город, Эстония. Селение на берегу реки Нарва уже существовало на рубеже XII-XIII вв. В русск. источниках с этого времени и до начала XVIII в. оно последовательно упоминается как Ругодив. Название образовано от наименования духа-покровителя ржи: фин.
Rukotivo, эст. Rougutaja ; по-видимому, селение возникло при святилище, посвященном этому духу. Но в ливонских документах селение называлось Нарва по его расположению на берегу р. Нарва. Гидроним от вепс, narvaine ‘порог’. После присоединения в 1704 г.
к России название Нарва становится общепринятым.
Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ . Поспелов Е.М. 2001 .
(Narva), 1) город на СВ. Эстонии , на границе с Россией, на левом берегу р. Нарва (напротив г. Ивангород ).769 тыс. жителей (2000). Известен с 1171 г. Права города – с 1-й половины XIV в. Принадлежал Дании, после 1346 г. – Ливонскому ордену, с 1581 г. – Швеции, с 1704 г. – в составе России.
Замок Германа (XIV–XVI вв.), быв. ратуша (1668–71), жилые дома XVII в., здания быв. полковых казарм и мужской гимназии XVIII в. Музей. Второй по населению и пром. потенциалу город Эстонии. Хл.-бум. комбинат «Кренгольмская мануфактура» (основан в 1857 г.). Эстонская и Прибалтийская ГРЭС, работающие на местных сланцах, маш-ние, мет.-обр., лёгкая и пищ. пром-сть;
СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД NARVA.ESTONIA.
2) Нарова, река на СЗ. Вост.-Европейской равнины, является границей России ( Ленинградская обл. ) и Эстонии . Длина 77 км, пл. басс. 56,2 тыс. км². Вытекает из Чудско-Псковского оз., впадает в Финский зал. Балтийского моря.
Дно известняковое, покрытое песком. Берега болотистые, заросшие тростником; многочисленные заливы и старицы. Местами русло расширяется до 200 м и река делится на протоки. Сред. расход воды у деревни Васкнарва 415 м³/с. Судоходна. Нарвская ГЭС с вдхр.; города Ивангород , Нарва .
Словарь современных географических названий. — Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .
Нарва — третий по величине город Эстонии (см. Эстония). Население — 83 тыс. жителей. Располагается в 212 км от Таллина. Граничит с Россией (см. Россия): отделен от своего российского «близнеца» — Ивангорода — неширокой рекой Наровой.
Нарва — город с долгой насыщенной историей. Пережил многие исторические катаклизмы, не раз находился в центре политических и экономических интересов многих великих держав. В разное время Нарва принадлежала Дании, Ливонскому ордену, Швеции и России, это владычество и придало Нарве ее незабываемый колорит: здесь можно во всей красе увидеть разнообразие архитектурных стилей. Насыщенная история, природа и множество прекрасных памятников различных времен и культур делают город центром притяжения туристов и по сей день.
Впервые Нарва упоминается в русских летописях под 1171 годом. Тогда она была известна как Ругодив. В 13 в. датчане заложили здесь крепость. В европейской истории Нарва известна как традиционный центр международной торговли.
ГОРОД НАРВА / ГРАНИЦА ЭСТОНИИ И РОССИИ / НЕМОЖЕМ НАЙТИ МЕСТО ДЛЯ НОЧОВКИ
Водный путь по реке Нарве был основан уже в эпоху викингов (5—11 вв.) и представлял собой ответвление знаменитого Балтийско-Средиземноморского речного пути, называемого древнерусской летописью «Путем из Варяг в Греки». Позднее (с 13 в.) активно использовалась проходившая через Нарву сухопутная дорога из Таллинна в Новгород.
На ней в 13 в. возникло торговое поселение, получившее в 1345 году статус города по привилегии короля Дании Вальдемара IV Аттердага. Так возник город Нарва. В 1347—1558 гг. город находился во власти Ливонского ордена. В начале Ливонской войны 1558 года был взят русскими войсками, а в 1581 году захвачен Швецией. В ходе Северной войны в 1704 г. русские войска вновь завладели Нарвой.
В 1704—1722 гг. Нарва стала уездным городом Петербургской губернии. С 1919 года входит в состав Эстонии.
Современный облик Нарвы сложился в 1950—1970 гг. В этот период происходило активное развитие Нарвы как промышленного центра.
