Из чего складывается бюджет литвы

Ожидается, что к концу следующего года государственный долг достигнет 44,8 процента ВВП 14.12.2021, Sputnik Литва

ВИЛЬНЮС, 14 дек – Sputnik. Сейм Литвы принял бюджет на следующий год.В 2022 году дефицит бюджета достигнет 3,3 процента от валового внутреннего продукта (ВВП), но заработная плата в государственном секторе, пенсии и другие пособия будут расти быстрее.Ожидается, что к концу 2022 года государственный долг достигнет 44,8 процента ВВП – на пункт меньше, чем в этом году.Одна треть увеличения дефицита связана с единовременными расходами, приходящимися на управление пандемией и кризисом мигрантов.Прогнозируемая выручка вместе со средствами ЕС в следующем году достигнет 14,381 миллиарда евро, а расходы – 16,628 миллиарда евро.Демарш правящей коалицииЧлены оппозиции пригрозили не участвовать в голосовании, некоторые депутаты покинули зал заседания, однако перед основным голосованием число парламентариев увеличилось.Член демократической фракции «Во имя Литвы» Альгирдас Буткявичюс также раскритиковал поведение правящих.»Ситуация напоминает шведский парламент, когда рассматриваются два проекта бюджета.

Милитаризация Литвы

Один готовится оппозицией, другой – правящим большинством. Сейчас, кажется, внесен проект оппозиционных фракций», – сказал он.Кто выступил против бюджетаЧлен фракции Партии труда Артурас Скарджюс призвал проголосовать против проекта, заявив, что инфляция «съест» весь бюджет.Старейшина «Движения либералов» Эугениюс Гентвилас заявил, что его фракция поддержит проект.Социал-демократ Гинтаутас Палуцкас сказал, что в 2022 году бюджет не заслуживает похвалы, потому что он основан на заемных средствах и перекладывает финансовое бремя на будущие поколения.Что включено в новый бюджетВ бюджете следующего года предусмотрено увеличение не облагаемых налогом доходов, минимальной заработной платы.

В ближайшие годы вырастут доходы пожилых людей, одиноких людей, врачей, учителей, государственных служащих.Не облагаемый налогом доход (NPD) со следующего года увеличится на 60 евро – до 460 евро. По мере увеличения не облагаемой налогом суммы это будет означать более высокий доход для части населения.Наряду с бюджетом принимаются поправки к другим законам: минимальная ежемесячная заработная плата повышается на 88 евро (с 642 до 730 евро на бумаге), а базовая зарплата чиновников повышается до 181 евро.С 2022 года средний размер пенсии по возрасту увеличится на 51 евро, до 465 евро, а с учетом необходимого стажа работы – на 48 евро, до 489 евро.Пособие на одинокого человека решено увеличить – в следующем году оно достигнет 32 евро.Муниципалитеты получат грант на выплату компенсации за отопление, это позволит получить выплату более широкому кругу людей.Еще 24,9 миллиона евро планируется направить на национальную оборону, десять миллионов евро на борьбу с пандемией, 4,7 миллиона евро – на медицинские маски для учеников начальных классов.На строительство забора на границе с Белоруссией было выделено 12,7 миллиона евро, однако общая стоимость строительства заграждения не должна превышать 150 миллионов евро.Также были увеличены средства на исследования – еще 20 миллионов евро. Еще 4,9 миллиона евро будет направлено на повышение заработной платы государственных служащих,16 миллионов евро – на компенсацию за отопление жилья. Ожидается, что этой льготой смогут воспользоваться 110 тысяч человек.Дополнительные 27,4 миллиона евро предназначены для уплаты взносов в бюджет ЕС и финансирования ненадлежащего НДС. На прочие нужды было выделено 41,5 миллиона евро.

