Город Рига чья столица

Рига. Монумент Свободы и Бастионная горка

Бульвары Риги — это то же самое, что и бульварное кольцо в итальянской Лукке, что и Планты в Кракове, «пояс Шнайдера» в Кёнигсберге, который почти безнадежно пытаются восстановить в Калининграде — они появились на месте оборонительных сооружений. Дополнительная прелесть рижских бульваров в том, что они расположились по берегам городского канала.
На пересечении бульвара Райня (Raina bulvaris) с бульваром Бривибас (Brivibas bulvaris) находится монумент Свободы – женская фигура на высоком гранитном постаменте, держащая в руках три звезды.

Далее текст из хорошего аудиогида: «В отличие от многих достопримечательностей Риги Монумент свободы просто чудом дошел до наших дней. Дело в том, что его установили в 1935 году как памятник независимости Латвии, которую она обрела в 1918 году. Не пройдет и 5 лет как Латвия эту независимость потеряет, войдя в состав СССР. Зато сохранится памятник свободе. 50 лет каменная девушка будет согревать душу латышей, которые ни на один день не перестанут мечтать о возвращении утраченного суверенитета.

Рига — столица Латвии


Вглядимся в монумент. Высокая 42-метровую стела выполнена из серого и красного гранита, травертина и бетона. Молодая женщина, олицетворяющая «Свободу», держит в руках три звезды, которые символизируют три исторические области Латвии: Курземе (Курляндия), Видземе (Лифляндия) и Латгале (Латгалия). Высота самой статуи – 9 метров.

… Долгими были дискуссии по поводу места установки памятника, пока в 1931 году не остановились на бульваре Бривибас. Здесь стоял памятник Петру I, однако во время Первой мировой войны его отправили в эвакуацию. При закладке памятника у еще сохранившегося постамента Петра I погребли медную капсулу с монетами, свежей прессой и Орденами Трех звезд – третьей и пятой степени. 18 ноября 1935 года памятник был официально открыт, в 17-ю годовщину провозглашения независимости Латвии.

Говорят, до последнего момента не могли определиться и с надписью на памятнике. В спешке каменщики высекли «Отчизне и Свободе» («Tevzemei un Brivibai»). В итоге надпись оказалась практически нечитаемой, что и позволило ей просуществовать на монументе в период СССР. Партийные и советские работники ее не замечали, зато простые горожане молча показывали ее друг другу.

Подновили надпись в 2001 году к 800-летию Риги. «Свободу» охраняют солдаты почетного караула, правда, только с 9 до 18 часов. Смена караула происходит каждый час.

Но еще более удивительным фактом стало то, что и сам памятник смог пережить советское время. Разумеется, после присоединения Латвии к СССР в 1940 году сей символ свободы хотели снести. Были планы восстановить памятник Петру I, тем более, что бронзовый царь каким-то образом уцелел. Но вмешалась Вера Ивановна Мухина.

Знаменитый скульптор, пользовавшаяся благосклонностью Сталина, была ученицей Карлиса Зале. Того самого, который создал скульптурные группы, украшающие постамент: «Мать-Латвия», «Труд и семья», «Стражи Отечества» и другие. Непостижимым образом уцелел памятник и при штурме немцами Риги в 1941 году, и при ее освобождении советскими войсками в 1944-м.

О том, что олицетворяет женщина, которую в народе называли «Милдой», даже знающие горожане предпочитали не говорить. Монументу постарались придумать идейно безупречную интерпретацию. Считалось, что женщина – это матушка-Россия, способствующая процветанию трех прибалтийских республик: Эстонии, Латвии и Литве. Но для матушки-России женщина, скажем честно, была чересчур молода.
В некоторых источниках утверждалось, что памятник был построен после Второй Мировой войны в качестве благодарности народа Иосифу Сталину за освобождение. В 1980 году даже затеяли реставрацию памятника и вопреки утвержденному проекту реставраторы на свой страх и риск позолотили три звезды.
В 1990 году 200-метровый участок улицы от бульвара Аспазии до бульвара Райниса перекрыли для движения транспорта. Так образовалась Площадь Памятника Свободы, которая подчеркнула стать монумента. Часть площади включает в себя мост через городской канал.»

«Длина городского канала — 3,2 километра, глубина примерно 2 м, канал пересекают 16 мостов различной ширины. В свое время канал, вместе с оборонительными рвами, служил важным объектом системы укреплений Риги. Сегодняшний облик канал приобрел после 1857 года, когда стали сноситься земляные оборонительные валы.