Символы Нарвы: Ратуша, несколько домов, сохранивших облик утраченного города, пояс знаменитых нарвских бастионов, православный Воскресенский собор, Нарвский замок — «визитная карточка» города. В окрестностях города многократно происходили военные действия. Поэтому Нарва всегда была городом-крепостью. Укрепление Нарвы началось в 70-х гг.
13 в., когда на крутом берегу реки датчанами был заложен Нарвский замок. В середине 14 в. он перешел в руки рыцарей немецкого ордена и был перестроен в типичное для орденской архитектуры укрепление. Окончательный вид замок приобрел в начале 15 в. в ходе военно-архитектурного соперничества с русской Ивангородской крепостью. Его архитектурный облик определяется мощной башней (высота более 50 метров), получившей название «Длинный Герман». Сейчас в этой крепости располагается Нарвский музей.
В конце 14 в. была построена окружная городская стена, усиленная крепостными башнями. В 15 — 16 вв. в связи с появлением огнестрельного оружия укрепления Нарвы начинают модернизироваться, средневековые башни перестраиваются в артиллерийские башни — рондели. Особенно активно усовершенствованием нарвской крепости занимались шведы в 17 в. В первой половине 17 в. они строили бастионы по итальянскому и голландскому типам, а в 1680-х гг. началось грандиозное строительство новой оборонительной линии, состоящей из бастионов французского типа по проекту выдающегося шведского военного инженера и архитектора Эрика Дальберга. Таким образом, окончательно сформировалась система укреплений нарвской крепости, сохранившаяся без существенных изменений вплоть до середины 19 в. Сегодня по разнообразию и степени сохранности военно-инженерные сооружения Нарвы не имеют себе равных в Эстонии. Вместе с Ивангородской крепостью они образуют историко-архитектурный ансамбль общеевропейского значения.
В 1668—1671 гг. в городе была построена Ратуша архитектором Г. Тейфелем. Это величественное здание отражает всю красоту барочной архитектуры и является одним из основных мест посещения туристов. Так же, одной из известных достопримечательностей Нарвы являются ее водопады. Район нарвских водопадов интересен не только как уникальный природный объект.
Здесь во второй половине 19 в. возникла знаменитая Кренгольмская мануфактура — одно из крупнейших текстильных предприятий Европы того времени. Мануфактура использовала дешевую энергию падающей воды и обладала передовой для своего времени технологией. Продукция этого предприятия была удостоена Гран при на Парижской всемирной выставке 1900 г.
Кренгольмская мануфактура создавалась как цельный градостроительный ансамбль, включающий в себя не только производственный, но и административный, жилой и общественный комплекс: здесь располагаются жилые дома 19 в. и Александровская и Воскресенская церкви. Этот комплекс проектировали архитекторы Санкт-Петербургской академической школы и создатель мануфактуры Л. Кноп.
Кренгольмские архитекторы создали собственный оригинальный стиль, в котором отчетливо читается связь с историческими традициями нарвской архитектуры. Как памятник истории и архитектуры эпохи становления крупной мануфактурной промышленности Кренгольм уникален для Эстонии и занимает видное место среди аналогичных памятников Северной Европы. В нескольких десятков километров к северу от города находится курортный район Нарва-Йыесу — излюбленное место отдыха питерской интеллигенции еще в советские времена. Здесь до сих пор остается санаторно-курортная база: профилактории, санатории и лечебницы.
Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия . 2008 .
Смотреть что такое НАРВА в других словарях:
НАРВА
заштатный город С.-Петербургской губернии, Ямбургского уезда, при реке Нарове и Балтийской железной дороге. Жителей к 1896 г. — 13661 (7819 мужчин, 584. смотреть
НАРВА
Нарва Ругодив, Перекладина Словарь русских синонимов. нарва сущ., кол-во синонимов: 4 • город (2765) • перекладина (21) • река (2073) • ругодив (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: город, перекладина, река, ругодив. смотреть
НАРВА
НАРВА, город республиканского подчинения в Эст. CCP. Расположен на левом берегу р. Нарва, в 14 км от её устья, напротив Ивангорода. Ж.-д. станция на . смотреть
НАРВА
НАРВА, H а р о в а, река на границе Эст. CCP и Ленингр. обл. РСФСР. Дл. 77 км, пл. басе.
