Города и веси России | [entries|archive|friends|userinfo] |
Ивангород — город на крайнем западе Ленинградской области, прямо на границе с Эстонией. Город стоит прямо напротив города Нарва и Нарвского замка, и понятно, что сам бог велел быть Ивангороду опорным пунктом на границе русских земель — как и Пскову с Изборском, и Гдову, и Смоленску. Из всех этих твердынь Ивангород — самый молодой: крепость здесь была заложена в 1492 г. великим московским князем Иваном III (тем самым, который таки наконец объединил большую часть русских земель в Россию) в ходе Литовской войны. В отличие от Пскова или Смоленска, Ивангород был сразу основан исключительно как крепость и никогда не был большим, богатым торговым городом. Недаром Ивангородская крепость, защищавшая крайний северо-запад русских земель, никогда не называлась кремлём; как и другие древние каменные крепости Ленинградской области, они не очень похожи на остальные русские укрепления (кроме разве что кремлей Псковской земли). Судя по всему, Ивангородская крепость сразу строилась в камне, который был тут в изобилии (в отличие от Центральной России), строители не зависели от размеров города или потребностей горожан, потому что ранее города тут просто не было. Уже во время первой осады шведами (1496 г.) стало ясно, что столь малый размер крепости, с одной стороны, не позволяет разместить внутри сколько-нибудь значительный гарнизон, и, с другой стороны, такое небольшое укрепление врагу очень легко окружить. И, хотя крепость шведы не взяли, её сразу начали перестраивать. Уже в 1498 г. внутри крепости была выстроена миниатюрная каменная Никольская церковь. К 1502 г. крепость была укреплена, расширена и с честью выдержала ещё одну осаду. Но работы по расширению и строительству новых каменных стен и башен продолжались до 1509 г., когда основная каменная крепость приобрела вид примерно как сейчас. Примерно тогда же, в 1509 г., внутри крепостных стен был возведён второй, более крупный каменный храм — Успенская церковь. Хотя Ивангородская крепость напоминает больше североевропейские замки, чем русские кремли, но храмы внутри стен возведены даже не в русской, а в византийской или греческой традиции — с шлемовидными куполами (Успенская церковь с двумя куполами справа, Никольская с одним — слева): И в 1558 г. с севера был пристроен облицованный камнем Боярский вал, больше похожий на укрепления петровского времени, чем на укрепления времён Фёдора Иоанновича. Несмотря на всё моё низкопоклонство перед Прибалтикой, здесь я не могу не признать что Ивангородская крепость выглядит гораздо аутентичнее и несколько грознее Нарвского замка, несмотря на его высоту. Сама Нарва тоже не очень впечатляет: город пострадал в войну не меньше Ивангорода; но даже губительнее для исторической застройки оказалось то, что его не стали восстанавливать и не позволили вернуться покинувшим его жителям. Как я уже говорил, город около крепости никогда не был большим или торговым, он всегда был в тени соседней Нарвы. После окончания Северной войны и утраты крепостью своей пограничной роли даже потерял статус города и стал считаться не более чем нарвским пригородом. В последующие два столетия Ивангород всё больше становился просто Ивановской стороной города Нарвы. В этом качестве Ивангород и оказался затронут промышленным подъёмом, который начался в Нарве во второй половине XIX века. В 1857 г. на берегу реки Нарва в паре километров выше крепости, у Нарвских водопадов, была основана Кренгольмская хлопкопрядильная мануфактура, довольно быстро ставшая крупнейшим предприятием своей отрасли. Основанная примерно в то же время на противоположном, правом берегу реки льнопрядильная мануфактура барона Людвига фон Штиглица во многом составляла единое целое с Кренгольмской мануфактурой — например, она получала энергию от тех же водяных турбин: весь промышленный комплекс был расположен рядом с Нарвскими