Судьбу Ивангорода, находящегося в 150 км от Санкт-Петербурга по Таллиннскому шоссе и железной дороге, раз и навсегда определило его месторасположение. Ибо это не только самая западная точка Ленинградской области. С августа 1991 года через Ивангород проходит государственная граница Российской Федерации. А пограничный город — это не просто название.
Это образ жизни и самого населенного пункта, и его жителей, большинство из которых теперь имеют в ставшей в одночасье заграничной Нарве родственников, недвижимость или работу. Именно через Ивангородскую таможню пассажиры и грузы пересекают границу с Эстонией. И эстонский сине-чёрно-белый флаг, развевающийся над Нарвской крепостью и видимый из окон домов, что стоят «впритык» к пограничной полосе, является своеобразным камертоном современной ивангородской жизни.
Главной достопримечательностью города (да и всех окрестных земель), без сомнения, является знаменитая Ивангородская крепость. Она была создана еще в 1492 году, по личному указанию Ивана III для защиты от ливонских и шведских войск. Отсюда и название, данное в честь основателя: «нарече ему имя Ивангород в свое имя».
.
Место для её возведения было выбрано не случайно: на высокой скале, с трёх сторон омываемой водами реки Наровы, прямо напротив средневекового замка ливонских рыцарей. Таким образом, в каком-то смысле символически, воплотилось извечное противостояние между Востоком и Западом. Спустя всего четыре года произошло первое нападение на крепость, в результате чего Ивангород был разграблен и сожжён. Но в течение двенадцати недель крепость была восстановлена.
Однако не только вражда и страх определяли стиль жизни на берегах Наровы. Через Ивангород и Нарву проходила так называемая Ганзейская линия — торговый путь, связывавший Русское государство со странами Западной Европы. Поднимаясь вверх по Нарове, можно было попасть в Чудское озеро, а по нему — в древние русские города Псков и Гдов.
Вниз по реке водный путь вел в Финский залив, а оттуда по Ладоге и Волхову — в Новгород. Поэтому неудивительно, что Ивангородская крепость неоднократно оказывалась участницей боевых действий. Так, в середине XVI века она сыграла важную роль в русско-ливонской войне. После взятия русскими войсками Нарвы (а произошло это 11 мая 1558 года) Ивангород стал главным русским портом на Балтике. Образуя единое целое с Нарвой (как-никак, эти города разделяет лишь река «шириной в мушкетный выстрел»), город стал основным местом заключения сделок между русскими и иностранными купцами.
Но шведы не хотели мириться с потерей Нарвы. И в сентябре 1581 года вражеские войска под командованием Понтуса Де ля Гарди начали очередной штурм Нарвы. Через десять дней немногочисленный гарнизон Инвагородской крепости капитулировал. Власть в городе вновь сменилась.
Однако для России выход к Балтийскому морю был не менее важен. И в январе 1590 года по приказу правительства Бориса Годунова началась осада Нарвы русскими войсками, правда, безрезультатная. А Ивангород был возвращён под власть Русского государства.
Нарва — Ивангород. Сравнение. Эстония — Россия.
Очередные столкновения между Россией и Швецией за право обладания Ивангородом относятся уже к периоду Смутного времени. В июне 1612 года многотысячное шведское войско осадило Ивангород, но русские войска почти полгода удерживали крепость. Только в конце 1612 года гарнизон капитулировал. Наступивший шведский период в истории Ивангорода растянулся почти на целое столетие, в течение которого Ивангородская крепость воспринималась исключительно как предместное укрепление Нарвы, составляя с ней единую оборонительную систему.
И лишь Петру I, в ходе победоносной Северной войны (в 1704 г.), удалось окончательно вернуть России и Нарву, и Ивангород. Однако значение последнего уже не было так велико, как прежде, ибо за время шведского владычества роль «окна в Европу» перешла к только что основанному Петербургу. На протяжении XVIII-XIX веков развитие Ивангорода, ставшего частью Нарвы, шло по плану, лично утверждённому Екатериной II в 1784г.
