Всему этому положил конец референдум 14 мая 1995 года, который стал результатом широкой общественной дискуссии. Большинство белорусского народа проголосовало за символы, которые несут совсем другую понятийную, народническую и смысловую нагрузку, альтернативную националистической и нынешней оппозиционной.
Таким образом, надо понимать, что нельзя считать, будто символика становится постоянной и единственно верной на все времена. Отношение к «Погоне» должно быть историческим, поскольку как культурно-исторический знак герб – чистый. И как факт истории она может фигурировать в нашей жизни, в стихах, прозе, искусстве и т.д. «Пагоня» является неотъемлемой частью исторического прошлого Беларуси и полностью принадлежит седой старине.
Но как государственно-политический символ «Погоня» запятнана (и пятнается до сих пор) разными проходимцами, которые под предлогом национального государства творили, прикрываясь ее, ужасные глупости и мерзости, вызывая у большинства белорусов лишь отвращение и боль. Однако символ ни в чем не виноват, виноваты люди, использующие его в своих, зачастую гнусных, с точки зрения истории, целях. А история не терпит черновиков.
Источник: zampolit-ru.livejournal.com
pomozow
Герб «Погоня» — это герб Великого княжества Литовского. Не Литвы, не Беларуси, а именно ВКЛ. Другое дело, что нынешняя территория Беларуси в ВКЛ играла главную скрипку: там были расположены главные государственные институты, самые крупные города и военные укрепления.
Но литовцы продолжают уверенно считать Погоню своим национальным символом. Беларуская оппозиция занимается тем же. Литовцам стоит отдать должное — Погоня красуется у них в качестве официального герба, а Беларусь эту возможность похерила в 1994 году.
Главное отличие нынешней литовской Погони от герба ВКЛ в том, что на оригинальной версии хвост у коня опущен вниз, а на новом литовском гербе — поднят вверх.
Погоня на гербе Беларуси 1991-1994 гг.
Vytis — Погоня на гербе Литовской Республики.
Погоня на гербе ВКЛ. Статут ВКЛ 1588 г.
Обратите внимание на белорусский вариант Погони на улицах Вильнюса. Литовцы старательно стараются приписать себе всю историю ВКЛ, однако их исторические памятники с этой херней совсем не согласны:
Погоня на Острой браме — старые городские ворота Вильнюса.
Герб Погоня на надмогильнике Великого князя Ягайло.
Источник: pomozow.livejournal.com
Погоня (герб)
Пого́ня (белор. Паго́ня , польск. Pogoń , Погонь, лит. Vytís , Витис) — герб Великого княжества Литовского с конца XIV века [1] , а также герб династии Гедиминовичей. Государственный герб Литвы (1918—1940; с 1990), Белорусской Народной Республики (1918) и Республики Беларусь в 1991—1995 гг.
Используется в различных геральдических символах в Белоруссии, Литве, Польше, России и на Украине.
Герб представляет собой червлёный щит с всадником на серебряном коне. В правой руке рыцарь держит поднятый меч, а в левой — лазоревый щит с золотым шестиконечным крестом [2] . На некоторых изображениях с левой стороны у всадника ножны, из-под седла свисает трёхконечная попона.
Происхождение
Изображение вооружённого всадника является популярным символом и встречается гораздо раннее появления герба [3] . Так, печатями с вооружённым всадником пользовался князь Александр Невский и др.
Герб появился в результате процесса геральдизации изображения вооружённого всадника с портретных печатей великих князей литовских Ягайло и Витовта [2] . К 1366 г. относится документ с печатью, изображающий всадника с мечом. С конца XIV века всадник изображён на фоне геральдического щита — на печатях Ягайло (1386, 1387) и Витовта (1401).
Изначально гербовое изображение обозначало суверенитет великого князя ВКЛ и имело некоторые различия в элементах: у всадника мог отсутствовать щит, на щите могло быть изображение «колюмн», а мог быть изображён шестиконечный крест.
Вариант с шестиконечным крестом на щите изображён на надгробии Ягайло.
Вариант с «колюмнами» впервые встречается в гербовниках первой половины XV века «Armorial Lyncenich» и «Codex Bergshammar», где герб подписан «Hertogne van lettouwen onde van rusen» и «Hertogne lettouwen», что говорит о том, что в то время название «Погоня» ещё не было закреплено за этим гербом [2] . Нет этого названия и у Длугоша, описавшего хоругви Великого княжества Литовского битвы под Грюнвальдом, большинство из которых имели «воина в доспехах, сидящего на белом, иногда чёрном, либо гнедом, либо пегом коне и потрясающего мечом в простертой руке, на красном поле» [2] [4] .
Согласно историку и геральдисту Алексею Шаланде, название «Погоня» закрепилось за данным гербом в конце XV — первой половине XVI веков в результате переосмысления изображения вооружённого всадника [2] . В привилее Ягайло 1387 года описывается повинность, которая заключалась в обязанности конно преследовать врага не только рыцарями, но и всем населением, способным носить оружие. В латиноязычном документе сказано, что по-народному преследование врага называется «pogonia» [5] . В этих условиях изображение вооружённого всадника стало символом защиты отчизны от врагов [2] .
Белорусско-литовские летописи первой половины XVI века удревняют «Погоню», приписывая её создание легендарному великому князю Наримунту Романовичу, якобы княжившему в середине XIII века: «Наримонт, яко старший будучи в Великом князстве Литовском пановал … Той Наримунт мел герб, або клейнот, рицерства своего таковый, и тым печатовался, Великому князству Литовскому заставил его, а то такий: в гербе муж збройный, на коню белом, в полю червоном, меч голый, як бы кого гонючы держал над головою, и есть оттоля названы погоня» [2] [3] [6] .