Тогда было принято решение прилегающую к валам незастроенную территорию превратить в рекреационную зону насаждений и посадок, в центре которой, в качестве декоративного водоема, расположился бы канал, созданный из бывших оборонительных рвов. Городской оборонительный ров соединили с одним из оборонительных рвов Цитадели, частично засыпали, а берега укрепили дубовыми планками. Вместо Песчаного бастиона была насыпана так называемая Бастионная горка, а вокруг канала устроены посадки. Берега канала в 2001 году были восстановлены и укреплены.»

Берега канала соединяют 16 мостиков. Старейшие пролегли через улицы Бривибас, Валдемара, Кр. Барона, 13 Января еще в конце 1850–х годов при сносе городских валов. Мостики же в парке Кронвалда значительно моложе — им за 50.

«По оценке рижан и гостей столицы, самый изящный — тот, что у Бастионной горки. Его нередко называют Мостиком любви: тут или поблизости назначают свидания влюбленные, на него же вешают замки, а ключи выбрасывают в канал. А на заре рождения — в 1892–м — горожане называли мостик восьмым чудом света.
Впрочем, столь громким титулом бастионное «восьмое чудо света» обязано каламбуру. Проектировщиком был обер–инженер Риги Адольф Ахте, чья фамилия в переводе с немецкого означает «восьмой». «Чудом» Бастионному мосту не суждено было стать, но звание одной из достопримечательностей нашего города он носит и сегодня.
Кстати, это единственный кирпичный мостик, перекинутый через Городской канал. До него на этом месте стоял деревянный, но прослужил он всего 9 лет. В истории даже не осталось имени его архитектора.» (отсюда)

На берегу расположена невысокая, но известная всем Бастионная горка, где целовались все рижанки и рижане (свидания назначались у Часов Лайма, а затем пара бежала на горку, где начинала целоваться). И даже русскоязычные гости Риги целовались.

Продолжаю цитировать хороший аудиогид:
«Бастионная горка была насыпана в 60-х годах 19 в. при сносе валов на месте бывшего Песочного бастиона. Автор проекта – архитектор рижского садово-паркового управления Георг Куфалдт, хотел здесь создать место для прогулок и отдыха горожан. По проекту Куфалдта на Бастионной горке были проложены спиральные дорожки и входы с трех сторон. Сохранились руины старого бастиона, которые сегодня выглядят очень живописно.
В 1898 г. на одном из склонов был устроен протекающий по каменным уступам ручей с небольшими водопадами. Его берега были обсажены альпийскими растениями. Недалеко от мостика расположено несколько небольших декоративных прудиков.

Открытие горки приурочили к визиту в Ригу его императорского высочества наследника великого князя Николая Александровича, будущего императора Николая II. С вершины искусственного холма высокий гость мог наслаждаться прекрасным видом на Старый город. Бастионную горку и ее окрестности впоследствии использовали и как своеобразный курорт. Некоторые рижские врачи, практиковавшие лечение свежим воздухом и трудотерапией, часто «прописывали» своим больным определенное количество кругов с подъемами и спусками.
Долгое время доминантой парка служил павильон на вершине горки. Первый из них, деревянный в виде небольшого греческого храма, появился в 1860 г. В 1887 г. его сменило каменное здание. На площадке вокруг павильона были расставлены столики. Так в Риге появилось первое кафе нового типа, так называемое «венское».
Владельцем кафе был рижский ресторатор О. Даугау. Но почему же кафе было прозвано венским? Мода на такие заведения распространилась в конце XIX века в Европе. Не секрет, что культура пития кофе и кофеен пришла в Европу из Вены и именно жители австрийской столицы привнесли в нее особый шарм. Известный австрийский писатель Петер Альтенберг так охарактеризовал венское кафе конца XIX века: «Это кафе, но не в здании, и не совсем на улице».
О популярности кафе свидетельствует и тот факт, что сразу после окончания Первой мировой войны пострадавший от обстрелов города павильон сразу же привели в порядок и кафе открылось заново. Это было излюбленное место встречи влюбленных.
Правда, в конце 1920-х годов Бастионная горка превратилась в место с сомнительной репутацией. Насаждения разрослись и без должного ухода образовали настоящие джунгли, освещение парка тоже оставляло желать лучшего. В темное время суток здесь нередко случались нападения на людей и драки. К тому же канал и мостик у Бастионной горки притягивал, словно магнит, самоубийц.
Вот городская управа и подумывала о сносе павильона кафе, который к тому же окончательно пришел в негодность. Рассматривался вопрос установки здесь Монумента свободы. В 1937-м году кафе снесли, а в 1939-м по случаю празднования Дня независимости, как потом оказалось последнего, здесь установили высокую башню, которую украсили флагами.
После Второй мировой войны парк привели в порядок. Заросли кустарника вырубили. Склоны горки укрепили каменными стенками из саулкалнского ракушечника, в которые вмуровали фрагменты старинных порталов и фасадов разрушенных зданий Старого города. Так Бастионная горка стала памятником многим разрушенным старым рижским домам.»