Следует особо подчеркнуть, что Ивангород в своё время был первой архитектурной крепостью в России. Она представляла собой геометрически правильный прямоугольник с размерами сторон 41,3 метра (так называемая «Четвероугольная крепость»). Зубчатые стены трёхметровой толщины и высотой до 15 м, круглые башни, разделённые сводчатыми перекрытиями с боевыми площадками, помноженные на мощные бастионы и по сей день являются замечательным образцом русского фортификационного искусства XV-XVII веков. Эта часть крепостного комплекса была рассчитана, в первую очередь, на ведение активной обороны.
Основная часть крепости — Большой Боярский город — начала застраиваться в 1493 году. Руководили строительством эмиссары Ивана III Михаил Кляпин и Иван Гундор. В результате к 1498 г. под защитой крепостных стен уже находились церковь Св. Николы, «двор наместничь», четыре купеческих двора и один поповский.
Всего здесь в то время проживало 120 человек, как правило бывшие дворовые люди новгородских бояр. Причём все они были освобождены от уплаты налогов.
Период основных фортификационных работ в крепости пришёлся на 1507-1509 гг. Именно в это время были построены Замок и Передний город, а также увеличена высота стен и башен Большого Боярского города. В крепости появились разнообразные новшества: в Колодезной башне был устроен тайник, обеспечивающий крепость водой, а на прясле, рядом с Провиантской башней, сделаны хитроумные ловушки, позволявшие защитникам крепости, подняв специальные щиты, полностью отгораживаться от врагов, проникнувших на стены крепости.
В XVII веке, когда Ивангород находился под властью Швеции, на территории крепости строились только служебные здания. Среди них, в первую очередь, следует выделить Пороховой погреб и Арсенал.
Очень сильно повлияла на внешний облик Ивангородской крепости Великая Отечественная война. Ожесточенные бои в окрестностях города начались уже в августе 1941 г. В результате Ивангород заняли немцы. Но постоянные артиллерийские и воздушные обстрелы привели к тому, что освобождая город в 1944 г., советские войска увидели лишь коробки каменных зданий, пепелища и груды развалин. В самой крепости было взорвано шесть башен и частично разрушены стены вместе с внутрикрепостными постройками.
В настоящее время на территории Ивангородской крепости действуют архитектурный и художественный музеи. Часть экспозиции размещается в соседнем здании, где в середине XIX века находилась контора богатого купца Орлова. Не так давно между правительством Ленинградской области и Эстонской Республикой было заключено соглашение о ходатайстве по включению Ивангородской и Нарвской крепостей в число памятников мировой культуры, предусматривающее инвестиции ЕС. Будущее крепости еще предстоит осмыслить, поскольку ее реставрация остановилась.
Далеко за пределами города известен комплекс льноджутовой фабрики, основанной еще в 1851 г. известным русским банкиром и меценатом бароном А.Л. Штиглицем. Рядом с комплексом находится район Парусинка, где хорошо сохранились построенные бароном по английскому образцу кварталы домов для рабочих. Вблизи от них располагаются остатки городского парка и Троицкая церковь-усыпальница, возведенная петербургским академиком А.И. Кракау в древнерусском стиле.
Сегодня город вновь стал пограничным форпостом России. Именно эта новая, а точнее, старая и уже почти забытая роль определяет три направления его современного развития — посредническая торговля, обслуживание транзитных потоков и, конечно, туризм. К великому сожалению, последний сдерживается общей неблагоприятной экономической ситуацией в стране, неразвитостью соответствующей инфраструктуры, а также отсутствием согласованных действий с западным соседом.
Ивангород с давних пор был городом контактов России с внешним миром. Через него уже на протяжении нескольких веков едут многочисленные путешественники, он всегда являлся центром торговли, а весомую часть жителей города сотни лет составляли иностранные купцы. Ныне военное противостояние осталось в прошлом, а Ивангород самой историей призван служить культурному взаимообогащению и укреплению добрых отношений с соседними народами.
