Из за чего кризис в латвии

До конца года: В Латвии объявили режим энергетического кризиса

Кабмин Латвии объявил в стране до 31 декабря энергетический кризис в поставках нефтепродуктов. Об этом сообщило во вторник латвийское информационное агентство LETA со ссылкой на распоряжение правительства.

В соответствии с принятым решением, разрешен выпуск на рынок «резервов безопасности нефтепродуктов» и устанавливается обязанность держателей запасов нефтепродуктов подготовить их к выпуску. Вместе с тем лицензированные розничные продавцы нефтепродуктов, а также поставщики критически важных услуг имеют право обращаться в Государственное бюро контроля за строительством (ГБКС) за разрешением на закупку нефтепродуктов из резервов безопасности. Уточняется, что учреждением, ответственным за координацию деятельности в период государственного энергетического кризиса в сфере поставок нефтепродуктов, будет являться Государственный кризисный центр по энергетике.

Контроль за выполнением распоряжения будет осуществляться Государственной полицией и Службой государственных доходов. Эти ведомства также будут следить за тем, чтобы не производился вывоз нефтепродуктов из Латвии.

Жителей Нидерландов приучают мыться за пять минут #нидерланды #кризис #ес #экономияводы

Как пояснил министр экономики Янис Витенбергс, такое решение правительства обеспечит выход из ситуации в случае дефицита на рынке топлива. В настоящее время у Латвии имеются запасы нефти, которые позволят народному хозяйству функционировать в течение 90 дней. Он также добавил, что в текущей геополитической ситуации существуют риски несмотря на то, что обстановка в сфере торговли топливом стабильна, и сообщений о том, что поставки могут быть прекращены, нет.

Латвия заменит российский газ американским

Власти Латвии решили в максимально возможные сроки отказаться от закупок российского газа, рассчитывая заменить его американским сжиженным природным газом. Об этом заявил министр экономики республики Янис Витенбергс. Его слова приводит ТАСС.

«Латвия приняла четкое решение об отказе от импорта российского газа, поэтому рассматривает поставки сжиженного природного газа из США как весьма перспективную альтернативу», — сказал на форуме по трансатлантической энергетической безопасности в Соединенных Штатах Витенбергс.

Затем он обратился к американским газовым компаниям и разработчикам инфраструктуры с просьбой завязать сотрудничество с Латвией в рамках согласования долгосрочных поставок сжиженного газа и строительства терминала для его приема.

Страны Балтии перестали получать газ из России

С начала апреля в Латвию, Литву и Эстонию перестал поступать природный газ из России, сообщает издание Jauns.lv, ссылаясь на главу оператора латвийской газотранспортной системы Conexus Baltic Grid (Conexus) Улдиса Барисса.

Страны Балтии

Баррис заявил, что страны Балтии получают газ по двум каналам — через Клайпедский терминал сжиженного природного газа и Инчукалнское подземное газохранилище. По его словам, заявление России об оплате топлива только за рубли стало сигналом о прекращении поставок из страны, поэтому на них «больше нельзя полагаться».

Энергетический кризис в Латвии | Программа «Подробности» на ЛР4

С точки зрения энергетической безопасности государства однозначно нужно решать вопрос о строительстве второго СПГ-терминала — чем быстрее, тем лучше

Улдис Барисс
Председатель АО Conexus Baltic Grid

При этом руководитель Conexus Baltic Grid отметил, что на данный момент в Инчукалнском газохранилище «нетипично много газа для этого периода», поэтому он не увидел повода для беспокойства на ближайшие месяцы.

2 апреля первая в Евросоюзе страна полностью отказалась от российского газа. Президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что Вильнюс принял такое решение. Миннэнерго республики заявило, что спрос страны на топливо удовлетворяется за счет Клайпедского терминала сжиженного природного газа (ТСПГ).

Причины

23 марта президент России Владимир Путин объявил о переводе расчетов за поставки газа в недружественные страны в рубли. По его словам, Россия откажется принимать оплату за поставки природного газа в скомпрометировавших себя валютах, включая доллар и евро. Это необходимо сделать в кратчайшие сроки, призвал глава государства.

Россия объявила недружественными

Кроме того, Путин поручил Центробанку и правительству в течение недели установить порядок операций по приобретению рублей на внутреннем рынке покупателями российского газа. Он объяснил, что Россия будет поставлять газ в соответствии с объемами и принципами ценообразования, указанными в контрактах. При этом изменится только валюта платежа.