56 200 км2. Берёт начало из Чудско-Псковского оз.; при пере. смотреть
НАРВА
НАРВА
Нарва — *НАРВА, портовый заштатный город Спб. губ. В 1910 г. ок. 35 т. ж. Торговый порт расположен в ю.-вост. части Н-ской губы, при устье р. Наровы, в. смотреть
Источник: rus-geo-enc.slovaronline.com
Две крепости: русский Ивангород и эстонская Нарва – века на расстоянии полета стрелы
Совершив «программу минимум» для питерского туриста, увидев Петроградку, переночевав под канонаду падающих с крыш льдин и выпив кофе в ватрушечной, я уезжаю из серого, затянутого дымкой города на Неве. Уезжаю в столь же непривлекательную февральскую грязь пригородов.
Бар Камчатка. Если вы любите творчество Виктора Цоя, то должны здесь побывать. Хотя бы за пару минут до закрытия, как мы
Еще одно атмосферное место в Питере — ресторан Кузня в Новой Голландии. Дороговато (если сравнивать средний чек), но очень вкусно. И уютно
Почти 300 км за день — бросок от Питера до Ивангорода и эстонской Нарвы и обратно.
Залитые талым снегом дороги, зимняя серость, перемешанная с грязью и приправленная промозглым ветром.
Моя цель — две крепости на берегах реки Нарвы, стоящие на расстоянии полёта стрелы друг от друга. Они – уникальны, и ради них стоит потратить время и на дорогу, и на пеший переход границы.
Навигатор ведет четко – из Питера выезжаю через ЗСД (Западный сквозной диаметр) и платную дорогу (плата за проезд – 100 рублей). Дальше за окном пейзаж почти не меняется – небольшие города, поселки, странного вида кафе, которые буквально недавно пережили зомби-апокалипсис или ядерную зиму…
Зима с оттепелями покрыла все это серой грязью, которая сейчас находилась в каком-то промежуточном агрегатном состоянии – частично замерзшая, частично жидкая.
Мой Nissan X-Trail, тот самый обновленный, о котором я писала в ноябре прошлого года, быстро покрылся внушительным слоем грязи – с обочины, из-под колес многочисленных фур.
Снег снял с дорог и часть асфальта, но подвеска хорошо отработала все, что было на нее возложено – мой коллега даже умудрился вздремнуть пару раз за 150 км.
Перед самым Ивангородом стоит пограничный кордон – это еще не граница, но уже зона повышенной внимательности. Будьте готовы к небольшой пробке – несколько минут уходит на то, чтобы показать бойцам свои паспорта и открыть багажник. Я не большой фанат электроуправляемых пятых дверей, но в этот раз искренне порадовалась, что у нас есть эта опция. Два нажатия кнопки – и можно поберечь обувь: багажник откроется и закроется сам.
Ничего интересного в нашем багажном отделении не нашлось, в документах – тоже, можно ехать дальше. Буквально через пару километров мы пересекли черту Ивангорода. Если вы ожидаете увидеть средневековый городок и огромную крепость по середине – перечеркните эти мечты. Все совсем не так.
Ивангород вполне себе обычный провинциальный приграничный городок – в меру серый, в меру людный. То здесь, то там на глаза попадаются старинные домики с резными ставнями, и… это все. Пока навигатор не выводит вас к ней. К Крепости.
XV век. Две крепости словно одна. Через узкие бойницы видно башни на другой стороне.
130 метров и река Нарова — вот все, что разделяет многие века русский Ивангород и эстонскую Нарву.
Эти крепости видели шведов, ливонцев, Ганзейский торговый путь, фашистов и концлагеря…
А когда-то Ивангород прикрывал собой Финский залив, Ладожское озеро и важнейший Великий Новгород.
Мы решили сначала сходить на эстонскую сторону, чтобы не терять времени. Машину брать с собой совсем не обязательно – в приграничной зоне есть несколько платных парковок, которые с удовольствием примут ваш автомобиль на хранение за 100 рублей в час. И даже выпишут квитанцию, если нужно.
Переход границы в сторону Эстонии занял у нас около 10 минут. Не забудьте, что для этого нужны шенгенская виза и наличие страховки (могут спросить, а могут и нет). Эстонским пограничникам, которые свободно говорят на русском, нет особого дела, зачем вам в Нарву – видимо, этот вопрос здесь не задают вообще.
