Город Рига был основан

КАЛИНИНГРАД

Город был основан как замок немецкими рыцарями Тевтонского ордена на месте прусского городища Туангсте (Твангсте) в январе 1255 года. Первоначально замок был деревянным, но в 1257 году началось строительство каменного, вернее кирпичного замка. Замок был назван рыцарями Кёнигсбергом — т.е. «Королевской горой» — в честь своего союзника, чешского короля Оттокар Оттокара Пржемысла второго. В 1260 году во время Великого Прусского восстания войска нескольких прусских племен оцепили замок, но попытка взять замок не удалась. Попытки отдельных прусских племен разрушить замок не успешно повторялись в 1263 и 1273 годах.

В последующие годы в завоеванные земли стали прибывать немецкие колонисты, они постепенно смешивались местным (прусским) населением, которое впоследствии забыло свой язык и культуру и полностью ассимилировалось. В XVI веке в Кёнигсберге пруссы и литовцы еще составляли около 20% населения.

У стен замка возникло поселение, которое тоже стали называть Кёнигсбергом. В 1286 году это поселение получило городские права и стало называться городом Кёнигсбергом.

история города RIGA часть-2.avi

Так как рост Кёнигсберга был ограничен городскими стенами, вокруг которых начали расти другие поселения, потому что близость города и замка несла многие преимущества.

В 1300 году поселение Лёбенихт также получило городские права. Хотя административно эти два города были независимы, фактически они составляли единое целое. Этот двойной город тоже стал называться Кёнигсбергом. Во избежание путаницы первоначальный Кёнигсберг получил название Альтштадт, т.е. «старый город Кёнигсберга».

Кафедральный coбop Кёнигсберга, первое упоминание о строительстве – 1333 год. Расположен в центре города, на острове Канта (бывший Кнайпхоф).

Третьим Кёнигсбергским поселением, получившим городские права стал Кнайпхоф в 1327 году. Он был отделен от Альтштадта рукавом реки Преголи (по-немецки она называлась Прегель) и расположен на одноименном острове. Он тоже фактически был частью Кёнигсберга.

После войны 1454–1466 Тевтонский Орден переместил свою столицу в Кёнигсберг из Мариенбурга (ныне Мальборк в Польше). В 1525 году Великий магистр Тевтонского Ордена Альбрехт преобразовал теократическое государство в светское Прусское Герцогство, а сам стал герцогом. Столицей нового государства стал Кёнигсберг. В 1544 году в городе открылся университет, названный впоследствии по имени герцога Альбрехта Альбертиной.

С XVI века город стал важным центром литовской культуры, здесь вышла первая книга на литовском языке, проживали важные деятели литовской культуры Мартинас Мажвидас, Кристионас Донелайтис, Людвикас Реза и другие.

Такой «тройной» город, который фактически был единым, но состоял из трех административно независимых частей (каждый из трех кенигсбергских городов имел свою ратушу, своего бургомистра. собственный суд и т. д.) просуществовал до 1724 года.

В 1724 году три города, многочисленные посёлки, посады и предместья, а также замок, который до этого не входил в состав ни одного из городов, а имел особый статус правительственной резиденции, были объединены в единый город Кёнигсберг. В том же году в Кёнигсберге родился Иммануил Кант (1724–1804). Он стал величайшим уроженцем города за всю его историю.

история города RIGA-часть-3.avi

В течении XIX века проводилась модернизация оборонительных сооружений города. Было построено множество бастионов, равелинов, оборонительных валов, большинство из которых сохранилось до сих пор. Особый интерес представляют городские ворота. Они были возведены в неоготическом стиле и являются интересным архитектурным памятником.

В XIX веке город значительно вырос. В 1782 году в городе было 31 368, в 1888 – 140 909, в 1910 – 249 600, в 1939 году – 373 464 жителей.

В 1919 году в Кёнигсберге был открыт аэропорт Девау – первый аэропорт Германии и один из первых аэропортов Европы и мира. В 1922 году было организовано воздушное сообщение Кёнигсберг – Рига – Москва.

Еще до конца Второй Мировой Войны, в августе 1944 года город Кенигсберг был сильно разрушен британскими бомбардировщиками в ходе операции «возмездие». Бомбардировкам подвергся в основном центр города, где практически не было военных объектов. Погибло множество мирных жителей, сгорел старый город и множество памятников старины, сильно пострадал замок. Позднее город был взят штурмом советскими войсками.

