Как настроить зажигание на Риге

Электрооборудование

К основным узлам и деталям бесконтактной системы зажигания относятся: генератор переменного тока, блок «коммутатор — стабилизатор» (БКС) катушка зажигания (высоковольтный трансформатор), высоковольтный провод, свечной наконечник, свеча зажигания. Генератор вырабатывает энергию для питания светосигнальной аппаратуры и системы зажигания.

В него встроен датчик момента искрообразования на свече. На полюсах статора расположены обмотка питания бесконтактной системы зажигания и обмотка питания светосигнальной аппаратуры. Выводы этих обмоток и обмотки датчика соединены с винтовыми клеммами на металлической крышке генератора. При вращении ротора в обмотках статора наводится ЭДС, которая подается на вход БКС.

За один оборот ротора в обмотке датчика наводится один импульс ЭДС, который вызывает образование искры на свече. — Катушка зажигания — двух типов: Б300Б в пластмассовом (из карболита) корпусе и 2102.3705, обмотки которой опрессованы морозостойким полипропиленом. По параметрам катушки идентичны и взаимозаменяемы. Они имеют первичную и вторичную обмотки, соединенные по автотрансформаторной схеме.

Принципиальная схема электрооборудования

Схема подключения выключателей

Генератор 26.3701

Генератор предназначен для работы в качестве источника эпектрической энергии в системе электрооборудования мопедов с двигателем рабочим объемом 50 см3. Работает в комплекте с высоковольтным трансформатором 21.3705 и электронным блоком коммутатор-стабилизатор 251.3734(252.3734). Условия эксплуатации: температура окружающей среды от -40 до +90 °С, относительная влажность воздуха 95 % при 40 °С.

Генератор изготовляется в следующих климатических исполнениях: У, Т. Ротор представляет собой постоянный магнит, отлитый из специального сплава. Он устанавливается на конусной цапфе вала, фиксируется шпонкой и крепится болтом. На передней части ротора размещается магнит датчика.

В корпусе статора, набранного из листов электротехнической стали, имеется восемь катушек: две из них вырабатывают ток для катушки зажигания, остальные шесть — для питания фары, стоп-сигнала, заднего фонаря и звукового сигнала. На заряжающие катушки устанавливается магнитный шунт из магнитной стали. На передней крышке монтируются выводные клеммы.

Технические характеристики

Направление вращения (со стороны привода). левое
Номинальное напряжение, В. 7
Номинальная мощность, Вт. 45
Количесгво размыканий контактов за один оборот ротора. 1
Зазор между ротором и статором датчика, мм. 0,3+0,05
Регулировка угла опережения зажигания, град. 15
Частота вращения, при котором обеспечивается беспе-
ребойное искрообразование на 3-электродном иголь-
чагом разряднике при искровом промежутке 6 мм, мин
минимальная. 450
максимальная. 7000

Генератор. переменного тока, синхронный
возбуждение. от постоянных магнитов

Рига 13 + зажигания от бензопилы.

Статор. лента 08кп-М-НТ-2-0-1,5
количество пазов. 8
количество катушек и их соединение:
в цепи освещения. 6, последовательное
в зарядной цепи зажигания. 2, последовательное
в цепи датчика. 1

количество витков в катушке осветительной цепи. 25
марка и диаметр провода катушек осветительной цепи. ПЭВ-2; 1,08 мм

количество витков в зарядной катушке. 1650
марка и диаметр провода зарядных катушек. ПЭВ-2; 0,12 мм

количество витков в обмотке датчика. 1000
марка и диаметр провода обмотки датчика. ПЭВ-2; 0,15 мм

сопротивление, Ом:
цепи освещения. 0,3
зарядной цепи зажигания. 430
цепи датчика. 40

Ротор. с основным постоянным магнигом ЮНД4 и магнитом датчика системы зажигания; залит алюминиевым сплавом
Крышка. лента 10кп-М-НТ-2-О-1,5

Исполнение:
по способу подавления радиопомех. неэкранированный
по степени защиты от проникновения посторонних тел и воды. 1РОО (ГОСТ 14254-80)

Крепление:
сгатора. фланцевое, винтами в картере двигателя
ротора. болтом на конусе хвостовика коленчатого вала
Масса, кг. 2

90%-ный ресурс до первого капитального ремонта (пробег мопеда), тыс. км. 15
Гарантийный срок эксплуатации при наработке не более 6 тыс. км пробега мопеда, мес.. 18

Регулировка зажигания

Для настройки зажигания в свечное отверстие вставляют глубиномер штангенциркуля или другой подходящий измеритель, подводят поршень не доходя ВМТ 1 — 1.5 мм и совмещают вырез на магните генератора с сердечником датчика. Несмотря на простоту этого способа, он имеет один недостаток: дело в том, что момент отпирания тиристора в электронном БКС, вообще-то говоря, есть величина, меняющаяся в некоторых пределах даже для тиристоров одной марки, и предсказать в какой именно момент он откроется трудно.