В общем, через 10 минут и практически без досмотра мы вышли из дверей пункта пограничного контроля уже в Нарве. И первым делом нам бросилась в глаза именно крепость. Ее стены возвышаются прямо над КП и особого вопроса – куда пойти сначала, даже не возникает.
Старинные шершавые стены скрывают узкий вход внутрь цитадели. Холодный ветер от реки делает прогулку не самой приятной, но мы же ехали за впечатлениями! Застегнув куртку по самые щеки, заходим вовнутрь и сразу же натыкаемся на объявление, что «Крепость Нарвы закрыта на реновацию с 4 февраля по какое-то там апреля».
Нет, ну как же может так «везти»? Благо, из крепости не выгоняют. Можно гулять по периметру и даже забраться на крепостную стену, чтобы взглянуть на окрестности и Иваногород с высоты сторожевых дозоров.
И здесь фантазия берет верх над разумом, и мозг, начитавшийся еще в детстве книг про рыцарей и сражения, самостоятельно рисует картинку за картинкой.
Нагулявшись по старинным стенам, выходим из крепости и идем в город. Нарва – небольшой и такой же провинциальный городок, как и Ивангород. И он совсем не европейский, он – российский. По духу и внешнему виду, с обшарпанными домами и древним автопарком.
При наличии времени, Нарву можно обойти пешком часа за 3, с чувством, с толком, с расстановкой. Мы же не стали тратить на это и время и дошли лишь до величественного Нарвского Воскресенского православного собора, построенного в далеком 1890 году и до сих пор действующего.
Быстрый обед классической шаурмой (5 евро за одну порцию с эффектной подачей на деревянной доске) на приграничной площади – и обратно, в Ивангород. Нам предстояло увидеть еще одну древнюю крепость, без которой этот комплекс перестал бы быть уникальным.
Узкая, со снежной колеей, дорожка выводит нас прямо к центральной лестнице крепости. Нашему кроссоверу все эти проселочные дорожки не доставляют никаких проблем, разве что однажды пришлось включать принудительные блокировки, чтобы выехать с заваленного снегом парковочного места (и, к слову, это – в самом Питере).
Вход в крепость Ивангорода платный – 500 рублей с человека, но это с учетом посещения музея и долгого времяпрепровождения внутри. Мы же, имея ограниченное количество времени, уговорили бабушку-вахтершу пропустить нас двоих за 500 рублей. Кстати, имейте в виду, что картой расплатиться там не получится – такой опции просто нет, поэтому имейте с собой наличные деньги.
Ивангородская крепость — четвероугольная, длина стен — 41,3 м по каждой стороне, толщина — до 3 метров, высота — до 15 метров
1492 год. По личному приказу Ивана III был заложен Ивангород. Высокая скала, река у подножья и Балтийско-Ладожский уступ (берег древнего моря) – природа сама сделала эту крепость почти неприступной.
Серые стены под серым небом. Бойницы по периметру, сквозь которые, как на ладони, виден донжон Нарвской крепости и сам город. Может быть, когда полуразрушенный двор Ивангорода заливает яркое солнце, здесь веселее и приятнее.
Основная часть крепости — Большой Боярский город. Начало ее застройки — в 1493 году. Строительством тогда руководили Михаил Кляпин и Иван Гундор.
Мы же попали в слегка угнетающую обстановку. Снег под ногами проваливается. Покатые ступеньки покрыты льдом и водой. Поворот за поворотом тропа по крепостной стене ведет нас по периметру Ивангорода. Узкий вход, лестница – вверх, вверх, вверх. Затем – вниз.
Как же здесь передвигались рыцари во время боевых действий, если даже в обычной куртке идти тяжело?
А бои здесь были, и часто. Крепость прикрывала самые западные рубежи Российской империи – ее осаждали, сжигали и грабили ливонцы в 1496-м, она была важнейшим городом-портом на Балтике с 1558 по 1591 и даже подчинялась шведам с 1581 по 1590 годы. Затем – с 1612 по 1704 — Ивангород и Нарва были едины, а 1919 по 1940 Ивангород входил в состав Эстонии… Да, эти стены помнят многие события, жаль, что не могут рассказать.