1 апреля «Газпром» начал рассылать импортерам уведомления о новом порядке оплаты газа. «Уведомления о новом порядке расчетов в российских рублях сегодня официально направляются контрагентам», — подчеркнули в компании.

Реакция Европы

Европа отвергла требование России оплачивать газ в рублях. Об этом заявил официальный представитель Европейской комиссии (ЕК) Эрик Мамер. Страны G7 также отказались оплачивать поставки российского газа в рублях. По их мнению, требование Москвы нарушает действующие контракты.

Президент Франции Эммануэль Макрон назвал невозможной оплату российского газа рублями. Представитель премьер-министра Бориса Джонсона также заявил об отказе Великобритании платить за голубое топливо из России в рублях.

Российский газ перестал перестал поступать из Польши в Германию. Физический поток топлива по трубопроводу Ямал — Европа на границе двух стран стал нулевым. Однако позже стало известно, что «Газпром» забронировал дополнительные мощности газопровода Ямал — Европа.

Последствия

Премьер Венгрии Виктор Орбан полагает, что Евросоюз не заменит российский газ американским. Поэтому альтернативы топливу из России не будет, уверен он.

Политолог Пьер-Эммануэль Томанн предположил, что Европа столкнется с проблемами при отказе платить за российский газ в рублях. В частности, решение спровоцирует всплеск цен и создаст сложности как для промышленности, так и для самих граждан.

В свою очередь инвестиционный стратег УК «Ари Капитал» Сергей Суверов заявил, что прекращение поставок российского газа в Европу повлечет за собой катастрофические последствия для ее энергетики. Он допустил, что стоимость голубого топлива может вырасти до пяти тысяч долларов за кубометр.

В Прибалтике оценили возможности справиться без газа из России

Страны Прибалтики смогут справиться в следующем отопительном сезоне и без российского газа, хотя он и может быть не очень комфортным, рассказала премьер Литвы Ингрида Шимоните. Ее оценки в эфире местной радиостанции цитирует РИА Новости.

По словам политика, объемов газа с Клайпедского СПГ-терминала и другой инфраструктуры, в частности в Латвии, должно хватить всем трем странам региона.

«В общем пакете все три страны могли бы функционировать, но это уже не будет очень комфортным функционированием», — объяснила Шимоните.

Теоретически, пояснила она, при исключительно холодной зиме и росте потребления газа возможны и ограничения для отдельных крупных потребителей.

В начале апреля Литва первой в Евросоюзе полностью отказалась от экспорта природного газа из России. По данным Минэнерго республики, спрос страны на весь газ удовлетворяется за счет Клайпедского терминала сжиженного природного газа (ТСПГ). Отмечается, что три больших груза сжиженного газа будут поступать на ТСПГ ежемесячно.

В Латвии оказались не готовы к отключению от единой электросети с Россией

Для отключения Латвии от единой электросети с Россией и Белоруссией есть готовые политические решения, однако физические ограничения не позволяют это осуществить, полагает премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш в беседе с изданием Tvnet. Он отметил, что в будущем Латвия также планирует постепенно снижать долю электроэнергии, производимой с использованием природного газа. По словам премьера, это приведёт как к более надёжному энергоснабжению, так и к снижению цен.

В настоящее время делается всё, чтобы ускорить процесс десинхронизации с российско-белорусской электросетью, но такое решение требует второго интерконнектора между Польшей и Литвой, который находится в стадии строительства, — говорится в статье.

В начале 2017 года Центр энергетической безопасности (структурное подразделение НАТО) подготовил секретный доклад, посвященный рискам энергозависимости стран Балтии от поставок из России. В связи с этим Эстония, Латвия и Литва провели ряд консультаций и в сентябре 2017 года приняли решение о выходе из энергокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва) к 2025 году. Страны Балтии намерены подключиться к энергосистеме континентальной Европы, что позволит им добиться энергетической независимости от РФ.

Ранее министр экономики Лавтии Янис Витенбергс заявил, что природный газ не будет закупаться у России. Газ планируется хранить в Инчукалнском подземном газохранилище. По его словам, Латвия создаст резерв природного газа объемом 2 ТВт.ч для снижения риска десинхронизации системы электроснабжения.