Штурм начался 6 апреля, особой ожесточенностью отличался бой за пятый форт. А 9 апреля над башней «Дер Дона», где ныне расположен музей янтаря, было поднято красное знамя, обозначающее конец немецкой истории города

По решению Потсдамской конференции северная часть немецкой провинции Восточная Пруссия вместе со своей столицей-Кёнигсбергом – временно была передана Советскому Союзу. Позднее при подписании договоров о границах Калининградская область полностью признана владениями Советского Союза.

Осталось только 20000 из 370000 немецких жителей, которые жили в нем до войны. Хотя сразу после войны началась работа по адаптации немцев к новой власти – выходила газета «Новое время» на немецком языке, были организованы школы, где преподавание велось на немецком, было принято решение о выселении немецкого населения в Германию. Почти все они были отправлены в Германию к 1947 году, только некоторые специалисты помогали восстанавливать работу предприятий вплоть до 1948 и даже до 1949 годов, но и они не получили возможности получить советское гражданство и впоследствии были депортированы в Германию.

Вместо них в город были переселены советские граждане.

В 1946 году в честь «всесоюзного старосты» Михаила Ивановича Калинина после смерти последнего Кёнигсберг был переименован в Калининград, хотя Калинин не имел никакого прямого отношения к этому городу, и на карте страны уже были города Калинин (ныне Тверь) и Калининград под Москвой (ныне Королёв).

После войны город стал заселяться быстрыми темпами, восстанавливалось производство. Но город имел полузакрытый статус в связи со стратегическим положением и обилием войск. Для иностранцев же город был закрыт полностью, и за исключением редких визитов дружбы из соседней Польши иностранцами практически не посещался.

Однако властями не уделялось никакого внимания наследию немецкой культуры. Старый город не восстанавливался, а замок был снесен в конце 1960-х годов, несмотря на протесты архитекторов, историков, краеведов и просто жителей города.

Большие изменения произошли и в сфере культуры за последние десять лет. Создан уникальный для России Музей Мирового Океана, располагающий интересными экспозициями и тремя музейными судами. Создан музей «найденных вещей», т. е. старинных предметов, найденных при чистке озер, строительстве домов. Он расположен в Фридландских воротах, которые сами по себе являются памятником старины.

Ведётся строительство православного храма Христа Спасителя. Он построен в традиционном Русско-Византийском стиле. Высота (до креста) достигает семидесяти метров. Храм расположен на главной площади города.

Практически полностью восстановлен Кёнигсбергский собор, в котором теперь расположен культурно-религиозный центр. Там можно услышать концерты духовной и органной музыки. В башнях собора расположены православная и лютеранская часовни, а так же экспозиции, посвященные истории острова Кнайпхова, философу Канту и собственно кафедральному собору.

Источник

История Риги

Перед тем как обратиться к историческим фактам, хочется вспомнить красивую легенду повествующую о возникновении Риги, звучит она примерно так:

Давным, давно на берегу Даугавы жил большой и добрый великан по имени Кристап, который благодаря своему огромному росту переносил на своих плечах путников через реку. И вот однажды темной и дождливой ночью Кристап услышал плач маленького ребенка, который доносился с другого берега Даугавы. Великан перебрался на другой берег и нашел там потерявшегося ребенка, которого обогрел и приютил в своей пещере. Но на утро большой Кристап обнаружил, что ребенка нет, а на месте где спал малыш появилось сокровище, в виде множества золотых монет. Вот на эти деньги добрый великан и построил первый мост через Даугаву, рядом с которым и вырос город Рига.

Ну а историки сообщают нам, что место, где расположена Рига, еще в древности облюбовали племена куршей и ливов: они селились по берегам Рижского озера, которое представляло собой широкий разлив в устье реки Ридзене, впадающей в Даугаву. История РигиЭто была надежная и удобная гавань, на побережье которой археологи находят остатки древних городищ.

* Ридзене — речка давшая название городу

В конце XII столетия в землях куршей и ливов появляются крестоносцы, которые поначалу не приглянулись местным племенам: их предводитель епископ Бертольд был убит в бою под Старинной горой. Летописец Индрикис поместил это событие в хронике под 1198 годом, впервые упомянув топоним «Рига».