Но самое страшное случилось с Ивангородом во время Великой отечественной войны. Крепость сильно пострадала от бомбежек, а в августе 1941-го сдалась под натиском немецких войск. До 25 июля 44-го в ней действовали два концлагеря для военнопленных. Тяжелые времена. Отступая, фашисты не могли оставить крепость стоять – они взорвали шесть угловых башен, несколько участков стен и даже постройки внутри.
Церковь Успения была возведена в 1558 году по проекту итальянского зодчего Маркуса Грека. Он взял за основу венецианский собор Санта Мария деи Мираколи.
Может быть, поэтому сейчас так тяжело и уныло внутри Ивангорода – руины крепостных стен до сих напоминают о том страшном времени, варварстве и тысячах человеческих жизней, угробленных в концлагерях.
Тропинка в глубоком снегу выводит с крепостных стен с «волчьими ямами» к двум церквям внутри крепости — Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Им — больше четырех веков, но они сохранили свое былое строгое величие. Здесь нет золотых, богато украшенных залов. Здесь – холодный серый камень и звонкая колокольня.
Пара минут на высокой крепостной стене в полной тишине – и услужливый ветер доносит звон стали и предсмертные крики, стоны и ликующие возгласы побеждающих. Спокойная когда-то река бурлит.
— Вперед! Мечи к бою!
Неприступные стены содрогаются под натиском войск и стенобитных машин. Рукопашная у главных ворот.
Ветер вьется в волосах всадников. Дым сожженных домов стелется по земле. Шум боя — все громче и громче. Смерть, променявшая вдруг косу на меч, собирает свою жатву…
Текст и фото: Елена Никитенко
В Ивангород надо ехать летом. А по пути можно заскочить в Копорскую крепость, вот там вид на Финский с северо-западной стены
Надо будет до туда доехать, всё-таки
Конечно, надо. Только летом 🙂 веселее
Если отпуск дадут — может доберусь в июле
Сразу вспомнилась история про «казус белли», когда ругодивцы (в XVI веке Нарва еще звалась Ругодивом), несмотря на действующий мирный договор между Россией и Ливонским орденом, спьяну, как записал хронист, начали обстреливать Ивангород из пушек.
Собственно, это и было началом Ливонской войны.
СПАСИБО!
и вам спасибо, что читаете)
Несколько лет назад случайно в автопутешествии в Карелию приобрел книгу «Крепости Северо-Запада России» (rbook.me/book/16400916/) и спонтанно совершил вояж прямо по всем этим крепостям (плюс Кронштадт и Красная горка). Было очень интересно ходить по укреплениям и читать историю того, что вставало перед глазами. В крепость Иван-города, как князь на белом коне, въехал прямо на белой машине ))) она была закрыта на ремонт накануне дня города, но сторож нас пустил вечером, узнав, что мы проездом ))) Эта крепость произвела на меня лично самое мощное впечатление.
Тогда, кстати, в Иван-город, находящийся в пограничной зоне, просто так въехать было нельзя. Надо было либо иметь заранее оформленное разрешение, либо загранпаспорт с открытой визой (типа вы транзитом в ЕС). Но нам повезло — у нас была заранее забронирована гостиница на ночь, и пограничник, получив оттуда подтверждение брони по телефону, нас пропустил. Оказалось, так тоже можно.
А вот другой автомобиль с Питерскими номерами завернул. В Нарву мы не попали, т.к. паспортов с визами не было.
Но в Иван-городе есть и еще достопримечательность, о которой здесь не упомянуто. Это ГЭС. Туда обязательно надо съездить. Находится она на берегу большого водохранилища и прекрасно видна со стен крепости. В районе ГЭС достаточно старая застройка, очень обшарпанного, но колоритного вида, с интересной архитектурой.
Там живут люди. А самое интересное — каменное русло канала водосброса, прямо по которому проходит государственная граница с Эстонией. Обычно он сухой. Но местные рассказывали, что если застать водосброс, то это незабываемое зрелище! Стена воды вырастает в каменном желобе, упирающемся в каменную «набережную» и поворачивающем в этом месте почти на 90 градусов.
Цунами несется прямо на вас, непосредственно у ваших ног с грохотом и брызгами врезается в отвесную стену и, отброшенное в сторону, летит дальше по водостоку к реке. Говорят, есть видео этого зрелища на ютюбе, но я не искал…
Одно из зданий возле Ивангородской ГЭС:
cdn.bmwclub.ru/data/photo…c79177e84fa8c39654fdf.jpg
Источник: www.drive2.ru