Казахстан VS Литва Сравнение экономических,политических и социально культурных показателей

Источник: lt.sputniknews.ru

Расходная часть государственного бюджета Литвы

Государственный бюджет Литвы и принципы соотношения между его доходной и расходной частью. Бюджетная политика страны. Классификация расходов бюджета по роли в общественном производстве: расходы на народное хозяйство и поддержку экономики, на управление.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.10.2013
Размер файла 895,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

“Налоги и налогообложение ”

Введение

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории бюджета — представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

В условиях перехода к рынку Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции закладывается решение следующих задач:

— удержать экономику от спада производства;

— обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения как основы проведения экономических реформ;

— стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;

— сократить непроизводственные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;

— укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

— создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;

— усилить контроль за величиной государственного долга.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

Следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.

1. Государственный бюджет и его расходная часть

Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами.

Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:

1) расходы государственного бюджета равны доходам. В этом случае государственный бюджет является сбалансированным. Это самое оптимальное состояние бюджета;

2) расходы бюджета больше, чем доходы. В этом случае государственный бюджет является дефицитным. Разность между доходами бюджета и его расходами называется бюджетным дефицитом;

3) доходы бюджета больше, чем расходы. В этом варианте разность между доходами и расходами называется профицитом бюджета.[1]

Расходы бюджета, согласно ЛР, — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством ЛР.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

а) расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

б) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

в) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;

г) расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности ЛР, ее субъектов и муниципальных образований;

д) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов ЛР.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:

— природой и функциями государства;

— уровнем социально-экономического развития страны;

— разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством;

— административно-территориальным устройством государства;

— формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.[2]

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:

3. расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

С помощью этих расходов государство получает инструменты.

Регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции — экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

1. расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

2. расходы на социально-культурные нужды;

3. военные расходы;

4. расходы на управление.

Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

Основой отраслевой группировки расходов бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

— в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;

— в непроизводственной — по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы — затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.

Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.)

Порядок исполнения бюджета по расходам

Основание для расходов — закон о бюджете на соответствующий год. При этом если доходная часть бюджета — величина планируемая, то расходная часть формируется расчетно и при использовании полностью зависит от доходов. Расходы бюджета сформированы исходя из потребностей содержания и развития экономических структурных образований по нескольким принципам:

— территориальный — расходы для субъектов ЛР;

— отраслевой — расходы министерств и ведомств;

— функциональный — расходы на социальные, научные, конверсионные, экологические и другие целевые программы.

Совершенно очевидно, что все расходы бюджета, так или иначе, предназначены для достижения цели на конкретном предприятии, в учреждении, организации или органе исполнительной, законодательной, судебной власти. Получатели средств бюджета расположены на территориях, т.е. там, где созданы органы федерального казначейства.

Все расходы бюджета систематизированы и имеют коды бюджетной классификации: глава, раздел и подраздел, целевая статья, вид расходов, статья экономической классификации. [3]

Формы расходов бюджета

Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством ЛР и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы ЛР, государственным внебюджетным фондам;

кредитов иностранным государствам;

средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов, предусматривающую предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Трансферты населению — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством ЛР и ее субъектов.

государственный бюджет литва расход

2. Анализ расходной части бюджета в ЛР

В таблице 2.1 предоставлены данные о государственном бюджете с 2004-2013 год.

Источник: knowledge.allbest.ru

Европейская семилетка: новые времена для Литвы (Delfi, Литва)

Банкноты евро

В этом году завершается очередная бюджетная семилетка в ЕС и обсуждается следующая на 2021-2027 годы. При этом, говорится в статье, есть две плохие новости. Первая — новый бюджет «похудеет». И вторая — самая неприятная, литовская доля перечислений из него может сократиться на 27%. Что это значит для Литвы — разбирается автор «Делфи».

Думаю, не лишне хотя бы в самых общих чертах напомнить, для чего существует и как функционирует европейский бюджет. Хотя общий размер его и весьма солидный (на текущую семилетку) — около 1 триллиона евро, это всего лишь в пределах 1% от ВВП ЕС.