водопадами, где присутствует большой перепад воды и легко извлекать из неё энергию (Кренгольмская мануфактура справа, бывшая мануфактура фон Штиглица слева): Как видно, сейчас в водопаде нет воды; вода Нарвы теперь проходит восточнее Парусинки и западнее эстонского острова Кренгольм, водопад «работает» лишь раз в неделю. Позднее одной из специализаций фабрики стал выпуск парусины для нужд русского флота; вскоре и весь район, возникший севернее мануфактуры стал называться Парусинка. К революции 1917 года это был довольно обычный для Российской империи рабочий район, застроенный краснокирпичными зданиями. Так или иначе, после постройки мануфактуры на восточном берегу Ивановская сторона Нарвы получила свою промышленность, заводской район с городским обликом и вообще стала больше похожа на город. Другое дело, что между районом крепости и районом оставалось незастроенное пространство, остатки которого существуют и сейчас; даже сейчас обе части города географически и структурно больше связаны с эстонской Нарвой, чем друг с другом. Район крепости, там, где реку Нарву пересекает дорога из Петербурга в Таллин, до Второй Мировой войны, скорее всего имел больше сельский, чем городской облик, контрастируя с Парусинкой. Сейчас Парусинка не в лучшем состоянии, что даже усиливает ощущение аутентичности — как правило, в нашей стране подобная застройка находится в центре крупного города и, как правило, она в более отреставрированном и прилизанном состоянии. Центр советской Парусинки — безымянная площадь у продолжавшей работать фабрики. Там был газгольдер, потом рабочая столовая, а теперь там ничего: Ещё на площади есть конечная автобуса: И скульптура «прядильщица»: В районе крепости после войны появились двух-трёхэтажные дома, вполне типичные для маленького провинциального города, в основном они строились на главной городской улице, получившей позднее имя Юрия Гагарина; она идёт с севера на юг: Но уже во времена застоя ведущее из Эстонии в Петербург мимо Ивангородской крепости Кингисеппское шоссе получило оформление, не соответствующее провинциальному городу с 10-тысячным населением. 9-этажные дома появились и в Парусинке: Получается, что несмотря на статус отдельного города, Ивангород в советское время всё-таки продолжал развиваться как часть Нарвы. Но в Парусинке существует свой собственный пропускной пункт для местных жителей для багажа — пешеходный мостик через Нарву. Ивангород и сейчас вытянут между крепостью и Парусинкой: Хотя пустого пространства между районами практически не осталось — территорию между железной дорогой и мостом в Парусинку через подводящий канал Нарвской ГЭС занял завод по производству жгутов электропроводки. Но, конечно, контраст остаётся: за мостом частные дома и двухэтажные строения с несколькими квартирами сменяются пятиэтажками и даже более высокими строениями, часть из которых дореволюционная. В то же время, в северной части города дореволюционной застройки почти не осталось, за исключением пары зданий, в одном из которых расположен музей: На севере города расположена и автостанция; в то же время, многие автобусы из райцентра Кингисепп идут дальше, до Парусинки. В Парусинке находится и городская больница. Кроме фабрики, в городе продолжает действовать купленный корейцами завод жгутов электропроводки (сейчас он зовётся YURA corporation RUS) и завод котельно-вспомогательного оборудования. Севернее Кингиссепского шоссе уже метров через 400 город тоже становится таким. Дорога в город выглядит вот так: Основная дорога от вокзала ведёт прямо на север, на Кингисеппское шоссе; такое ощущение, что станцию строили не совсем для пассажирского обслуживания города. Источник: russiantowns.livejournal.com Ивангород. Часть 1: центрВ 1223 году датчане основали на левом берегу реки Нарва одноимённый замок, известный в русских летописях как Ругодив. Вообще, Ивангород — один из самых