В конце февраля министр энергетики Украины Герман Галущенко сообщил, что подписал указ об отказе от присоединения к энергосети России. Глава украинского МИД Дмитрий Кулеба заявлял, что Украина намерена к 2023 году отсоединиться от энергосистем РФ и Белоруссии и присоединиться к системе поставки электроэнергии (ENTSO-E) из ЕС.

Источник

Режим энергокризиса включен: Латвия на всякий случай готовит резервы топлива

Латвия первой в Евросоюзе фактически признала энергокризис, объявив его в сфере поставок нефтепродуктов. Теперь страна готовится открыть доступ к стратегическим резервам, которыми можно будет воспользоваться в случае дефицита.

Отказ от российских углеводородов так или иначе ударит по всем странам Европы. Однако некоторым будет легче преодолеть энергокризис из-за устойчивой экономики или собственных месторождений, а другие рискуют скатиться в рецессию.

Страны Балтии являются энергодефицитными, и в этих государствах последствия кризиса обещают быть очень неприятными. Власти Латвии 19 апреля объявили энергетический кризис в сфере поставок нефтепродуктов до 31 декабря 2022 года.

Введение такого положения в стране позволяет Латвии высвободить стратегические резервы. «Устанавливается обязанность держателей запасов нефтепродуктов подготовить их к выпуску», – отмечается в сообщении кабмина.

При этом еще в марте президент Латвии Эгилс Левитс заявил, что страна собирается заменить российскую нефть поставками из других стран. По его словам, проблем не должно было быть, ведь доля нефтепродуктов из РФ в импорте страны составляет всего 10%.

Однако трудности все же возникли. Причем настолько серьезные, что пришлось готовиться к энергетическому кризису на официальном уровне.

Превентивные меры против дефицита

По состоянию на 2020 год, Латвия потребляла около 37 тысяч баррелей нефти в сутки (б/с). В середине апреля 2022 года министр экономики страны Янис Витенбергс отметил, что на данный момент «имеются запасы нефти, которые позволят функционировать народному хозяйству в нормальном режиме 90 дней».

Решение об объявлении энергетического кризиса было принято для того, чтобы обеспечить выход из ситуации в случае дефицита на топливном рынке республики.

Также Янис Витенбергс добавил, что в текущей геополитической ситуации «существуют риски, хотя сообщений о том, что поставки могут быть прекращены, нет». Заявление выглядит слишком противоречивым. Если проблем с импортом не предвидится, то зачем объявлять энергетический кризис в стране?

На самом деле, все достаточно просто. Теперь полиция и служба госдоходов смогут остановить вывоз нефтепродуктов за пределы страны, а использовать на данный момент разрешено даже неприкосновенные запасы.

После начала спецоперации России на Украине и последующих за этим санкций против РФ цены на все ископаемые источники энергии в Европе взлетели. 20 апреля стоимость фьючерса на нефть марки Brent составляла $108 за баррель. При этом в январе 2021 года цена мартовского фьючерса на эту же марку нефти на лондонской бирже ICE равнялась $54 за баррель.

Сегодня покупать «черное золото» крайне невыгодно. Нефть стоит намного больше, чем год назад. Казалось бы, можно ведь использовать текущие резервы, которые в свое время закупались по более низкой цене. Но есть один нюанс. Во время кризиса нельзя задешево продавать резервный товар, который был закуплен по низкой цене (до кризиса).

Компаниям ведь нужно будет закупать новые партии по текущим (высоким!) ценам, а значит, если они ранее распродали резервы дешево, у них просто не будет средств на закупку новой партии. Иными словами, жителям Латвии не стоит надеяться на дешевый бензин.

Проблема еще и в том, что все нефтепродукты в Латвию импортируются. Единственный нефтеперерабатывающий завод в странах Балтии находится в Литве – Orlen Lietuva (входит в польский нефтяной концерн Orlen). В марте 2022 года министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис заявил, что нефтеперерабатывающее предприятие отказывается от российской нефти и переходит на сырье из Саудовской Аравии, хотя до этого момента большая часть перерабатываемого «черного золота» поступала на этот НПЗ из РФ.

Очевидно, что продукция Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода станет еще дороже. Мировые цены на «черное золото» продолжают бить рекорды, а отказ от использования российских углеводородов принесет новые проблемы. Логистическое плечо меду Литвой и Саудовской Аравией значительно больше, чем с Россией, что увеличивает конечную цену.