Технология доходной части его весьма проста: формируется он за счет отчислений от импортных пошлин на товары, ввозимые извне и НДС, но в основном за счет взносов участников, размеры которых зависят от национальных ВВП. Соответственно, разница в долевом участии хотя и колоссальная, но она пропорциональна весу экономики.

Например, доля литовского взноса в общий котел на уровне 0,12%, в то время, как Германии — 21%. А вот дележ общего пирога куда сложней и менее формализован. В основу его изначально заложен принцип «сплоченности», «смычки», целью которого является постепенное выравнивание в развитии государств — членов ЕС. Проще говоря, богатые платят больше, чем получают назад, а бедные — наоборот. При этом все они изначально поделены на три разряда — в зависимости от процента ВВП на душу от среднего по сообществу.

Но не только от этого зависит размер куска общего пирога. Раньше — особенно в период предыдущей семилетки (2007-2013) — он сильно зависел от расторопности страны в освоении — то бишь трате полученных денег. Литва в этом преуспела. Если вы заглянете на сайт Euro.lt, то будете поражены количеством проектов, частично или полностью финансируемых на дармовые деньги. Их — под 20 тысяч!

Мы уже привыкли и воспринимаем как норму, что почти каждый ремонт школы или строительство новой больницы обильно поливается европейскими евриками. За 15 лет членства в ЕС Литва получила более 20 миллиардов евро, а внесла — 5 миллиардов. И она является чемпионом по роли ЕС в своей экономике: доля его средств в ВВП достигает 3,6%, в то время, как у балтийских соседей — по 2,6%. По количеству денег из ЕС на одного жителя (549 евро) в 2017-м, к примеру, Литва уступала только Люксембургу (591). Но Люксембург лидирует только из-за того, что в этой крохотной стране расквартированы многие учреждения ЕС.

Если в 2012 году в Германии и Франции минус в балансе между расходами и доходами из бюджета ЕС составил примерно 0,4% от ВВП, Литва получила прибыль в размере 4,8% от ВВП, Польша — 3,3%. Возникает законный вопрос, с какого это перепуга богачи Европы так щедро жертвуют прибалтам, полякам и прочим?

Ответ не столь очевидный, но давно осознан наблюдателями: да потому что они заинтересованы в росте покупательной способности бедных «родственников» по ЕС. Ведь именно они являются основными покупателями продукции высокоразвитых покровителей. Наконец, судя по различным комментариям политологов и специалистов, имеет определенное значение и политико-дипломатическая активность. Как говорится, под лежачий камень вода не течет.

Остается отметить подробности механизмов подпитки из общего бюджета. В нем три канала. Первый — самый обильный — это т.н. конвергенционные средства (от слова «конвергенция» — слияние, смычка). Это та артерия, через которую стимулируется экономический рост, а также социальная защита, развитие просвещения, здравоохранения, борьба с бедностью и прочая социалка.

Она реализуется через три фонда — Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд и Фонд сплоченности. По программе текущей семилетки Литве выделено 6,7миллиарда евро. Второе направление — аграрное. Оно финансируется в двух формах — в виде прямых выплат фермерам (3,2 миллиарда) и финансирования проектов по развитию села (1,6 миллиарда). Итого — 4,8 миллиарда.

И, наконец, 0,06 миллиарда из Фонда по морским делам и рыболовству. Отдельной строкой можно также выделить финансирование закрытия Игналинской АЭС.

Говорить наверняка по поводу денег в грядущей семилетке пока рановато — переговорный процесс еще в самом разгаре. Причем, после того, как в ЕК председательствовать стали финны, он только накаляется. Но общий тренд и связанные с ним ожидания уже сформированы. Денег будет меньше. В частности, Литве по линии фондов сплоченности они могут быть урезаны почти на треть, по аграрному направлению — на 13%.