Источник: www.ivangorod.ru
Ивангород
Ивангород на западе Ленинградской области отмечает одну из самых зримых государственных границ. Огромная средневековая крепость противостоит здесь рыцарскому замку в эстонской Нарве, а в тени этих твердынь расположился не менее интересный и тоже трансграничный промышленный ансамбль начала XX века. Ивангородской его частью является Парусинка — внушительный рабочий квартал, завершающийся красивой церковью, усыпальницей барона Штиглица на берегу Нарвского водохранилища.
Понять
Ивангород | |
![]() |
|
Ивангородская крепость | |
Полезная информация | |
Население | 9486 чел. |
Телефонный код | +7 81375 |
Часовой пояс | UTC+3 |
Культурное наследие | |
Иванго́род стоит на самой эстонской границе, которая, хотя и появилась на карте сравнительно недавно, корнями уходит в глубокую древность. В Средние века Прибалтика находилась под властью Ливонского ордена, настроенного к древнерусским княжествам недружелюбно.
В XV веке, после объединения русских земель и покорения Новгорода, Иван III разворачивает военную кампанию в Прибалтике, для чего строит на реке Нарве крепость и велит наречь её своим именем. Крепость возводят строго напротив Нарвского замка, существовавшего к тому моменту уже больше 200 лет. Вскоре крепость расширяется, а русские войска ведут в Прибалтике успешную войну и даже участвуют в разгроме Ливонского ордена, однако итоги этой войны были для страны неутешительными: поражения от шведов и поляков привели к тому, что Россия теряет не только завоёванные эстонские земли, но и сам Ивангород, оказавшийся в XVII веке под властью Швеции. Развивать город, наречённый именем русского царя, шведы не спешили: они попросту объединили его с Нарвой, дабы пресечь любой сепаратизм.
В 1704 году в ходе Северной войны Пётр I возвращает России Ивангород, а заодно и Нарву, после чего крепость теряет всякое военное значение. Теперь два города развиваются как единое целое, хотя их стартовые условия заведомо не были равными: средневековый центр, развитая торговля и множество храмов в Нарве против небольшого, сугубо «технического» посада вокруг Ивангородской крепости. Впрочем, последующее промышленное развитие не обошло Ивангород стороной: Кренгольмские швейные мануфактуры были построены на обоих берегах реки, отчего в Ивангороде возник неожиданно крупный для столь маленького городка рабочий квартал Парусинка. Поскольку Нарва и Ивангород оставались единым целым, в 1920 году они оба отошли к Эстонии, в 1940 году оказались в СССР, а после войны границу (пока что формальную) решено было провести по реке, воссоздав Ивангород как самостоятельную административную единицу. Государственная граница с Эстонией прошла потом по той же линии, что создало немало проблем, так как многие коммуникации были общими, не говоря уже о местных жителях, которые зачастую жили на одном берегу реки, а работали на другом.
Сейчас Ивангород вошёл в роль самостоятельного и самодостаточного поселения, имеющего городской статус, но не статус райцентра — он входит в Кингисеппский район. В городе есть своя промышленность — Нарвская ГЭС и завод по производству электрических систем.
Тем не менее, здесь не покидает ощущение дальнего затерянного угла, до которого никому нет дела, да ещё и погранзона совершенно не способствует развитию туризма. Если вы всё же получите разрешение или визу, съездить в Ивангород, конечно, стоит: не так много в России средневековых крепостей, а уж в паре с Нарвой (для тех, кому наряду с погранзоной удалось пересечь и границу) это один из самых колоритных уголков и Прибалтики, и российского Северо-Запада. Минимальная инфраструктура в Ивангороде есть, однако в Нарве будет лучше, хотя и заметно дороже. На осмотр города стоит выделить по крайней мере 3-4 часа, поскольку интересны тут и крепость, и Парусинка, а расстояние между ними довольно большое.