Также не стоит забывать о том, что для производства множества продуктов подходит не любая нефть. В Саудовской Аравии добывают легкие фракции, в основном марки Arab Light. При этом литовский НПЗ использует при производстве нефтепродуктов российскую тяжелую марку Urals. Какую-то часть можно заменить другим сортом, но полностью отказаться от нефти из РФ так просто не получится. Нужно либо искать ей альтернативу, либо переоборудовать НПЗ, что требует времени и средств.

«Нефтеперерабатывающих заводов в Латвии никогда не было. Использование сырой нефти в производстве – это крайне сложный технологический процесс, который с экологической точки зрения считается очень «грязным». Проблема эта, конечно, решается, но за счет больших инвестиций и дорогостоящих технологических решений. В Латвии нет таких предприятий, ради которых это необходимо было бы делать», – объяснила в беседе с Baltnews латвийский экономист Евгения Зайцева.

В стране используется мазут и другие продукты нефтепереработки. Во-первых, это топливный мазут. Во-вторых, это мазут для сельскохозяйственной техники (со специальной маркировкой, чтобы не было акциза). В-третьих, страна нуждается в дизтопливе и бензине. Все это моторное топливо, как правило, закупается традиционно у нефтеперерабатывающего завода, расположенного в Литве.

«В целом, действия правительства вполне логичны. Сейчас и правда нужно говорить о том, что может произойти энергокризис и надо разрабатывать план для его преодоления. Другой вопрос, что резервы топлива в Латвии нельзя сейчас «распаковывать» только потому, что цены на бензин или дизель высоки. Это будет грубое копирование политики крупных стран вроде США, где власти «распаковывают» резервы нефти для совсем иных задач», – отметила Зайцева.

«Балтийской стране можно использовать резервы. Для этого есть 2 часть 72 статьи закона об энергетики Государственного бюро контроля за строительством. Но делать это нужно не из-за высоких цен на топливо, а только когда возникнет его реальный дефицит в стране», – добавила она.

Брюссель гордо молчит

Дефицит топлива в Латвии еще не наступил, но власти понимают, что он уже не за горами. Сегодня почти все страны ЕС находятся в очень сложном положении. Цены на топливо в европейских странах рекордно подорожали.

Например, в Германии в апреле 2022 года средняя цена за литр бензина составляла около €1,96, а в январе 2021 года его стоимость была в районе €1,27. В Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции литр бензина сегодня колеблется в пределах от €2 до €2,22, хотя в 2021 году диапазон цен составлял от €1,33 до €1,5. В Латвии по состоянию на январь 2021 года литр топлива стоил €1.14, а в апреле 2022 года цены на АЗС превысили €1,74.

Очевидно, что всем европейским странам нужно искать какие-то пути для выхода из этой ситуации. В балтийской стране решили немного успокоить население, напомнив, что у правительства есть доступ к резервам. Но даже если власти начнут использовать стратегические запасы для того, чтобы снизить цены, – это временная мера, которая серьезного эффекта не даст.

Чтобы действительно преодолеть энергетический кризис с наименьшими потерями, необходима рабочая стратегия на уровне наднациональных структур ЕС. Однако руководство Евросоюза не торопится вводить антикризисные меры, понимая, что именно их решения и привели к сегодняшнему кризису.

«Проблема высоких цен на топливо в странах Балтии и вообще во всем ЕС состоит в том, что политические решения многих европейских руководителей по отказу или подготовке отказа от российских углеводородов сильно усугубляют ситуацию на рынке», – сказал Baltnews главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.

Сегодня ведущие страны-экспортеры нефти в мире сегодня не могут нарастить объем добычи. Так, в одной Ливии недавно показатель сократился на 500 тысяч б/с, что является третью от всего объема добычи двухнедельной давности.

«Саудовская Аравия тоже не торопится увеличивать продажи «черного золота». Причем, я бы сказал, что дело не только в обязательствах ближневосточного королевства перед договоренностями ОПЕК+ и даже не в противоречиях с США, с которыми у Эр-Рияда непростые отношения. Вполне возможно, что Садовская Аравия физически не обладает возможностью быстро и в большом масштабе нарастить добычу, чтобы заменить на мировом рынке российскую нефть», – заметил Громов.

«Есть проблемы у Нигерии, Анголы и других стран нефтедобытчиков. Нет подвижек и в переговорах между США и Ираном (заключение ядерной сделки и снятие санкций с Тегерана, чтобы тот мог нарастить продажи нефти). В итоге мы видим, что мировые цены на нефть снизить ни кого не получается, а Европа сегодня еще и обсуждает вопрос эмбарго на поставки углеводородов из России. Разумеется, топливный рынок ЕС будет лихорадить», – добавил он.