интересных городов Северо-Запада, вполне достойный Выборга или Изборска. Мой рассказ об Ивангороде будет состоять из 3 частей: о центре города, об Ивангородской крепости, и о Парусинке — сюрреалистическом районе-предместье + еще один пост будет полностью посвящен видам Нарвы. Есть одно обстоятельство, которое затрудняет посещение Ивангорода — погранзона. То есть полоса вдоль границы, куда нельзя въехать просто так, без сопроводительных документов. В России погранзона самая крупная в мире, причём в некоторых местах она проходит не только вдоль границ, но и вдоль берега моря. Всего в российских погранзонах 37 городов (из 1100). Однако большинство из них или очень далеко, или не очень интересны, или никто не проверяет. В Ивангороде, увы, не так: с вероятностью где-то 50/50 на въезде в город Вас проверят, и если нет хотя бы командировочного — просто не пустят, но при этом из городов в погранзонах он, пожалуй, самый близкий к столицам и самый интересный. (карта города на центральной площади) Однако способ преодоления погранзоны нашёлся: в Петербурге, по адресу Торжковская, 4 (у метро «Черная Речка») находится Туристический информационный центр Ленинградской области (правда, находится он в правительственном здании, но вход туда прямо через холл, и с охраной общаться не придётся). Он имеет филиал в Ивангороде, и любому желающему здесь за 5 минут сделают командировочное удостоверение — якобы, человек направлен в этот самый филиал. Этим методом воспользовался я, причём услуга эта еще и бесплатная. Но всё же это значит — попасть сюда не так уж и сложно. На площади примечателен рынок и здание с башней — доминанта центра Ивангорода (не считая крепости): Здесь же находится и автовокзал, а также музей и Ивангородский центр устойчивого развития, на адрес которого и пишется командировка. Музей — в доме с балконом, турцентр — в пристройке: Отсюда открывается роскошный вид на Две Твердыни — Ивангородскую крепость и Нарвский замок: Вы видите тут границу? Я — нет. На самом деле к Нарве относится белая башня справа — это местный Длинный Герман. А вот высокая стена с двумя башнями в центре — это еще часть Ивангорода. Узкая и быстрая река Нарва отсюда не видна, и кажется, что две крепости — это единое целое. Длинный Герман с трассы становится виден раньше, чем постройки самого Ивангорода. Фуры у подножья крепости — это автомобильный пункт пропуска. В Ивангороде он один из худших на западных границах России: если прохождение границы с Финляндией занимает 1-2 часа на обе таможни (так мне сказали, сам не проверял!), то в Ивангороде легко застрять на 10-15 часов. Эстонская таможня, как водится, работает получше нашей — но не намного. Ивангород и окрестности буквально завалены фурами, длинные вереницы которых начинаются за несколько километров от города. От главной площади на юг ведёт улица Гагарина — по ней примерно 20-30 минут ходьбы до Парусинки. В начале улицы примечательна 9-этажка с кадра выше (от неё хорошие виды на Нарву) — редкое явление в 10-тысячном безрайонном городке. Чуть дальше напротив друг друга стоят театр и пожарное депо: Сама улица Гагарина застроена весьма колоритными домиками, которые радуют глаз своей разноцветностью и опрятностью: Их архитектура меня озадачила. Больше всего похоже на сталинки, но может быть неоклассицизм 1910-х годов? Или даже «настоящий» классицизм? Особенно понравились украшения: Затесался сюда и эклектический домик 19 века: И типичный для Северо-Запада островерхий деревянный дом — в Ивангороде таких немало: Пока остановимся здесь и дальше на юг не пойдём — о Парусинке будет 3-я часть. Ну а мы направимся прямиком в Ивангородскую крепость — главную достопримечательность Ивангорода, одну из трёх великих крепостей Русского Запада (наряду с Псковом и Смоленском). Путь к крепости — вниз от главной площади, по левой стороне. Вдоль забора таможни ведёт пешеходная тропка: Источник: varandej.livejournal.com Отзыв: Город Ивангород (Россия, Ленинградская область) — Маленький город с богатой историей, самобытной архитектурой и Средневековой Крепостью!