Согласно историку Вячеславу Носевичу, название «Погоня» относительно данного герба впервые зафиксировано лишь в гербовнике Бартоша Папроцкого, изданном в 1584 году [1] . Он также ставит под сомнения гипотезу о происхождении названия герба от воинского обычая, указывая на хронологическую разницу между упоминаем повинности и закреплением названия герба в 200 лет [1] .
Название «Погоня» относительно данного герба упоминается также под 1562 годом, когда великий князь Сигизмунд Август приказал чеканить монеты-трояки с «гербом Погоней» на одной стороне [2] .
Родовой и земельный герб
В качестве династического герба «Погоню» использовали роды, ведшие своё происхождение от Гедимина: Олельковичи, Бельские, Сангушки, Чарторийские и другие [2] . Позже в гербах Гедиминовичей появились и другие элементы. Кроме того, для отличия в гербах разных родов «Погоня» была различной по форме. В конечном итоге сложилось пять видов этого герба:
- в червлёном поле всадник в латах и шлеме на белом коне. В правой руке к него обнаженный меч, а в левой щит с шестиконечным крестом, на коне седло с тремя концами;
- такой же всадник, но с копьем, которое он держит, как бы намереваясь бросить его на врага;
- нагой всадник на коне без седла и узды держит на воздухе, над головою, обнаженный меч;
- в золотом поле выходящая из облаков рука в латах с обнаженным мечом, фигура эта повторяется в нашлемнике (дворянский герб «Погоня»);
- в червлёном поле рука с мечом, а в нашлемнике до половины выходящий воин, вооруженный также мечом.
Разные версии «Погони» стали гербами воеводств Великого княжества Литовского — Виленского, Минского, Берестейского, Полоцкого и других.
С минимальными стилистическими изменениями «Погоня» была элементом герба Речи Посполитой до её ликвидации в 1795 году. После этого «Погоня» как часть некоторых губернских гербов попала в состав государственного герба России. Также «Погоней» были заменены гербы многих городов — Вильны, Полоцка, Витебска и некоторых других. Всего к 1900 году «Погоня» являлась основной либо составной частью 22-х гербов городов Российской Империи, трёх губерний и одной области: Виленской, Витебской и Гродненской (герб 1808 года) губерний [8] и Белостокской области.
«Погоня» как элемент родовых гербов
«Погоня» входит в состав родовых гербов Гедиминовичей: Хованских (I, 1), Голицыных (I, 2), Куракиных (I, 3), Трубецких (II, 1).
Новейшее время
В 1918 году «Погоня» стала гербом Литовской Республики и провозглашённой Белорусской Народной Республики. В советское время в Белоруссии и Литве «Погоня» как государственный герб не использовалась. В 1920—1922 годах «Погоня» была элементом герба Срединной Литвы, воспроизводившего герб Речи Посполитой.
В межвоенное время «Погоня» была в гербах Виленского, Подляшского, Полесского воеводств II Речи Посполитой, а также использовалась, наряду с бело-красно-белым флагом, белорусским движением в Западной Белоруссии. Во время Второй мировой войны оба эти символа использовались белорусскими коллаборационистами.
С 1988 «Погоня» стала символом национального движения в Белоруссии и Литве.
Законом, принятым Верховным Советом Литовской Республики (впоследствии названный Восстановительным Сеймом) 11 марта 1990 «О названии государства и гербе», восстановлен довоенный герб «Витис».
Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 10 декабря 1991 утвердило «Погоню» гербом Республики Беларусь. [9]
14 мая 1995 года по инициативе Александра Лукашенко в Белоруссии был проведён референдум о придании русскому языку статуса государственного наравне с белорусским, об установлении новых государственных флага и герба и о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией. По всем вопросам было вынесено положительное решение: «за» проголосовало 83,3, 75,1 и 83,3 % соответственно. По результатам референдума «Погоня» была лишёна статуса государственного герба [10] .
После референдума 1995 года герб стал использоваться в качестве одного из символов белорусской оппозиции. В 2000-х годах герб «Погоня» был включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь [11] [12] .
В Белоруссии «Погоня» присутствует в гербах Витебской (из герба Витебской губернии) и Гомельской областей, ряда городов — Могилёва, Речицы, Верхнедвинска, Лепеля и других. Она есть на эмблемах различных организаций (например, Консервативно-Христианская Партия — БНФ, Общество белорусского языка им. Ф. Скорины, Объединение белорусов мира «Бацькаўшчына»), на нарукавном знаке 2271-й базы инженерных боеприпасов Вооружённых сил и др.
Вариант «Погони» является гербом российских городов Невеля, Себежа (Псковская область) и Велижа (Смоленская область), некогда входивших в состав Великого княжества Литовского, а также районов, центрами которых они являются.
На Украине «Погоня» присутствует на гербе Житомирской области.
В литературе
Одноименное патриотическое стихотворение — «Пагоня» — в 1915 году написал белорусский поэт-классик Максим Богданович. Испытывая тревогу за отчизну, лирический герой «видит Острую браму святую и воинов на грозных конях». В стихотворении дважды повторяются строки: «Старинной литовской Погони не разбить, не остановить, не сдержать» (Старадаўняй Літоўскай Пагоні // Не разбіць, не спыніць, не стрымаць). Стихотворение стало очень популярным и неоднократно было положено на музыку.
Гербу «Погоня» посвящено стихотворение Иосифа Бродского «Герб» из цикла «Литовский дивертисмент».
Источник: dic.academic.ru