На момент отпирания тиристора также влияет и датчик, параметры которого также меняются от датчика к датчику. Более точно выставить зажигание можно при помощи неоновой лампочки (я использую неонку от стартера ЛДС). Для этого устанавливают поршень за 1-1.5 мм до ВМТ, наносят белой краской риску на статор генератора (около края отверстия под ротор).

Напротив риски на статоре рисуют такую же риску на роторе. Один конец неоновой лампы соединяют с корпусом двигателя, другой конец подсоединяют к проводу, который наматывается поверх высоковольтного провода (~7-10 витков). Запускают двигатель и светят неонкой на нарисованные риски. Поворачивая статор генератора добиваются совмещения нанесенных рисок. Настройку зажигания следует проводить в темное время, поскольку такая неонка дает очень слабое свечение.
При ходовых испытаниях момент опережения можно будет подкорректировать под конкретные условия эксплуатации мопеда.

Блок коммутатор-стабилизатор 251.3734

Блок коммутатор-стабилизатор 252.3734

Рассмотрим работу электронного блока на примере БКС 251.3734 (работа блока 252.3734 (вариант 2) аналогична). Блок коммутатор — стабилизатор содержит электронный блок системы зажигания и стабилизатор напряжения светосигнальной цепи.

Система зажигания работает следующим образом: импульсами ЭДС, возникающими при вращении ротора генератора в обмотке зажигания, через диоды VD1 и VD3 заряжаются накопительные конденсаторы С3 и С4. Сигнал с обмотки датчика поступает через диод VD4 на управляющий электрод Тиристора VS1, который открывается, в результате чего предварительно заряженные конденсаторы С3 и С4 разряжаются на первичную обмотку катушки зажигания.

Во вторичной обмотке индуцируется импульс ЭДС высокого напряжения, который через высоковольтный провод и свечкой наконечник подается на центральный электрод свечи зажигания. Стабилитрон VD2 ограничивает напряжение заряда конденсаторов до уровня 150В.

Электронный стабилизатор напряжения содержит тиристор VS2 и измерительный орган, состоящий из двухполупериодного выпрямительного моста VDN, делителя напряжения на резисторов R1, R2, R3, конденсатора С1, стабилитрона VD5 и диода VD6. Тиристор VS2 подключен параллельно обмотке освещения.

Когда величина напряжения, снимаемого с делителя, достигает напряжения стабилитрона VD5, начинает протекать ток через управляющий электрод тиристора. Когда ток достигнет определенной величины, тиристор открывается и шунтирует обмотку освещения.

В зависимости от нагрузки, приложенной к обмотке, момент отпирания тиристора, будет возникать в разное время, а при большой нагрузке тиристор может вообще не открываться. Чем больше нагрузка на генератор, тем меньшая часть энергии шунтируется тиристором VS2. Таким образом действующее напряжение поддерживается на заданном уровне. Электронный блок системы зажигания и стабилизатор помещены в один корпус, имеющий два штекерных разъема. Монтаж с целью герметизации и для надежности залит пенополиуретаном. БКС 251.3734 и 252.3734 работают в комплекте с генератором 26.3701 и обеспечивают напряжение светосигнальной цепи 6. 8 В.

Обратите внимание! На обеих печатных платах место под токоограничивающий резистор R5 (R2) не предусмотрено. Не смотря на то, что схема будет работать и без этого резистора, я все же рекомендую его ставить для снижения нагрузки на заряжающую обмотку, поскольку она оказывается закороченной при открытом тиристоре VS1.

Регулировка фары

Состояния свечей зажигания


а) Нормальный вид

Вид свечи: от светло-серого до коричневого с небольшим осадком, а также с незначительной электродной эрозией.
Вывод: состояние двигателя нормальное, воздушно-топливная смесь и зажигание отрегулированы правильно; калильное число свечи подобрано верно; перебои зажигания отсутствуют; система холодного пуска двигателя работает.