Как добраться
Ивангород входит в пограничную зону. Посещать город удобнее всего с шенгенской визой, позволяющей заодно увидеть эстонскую Нарву. Если у вас нет ни визы, ни разрешения на посещение погранзоны, шансы попасть в Ивангород сравнительно невелики: автобусы и машины обычно проверяют на КПП, а на железнодорожном вокзале так и так сидят пограничники. Получить пропуск можно, обратившись в Пограничное управление ФСБ России по СПб и ЛО (Санкт-Петербург, Шпалерная ул., 62) либо через Единый портал госуслуг. Пропуск оформляется на срок до одного года бесплатно.
На поезде
Пригородный поезд из Санкт-Петербурга через Кингисепп ходит в Иваногород один раз в день: вечером туда, утром обратно; в пути чуть больше 3 ч. Международный поезд Москва–Таллин пал жертвой пандемии, но если вдруг будет восстановлен, то мимо Ивангорода не проедет.
1 Железнодорожный вокзал . Вокзал находится фактически за городом: от центральной площади нужно пройти 500 м в сторону Петербурга до АЗС «Лукойл», а затем ещё около километра по прямой как стрела дороге на юг. Городской автобусы выполняет к вокзалу ровно один рейс в день и согласован с утренним отправлением поезда, но почему-то не с его вечерним прибытием. Таксисты возят за 100 ₽ (2021). Вокзал открыт круглосуточно, есть зал ожидания и таможенники/пограничники в ассортименте. Камер хранения нет. сен 2021
На автобусе
«Официальный» автобус № 842 в Санкт-Петербург ходит всего один раз в день, в пути 3-3.5 ч. Основным извозом занимаются частники на микроавтобусах. По состоянию на 2021 год работают две компании, каждая из них выполняет 3-4 рейса в день:
✦ Skylines . ☎ +7 (960) 286-97-69 , +7 (921) 355-52-34 . В Петербурге отправление от Бухарестская . сен 2021
Маршрутки не делают официальных остановок, но высаживают и подбирают пассажиров на трассе, Кингисепп проходят по объездной. Места лучше бронировать по телефону. Также популярна услуга прямых трансферов в любую точку Санкт-Петербурга по цене порядка 7000 ₽ за машину. Найти предложения можно в группе Граница Нарва-Ивангород.
Международные автобусы направлением на Ригу и Таллин в Ивангороде не останавливаются, хотя иногда притормаживают перед границей, высаживая пассажиров.
Пригородное сообщение: автобус № 51 в Кингисепп ходит каждые 2-3 ч, причём в Ивангороде он по совместительству является городским, проезжая насквозь по улице Юрия Гагарина до самого конца Парусинки.
2 Автостанция , Госпитальная улица, 2 . Заброшенное здание, в котором почему-то до сих пор работает общественный туалет. К автостанции подъезжает только тот самый 842-й автобус. Маршрутки собирают пассажиров либо на пятачке через дорогу, либо у гостиницы «Витязь», что в 5 мин ходьбы. Таксисты тоже кучкуются не возле бывшей автостанции, а ближе к пересечению улицы Гагарина с Кингисеппским шоссе, поджидая потенциальных пассажиров, идущих с границы. сен 2021
На автомобиле
Единственная дорога в Ивангород — трасса М21 из Санкт-Петербурга (150 км) через Кингисепп (25 км). Другой вариант — приехать в эстонскую Нарву и пересечь границу пешком. О погранпереходах см. Нарва.
Транспорт
Ивангород состоит из трёх частей. Первый микрорайон или Минутка (так называлось находившееся здесь в 80-х кафе) находится к северу от Кингисеппского шоссе. Центральный микрорайон находится к югу от Кингисеппского шоссе и тянется вдоль улицы Гагарина до ж/д переезда. Местность на пересечении Кингисеппского шоссе и улицы Гагарина называется местными Горка.
На юге улица Гагарина выходит к железнодорожному переезду и далее идёт через промышленную зону Ивангорода (завод «Йура Корпорейшн Рус»). За мостом через подводящий канал ГЭС начинается микрорайон Парусинка. Пешком от центра Ивангорода до Парусинки минут 20-30. Там расположены фабрика и пограничный пешеходный пункт пропуска Парусинка — Нарва-2.