В 1201 году в Ригу прибыл епископ Альберт, решительный, властный и умный человек, прирожденный дипломат; ему было суждено сыграть огромную роль в становлении города. Он сумел договориться с вождями ливов, обращенных в христианскую веру, и сразу же приступил к строительству укрепленного поселения, куда стали прибывать немецкие торговцы. Епископ Альберт стал вассалом немецкого короля Филиппа, укрепив свои позиции с точки зрения светской власти. Он распределил земли ливов на три части, одну из них отдал церкви, другая поступила в распоряжение военно-христианского Ливонского ордена, и третья, включая Ригу, получила права самоуправления. С этого момента начался многовековой спор между рижанами и орденом за власть в городе.

Первые годы самоуправление состояло из старейшин города Риги, но уже к 1225 году, по образцу немецких городов, была создана первая ратуша, которая стала осуществлять законодательную и судебную власть. Ратуша представляла интересы граждан Риги на внешнеполитической арене, рассылала послов, заведовала налогообложением и обороной города.

В XIII столетии Рига становится торговым и политическим посредником между западом и востоком, став членом Ганзейского союза и заключив торговый договор с полоцким и смоленским князьями. Это послужило невиданному расцвету торговли, значительному обогащению города и усилению его власти. Объявив войну Ливонскому ордену, рижане добились выселения ливонцев за пределы городских укреплений. В течение столетия был возведен Домский собор, первый камень которого заложен еще епископом Альбертом, и открыта Домская школа.

В XIV веке жизнь в городе бьет ключом: учреждаются Малая гильдия ремесленников и Большая купеческая гильдия, латвийское братство разносчиков вина и пива, записывается устав цеха золотых дел мастеров. Все эти организации устраивают празднества, соревнуясь между собой в пышности и великолепии, что привлекает в город паломников, музыкантов и мастеров. Рига не осталась равнодушной к движению Реформации, начатому Мартином Лютером и охватившему, подобно пламени, всю Европу. В 1524 году открывается первая публичная библиотека, где сторонники «личной веры» могли найти самую разнообразную пищу для ума, включая сочинения виттенбергского доктора. Во время Иконных погромов реформаты громят богатые рижские церкви, и магистр Ливонского ордена, которому они незадолго до этого присягнули на верность, вынужден предоставить им свободу вероисповедания. Рига польский латышский

Распад Ливонской государственности наступил в результате Ливонской войны (1558-1583), однако Рига в этот период обладала статусом вольного города, пожалованным ей германским королем Максимилианом II.

Источник

Город Рига был основан

Введите имя пользователя, чьи записи вы хотите найти

Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке

Рига (часть первая – старый город)

Рига — столица Латвии и самый крупный город.

01 Ратушная площадь.

02 Здание Ратуши 1334 г.

03 В 2001 г. к 800-летию Риги Дом Черноголовых был построен практически заново. На площади перед Домом Черноголовых стоит статуя Роланда — символ судебной власти, свободы и независимости средневекового города, а также охраны торговли.

04 Церковь Святого Петра — главная достопримечательность города.

05 Впервые церковь Святого Петра упоминается в хрониках 1209 года.

08 Со смотровой площадки открывается вид на весь старый город.

12 Статуя Свободы.

13 Церковь Святого Иоанна 1297 г.

17 Домский собор был основан 25 июля 1211 года в День Святого Якоба епископом Риги Альбрехтом фон Буксгевденом.

18 За его сооружением епископ следил с самым пристальным вниманием, вкладывая в строительство огромные средства.

19 Постройкой руководили опытные мастера, преимущественно немцы.

20 Строительство затянулось до второй половины XIII века и, в общих чертах, было завершено только в 1270 году.

30 Реформатская церковь 1727 — 1733 г.

31 Церковь Марии Магдалины.

33 Церковь Скорбящей Богоматери 1765 г.

35 Рижский замок 1330 г.

37 Англиканская церковь Святого Искупителя 1855-1859 гг.

38 Церковь Святого Иакова 1225 г.

43 Пороховая башня — единственная сохранившаяся до наших дней башня, — элемент системы городского укрепления Риги.

44 Фрагмент городской стены и башня Рамера.

46 Малая Гильдия.

47 Памятник Бременским музыкантам.

55 Довольно милая, уютная и небольшая историческая центральная часть Риги. Много красивых строений и достопримечательностей. Не буду сравнивать с Таллинном, так как город прекрасен по своему, а обойти не спеша все достопримечательности можно за 3-4 часа.