Ивангород – маленький городок в ленинградской области на границе с Эстонией, расположился на берегу реки Нарва в 147 км от Санкт-Петербурга. Ивангород – город приграничный, а потому закрытый, в отличие от своего эстонского соседа г. Нарвы, куда свободно приезжают туристы со всего мира. В Питере многие туристические фирмы организуют интересные автобусные экскурсии в Ивангород, обычно ещё заезжают в Копорье и Кингисепп. Цена таких туров колеблется от 1500 рублей до 1800 рублей, получается, правда, дороже, чем в Нарву. Длительность таких экскурсий примерно с 8 утра и до 9 вечера. Что касается меня, мне посчастливилось посетить Ивангород и его самые известные достопримечательности в паломнической поездке организованной Паломнической Службой «Странник». Цена поездки 1300 рублей. Церковь во имя Святой Троицы(1875) — её создание связано со смертью жены барона Штиглица (известного мецената и ценителя искусств) — Каролины. Церковь построена над её могилой. Ивангородская Крепость. На территории Крепости есть экскурсионное обслуживание и музеи. Храм Успенья Пресвятой Богородицы (1507—1509) С Крепости открываются красивые виды на г. Нарву и Нарвскую Крепость. P.S. Источник: otzovik.com Ивангород — уныние и разруха в двух шагах от ЕвропыРаньше, когда можно было ездить в Европу, мы часто проезжали через Ивангород. Ведь именно здесь находится КПП Ивангород — Нарва, границу можно проходить не только на автомобиле, но даже пешком. Две страны соединяет мост Дружбы через реку Нарву, а на 2х берегах уже несколько сотен лет смотрят друг на друга два фундаментальных сооружения: Иваногородская крепость и Нарвский замок. Чтобы попасть в Ивангород нужно запрашивать пропуск туриста у ФСБ) Сделать это можно через госуслуги. Срок оформления 15 рабочих дней. Либо есть второй, более простой вариант- заселиться в отель «Витязь» в Ивангороде и сотрудники гостиницы оформят для вас пропуск самостоятельно за 3 дня до вашего приезда. Если у вас есть загранпаспорт с действующей Шенгенской визой, вас пропустят на КПП Ивангорода, но гулять по самому городу будет нельзя — разрешен только транзитный проезд в Эстонию. Если остановят на улице и у вас не будет пропуска — оштрафуют. Первым делом конечно же надо прогуляться по прекрасной Иваногородской крепости Вид с крепости на Нарву очень красивый Вот она Европа — в нескольких метрах! Кроме крепости в Ивангороде есть очень интересный район Парусинка или Кренгольм. Здесь расположены Нарвские водопады. Много скамеечек, чтобы полюбоваться водопадом Нарвский каньон. Водопад работает нечасто… Узкое каменистое русло реки Нарвы здесь служит государственной границей. Это фото водопада из сети, вживую увидеть не удалось Нарвский водопад — крупнейший в Прибалтике, и происхождение его вполне естественное. Изначально их было два, но на втором стоит сейчас Нарвская ГЭС. Из-за постоянной регулировки водного режима, водопад работает лишь раз в неделю, вроде бы только по пятницам. А мы были в субботу и увидеть водопад вживую не удалось. Хотя район Парусинка принадлежит России, от Ивангорода он отделен незастроенной территорией, в то время как с Нарвой он соединяется вплотную. Район находится на западном берегу реки Нарвы, и кварталы двух городов по разные стороны границы тут почти соприкасаются. Этот район возник в 1850-е годы как слободка при парусиновых мануфактурах Александра фон Штиглица, но в 1991 году большая часть промзоны окзалась в Эстонии, а большая часть жилых кварталов в России. Когда-то Парусинка была частью более крупного населенного пункта — Кренгольм, выросшего вокруг текстильных фабрик. Старая Парусинка вытянута вдоль четырех улиц Котовского, Льнопрядильной, Пестерова и Текстильщиков. Источник: www.tourister.ru |