Главным украшением в зимних цветниках становится скульптура

» В 1963 году на вершину горки снова вернулся павильон с кафе. Но, увы, содержать его оказалось невыгодно, и спустя десять лет постройку снесли. По проекту городского садовника Карлиса Баронса расширили альпинарий, а вот место знаменитого венского кафе так и остается вакантным.»
Зато можно осмотреть окрестности.

Двое пожилых и холодостойких музыкантов развлекают прохожих.

Это Пороховая башня и казармы Екоба, наша следующая цель. Сейчас в Яковлевских казармах (казармах Екаба) современный деловой центр, здесь располагаются Американская торговая палата и дипломатические
представительства латвийских городов. По этой причине боковой фасад украшен гербами латвийских городов.

Минуем перекресток бульваров и улицы Бривибас и наконец попадем в Старый город, ВецРигу.

«На этом перекрестке излюбленное место свиданий у рижан. Главный ориентир – часы «Лайма» на высоком четырехгранном постаменте. Их интересная история неотрывно связана с Колоннадным киоском – небольшим одноэтажным павильоном с колоннами, находящимся буквально рядом. Эта изящная постройка – не что иное, как бывшая благоустроенная трамвайная остановка.
… В 1902 году в Риге появился трамвай и городские власти озаботились тем, чтобы трамвайные остановки этого современного вида транспорта выглядели подобающим образом. Архитектор-петербуржец Август Рейнберг в самом начале бульвара Бривибас (тогда он назывался Александровским) на берегу Городского канала возвел деревянный павильон-беседку в швейцарском стиле. В 1924 году Рижская дума уже независимой Латвии направляет в проектировочное бюро прибалтийско-немецкого архитектора Артура Мёдлингера заказ на строительство нового киоска. Тот успешно справляется с задачей и так появляется древнегреческий храм в миниатюре, гармонирующий со зданием Рижской оперы.
Павильон, конечно, использовался не только для ожидания трамваев. Здесь работали небольшие магазины, телефонная будка, кафе и общественный туалет. Киоск, кстати, называли «Дашковским» по имени предпринимателя Николая Дашкова, который открыл в нем фруктовый магазин. Одним словом это был вокзал в миниатюре. Но какой же вокзал без часов?
И тут оказалось, что вместе со старым павильоном исчезли и часы, которые были установлены на его фронтоне. Фабриканты стали жаловаться на то, что рабочие опаздывают на работу. Защитники же трудового народа настаивали, что из-за отсутствия часов пролетарии становятся к станку слишком рано. Идя навстречу и тем и другим, городские власти решают установить часы, причем стоящие уже отдельно, на железной оси и с четырьмя циферблатами.
До начала 1930-х годов этот народный хронометр носил имя депутата Вецкалнса, по инициативе которого его установили. Но тут неподалеку на углу бульвара Бастея и улицы Калькю (что значит, «Известковой») открылся новый магазин шоколадной продукции Теодора Ригерта. Эта кондитерская фирма и разместила на часах свою рекламу.

В 1936 году фирма меняет название на «Лайма», что по-латышски означает «счастье». Обновленный бренд появился и на циферблате часов. Но не только поменялась надпись, изменился и внешний вид часов, они были переосмысленны в модном межвоенном стиле модерн.
В начале 1960-х годов городские власти решили избавиться от буржуазного пережитка. И хотя кондитерские изделия под маркой «Лайма» продолжали выпускать, известный логотип на всех четырех гранях часов поменяли на слово «Мир». Потом не понравилось даже слово «Мир», и в середине 1970-х годов часы украсили абстрактные светящиеся кубики.
Только в начале 1990-х годов часы снова стали такими, какими они были в 1936 году, с рекламой фирмы «Лайма». А к 800-летию Риги на средства кондитерского бренда провели полную реконструкцию часов, придав им первозданный вид. Эти часы в Риге считаются самыми точными, поскольку дважды в день их ход сверяется по спутниковому сигналу. Не так давно появилась традиция на Рождество и в день Святого Валентина украшать знаменитые часы.»