Главный и, по сути, единственный городской автобус № 7 курсирует по маршруту Фабрика (Парусинка) — Горка — Минутка (Кингисеппское шоссе, 26) с интервалом 30-60 мин с 7 до 19 часов (см. также расписание).
Достопримечательности
Центр
1 ☆ Ивангородская крепость . 10:00 – 20:00 . 250 ₽. Как и любая уважающая себя крепость, ивангородская строилась в несколько этапов. В 1492 году была заложена центральная часть — небольшая четырёхугольная площадка у самой реки.
Этот маленький замок стал подспорьем при обороне нарвской переправы, однако разместить в нём большое войско при всём желании было нельзя, поэтому уже в 1496 году начинается расширение крепости. В рекордно короткие сроки строятся новые укрепления, Боярший город: 617 метров стен, множество башен — короче говоря, основная часть крепости. С таким замком уже можно было воевать, что в XVI веке успешно и делалось, а заодно появлялись новые укрепления, в том числе новый замок, окруживший крепость 1492-го года (её руины до сих пор видны на территории), и Передний город, пристроенный к крепости со стороны нынешнего моста Дружбы. В те годы между Нарвой и Ивангородом происходило негласное соревнование: ивангородцы пытались построить такую стену, за которой с башни Нарвского замка нельзя было бы ничего увидеть — это как раз та стена, которая отделяет старую часть крепости от Бояршего города, и она действительно аномально высокая.
Попасть в крепость можно в официальные часы работы, а можно и в другое время — главное найти сторожа, который пускает всех за посильное вознаграждение или без оного. Табличек нет, ограждений тоже, так что осмотр крепости — мероприятие на свой страх и риск.
Неофициальный маршрут начинается с лестницы у входа и продолжается по стенам в сторону старого замка, на смотровую площадку и дальше к южным бастионам, вокруг которых валяются несколько ржавых пушек. Путь содержит неосвещённые коридоры и лестницы, поэтому рекомендуется брать с собой фонарик и вообще проявлять осторожность, хотя, пожалуй, эта неорганизованность и является самой интересной особенностью Ивангородской крепости: здесь можно неограниченно лазить по стенам и башням, спускаться во внутренние дворы и вообще прикасаться к истории. В отличие от Копорья, состояние крепости довольно хорошее, поскольку она была полностью отреставрирована в советское время. Со стен отличные виды на Нарву, мост Дружбы и Нарвскую ГЭС — из города вы ничего этого не увидите.
В крепость ведут два пути: пешеходам удобнее всего спуститься от центральной площади по основной дороге и обогнуть таможню слева — там идёт проторенная тропа, с которой можно понаблюдать работу погранперехода. Если же вы хотите подъехать к крепости на машине, двигайтесь на юг по улице Гагарина, сворачивайте на Наровскую улицу (направо), а с неё на Псковскую улицу (тоже направо), в конце которой есть небольшая стоянка. сен 2021
2 Успенская церковь ( в крепости ). Причудливая постройка, как бы слепленная из двух независимых однокупольных церквей, которые ни вместе, ни по отдельности совершенно не похожи ни на новгородскую, ни на московскую, ни на ещё какую-нибудь русскую архитектурную традицию. Подозревать немецкое или эстонское влияние тоже не приходится, поэтому вопрос о том, какие инопланетяне появлялись в средневековом Ивангороде, по сей день остаётся открытым. Известно только, что Успенская церковь, как и соседняя церковь Николая Чудотворца, построены (как минимум, построены в камне) в годы правления Ивана Грозного, около 1558 года. Обе церкви очень приземисты и полностью скрыты за крепостными стенами, но при этом купола у них огромны, они занимают едва ли не половину здания, а в Успенской церкви кроме того есть большая галерея. Неподалёку от церквей стоит полуразрушенное здание арсенала. окт 2021
3 Церковь Николая Чудотворца ( в крепости ). Однокупольная церковь в том же странном стиле, что и Успенская. сен 2021
Источник: ru.wikivoyage.org
Ивангород
Ивангород — город на северо-западе России, входит в состав Кингисеппского муниципального района Ленинградской области. Город расположен на правом (восточном) берегу реки Нарва (Нарова) (напротив эстонского города Нарва), в 147 км к западу от Санкт-Петербурга. Является пограничной зоной. Въезд по пропускам.