б) Загрязнение нагаром

Вид свечи: сухой мягкий нагар интенсивно-черного цвета на изоляторе, электродах и корпусе свечи.
Последствия: плохой запуск двигателя; плохая работа холодного двигателя; перебои в воспламенении воздушно-топливной смеси; плохая реакция на газ.
Вероятные причины: неправильное положение дроссельной заслонки; избыточно богатая воздушно-топливная смесь; позднее зажигание; плохие высоковольтные провода; сильно засорен воздушный фильтр; неправильно подобран тепловой диапазон — слишком «холодная» свеча.
Способы устранения: отрегулировать рабочую смесь; положение дроссельной заслонки; угол опережения зажигания; систему холодного пуска двигателя; поменять воздушный фильтр; почистить свечи или поменять на новые — с правильно подобранным калильным числом.

в) Свинцовые образования

Вид свечи: изолятор покрыт желтыми или коричневыми глянцевыми осаждениями типа глазури.
Последствия: неудавшееся воспламенение воздушно-топливной смеси при резком ускорении или большой нагрузке; перебои в зажигании при больших нагрузках ввиду того, что глазурь становится проводником электричества.
Вероятные причины: использование этилированного бензина с примесями свинца; использование бензина с большим октановым числом.
Способы устранения: использовать бензин нормального качества; свечи поменять на новые — старые очищать бесполезно.

г) Перегрев

Вид свечи: чрезвычайно белый изолятор с маленькими черными вкраплениями и преждевременной электродной эрозией.
Последствия: потеря мощности на высокой скорости или при нагрузке.
Вероятные причины: свеча недостаточно вкручена; система охлаждения двигателя работает ненормально; слишком раннее зажигание; неправильно подобран тепловой диапазон — слишком «горячая» свеча.
Способы устранения: проверить момент затяжки свечи; работу системы охлаждения двигателя; отрегулировать угол опережения зажигания; правильно подобрать калильное число свечи.

д) Преждевременное зажигание

Вид свечи: расплавленные и сожженные центральный и заземляющий электроды (либо один из электродов); вспузырившийся изолятор с металлическими отложениями на нем.
Последствия: значительная потеря мощности двигателя; перебои зажигания. При дальнейшем использовании таких свечей возможно серьезное повреждение двигателя.
Вероятные причины: термическая перегрузка; значительный перегрев деталей свечи из-за калильного зажигания — возгорание начинается раньше, чем появляется надлежащая искра; использование некачественного топлива; догорание остатков воздушно-топливной смеси в камере сгорания из-за неправильно отрегулированной топливной системы или угла опережения зажигания; неправильно подобран тепловой диапазон — слишком «горячая» свеча.
Способы устранения: проверить двигатель, систему зажигания и топливную систему, а также качество рабочей смеси и угол опережения зажигания. Установить новые свечи с правильно подобранным калильным числом.

е) Масляные загрязнения

Вид свечи: влажные маслянистые черные осадки на изоляторе, черный масляный нагар на изоляторе, электродах и корпусе свечи.
Последствия: плохой запуск двигателя, перебои в зажигании.
Вероятные причины: слишком высокий уровень масла; новый или недавно отремонтированный двигатель; в топливной смеси слишком много масла (для двухтактных двигателей).
Способы устранения: отремонтировать двигатель; произвести обкатку нового или отремонтированного двигателя; в правильной пропорции смешать бензин и масло; установить новые свечи зажигания.

ж) Разрушенный изолятор

Вид свечи: треснутый или расколотый изолятор.
Последствия: перебои в зажигании.
Вероятные причины: резкая детонация двигателя; неправильно отрегулирован зазор свечи; механические повреждения свечи из-за ударов или падений при транспортировке или при установке.
Способ устранения: заменить свечи зажигания на новые с правильно отрегулированным зазором.

з) Механические повреждения

Вид свечи: изогнутый, деформированный боковой электрод с зазубринами и следами ударов; сломанный изолятор.
Последствия: перебои в зажигании.
Вероятные причины: неправильно подобрана свеча — длина резьбы не соответствует длине резьбы посадочного места свечи в головке двигателя; попадание инородных тел (болтов, гаек и т.д.) в камеру сгорания.
Способы устранения: подобрать свечи правильного типа и размера; отремонтировать двигатель.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...