Источник

ru_travel

IMG_3626

В этом году Вязьма отметила свое 780-летие: первое упоминание о Вязьме относится к 1239 году, когда в Вязьму был назначен княжить Андрей Владимирович «Долгая рука». По поводу названия города есть разные версии. В этих местах много топких болот, земля вязкая, поэтому и Вязьма. Ещё по одной версии, река, дважды петляющая по местности, как бы обвязывает жилые кварталы, местность между двумя петлями — вязями — в древнерусском читается как вязьма (как расстояние между двумя костями — костьма).

Река Вязьма небольшая, мосты через неё тоже небольшие. Дома в Вязьме тоже небольшие. Людей на улицах в будний день совсем немного, порой надо долго идти, прежде чем встретишь человека, у которого можно спросить дорогу (почему-то карты maps.me не показывали никаких достопримечательностей). Всё вместе создает ощущение неспешного существования без суеты, а история Вязьмы, весьма трагическая, лишь подтверждает, что нынешний день — лишь миг в истории.

История Вязьмы обусловлена тем, что находится этот древний русский город на перекрестке пяти дорог: на Москву, на Смоленск, на Калугу, на Брянск и на Тверь. Понятно, что пути эти были торговые, в Вязьме было много зажиточных купцов, в городе строились каменные дома, первые этажи которых занимали лавки, на втором этаже жила семья купца. Но там где товары и деньги, всегда рядом желающие этим поживиться, захватить, поэтому также по этим торговым путям перемещались и войска. По этой причине Вязьма часто оказывалась местом боевых действий. Поэтому и храмов — молиться о благополучии — в небольшой Вязьме было три десятка, а одну из церквей построили на свои деньги ямщики, на которых грабители часто нападали.
Самой известной церковью Вязьмы можно назвать Церковь иконы Божией Матери «Одигитрия», которая находится на территории монастыря Иоанна Предтечи.

Мужской монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи был основан Преподобным Герасимом Болдинским в 1542 году. В середине XVII века был построен соборный трехшатровый храм во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. В России сейчас осталось всего три таких церкви, помимо Одигитрии, ещё Успенская Дивная в Угличе и Рождества Богородицы в Путинках в Москве. Патриарх Никон, который во время своего правления считал нужным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими, поэтому приказавший заменить русские шатры, венчающие церкви, на купола, пожалел этот храм, поэтому он сохранил свои первоначальные формы.
2

3

Пройти на территорию монастыря можно через ворота церкви Вознесения Господня.
4

5

IMG_3640

Во время войны храм пострадал, хотя и немецкие войска, и советские во время освобождения Вязьмы пожалели рушить такую неземную красоту. Восстановление храма началось в 1976 году, закончилось в 2014 году. В 1995 году монастырь стал женским, сейчас в нем живут и трудятся 18 насельниц.
6

IMG_3628

Нежное пенное кружево кокошников храма делает его внешне легким, воздушным. Кладка сделана из кирпичей разной формы, до 16 форм насчитали исследователи.
7

IMG_3988

Внутри сохранились голосники — отверстия в стенах, улучшающие акустику храма.
10

IMG_3989

11. Иконостас.

IMG_3635

12. На территории монастыря есть колодец со святой водой — нажимаешь кнопку, насос подает воду в сосуд.

13. Памятный знак, посвященный генерал-майору Жеребцову А.А., герою войны 1812 года, который был захоронен на территории монастыря.

IMG_3986

IMG_3985

14. Памятник Преподобному Герасиму Болдинскому работы белорусского скульптора Игоря Чумакова.

IMG_3624

15. На внешней стене монастыря вы увидите икону, на которой изображены потомок Андрея Владимировича «Долгая рука» князь Семен Иванович и жена его Иулиана. С ними произошла трагическая история.

Князь Семён Иванович женился на красивой девушке Иулиане и жил в Торжке. Однако приехал к ним в гости Юрий Святославич, великий князь Смоленский, который так возжелал княгиню, что, будучи разгневанным её отказом лечь с ним, убил её мужа, а затем и её саму, причем повелел её расчленить и выбросить тело в реку под лед, чтобы скрыть следы преступления. Весной лед растаял, тело всплыло и, как утверждал очевидец, поплыло против течения реки. Вот как описывает это Лицевой летописный свод:

И великий князь Василий Дмитриевич сделал его наместником в Торжке, а он там безвинно убил служащего князя Семена Мстиславича Вяземского и его княгиню Иулианию, так как охваченный плотским желанием к его жене, взял её к себе в дом, желая сожительствовать с ней. Княгиня же, не желая этого, сказала «О, князь, как ты думаешь, разве могу я оставить своего живого мужа и пойти к тебе?» Он же захотел лечь с ней, она сопротивляясь ему, схватила нож и ударила его в мышцу. Он разгневался и вскоре убил её мужа князя Семена Мстиславича Вяземского, служащего у него, проливавшего за него кровь и ни в чем не виновного перед ним, так как не он научил жену так поступить с князем И повелел отсечь княгине руки и ноги и бросить в воду. Слуги сделали приказанное им, бросили её в воду, стало это грехом и великим стыдом для князя Юрия, не желая переносить своего несчастья и стыда, и бесчестия, бежал он в Орду.
Умер он в страданиях от тяжелой болезни.

IMG_3801

Ещё одна судьба, ставшая уже легендой, потрясла меня, покажу вам сначала памятник человеку, который останется в истории благодаря своему мужеству. Речь идет о генерале Михаиле Ефремове, который командовал 33-й армией, участвовавшей в Ржевско-Вяземской операции весной 1942 года.
17

Маршал Жуков бросил в Вязьму 33-ю армию, уже пострадавшую под Москвой, после боев солдаты нуждались в отдыхе и лечении, армия была ослаблена. В результате неудачных военных действий и прекратившегося продовольственного снабжения армия была разбита противником, разделена на части, которые самостоятельно выходили из окружения немцев.

Среди бойцов были предатели, которые сообщали немцам, куда направляется группа генерала Ефремова. Сталин послал за ним самолет, чтобы вывезти его, но генерал отказался улетать — «Я сюда с солдатами пришел, с солдатами и уйду», и распорядился загрузить в самолет раненых солдат и боевое знамя, без которого 33-я армия считалась бы расформированной, а сам остался. Охота немцев за генералом продолжалась, фашисты отслеживали передвижения его группы и особенно сильно обстреливали те деревни, куда приходил штаб. В очередном бою он был тяжело ранен. Когда он понял, что немцы подступают и плен неизбежен, генерал простился со своей фронтовой женой, выстрелил в неё, после чего пустил себе пулю в лоб.
Когда немцы обнаружили его тело, они вынесли его на носилках, похоронили с почестями, а немецкий командир сказал своим солдатам, чтобы они воевали за Германию так же самоотверженно, как русский генерал.

А жену, тяжелораненую, немцы выходили. Она ещё много лет приезжала в эти места, храня память о генерале.

О подвиге генерала многие годы широко не было известно, ведь вяземская боевая операция не была победной, хотя Сталин относился к нему с огромным уважением и первым памятником Великой Отечественной распорядился поставить памятник Ефремову, выбрал из предложенных проектов скульптуру молодого скульптора Вучетича. Памятник отлит из гильз, собранных на полях сражений под Вязьмой. В 2011 году семья генерала обратилась к Патриарху с просьбой отпеть его, т.к. его самоубийство не было следствием отчаяния, и Патриарх разрешил это сделать.

Однако справедливость восторжествовала спустя много лет. 31 декабря 1996 года Указом Президента Российской Федерации «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» генерал-лейтенанту Ефремову Михаилу Григорьевичу посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации.

В центре Вязьмы установлен памятник генералу Ефремову работы Вучетича, считается, что в бойце у ног Ефремова скульптор увековечил самого себя.

В Вязьме есть и другие интересные места. Поскольку до Вязьмы можно добраться всего за 2 с небольшим часа на Ласточке с Белорусского вокзала, москвичам будет интересно там побывать. Мне неполных трех насыщенных дней на осмотр всех достопримечательностей не хватило, я бы ещё раз туда съездила. Город небольшой, атмосфера в нем для жителей крупных городов особенная, несуетная, это позволяет почувствовать себя Человеком, а не винтиком огромной машины. И вокруг Вязьмы есть интересные места, куда стоит поехать, посмотреть, как живет Россия, та малая Россия, которая гораздо больше Москвы или Санкт-Петербурга.
Останавливалась я в отеле «Буржуй» рядом с Советской площадью, там чисто, приятно, неплохие завтраки, а вот обедать лучше в двух пиццериях на Советской площади или недалеко от неё в кафе «Ольштын», еда там безопасная. А вот в кафе «Ля мур» рядом с рынком я отравилась.
Берегите себя всегда, а в поездках — особенно.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...