Комментируя итоги саммита на эту тему, состоявшегося в начале февраля в Португалии, глава литовского МИД Линас Линкявичюс усмотрел в таком решении недостаток «добросовестности». Дескать, получается, что государства, которые наиболее успешно продвигают реформы, наказываются за излишнее усердие. Он обратил внимание, что помимо сокращения бюджетной подпитки, сохраняется и дискриминация фермеров, которым и в новой перспективе далеко до среднего размера прямых выплат на гектар пашни. Сегодня литовские земледельцы получают по 181 евро, в то время как средний по ЕС составляет 266 евро. В соответствии с предложением Еврокомиссии (ЕК), выплаты в первые годы могут даже уменьшиться, но в конце 2027 года они увеличатся только до 204 евро.

Однако, искать злой умысел, несправедливость в планах Брюсселя спешить не стоит. По своему характеру это вынужденные маневры с вескими причинами. Их, как минимум, пять. Во-первых, заправилы ЕС взбунтовались и настаивают на том, чтобы снизить долю своего участия в подпитке его бюджета.

В принципе ЕК уже отреагировала на это тем, что снижает процент отчислений от ВВП и долю от таможенных сборов. Во-вторых, размер бюджета сокращается и за счет Брексита. Уход Великобритании лишит его примерно на 60 миллиардов евро. Согласно проекту ЕК, в целом бюджет «похудеет» на 47 миллиардов. В-третьих, меняются приоритеты в статьях расходов.

На передний план выходят борьба с потеплением климата, наука и инновации, миграция, а также оборона. В частности, рассматривается возможность создания фонда безопасности в 13 миллиардов евро. В-четвертых, Литва уже достигла в своем развитии 75% от среднего ВВП по ЕС и из категории малоразвитых стран перешла в стан «переходных».

Зато появились новички — Болгария, Румыния, по сравнению с которыми она выглядит «богатой». Наконец, в-пятых, меняется сам концепт «общего котла». Если в предыдущей семилетке (2007-2013) основным критерием была скорость в освоении выделенных средств, то уже при обсуждении текущей акцент был перенесен на эффективность мероприятий. Больше стали обращать внимание на новизну и качество продукта, окупаемость затрат, занятость и т.п. Именно под этим соусом призвал рассматривать программу новой семилетки во время первого обсуждения ее проекта еврокомиссар по бюджету и человеческим ресурсам Гюнтер Эттингер.

Стоит отметить, что на практике переход не будет столь резким, как это выглядит в общих цифрах. Ведь немало проектов еще в работе, а финансирование идет по программе 2014-2020 гг. Да и у дипломатов сохраняется еще надежда выторговать послабления. Хотя бы потому, что, как показали предшествующие саммиты, нынешний проект ЕК не устраивает многих, в том числе и из «старожилов».

Это проявляется в том, что он заметно расходится с мнением Европарламента, который предлагает более «оптимистические» габариты бюджета. Тем не менее, придется привыкать к тому, что «тучные» времена заканчиваются. И придется более осмотрительно тратить деньги.

А то ведь порой создавалось впечатление, что их просто некуда было девать. Яркий образчик тому — строительство железнодорожного отрезка в Вильнюсе до аэропорта. В Литве вообще в транспортном секторе расходуется до половины денег из фондов конвергенционных средств. Причем, как неоднократно фиксировали контролеры, тратятся они безудержно — на дорогие загранкомандировки, на закупки с нарушением принципа конкурса, разбазариваются на премии и зарплаты. Экс-министр транспорта и коммуникаций Рокас Масюлис признал как-то, что примерно четверть инвестиций в дорожную сферу придется повторить, так как деньги потрачены впустую.

Соответственно будет ужесточаться и контроль за ними. А на поприще регионального выравнивания уже сейчас назревают дискуссии, за счет кого придется экономить: сокращать подпитку местных бюджетов на том основании, что Вильнюс — основной двигатель экономики? Или затягивать пояса в столице, чтобы преодолевать разрыв?

Источник: inosmi.ru

Рейтинг
Загрузка ...