Мы были накануне Рождества, но часы украшены не были. Похоже, традиция не закрепилась.
P.S. Полудетективная история о памятнике Петру I, на месте которого был установлен Монумент свободы.
«Судно, на котором конную статую Петра I эвакуировали в 1915 году, было торпедировано немцами близ острова Саарема и затонуло. В начале 1930-х годов скульптуру нашли эстонские водолазы. Для удобства подъёма её пришлось разрезать на части, в итоге 20% статуи оказалось утраченным. Рига выкупила расчлененного Петра у эстонцев, но так и не нашла ему достойного места.
Вспомнили о памятнике совсем недавно. С 1999 года рижский предприниматель Е. Гомберг начал реставрацию монумента с целью установки его в Риге. Одновременно петербургский скульптор А.А. Мурзин восстановил недостающие детали и снял гипсовые формы для отливки в бронзе. К 300-летию Петербурга в 2003 году Е. Гомберг решил подарить Петра I городу, который основал русский император.

Но питерские власти отказались от подарка и выделили средства на отливку копии по формам А.А. Мурзина. Теперь конная скульптура-копия украшает парадный двор Константиновского дворца в Стрельне. А оригинал так и хранится пока в рижской мастерской.»
После возвращения из Риги я стала перечитывать роман Елены Катишонок «Жили-были старик со старухой. » и когда дошла до эпизода с демонтажом памятника Петру I («Великому») в августе 1914, решила найти его изображение. Вот оно.

А в Википедии очень интересная статья о приключениях Великого.
P.P.S. Неизвестное о Риге: как выглядели бульвары 100 лет назад

Источник

Балтийская жемчужина Рига

Рига — столица Латвии и самый крупный город стран Балтии, а также третий по количеству жителей в регионе Балтийского моря (после Санкт-Петербурга и Стокгольма). Город был основан в 1201 году, и сегодня исторический центр Риги внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фотографии Славы Степанова.
Население Риги — 641 тысяча жителей. Из них латыши — 42%, русские — 41 %.

Рига находится на обоих берегах реки Даугава (Западная Двина), недалеко от её впадения в Рижский залив.

Вид на Ратушную площадь с собора Святого Петра:

Одна из центральных площадей Риги, на которой располагается здание Рижской думы и рижский Дом Черноголовых; исполняет рекреационные функции, в Риге считается старейшим городским культурно-репрезентативным центром.

Бульвар Бривибас:

Исторический центр города Риги:

Церковь Святого Петра:

Один из символов и одна из главных достопримечательностей города. Древнейшее культовое сооружение города, впервые упоминается в 1209 году. Общая высота башни церкви — 123,5 метра, из которых 64,5 метра приходится на шпиль:

Шпиль церкви Святого Петра, как и все шпили церквей старой Риги, украшен фигурой петушка. Сегодняшний петушок был установлен вместе с новым шпилем, в 1973 году, однако предыдущий, двухсотпятидесятилетний бронзовый петушок также сохранился. Во время обрушения шпиля в 1941 году петух был серьёзно повреждён, однако затем отреставрирован и сейчас находится в церкви Святого Петра, около лестниц на башню.

Часы на башне впервые появились в 1352 году:

Пересечение ул. 13 января и бульвара Райниса Канал Пилсетас:

Парк Кронвальда:

Латвийская Художественная академия:

Остров Закюсала:

Привокзальная площадь:

Памятник Свободы. Символ независимой Латвии:

Реконструкция Домского собора. Кафедральный собор является крупнейшим средневековым храмом стран Балтии. Построен в 1211—1270 годах:

Часы Домского собора:

Улица Элизабетс:

Всего в Риге около 80 мостов:

Первый железнодорожный мост через Даугаву, сооружён в 1872 году. Новый железнодорожный мост получил название Земгальский и простоял вплоть до Второй мировой войны. Во время Второй мировой войны были разрушены не только фермы, но и опоры моста. Восстановление моста началось уже в 1944 году и полностью завершилось к 1951 году:

Каменный мост. Построен в 1957 году на месте Понтонного моста:

Вантовый мост. Открыт в 1981 году. Рядом с ним до этого времени находился наплавной мост, разбираемый на зимний период:

Самый новый мост — Южный:

Домская площадь — одна из наиболее крупных площадей Старого города. Слева — здание офиса Латвийского радио (арх. П. Мандельштам). «Кабинет Бормана» из фильма «Семнадцать мгновений весны» находился за окнами второго этажа этого здания, где балкон:

Рижский центральный железнодорожный вокзал:

Рижская телебашня. Построена в период с 1979 по 1986:

Башня высотой 368.5 м — в настоящий момент самая высокая в Евросоюзе и третья по высоте в Европе после Останкинской и Киевской телебашен:

В двух «ногах» имеются скоростные лифты, поднимающие на высоту 99 метров за 52 секунды.
На высоте 99 м расположена обзорная площадка:

Православный кафедральный собор Рождества Христова:

Эспланада:

Слева — центральное здание «Swedbank»:

Площадь латышских стрелков. Музей оккупации Латвии. В экспозиции этого музея Нацисткий режим приравнен к Советскому:

Бульвар Бривибас:

Вид с колокольни Домского собора:

Рижский пассажирский порт — связывает Ригу со Стокгольмом (Швеция), Любеком (Германия) и другими городами Швеции и Германии:

Последний кадр за поездку, сделанный из иллюминатора взлетающего самолета:

Источник

Город Рига – столица Латвии. Фото, видео, карта Риги. Старый город и исторический центр.

На берегу Балтийского моря и на двух берегах Даугавы возник могучий порт и цветущий город Рига (Riga). Сегодня, это крупный город и столица Латвии. Город был основан в 1201 году немцами, пришедшими сюда с целью торговли и распространения христианства. Город стал крупным центром Ганзы, союзом торговых городов, расположенным близь Северного и Балтийского морей.

Подробная карта Риги здесь, центр Риги в увеличенном масштабе здесь.

Песня для настроения. Ночью,в узких улочках РИГИ….(Ноктюрн для любимой….)

Самые старые дома в Риге — Три брата. А дом черноголовых, построенный в XIV веке и перестроенный в XVI, характеризует ганзейский период. В этом доме гильдии проживали знатные купцы, известные как черноголовые. Рига своим процветанием обязана гильдиям ремесленников и торговцев. Стены большой гильдии украшены гербами ганзейских городов.

Самые старые дома в Риге - Три брата

Рига, фото трех братьев.

дом черноголовых в Риге

Рига была и остается крупным религиозным центром. Здесь, каждая в своем храме, мирно сосуществуют пять конфессий. Витражные окна Домского собора славят лютеранство. Собор святого Иакова – римско-католический храм. Его начали возводить в XIII веке в романском стиле. Но завершен он был уже в готическом стиле.

Православные богослужения происходят в храме, построенном с 1876 по 1884 год в парке, заложенном императрицей Екатериной II.

Рига, Домский собор

Собор святого Иакова в Риге

Собор святого Иакова в Риге

Собор святого Иакова в Риге

Церковь Святого Петра в Риге

Церковь Святого Петра

Церковь Святого Петра

В начале XX века инженер Михаил Эйзенштейн привнес в город немецкий стиль известный как стиль модерн. Снос средневекового крепостного вала позволил расширить город, а архитекторы принялись соревноваться друг с другом, создавая прекрасные образцы нового стиля. Несмотря на то, что многие значимые постройки со временем исчезли, в Риге все еще представлен самый широкий спектр зданий стиля модерн в Европе.

Рига — центр модерна:

Рига модерн

Рига модерн

Рига модерн

Рига модерн

Рига модерн

Рига модерн

Эти жемчужины, как и исторический центр Риги, были включены в список всемирного наследия Юнеско в 1997 году.

Рига, сарый город:

Рига старый город

Рига старый город

Рига старый город

Рига старый город

Фото, Рига зимой.

И на завершение несколько видео.

Песня о Риге. Слова — Леонид Магазаник. Исполняет Анатолий Хвойницкий с дочерью Кариной.

Видео передача про Ригу от ГИС-Туризма

Источник
Рейтинг
Загрузка ...