При этом у стран Евросоюза, считает эксперт, все же есть один инструмент, который может хотя бы частично снизить цены на бензин и дизель, но при этом не придется прибегать к резервам, о чем сейчас говорят в Латвии и некоторых других странах.

Алексей Громов напомнил, что в большинстве стран Европы цена на моторное топливо, которым заправляется простой обыватель на заправке, формируется не только за счет стоимости нефти на мировом рынке: 50-40% розничной цены бензина – это не траты компании на покупку нефти, а расходы в виде выплат различных налогов государству.

В этом у Европы есть, кстати, некоторая схожесть с ценообразованием на бензин в России, в которой 70% цены моторного топлива – это расходы на налоги.

«Страны Евросоюза могли бы снизить налоги для производителей и оптовых покупателей топлива. Это уменьшит расходы компаний, а значит, у них появится возможность снижать цены на бензин на заправках. Другой вопрос, что политики в ЕС не хотят идти на такой шаг, поскольку доходы от подобных налогов в последние годы, как правило, идут на разработку и внедрение «зеленой» энергетики в Европе», – объяснил Громов.

По мнению эксперта, сегодня руководство стран ЕС оказалось фактически на перепутье, ведь им придется выбирать между двумя вариантами:

«Вариант первый – отказ от идей Греты Тунберг, признав их надуманность и недочеты в политике сокращения выбросов СО2. В таком случае можно будет снизить налоговую нагрузку на компании, занимающиеся продажей топлива, благодаря чему они смогут снизить цены на бензин. Итог – никаких резервов ни в Латвии, ни в других странах ЕС «распаковывать» не придется, население не будет выходить на улицы и протестовать.

Вариант второй – развивать и дальше «зеленую» энергетику, игнорировать проблемы на топливном рынке и не ослаблять для компаний из этого сектора налоги. Итог – «ветряков» и солнечных панелей в Евросоюзе будет больше, впрочем, как и недовольных на улицах, которые рано или поздно начнут протесты. С ними придется что-то делать.

Некоторые политики в отдельных странах, возможно, ради пиара даже «распакуют» резервы топлива, но ситуацию это не исправит. Какой из этих вариантов выберут руководители стран в ЕС, сейчас сказать трудно. Тут все будет зависеть от специфики каждого государства в отдельности», – заключил Алексей Громов.

Источник

Власти Латвии объявили в стране энергетический кризис до конца года

Власти Латвии объявили в стране энергетический кризис до конца года

Рига, 19 апреля. /ТАСС/. Кабмин Латвии объявил в стране до 31 декабря энергетический кризис в поставках нефтепродуктов. Об этом сообщило во вторник латвийское информационное агентство LETA со ссылкой на распоряжение правительства.

В соответствии с принятым решением, разрешен выпуск на рынок «резервов безопасности нефтепродуктов» и устанавливается обязанность держателей запасов нефтепродуктов подготовить их к выпуску. Вместе с тем лицензированные розничные продавцы нефтепродуктов, а также поставщики критически важных услуг имеют право обращаться в Государственное бюро контроля за строительством (ГБКС) за разрешением на закупку нефтепродуктов из резервов безопасности. Уточняется, что учреждением, ответственным за координацию деятельности в период государственного энергетического кризиса в сфере поставок нефтепродуктов, будет являться Государственный кризисный центр по энергетике.

Контроль за выполнением распоряжения будет осуществляться Государственной полицией и Службой государственных доходов. Эти ведомства также будут следить за тем, чтобы не производился вывоз нефтепродуктов из Латвии.

Как пояснил министр экономики Янис Витенбергс, такое решение правительства обеспечит выход из ситуации в случае дефицита на рынке топлива. В настоящее время у Латвии имеются запасы нефти, которые позволят народному хозяйству функционировать в течение 90 дней. Он также добавил, что в текущей геополитической ситуации существуют риски несмотря на то, что обстановка в сфере торговли топливом стабильна, и сообщений о том, что поставки могут быть прекращены, нет.

Ранее Витенбергс заявлял, что Латвия решила в будущем отказаться от закупок российского природного газа и рассчитывает заменить его импорт поставками американского сжиженного природного газа.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...