История
Ивангород был основан весной 1492 г. (в разгар Литовской войны) московским князем Иваном III Васильевичем и назван в его честь — согласно русским летописям: «повелением великого князя Ивана Васильевича заложиша град на немецком рубеже, против Ругодива города немецкого. На Нарове, на Девичьей горе на Слуде, четвероуголен и нарече ему имя Иванград».
Месторасположение города выбиралось заранее — уже в 80-е годы великий князь дал своим послам в Литву наказ подробно разузнать о гаванях на Балтийском море. В то время балтийский торговый путь приобрёл первостепенное значение для Российского государства — для его экономического и культурного развития, а также для развития его политических отношений с европейскими странами. Только через Балтийское море тогда можно было вести независимую от иностранного контроля и вмешательства торговлю. Город должен был стать первым морским портом Российского государства и одновременно — крепостью на Балтике.
В немецких документах конца XV века был известен как «контр-Нарва». Крепость Ивангород с мощными каменными стенами и десятью башнями — первое русское оборонительное сооружение с регулярным, прямоугольным планом (1492—1610).
В XVI веке Ивангород неоднократно подвергался нападениям со стороны немцев, шведов и поляков. В 1581—1590 годах находился в руках шведов. В 1590 году в битве под Ивангородом шведы были разбиты воеводой Дмитрием Хворостининым и город по Тявзинскому миру перешёл к Русскому государству. Однако в период 1612—1704 годов (в результате шведской интервенции начала XVII века в России) Ивангород вновь находился под властью шведов. В 1704 году занят русскими войсками в ходе Северной войны.
После окончания Северной войны военное значение Ивангородской крепости постепенно сошло на нет. Город утратил статус самостоятельного населённого пункта и стал считаться форштадтом (предместьем) Нарвы. В 1708 году Петр I ввел новое административное деление, в соответствии с которым города Северо-Запада, в том числе и Ивангород, попали в Ингерманландскую губернию, которая в 1710 году стала называться Санкт-Петербургской.
В XIX-м и первой половине XX века чаще всего упоминается в документах и воспоминаниях старожилов как «Ивановская сторона» Нарвы.
C ноября 1917 по май 1919 территория Ивангорода входила в состав Советской России. В 1919 году Ивангород и его окрестности были присоединены к территории Эстонии, что было отражено в «Декларации Эстонского Учредительного собрания о государственной самостоятельности и независимости Эстонии» принятой 19 мая 1919 года.
В 1920 году в соответствии с условиями мирного договора, заключённого между Советской Россией и Эстонией), Ивангород как часть Нарвы остался в составе Эстонии.
После присоединения Эстонии к СССР в 1940 году город оставался в пределах административных границ новообразованной Эстонской ССР. С 1941 года по 1944 год — был оккупирован нацистской Германией, подчиняясь администрации рейхскомиссариата Остланд.
В 1945 году Ивангород был передан Кингисеппскому району Ленинградской области РСФСР.
Установление границы между Эстонской ССР и РСФСР по реке Нарове (24 ноября 1944 года), вследствие чего Ивангород и Нарва оказались в разных союзных республиках, дало основание восстановить Ивангород в ранге самостоятельного населённого пункта. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1947 года Ивангород был включён в учётные данные как рабочий посёлок, а Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 октября 1954 года рабочий посёлок был преобразован в город районного подчинения. Указом Президиума Верховного Совета РФ от 17 февраля 1992 года Ивангород был отнесён к категории городов областного подчинения. С 1 января 2006 года Ивангород входит в состав Кингисеппского района как городское поселение.
Источник: tropki.ru